Старое Дрожжаное

Село Старое Дрожжаное - Центр Дрожжановского района. Расположено на крайнем юго-западе Республики Татарстан, на реке М. Цильна (бассейн р. Свияга), в 45 км к западу от ж.д. ст. Бурундуки (линия Ульяновск–Свияжск). Расстояние до Казани 200 км. 
     На 2008 г. - 3416 жителей (по переписи 2002 г., татар - 79%).    

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО ДРОЖЖАНОВСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

     Полеводство, молочное скотоводство, маслосыродельный завод, хлебозавод, предприятие сельхозтехники, строительное предприятие, газовый участок.  Районный дом культуры
     2 средние школы, профессиональное училище, районный дом культуры, районная больница, детско-юношеская спортивная и музыкальная школы, 2 библиотеки. Музей истории района. 2 мечети. 
 
     Основано не позднее 1654 г.

В дореволюционных источниках известно также под названием Старый Дрожжаной Куст. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян (выполняли лашманскую повинность). Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., здесь была мечеть. В начале 20 в. располагалось волостное правление, функционировали 2 мечети, 2 медресе. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1472,1 десятин. 
     До 1920 г. село являлось центром Дрожжановской волости Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. центр Дрожжановского района, с 01.02.1963 г. в Буинском районе, с 30.12.1966 г. вновь районный центр. 
     Число жителей: в 1859 г. - 858, в 1897 г. - 1248, в 1913 г. - 1554, в 1920 г. - 1389, в 1926 г. - 1175, в 1938 г. - 1727, в 1949 г. - 1621, в 1958 г. - 1614, в 1970 г. - 2175, в 1979 г. - 2611, в 1989 г. - 2947, в 2002 г. - 3332 чел. 
 
                                                                                            село Старое Дрожжаное                               
ИСТОРИЯ СЕЛА
     Село Старое Дрожжаное имеет свое начало с времен Казанского ханства. Об этом повествует легенда, которая отражается и в некоторых документах.

В 1960 годы 88-летняя Кафия Алкаева делится своими воспоминаниями: «400 -450 лет назад на эти места приходят трое взрослых Алкай, Алмакай, Салмакай. Они находят родник и садятся отдохнуть. Один из них пьет воду и замечает что вода кисловатая, да и земли здесь как на дрожжах, болотистые. Вот и назвали они эту местность и речку Дрожжаное.» 
     Существует документ, где сказано: «В 1663 году - Казанский служилый татар Ахметка с товарищами в количестве 25 человек поселились в Симбирском уезде на верховьях реки Цильна, где им были отведены пахотная земля и сенные покосы». (Московский архив Министерство Юстиции, 3 отдел, Казань, отказный старых лет, книга 2.Д.151). Мы можем предположить, что «Ахметка» - это Алмакай (Алкай). 
     Хуснуджамал Хайруллова же рассказывает: «Основатели деревни Алкай, Алмакай, Салмакай - все трое из Турции. Во время войны они попали в плен и вынуждены были здесь остаться». То, что они из Турции, дает нам по праву утверждать, что они мишари. Ведь в трудах Е.А. Малова «Сведения о мишарях» есть легенда, где написано, что мишари когда-то пришли из турецких земель. Но даже до их прихода здесь уже жили чуваши, то есть мордовцы и марийцы. 
     В первой четверти 18-го века здесь появились служилые татары, которые были переселены на эти земли правителями России в качестве строителей защитных линий на границе государства. 
     При правлении Екатерины II Дрожжановский куст становится центром Дрожжановской волости.
     
 
Старое Дрожжаное. Церковь Сергия Радонежского.
Казанская и Татарстанская епархия / Буинское благочиние

Церковь. Действует.   
Престолы: Сергия Радонежского 
Год постройки: Между 2013 и 2015.
Как доехать, где находится:
Республика Татарстан, Дрожжановский район, село Старое Дрожжаное, улица Семёнова, д. 1А.
Координаты: 54.714988, 47.55578 
Проезд:
с автодороги Р-241 Казань - Ульяновск свернуть на автодорогу Бурундуки - Старое Дрожжаное, через 47 км в центре села Старое Дрожжаное повернуть направо на Газовую улицу (второй перекресток в селе), проехать села Старое и Новое Дрожжаное, через 3 км церковь на выезде из села Новое Дрожжаное справа, примерно в 200 метрах от дороги.
   
В Дрожжановском районе ведется строительство Храма Сергия Радонежского. В селе Старое Дрожжаное осуществляется строительство Храма Сергия Радонежского. Строительство религиозного сооружения такого масштаба в Дрожжановском районе осуществляется впервые. Площадь застройки составляет 1,20 гектара, общая площадь здания храма — 256 кв.м., в том числе молебенный зал занимает 148 кв.м., алтарь — 40 кв.м и притвор — 50 кв.м. 
Объект строительства также включает в себя здание воскресной школы и трапезной с гостиницей.

Строительство храма начато в октябре 2013 года и осуществляется за счет средств местного общественного фонда «Созидание», инициатором создания которого является Кузнецов Валерий Поликарпович. Основным инвестором в строительстве храма выступил Колесников Сергей Анатольевич (г.Москва), являющийся одним из учредителей фонда «Созидание». Подрядная организация, силами которой строится объект — ООО «Меридиан» . Компанию возглавляет Угаслов Николай Федорович (г.Чебоксары), также учредитель фонда.
 
 

Стародрожжановское сельское поселение
 
422470, Республика Татарстан, Дрожжановский муниципальный район, село Старое Дрожжаное, улица Школьная, дом 16
Телефон: (84375) 2-27-09
 Глава: 
Приемные дни и часы: вторник  и четверг с 9.00 до 12.00, с 14.00 до 17.00
    
Географическое положение
Стародрожжановское сельское поселение Дрожжановского муниципального района расположено в районном центре Дрожжановского муниципального района.
В состав Стародрожжановского сельского поселения входят 3 населенных пункта: село Старое Дрожжаное, село Новое Дрожжаное, село Старое Ильмово. Административным
центром   поселения является населенный пункт- село Старое Дрожжаное.
По землям участка протекает река Цильна. 
    
Площадь, численность и состав населения
 
Территория   муниципального образования занимает    130,3 кв.м.,   в т.ч. площадь
земель сельскохозяйственного назначения- 385 га
Численность постоянного населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г) составляет      4829 человек, в т.ч. в возрасте:
моложе трудоспособного -    1283 человека
трудоспособном -     2814 человека
старше трудоспособного-   732 человека
     

Краткая историческая справка
       Село Старое Дрожжаное имеет свое начало с времен Казанского ханства. Об этом повествует легенда, которая отражается и в некоторых документах. В 1960 годы 88- летняя Кафия Алкаева делится своими воспоминаниями: «400 -450 лет назад на эти места приходят трое взрослых Алкай, Алмакай, Салмакай. Они находят родник и садятся отдохнуть. Один из них пьет воду и замечает что вода кисловатая, да и земли здесь как на дрожжах, болотистые. Вот и назвали они эту местность и речку Дрожжаное.»
       Существует документ, где сказано: «В 1663 году - Казанский служилый татар Ахметка с товарищами в количестве 25 человек поселились в Симбирском уезде на верховьях реки Цильна, где им были отведены пахотная земля и сенные покосы». (Московский архив Министерство Юстиции, 3 отдел, Казань, отказный старых лет, книга 2.Д.151). Мы можем предположить, что «Ахметка» это Алмакай (Алкай).
Хуснуджамал Хайруллова же рассказывает: «Основатели деревни Алкай, Алмакай, Салмакай - все трое из Турции. Во время войны они попали в плен и вынуждены были здесь остаться».

То, что они из Турции, дает нам по праву утверждать, что они мишари. Ведь в трудах Е. А. Малова «Сведения о мишарях» есть легенда, где написано, что мишари когда-то пришли из турецких земель. Но даже до их прихода здесь уже жили чуваши, то есть мордовцы и марийцы.
       В первой четверти 18-го века здесь появились служилые татары, которые были переселены на эти земли правителями России в качестве строителей защитных линий на границе государства.
       При правлении Екатерины II Дрожжановский куст становится центром волости.
       Село Старое Ильмово находится на юго-востоке от райцентра с. Старое Дрожжаное.
       В 15 веке Булгарские чуваши начали переселяться в эту местность и поселились недалеко от ильмового леса. Рядом был родник. В то время деревне, в которую они поселились, дали название Ильмово. Из-за постоянных набегов грабителей из леса, из –за частых краж домашних животных, домашней утвари жители села решили переместиться на территорию, на которой находится на сегодняшний день село Старое Ильмово.
 
       В 16 веке некоторые семьи деревни Ильмово переселились на новое место и назвали свою деревню Новое Ильмово. С тех пор как появилось Новое Ильмово, Ильмово начали называть Старое Ильмово.
        В 1961 году объединились Старое Ильмово, Чувашское Дрожжаное, Хайбулдино, Кушкувай, Новое Дрожжаное, Старое Дрожжаное в один колхоз «Россия». Председателем колхоза был выбран Фаизов Адельдян. 1983 году деревня Чув.Дрожжаное, Хайбулдино, Кушкувай отделились от колхоза «Россия», образовав   колхоз «Родина»
  
На территории Стародрожжановского сельского поселения расположены всего 83 организаций и учреждений, в т.ч. 13 магазинов ООО «Знамя»,   4 школы, школа искусств, Дом детского творчества, краеведческий музей, Районный Дом культуры. Кроме того на территории сельского поселения расположены рынок, 17 частных предприятий, 2 мечети, 6 кладбищ.
    


Достопримечательности, известные люди
В центре села Старое Дрожжаное расположен обелиск, павшим воинам в годы Великой отечественной войны, парк,  памятник Владимиру Ильичу Ленину 
 
Насретдинов Ильсур Афзалович – полковник
Исхаков Рафик Шагиахметович – полковник
Бахитов Мансур Идиятуллович – кандидат наук
Фасхутдинов Ирфан Гельмутдинович – отличник народного просвещения РСФСР
Фасхутдинов Ильдус Ирфанович – бывший Министр дорожного хозяйства и транспорта РТ
Низамов Эльмас Хасанович – кандидат наук
Хайрутдинов Ильдар Нурислямович – Заслуженный работник сельского хозяйства РТ
Алимов Закир Алимович – кавалер ордена Ленина
Салахова Амина – кавалер ордена Ленина
Гайнуллина Алсу Аскаровна – Народная артистка России и Татарстана
Хусаинов Насих Шайхиевич – полковник
Насретдинова Клара Шайхиевна – заслуженный учитель РТ
Загреева Дания Фатхеевна – заслуженный учитель РТ
Гафаров Рафик Сафиуллович – заслуженный юрист РТ
Валеев Альберт Зарифович – заслуженный деятель науки РСФСР
Манеров Фарук – доктор наук, профессор
Фахрутдинов Рево Зиганшинович – кандидат наук, декан факультета
Гафаров Иршат Ахметович – заслуженный учитель РТ
Фахрутдинов Данир Рифкатович – заслуженный работник культуры РТ
Шарафутдинов Данир Сирачевич – заслуженный работник культуры РТ
Ракипов Ансаф Валиахметович – заслуженный работник сельского хозяйства РТ
Хайруллин Газинур Гарифзянович – Герой России.
   


 
ДРОЖЖАНОВСКИЙ РАЙОН
  Дрожжановский район Республики Татарстан расположен на юго-западе республики, граничит с Республикой Чувашия и Ульяновской областью. Район состоит из 19 сельских поселений, включающих в себя 52 населенных пунктов.
Старое Дрожжаное, село в Татарстане, центр Дрожжановского района, в 200 км к юго-западу от Казани, в 45 км к востоку от железнодорожной станции Бурундуки. Население около 4,5 тыс. человек. 
  
Район образован 10 августа 1930  году. 
В древние времена на территории, называемой "дикое поле", были дремучие леса, большие озера, топкие болота, где обитали животные и птицы того времени, в том числе и громадные мамонты. По данным археологических раскопок известно, что люди проживали на территории Дрожжановского района уже в период ранних булгар. Об этом свидетельствуют следы жизнедеятельности, найденные на местах древних поселений по реки Цильна. В середине XVII в. - первой четверти XVIII в. здесь появились поселения служилых татар, они располагались вперемежку с селами, где проживали чуваши, мордва и др. Эти служилые татары былт переселены на эти земли правитялями России в качестве строителей защитных линий на границе государства.
 
ОтправитьДрожжановский район - место, где имеются кровно-родственные связи таких знатных людей страны и республики, как основоположник татарской светской поэзии Габдулзаббар Кандалый,  деды которого были из д.Каракитян, великий татарский ученый Шигабутдин Марджани, у которого дед со стороны матери из Старых Чукал; историк и педогог Хади Атласи - родом из Нижнего Чекурска, знаменитый просветитель Шигаб Ахмеров - из д. Новая Задоровка. Здесь родились такие лучшие представители татарской литературы, как Шараф Мударрис, Заки Нури, Шамиль Ракийпов, Кыям Миннибаев, Роберт Ракийпов и др. В нашем районе родились люди, внесшие неоценимый вклад в развитие татарского театра - Ринат Тазетдинов, Хидият Султанов, Алсу Гайнуллина; в развитие эстрадно- песенного искусства - Габдулла Рахимкулов, Рафаэль Ильясов, Илсур Сафин (Илсаф),  Рафик Тазетдинов, Алсу Абулханова у которой мать родом из с. Мочалеи и др. 
 

Район гордится своими Героями Советского Союза: Зарифом Алимовым, Семеном Уганином, Нуррулой Фазлаевым, Исмагилом Хакимовым, Петром Юхвитовым и полными кавалерами Орденов Славы Зиатдином Арслановым и Григорием Семеновым. Героем России Газинуром Хайруллиным. 

За высокие трудовые успехи стали Героями Социалистического Труда Лазарь Дергунов, Ахметгерей Абдреев, Усман Алиев, Абдулла Сабирзянов, Александр Мокшин, Сергей Немасев, Равиль Низамутдинов. Петр Дементьев, бывший Министр Авиационной промышленности СССР, дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда.
 
 
Геральдика района
Герб Дрожжановского муниципального района
 "В серебряном, зелёном и золотом поле, повышенно пересечённом и рассечённом внизу, поверх всего - золотой каравай с серебряной солонкой, поставленный на серебряном рушнике с червлёным (красным) шитьем на концах; позади каравая в серебре - выходящий червлёный шар".
 Дрожжановский район располагается на западной оконечности Республики Татарстан, что показано в гербе района красным диском-солнцем. Солнце – традиционный символ долголетия, активности, силы, трудолюбия.
 Символика поля герба состоящего из зелёной и золотой части многозначна. Указывает на смешанное население района: здесь компактно проживают татары и чуваши; об этом же говорит изображение узоров на концах рушника. Рушник (полотенце) с национальными узорами также аллегорически символизирует жителей района, внесших огромный вклад в развитие культуры, науки, искусства и литературы Республики. Полотенце – традиционный символ духовной чистоты и уважения. Зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста. Золото – символ урожая, богатства, стабильности и уважения.
 
Каравай с солонкой показывают направленность экономики района. Регион является аграрным и обеспечивает Республику такими видами сельхозпродукции и сырья как зерно, бобовые культуры, сахарная свекла, мясо, молоко.

Основная деятельность предприятий района также направлена на обслуживание и переработку сельскохозяйственной продукции. Рушник, каравай и солонка вместе символизируют радушие и гостеприимство местных жителей. Серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Красный цвет – символ мужества, силы, труда, уверенности и красоты.
Утвержден решением Совета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан от 9 марта 2006 г. №6/3. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №2889. Внесен в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под №44.
  


 
Флаг Дрожжановского муниципального района
 "Флаг Дрожжановского муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, разделённое по горизонтали на две равные по ширине полосы – верхнюю белую, с красным полукругом вплотную к границе полос, и нижнюю, разделённую по вертикали на две равные части - зелёную и жёлтую. Посередине полотнища – изображение каравая с солонкой, под караваем воспроизведен белый с красным орнаментом рушник".
 Флаг Дрожжановского района разработан на основе герба, который языком символов и аллегорий отражает культурные и экономические особенности региона. Дрожжановский район располагается на западной оконечности Республики Татарстан, что показано на флаге района красным диском-солнцем. Солнце – традиционный символ долголетия, активности, силы, трудолюбия.

Символика полотнища состоящего из зелёной и золотой части многозначна.
 Она указывает на смешанное население района: здесь компактно проживают татары и чуваши; об этом же говорит изображение узоров на концах рушника. Рушник (полотенце) с национальными узорами также аллегорически символизирует жителей района, внесших огромный вклад в развитие культуры, науки, искусства и литературы Республики. Полотенце – традиционный символ духовной чистоты и уважения. Зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста. Жёлтый цвет (золото) – символ урожая, богатства, стабильности и уважения.
 
Каравай с солонкой показывают направленность экономики района. Регион является аграрным и обеспечивает Республику такими видами сельхозпродукции и сырья как зерно, бобовые культуры, сахарная свекла, мясо, молоко. Основная деятельность предприятий района также направлена на обслуживание и переработку сельскохозяйственной продукции. Рушник, каравай и солонка вместе символизируют радушие и гостеприимство местных жителей. Белый цвет (серебро) – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Красный цвет – символ мужества, силы, труда, уверенности и красоты.
  
    
  Культура 
На сегодняшний день в Дрожжановском районе функционируют:
1 – Районный Дом культуры;
24 – сельских Домов культуры;
15 – сельских клубов;
3 – автоклуба;
1 – Центральная библиотека, 1 – детская библиотека, 30 – сельских библиотек;
1 – Детская школа искусств;
2 – музея;
1 – народный ансамбль песни и танца «ТАН»;
1 – народный хореографический коллектив «Яшьлек»;
1 – народный фольклорный ансамбль «Сюмбеля»; 
1 – народный чувашский фольклорный ансамбль «Сепрель»;
1 – народный театр «Бетерчек».
                
Спорт
Для занятия спортом в районе имеются 45 плоскостных открытых спортивных сооружений, 23 спортзала, 1 крытый плавательный бассейн с тренажерным залом. 
В районе действует детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), где функционируют спортивные секции по футболу, хоккею с шайбой, лыжному спорту, национальной борьбе, вольной борьбе, настольному теннису, волейболу, плаванию. Всего в разных возрастных группах по 8 видам спорта,  занимаются  437 учащихся.
Ежегодно в районе проводится спартакиада среди школьников, среди организаций и учреждений района, среди пенсионеров, а также проводятся массовые спортивные мероприятия «Кросс России», «Лыжня России». Для населения района в течение года  проводятся спортивно – развлекательные массовые мероприятия: «Проводы зимы», «Зимние забавы», спортивные праздники, приуроченные к знаменательным датам: «День Республики», «Сабан – туй», «День физкультурника». 

        

РЕКА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ ЦИЛЬНА

Цильна́ — река в Дрожжановском районе Республики Татарстан и в Цильнинском районе Ульяновской области. Левый приток реки Свияги. 
Длина реки — 59 км, площадь её водосборного бассейна — 845 км².
Малая Цильна (тат. Keçe Çınlı yılğası) — малая река в Дрожжановском районе Республики Татарстан.

Длина реки — 54 км, площадь её водосборного бассейна — 348 км².

ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ - ИСТОК РЕКИ ЦИЛЬНА                                                                        

Данные Госреестра
Река Цильна

Код водного объекта    08010400612112100002362
Тип водного объекта    Река
Название    Цильна
Местоположение    
163 км по лв. берегу р. Свияга
Впадает в    
река Свияга в 163 км от устья
Бассейновый округ    
Верхневолжский бассейновый округ (8)
Речной бассейн    (Верхняя) Волга до Куйбышевского водохр (без бассейна Оки) (1)
Речной подбассейн    
Волга от впадения Оки до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Суры) (4)
Водохозяйственный участок    
Свияга от с. Альшеево до устья (6)
Длина водотока     - 59 км
Водосборная площадь    845 км²
Код по гидрологической изученности    112100236
Номер тома по ГИ    12
Выпуск по ГИ    1

 

Река Цильна протекает на территории Республики Татарстан и Цильнинского района Ульяновской области.

Является левым притоком реки Свияги. Исток Цильны находится в Дрожжановском районе (Татарстан), а устье её - Волга (Куйбышевское водохранилище).

Название реки, по версии филологов, происходит от финно-угорского слова "тцина" или "тина" ("илистая река"), на татарском "тина"- ци (ти) – «сыро, мокро». В Татарстане распространена близкая топонимика.
 В частности, река Цильна - "сырая, мокрая дорога». В Чувашии родственное название имеет город Цивильск по названию реки Цивиль "сырая, мокрая дорога" (с чувашского – «виль» приравнивается к татарскому – «юл» что означает "дорога"). Цильна - (иль - "дорога").

Возможно из названия Цильна понятие «дорога» выпало по причине трудной проходимости, заболоченности её берегов. Таким образом, получилось «Цильна» - просто "сырое, мокрое место".

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://sdrz-drogganoe.tatarstan.ru
Дрожжановский район РТ.
http://www.tatarstan-mitropolia.ru/
Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862. 
группа села Вконтакте.

  

ВложениеРазмер
Drogganoe (0).jpg84.21 КБ
Drogganoe (1).jpg341.79 КБ
Drogganoe (2).jpg140.85 КБ
Drogganoe (3).jpg88.94 КБ
Drogganoe (4).jpg97.45 КБ
Drogganoe (5).jpg103.56 КБ
Drogganoe (6).jpg113.83 КБ
Drogganoe (7).jpg49 КБ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru