Сергачские татары

Сергачские татары

В одну из наших поездок в Нижний Новгород – экскурсовод рассказала нам забавную историю: «Знаете, - говорит она, - в Нижегородской области живет народ, которые знает все языки мира!»
Мы в недоумении посмотрели на неё, и были явно заинтересованы этим исключительным фактом!
Она выдержала паузу, а потом сказала: «Это сергачские татары, так как на любой вопрос на любом языке мира – они всегда точно отвечают: «Бельмим!».

СТАТЬЯ ПРО МИШАРЕЙ - НАРОД МИШАРИ!

 

                                                                           Сергачские татары
Сергачские татары

Татары (сергачские мишари) компактно проживают на юго-востоке области. Выходцы из этой местности составляют крупную диаспору в Нижнем Новгороде, представляют весьма значительную часть (больше 40%) современного татарского населения Москвы (и Московской области); также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области), Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале 20 века.

В основе разговорного языка мишар лежит западный (мишарский) диалект татарского языка (сыгравший значительную роль в формировании национального литературного языка). Характерной особенностью нижегородских мишар является цокающий говор. Эта группа татар начала формироваться в районе Кадома (совр. Мордовия), в 14-15 вв. заселив нынешний ареал обитания - юг Нижегородчины.

Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей вообще и нижегородских в частности на сегодня нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финнские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы "буртас" ("буртасы") и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до 17 века. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы. В 14 в. разные этнические группы входили в состав Наровчатского княжества с центром в г.Мукшы (совр. Наровчат Пензенской области), в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" - "мещера". Становление Касимовского ханства также оказало большое влияние на развитие мишарей.           Сергачские татарыСергачские татары

Легенда, распространенная среди самих нижегородских мишар, гласит о "семи дедах" - "eaa aaaae", которые ушли из Булгара во время нашествия монгол, поселившись с женами на пустом месте ("буш урынга"), от которых и пошел весь мишарский род. Их вспоминают во время ритуальных молитв после чтения Корана, обращаясь к Аллаху с просьбой донести эти молитвы до их душ.

В 13 веке, когда возник Нижний Новгород, территория вокруг современных Арзамаса, Лукоянова, Сергача была заселена редкими мордовскими племенами; с 14 века начинается проникновение сюда кочевых тюркских племен. Татары-мишари складываются как обособленная группа в конце 14 - начале 15 веков. В сочинении конца 14 в. "Аноним Искандера", между землею Укек на Волге (совр. Саратовская область) и Булгаром отмечается земля "Маджар". В то же время упоминается о том, что "мачяры" дают дань (ясак) касимовскому царевичю. Известны этнонимы "мещера", "можары", "мачяр", "месчора" и др. (Вспомним в связи с этим, что самоназвание венгров - одного из угорских народов - "мадьяр" (magyar)).

                                                   село Кочко-Пожарки                Сергачские татары            Сергачские татары

Будучи в основном твердыми и убежденными мусульманами, мишари стали разграничительным этносом между православным (Русь) и мусульманским (Казань) мирами. Кстати говоря, момент "исламизации" мишарей практически не изучен: хотя степняки (кипчаки) исповедовали Ислам с 11-12 веков, все-таки религиозные убеждения и знания кочевников довольно поверхностны и слабы; в случае же с нижегородскими мишарями мы, наоборот, видим высокую степень религиозности и высокий уровень исламских знаний. Здесь, безусловно, чувствуется преемственность исламской культуры от высокоразвитого земледельческого населения Волжской Булгарии - государства на территории современного Татарстана, официально принявшего Ислам в 922 г. от делегации аббасидского халифа аль-Муктадира. 
Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно; обычно этот компонент связывают с буртасами, подвергшимися сильному влиянию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными - возможно, они были тюрко-угорского или угорского происхождения. Распространение же Ислама собственно на территории Мещеры связывают с именем родоначальника мещерских князей Гусейна Ширинского и его сына Бахмета (??), пришедших из Большой Орды в 1298 г. и завоевавших Мещеру.

                                    расселение татар в Сергачском районе                                      Сергачские татары

На территории Нижегородчины сложилось несколько этнографических групп татар. Некоторые из них позднее ассимилировались. Среди них - мугреевские татары, в р-не с.Мугреево на северо-западе от НН (совр. пос.Мугреевский на юго-востоке Ивановской области). Также приходилось видеть упоминание об "остатках татарского населения Дальнеконстантиновского р-на" (В.Садур; подтверждается наличием на этнографической карте 1960-х гг. соответствующего обозначения - примерно в 30 км к С-З от Д.Константинова, в р-не дер. Оранки, на берегу реки). В работе Снежневского 1894 упоминается татарское село Ликеево с деревнями в нынешнем Нижегородском уезде, принадлежавшее в 162 астраханскому царевичу:" Среди сохранившихся до сего дня групп татар важнейшие - сергачские (нижегородские, или горьковские) мишари.

Мишари Нижегородчины практически с 15-16 вв. признали власть московских правителей. Становясь на службу московскому князю (позже - царю), татары получали за это привилегии (отсюда частое название "служилые татары"). Наиболее интенсивно мишари расселились на юге современной Нижегородской области в 16 веке, после разгрома Казани (1552) Иваном Грозным. Тогда же по мишарским землям прошла первая волна христианизации. Обратившиеся в 16 в. в православие стали называться "старокряшенами"; в 18 в., после второй волны крещения, появились "новокряшены". Крещеные мурзы (татарские князья), получая землю за службу, становились дворянами. В этом случае крестьян (татар? русских?) называли "кряшены". Так, на Нижегородчине рядом с Татарским Маклаковым возникло Русское Маклаково, "кряшенское" по происхождению (совр. Спасский р-он).

                                          раселение татар в Краснооктябрьском р-не                                     Сергачские татары

В 18 в., когда пошла вторая сильная волна насильственной христианизации, много мишарей бежало в Башкирию, за Урал. Сегодня их потомки (мещеряки) составляют значительную часть населения Башкирии.

При первых Романовых, укрепивших институт дворянства, служилые татары продолжали получать свободные земли в южных районах Нижегородского Поволжья, где и жили из поколения в поколение. Такие поселения татар Сергачского уезда, как Грибаново, Ендовищи, Ключищи, Карга, Кочко-Пожарки, Красный Яр, Шубино, Овечий Овраг и др., уже в конце 17 века имели обширные земельные владения. В конце 18 века упоминаются татарская деревня Малая Анда (Сергачский округ; наряду с дер. Анда - в ней 1 мечеть и 189 прихожан мужчин, а в Мал.Анде мечети нет и 10 прихожан мужчин), деревни Новый Усад (татарское население с кон.16 - нач.17 в.; совр. Спасский р-он) и Ломать, где татары жили совместно с русскими. На р. Пьяна упоминается татарское поселение Ачекьев Усад (возм., совр. Ачка Сергачского р-на). В 1621 в дер. Старое Андосово упоминается 6 дворов служилых татар (возм., совр. Бол.Андосово Пильненского р-на, о котором сообщается как о русско-татарской деревне). Окончательно современные поселения татар сформировались в 19 в.                       Сергачские татарыСергачские татары

По данным Нижегородской епархии от 1862 г., среди 30 тысяч татар губернии чуть более тысячи были кряшенами. Наибольшее количество их было в Татарском Маклакове (0,5 тыс.), Пошатове (120 чел.), Карге, Семеновке, Уразовке, Базлове, Андреевке и др. Но православие исповедовалось кряшенами чисто формально; фактически абсолютное большинство их придерживалось мусульманских обрядов, что признавалось и священниками церквей. Лишь на рубеже 19-20 вв. официально был признан тот факт, что "кряшены" Нижегородской губернии на деле являются мусульманами. "Кряшенами", как уже говорилось выше, считалось население Русского Маклакова, а также деревни Сосновка (19 в.) - совр. Сергачский р-он.

                                           мечеть в селе Камкино Сергачского р-на НГО                                 Сергачские татары

Сергачский уезд являлся ядром татарской общины губернии: здесь к середине 19 в. насчитывалось 18 деревень в 5 волостях (в современных границах: 13 из 17 деревень Краснооктябрьского р-на - все, кроме Чембилей, Медяна, Бол. и Мал. Рыбушкино; 5 из 7 деревень Сергачского р-на - кроме Камкино и Андреевки).
Васильевский (Васильсурский) уезд того времени имел 6 поселений татар в 3 волостях (в современных границах: все деревни Спасского (4) и Княгининского (1) р-нов + Андреевка). В деревне Татарское Маклаково ранее проживавшие новокрещенные чуваши были вытеснены или поглощены татарским населением.
В Княгининском уезде в середине 19 в. отмечалось наличие двух деревень с татарским населением - Камкино (совр. Сергачский р-он) и Фоминки (совр. Княгининский р-он). Последняя, однако, к концу 50-х гг. 19 века почти полностью обрусела. К концу века как мусульманское население фиксируется только деревня Камкино с числом жителей более 2 тысяч чел.
Остальные татарские деревни в современных границах Нижегородской области входили в 19-начале 20 вв. в состав Курмышского уезда Симбирской губернии (4 деревни совр. Кр.октябрьского р-на, 4 - Пильненского и 1 - Сеченского).
Общая численность татар в 1914 в губернии - 74,5 тыс. (около 4,5% населения губернии).                

В 1812 г. в 25 татарских деревнях Нижегородской губернии насчитывалось 26 мечетей (при этом в Камкино, Урге и Красном Яре не было ни одной); в 1829 г., через 17 лет, число мечетей возросло до 30. В 1859 в деревнях губернии было 33 мечети, в 1878 - 47, а в 1898 - 63. В Татарском Маклакове было в конце века 7 мечетей, в Ендовищах и Ключищах - по 5, в Пице - 4, в семи деревнях - по 3 мечети, в семи - по 2 мечети, и в семи - по одной. Всего по губернии в конце 19 в. мусульман было 2,61% от общего населения (1.585 тысяч человек).

В самом НН селиться татарам было запрещено вплоть до 16 в. В 17 веке татарские мурзы-землевладельцы стали приезжать в НН торговать хлебом и т.д. С этого времени и позже, с увеличением товарооборота Макарьевской ярмарки, здесь уже встречалось немало мусульман - как местных, так и приезжих. С открытием Нижегородской ярмарки (1817) численность мусульманской общины НН резко возросла, тогда же начала функционировать Ярмарочная мечеть, расположившаяся в той части ярмарки, которую облюбовали купцы с Востока - Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции и др. К началу века мечеть значительно обветшала, и с 1908 мусульмане добиваются разрешения на строительство второй мечети. 
В 1913 началось, а в 1915 закончилось возведение второй мечети, "на горе", названной позднее Соборной. Что же касается Ярмарочной мечети, то в 1911-12 были подготовлены документы по реконструкции этой мечети, однако из-за противодействия властей этот проект так и не был осуществлен и мечеть "ликвидировалась" сама собой (была разобрана еще до 1917 г.).                                     Сергачские татарыСергачские татары

15 августа 1905 г. в НН состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Он прошел полулегально, и на нем впервые мусульмане заявили о необходимости уравнять Ислам с православием и предоставить свободу исламскому вероисповеданию. После II съезда, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1906, были приняты программные заявления "Союза мусульман России". 
Относительно III съезда, предположительно прошедшего также нелегально в НН в 1907, у жандармов не было достоверных сведений. Во всяком случае, известно, что в 1907, 1909, 1910 и 1913 гг., т.е. до начала мировой войны, в НН во время проведения летней ярмарки купцы-мусульмане (а под видом их, возможно, и прочие гости) собирались для обсуждения различных вопросов, в т.ч. в здании Соборной мечети НН. В 1914 в Казани, НН и в Санкт-Петербурге побывали агенты османского султана, имевшие цель выяснить умонастроения российских мусульман в преддверии войны с Турцией. Однако, менталитет нижегородских татар, складывавшийся на протяжении нескольких веков, не давал возможности для пропаганды здесь идей панисламизма и пантюркизма: мусульмане Нижегородчины были ярыми приверженцами российской государственности.

 

                                Петряксинская мечеть                          Сергачские татары               Сергачские татары

СЕРГАЧСКИЙ РАЙОН НГО
Сергачский район расположен в юго-восточной части Нижегородской области.
Сергачский район граничит с Бутурлинским, Княгининским, Спасским, Пильнинским, Краснооктябрьским и Гагинским районами.
Административный центр района – город Сергач связан с областным центром и столицей РФ автомобильной и железной дорогами. Расстояние до г. Н.Новгорода по железной дороге 240 км, по шоссе - 160 км. Сергач – крупная железнодорожная станция, находящаяся на магистрали, которая связывает центр России  с Уралом.
В районе имеется один город и 17 сельских администраций, на территории которых расположены 37 сел и 27 деревень. Численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2005 года составляет 35,0 тыс. человек, в том числе 22,7 тыс. человек в г. Сергаче и 12,3 тыс. человек в сельской местности. Между населенными пунктами действует   автобусное сообщение по дорогам с твердым покрытием общей протяженностью 259 км.
Район   национальный, преобладают русские – 84,7% от общей численности. Лица нерусской национальности образуют достаточно большие группы с высокой долей в общей численности населения района. 
Татары поживают в 7 селах и составляют - 11,5%, мордва проживают в 5 селах и составляют 3,8% от общей численности.
Площадь района составляет 1242 кв. км. Территория сильно пересеченная, изрезанная оврагами и балками. Преобладают почвы   темно – серые и серые лесные, на значительной площади подвержены водной эрозии.
Район расположен в лесостепной зоне, в правобережье р. Волги. Климат умеренно – континентальный, влажный, с умеренно-суровой и снежной зимой и теплым летом. Среднегодовое количество   осадков выпадает в пределах 450 - 500 мм. Часто бывают весенне-летние засухи, суховеи. Среднегодовая температура воздуха + 3,6 С.

Водные ресурсы
            Территория района имеет довольно разветвленную гидрографическую сеть общей протяженностью свыше 500 км.  Основной водной артерией района является  р.Пьяна, левый приток р.Суры. При общей протяженности русла реки в 436 км., на Сергачский район приходится 120 км. Пойма реки двухсторонняя, с разливом от 05 км. до 1,5 км.
По территории района протекает также более 25 небольших рек, протяженностью от 10 км. до 70 км., не считая ручьев. Самыми крупными из таких рек являются: р. Урга, протяженностью 184 км., р. Анда, протяженностью 40 км. и  р. Пица, протяженностью 32 км.
Кроме того, на территории района расположено 50 озер  (наиболее крупные из них: озеро Долгое (120000 м2), озеро Белозерье (52500 м2), озеро Пурино (38000 м2), озеро Тенсискуль (27000м2), озеро Лесное (26000 м2)), протекает 60 ручьев, из которых 40 ручьев без названия.

                                                            мечеть в селе Пица              Сергачские татарыСергачские татары

Экономико-исторический обзор
Сергач — старинный город Нижегородской области, самое первое упоминание о котором в древних русских летописях относится к 1382 году.
Именно здесь, на пьянских берегах, произошло известное в истории государства Пьянское побоище, и в Никоновской летописи, где изложена "Повесть о прохождении Тохтамыша на Москву" имеется упоминание о Сергаче.
С древних времен юг и юго-восток нашей области заселяли мордовские племена. Поселение древней мордвы существовало когда-то и на месте города, о чем свидетельствуют древние захоронения.
Первые документальные упоминания о Сергаче как о деревне относятся к 1649 году в наказе боярина Бориса Ивановича Морозова (воспитателя царевича Алексея Михайловича). Царь подарил своему "дядьке-воспитателю" и свояку обширные земли к юго-востоку от Н.Новгорода - по соседству с Мурашкиным, где была родовая вотчина Морозовых. Так деревня Сергач с окружающими деревнями - Кладбицкой, Ключевой, Мокринской и другими становится собственностью Морозова. Он развивает кипучую деятельность, приказывая повсюду открывать поташные заводы - будные майданы. С этого времени Сергач становится селом, центром поташного производства в России, занимавшего важное место в экономике государства. "Сергачский" поташ, использовавшийся для изготовления оконного стекла, в мыловарении и выделке кож, считался, особенно за границей, лучшим.
Окруженный государственными поташными заводами, на которые сгонялись ссыльные, Сергач в тот период назывался "ближней Сибирью".                                         Сергачские татарыСергачские татары
По административной реформе, проведенной императрицей Екатериной II, ,  казенное село бывшей поташной конторы Сергач 5 сентября 1779 года по старому стилю,  получает статус уездного города, а. 16 августа 1781 года для нового города "высочайше" утверждается герб с изображением черного медведя на золотом фоне, означающий, что   "того рода   зверей   в   окрестностях   города довольно".
Действительно, кроме дешевого поташа и добротных "сергацких" лаптей, всероссийскую известность город получил еще и тем, что "сергачи" с дрессированными медведями ходили по всей стране, бывали и за ее пределами (в Польше, Германии, Франции и Италии). По преданию, во время Отечественной войны 1812 года на Базарной площади Сергача проходил смотр медвежьих "полков", обученных для "борьбы" с Наполеоном" (Это описано П. И. Мельниковым-Печерским в романе "На горах").
С возникновением земства пришла и врачебная помощь (до этого на уезд была одна больница и один врач). С 1910 года земская аптека в Сергаче стала отпускать медикаменты бесплатно всем проживающим в уезде, а к 1915 году в уезде действовали 4 больницы. Сергачским земством была разработана программа строительства школ, и к 1916 году в уезде работали 84 земские школы, 8 министерских училищ, 3 татарских школы, 52 церковно-приходских школы. Всего в уезде было 9814 учеников. Надежды на образование земство превращало в реальность.
В 1913 году развернулось строительство железной дороги от Арзамаса до Шихран (ныне г.Канаш). Многие сотни крестьян Сергачского и соседних уездов стекались на строительство. Для здешних мест, строительство железной дороги было чрезвычайным событием. Сооружались цеха паровозоремонтного депо, вокзал, пакгаузы, грузовой двор, склады топлива и другие объекты. Строилась водокачка на Пьяне, откуда прокладывался водопровод. Заложен был ряд жилых домов из добротного кирпича, так рядом со станцией стал расти рабочий поселок. В 1914 году по проекту знаменитого архитектора А.В.Щусева возводится вокзал. Строительство депо завершено в 1918 году. На станции стало работать до тысячи рабочих и служащих из пригородных сел - Ключева, Пожарок, Кладбищ. В связи с этим возросло городское население: с 1800 человек в 1916 году до 3300 в 1926 году. Станция оказала большое влияние на развитие города и уезда.                                      Сергачские татарыСергачские татары

СВЯЩЕННЫЕ И КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА СЕРГАЧСКИХ ТАТАР
Территории на юго-востоке Нижегородской области, в районе города Сергач, со времён царствования Ивана Грозного компактно заселили нижегородские татары или как ещё их называют «сергачские мишари».  Считается, что основу этого этноса заложили волжские татары и фино-угорское племя – мещера.  
 Татары-мишари уже с 10-12 веков являются приверженцами ислама.  Однако, как и в случае с христианством, религия нижегородских татар стала сплавом из пришедшего ислама и местных народных языческих культов. Что в итоге и выразилось в почитание нижегородскими татарами    сил природы в виде деревьев, родников и камней.  Многие из объектов поклонения дожили и до наших дней. В частности, известно о священной ветле в селе Актуково, священной берёзе в селе Красный яр,  роднике «Серебреные ключи», священном вязе Кургонсат, урочище Керемет, что у села Кочко-Пожарки и камне Тараташ.

К сожалению, посетить нам удалось лишь некоторые из этих  почитаемых нижегородскими татарами мест.   Одним из таких мест является «Священный камень Тараташ» (Траташ, Такташ), что в переводе можно перевести как  «застывший камень». Располагается он в Краснооктябрьском районе Нижегородской области, вблизи села Актуково. Добирались до него по раскисшему от дождя чернозёму, около полутора километров на северо-восток от Актуково, вдоль кладбища, по берегу речушки Сухая Пара.  Над камнем выстроена металлическая беседка, выкрашенная в голубой цвет,  и виден он почти от самого села.                      Сергачские татары        Сергачские татары
Кстати, проходя мимо кладбища, можно уделить внимание ветле, растущей посередине оного.  Как гласят справочники, данный памятник природы представляет собою одиноко стоящую ветлу высотой 15 м, диаметр ствола 1,1 м, возраст – около 200 лет, высота прикрепления кроны – 1,5 м, крона овальная, диаметром – 6–14 м, густая, имеются признаки дряхления, много сухих веток. На высоте 0,4 м ствол раздваивается, выше диаметр одного ствола 0,65 м, другого (овальной формы) – 0,7–0,3 м. Ветла огорожена квадратным деревянным штакетником с длиной стороны 5 м и высотой 1 м, внутри которого, кроме нее, заросли сирени и акации. По преданию, дерево посажено в конце ХVIII века на могиле основателя села. К дереву приносятся с молитвой денежные жертвы в дни болезни или сложной жизненной ситуации, дерево заботливо оберегается местными жителями. Мы, к сожалению, по незнанию прошли мимо.

Пройдя вдоль речки до запруды и перейдя дамбу окажитесь собственно возле самого камня, стоит только немного подняться по склону горы около 15 метров.  Камень несколько разочаровал своими размерами, по сравнению с камнями Серафима Саровского в Первомайском районе он смотрится неказисто.  Представляет он из себя выход на поверхность известняковой глыбы и имеет размер надземной части примерно 1х0,5 метра, в высоту достигает максимум 20 см. По форме напоминает лежащую человеческую фигуру.   Несмотря на свои размеры, камень стал объектом множества легенд и местом паломничества местного мусульманского населения.  В частности, одна из легенд гласит, что в «старые времена» в татарской семье жил очень злой и вредный ребёнок. В один день, опасаясь наказания за свой очередной скверный поступок, он убежал из дома в степь.  Мать безуспешно долго звала его назад но, в конце концов, переполненная гневом, послала ему проклятье, от которого ребёнок и окаменел.  И в виде камня простоял долгие годы, принося беды посмевшим его обидеть.   Пока не наступили революционные «времена перемен».

                                       Священный татарский камень Тараташ                                                   Сергачские татары

В 1939-1940 годах начальство Кзыл-Октябрьского района решило ликвидировать данный «пережиток прошлого» выкопав его из земли.  Видимо они представляли Тараташ  подобным многим «каменным бабам» в степи и думали достаточным просто подкопать под ним землю для его падения.  На деле же, рабочие несколько дней подкапывая камень, так и не добрались до его основания. И лишь с помощью трактора смогли его только уронить. С тех пор Камень начал сползать с горы к речке.  Тогда то и родилась ещё одна легенда, что когда камень Тараташ достигнет реки внизу горы, тогда и настанет Ахырзаман — «конец времени».   Особо интересно, что данный миф очень молод, можно сказать родился на глазах еще живых людей.  До сих пор считается, что брать мелкие камни отсюда нельзя – они приносят несчастья. Местные жители приведут не один пример несчастных случаев, связанных, по их мнению, с Камнем.  Тут и несколько аварий на трассе неподалёку, и утонувшие подростки и гибель баранов, пасшихся возле Тараташа.  В свою очередь, местные жители всячески стараются задобрить «каменного мальчика»,  укрывают камень полотенцами и платками, дабы высушить слёзы Камня, оставляют монетки и цветы.  Камень уже не пытаются расколоть или увезти, вместо этого вокруг него выстроили железную ограду с куполом, наверное, чтоб отводить злую энергию в небо. В случае непогоды или массовых болезней у Камня проводятся массовые моления. Для «профилактики болезней» раньше пригоняли к Камню стада скота в полном составе и приносили жертвы.
GPS — координаты Камня Тарташ: N 55° 23.572′   E 45° 38.589′

Ещё одним знаменательным для нижегородских татар объектом является «Священный вяз Кургонсат», именуемым еще в народе как «Страшное дерево Кургонсат».  Находится оно около села Кочко-Пожарки, примерно в километре по дороге на Гагино. Этот одиноко стоящий на склоне холма вяз виден издалека. Высота его составляет более 12 метров, диаметр ствола около метра. Приблизительный возраст дерева  — 200 лет.

Несмотря на почитание местными жителями, на дереве нет навязанных ленточек, характерных для тюркских народов.  Впрочем, объясняется это легко. По местным поверьям подходить к дереву нельзя, иначе человека ждут несчастья.  С этим табуистическим поверьем связана легенда. Однажды, в 30-х годах прошлого века,  некие люди украли из мечети в Кочко-Пожарках все ковры.  Когда их заметили, то местные жители пустились за ними в погоню.   Когда воров стали догонять, те зная видимо о местном обычае, свернули к дереву Кургонсат, где и развесили украденные ковры на ветвях Дерева.  Местные жители так и не смогли перебороть свой страх перед «Страшным деревом» и позволили ворам уйти. А развешенные на ветвях ковры, так и остались висеть долгие годы, пока не истлели под солнцем и дождями.

                                                  священное татарское дерево - вяз                                       Сергачские татары

В ситуации со «Священным деревом Кургонсат» следует заметить, что почитание деревьев не является, чем- то характерным для нижегородских татар, в отличие от священных рощ марийцев или почитаемых деревьев мордвы на юге Нижегородской области.  Местными жителями считается необходимым беречь деревья посаженные руками предков: «Эти деревья святые – их прадед сажал, положив под них бумажки с молитвами, подойдёшь – помолишься, помянешь предка».  А детей пугали: «Сломаешь ветку – рука отсохнет».  Возможно, когда то этот вяз обла

дал иным сакральным значением, но со временем утратило свой смысл, и обряд упростился.  Скорее всего «Страшное дерево»  когда то служило ориентиром, то есть росло» на рубеже» и разделяло враждебные селения.
GPS — координаты «Священного дерева Кургонсат»: N 55° 27.797′    E 45° 28.372′

Рядом с Кочко-Пожарками, на южной окраине села находится ещё одно примечательно место.«Татарское священное урочище Керемет». К сожалению мы на него не попали. Согласно справочникам оно представляет собой склон оврага с травянистой луговой растительностью и выходами на поверхность известковых пород, почитаемый источник минеральной воды с оборудованным ее сбором. Склоны оврага – северо-западной и западной экспозиции, имеют высоту до 20 м и угол 15–45 градусов. В полугоре находятся два выхода на поверхность известковых пород в виде наклоненных под углом самого склона плит размером 2 х 1 и 5 х 2 м. Вода с горы собирается в деревянные желоба и трубы, ведущие к резервуару в конце сельской улицы.  Родник и урочище, судя по названию и легендам, были в древности местами отправления традиционных обрядов, на что указывает и характерный пологий участок с рудеральной растительностью – аналогичным образом выглядят жертвенные места подобных святилищ марийцев и мордвы. В корне названия арабское «керим» – «чудо»: само же оно представляет собой слово, имеющее целый ряд значений в языках поволжских народов – марийцев, чувашей, мордвы. 
Среди этих значений есть сакральные – священное место, дух-хранитель рода. Многочисленны названия священных мест «Кереметь» или «Келеметь» у нижегородских марийцев, «Киреметь» – у чувашей. На территории отмечена Кереметь – священное урочище мордвы, а в Дальнеконстантиновском районе – река Керметь, текущая около двух древних священных мест мордвы, урочище Керметские Вершины, где до сих пор совершаются моления у источников. Источник Керемет есть и у татар Сеченовского района. 
В настоящее время родник Керемет на окраине Кочко-Пожарок широко известен у татар Сергачского района как священное место и один из лучших источников воды. С помощью системы запретов вокруг источника поддерживаются чистота и порядок.

 
Легенда запрещает использовать камень , так как утверждает, что под ними – подземное озеро, которое может затопить долину с селом Кочко-Пожарки. Известно, что попытку геологов изучать камень для его дальнейшей разработки в 1970-х годах местное население категорически отвергло. В связи с источником Керемет необходимо сказать о культе воды у татар, ярко проявляющемся в связи с этим объектом. Существует несколько повсеместно известных представлений и обычаев, связанных с водой. Их можно разделить условно на две группы: правила пользования водными источниками и поверья, связанные со сверхъестественными силами. К числу первых нужно отнести в первую очередь то, что к колодцу никогда не ходят с грязными ведрами. Ведра принято мыть дома; женщину, пришедшую с грязными ведрами к источнику, село будет считать неряхой и нерадивой хозяйкой. В ручьи не сливают помои. Обычай запрещает засорять местность вокруг источника. Его надо обустраивать и чистить, если же забросить, около него начинают происходить беды. 
В Сафаджае рассказывалось, что во времена, когда придорожный колодец был запущен, около него часто случались аварии, ломали ноги; «почистили его – и все стало нормально». Водные источники считаются священными, и вокруг них поддерживается чистота. Традиционно полевые ключи оформлялись в срубы; около них держали кружки. 

Сергачские татары
Полезным для здоровья считалось обливание водой, что придавало человеку силы; лучше, если смешивалась вода нескольких (семи) источников. Почитание касается нередко и соседствующих с источниками объектов. Уважительное отношение к воде проявляется и в запрете ночных купаний; они считаются опасными. Для сравнения, у соседних народов подобный запрет объясняется тем, что воду нельзя тревожить, когда она спит.
Кроме всех упомянутых мест, стоит посетить «Серебряные ключи», что расположены в 3-х километрах на юг от Сергача. Своим названием они обязаны высоким содержанием серебра в воде, в следствии чего вода оттуда долго не портится.  За водой на этот источник приезжают люди со всей округи, так же приезжают молодожёны  обмыть свои обручальные кольца на долгую супружескую жизнь.  Рядом с источником находится одноимённый санаторий, на территории которого так же есть источник воды обустроенный в виде медведя, вырезанного кажется из борнуковского ангидрида.
GPS -координаты источника: Координаты: N 55° 30′ 36.21″    E 45° 25′ 18.99″

_______________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.bastanovo.ru/2014/12/istoriya-rasseleniya-tatar-misharey/
http://nn-gid.ru/rodniki/svyashhennyj-kamen-taratash-i-strashnoe-derevo-kurgonsat/
http://sergach.omsu-nnov.ru/
http://www.pugachev-studio.ru/
http://www.n52n.ru/
http://islamdag.ru/

Комментарии

аватар: Гостьшамиль

ошибка

На фото мечеть в Сергаче Указана петряксинская мечеть

аватар: Кэп

поправлено....

спасибо за замечание!

ошибка поправлена.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru