Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

Казань

Ново-Савиновский район Казани (тат. Яңа Савин районы) расположен на северо-востоке Казани и образует планировочный район Восточное Заречье. Это один из самых больших по численности населения, самый малый по территории и, таким образом, самый плотнозаселённый район города. Бо́льшая часть района является самым крупным в городе «спальным» районом Новое Савиново (в обиходе — Квартала́). 
В состав района также входят несколько городских посёлков-микрорайонов — Савиново, Дружба, Брикетный и (частично) Козья слобода.
 

 

                                                   Ново-Савиновский район Казани                                                            

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани
Граница Ново-Савиновского района проходит на севере от восточной опоры железнодорожного моста основного хода железной дороги на пр. Ибрагимова в восточном направлении вдоль железной дороги по северным опорам контактной сети до 794,4 км. 
Далее граница проходит по городской черте: по северной границе полосы отвода железной дороги до середины железнодорожного моста через реку Казанка. 
Далее граница проходит по фарватеру реки Казанка до средней опоры моста 3 транспортной дамбы. От моста идет по створу в направлении мыса на ул. Подлужная до пересечения со створом от анкерной опоры ЛЭП 35 КВт до точки пересечения оси ул. Зои Космодемьянской. От мыса в направлении правобережной опоры моста 2 транспортной дамбы до пересечения со створом от Тайницкой башни Кремля до оси ул. Бондаренко. По этому створу вдоль Кремлёвской дамбы идет по ул. Степная, ул. Лермонтовская, пересекает ул. Чистопольская. Далее идет по оси ул. Бондаренко до пр. Ямашева, по оси пр. Ямашева до пр. Ибрагимова, далее по оси пр. Ибрагимова до железной дороги.

                                                            проспект Ямашева                                                                            

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

 
На имеющий современный вид Ново-Савиновский район открывается масштабная панорама (скайлайн) из центра города от Кремля и вдоль левого берега Казанки. Район застроен преимущественно более чем 5-этажными жилыми массивами и имеет ряд крупных объектов общегородского значения и некоторое количество небольших промзон — предприятия «Элекон», «Булочно-кондитерский комбинат», «Комбинат программных средств», «Татэлектромонтаж», «Каздорстрой», «Термостепс». Основное предприятие ЖКХ района — УК «Уютный дом». 
В районе находится Мемориальный Парк Победы с пантеоном героям, памятниками, галерей военной техники, аллеями и прудами. Рядом с новым стадионом предусмотрено создание крупного паркового комплекса «Островки Казанки». 
Также в районе среди кварталов многоэтажной застройки сохранилось несколько других прудов. На юге района находятся и продолжают застраиваться крупные современные жилые комплексы «Берег», «Магеллан», «Современник», «Серебряный берег».
 В районе находится самое высокое на конец 2000-х — начало 2010-х гг. в городе здание — гостиница «Ривьера» с расположенным рядом одноимённым аквапарком, одним из крупнейших в России — и предусмотрено сооружение более высотных небоскрёбов.

В южной части района на правом берегу реки Казанка около моста «Миллениум» и восточнее расположены важнейшие объекты летней Универсиады 2013 года, Чемпионата мира по водным видам спорта 2015, Чемпионата мира по футболу 2018 — Kazan-arena, Дворец водных видов спорта, Дворец единоборств «Ак Барс», Татнефть-Арена.

                                                  улица Чуйкова и озеро                                                                      

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

Главным въездом в район из центра города является мост «Миллениум». В район ведут также 3-я транспортная дамба из Советского района и (ненапрямую) Кремлёвская дамба из центра. 
Главными осями района являются — проспект Хусаина Ямашева в широтном направлении и проспект Фатиха Амирхана в меридиональном. На этих и других магистралях имеется несколько развязок. Через Ново-Савиновский район действует большое количество маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая, а также предусмотрено прохождение скоростного трамвая и двух пересекающихся линий Казанского метрополитена — Савиновской в широтном направлении и Приволжской в меридиональном. По северной границе района идёт Северный внутригородской железнодорожный ход, на котором в районе действуют две остановочные платформы электропоездов.

                                                  улица Амирхана и мост Миллениум                                                      

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

По генеральному плану развития Казани в южной части района на намывных и прилегающих территориях правого берега реки Казанка предусмотрено сооружение нового делового центра Миллениум-Зилант-Сити, а также жилья на 167 тыс. человек с большим числом объектов социальной инфраструктуры: больниц, школ, поликлиник, крытым ледовым катком, плавательным бассейном. 
В предкризисные годы (2007—2009) начался намыв песка, который приостановлен в связи с кризисом и концентрацией ресурсов на строительстве объектов Универсиады-2013.

Ново-Савиновский район был образован в 1994 г. разделением бывшего Ленинского района из его южной части. Ленинский район был создан в 1934 г. выделением из Пролетарского (ныне Кировского) района его восточной части.

С конца 2010 г. администрации Ново-Савиновского и Авиастроительного районов объединены (на базе администрации Ново-Савиновского района).

 

                                          разлив Казанки у села Савиново                                                    

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

СЕЛО САВИНОВО
Село Савиново в Казани имеет почти 400- летнюю историю. Когда-то здесь широко праздновали Троицу, день Смоленской Семиозерной иконы Богоматери, день Петра и Павла, другие народные праздники. К концу XX века эти традиции были утеряны.

Здесь дома, улицы, жители – все пропитано теплом и душевностью. Центр Савинова – церковь «Живоносный источник Божьей Матери», алтарем которой является часовня. Сегодня она, пожалуй, – единственная достопримечательность исторического наследия района.

Сейчас трудно вспомнить, кто и когда решился впервые спуститься в подвальное помещение часовни. Каково же было изумление смельчаков, увидевших там захоронения – три холмика с крестами.

Кто покоится здесь? Старожилы предположили, что похоронен тут «барин Изусаев из Ливадии с родичами».

Краевед и наш руководитель Любовь Евгеньевна Титова обратилась к архивам. Увы, среди казанских купцов такой не значился.

Тогда она стала искать созвучные Изусаеву фамилии и остановилась на Заусайлове. А вскоре поняла, что на верном пути: в одном из номеров «церковных ведомостей» за 1906 год записано: «Каменная часовня-усыпальница построена в 1891 году в селе Савиново за церковной оградой, рядом с колокольней, с правой стороны, казанским купцом В.И.Заусайловым по распоряжению епархиального начальства, выраженному в указе Казанской духовной консистории от 13 июля 1891 г. №5005».

Для кого он ее построил? Похоронен ли там и сам?

Увы, точного ответа на эти вопросы мы не знаем. Старожил Савинова Агафья Андреевна Брызгалова утверждает: «И сам барин там захоронен, бабушка сказывала».

 

«Роща немецкой Швейцарии образует свой угол, от которого весьма извилистое течение р. Казанки, встретив на пути возвышенность Арского поля, изменяет свое направление от южного к западному к северу; вверх по течению р. Казанки расположены: с. Савиново, с находящимися близ его дачами господ Заусайлова и Высоцкого, деревня Троицкое (памятное по находившемуся под нею в 1774 году станом Пугачева) и двое Дербышек Большие и Малые. И Троицкое, и Дербышки обильно заселяются дачниками из Казани».
 
                                                           празднование Троицы в Савиново                                                      

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

Кто же он такой – В.И. Заусайлов?

После длительных поисков в некрополях и архивах удалось найти два имени: «Василий Якимович Заусайлов (старообрядец) был городским головой Казани в 1824-1826 годах. Вероятно, это был дед Василия Ивановича, имя которого он носил.

«Осип Иванович Заусайлов (9/10 1802года) – прожил 52 года и был похоронен на Часовенном кладбище».

В.И. Заусайлов родился в 1845 году. К сожалению, нам не удалось узнать страницы жизни маленького Василия Заусайлова, и мы думаем продолжить поиск в дальнейшем, но сегодня мы знаем, что его мать, Анастасия Афанасьевна, рано овдовев, вторично вышла замуж за военного интенданта И.А. Печенкина.

 
Сына, Василия Ивановича Заусайлова, А.А. Печенкина решила пустить по коммерческому пути, хотя он получил великолепное образование, закончив Казанский университет по специальности «химия», пройдя полный курс в лаборатории А.М. Бутлерова и А.М. Зайцева.                                                                                              

Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани

Мать Заусайлова, будучи женщиной деловой и предприимчивой, сумела удачно пустить в оборот оставшийся ее от мужа капитал. Она открыла в городе торговлю керосиновыми лампами, а затем взяла подряд на городское уличное освещение.

В газетах того времени нам удалось найти следующее объявление:

«О торговле шандориновыми лампами: Объявление магазина Печенкиной от 10 октября. О плохом качестве шандориновых ламп, о том, что они продаваться не будут».

Вскоре ей удалось создать товарищество «Банкирская контора А.А. Печенкина и Ко», основателями которой считались трое – она сама, ее сын В.И. Заусайлов, их компаньон В.В. Мартинсон.

Дело пошло столь успешно, что их первоначальный капитал 45 тысяч рублей через три десятка лет вырос почти в геометрической прогрессии, составив около тринадцати миллионов рублей. Именно эта сумма находилась на балансе товарищества, когда в 1887 году было решено открыть главную контору в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. До этого прибыли и убытки делились поровну: одна половина доставалась А.А. Печенкиной с сыном, другая поступала в распоряжение В.В. Мартинсона.

 

Крестный ход с Семиозерной иконой Божьей Матери                                                                                        

Федя Шаляпин начал служить писарчуком у Заусайлова.

В 1887 году на долю Заусайлова выпало руководство конторы в Казани. Заусайлов торговал здесь паломническими книжками для проезда в Иерусалим, владел домом, который известен как гостиница с названием «Большие Сибирские номера».

«Товарищество А.А. Печенкина и Ко» открыло ссудную кассу, которая принесла почти миллион прибыли. В Казани она была открыта на Большой Проломной улице, в доме В.И. Заусайлова, а её филиал – на Рыбнорядской улице, в доме купца П.Д. Степанова.

Поскольку дом Степанова располагался ближе к дому Шаляпиных, можно предположить, что именно здесь начал служить Федя, будущий великий бас.

«В ссудной кассе Ф.И. Шаляпину шел тринадцатый год, когда он закончил училище, получив высший бал – 5 за сочинение и отлично прочитанные на выпускном экзамене «Степь» Кольцова и «Бородино» Лермонтова.

– Ну, ты теперь грамотный! – сказал отец. – Надо работать, ты вот все по театрам шляешься, книжки читаешь, да песни поешь! Это надобно бросить…

Через несколько дней Иван Яковлевич объявил сыну, что пристроил его в ссудную кассу А.А. Печенкиной.

– Сначала без жалованья, а после получишь, что дадут!

Об этом артист вспоминал: «Я сижу за конторкой ссудной кассы, сижу с девяти до четырех. Приносят разные невеселые люди кольца, шубы, ложки, часы, пиджаки, иконы: оценщик оценивает все это в одну сумму, назначает к выдаче другую; происходят споры, кто-то ругается, кто-то плачет, умоляя прибавить, ссылаясь на болезнь матери, смерть сына, а я пишу квитанции, думаю о театре. В ушах звучит милая песенка: «Расскажите вы ей цветы мои, как я люблю её…»

Прослужив два месяца бесплатно, я стал получать жалование по восемь рублей в месяц. Служба была глубоко противна мне, но гордился тем, что зарабатываю и помогаю матери жить. Работал все-таки аккуратно и был на хорошем счету».
 
 
Страсть купца-коллекционера

Истинной страстью купца Заусайлова стала весьма далекая от химии и коммерции наука –археология. Самой большой слабостью его были археологические раскопки, он и сам принимал и них участие, но главным образом скупал всякие древние редкости у населения Казанской губернии. Ему удалось составить уникальную коллекцию древних каменных орудий (так он вначале ее называл).

В 1892 году Заусайловым проведены исследования разрушенного при копке траншей бараков могильника (известен под именем Старостекольного и Казанского), от которого исследователь зафиксировал 7 костяков и собрал интересную коллекцию вещей, относящихся к азелинской (позднепьяньяноборской) культуре (III – IV вв. н.э.). Также Василий Иванович исследовал Савиновскую землю, где у него была дача. Известно 6 Савиновских стоянок, давших подъемный материал историкам и исследователям.

Савиновская стоянка IV – V тысяч до н.э расположена на северо-восточной окраине поселка, на краю подлуговой террасы правого берега Казанки, на дюнах близ бывшей Савиновской водяной мельницы, в местности называемой «жилище».

Подъемный материал, собранный на площади 70х10-15метров, происходит из коллекции Заусайлова и В.Ф. Смолина. Он состоит из отщепов, сколов, ножевидных пластин, орудий на пластинах (скребки, проколки, ножи) с преимущественно односторонней обработкой, характерных для заключительной фазы волго-камского мезолита.
 

Савиновское копье - в Финляндии

Каменное копье, найденное Заусайловом у Савиново, также вошло в коллекцию Василия Ивановича. К сожалению, в связи с обстоятельствами его жизни Савиновское копье находится в Хельсинки.

Любовь Евгеньевна обращалась в Финское посольство в Петербурге с просьбой узнать о судьбе Савиновского копья и, если это возможно, получить его фотографию, но ответа мы не получили.
 

Уникальная коллекция Заусайлова

Зусайловская уникальная коллекция состояла из 10935 предметов, включая 5282 предмета каменного века, 1292 бронзового, 1417– железного, керамики и стеклянной посуды – 169 и других предметов.

В 1884 году Василий Иванович опубликовал иллюстрированный альбом каменных предметов, собранных за этот период (69 листов, 47 рисунка в натуральную величину). Во введении к альбому Заусайлов рассказывает, как он пополнял свою коллекцию:

«орудия в огромном большинстве случаев отыскивались таким образом, что я объезжал по очереди деревни губернии, и в каждой из деревень, по прибытии собирал сведения, не имеет – ли кто из жителей громовых стрел, так как только под этим названием известна крестьянам древние каменные орудия; оказавшиеся предметы покупал, разумеется, при согласии на то владельцев. Только в очень немногих местностях мне удалось добыть каменные орудия путем производства раскопок».
  

Заусайлов – музейный попечитель

Страстный коллекционер В.И. Заусайлов был активным членом комиссии по созданию Казанского городского музея, а затем вошел в попечительский совет Лихачевского отдела. Для организации музея им была пожертвована по тем временам не малая сумма – 500 рублей. Не случайно, как пишут «Казанские губернские ведомости», ему была присуждена в 1888 году золотая медаль на научно-промышленной выставке в Екатеринбурге, где 1890 году была выставлена картина В.И.Заусайлова «Дети во Христе». К сожалению, она не сохранилась до наших дней, так как во времена гонений на церковь картины религиозного содержания уничтожались.

В нашем исследовании нам интересна картина «Деревянная церковь села Савиново», якобы нарисованная и подаренная В.И.Заусайловым городскому музею.

Писатель «Господин N» Печенкин – псевдоним Заусайлова?

Известный казанский коллекционер Георгий Фролов любезно подарил нашему руководителю и наставнику сборник конца XIX – начала XX века, в котором имеется подробнейшее описание не только здания древней церкви, но и чудодейственной иконы «Живоносный источник Божьей матери». В конце компетентной статьи стоит подпись некоего Н. Печенкина.

Вполне возможно, что автор статьи – сам Заусайлов, так как он жил в Савиново, проявлял интерес к истории этого края, многое знал. Можно предположить, что Василий Иванович по каким-то причинам не мог подписаться под этой статьей своим именем, взял псевдоним – фамилию матери во втором браке. А инициал Н – это похоже на Господина N, т. е. неизвестного господина. Данную версию предложила моя подруга по краеведению Даша.

Но вполне вероятно и другое: Н. Печенкин – брат В.И.Заусайлова по матери.
 

Бомонд Заусайлова на даче в Савиново

В. Заусайлов был гласным городской думы, а вскоре стал и почетным гражданином Казани. Круг его знакомых той пор чрезвычайно широк – это известные ученые, профессора Казанского университета, нередко такие же неутомимые коллекционеры-собиратели, это земские деятели и чиновники, актеры, военные, а вскоре и первые российские революционеры-народники и эсеры.

Можно предположить, что они были в гостях у Заусайлова на даче в Савиново. По воспоминаниям старожила Аблясова Алексея Петровича (ныне покойного), его дед был помощником лодочника, который помогал перевозить гостей на дачу через ручей Заусайлова.

Все собирались за столом на веранде, а «Василий Иванович сачком ловил карасей из пруда … и на сковородку».

 

Расплачивался за всех Заусайлов

За все пришлось расплачиваться Заусайлову, который сразу из богатого предпринимателя превратился в обычного, среднего достатка обывателя, с доходом, едва позволявшим содержать семью.

А семья между тем выросла, и он стал дедом – в 1903 году родился внук – И.В. Геркен, который впоследствии стал довольно известным на Урале инженером.

По решению суда все имущество В.И. Заусайлова подлежало аресту с последующей продажей на аукционе. А было у него всего не так уж и мало, если его коллекция числилась в описи ликвидационной комиссии под номером 502.

Он пытался спасти коллекцию, видимо, с его подачи была занижена её продажная цена: Заусайлов явно рассчитывал на помощь коллег. Дважды назначался аукцион по продаже коллекции, и никто не захотел покупать её даже за мизерную цену – в 5 тысяч рублей. У него в это время уже не было таких денег, но не нашлось никого, кто бы мог оценить значение этой коллекции и выкупить её для Казанского музея.
 
Коллекция Заусайлова ушла с молотка

В результате коллекция, не имевшая себе равных, после смерти Заусайлова несколько раз продавалась с молотка. «А в 1909 году с описью собрания В.И.Заусайлова познакомился финский археолог Н.Н.Тальгрен. по его рекомендации коллекцию казанца купил Национальный музей Финляндии, и сегодня её можно увидеть в Хельсинки».
 
  
 

СТАТЬЯ ПРО ХРАМ И ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
За ответом отправилась к Ф.Салимовой, заместителю директора центра детского и юношеского туризма и краеведения «Простор». Фарида Бакиевна, как и я, однажды задалась вопросом о названии родного района. Только случилось это гораздо раньше, в 1994-м. Все эти годы сотрудники «Простора» вместе с педагогами и школьниками занимаются изучением истории своего района, а точнее – территории, на которой он находится.

– Мой первый вопрос касается, конечно же, названия района. Почему все-таки – Ново-Савиновский?

– Ново-Савиновский  – от названия старого села Савинова. А вот почему – Савиново? Ответ непрост.

Существует много легенд, которые нам рассказали жители Савинова. Например, такая:  когда-то на месте селения стояли дремучие леса, жил там не то разбойник, не то помещик Савин. Вторая версия: сегодняшнее Савиново имеет отношение к Савиновой юрте, о которой сохранились некоторые сведения в источниках.

Одна из древних легенд об основании Казани гласит, что после смерти хана Батыя его преемником стал царь Саин. Разгневавшись на русских князей, не явившихся  к нему в Орду на поклон, Саин предпринял поход на Русь.  Но, получив дары выехавших к нему навстречу русских князей, он оставил намерение наказать их. Решил Саин основать на месте, где встретили его князья, город «на славу имени своему».

Это место было на правом берегу Казанки. Он крепко полюбил созданный им город и часто приходил сюда на временное жительство. Поэтому и город стал носить название «Саинов юрт». Есть еще одна гипотеза: в православии Савинами называли великомучеников.

– Но есть ли подтверждение этих легенд?

– Первым источником для нас являются рассказы старожилов, от них мы узнаем много нового. Но каждый факт требует документального подтверждения, поэтому мы работаем в библиотеках, архивах, нам очень помогает Национальный музей республики. В частности, мной было обнаружено подтверждение одной из легенд. Вот, посмотрите (Фарида Бакиевна читает по ксерокопии):

«Основание села относят ко времени покорения г. Казани, а название ему будто бы дано по имени казанского хана Саин–Гирея. В списке  «Дозорных книг», под 1623 годом, Савиново упоминается в числе приходских деревень дворцового села Борисоглебского».

Савиново включили в черту Казани в 1914 году, после очередной переписи населения. Известно, что в 1868-м в селе насчитывалось 72 двора. Сегодня осталось две улицы, кладбище и часовня. Церковь – пожалуй, единственное украшение деревушки.

– Но ведь церковь – современная! Что же было на ее месте раньше?

– Да, это новая церковь. Прежняя – Живоносного Источника Божьей Матери – была разрушена в первые десятилетия прошлого века. Расскажу красивую легенду, связанную с церковью. Однажды во время наводнения, лет 200 или 300 лет наза, приплыла на доннике по реке Казанке и прибилась у кладбища часовенка. Местные жители, решив, что это знак свыше, подкатили бревна и вытащили ее на берег.

 

Открыв дверь часовенки, увидели икону Живоносного Источника Божьей Матери. Икона считалась чудодейственной – излечивала больных, направляла на путь истинный заблудших, давала силы отчаявшимся. Потом эта икона находилась в церкви, построенной в Савинове, как указывается в церковной «Ведомости»,  в 1799 году.

До наших дней церковь не дожила. А чудотворная икона была разрублена топором, от нее остался лишь маленький кусочек, который хранила у себя ныне покойная баба Дуня. Именно она рассказала легенду о часовне.

 

Самый старый дом в Савинове                                                                                                                   

 В селе была каменная часовня-усыпальница, построенная в 1891 году казанским купцом Заусайловым. Мы с ребятами ходили в экспедицию по этим местам еще в начале 90-х, и нам посчастливилось увидеть в часовенке усыпальницу. Позже от старожила села Михаила Петровича Борисова  узнали, что там были захоронены крестная и крестница Заусайлова.

Ныне эта часовня является алтарной частью Савиновской церкви. Сейчас в Савинове строится церковно-приходская школа. На этом месте раньше была деревянная школа, которая сгорела в 90-х годах.

– Какое отношение имел известный казанский купец Заусайлов к Савинову?

– В Савинове у него была дача. Здесь он проводил археологические раскопки, нашел много древних предметов: женские украшения,  игрушки, предметы быта. Василий Иванович Заусайлов был активным членом подготовительной комиссии по созданию Казанского городского музея, для организации которого пожертвовал немалую по тем временам сумму – 500 рублей. Уже после его открытия вошел в Попечительский совет музея.

Купец имел столько археологических находок в своей коллекции, в том числе бронзового века (около 11 тыс.), сколько было во всех русских музеях того времени, вместе взятых! Например, было там древнекамское копье, найденное в Савинове. К сожалению, к концу жизни Василий Иванович разорился, был вынужден продать свою коллекцию за границу. Сегодня ее можно увидеть в городе Хельсинки.

Конечно, очень жаль, что эта коллекция для нас утеряна, но мы не унываем – создаем свою коллекцию. Ходим по домам, общаемся с  жителями, смотрим, какие сохранились интересные вещи. И люди нам передают то, что уже не нужно: чугунки, керосиновые лампы, зеркало, коромысло. Особо ценные экспонаты – это серьги из речного жемчуга, соединенного с помощью конского волоса; а также икона Распятия Христа. Это ручная работа, икона находится в стеклянном сосуде, все части помещались туда, конечно, большим мастером.

Пока не установлено, кто им был. Мы нашли эту икону в одной из семей. Все это хранится сейчас в нашем Центре, но места, к сожалению, не хватает, и мы не можем разместить все найденные экспонаты. Мы знаем, что в одном доме есть сундук времен Петра I, в другом  – зеркало времен Боратынского.

– Вы упоминали об экспедиции 90-х годов. Не могли бы рассказать подробнее о поисковой работе школьников?

– Основная цель работы нашего Центра – заинтересовать детей историей их собственной семьи, улицы, на которой они живут, района, города. И мы потихоньку этой цели добиваемся. В преддверии 10-летия района был объявлен конкурс на лучшую краеведческую находку. Нам удалось всколыхнуть весь район на поиск. Ребята пишут эссе, рефераты, делают фотографии.

Педагоги «Простора» помогают преподавателям школ привить детям любовь к своему родному краю, к изучению истории, культуры, литературы. Вот сейчас вы находитесь в музее детской татарской литературы.  Экспозиция начинается  с Габдуллы Тукая, и гости могут узнать историю татарской литературы и татарской графики. Есть стенд, посвященный писателям Абдулле Алишу и Шамилю Гараю, их дружбе.

На этом же стенде  выставлена газета «Яшь ленинче» за 1931 год, в которой печатали свои первые стихи многие известные ныне татарские писатели. Третий стенд рассказывает о писателях военных лет.

 

Здесь мы проводим литературные музыкальные вечера, посвященные татарским поэтам и писателям. Нас посещают такие известные деятели искусства, как Шаукат Галиев, Роберт Миннуллин, Ильдар Юзеев, Рафаэль Мустафин и другие. Школьники привлекаются к участию в научно-практических конференциях: пишут доклады об изучении и хранении исторических источников, на тему «Казань и казанцы», «Мы – савиновцы».

Я думаю, что детям необходимо знать историю и культуру родного края. Мало того – им это интересно.  И мы очень рады, что наша работа дает свои плоды. Есть такая проблема: в нашем районе нет дворцов культуры, театров, больших сцен.

Мы ставили вопрос о создании детского национального комплекса «Савиново», ребята даже рисовали, как они его себе представляют. К сожалению, комплекс пока остается лишь в детских проектах. Но мы не теряем надежду.

 

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

Святые места никогда не теряют свою чудодейственную силу. Они могут быть временно забыты людьми. Но приходит время – и потребность в святыне возникает с еще большей силой. И тогда к таким местам стекаются не только паломники, но и туристы, которые черпают здесь духовные силы.

Церковь Богородицы в поселке Савиново, что в Ново-Савиновском районе Казани, возымела добрую молву сравнительно недавно. В обиходе её называют Живоносовской церковью. Этот православный храм не древний. Его строительство началось в 1995 году, а завершилось в 1999 году. Но это место не новое для церкви, так как здесь находился старый деревянный храм. Освящение было проведено 22 марта 1999 года. С тех пор многие паломники и туристы прибывают к стенам этой святыни.

Алтарная часть церкви является исторической ценностью, так как это сохраненная часовня, где был упокоен купец Заусайлов (1898 год). 
Особым почетом в храме пользуется икона Богородицы «Живоносный источник». Именно к этой святыне и стекаются православные со своими молитвами и просьбами.

Богослужения проводятся в храме в праздничные и воскресные дни. Утренняя литургия начинается в 8.00. На вечернем Богослужении священнослужители ждут паломников и прихожан в 17.00. Каждый четверг в 10.00 служится молебен.

Рядом с церковью находится деревянная часовня, которая расположилась над источником. Его вода давно уже славится целебной силой. Источник был освящен владыкой в 2000 году. 
На эту святыню уповают многие православные, имеющие гинекологические проблемы и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Вода в источнике никогда не иссекает. Она не замерзает даже в самый сильный мороз. Окунувшись в целебном источнике, многие чувствуют укрепление своих душевных сил и исцеление. Божия Матерь помогает всем тем, кто искренне верует.

Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" (новая).
Богородицкая церковь в Савиново

Церковь. Действует.   
Престолы:
"Живоносный источник" иконы Божией Матери 
Год постройки: Между 1995 и 1999.
Архитектор: Спориус А.А.
 


Где находится, как доехать:
Адрес: 
Республика Татарстан, город Казань, улица 3-я Кадышевская, д. 12А.
Координаты: 
55.844884, 49.158278 
Проезд:
по улице Ямашева повернуть на развязке на улицу Гаврилова, ехать прямо, проехать перекресток с улицей Чуйкова. Когда улица начнет поворачивать налево, к улице Воровского, после автостоянки повернуть направо и проехать 250 м. 
Храм будет справа, на перекрестке двух поселковых улиц.

 

Часовня-усыпальница В.И.Зайсулова, ставшая алтарной частью храма. Снято в начале ХХ века. Фото из "Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани"                                   

 

 

________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Сайт Казанской митрополии
Лилия ТУХВАТУЛЛИНА - 
«Казанские истории», №24-25 2004 года
http://history-kazan.ru/4036-658
http://loveopium.ru/
http://sobory.ru/
фото пользователей: Терентий и Сергей Маслов,
«Под небом городским есть остров старины». «Вечерняя Казань», 5 февраля 1997 г. Автор Резеда Даутова.
Воспоминания Поликарпова Н.И. – коренного жителя Савиново
 «Спутник по Казани» под редакцией профессора Н.П.Загоскина.1895 г. стр.684.
Журнал «Казань» №9, 2002.

 

ВложениеРазмер
Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани64.85 КБ
Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани284.95 КБ
Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани51.43 КБ
Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани48.88 КБ
Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани380.14 КБ
Село Савиново, Ново-Савиновский район Казани50.78 КБ
95_lJn0t9Jo3456 (7).jpg82.08 КБ
95_lJn0t9Jo3456 (8).jpg265.63 КБ
95_lJn0t9Jo3456 (9).jpg179.76 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.