Село Кутлушкино (Яушурма) - Гаяз Исхаки

Команда Кочующие - Село Кутлушкино (Яушурма) - Гаяз Исхаки

 

Село Кутлушкино (старое название Яушурма) 

Муниципальное образование:     сельское поселение Кутлушкинское (центр муниципального образования). 

Входит в:     Чистопольский район.

Субъект Федерации:     Республика Татарстан.  

Подчинение:     районное. 

Население (чел.):      666 (2010г.) 

Код ОКАТО:     92259841001 

Телефонный код:     +7 843 42. 

 

 

СТАТЬЯ ПРО КУТЛУШКИНО (автор статьи: Артем СУББОТКИН)

Уже на подъезде к селу Кутлушкино Чистопольского района я обратил внимание на необычный указатель.

Большие синие металлические буквы, словно вырастающие из земли на фоне зеленеющего поля — ЯУШУРМА. Как объяснили мне местные жители, это второе, более древнее название их села, первые упоминания о котором относятся еще к XVI веку.

Переводится оно как защита от побоища. Тогда в здешних лесах и среди камышовых зарослей болотистых топей прятались татары-переселенцы, уходившие вглубь лесов, укрываясь от миссионеров Новокрещенской конторы, заставлявших местных жителей принимать православие.

Второе название села связано с именем одного из первых поселенцев — им был некий Котлу-Мухаммед-бабай, которого руские называли Котлуш-бабаем. В XVII веке в селе, согласно данным переписи, проживало более 200 человек, из них 196 ревизистских татар, 16 крещеных татар, две семьи чувашей и 10 семей русских поселенцев. После сильного пожара, который почти полностью уничтожил село, крещеные татары и русские перебрались жить в соседнее село Бахта, и в Кутлушкино осталось только татарское население.

Интересно, что вплоть до революции, несмотря на известное отношение в царской России к иноверцам, Кутлушкино оставалось очагом татарской культуры. Здесь была мечеть и действовало медресе, в котором учился, а впоследствии и преподавал сын местного муллы Гилязетдина-хазрата известный татарский просветитель и публицист Гаяз Исхаки. Судьба этого выдающегося человека удивительна и трагична. Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце XIX века. Его первое произведение — «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы. Основной период его творчества наступает после революции 1905 года, после получения свободы печати и слова. С 1905 до 1917 года он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница» и другие. Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года.

Еще в молодости он попал в поле зрения царской охранки за резкие высказывания в адрес проводимой правительством политики ущемления прав народов Российской империи, за что и был сослан в Архангельскую губернию. Освобожденный Февральской революцией, он активно участвует в политической жизни, часто публикуется на страницах татарских газет и журналов. Участвует в работе первого съезда мусульман России в 1917 году. Многим современникам запомнилась его передовая статья в газете «Ил» («Страна») на смерть Габдуллы Тукая, с которым он был близко знаком и дружил. Известно, что Тукай посвятил ему два своих стихотворения — «Кем ул?» ( Кто он?) и «Мөхәрриргә» ( Обращение к редактору).

Однако и с большевиками, которые видели в нем опасного националиста, отношения у Гаяза Исхаки не сложились: он был вынужден эмигрировать в Европу, а затем — в Турцию, где и умер в 1958 году.

Несмотря на клеймо белоэмигранта и националиста, которым «наградила» его советская власть, имя Гаяза Исхаки пережило его гонителей. В конце девяностых годов прошлого века, когда в республике отмечался рост национального самосознания, имя Гаяза Исхаки вспомнили те, кто стоял у истоков духовного возрождения татарского общества. Именно тогда началась работа по созданию в селе Кутлушкино музея Гаяза Исхаки, который открылся в 1999 году 30 июля при участии первого Президента РТ Минтимера Шаймиева.

В сохранившемся двухэтажном кирпичном доме мужа сестры Гаяза Исхаки купца первой гильдии Сайфутдин-бая первые посетители музея смогли окунуться в атмосферу быта и жизни известного татарского мыслителя и публициста. И сегодня здесь чувствуется дух далекого времени.

За тяжелыми коваными дверями — таинственный полумрак. Широкий прилавок с потемневшими от времени счетами, под потолком — керосиновые лампы. На полках — товары: обернутые в синюю бумагу головы сахара, чай в металлических цыбиках и прочая бакалея. Рядом — самовар с подвешенной связкой баранок. Чуть поодаль — отрезы добротного сукна и цветастого ситца, а рядом — сурма и мыло в упаковке знаменитого Казанского завода братьев Крестовниковых.

Когда-то возле этого прилавка толкались многочисленные покупатели, осматривали товар, торговались, обсуждали последние сельские новости, перебрасывались шутками.

Экспозиция второго этажа посвящена творческой деятельности Гаяза Исхаки — письменный стол с личными вещами писателя, среди которых старинное пенсне, чернильный прибор и тяжелое мраморное пресс-папье. Газеты и журналы с его статьями и публикациями. Фотографии писателя, его знакомых и близких, чья судьба сложилась трагически. Известно, что брат Гаяза Исхаки, оставшийся в Советской России, постоянно подвергался преследованию и травле со стороны властей, долгое время не мог найти работу, хотя прекрасно владел пятью языками, и в отчаянии покончил с собой. Об этом и многом другом мне рассказала научный сотрудник музея Голиса Яруллина (на снимке).

— Ежегодно в стенах музея мы проводим чтения, посвещенные выдающемуся татарскому просветителю, — говорит директор музея Расима Ибрагимова. — Время показало, что никакие гонения не могут затмить величие гения, имя которого живет в сердцах его почитателей и поныне.

 

 

Историко-мемориальный и этнографический комплекс Гаяза Исхаки

Адрес: 422955, республика Татарстан, Чистопольский р-он, с. Кутлушкино (Яуширма)

Режим работы:* Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме воскресенья, суббота - с 8.00 до 13.00

    Музей-усадьба Гаяза Исхаки - W1218 www.chistopol.ru/~iskhaki/

Памятные даты и ежегодные мероприятия:

    дата открытия   - 30.07.1999

    18 мая - День музеев

    23 февраля - День рождения Г.Исхаки

 

Описание:

    Гаяз Исхаки (1878-1954) - выдающийся татарский прозаик, драматург, публицист. В 1919 г. эмигрировал из России, жил в Европе и Азии, похоронен в Стамбуле. Музей открыт на родине писателя.

    Музейный комплекс расположен на площади 25х50 кв.м и включает сохранившийся двухэтажный дом из красного кирпича, построенный в 1910 году и связанный с биографией сестры Г. Исхаки - Фаридабану.

    Территория разделена на две части: мемориальная зона, воссоздающая среду, в которой вырос Гаяз Исхаки (конец XIX-XX вв.) и зона, музеифицирующая и экспонирующая материал послереволюционного периода жизни и творчества писателя.

    Жилой дом, срубленный из дерева, представляет собой шестистенок размерами 6х16 м. Кровля железная, оцинкованная. Особое внимание уделено восстановлению хозяйственных построек, среди которых теплый хлев, кладовая, амбар, срубленные из дерева, холодный хлев, построенный из досок, колодец глубиной 15 метров.

 

    В экспозицию музейного комплекса входят: торговая лавка, дом Г. Исхаки, театральная экспозиция, надворные постройки, галерея.

Здание(я):

    Архитектурный ансамбль музея создан по описаниям племянницы Г.Исхаки - Сююмбики Шариповой.

Основные экскурсии:

    Жизнь и творчество Г.Исхаки

    По следам Г.Исхаки

    Творчество Г.Исхаки в эмиграции

    Дореволюционное творчество Гаяза Исхаки

    422955, республика Татарстан, Чистопольский р-он, с. Кутлушкино (Яуширма)

Даты открытия и основания:

    открыт: 30.07.1999

 

 

Единиц хранения:

    свыше 1000, из них около 400 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

    Мемориальные предметы - личные вещи Г.Исхаки и его сестры

    Фотографии

    Коллекция писем, документов, фотографий, личных вещей, книг Г.Исхаки

    Коллекция редких книг XIX века

 

 

 

 

ЗНАМЕНИТЫЕ  УРОЖЕНЦЫ СЕЛА

Валиев Габделахат Габделганиевич – Герой Советского Союза

 Шамсутдинов Гали Нуруллович - Герой Советского Союза

 Тарханова Флера Габдрахмановна – 1995 года член Союза писателей, 1998 года – писатель. Референт -переводчик  при аппарате президента РТ

 Тарханов Ильдус Габдрахманович – был министром культуры РТ, в данное время представитель РФ в Казахстане

 Забегаева (Тарханова) Алсу Габдрахмановна – Председатель  национального Чистопольского землячества в г. Казани

 Мирсияпова – Усмановна  Сурия Азгатовна – депутат госсовета РТ, врач.

 Нургалиев Гали Галимзянович – летчик – истребитель.

 

 

 

 

ГАЯЗ  ИСХАКИ - Автор статьи: КАРТАШОВА Людмила

Мухамметгаяз Гилязетдинович Исхаков родился в селе Кутлушкино (татарское название Яуширма) Чистопольского уезда Казанской губернии. В 1905-1907 гг. он становится одним из лидеров татарских эсеров - "тангистов". В эти и последующие годы Исхаки неоднократно подвергался арестам, находился в ссылках. После Октябрьской революции, опасаясь неизбежного ареста, он эмигрирует и живет сначала в Китае, Франции, потом в Германии, Польше и наконец прочно оседает в Турции.

 

В эти беспокойные годы Гаяз Исхаки издавал и редактировал газеты и журналы "Тан юлдузы", "Тавыш", "Иль", "Сюз", "Безнен иль", "Милли юл", "Янга милли юл", "Милли байрак". Он является автором около 60 произведений, одно из программных - просветительская антиутопия "Исчезновение через 200 лет" (1902-1904) об угрозе исчезновения татар с исторической арены из-за отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни. Наиболее известны его романы и повести "Нищая девушка", "Жизнь ли это?", "Мулла бабай", "Тюрьма", "Суннатчи бабай", "Остазбике", "Он был еще не женат", "Мудрец Лукман", "Домой", "Осень".

Гаяз Исхаки - один из основоположников татарской драматургии. Его перу принадлежат такие комедии и трагедии, как "Жизнь с тремя женами", "Учитель", "Брачный договор", "Борьба", "Светопреставление", "Зулейха", "Среди волн" и другие.

Проблемам государственности, национальному вопросу посвящен его исторический труд "Волга-Урал" ("Идель-Урал"). Он не просто мечтал - выдвигал конкретные планы создания конфедерации поволжских народов.

 

Музей строили всем миром

Вряд ли Гаяз Исхаки полагал, что потомки сполна воздадут ему за перенесенные лишения, что будут чтить и цитировать его запретные некогда труды, составлять родословную бывшего врага народа и трепетно собирать домашнюю утварь и одежду, которой пользовалась семья Исхаки.

 

Решение открыть в Кутлушкине музей Гаяза Исхаки поступило из Казани. Случилось это в 1992 году, как раз к тому времени профессор Ибрагим Нуруллин, первым из татарских земляков Исхаки, побывал на его могиле в Стамбуле и привез оттуда горсть земли. Эта горсть стала начальным экспонатом нового музея.

В Кутлушкине, правда, и раньше в местной школе действовал небольшой музейный уголок, посвященный Исхаки. Но хотелось чего-то более весомого и существенного, чтобы не стыдно было привозить высоких гостей.

И вот в Чистопольский край прибыла делегация казанских специалистов и чиновников, среди которых был и вице-премьер Ильгиз Хайруллин. Присмотрели пустующий, неплохо сохранившийся двухэтажный дом, в котором в начале века проживала с мужем Сайфутдином сестра Исхаки Фарида-бану. С ней Гаяз был особенно дружен, не раз останавливался в ее доме. Родительский же дом, где жили его отец - мулла Гилязетдин и мать Комария с детьми (всего их родилось одиннадцать, но взрослыми стали только пять), не сохранился. Выбор здания под будущий музей одобрил и занимавший в ту пору должность председателя Кутлушкинского сельсовета Наиль Вагизович Агзамов, впоследствии ставший директором музея Гаяза Исхаки.

 

Бывший купеческий дом тщательно отреставрировали. В советские времена его использовали то под библиотеку, то под магазин, то под сельсовет, а последние десять лет дом стоял заброшенный и никому не нужный. Между тем строился он почти сто лет назад с особой старательностью, кладка была фигурной, добротный кирпич купец Сайфутдин возил издалека. Человек он был зажиточный и уважаемый, строил с толком и с душой. Правда, этот каменный дом Сайфутдину скоро разонравился. И он велел построить рядом другой, деревянный. И жил в нем. Но тот дом не сохранился.

 

Для восстановления выбранного под музей здания, различных надворных хозпостроек (причем все должно быть натуральным, если баня - то в рабочем состоянии, если сеновал - то с пахучим сеном) потребовалось немало средств. Возрождением по полной программе занялось ремонтно-реставрационное управление Министерства культуры РТ. Сил приложили немало - только шпаклевать пришлось дважды, а сколько красить, белить, мудрить с кирпичной кладкой!

 

Естественно, скудный бюджет Кутлушкинского совета местного самоуправления не имел и сотой доли нужных финансовых средств, поэтому основную спонсорскую помощь новому музею оказали предприятия Чистополя. Всего 35 организаций помогали восстанавливать музей Г.Исхаки: кто забор соорудил, кто фонари поставил, кто дорожки выложил асфальтом, кто беседку выстроил, кто сарай сложил, кто сено завез. Одним словом, с миру по нитке - вышло одеяло. Да еще какое!

В Кутлушкино на торжественное открытие музея приехало много гостей, прибыл даже Президент РТ М.Ш. Шаймиев с подарком - большим красочным портретом Гаяза Исхаки.

 

 

В деревне то было Кутлушкино (то бишь в Яуширме)

Сначала я вдоволь налюбовалась домом купца Сайфутдина снаружи - таким игрушечно чистеньким, аккуратным, каких в жизни не бывает. А может, не бывает теперь, а раньше были. Потому что раньше иначе строили. На первом этаже дома, как и было положено в то время, купец открыл лавку, на втором поселился сам с семьей.

 

С некоторым волнением открыла тяжелую кованую дверь (говорят, она сохранилась практически в первозданном виде) и испуганно попятилась назад: за прилавком старинной лавки стоял молодой парень в татарской национальной одежде. Оказалось, не настоящий, а всего лишь кукла, но сделанная мастерски и похожа на старшего сына купца Сайфутдина Хайрахмана. Именно он выполнял здесь функции продавца в далеком 1910 году, когда отец выстроил этот дом, чтобы зажить в нем со своей новой молодой женой Фаридой (прежняя умерла).

Что бы такое в лавке купить? Может, свечей стеариновых или ланолино-глицеринового мыла от купцов Крестовниковых, или восточной халвы в железной коробке, или уж сразу самовар да старинный утюг на углях? Товары в лавке не камуфляжные, настоящие, начала ХХ века. Их доставили сюда из музеев Казани, Чистополя, собрали у жителей окрестных сел. Быть гидом по музею в тот день досталось его директору Наилю Вагизовичу Агзамову, а настоящий гид - научный сотрудник музея и учительница татарского языка местной школы Лилия Марселевна Фасхетдинова - была в отъезде.

 

Семья Гаяза Исхаки изображена на большой, во всю стену, картине на фоне родного села: строгая, усталая Комария - мать, затем сам Гаяз (Мухамметгаяз) - старший сын, похожая на мать, с серьезным выражением лица сестра Гайнельмарзия, брат Ахметхан, еще одна сестра Фарида, наконец, младшая - Халима. Никто не знает, как выглядел отец семейства Гилязетдин. Мулла по законам ислама не имел права на какое-либо изображение. По-разному сложились судьбы этих людей. Гайнельмарзия после того, как старший брат эмигрировал из России, 14 месяцев отсидела в Чистопольской тюрьме. Потом она уехала в Ташкент, забрав с собой мать. До сих пор в Ташкенте живет дочь Гайнельмарзии Сююмбике. Кстати, именно Сююмбике-апа передала в дар музею очень красивое старинное платье своей матери, посуду, которой та пользовалась.

Фарида-бану после смерти мужа Сайфутдина вышла замуж за революционера-большевика Гаяза Садыкова. Она похоронена в Чистополе, здесь до сих пор живет ее дочь Галия Сайфутдиновна. Самой печальной оказалась судьба Ахметхана. Он получил образование педагога, но, преследуемый большевиками из-за брата, не выдержал психологических пыток и покончил с собой. Уехала в Ташкент и младшая из сестер Халима, там же она и похоронена.

 

 

Ключ от тюремной камеры

Отец Гаяза Исхаки родом из Черемшанского района, приехал в Яуширму работать муллой в 1873 году. В том же году женился (Комария родом из Муслюмкино). Мухамметгаяз Исхаки родился 22 февраля 1878 года. Отец хотел сделать сына муллой. Три года Гаяз учился в медресе в Чистополе. Еще четыре года проучился в Казани в медресе, затем сам там учительствовал. Наконец, по собственной инициативе поступил в Татарскую школу учителей, которую окончил в 1902 году. Кстати, там Исхаки познакомился и подружился с известным революционером Хусаином Ямашевым. Правда, затем друзья разошлись по идейным соображениям, ведь Ямашев, как известно, был большевиком, а Исхаки - эсером, да еще с очень большими национальными претензиями. После учебы Исхаки уехал в Оренбург преподавать, но отец усиленно бомбардировал сына посланиями, в которых просил вернуться в родное село и заменить его, ибо здоровье стало плохим и ему трудно выполнять обязанности муллы.

 

Исхаки этого очень не хотелось, в ту пору он уже с головой окунулся в политику, его прочили в депутаты Государственной Думы от партии эсеров. Но сыновний долг оказался сильнее политических пристрастий. Исхаки вернулся в Яуширму и стал муллой. К тому времени он уже успел жениться, в 1905 году родилась дочь Сагадат. Но Исхаки вместо мирных религиозных проповедей повел революционную пропаганду. За что в 1906 году был привлечен к уголовной ответственности и посажен в Чистопольскую тюрьму. С таким клеймом Исхаки уже не мог быть избран в Госдуму.

 

 

В Кутлушкинском музее удалось во всех подробностях рассмотреть дверь от той самой тюремной камеры, в которой сидел Исхаки, даже посчастливилось повертеть в руках огромный ключ, которым эту дверь запирали и отпирали...

 

Затем последовала ссылка в Архангельскую область. Вернувшись оттуда, вновь взялся отстаивать права тюрков, утверждая, что мусульманский вопрос в России все больше начинает принимать международный характер, а потому не обойтись без создания суверенного мусульманского государства Идель - Урал.

 

Когда к власти пришли большевики, Гаяз Исхаки решил эмигрировать. Поехав в 1918 году на Версальскую конференцию в Германию, он навсегда покинул Россию. Где только не пришлось побывать Гаязу Исхаки - в Китае, Японии, Финляндии, Франции, Германии, Польше. В 1922 году к нему приехала дочь Сагадат, которую он очень любил (с женой Исхаки давно развелся и больше ни на ком не женился). Дочь не покидала отца до самой его смерти. В 40-е годы она вышла замуж за узбекского ученого, Исхаки вместе с молодыми уехал в Турцию.

 

                     МОГИЛА ГАЯЗА ИСХАКИ В ТУРЦИИ                     

 

Он об этом знал. И ждал

Находясь в эмиграции, Исхаки продолжал непримиримую борьбу с оппонентами, у него на все и на всех хватало сил и энергии. Его научно-публицистическая книга "Идель - Урал" издавалась в 1933 году в Берлине и в Париже на татарском, русском и французском языках, в 1934-м - в Токио на японском, в 1938-м - в Варшаве на польском. Эта работа посвящена роли тюркских народов Поволжья и Урала в истории, особенно в период революционных потрясений в России в первой четверти ХХ века. Не так давно стали доступны архивные материалы предварительного варианта этой книги.

В 20-е годы Исхаки попал в поле зрения польской разведки и имел с ней контакты с 1929 года. Об этом в статье "Вопросы истории тюркских народов первой четверти ХХ века в неопубликованных трудах Мухамметгаяза Исхаки", напечатанной в журнале "Гасырлар абазы" ("Эхо веков") в №3-4 за 2000 год, писал кандидат исторических наук Салават Исхаков. К сожалению, об этой деятельности Исхаки сказано вскользь, практически ничего. Между тем известно, что материалы на эту тему хранились в Особом архиве при Совете Министров СССР (ныне Центре хранения историко-документальных коллекций).

Думается, что в биографии Исхаки еще немало белых пятен. И если их "разукрасить" (да простит читатель такой каламбур), то есть заполнить пятна информацией, возможно, мы будем знать всю правду до конца. В любом случае Гаяз Исхаки был не просто великим бунтарем, но великим человеком, очень искренним и смелым.

 

Жители современного Кутлушкина получили в дар не просто прекрасный музей, напоенный историей, но и чудесный уголок для отдыха (рядом клуб), а также оригинальное место для раздумий о смысле жизни и бытия, о непредсказуемых изгибах истории, о времени, которое возвращается или возвращает нам то, что было незаслуженно изъято из жизни, насильно вычеркнуто, забыто. Такое ощущение, когда смотришь на портрет Гаяза Исхаки, вглядываешься в его прищуренные, холодные и умные глаза, что он об этом знал. И ждал. Знал и ждал, что еще вернется на родную землю.

...Сказочный ажурный мостик напротив дома купца Сайфутдина ведет к деревянной беседке. По мостику хочется не пройти, а быстро и легко пробежать, чтобы попасть в другое измерение, в Кутлушкино, в Яуширму начала ХХ века. А чуть поодаль, когда строили музей, хотели возвести и мечеть. Но в селе уже была одна мечеть. Да и средств на новую пока не хватает.

Прекрасный музей, очень интересный и богатый. Но посетителей здесь маловато. Свои, местные, в музее уже по нескольку раз перебывали, а добираться до Кутлушкина сложно - от Чистополя надо километров пятнадцать ехать по Казанской трассе, а потом еще примерно столько же в сторону. Между прочим, была идея построить музей в Чистополе, где всегда много туристов, особенно летом, и где на музей был бы очень большой спрос. Но родина-то у Гаяза Исхаки в Кутлушкине.

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru