Священный камень Акташ (Казаклар)

Команда Кочующие - Акташ

 

Камень Акташ - это очень интересное  место попало в поле нашего зрения, когда мы готовили статью про реку Ашит, которая протекает по Татарстану и Марий Эл (где впадает в Илеть). Ранее эти земли  (на север от Казани) были заселены древнепермскими племенами азелинской культуры, потом эти земли занимали удмурты и марийцы.  

До сих пор в этих краях много финно-угорских топонимов, даже название реки Ашит переводится с марийского как белая вода (ошо, ит). Дело в том, что в этих краях распадается на отдельные горы и холмы южная часть Вятского увала. Река Ашит пробивается через известняковые породы, отчего вода в речке в некоторых местах приобретает беловатый цвет.    

От белого цвета произошло и название камня Акташ, то есть с татарского: белый камень. Такая вот параллель между марийским названием реки Ашит и татарским названием камня.

Добавим, что следы культа почитания  камней встречаются и в соседнем Моркинском районе Марий Эл, про что мы уже писали в наших статьях (Моркинские камни).

 

 

Далее  статья про камень Акташ  МИРГАЗИЗОВа Рафаэля

Камни и лес - довольно редкое сочетание для наших мест. Но и сама деревушка Казаклар, что расположена на границе Высокогорского района с марийскими лесами, не совсем обычна. Хотя ее название - Казаклар - самое заурядное, населенных пунктов с таким названием в Татарстане еще, по крайней мере, три. Все объясняется просто: в этих деревнях, бывших своеобразными форпостами царской администрации, жили казаки - служилые татары, несшие государеву службу и, в отличие от татар ясачных, не платившие ясака, то есть налога в казну.

Хотя, конечно, история села уходит в глубь веков и берет свое начало задолго до того, как Иван Грозный покорил Казань и появились эти самые татары-казаки, служившие русскому царю. Древнее имя села - Уразлы (по-русски - Уразлино). Еще в XIX веке параллельно ходили оба названия - Уразлы аулы и Казаклар, пока последнее совсем не вытеснило первое.

Когда появились Уразлы, сейчас никто сказать не может, но возникновение села народное предание связывает с неким Уразбеком. Якобы раньше Уразбек и его односельчане жили на берегу речки Ашыт, но там почему-то стали умирать дети. Вот и решили перебраться поближе к лесу.

 

                    ОСТАТКИ ДРЕВНЕГО ЗАХОРОНЕНИЯ (мавзолея) У ДЕРЕВНИ НИЖНИЙ БЕРЕСКЕ          

 

 

На сельском кладбище - зирате - много старых надгробных камней, расписанных затейливой арабской вязью. Вернее, раньше их было много, но в последнее время древняя часть кладбища, заросшая буйной растительностью, осталась брошенной, и камни расхищены. Их используют в строительстве. Трудно объяснить, откуда у людей столь непочтительное отношение к духу своих предков! Даже в военное лихолетье на кладбищенские святыни никто не покушался, но сейчас они варварски разобраны и похищены. Остается лишь тяжело вздохнуть вслед за древними: "О времена, о нравы!"

Одна надгробная плита чудом сохранилась, однако прочесть, что на ней написано, никто не может. Буквы арабские, но язык точно не арабский и не тюркский. Предполагают, что - фарси, и захоронен под ней якобы тот самый легендарный Уразбек со своей супругой.

Вызывает недоумение факт кражи кладбищенских плит еще и потому, что в Казакларе, в общем-то, всегда с трепетом относились к камням. С ними связаны два святых места - Ташамыш и Акташ. Особенно интересно второе: Акташ так и переводится - Белый камень. Местные старушки верят, что это обломок священного камня Каабы, что находится в далекой святой Мекке. Поэтому Белый камень считается святым, он вроде оберега жителей села. Если кто захочет сдвинуть камень с места, у того отсохнет рука или он даже может умереть, если не он сам, то его близкий родственник. Говорят, такие случаи бывали.

Здесь когда-то хотели разработать каменный карьер, но каждый раз происходили какие-то необъяснимые явления. Только ковш экскаватора касался поверхности камня, как у него сразу глох двигатель. А у трактора слетала гусеница...

Каменоломню все же заложили - камень здесь и вправду отличный, - но в другом месте, примерно в 6 километрах от села.

Некогда Уразлы было огромным селением аж с тремя мечетями и знаменитым на всю округу медресе. Здесь же купцы Япеевы построили кирпичный завод, а еще здесь вырабатывали поташ - соду. Вот как об этом сказано в царских материалах Генерального межевания:

"На овраге Ничелане состоит города Казани Старотатарской слободы служилого татарина Галдыша Гумерова поташный завод на десять котлов, на коем в летнее время с употреблением золы 250 четвертей и 200 сажен дров вываривается поташу до 300 пудов. Поставляется оный в Казань и пуд продается за 3 рубля 35 копеек. Обрабатывается наемными людьми, коих в работе бывает до шести человек".

Про медресе в Уразлы и вообще про духовные учебные заведения Заказанья следует сказать особо. Их создавали и в них преподавали в основном выходцы из двух известных богословских родов: Утяка - в деревнях Кудаш, Малые Ковали, Уразлы, Мемдель, Юртыш и Растмухаммада - в деревнях Дубьязы, Большие Ковали и других. Как известно, после взятия Иваном Грозным Казани татарская культура стала формироваться в основном как сельская, и ее эпицентр находился как раз в Заказанье, где сосредоточились лучшие интеллектуальные умы того времени. (Однако справедливости ради следует заметить, что этот процесс начался еще раньше - после монгольского нашествия сюда, в лесные края, потянулся люд из южных булгарских городов.) Из Юрткуля, что вблизи древнего Болгара, перебрались потомки Утяка, а из правобережья Камы - Растмухаммада.                      

 

                  ОСТАТКИ ДРЕВНЕГО ЗАХОРОНЕНИЯ (мавзолея) У ДЕРЕВНИ НИЖНИЙ БЕРЕСКЕ            

 

В XVII - начале XX веков татарская книжная культура, да и не только книжная, формировалась в основном в богословских центрах, какими были крупные медресе в деревнях Альдермыш, Мемдель, Юртыш, Дубьязы, куда приезжали на учебу шакирды из самых отдаленных уголков, - слава заказанских учебных заведений распространялась широко по всему мусульманскому миру. Именно здесь служило большинство ахунов, то есть священнослужителей, наделенных правом собственного религиозного суждения и обладающих определенными властными полномочиями над остальными муллами. К примеру, имя ученого-теолога, ахуна Фаткуллы аль-Казаклари (из деревни Казаклар) в первой половине XIX столетия гремело повсюду, и многие видные богословы считали за честь стать его учеником. А потомок другого легендарного рода Растмухаммада - Хамид Исламов основал огромное медресе в Юртыше, куда тоже приезжали сотни последователей. По свидетельству Марджани, Хамид Исламов был "одним из шейхов, наставлял людей в суфизме, и слава его как педагога и мыслителя была необычайно велика". Известны имена двух казыев (мусульманских судей), заседавших в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании, - это Шафи Мухаметкулов и Хасангата Габяши. Из Заказанья вышли не только знаменитые богословы, но и видные политики, философы, писатели, военные, композиторы: Галимзян Баруди, адмирал Исхак Исламов, Гали Махмудов, Ахметхади и Садри Максуди, Салих Сайдашев, Хай Вахит....

К сожалению, в 1894 году накатила первая волна "мухаджиров" - переселенцев в Турцию, которая коснулась и Заказанской зоны. Потом было еще несколько таких волн, и самая большая после 1917 года, в результате чего татарская культура сильно оскудела, лишившись многих светлых голов.

... Сегодня от былой славы Казаклара не осталось и следа. Два колхоза развалились, фермеры здесь как-то не прижились. В селе осталось около 600 человек, две трети из которых пенсионеры. Работы никакой, вот народ и бежит отсюда. Если жизнь еще как-то теплится, то лишь благодаря школе, которую открыли еще в 20-е годы прошлого столетия. Но если и сюда доберется кампания по закрытию малокомплектных школ, что сейчас широко разворачивается по всей России, то село точно вымрет...

Единственное, чем может похвастаться сегодня Казаклар, - это экология. Рядом ни заводов, ни автомобильных трасс. Лес, грибы, ягоды, чистый воздух, незагрязненные водоемы привлекают дачников, и, несмотря на удаленность от Казани, начинают появляться шикарные особняки состоятельных горожан.

Сможет ли Акташ - священный Белый камень - уберечь Казаклар от трагической участи? Может быть, если люди вернут себе трепетное отношение к камню и святыням своих предков.

 

                                              СВЯЩЕННЫЙ  КАМЕНЬ  АКТАШ                    

 

 

Далее  интересный отчет РО «Казань-Космопоиск» об экспедиции к загадочному кумню!

 

Экспедиция в деревню Казаклар РТ

Место проведения экспедиции: деревня Казаклар Высокогорского района республики Татастан.

 

РО «Казань-Космопоиск» решило, что данное место заслуживает внимания для ознакомления и изучения, в связи с этим организована однодневная экспедиция в деревню Казаклар.

26 апреля 2009 года группа «Казань-Космопоиск» выехала в деревню Казаклар Высокогорского района Республики Татарстан. Камень Акташ удалось найти достаточно быстро – он оказался на окраине деревни, на холме. Его не видно ни с трассы, ни из самой деревни. Когда мы уточнили у местных жителей местонахождение камня, то приготовились к серьезному пешему походу. Мы стали подниматься на холм по колее, свернули влево. По пути нам встречались небольшие камни, но на Акташ они не были похожи. Внизу осталась долина местной речушки, уходящая вдаль. Мы шли все выше, надеясь найти признаки святого места, тропинку, приношения…

 

Казалось, что это всего лишь обычный холм, на котором часто пасли коров. Но вскоре был обнаружен слева некий объект, возвышавшийся на фоне остального пейзажа. Действительно, это и был Акташ – Белый камень. Большой кусок белого известняка с отверстиями на поверхности, слегка покрытый мхом. Несмотря на то, что еще не появилась первая зелень, открывшийся вид с камнем уже производил впечатление. Когда мы его осмотрели, то стало ясно, что в статье журнала «Научный Татарстан» было допущено пару неточностей.

 

Во-первых, холм Ташамыш(ка) остался справа, через овраг – то есть Акташ на нем не находится. А на Ташамыше мы увидели старое деревянное ограждение, за которым, возможно, были остатки древних захоронений.

 

 

Во-вторых, на Акташе действительно есть темные множественные отверстия, вызванные эрозией известняка от ветра и дождя. Но только одно из них сквозное. Оно находится в верхней части камня, самое крупное и… искусственное. Судя по всему, его  когда-то специально просверлили – уж слишком правильным оно выглядит. Через него интересно смотреть на Небо или на долину, возникает мысль, что это отверстие не просто так – может быть, это местный Стоунхендж? Для того, чтобы заглянуть в отверстие нужно присесть. Через него мало что видно, но можно поймать участок неба над горизонтом. «Глаз» Акташа направлен на северо-восток, 60˚ (если смотреть в сторону деревни). 

 

При сильном ветре благодаря отверстию здесь могут возникать различные звуки. Так же на нем были замечены другие следы человеческой деятельности: в двух-трех местах кто-то пытался выцарапать русские буквы – возможно, что инициалы или часть имени. 

 

 

Камень неправильной формы с наклоном влево (если смотреть со стороны деревни), высотой примерно 70-80 см. Возможно, что он издали местному населению напоминал надгробный древний памятник, поэтому к нему такое уважение. Так же возможно, что почитание возникло из-за того, что кроме него в округе больше нет таких внушительных камней. Причем неизвестны его истинные размеры – ведь никто не смог его выкопать. Может быть, это всего лишь вершина «айсберга» - неизвестно, сколько его еще под землей.

 

Нами был замерен как окружающий радиационный фон, так и самого камня. Он оказался в норме – 12-14 мкР/ч (дозиметр РАДЭКС РД1503). Биолокация камня показала отсутствие сильной, активной энергетики - энергетический фон был спокоен и соответствовал известняковой породе камня. У камня находилось три человека в течение получаса. За это время никто не почувствовал ничего особенного, но прикасаться к камню без особой необходимости опасались. То есть на тот момент на участке с Акташем нами не было обнаружено никаких отклонений от нормы. Рядом с камнем не было замечено каких-либо предметов или иных признаков, говорящих о том, что это объект поклонения (к примеру, деньги). Хотя это может ничего не значить – ведь перед Белым камнем, прежде всего, читают особую молитву, просят здоровья или счастливой дороги.

 

При подъезде к деревне Казаклар с левой стороны открывается вид на местную каменоломню. При этом вспоминается легенда о том, что в свое время эту выработку не удалось организовать там, где сейчас стоит Акташ, потому что возникали проблемы с техникой. Сегодня каменный карьер активно разрабатывается за 6 км. от деревни, находится рядом с трассой, в работе используется современная техника и судя по всему подобных проблем здесь не возникает.

 

                                          РЕКА  АШИТ  В ТАТАРСТАНЕ        

 

Заключение

В последние годы этнологическая наука заинтересовалась таким разделом культуры, как культ народных святынь, народных верований, связанных с ними, особым мировоззрением, отраженным в них. В татарской народной культуре к разряду природных святынь можно отнести родники, озера, холмы, камни, деревья, овраги. Природные святыни различаются в зависимости от географических и природных особенностей мест компактного проживания татар, например, у татар Приуралья по большей части встречаются культовые камни, святые озера, а татары Заказанья в разряд святых чаще относят родники, определенные деревья, холмы, овраги. Так как в целом культ каменных святынь татарам Заказанья не свойственен, поэтому с уверенностью можно говорить о локальной специфике почитания здесь святых камней по сравнению с традицией других фольклорно-этнографических регионов. 

В нашем случае, камень Акташ служит для деревни оберегом и местом поклонения. Возможно, что когда-то очень давно язычество переплелось с исламом. Тем более, что деревня Казаклар расположена недалеко от марийских лесов, где язычество более развито. То, что это не метеорит, а тем более не обломок священного камня Каабы из Мекки – это сразу понятно. Но для местных жителей это не имеет особого значения – ведь эти места связаны, прежде всего, с памятью их предков. И Белый камень является символом этого места.

 

Вывод:

РО «Казань-Космопоиск» ничего аномального, или выходящего за рамки нормы, выявлено не было.

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: 

1) Завгарова Ф.Х. Типология сюжетов почитания культового камня у татар Заказанья//Научный Татарстан. 2009.-№1.-С.42-45

2) Миргазизов. «Край камней, лесов и… учителей»// г. «Республика Татарстан». – 2003 г. - №130

3) Татарская археология. – 2002-2003. №1-2 (10-11).

фото Марии Петровой.               

 _

 

аватар: Кэп

БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА !!!

Есть планы - написать обзорную статью про почитаемые и священные камни в Татарстане, 

и в соседних регионах.

Если у кого-то есть информация, фото, предания или легенды про такие камни, 

или про священные места - 

просим присылать нам, авторство обязательно укажем!

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.