Священные камни Мамат Ходжи

В Маматкозино (в Старом Русском, Новом и Татарском) считают, что жизнь в их сёлах зародилась именно тогда, когда по их земле прошёл древний татарский странствующий певец Мамат—Хожа. И как святую реликвию хранят старинный Камень с полу истёршимися непонятными письменами, который стоит прямо посреди хлебного поля. И трогать этот камень нельзя – иначе быть беде.
 

 

Сотрудники сельского клуба, библиотеки и Исполнительного комитета Новорусско-Маматкозинского сельского поселения провели благоустройство территории около старинного Камня: обкосили траву, вырубили кустарники, покрасили ограду.
  
 За селом Старое Русское Маматкозино, прямо посреди зелёного пшеничного поля, неожиданно и нелепо возвышается огороженный заборчиком островок с парой берёз и кучкой кустиков. Почему этот кусок ничем не примечательной с виду дикой растительности пожалели, когда пахали поле?
  Мы прошли через поле к островку. Здесь в тени берёз стояли друг против друга два прямоугольных старинных камня с полуистёршимися  непонятными письменами. Возможно, то была арабская вязь, а может, и другой язык. Никто не знает. И хотя древние камни занесены в книгу «Археологические памятники ТАССР», про них нигде нет подробной информации. Значится только дата – 16 век.

 

   А местные жители, между тем, рассказали легенду (может она передавалась из поколения в поколение) о том, что эта древняя булгарская могила. И под камнями будто покоится некий просящённый странник или сказитель, который ходил по деревням и весям с проповедями. В Маматкозино он умер, его здесь и похоронили. 
Кстати, такой же камень, говорят нашли на кладбище в селе Сеитово.
 
    Мы попробовали разобрать древние надписи. Увы… 
А так хотелось узнать, что же там написано? Неужели историкам это неинтересно? А вот ещё одна легенда – со сверхъестественным оттенком. Говорят, пробовали убрать отсюда эти камни. Но люди, которые сдвинули их с места, неожиданно почувствовали, что не могут подняться, что их словно придавило, приклеило к земле. И тогда камни спешно водрузили обратно и больше их не трогали. От греха подальше.
 

История деревни Татарское Маматкозино
Деревня в Верхнеуслонском районе, на правом притоке р. Сулица, в 30 км к юго-западу от села Верхний Услон.
      На 2008 г. - 96 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Клуб, библиотека. Мечеть. 
     Известна с 1614 г. В дореволюционных источниках упоминается также как д. М. Маматкозина. 
В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. 
В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, медресе, ветряная мельница, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1008,66 десятин. 
     До 1920 г. деревня входила в Ташёвскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Теньковском, с 20.10.1931 г. в Верхнеуслонском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском, с 12.01.1965 г. в Верхнеуслонском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 69 душ мужского пола, в 1859 г. - 389, в 1897 г. - 681, в 1908 г. - 881, в 1920 г. - 888, в 1926 г. - 544, в 1938 г. - 508, в 1949 г. - 370, в 1958 г. - 281, в 1970 г. - 223, в 1979 г. - 217, в 1989 г. - 160, в 2002 г. - 110 чел. 
   
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ
     Вблизи деревни Татарское Маматкозино сохранились каменные надгробия - эпиграфические памятники 16 в.
  Испокон веков на территории Новорусского Совета самоуправления в дружбе и согласии живут русские и татары. Первые в сёлах Старое и Новое Русское Маматкозино, вторые в Татарском Маматкозино. Эти населённые пункты расположены в непосредственной близости друг от друга, как три брата. У местного населения и легенда по этому случаю сложена про братьев, которые тут якобы в древние времена проходили и основали вышеназванные селения. Скорее всего, братьев всё же никаких не было. Но то, что название  деревень имеет татарское происхождение – Мамат-Ходжа – понятно даже не очень хорошо разбирающемуся в лингвистике человеку. Возможно, и впрямь жил когда-то в Заволжье уважаемый человек, совершивший хадж в Мекку, по имени Мамат и основал потом деревню.
  
   Ещё местные предполагают, что этот самый Мамат (возможно с приятелями и домашними) прятался в здешних глухих лесах от воинов Ивана Грозного. И потому от имени Мамат-Ходжа произошло название – Маматкозино. 
В поддержку этой версии свидетельствует такой факт. Не так давно неподалёку от села рабочие попытались с помощью трактора снять грунт с одного холма – для фермы понадобилось. И неожиданно наткнулись на кости…
Оказалось, когда-то в древние времена здесь располагалось кладбище. И явно не славянское, а мусульманское. Тем более что татары свои кладбища всегда старались на буграх ставить, как в данном случае.
  
 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПРО СЕЛА
На территории нашего Новорусского Маматкозинского Совета местного Самоуправления человек поселился (по архивным данным) примерно в XVI веке, возможно и раньше, но доказательством того, что селение здесь существует, является надгробный камень, который находится в 300 метрах от села Татарское Маматкозино.
Учёными-археологами установлено, что на этом месте находится кладбище. По форме и стилю надписи и орнамента установлен их возраст.
Видимо поселение древних булгар впервые было во времена Казанского ханства. Старое русское Маматкозино было образовано скорее всего после завоевания Казанского Ханства в 1552 году Иваном IV (Грозным). Как известно после завоевания происходили переселения как татар (булгар) так и русских. Даже судя по этому факту, Татарское Маматкозино было образовано раньше завоевания Иваном Грозным этих земель, т.к. в этом селе нет крещёных татар. Со слов старожил села известно, что в селе жил богатый мулла или бай. Мамат Хужин, по видимому отсюда и пошло название Маматхужа (Маматкозино). Ссылаясь на архивные данные в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского хранятся два документа, представляющих собой копии с грамот XVI века. Подлинники в XIX веке хранились в семейном архиве помещика села Ивановское действительного статского советника Павла Ивановича Еремеева. В конце XIX или начале XX века копии с них снял кто-то из членов Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета и сдал в архив общества.

Обе эти грамоты в первой половине XVII века были выданы служилому татарину Нурмамету или Урмамету Нуркееву, помещику д. Большое Маматкозино (Старое Русское Маматкозино). Первая датирована 1614 годом, когда со дня избрания на престол нового царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, прошло около полутора лет.
 «По государеву царёву и великого князя Михаила Фёдоровича Всея Русии указу. Стольник и воевода князь Василий Петрович Щербатый да дьяк Ивано Сафонов дали в поместье Свияжскому служилому татарину Урмамету Нуркееву в д. Маматкозине на выморочную Егидеревскую пашню на тридцать четыре чети, что бил челом государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу Всея Руси он, Урмамет.
А сказал: служил де отец его всякие службы на Уржуме, как ставили город Уржум, а он и после отца с отцовского поместья государевы службы служит десятый год. А в Свияжских в поместных дачах, что за отцом его было поместье, в 7122 году написано: в д. Большая Маматкозина, а в ней пашни 17 четей в поле, а дву потому ж , сена 220 копён. Да за ним же вотчина, бортный ухожей около тоё ж деревни. Да за ним же в деревне Егидереве выморочные пашни 17 четей в поле, а в дву потому ж, сена 200 копён. А всего за ним отцовского поместья 34 чети в поле, а в дву потому ж, сена 420 копён. И то де поместье за ним по ся место не справлено, владеет без дачи. И государь бы его пожаловал, велел за ним то отца его поместья и вотчину за ним справить.
 

И государь царь и великий князь Михаил Фёдорович указал: служилому татарину Урмамету Нуркееву тем его отцовским поместьем и вотчиной владеть, пашни пахать тридцать четыре чети в поле, а в дву потому ж, сена косить 420 копён до тех мест, как за ним тое пашни и сенные покосы государевы большие писцы или мерщики отпишут или измерют, и учинят за ним по государеву указу. А с того ему поместья государевы всякие службы служить. 
К сей выписи стольник и воевода князь Василий Петрович Щербатый печать свою приложил. Лета 7122 (1614), августа в 4 день.
На обороте: Справил подъячий Степанко Свистунов.

 
По склейкам скрепа: Иван Софонов».
Из документа мы узнаём, что в последние десятилетия XVI века поместьем в Маматкозино владел отец Нурмухаммета Нуркеева, которого очевидно звали Нуркей (точнее, так писали по- русски его имя). Именно этот Нуркей (или его отец) во время захвата Казанского ханства проявил лояльность, и его земля, которой он владел как служилый человек Казанского хана, была оставлена за ним.
К 1614 году Нуркея не было в живых уже около 10 лет, его сын Урмамет (Нурмамет) всё это время «всякие службы служил». По законам Московской Руси, поместье передавалось по наследству только по царскому указу, но в течение 10 лет после смерти отца Нурмамет не мог этого сделать из-за «смуты». Теперь он официально наследует поместье отца. При этом он за заслуги отца и за собственные получает какое-то Егидеревское поместье. Речь в данном случае не идёт о руссокй деревне Егидереве, а о выморочном поместье служилого татарина Егидера в той же деревне Маматкозино, что ясно из следующего документа.

 
«Лета 7147 (1639), марта в 14 день по государеву царёву и великого князя Михаила Фёдоровича Всея Русии указу, воевода князь Иван Михайлович Долгорукий да дьяк Семён Копылов дали с отдельных книг выпись свияжскому служилому татарину Урмаметке Нуркееву для того:
В нынешнем во 147 году, марта в 12 день бил челом государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу Всея Русии, а воеводе князю Ивану Михайловичу Долгорукому да дьяку Семёну Копылову он Урмаметко подал челобитную. А в челобитной его написано.
В нынешнем же де во 147 году бил он челом государю на Москве..... Свияжский государеву грамоту на старинное отца своего и своё поместье, на Егидеревскую пашню Азбердиева, что на устье реки Алганыря. И по той де государеве грамоте, то старинное поместье отца его и его Урмаметково по старым крепостям и межам и урочищам ему Урмаметку отделено, и отдельные книги в Свияжской в съезжей избе поданы, а выписи де с тех отдельных книг ему, Урметку, на то поместье де не дадено. И государь бы его, Урмаметко, пожаловал, велел с тех отдельных книг на то старое отца его и его поместье ему , Урмаметку дать выпись, по чему б ему тем поместьем впредь владеть.
А в отдельных книгах написано: 147 году, февраля в 14 день, свияженин Илья Соловцов, приехав в свияжский уезд на Егидеревскую на пашню Азбердиева, в Урмаметково поместье Нуркеево Егидеревскую пашню Азбердиево, а вней пашня 17 четей в поле, в в дву потому ж, сена на 200 копён, велел за ним написать в книги по старым крепостям, и велел ему той Егидеревской пашней Азбердиева владеть по старым межам и граням и урочищам.
А в межах та поместная земля Нурмаметова в поле батлыковской ясачной земли и сенных покосов, которые у них батлыковских татар в споре с Уланом Малоствовым, а урочища той поместной земле на низ по речке Алганыре, по правую сторону, и до устья речки Алганыря. А та речка Алганырь пала в Сулицу реку. А по речке Сулице вверх до Баталыковского прясла по правую ж сторону.

 
И по государеву царёву великого князя Михаила Федоровича Всея Русии указу и по сей выписи свияжскому служилому татарину Нурмамету Нуркееву то Егидеревской пашне Азбердиева 17 четей в поле, а в дву потому ж да сена 200 копен, по старым крепостям и межам, и граням, и урочищам, которые всей выписи выше сего писаны владеть, пашни пахать, а сено косить, покаместа за ним тое Егидеревскую пашню и сенные покосы государевы большие писцы и мерщики отпишут и измерят и учинят за ним по государеву указу.
К сей выписи князь Иван Михайлович Долгорукий печать свою приложил.
На обратной стороне: справил подъячий Маркушка Гордеев.
Скрепа: дъяк Семён Копылов».
Документ представляет собой стандартную выпись из «отдельных книг», то есть удостоверяет собственность Нурмамета Уркеева на определённую землю, границы которой были описаны специально приезжавшим в поместье «отдельщикам» -- дворянином. Из текста видно, что кроме предков Нурмамета в Маматкозине был ещё один служилый татарин – Егидер Азбердиев, выморочное (то есть оставшееся без наследников) поместье которого передано Нурмамету Нуркееву.
Нурмамет Нуркеев был довольно мелким помещиком – в пересчёте на современные меры площади всё его поместье составляло около 60 гектаров пашни и 20 гектаров сенокосов. В 1646 году у него была только одна крестьянская семья.

 
 С расселением татар и русских населённые деревни приняли свои постоянные названия
•        Татарское Маматкозино
•        Старое Русское Маматкозино
Постепенно с годами количество жителей увеличилось и в следствии высокой плотности заселения и нехватки земель, вновь прибывающие поселенцы переместились дальше, в глубь леса, назвав своё село так же Маматкозино, но уже Новое Русское. Со слов Никитушкин И.З. известно, что в том населённом пункте проживали люди съехавшие со всей округи. В то время это село насчитывало более 350 дворов. Там была школа, магазин. В настоящее время там проживают 3 человек.
Кроме этого слово «маматкозино» или его часть не встречается в названиях рек, лесов, оврагов, ключей, долин и других мест села.
   
 

________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Верхний Услон:край родной навек любимый…: научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.
http://msu.tatarstan.ru/
Татарская энциклопедия.
http://uslon-cbs.ru/

 

ВложениеРазмер
mamatkozino (1).jpg32.38 КБ
mamatkozino (2).JPG1.8 МБ
mamatkozino (3).JPG1.81 МБ
mamatkozino (4).JPG1.81 МБ
mamatkozino (5).jpg491.6 КБ
аватар: Кэп

татарские памятники

комментарий от Валеры Яфонкина:

По данным  Ахметзянова, все булгарские надгробия с эпитафиями относятся к 1281-1361 годам.

Ахметзянов делит все памятники на четыре группы:  памятники написанные на булгарском языке, c татаризмами  фонетического,  морфилогического и лексического характера, памятники на смешанном булгаро-татарском языке, памятники на татарском языке и памятники на арабском языке.
Памятники написанные на булгарском языке найдены в Закамье -  81 памятник, на Горной стороне - 14 памятников , Заказанье -  25 памятников, итого 120 памятников на булгарском языке.
На смешанном булгаро-татарском языке  в Закамье найдены 4 памятника, на Горной стороне 1, итого 5 памятников.
На татарском языке  найдены 21 памятник, все в Закамье.
На арабском языке в Закамье найдены 11 памятников и в Заказанье 2, итого 13 памятников.
Надгробия с так называемым  “булгарским” языком ( на самом деле вполне нормальным чувашским) составляют – 120 памятников, надгробия с татарским языком  - 21 памятник из  159 всего найденных памятников.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru