Почитаемые и священные камни Татарстана

Татарстан – уникальный регион центральной России, где почитаемые камни в рамках исламской религии являются эпиграфическими памятниками. Надгробные камни на древних татарских кладбищах могут много рассказать опытным историкам и краеведам.
Также в Татарстане много памятных камней, заложенных в честь исторических событий и воссоздаваемых объектов, так, например, памятный камень в Булгарах, в музейном комплексе Иске-казан, у мечети Кул-Шариф.
Также немного расскажем о почитании камней татарами за пределами Татарстана.

 

 

 

СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ АКТАШ                                                                                          

Камень Акташ находится в деревне Казаклар Высокогорского района Республики Татарстан

Камни и лес - довольно редкое сочетание для наших мест. Но и сама деревушка Казаклар, что расположена на границе Высокогорского района с марийскими лесами, не совсем обычна. Хотя ее название - Казаклар - самое заурядное, населенных пунктов с таким названием в Татарстане еще, по крайней мере, три. Все объясняется просто: в этих деревнях, бывших своеобразными форпостами царской администрации, жили казаки - служилые татары, несшие государеву службу и, в отличие от татар ясачных, не платившие ясака, то есть налога в казну.

Хотя, конечно, история села уходит в глубь веков и берет свое начало задолго до того, как Иван Грозный покорил Казань и появились эти самые татары-казаки, служившие русскому царю. Древнее имя села - Уразлы (по-русски - Уразлино). Еще в XIX веке параллельно ходили оба названия - Уразлы аулы и Казаклар, пока последнее совсем не вытеснило первое.

Когда появились Уразлы, сейчас никто сказать не может, но возникновение села народное предание связывает с неким Уразбеком. Якобы раньше Уразбек и его односельчане жили на берегу речки Ашыт, но там почему-то стали умирать дети. Вот и решили перебраться поближе к лесу.

                    ОСТАТКИ ДРЕВНЕГО ЗАХОРОНЕНИЯ (мавзолея) У ДЕРЕВНИ НИЖНИЙ БЕРЕСКЕ          

На сельском кладбище - зирате - много старых надгробных камней, расписанных затейливой арабской вязью. Вернее, раньше их было много, но в последнее время древняя часть кладбища, заросшая буйной растительностью, осталась брошенной, и камни расхищены. Их используют в строительстве. Трудно объяснить, откуда у людей столь непочтительное отношение к духу своих предков! Даже в военное лихолетье на кладбищенские святыни никто не покушался, но сейчас они варварски разобраны и похищены. Остается лишь тяжело вздохнуть вслед за древними: "О времена, о нравы!"

Одна надгробная плита чудом сохранилась, однако прочесть, что на ней написано, никто не может. Буквы арабские, но язык точно не арабский и не тюркский. Предполагают, что - фарси, и захоронен под ней якобы тот самый легендарный Уразбек со своей супругой.

Вызывает недоумение факт кражи кладбищенских плит еще и потому, что в Казакларе, в общем-то, всегда с трепетом относились к камням. С ними связаны два святых места - Ташамыш и Акташ. Особенно интересно второе: Акташ так и переводится - Белый камень. Местные старушки верят, что это обломок священного камня Каабы, что находится в далекой святой Мекке. Поэтому Белый камень считается святым, он вроде оберега жителей села. Если кто захочет сдвинуть камень с места, у того отсохнет рука или он даже может умереть, если не он сам, то его близкий родственник. Говорят, такие случаи бывали.

Здесь когда-то хотели разработать каменный карьер, но каждый раз происходили какие-то необъяснимые явления. Только ковш экскаватора касался поверхности камня, как у него сразу глох двигатель. А у трактора слетала гусеница...

Каменоломню все же заложили - камень здесь и вправду отличный, - но в другом месте, примерно в 6 километрах от села.

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ В ВЕЛИКОМ БУЛГАРЕ                                                                                         

Болгарский музей-заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан. В 1998 г. Болгарский историко-архитектурный комплекс включен в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации (Список ожидания).
Охранная зона для Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника установлена в пределах Болгарского городища и 50 м от древнего вала, включая развалины «Малого городка» и «Греческой палаты» (площадь 415 га) постановлением Совета Министров ТАССР от 7.11.1969 г. № 548 «Об утверждении охранных зон и зон регулирования застройки для памятников архитектуры в ТАССР».                   

 


Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник создан на основании постановления Совета Министров ТАССР от 14.04.1969 г. № 222 «Об открытии в Татарской АССР на базе Болгарского городища государственного историко-архитектурного заповедника» во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 9 февраля 1968 г. № 77 «О практике руководства Совета Министров ТАССР культурным строительством  в республике».

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник является научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением, осуществляющим изучение, охрану и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на его территории. Находится в ведении Министерства культуры Республики Татарстан. Его деятельность финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан.

Махмутов Рафаиль Зуфарович - директор Болгарского музея-заповедника с 2000 г. Активно пропагандируя памятники истории и археологии, принимает участие во многих научных совещаниях и конференциях. За годы его руководства были произведены реставрационные работы на Черной палате, Малом Минарете, Белой палате. Капитально отремонтировано здание музея Археологии (церковь Успенья). Проводятся многочисленные выставки, в том числе и выездные в различные регионы России.

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ - МЕЧЕТЬ КУЛ-ШАРИФ                                                                                

Мечеть Кул-Шариф

мечеть Кул ШарифВ 2005 году, к 1000-летию, которое праздновал город, в кремле было завершено строительство мечети Кул-Шариф, в память о древней 8-минаретной мечети, существовавшей в кремле до 1552 года. 

 моменту образования Казанского ханства укрепленная часть города находилась в пределах старой крепости. После образования ханства численность населения быстро увеличивается, осваиваются новые территории, растет количество жилых и общественных построек. Во второй половине XV - первой половине XVI века. Казанская крепость выходит за пределы прежних укреплений. Внутри крепости, где археологами зафиксированы следы 7 улиц, происходит уплотнение застройки, появляется ханский двор, строятся крупные кирпично-каменные здания. Это - Ханский дворец, Ханская мечеть, мечеть Кул-Шарифа, Ханские мавзолеи.

 

 

КАМЕНЬ ЖЕЛАНИЙ В БИЛЯРСКЕ                                                                                                   Выражение «кануть в Лету» понимаешь как никогда лучше, когда стоишь на руинах, некогда являвшихся великим городом. Биляр… Сегодня этим именем называется огромное поле, расположенное рядом с селом Билярск, заросшее густым ковылем и другой травой, с остатками огромных валов и раскопанными фундаментами строений. А тысячу лет назад это имя носил один из самых больших городов в тогдашнем мире – площадью почти в 800 гектаров, с населением до 70 тысяч человек, он являлся крупным центром промышленности, ремесел, торговли, культуры. В русских летописях Биляр зовется уважительно и почетно – «Великим городом»: в сравнении с ним что Париж, что Лондон, что Киев выглядели поселками…

Сейчас Биляр – место археологических раскопок, памятник древней архитектуры. Какие загадки таят камни, покрытые многовековой пылью?

Раскопки дают большой вещественный материал, позволяющий судить о жизнедеятельности города. Жители Биляра успешно занимались разнообразными ремеслами – на весь мир прославились своими изделиями билярские кузнецы, медники, косторезы, стеклодувы, оружейники, гончары, ювелирных дел мастера. Височные кольца с фигурой изящной птицы в центре, плетеные браслеты из тонко выделанной кожи и другие золотые и серебряные изделия мастеров из Биляра когда-то украшали местных женщин и не только, а сегодня являются экспонатами коллекций отечественных и зарубежных музеев.

Биляр – был огромным торговым центром. Об этом свидетельствуют найденные в городище предметы, сделанные на Ближнем Востоке, в Закавказье, Средней Азии, на Руси. Здесь можно было купить практически все: европейское оружие, индийский горный хрусталь, прибалтийский янтарь, восточные благовония и пряности, византийские шелковые ткани и ковры и многое другое. Все эти предметы сегодня можно посмотреть в Билярском музее-заповеднике, коллекция которого насчитывает более 75 000 единиц хранения.

По старинным преданиям, Биляр украшали ворота из чистого золота.

Правда ли это, пока не известно, а вот то, что в Великом городе были белокаменная Соборная мечеть (площадью около 2500 кв.м), мавзолей булгарской знати и даже баня, сомнений нет. Археологами открыты эти и другие каменные и кирпичные сооружения, начаты раскопки дворцового комплекса.

И все это великолепие было разрушено напором и мощью татаро-монгольского нашествия в 1236 году. Войско хана Батыя не пожалело ни золотых ворот, ни белокаменную мечеть, ни местных жителей… Оставшиеся в живых билярцы не смогли восстановить разграбленный и сожженный город и затерялись в бескрайних просторах Закамья и Поволжья.

История современного села Билярска, скромного наследника Великого города, начинается в 1654 году. Направленные в эти края сто царских стрельцов с семьями построили русское укрепление на границе Закамской засечной черты. Приехав сюда сегодня, каждый может совершить путешествие в прошлое, окунуться в завораживающую атмосферу Древнего Востока, прикоснуться к великой тайне бытия…

Биляр – это не только раскопки древнего городища. Рядом с историко-археологическим музеем находится музей знаменитых химиков, исследователей фосфороорганических соединений, отца и сына Арбузовых, много лет работавших во славу Казанского университета. Неподалеку от Билярска расположена маленькая часовня-мавзолей с могилой великого русского химика Александра Михайловича Бутлерова. Уроженец Чистополя, он любил отдыхать в этих краях. Почти не осталось следов стоявшей здесь некогда деревеньки Бутлеровки с небольшим господским домом, а погост с могилой великого русского химика, ректора Казанского университета, бережно сохранен.

Еще одна достопримечательность Билярска – урочище Святой ключ.

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ КАМАЕВСКОЕ ГОРОДИЩЕ - ИСКЕ-КАЗАН                                                            

В 45 км к северо-востоку от современной Казани, у деревень Татарская Айша, Камаево, Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан, на священном во всем Заказанье месте, располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного музея - заповедника (ИКГМЗ). "Иске Казан" в переводе на русский язык означает "Старая Казань" (пойма реки Казанка).

    Иске-Казан является крупным и ярким связующим звеном булгарской и казанско-татарской материальной культуры. К особо ценным находкам, находящимся в музее, следует отнести Джучидские монеты XIV - XV вв., уникальными экспонатами являются 2 бронзовых зеркала VI века до н.э., найденных неподалеку от Камаевского городища, гуннский котел V в. н.э., 2 надгробные плиты: 1281/1282 гг. и 1494 года. К этой категории относятся также железные шарики-ядра и глиняный полый шарик XIII-XV вв.                                                             

Иске-Казанский музей-заповедник – это точка отсчета истории современного Татарстана, это священные места поклонения мусульман, это холмы, не одно столетие манящие к себе археологов, это земли, хранящие в себе ответы на многие вопросы, это камни, умеющие говорить. И задача человечества расслышать их шепот, раскрыть загадку, скрытую в земле, поросшую травой…

Все в мире имеет свое начало, и Казань, город с тысячелетним прошлым, когда-то была небольшим населенным пунктом. До сих пор существуют белые пятна в ее истории. В частности, по-прежнему спорным остается вопрос о связи «Старой» (Иске) и «Новой» Казани.

Средневековая Иске Казан (Старая Казань), о существовании которой свидетельствуют два древних городища, расположенные у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан, по преданиям была основана булгарскими царевичами. Семилетний Алтын-бек и девятилетний Алим-бек, чудом уцелевшие при взятии Булгар воинственным Тамерланом, построили город в верховьях реки Казанки, там, где течением образована огромная подковообразная «излучина», а особенности ландшафта тем самым напоминают обширный полукотел (полуказан).

 

                                        ПАМЯТНЫЙ  КАМЕНЬ В КИРМЕНСКОМ ГОРОДИЩЕ          

По слоям раскопов видно - деревянный город горел дважды.

Примерно в 1236 году Кирменчук был разрушен монголами вместе с другими булгарскими городами Биляром и Булгаром.

Однако упрямые, гордые кирменчукцы возродили его. И в городе вновь забурлила жизнь. Здесь была развита торговля, проводились ярмарки, на которые приезжали купцы из южных, восточных и западных стран, о чем свидетельствуют найденные археологами древние изделия. Через городище проходила дорога, соединяющая Запад с Востоком. Кстати, современная челнинская трасса, которая является частью федеральной автодороги Москва - Уфа, примерно повторяет маршрут дороги булгарского периода. А в царские времена по Сибирскому тракту, как тогда называли старинную дорогу, гнали на каторгу ссыльных.

- По преданиям, - продолжает Ренат Миннигаянович, - в Кирменчук часто наведывались казанская царица Сююмбике и ее муж Гарай-хан (больше известен нам как Гирей. - И.Д.). А в местечке, где Вятка сливается с Камой и где пришвартовывался Гарай, впоследствии появилась русская деревня, которую ее жители окрестили Грахань - в честь именитого татарского хана...

Когда пираты-ушкуйники напали на Кирменчук и вторично спалили его, люди покинули город, ушли в леса и основали три деревни - Русские, Средние и Малые Кирмени. А было это, по некоторым данным, в период Казанского ханства.

Часть населения подалась в сторону Урала и Сибири. Там потомки булгар создавали поселения, величая их производными от названия родного города Кирменчук. Например, в сибирской тайге и сегодня существует деревня Кирмень.

 

 

КАМЕНЬ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ТАТАРСТАНА                                                                   Неподалеку от Чистополя расположен уникальный объект республиканского значения – географический центр Татарстана.
     Проведенные измерения показали, что координаты этого заветного места составляют 55 градусов 24 минуты северной широты и 50 градусов 51 минуту восточной долготы. Центральная точка республики находится у села Булдырь.
  Летом с возвышенности на месте татарстанского «пупа земли» открывается удивительно живописный вид на небольшую реку Прость…
Это камень с табличкой справа от остановки
Близлежащие города: Чистополь, Набережные Челны, Казань, Ульяновск.

   Кочующим удалось побывать в Географическом центре Татарстана 7 марта 2013 года.  Мы как раз ехали из Нижнекамска по Чистопольской дороге в сторону моста на Сорочьих горах, и заехали к деревне Булдырь.
Однако, если кто помнит, в этот день разыгралась нешуточная вьюга, а на всех дорогах властвовала молочная поземка, такая, что за 50 метров не было видно машин.

Напомним, что Географическим центром Татарстана, равноудаленным от крайних точек республики:
-    восточной - с. Тыннамасово Актанышского района,
-    западной - п. Верх. Каракитан Дрожжановского района,
-    северной - д. Атня (Верхний Сардек) Балтасинского района,
-    южной - с. Хансверкино Бавлинского района  - 
можно считать западные окраины города Чистополя на левом берегу Нижней Камы.

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ НА УТЕРНЯССКОМ ГОРОДИЩЕ                                                                             

Утернясское  городище было основано в Золотоордынский (позднебулгарский) период (1240-1438 гг.).

     При проведении археологических раскопок на территории городища были обнаружены останки мамонта, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматика, домашняя утварь и женские украшения.

     Многие экспонаты, найденные при раскопке городища хрянятся в Национальном музее республики Татарстан в Казани, но некоторые можно увидеть в Сабинском краеведческом музее (п. Богатые Сабы, ул. Закира Юсупова, д. 47. Время работы - ежедневно с 8.00 до 16.30, кроме субботы и воскресенья).

Утернясское городище расположено в Сабинском районе РТ,  в 700-800 метров на восток от деревни Утернясь, на высоком холме.

 

 

ПАМЯТНЫЕ КАМНИ В ЧАЛЛЫНСКОМ ГОРОДИЩЕ                                                                                   

Чаллынское (Тябердинское) городище XII-XVI вв. - остатки культурного слоя остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства.

Первые сведения о челматах - древнем населении Чаллынского городища и его округи - имеются в Ипатьевской летописи. Никоновская литопись и Царственная книга содержат бесценные сообщения, рассказывающие о роли Чаллынского городка в событиях последних лет существования Казанского ханства. Согласно их сведениям, после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г., чаллынский князь пытался восстановить былую мощь ханства.

В 1556 г. на ханский трон был посажен Али Акрам - брат Сююмбеки. Но в том же году военный отряд боярина Морозова захватил город и подверг его полному разорению. Местное население сохранило о нем легенды и предания, часть которых была собрана и опубликована еще в прошлом веке.

С двух напольных сторон сохранилась сложная система искусственных земляных сооружений из четырех линий дугообразных валов и рвов. В них имеется лишь один проезд с северо-западной стороны. В настоящее время первый и третий валы сохранились частично, четвертый едва заметен и только второй сохранился почти целиком. Обширные пригородные селища - посады (I и II селища).

Утверждены границы историко-культурной заповедной территории «Чаллы» и два режима ее содержания и использования: резервационный (запрещается хозяйственное использование) и ограниченное использование. В перспективе планируется создание на базе историко-культурной заповедной территории «Чаллы» Государственного историко-археологического заповедника.

                              ПАМЯТНИК В ГОРОДИЩЕ             

В феврале 1556 г. Мамич-Бердей сумел привлечь на свою сторону все Левобережье. В летописях указано: «Арские люди и побережные государю изменили и стрелцов побили, которые у них были на береженье в посылке с Мамич-Бердеем». Опорным пунктом и временной столицей казанцев стал Чалымский городок на Побережной стороне. По археологическим данным, этот городок, расположенный на берегу реки Шумбут, правом притоке Камы, «имеет солидные укрепления из трех рядов валов и рвов с общей шириной обороны в 80 м. Рядом с городищем расположены два больших селища. Весь этот комплекс площадью 581 000 кв.м. составляет остатки большого города, состоявшего из посадов-пригородов и цитадели».

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ ОКОЛО МУЗЕЯ МАРИИ ЦВЕТАЕВОЙ - ЕЛАБУГА                                             

Ела́буга (тат. Алабуга, Alabuğa) — город (с 1780) в России, административный центр Елабужского района Татарстана. Елабуга — одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Миллениум города широко отпразднован в российском масштабе в 2007 году.

Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками является образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт. Расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тойма, в 200 км к востоку от города Казани. Площадь 18,4 км². Центр промышленности Татарстана с 2005 года. Седьмой по населению город Татарстана.

 История

Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам.

Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.

Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.

 

ДРЕВНИЕ КАМНИ КИРМЕНСКОГО КЛАДБИЩА

Кирменское кладбище I, Бол., XIVв.

Расположено: Средние Кирмени, деревня (рядом с Кирменским городищем).

К юго–востоку от деревни и недалеко от правого берега реки, на заброшенном кладбище, называемом среди населения “Ханнар зираты” (“Кладбище ханов”), находятся в оградах и без оград до 27 надгробий и их обломков. Цельных и наиболее сохранившихся – 12, из них только на 8 памятниках сохранились надписи целиком,, у остальных – частично.

               НАДГРОБНЫЙ КАМЕНЬ ИЗ ХАННАР ЗИРАТЫ           

Размеры камней колеблются от 40 до 60 см в длину, от 35 до 50 см в ширину и от 10 до 27 см в толщину. Камни большей частью прямоугольной формы, но есть и с полукруглой аркой, так же как наряду с орнаментами в виде розеток в верхней части и геометрического узора на бордюре, есть совершенно без каких–либо орнаментальных украшений. Врезанные на древнебулгарском языке надписи выполнены преимущественно примитивным, некаллиграфическим почерком. Датируются первой половиной XIVв.

Буквально по кладбищу прошла трасса М-7 (Казань - Челны), отчего в народе  эта дорога считается несчастливой – «Дорога смерти». Ибо на этой трассе часто происходят аварии.

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ НА ХАНСКОМ ЗАХОРОНЕНИИ В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ                                                     

 

КАМЕНЬ В ЕЛАБУЖСКОМ РАЙОНЕ                                                                                                     
В селе Морты Елабужского района РТ обнаружен надмогильный камень, который нашла семья Валиевых на земельном участке своего деда. Известно, что камень дед привез из Елабуги в 1964 году, он находился на улице Чапаева, где, по историко-фольклорным источникам, располагалось татарское кладбище.

На надмогильном камне размером 2 метра в длину и 40 см в ширину сохранилась надпись, высеченная арабской графикой. По мнению казанского специалиста по татарской эпиграфике Ирека Хадиева, это надгробный камень некой Марьям туташ. Также ему удалось прочитать надпись: «Пусть милость Всевышнего будет безгранична».

По словам руководителя елабужской археологической экспедиции Альберта Нигамаева, несмотря на то, что эпиграфический памятник обнаружен на месте древнего татарского кладбища, камень достаточно узок и очень длинный, а также без традиционной арки, бордюрных и других орнаментов. «Обычно такие упрощенные надмогильные камни татары старались не использовать. Это больше свойственно кавказцам. К примеру, в Чечне до сих пор устанавливают высокие надмогильные камни. У татар надмогильные камни обычно невысокие. Находка относится к позднему сроку. Несмотря на это, данный эпиграфический памятник имеет весьма значительную научную ценность. Скорее всего, это 18 – 19-й века», – отметил Альберт Нигамаев.

Вскоре камень будет перевезен в фонды Елабужского музея-заповедника.

Отметим, что Елабуга имела очень богатую традицию по каменному зодчеству. На территории сохранилось единственное каменное сооружение домонгольского периода, относящееся к 12-му веку. Оно сегодня хранится в музее Елабужского института КФУ.
 
 

КАМЕНЬ В ЧЕСТЬ МИЛЛИАРДНОЙ ТОННЫ НЕФТИ ДОБЫТОЙ В ТАТАРСТАНЕ                                                   

напротив административного здания «Татнефти» рядом с первой очередью каскада прудов после реконструкции был открыт памятный камень, построенный в честь добычи 1-го миллиарда тонны нефти в РТ. (добыта в 1971-ом году).

В мероприятии приняли участие генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов, руководитель исполкома АМР Марат Гирфанов, руководители предприятий группы компаний «Татнефть», ветераны, молодежь акционерного общества, а также студенты АГНИ и альметьевского политехнического техникума.

Реконструкция памятного места и благоустройство сквера было поручено коллективу НГДУ «Ямашнефть» (начальник – Виктор Смыков). Работы велись в течение лета и вот в канун Дня республики, дня нефтяников и дня города альметьевцы и гости нефтяной столицы получили такой подарок.

Также сегодня в городском парке имени 60-летия нефти Татарстана прошла торжественная церемония открытия бюста героя социалистического труда, первого министра нефтяной промышленности СССР, председателя Госплана СССР, куратора нефтяной промышленности в РТ Николая Константиновича Байбакова.

Бюст расположился на алле героев, которая была создана по инициативе и на средства нефтяников. Первыми возложили цветы к бюсту ветераны, руководство города и «Татнефти».

 

Священный камень Тараташ (Краснооктябрьский район)  Нижегородская область                        
   Священный камень Тараташ (Траташ, Такташ), что можно перевести как «застывший камень», - один из почитаемых нижегородскими татарами мест. Находится он в Краснооктябрьском районе Нижегородской области, около полутора километров на северо-восток от села Актуково, на берегу речушки Сухая Пара.

Сам камень представляет собой выход на поверхность известняковой глыбы (ракушечника) и имеет размер надземной части примерно 1х0,5 метра, в высоту достигает максимум 20 см. По форме напоминает лежащую человеческую фигуру.
Несмотря на свои размеры, камень стал объектом множества легенд и местом паломничества местного мусульманского населения. В частности, одна из легенд гласит:
«В старые времена в татарской семье жил очень злой и вредный ребёнок. В один день, опасаясь наказания за свой очередной скверный поступок, он убежал из дома в степь. Мать безуспешно долго звала его назад но, в конце концов, переполненная гневом, послала ему проклятье, от которого ребёнок окаменел и в виде камня простоял долгие годы, принося беды посмевшим его обидеть».

  Наступили революционные «времена перемен». В 1939-1940 годах начальство Кзыл-Октябрьского района решило ликвидировать данный «пережиток прошлого», выкопав Камень из земли. Видимо, они представляли Тараташ подобным многим «каменным бабам» в степи и думали достаточным  будет подкопать под ним землю для его падения. На деле же рабочие несколько дней подкапывая Камень, так и не добрались до его основания. И только с помощью трактора смогли его лишь уронить. С тех пор Камень начал сползать с горы к речке и родилась ещё одна легенда, что когда камень Тараташ достигнет реки внизу горы, тогда и настанет Ахырзаман - «конец времени». Можно ли понимать «конец времени» как «конец света», и что именно произойдет - нигде не пишется.
   Особо интересно, что данный миф очень молод, можно сказать, он родился на глазах еще живущих людей.
До сих пор считается, что брать мелкие камни отсюда нельзя - они приносят несчастья. Местные жители приведут не один пример несчастных случаев, связанных, по их мнению, с Камнем. Это и несколько аварий на трассе неподалёку, и утонувшие подростки, и гибель баранов, пасшихся возле Тараташа. В свою очередь, местные жители всячески стараются задобрить «каменного мальчика», укрывают камень полотенцами и платками, дабы высушить слёзы Камня, оставляют монетки и цветы. Камень уже не пытаются расколоть или увезти, вместо этого вокруг него выстроили железную ограду с куполом-мечетью, наверное, чтобы отводить злую энергию в небо.
 
В случае непогоды или массовых болезней у Камня проводятся массовые моления. Для «профилактики болезней» раньше пригоняли к Камню стада скота в полном составе и приносили жертвы.
А на склоне холма, на оголенных участках легко можно найти обломки раковин белемнитов (чертовых пальцев). Все говорит о том, что здесь когда-то плескалось Юрское море.

 

СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ МАХАДИ ТАШ

Здешние земли хранят не только тайну древних иткульцев. Совсем недавно, всего лишь век назад, здесь «потерялся» еще один народ. Междуречье Синары и Багаряка – самый настоящий, исконный мишарский куст. Единого мнения о происхождении мишарей нет, но самым распространенным является предположение, что они восходят к «отюреченному» финскому племени мещеряков, что жило в районе Оби, в Казанском ханстве, рядом с мордвой и чувашами. История Мещеры, удивительно красивого края, описанного К. Паустовским, драматична по-своему.

Во времена Ивана Грозного, взявшего Казань, началось их «крещение». «Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, - пишет краевед Александр Моисеев. - А оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари». «При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, - свидетельствует И.Ф. Бларамберг, который в 1840-х годах служил в руководстве Оренбургского края. - Но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность…» Реконструкция быта Весь Багарякский куст вышел «не таким».

Как рассказывает А. Моисеев, по внешнему виду мишари похожи на казанских татар, хотя обычаями и характером ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Мишари рано оставили кочевой образ жизни, осели, обзавелись хозяйством. Мещеряцкие деревни, как правило, хорошо обустроены, они чище и удобнее. «Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении».

В могилу кладут прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие…» Еще одним языческим отзвуком была и древняя сакрализация камня. Махади-Таш Самый известный на Южном Урале священный камень – Махади-Таш – находится всего в двух километрах от Усть-Багаряка, на излучине Синары, у большой поляны. Правда, чудес он совершает немного: например, в засушливые дни помогает с дождем.

Священный камень Махади-таш                                                                  Озеро Синара, река Синара

камень Махади-таш
О святом Махади говорят, что он происходил из татар-мишар, хотя и не знают: существовал ли он реально. Зато легенда красивая. В один из жарких солнечных дней Махади спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. А на камне остались следы его босых ног и отпечаток кумгана – молитвенного кувшина с узким горлышком и длинным носом. Со временем следы на камне расплылись и потеряли форму, хотя и по-прежнему угадываются. Также по-прежнему, как рассказывают в Усть-Багаряке, святой камень приносит долгожданный дождь…

 

Священное место - могила марийского героя и целителя Акпатыра.                                                

Герой Акпатыр почитался местными марийцами и татарами.

По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.
Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.
После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.
Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.
В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.
С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

  

ПРЕДАНИЕ ПРО ИИЛ-ТАШ - ДРЕВНИЙ КАМЕНЬ СИБИРСКИХ ТАТАР

Первым, кто сообщил широкой российской общественности о существовании у сибирских татар особых волшебных камней - иил-таш, был автор "Истории Сибири" Герард Миллер. Немецкий академик, нашедший свое научное счастье в России (только с Ломоносовым не ладил), упомянул об иил-таш, камнях, «производящих погоду», когда описывал, как дружелюбно принимали Ермака татары села Ташетканы. Оно, кстати, существует до сих пор. Находится на территории Тевризского района нашей области.
Первые же документальные свидетельства, в которых рассказывается о "ведовских татарских каменьях", датируются 1610 годом. Казаки, жившие в окрестностях Томска, слали в Москву письма с просьбой дать им совет, как поступать с шаманскими камнями, с помощью которых местное население насылает на русские войска непогоду.

Картина выглядела примерно следующим образом. Идет майским днем русский отряд по сибирской таежной дороге. Солнце, легкий ветерок и гнуса, обычного в этих местах, нет - рано ему еще на крыло становиться. Благодать, одним словом.

И вдруг - завьюжило. Снежная крупа в солдатские лица бьет, ураган шапки с голов срывает. Какой-нибудь старый служивый задумчиво произносит:

- А нет ли здесь злой силы шайтанской супротив русского воинства? В позапрошлом году, помню, аккурат в это же самое время и напротив этой же деревни тоже вёдро вдруг на ненастье переменилось. Запуржило, завьюжило.

В семнадцатом веке, в отличие от сегодняшнего времени, к подобным предположениям люди, облеченные властью, относились уважительно. Офицер без промедления посылал в татарское село роту солдат, чтоб дознание провели. Смотришь, и ведут под конвоем местного шамана. Деревенские-то жители не то чтоб скрывать, напротив, гордятся тем, что их шаман запросто погоду меняет. Погладит он какие-то камни, произнесет заклинания - тут же дождь пойдет или мороз ударит.

    На допросе шаман бесхитростно признается, да, есть у него пять камней. Если гнуса много, не продохнуть, то он с их помощью холод вызывает, если сушь стоит - дождика просит. Откуда он здесь, среди сплошных вековых болот, камни взял? Так они с первых дней образования деревни тут появились. Как молва гласит, три камня с неба упали, четвертый камень из рыбы-карася вышел, а пятый из лося достали.
Допросят русские шамана, учтут его чистосердечное раскаяние вкупе со свежеприготовленной бараниной, которые, как известно, смягчают меру наказания, и отправят домой. Но так благостно происходило не всегда, за ворожбу на дыбу, случалось, мужика отправляли.
Но всегда оставался вопрос: а что с реквизированными камнями делать? Потому и слали запросы в Москву. А в Белокаменной от подобных писем из мест отдаленных не отмахивались. Обязательно ответ давали. Мол, жгите камни до полного изничтожения.

Через какое-то время, вместе с отходом татар от язычества, только воспоминания от иил-таш и остались. Так, по крайней мере, казалось.

А камни в некоторых местах все же сохранились. На севере Омской области. И до сих пор с их помощью прииртышские татары дождики вызывают. Усмехаются про себя, конечно, современные мужики, камешек волшебный дождевой ладонями поглаживая, но пособить в борьбе с засухой все же просят. Просят просто: "Пусть дождь пойдет". Камни-то еще остались, а заклинаний уже никто не помнит.

Автор этой статьи поиску дождевых камней лет пятнадцать своей жизни посвятил. И четыре нашел. Два лежат на кладбищах сел Тюрметяки и Ильчебага Усть-Ишимского района, один приютился в ограде жителя деревни Тайчи Тевризского района, и еще один находится на кладбище села Сеитова Тарского района. Примечательно, что три камня из четырех лежат на кладбищах старинных татарских деревень, которые были известны лет за 300-400 до похода Ермака в Сибирь, и только один, тайчинский, лежит на территории молодого по возрасту села. Тайчам примерно 190 лет.

    Не исключено, что дождевые ритуальные камни сибирских татар остались только на территории нашей области. В 2007 году я опрашивал жителей татарских деревень Тюменской области, и никто не сообщил мне о дождевых камнях.
Допускаю, там их никогда и не было, поскольку тобольские татары, например, дождь вызывали путем вспашки поля сохой, режущую часть которой специально смазывали маслом.

Дождевые камни по размеру очень разные: от десяти до сотни с лишним килограммов весом. Стокилограммовый богатырь находится на кладбище Сеитова. Его сейчас, после попытки похищения адептами одной из сект восточного толка, селяне тщательно прячут.

У омских камней есть пара отличий от томских, описанных в ХVII веке. Во-первых, у наших камней очень узкая специализация. Они только дождь могут приносить, о морозе их просить бесполезно. То ли о последней функции сами люди, живущие в суровом климате, забыли, то ли ею камни никогда не обладали - сейчас уже не узнаешь. Во-вторых, наши иил-таш способны к самостоятельному передвижению. 

Самодвижущиеся камни, если верить коллегам из зарубежных и отечественных СМИ, есть на всех материках Земли. В Европе своей неугомонностью известен Синь-камень из-под Переславля-Залесского. В Калифорнии (США) существует даже целая долина, где камни по нескольку сот метров за сутки проходят. Правда, ни ученые, ни уфологи, применяя самую совершенную технику, сам факт передвижения зафиксировать до сих пор не сумели. Зато полосы на песке, оставленные движущимися камнями, проявляются отчетливо. Шутников, вот бы на кого все свалить, тоже пока не нашли.

О дождевых камнях современные татары почти ничего не знают. Самая пожилая бубулька из селения может вспомнить не больше двух-трех фраз из легенды о местном кладбищенском камне. Но когда соберешь воедино все тобой услышанное, когда сравнишь с редкими литературными данными, когда наложишь на сюжеты загадок и мифов в разных частях света, связанных с камнями, то дух захватывает. Понимаешь, ты приобщился к старине глубокой и загадочной истории.

    Не знаю, как читателям, а мне рассказ сибирского жителя Асхата кажется почти точной копией профессорского пересказа мифа о британских карликах. В рассказе Асхата, правда, нет слов о карликах. Но поставь старенькую бабушку рядом с карликом - кто их отличит по росту? Заметим, камень на кладбище Тарского села Сеитова тоже считается упавшим с неба.

Но омские дождевые камни все же не метеориты, пару из них по моей наводке осматривали специалисты. Откуда тогда общие сюжеты легенд? Вероятнее всего, из общего нашего индоевропейского происхождения. На одном из островов Вест-Индии с незапамятных времен находились три больших камня: один давал облегчение при родах, второй повышал урожайность местных нив, третий - помогал вызвать дождь!

Обожествление камней - это, пожалуй, еще и проявление генетической памяти, которая идет с первых попыток использовать камень, как боевое оружие или орудие труда.

По-видимому, они не знают естественной смерти, но могут погибнуть в бою. Им присуща также способность менять свою наружность или делаться невидимыми. Часто они покидают свои обиталища и вмешиваются в дела людей".

А теперь цитирую жителя из прииртышской деревни Тайчи Асхата Мавлютова (на снимке), который с помощью камня, лежащего на подворье местного пенсионера, несколько раз вызывал дождь.

- Как только образовалась наша деревня, в ней сразу же появилась бабушка Ульнязя Аби. В переводе с татарского языка на русский ее имя означает "бессмертная бабушка". Еще можно перевести как "вечноздоровая бабушка". Эта женщина постоянно носила под мышкой камень, который мы сейчас видим. С неба прилетел. Она с его помощью людей лечила.

- Но ведь камень килограммов 35-40 весит. Она, видимо, была громадного роста? - не удержался я от вопроса.

- Нет, обычная небольшая бабулька. Говорят, что долго она у нас прожила, но потом все-таки умерла. Так ли это на самом деле, точно никто не знает. И это странно, потому что деревня наша сравнительно молодая - двух веков еще нет. Должен бы кто-нибудь помнить. Живут-то у нас долго: и до девяноста, и до ста лет.

    В отношении преданий, объясняющих происхождение иил-таш, существует предположение, что они связаны с мифами и сказаниями о мегалитических камнях. Мегалиты считаются культовыми каменными сооружениями: в ничем не примечательных местах вдруг обнаруживаются ряды врытых в землю каменных глыб или непонятного предназначения строений из огромных камней.
Возраст мегалитов - от нескольких сотен до десяти тысяч лет. Тайна происхождения до сих пор не раскрыта.

В памяти народов, на территории которых находятся мегалитические камни, живут одни и те же легенды. Будь то Австралия, Британия или Полинезия. Легенды гласят, что каменные сооружения - это плоды работы карликов, вышедших из моря или прилетевших с неба.

Вот что пишет о карликах-сидах, якобы когда-то живших на Британских островах, серьезный ученый - профессор А. А. Смирнов: "Бессмертные они или обладают даром долголетия - трудно установить.

Но откуда все же попали в Омскую область "волшебные" камни? Они могли поступить с Урала или из гористых областей нынешнего Казахстана. Еще в каменном веке, как это сейчас ни покажется странным, существовали длинные торговые пути. В наши места камни, основное сырье для производства оружия (наконечников стрел и копий), несли на себе или везли на лодках для обмена на пушнину. Обычные камни, на мой взгляд, превратились в иил-таш, когда стали лишними в качестве оружейного материала, то есть когда в Сибири научились обрабатывать металл. Но запасы-то камней оставались. Не выбрасывать же. И они стали атрибутами шаманского искусства. А также памятной зарубкой для того или иного племени. Своеобразной формой завещания о передаче в собственность земли от предков. Камень служил неопровержимым подтверждением права собственности при возникновении территориальных споров: "На нашем кладбище этот камень - камень предков, всегда лежал, - говорил вождь оппонентам, - значит, и земля всегда была нашей".

Камни сибирских татар, согласно древним поверьям, не отзывались на злые заклинания. С их помощью нельзя было навести порчу, но при неумелом колдовстве они могли погубить целое село. Иногда вызванный шаманом ливень лил по нескольку суток кряду, и деревню, если она стояла на берегу речки, заливало водой.

Именно таким неудачным, сточки зрения местных жителей,  колдовством, видимо, и можно объяснить возникновение татарской деревни Тайчи в Тевризском и русской деревни Усть-Шиш в Знаменском районах.

Дело вот в чем. Предки жителей Тайчей жили в Шиш-Тамаке, то есть на территории нынешнего Усть-Шиша. Они примерно лет 190-200 назад сорвались с насиженного места. После суток или двух плавания вниз по Иртышу выбрали для жизни место между двумя речками с одинаковым называнием - Тайчинка. Через какое-то время в опустевший Шиш-Тамак руководство тарской тюрьмы направило отряд самых спокойных каторжников, чтоб они ловили рыбу, которая делала обильнее стол заключенных.

Существует легенда, что татары покинули Шиш-Тамак, спасаясь от наводнения. Но легенда легендой, а подтверждения не было. Теперь подтверждение есть. Дождевой камень тайчинских татар представляет собой одну из двух половинок валуна. Это хорошо заметно по его форме. А иил-таш татары разбивали в том случае, если не могли остановить вызванное колдовством ненастье. Но это не все подтверждение, а лишь половинка - как и сам камень. Я долго искал вторую половину валуна. Обзвонил татарские деревни Знаменского района. Все впустую. Потерял всякую надежду довести дело до логического конца.

И вдруг читаю в записках знаменитого сибирского краеведа Палашенкова, что в 1909 году на берегу речки Таборинки местный крестьянин Аникий Маврица выпахал камень, о который якобы точил свой меч Ермак.

- А при чем тут Таборинка? - спросит въедливый читатель.

А при том, что речка Таборинка протекает в трех-четырех километрах от Усть-Шиша, то есть бывшего Шиш-Тамака.

 

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Достопримечательности Татарстана
Елабужский Музейный Комплекс.
Эпиграфические памятники Татарстана
Доисламские верования татар
Сибирские татары

 

ВложениеРазмер
9498717 (1).jpg249.21 КБ
9498717 (2).jpg357.09 КБ
9498717 (3).jpg1004.17 КБ
9498717 (4).jpg90.58 КБ
9498717 (5).jpg159.04 КБ
9498717 (6).jpg318.39 КБ
9498717 (7).jpg113.04 КБ
9498717 (8).jpg149.04 КБ

и снова просьба

и снова просьба уважаемым посетителям сайта - 

кто знает или где-то слышал про почитаемые и интересные камни в Татарстане,

или о священных и почитаемых татарами местах за пределами республики - 

просим написать нам:

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

авторство обязательно укажем!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.