Параньгинские татары

Деревня Ирнур

На нашем сайте мы вкратце рассказали про основные татарские села и деревни Параньгинского района РМЭ. К сожалению, развал СССР привел к катастрофе в сельском хозяйстве, по этой причине татарские и марийские (и русские) деревни стали вымирать. Увы, татар это коснулось в большей степени – многие стали уезжать в Татарстан и в Казань, так как работы здесь не было.
Тем не менее, самая многочисленная татарская диаспора Параньгинского района проживает в данных деревнях (селах):
- п. Параньга;
- д. Портянур;
- д. Алашайка;
- д. Ирнур;
- д. Портчара;
- д. Куянково.

 

Татарские деревни выделяются среди русских и марийских - порядком, чистотой и ухоженностью. Сейчас везде есть мечети и мусульманские приходы. В начале лета проводится праздник Сабантуй, а в районном центре он совмещен с марийским праздником Пеледыш пайрем! Некоторые татары понимают и говорят на марийском, также и марийцы знают достаточное количество татарских слов (моя мать, например, свободно общалась на марийском языке).

                                                         новая мечеть в п. Параньга                   Поселок Параньга

Параньгинский край своей историей тесно связана с параньгинскими татарами, которые заселяли эти глухие места ещё во времена взятия Казани царем Иваном Грозным.
Именно благодаря просьбе татар – в 20-х годах прошлого века и был образован Параньгинский район (а ранее – именно Татарский район), как место компактного проживания татар.
Отметим также, что в татарском языке существует параньгинский говор (диалект).

Откуда и как тут появились татары – на этот счет существует множество легенд и преданий, самая древняя легенда гласит о том, что впервые татары (булгары) стали расселяться по Вятке ещё во времена монгольского нашествия, когда монголы разорили Древнюю Булгарию и легендарный город Нукрат (Нократ), местоположение которого остается загадкой до сих пор! 
По одним данным Нукрат находился около устья Вятки (ибо по-татарски Вятка  - Нократ).
По другим – глубоко в Закамье, вероятно, в Аксубаевском районе РТ.
Вторая волна татар бежала в эти края во времена завоевания Казани царем Иваном Грозным, так как в этих краях проходила древняя Алатская дорога, вдоль которой и прятались переселенцы.
Бежали сюда татары и в 17 веке, когда проводилась политика насильственного крещения инородцев в Российской империи.
В 18 веке из-за участия татар в восстании Пугачева – несколько деревень также переселилась в глухие марийские леса.
Так или иначе, но татары в Малмыжском и Уржумском краях образовали устойчивую группу вятских татар.
Татары не забывали родной язык, традиции и религию!
При мечетях мулла и абыстай обучали детей грамоте. Обучение велось с использованием арабской письменности. Мальчиков учил мулла главным образом чтению Корана, молитвам. Девочки учились молитвам, знакомились с содержанием Корана.
В конце 1897 года Уржумское земство попыталось открыть в Параньге земское училище. Был приглашен учитель из числа татар. 

               герой антифашист Гайнан Курмашев (Куянково)                                          Деревня Куянково

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ПАРАНЬГИНСКИХ ТАТАР
Татары после рождения ребенка проводили обряд наречения имени. По истечении трех лет мальчикам совершали обряд обрезания. Свадьбы проводились путем сватовства после уплаты калыма за невесту и молитвенного благословения муллою брака. 
По мусульманским традициям разрешалось многоженство. 
Похороны совершались под непосредственным руководством муллы. У татар не принято принимать или готовить пищу, пить спиртное в доме, где лежит покойник. Тело покойника, завернутое в белую ткань, укладывали в нишу, выкопанную на южной стороне могилы. Поминки проводили на третий, седьмой, сороковой, 51 дни и через год после смерти. Они сопровождались угощением без употребления алкоголя.

В повседневной жизни женщины ходили в белом платке, повязанным четырехугольником, чтобы при виде мужчины можно было прикрыть лицо. Мужчины носили тюбетейку. Татары-мусульмане 5 раз в сутки совершали намаз, перед молитвами - омовение. Ежегодно соблюдали уразу (пост). Самыми важными религиозными праздниками считались Ураза-байрам, Курбан-байрам. Национальным праздником был Сабантуй.
Традиционными блюдами татар являлись мясные пироги, губадия, очпочмак, суп-лапша с мясом, перемечи, чак-чак. При приготовлении пищи требовалось иметь на руках серебряное кольцо.

Татары отличались опрятностью и чистотой. 
Каждой весной избы промывались мыльным раствором. Печи в избе сверкали белизной, столы застилались вышитой скатертью.
Женщины с детства воспитывались в духе трудолюбия, почитания мужчин, родителей. В гостях мужчин и женщин сажали за стол в отдельных помещениях.
Священным днем у татар считалась пятница. Посещение пятничного намаза было обязательным. В этот день топили баню, стряпали, по вечерам ходили в гости.

 

                                              Сабантуй в деревне Портчара                    Деревня Портчара, праздник Сабантуй

ТАТАРЫ В ПОСЕЛКЕ ПАРАНЬГА
В Параньге более сотни лет живут рядом татары, русские, марийцы, уважая обычаи, традиции друг друга. На концертах в районном Доме культуры, в центре досуга традиционно звучат татарские, русские, марийские песни, татары пляшут по-марийски, марийцы - по-татарски.
Татарское население никогда не изменяло вековым традициям: бракосочетание и в годы советской власти не проходило без никаха, имянаречение и похороны проводились строго по мусульманским обычаям. 
Традиционными были гусиные посиделки осенью, во время которых устраивались интересные игры, водились хороводы. Теперь праздник проходит в районном Доме культуры под названием "Каз омэсе". Весной и летом в определенных местах Параньги молодежь вечерами устраивала игры - "Кичке уен".
Параньгинцы гордятся своим земляком Равилем Хуснутдиновичем Сафиным, который в течение 15 лет (1965-1980) руководил районом как председатель райисполкома, первый секретарь райкома КПСС, сделал много для развития района и поселка. 
В Параньге начинал свой трудовой путь первый Президент Республики Марий Эл Владислав Максимович Зотин. 
Немало параньгинцев стали учеными, кандидатами и докторами наук, профессорами, работают в вузах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы.

В Параньге в настоящее время возрождаются вековые традиции ислама: в 1995 году завершилось строительство и 27 октября торжественно открыта мечеть, построенная за счет пожертвований населения, спонсорской помощи коллективов предприятий, организаций райцентра и республики. 21 ноября 2003 года торжественно открыта вторая мечеть в микрорайоне "Молодежный", построенная коллективом Параньгинского ДРСГУП на личные средства его директора Ф.Х. Хасанова, а также поступления от прибыли предприятия, спонсорской помощи некоторых республиканских организаций.

 

молодая татарская певица из Д.Алашайка - Диля Нигматуллина                                              Деревня Алашайка

КНИГА О ПАРАНЬГИНСКИХ ТАТАРАХ
«Национальное культурное наследие. Татары Марий Эл. Параньга»:
 презентация книги

В Параньгинской детской школе искусств состоялась презентация книги «Национальное культурное наследие. Татары Марий Эл. Параньга», выпущенной в 2012 году по итогам комплексной научной экспедиции, организованной Академией наук Республики Татарстан и Институтом языка, литературы и искусства им. Галимжана Ибрагимова (г. Казань).
Новая книга, подготовленная к изданию татарскими учёными, является результатом огромной работы, начатой два года назад. Участники комплексной экспедиции, проходившей в 2011 году в Параньгинском районе, где компактно проживает татарское население, собрали богатый материал о языке, традициях и национальных обычаях, бережно сохраняемых параньгинскими татарами при всесторонней поддержке правительства и министерства культуры, в условиях успешной реализации программ этно-культурного развития Республики Марий Эл. 
В состав экспедиционной группы, осуществлявшей сбор научной информации, входили археологи, диалектологи, фольклористы, специалистов по истории музыки и искусства. В их числе – видные ученые Марсель Ахметзянов, Дария Рамазанова, Флёра Баязитова, Айсылу Садыкова, Эльмира Каюмова, а также молодые научные специалисты Лариса Илтубаева, Ильдар Муллин, Ляйля Мухаметшина, Рашит Галямов, Мунира Булатова, Алсу Низаметдинова, Назим Исмагилов.

                                              мечеть в деревне Ирнур                                               Деревня Ирнур

Результаты всестороннего изучения духовной и материальной культуры параньгинских татар воплотились в 370-страничном иллюстрированном издании из серии "Из сокровищницы научных экспедиций". Книга была выпущена за счёт средств муниципального образования и частных пожертвований. На презентации книги она по праву была названа энциклопедией жизни татар Параньгинского района.
Особенно ярко в книге ярко раскрыта тема татарского языка. В Параньгинском районе он сохранил свою чистоту, и в этом заслуга преподавателей татарского языка и литературы, а также родителей, которые общаются со своими детьми на родном языке. В книге много говорится о сохранении национальной культуры через развитие религиозных отношений, о воспитании духовности.
Глубоко отражено в книге устное народное творчество (сказания, предания, байты, четверостишия "такмаки"), национальное искусство (вышивка, костюмы, изделия народных умельцев), традиции архитектурно-декоративного оформления домов, ворот, заборов и окон деревянной узорной резьбы. Уникален материал о предсвадебных и свадебных обрядах. Отмечено, что у татар Параньгинского района и в наши дни практикуется обрядовое творчество. 
Удивляет информация о том, что только в Параньге готовится татарское национальное блюдо "тышлы тайкмак", которого нет у татар других регионов!

 

                                       мечеть в деревне Портянур                                                                  Деревня Портянур

Как сообщил руководитель отдела культуры администрации Параньгинского муниципального района Марат Вахитов, в мероприятии приняли участие многие из участников экспедиции, стараниями которых был собран уникальный материал для новой книги, а также местные жители, помогавшие учёным в их работе. Среди приглашенных на презентацию были также директор Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Ким Миннуллин и заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева.

       

                                      Старинная мечеть в д. Алашайка                                     Деревня Алашайка

ЦЕНТР ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
17 апреля в Йошкар-Оле, столице Марий Эл,  в Республиканском центре татарской культуры  прошла презентация книги о знаменитом татарском роде  Урмата из Параньги.  Одна из представительниц этого рода – Райхана Магруфовна Гаязова собрала в книге все сведения  о семье, веками передававшиеся из поколения в поколение.

Документы, письма, фотографии хранились в их доме в сундуке, после смерти отца – Магруфа Гаязовича Гаязова, поэта и хранителя преданий семьи,  его дочь несколько лет вынашивала мечту – оформить все наследие семьи в книгу. И когда она познакомилась с литературным редактором Фирзией Файсламовной Сабиржановой, то поняла, что это знак свыше.  Работа над книгой велась более шести лет. В ней участвовали  и ученые. Научным консультантом книги выступил доктор филологических наук, ученый казанского Института языка, литературы и искусства М. Ахметзянов, который занимался переводом со старотатарского языка сведений о роде Урмат, сохранившихся в хранилище древних рукописей  казанского архива.
В Параньге с архивом семьи на старотатарском языке работал Р. Зулькарнаев. Был использован перевод труда«Тарихе Бэрэнгеви», сделанный в конце 90-х годов ХХ века доктором филологических наук Р. Ахметзяновым.История рода восходит ко времени правления Ивана Грозного.  Количество выдающихся людей, питавших свою землю культурой, духовностью, поэзией, просто поражает. Достаточно сказать, что 17 поколений мужчин рода были имамами, многие из них учеными-богословами.  В их роду всегда старались жить по канонам исламской религии, и эта простая нравственная жизнь была лучшим примером для всех окружающих.

                                         Сабантуй и Пеледыш Пайрем в Параньге                                      Поселок Параньга

Знаменитый татарский историк Шигабуддин Марджани  в своем труде «О делах Казани и Булгар» упоминает об двух известных богословах, родных братьях Хафизетдине и Бурханетдине Бэрэнгеви. А  сын Хафизетдина Ахмет  более ста лет назад написал историю  татарского села Параньга. Параньга по-татарски звучит как «Бэрэнгэ», что означает «святая земля». Надо сказать, что святая земля Параньги порождала не только имамов-просветителей, но и литераторов. Трое сыновей муллы Гаязетдина – Мансур, Расых и Магруф были поэтами. Мансур и Магруф прошли всю войну, и своим поэтическим творчеством помогали поддерживать дух патриотизма и любви к родине в труднейшие для всего отчества годы войны. А самым талантливым из братьев признавали Расыха, но он, к несчастью, ушел из жизни в совсем молодом возрасте. Коснулись этой семьи и невзгоды. Из этого знатного рода за взгляды против коллективизации несколько человек в 30-е годы были репрессированы. Об этом, и о многом другом можно прочитать в прекрасно изданном двухтомном издании книги на татарском языке под названием « Нэсел хатирэсе».

Русский вариант названия книги -  «Святой земли знатный род».  Сегодня этой работой могут по праву гордиться все параньгинцы, да и все татары родом из Марийского края.Презентация книги получилась очень насыщенной. Присутствовали представители общественности из Йошкар-Олы, из Параньгинского, Мари-Турекского, Моркинского районов республики Марий Эл, а также из соседнего Татарстана. После торжественной части гостям представили концерт татарской музыки и танцев. Звучали песни и стихи братьев-поэтов Гаязовых.
(ГАУК РМЭ «Республиканский Центр татарской Культуры»).

 

                                                татарская мечеть в Алашайке                       Деревня Алашайка

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ ПАРАНЬГИНСКОГО РАЙОНА
Первые 2 татарина приехали верхом на лошади в 1500-1550 г г. Они остановились около деревни Портчары у водяной мельницы. Хозяином был мариец. Эти татары, по словам стариков, вынуждены были скрыться от крещения Ивана Грозного. Через некоторое время они уехали обратно и привезли семьи. Хозяин мельницы отказался приютить их и советовал занять пустующие дома в других населенных пунктах. Тогда многие деревни пустовали, т. к. марийцы умерли от холеры или уехали, надеясь спастись от нее. 

Так на месте, где сейчас расположена Параньга, впервые появились 8 человек татар, среди них Чураш и Бураш. Они очистили от леса небольшой участок земли и построили жилище. Свой хуторок первые поселяне назвали «Беренгуй», что означает в переводе с персидского языка «Деревня Святых». 
Деревня постоянно разрасталась, лес отступал дальше, появились пахотные земли. В Беренгуй тогда вместе с татарами жили оставшиеся в живых от холеры марийцы. Позже марийцы переселились в другое место, и возникла другая деревня – нынешнее Яндемирово. 
Со временем Беренгуй стала Параньгой. Наши предки сеяли на полях гречиху, рожь, овес, ячмень, сажали картофель. По сведениям Хафиз - муллы земля была плодородная – чернозем, получали хороший урожай зерновых. Еженедельно по понедельникам проходил оживленный базар, а один раз в год - ярмарки, на которые собирались со всей округи. После окончания посевных работ в деревне проводился Сабан-Туй. Также упоминается о паровых и ветряных мельницах. Число жителей к 1802 г. составило 239 душ обоего пола.

                                        Герой Советского Союза - Хаким Хасанов                                               Алмаметьево

Крестьяне переселялись сюда с севера и востока по рекам Вятка, Лаж, Буй, Ноля, с юга - по реке Илеть и ее притокам: Ировка, Параньгинка. XVI-XVII вв. сюда стали стекаться и татары. Казанский профессор, археолог А.Х.Халиков считал, что формирование этнографической группы параньгинских татар произошло во второй половине XVI в.
Селились крестьяне главным образом на водоразделах рек и речек, выбирая для этого небольшие поляны. Этим объясняются и маленькие размеры поселений. Первопоселенцы долгое время жили в выселках (илемах) в один-два двора. По мере роста населения, расширения посевных площадей, внедрения паровой системы земледелия количество дворов возрастало. Во времена Казанского ханства эти поселения были объединены в сельские волости и сотни, фискально-административные округа (даруги).

Территория Параньгинского района входила в состав Алатской даруги (позднее это территориальное образование стали называть Алатская дорога). В XVI в. в писцовых книгах Казанского ханства между притоками Ировка и Илетью упоминается волость Илеть, а между Илетью и левым притоком реки Шора - волость Абашай.
После взятия Казани марийцы, придя к царю, "предашася ему вси и назваша себе новым царем. Он же возлюби их, и пожалова на обед своем, накормив их и напоив, и дасть им семена зымныя, и коня, и волы на орание... они же радовахуся о милосердии его". В 1574 г. царь "пожаловал и помиловал и велел выдать всем волостям жалованные уставные грамоты". В 1584 г. был основан город-острог Уржум, который со временем стал уездным центром.

                                             Сабантуй в Параньге,  борьба корэш              Сабантуй и Пеледыш пайрем в Параньге

В административном отношении территория Параньгинского района в XVII в. входила в состав Алатской дороги Казанского уезда. Имеющиеся в нашем распоряжении источники не позволяют определить историю основания первых селений, их количественный состав в XVI-XVII вв. Специальное исследование по истории марийских деревень этого периода не проводилось. Не выявлены и необходимые архивные источники. К тому же крестьяне в этот период жили отдельными дворами (илемами). Существовали также большесемейные патронимические поселения. О них напоминают сохранившиеся в памяти народа топонимические предания.
Характерной особенностью таких селений была кучевая планировка, выделяющаяся тем, что родственные семьи размещались своими дворами вокруг усадьбы родоначальника, образуя маленькое селение. На некотором расстоянии от него могла поселиться другая группа родственников. Территориально близко расположенные вдоль побережий рек поселения и дворы в документах записывались как сотня или волость.

О большинстве старинных поселений XVII в. сведений не сохранилось. В ранних исторических документах марийские починки и деревни фиксировались редко. Об этом свидетельствует, например, "Книга доимочная Алатской дороги", составленная в 1699 г. В ней упоминаются: Поташковы сотни Чолпаева Волость Иллеть-Кукморы с починками "Лажгары", "Мышин", "Починок в черном лесу", "Починок по речке Урбе". "Починок по речке Шишоре"; Ахтазичкова сотни Тенгибаева Волость Атня с починками: "Починок по речке Мучаж", "Починок себе усадом", "Починок по полянке Азане" "Починок по речке Лаж", "У тое же волости (Атня) себе усадом"; Токсубины сотни Тоушева "У тое же волости (Атня) на другом уса-де", "Починок по речке по Сернуре", "Починок словет Котяков"; Яндемирковы сотни Янгодырева "У тое же волости (Атня) на третьем усаде", "Починок по речке Кокше"; Толбечковы сотни Печанова Волость Турек с починками Мономаре, "По речке Шоре", деревней Беренга; Актазичковы сотни Козябина Волость Ирпорская.

              Муса Галлямов - известный борец из деревни Ирнур                                                      Деревня Ирнур

 

Сабантуй и Пеледыш пайрем в Параньге

Приведенный материал свидетельствует, что в конце XVII в. на территории района существовали волости Атня (состояла из трех сотен), Илеть-Кукмора, Ирпорская (Ирнурская), Турек, починки Лажгари (Лаж-мари), "по речке Кокше" (Кокшерка, Купшерка), деревня Беренга (Параньга) и др.
В первой половине XVIII в. на территории современного Параньгинского района по нашим подсчетам было 20 селений. С 1719 г. часть из них, причисленная к Буйской и Сабатской волостям, находилась в ведении администрации Уржумского уезда, а остальные волости оставались в пределах Казанского уезда Казанской губернии. В 1779-1782 гг. селения района были причислены к Уржумскому и Царевосанчурскому уездам Вятского наместничества. В XIX в. селения района входили в состав Ирмучашской, Турекской, Мазарской, а затем Косолаповской волостей Уржумского уезда Вятской губернии.
К концу XVIII - начале XIX в. в пределах современной территории района насчитывалось 44 населенных пункта, в числе которых было 15 марийских, 12 татарских деревень и починков. Русские крестьяне здесь появились в результате вольного переселения в конце XVI в., однако их было мало и жили они совместно с марийцами. В конце XVIII - начале XIX в. сформировались 8 русских селений. Всего проживало примерно 3,5 тысячи крестьян (1,8 тыс. - марийцев, 1,4 тыс. - татар и 0,3 тыс. - русских).

Процесс постепенного освоения современной территории района русскими крестьянами заметно активизировался в 1830-1840-х годах. В 1836 г. здесь насчитывалось 51 селение (20 марийских, 16 татарских и 15 русских) с населением 7,8 тысяч человек. К 1884 г. число русских селений возросло до 40 (6,7 тыс. человек). В этом году было 28 марийских (6,0 тыс. человек) и 17 татарских (8,6 тыс. человек) селений. К 1905 г. численность населения возросла до 27,8 тысяч человек, в то время как количество селений увеличилось лишь на одно. В пределах района проживали 12 тысяч татар, 8,1 тысяч русских и 7,7 тысяч марийцев.

                                         татарская деревня Портянур                               Деревня Портянур

С 1840-х годов власти начали вводить во всех поселениях рядовую и уличную планировку. Ширина улиц не превышала 10-15 метров. Планировка улиц проводилась с учетом естественного рельефа местности. В Параньге, Портянуре утвердилась квартальная планировка. На улицах татарских селений высаживали деревья (липы, березы).
Существовала традиционная система застройки усадьбы. Чаще встречалась П-образная и Г-образная планировка усадьбы. В передней части двора, справа или слева от ворот крестьяне ставили дом, с которым через сени соединялась клеть. Хозяйственные постройки ставились в глубине двора. За ними располагался огород. По другую сторону ворот помещался амбар. Усадьбы огораживались забором.
Крестьяне жили в одноэтажных бревенчатых срубных домах с двухскатной крышей. Татары обращали большое внимание архитектурно-декоративному оформлению ворот, заборов, жилищ, наличников окон, которые окрашивались яркими полихромными красками. Кирпичные или двухэтажные деревянные дома строили лишь богатые, занимающиеся торговлей люди, преимущественно русские и татары. Обычно дома с уличной стороны имели 2-3 окна, один или две - на боковой стене, обращенной во двор.

Этнические своеобразия отчетливо проявлялись в планировке жилища. Печь в избе располагалась в углу у входа, устьем к передней стороне. Между печью и близлежащими стенами у татар оставался проход, через который люди заходили на кухню. Изба у них делилась на две части: "чистую" (гостевая) и "черную" (кухня) половины. 
Вдоль стены марийцы и русские ставили длинные широкие скамьи, а у татар устанавливались нары (сэке). Над входной дверью у марийцев и русских устраивали полати, а у татар - над проходом за печью (сундэрэ). Недалеко от обеденного стола, в переднем углу у крещеных марийцев и русских стояла икона.

Татарское жилище выделялось наличием большого количества матерчатых занавесей и украшений. По периметру стен и верхней части печи прикрепляли занавески (чаршау), на окнах вешали цветные занавески. Полы покрывались домоткаными дорожками или коврами. На стенах вешались картины-обереги с изречениями из Корана. Спальные лежанки и кровати закрывались специальными занавесками. Исследователи отмечали, что татарские избы отличались особой опрятностью и чистотой.

    Наиля Вагапова - чемпион борьбы на руках (армреслинг) из Портянура                              Деревня Портянур

В 1905 г. доля русских деревень составляла 47,7%, марийских - 32,5%, татарских - 19,8%. В численном отношении преобладали татары (43,2%), затем русские (29,1%), доля марийского населения составляла 27,7%.
Большинство селений в начале XX в. было малодворным. Наиболее многочисленными были татарские селения. В 1905 году в 7 татарских селениях из 17 численность крестьян превышала 500 человек. Несмотря на значительное увеличение числа русских селений, доля русских крестьян оставалась сравнительно не высокой. По данным 1905 г. в 97% русских деревень и починков количество населения не превышало 400 человек.

На территории района в XVIII - XIX вв. крупных промышленных предприятий не было. Существовали две купеческие писчебумажные фабрики, построенные служилым татарином Сулейманом Юсуповым Маматовым, на которых работали крестьяне по найму. Успешное для того времени функционирование этих предприятий в сельской местности само по себе примечательный факт. Этот опыт говорит о том, что малые промышленные предприятия и их филиалы могут функционировать на селе и в наши дни.
Основными занятиями крестьян являлись земледелие, домашнее животноводство, рыболовство, охота, пчеловодство, домашние промыслы.

                                                   Сабантуй в деревне Куянково                                  Деревня Куянково

Занятие земледелием во многом зависело от количества и качества надельной земли. Надельная земля состояла из пашни, сенокосных, лесных угодий, усадебной земли и неудобных для хозяйственного использования земель (неудобий). В XVIII в. доля лесных угодий в структуре надельной земли превалировала над остальными угодьями.
По мере увеличения численности населения происходило расширение посевных площадей. В 1874 г. в Уржумском уезде пашни и усадебные земли занимали 55% всей надельной земли, сенокосы - 4,2%, лесные угодья - 36,8% и неудобия - 4%. К 1884 г. доля пахотных и усадебных земель возросла до 65,7%, в то время как площади лесных угодий значительно сократились. Они занимали лишь 13,9%. Несколько увеличилась доля сенокосов (9,4%). Выгоны занимали 6,2% и неудобия - 3,8%.

          Герой Советского Союза - Ахмед Саффа Гайсин                                        Ахмед Саффа Гайсин - Герой Советского Союза

На протяжении XVIII - XIX вв. шло сокращение размеров земельных владений крестьян. Положение крестьян, живших на территории современного Параньгинского района, было несколько лучше, так как они имели сравнительно больше надельной земли. В 1874 г., например, в Уржумском уезде среднедушевой крестьянский надел (включая и неудобные земли) составлял 7,4 десятин, в Турекской же волости - 9,82. В 1884 г. на каждую ревизскую душу по уезду приходилось 8,4 десятин земли, а на территории современного Параньгинского района - 9,3 десятин.
Публикуемые очерки убедительно показывают, что структура надельной земли, размеры земельных наделов у крестьян разных сел и деревень были не одинаковы. Были различными и наделы отдельных семей в пределах деревни, села. Большие семьи при распределении земли оказывались в более выгодном положении.
В земледелии преобладало трехполье, однако использовались и подсечная, переложная системы. Около 90% посевных площадей занимали рожь и овес. Жители русских селений сеяли пшеницу, гречиху. Картофель крестьяне сажали мало. Развивалось огородничество.

                                                      татарская деревня Ирнур                                 Деревня Ирнур

Основными орудиями земледельческого производства были соха, косуля, деревянные бороны, серп, коса, цеп для молотьбы хлеба. Для размола зерна повсеместно применялась водяная мельница. Во второй половине XIX - начале XX в. зажиточные крестьяне стали приобретать плуги, сеялки, жатки, молотилки, веялки.

Урожайность в дореволюционной России принято было определять в "самах", показывающих соотношение полученного урожая к количеству высеянных семян. В Ирмучашской волости в среднем высевали по 17 пудов ржи (в Турекской и Мазарской волостях - по 14 пудов), по 3 пуда ячменя (у русских и татар, а у марийцев - по одному пуду) на каждый душевой надел. Средняя урожайность озимых в уезде для всех пахотных земель составляла "сампять" (в Ирмучашской волости в середине XIX в. сам - 5,5). Иногда были более высокие урожаи, но нередкими были и неурожайные годы.

                                                   Сабантуй в Параньге                       Поселок Параньга

Детский татарский фестиваль-конкурс Халкым мирасы

22 марта в деревне Портянур Параньгинского района с успехом прошел республиканский фестиваль- конкурс татарских детских фольклорных коллективов  «Халкым мирасы» (Наследие моего народа).
В конкурсе принимали участие коллективы общеобразовательных школ,   детских школ  искусств, сельских клубов и домов культуры. Каждый коллектив должен был представить театрализованный номер из татарского фольклора с элементами народных песен, баитов, мунаджатов, а также народных танцев, игры на инструментах, народных забав.

Организаторами конкурса выступили:
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Республиканский центр татарской культуры; Отдел образования и по делам молодежи Параньгинского района; Региональная национально – культурная автономия татар Республики Марий Эл; Портянурская средняя общеобразовательная школа.
Все участники справились с заданием блестяще! Ребята показывали национальные обряды, игры, пели татарские народные песни. Мы счастливы, что культура татарского народа сохраняется нашими детьми!

Поселок Параньга

Имена победителей:
Гран-при: ансамбль «Тамчы», Портянурская средняя общеобразовательная школа. За номер «Май канаты».
I место (фольклор): ансамбль «Тан Йолдызы», Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа, за номер «Дэрэ боткасы».
I место (народный танец): ансамбль «Тамчылар», Параньгинская общеобразовательная средняя школа, танец «Жеп эрлзу».
II место (фольклор): ансамбль «Балачак», Ирнуская начальная школа, номер «Эбиемнен кунел сандыгы».
II место (народная песня): ансамбль «Серебряный гребешок», Куянсковская средняя общеобразовательная школа, песня «Сомбелэ».
III место (фольклор): ансамбль «Соембикэ», Параньгинский дом творчества, номер «Бэрэнне кем ашаган».
III место (народные инструменты): ансамбль «Очкын», Портянурская средняя общеобразовательная школа,  композиция «Бердэмлектэкоч».

Деревня Портчара, праздник Сабантуй
________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
http://www.12rus.ru//
http://www.paranga.ru/
http://tatcentr12.ru/
Странички татарских деревень Вконтакте.
ГАУК РМЭ «Республиканский Центр татарской Культуры».
Сайт Википедия.

Комментарии

аватар: Кэп

перерыл интернет...

перерыл и-нет,  нет ни одной вразумительной статьи про параньгинских татар, 

и вобще про татар проживающих в Марий Эл,

непонятно, это ведь буквально около Татарстана, некоторые районы РТ расположены от Казани гораздо дальше чем Параньга и Морки...

проблема татарских диаспор остается...

аватар: Галина Грудникова

А в чем проблема татарских

А в чем проблема татарских диаспор в Марий Эл? Мне действительно интересно, ведь я была в Марий Эл только в Йошкар-Оле(до Куянково и думать нечего было добраться) и увидела там только одну проблему-слишком сильную любовь главы республики к Италии(бытовые мелочи не в счет, а город мне понравился). А когда я спрашивала про культуру марийцев-даже историк только хмыкнул. Марийскую речь услышала только в библиотеке Чавайна, в отделе марийской литературы. Неужели все совсем плохо?

аватар: Кэп

татары или марийцы???

Вам интересны татары или марийцы?

Проблемы татарских диаспор в частности в том, что молодежь уезжает в Татарстан - больше всего в Казань, ибо на местах трудно с работой, и с учебой...

Проблеммы марийцев - разрушение сельского уклада жизни, об этом трудно сказать сразу, 

это тема для отдельного разговора,  но про это много пишут на различных сайтах и форумах...

 

аватар: Кэп

фестиваль татарской культуры в Марий Эл

С 23 по 25 сентября 2015 года в Марий Эл в санатории «Каменная речка» пройдет Всероссийский фестиваль татарского фольклора ««Түгәрәк уен». Его организаторами являются Министерство культуры Республики Татарстан и Исполком Всемирного конгресса татар. Фестиваль проводится Республиканским центром развития традиционной культуры Республики Татарстан при содействии «Республиканского центра татарской культуры» Республики Марий Эл.

В рамках этого крупного культурного мероприятия покажут свои выступления фольклорные, вокальные, инструментальные коллективы, вокалисты-непрофессионалы, исполнители лирических и лиро-эпических жанров, примут участие коллекционеры, мастера, музейные работники из 24 регионов России
Как сообщают в министерстве культуры Марий Эл, Участники фестиваля смогут познакомиться с самобытной культурой татар, прожуивающих в разных регионах страны. Откроют работу игровые площадки, пройдут мастер-классы, творческие лаборатории, круглые столы, просмотры фильмов, знакомство с традициями татарской диаспоры нашей республики.

аватар: Кэп

татарские гусляры из Марий Эл

Ансамбль татарских гусляров при Республиканском центре татарской культуры в Марий Эл (руководитель - заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Гарай Габдрахманович Магсумьянов) стал лауреатом Межрегионального фестиваля-конкурса национальных культур «Радужное многоцветие России». Конкурс прошел с 4 по 6 ноября в городе Вятские Поляны Кировской области, сообщила пресс-служба Минкультуры Марий Эл.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru