Памятники археологии Нижнекамского района РТ

В Нижнекамском районе Республики Татарстан археологические памятники есть в населенных пунктах Ошинский, Красная Кадка, Средние Челны, Большие Аты, Клятли, Светлый Ключ, Беляхчи.

  

1 Характеристика района

2 Ошинское городище

3 Краснокадкинское городище

4 Среднечелнинское надгробие, ХIV век

5 Большеатынский курган

6 Клятлинское надгробие, ХIV век

7 Светло-Ключинское городище I тысячелетия нашей эры

8 Беляхчинское городище

  

Район занимает почти центральное положение в республике. Приходится на среднюю часть левобережья Нижнего Прикамья. С северо-северо-запада ограничен рекой Кама, с запада – рекой Шешма, с юга – Альметьевским районом, а с востока – Тукаевским районом. Географически входит в Зай-Шешминский лесостепной возвышенно-равнинный район. Рельеф района определен долинами рек Зай и Шешма, плавно опускающимися к реке Кама. Характерны слабоподзолистые серые почвы на делювиальных и элювиальных суглинках. В прошлом район был густо облесен, что обусловило, очевидно, позднее его заселение человеком. Лишь в пойменных районах выявлены археологические памятники эпохи бронзы. Известны и редки памятники булгарского, в основном ХIII – ХIV веко, времени.

  

ИСТОРИЯ НИЖНЕКАМСКОГО РАЙОНА

Площадь района — 123 тысячи гектаров, из которых 6153 гектара приходится на город. В Нижнекамском районе располагаются 65 населенных пунктов, многие из которых имеют давнюю историю. А в некоторых до сих пор сохранились старинные здания и сооружения.

К примеру, село Кармалы основано в XVII веке. Издалека видна построенная в 1891 году и отреставрированная в наши дни церковь Святого Архистратига Михаила. Выдержанная в классическом стиле, она традиционна по своей архитектуре: апсида, главный объем, трапезная, колокольня. При церкви сохранились построенные в стиле ампир ворота. Кроме церкви, в селе есть еще две постройки, занесенные в списки памятников старины — дома И. Поняева и П. Поняева. Первый из них датируется концом XIX века, второй – началом XX-го. Недалеко от места, где река Уратьма впадает в Каму, лежит так же основанное в XVII веке село Шереметевка (в прошлом село Богородское), бывшее когда-то волостным центром Чистопольского уезда, а потом в течение 33-х лет (с 1930 по 1963) – райцентром Шереметевского района. В XVII веке дача села Богородского принадлежала татарскому мурзе Уркееву, а в середине XVIII века была куплена графом С. В. Шереметевым.

Село считалось одним из лучших в губернии. Из всех старых поселений Шереметевка выделяется обилием памятников старины. На Советской улице находятся дом предпринимателей Вязьминых, построенный в конце XIX века, дом и склад предпринимателя, чье имя сегодня утеряно. К концу XIX века историки архитектуры относят и жилой дом Тикунова, а также кладовые предпринимателя Козакова, дома купцов Королева и Липатова. Пять старинных построек, отмеченных в  «Каталоге памятников старины», находятся на Октябрьской площади села. Это лавки купцов Бабушкина и Кузнецова (начало XX века), скобяная лавка купца Тикунова (1905), его жилой дом и кладовые, а также лавки купца Баклушина. На улице Заводской расположен дом Е. М. Тикуновой.

 

Село Красная Кадка знаменито находящимся неподалеку археологическим памятником – Краснокадкинским городищем. Сами местные жители называют его Кала-Тау (гора, на которой город). Находится на правом берегу реки Зай, на мысе над поворотом реки. Считается, что крепость была построена булгарами предположительно в XIII веке для обороны восточных границ Волжской Булгарии. Возможно, крепость перестала функционировать после татаро-монгольского нашествия. В это время в Булгарии вспыхнуло восстание, после подавления которого строительство и ремонт крепостей по всей территории края были запрещены. Под охраной крепости Кала-Тау были пойменные земли левобережья Зая и долины реки Кашаево. Здесь находился большой земледельческий район с деревнями, некоторые из них живы и в наши дни, например, деревни Балчиклы, Шингальчи. Считается, что большинство деревень Нижнекамского района стоят на месте деревень и городов Волжской Булгарии, о чем свидетельствуют археологические находки предметов явно булгарского происхождения.

 

Село Большое Афанасово, расположенное в двух километрах к юго-западу от Нижнекамска, основано в XVII веке. Здесь расположен архитектурный памятник XVIII века — Церковь Покрова Божьей Матери. По легенде, под каменным крестом в церкви был спрятан клад, и поэтому во времена атеизма и гонения на церковников церковь сильно обветшала. Несколько лет назад церковь была отреставрирована нижнекамским художником Ю. Галузиным.

 

Особо следует остановиться на рассказе о Святом Ключе. Знаменитый Святой Ключ – водные ворота города — ведет свою историю с 1666 года. С древних времен бытует сказ о том, как мусульманин Магомет обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. С этого времени родник, названный Святым, стал местом поклонения для мусульман и православных. По мусульманскому преданию здесь же находилась могила булгарского имама, проживавшего в святости. Над могилой был камень с арабской вязью, но он, к сожалению, исчез, а сама могила постепенно забылась. На склоне горы имам вырыл пещеру, в которую можно было проникнуть ползком, рядом выдолбил бассейн для принятия целебных ванн, в который пустил прозрачную воду из источника. Над пещерой соорудил часовню, хорошо видную с реки. 

Святой Ключ расположен на левом берегу Камы в красивом возвышенном месте, заросшем лесом. Еще до революции на Святом Ключе была пристань, к которой причаливали пароходы Камского, Вельского, Волжского и Вятского пароходств. Между Елабугой и Святым Ключом курсировал паром. Стахеевы – династия крупных хлеботорговцев Нижней Камы, экспортировали зерно во Францию, Италию, страны Средиземноморья. Святой Ключ служил пунктом приемки и отправки хлеба, поставлявшегося до Сызрани. Оборот через пристань составлял две тысячи пудов хлеба в год. У Стахеевых на Каме и Волге числилось 20 пароходов и 193 баржи, приписанные к компаниям «Стахеев и сыновья», «Стахеев и наследники». На Святом Ключе действовала рыболовецкая артель численностью в 38 человек, добывающая в год 5000 штук стерляди и 2000 штук сазанов. Были на Святом Ключе и лесопилка, и электрическая станция, и несколько мельниц. Главной достопримечательностью же была дача Стахеевых. По распоряжению Стахеевых расчищался и благоустраивался близлежащий лес. Были завезены семена и саженцы пихты, кедра, голубой ели, ясеня и других пород. Заложены несколько делянок сосновых и еловых рощ, возведены четыре оранжереи, укомплектованные редкими южными деревьями и кустарниками: ореховым, лимонным, пробковым и другими.

 

На территории Нижнекамского лесхоза близ озера Прость на площади 1030 гектаров размещается памятник природы Борковская дача – монолитный естественный сосновый лес с липой, лещиной, травостоем из сныти, осоки волосистой и костяники, имеющий культурно-познавательное и эстетическое значение.

 

 ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ

Ошинское городище

Ошнинский, поселок Нижнеуратьминского сельского совета, правый берег реки Оша, правого притока реки Шешма, левого притока реки Кама. Расположено в 800 метрах к северо-западу от поселка на берегу речки и имеет полукруглую форму площадью 4500 квадратных метров. Обследовано экспедициями ИЯЛИ КФАН СССр в 19589 и 1960 годах. Выявлена булгарская керамика, характерная для домонгольского периода. Рядом открыты довольно крупные по площади булгарские селища.

 

Краснокадкинское городище

Красная кадка, село, правый берег реки Зай. Городище расположено в 1,7 – 1,8 километрах к северу от села на высоком мысу и имеет подтреугольную форму площадью 19200 квадратных метров, защищенную с северной и восточной сторон валом и рвом с проездом. Собранный немногочисленный материал представлен булгарской керамикой домонгольского облика.

 

Среднечелнинское надгробие, ХIV век

Средние Челны, деревня Краснокадкинского сельского совета, левый берег реки Челнинка, левого притока реки Зай, левого притока  реки Кама. В 100 метрах от села, на левом берегу ручья, в железной ограде находится булгарский надмогильный памятник (размеры 130 на 55 на 18 сантиметров) прямоугольной формы. Наверху сделана стрельчатая арка, в тимпане которой помещена шестилепестковая розетка. Надпись выполнена врезным полукуфическим почерком. Памятник в хорошем состоянии и датирован 1323 годом.

Большеатынский курган

Большие Аты, деревня Краснокадкинского сельского совета, левый берег реки Челнинка. В 1925 году к северо-северо-западу от деревни находился курган диаметром до 30 метров при высоте около одного метра.

  

Клятлинское надгробие, ХIV век

Клятли, село, левый берег реки Кошаева, правого притока реки Зай. В 500 мерах к югу от села в поле находится булгарское надгробие (размеры 94 на 32 на 10 сантиметров) в железной оградке. Верх камня отколот, признаков орнаментации нет. Надпись выполнена врезным полукуфическим почерком. По типологиии датируется ХIV веком. Обнаружено в 1960 году Г.В.Юсуповым.

Неподалеку от деревни Клятле, в поле находится булгарский памятник ориентировочно XIII-XIV веков. Он вытесан из глыбы известняка, его ширина 40-50 сантиметров, толщина около- 15. Сейчас памятник возвышается над поверхностью земли на 30-40 сантиметров. Снизу на лицевой стороне просматриваются арабские буквы, но прочитать надпись не удается: она полустерта и частично покрыта мхом. Поле вокруг захоронения распахивается, но участок земли, где стоит памятник, не тронут и возвышается над пашней почти на полметра. 

Видимо, пыль оседает на траве во время полевых работ, и слой земли около памятника растет. Вокруг надгробия поставлена металлическая ограда. К ней во время религиозных праздников привязывают подношения- полотенца, платки, рубашки и т.п. Кроме того, на камень кладут монеты. 

В середине 90-х годов еще можно было видеть монеты советского периода, сейчас лежат лишь послереформенные. За памятником ухаживают жители Шингальчей, они же ходят туда на праздники.

Светло-Ключинское городище I тысячелетия нашей эры

Светлый Ключ, деревня, левый берег реки Кама. Городище открыто АЭ КФАН СССР летом 1959 года в 800 – 900 мерах к юго-западу от деревни, на мысу между коренным берегом и оврагом, известным у местного населения под именем «Длинный язык». Площадка городища имеет треугольную форму 90 на 20 на 35 метров, защищенную с напольной стороны валом (длина 35 метров, ширина 24 метра, высота 2,15 метров) и рвом (ширина 12 метров, глубина 3,4 мера). На оконечности мыса небольшой второй вал шириной в 10 метров и высотой один метр, окаймленный с внешней стороны ровиком (ширина 5 метров и глубина 0,8 – 1 метр). Площадка городища залесена и хорошей сохранности. Культурный слой включает находки керамики ананьинской культуры и керамики середины I тысячелетия нашей эры.

 

Беляхчинское городище

Беляхчи, деревня Старошешминского сельского совета, левый берег реки Кама. Городище находится в 2,5 километрах к востоку – юго-востоку от деревни на мысу надлуговой террасы между двумя оврагами. Площадка, вытянутая с юго-востока на северо-запад, имеет неправильную форму (80 на 30 метров). С юго-восточной стороны защищена шишкообразным валом (высота 2,2 метра, ширина 1,3 метра) и рвом (глубина 70 сантиметров ширина 8 – 10 метров). Поверхность задернована. Экспедицией КФАН СССР в 1959 году на городище зафиксирован культурный слой с находками ананьинской культуры.

 Хорошо сохранился шишковидный (курганообразный) вал и широкий ров. Площадка городища и ее склоны задернованы. Существовало в раннем железном веке, примерно в VIII-V веках до н.э.. 

Это было небольшое, хорошо укрепленное поселение, построенное на мысу между широкими болотистыми оврагами, по дну которых в то время протекали две небольшие речки. В поселении проживала одна родовая община во главе с вождем. Население общины состояло, приблизительно, из 50 - 100 человек. 

Большое значение в хозяйстве имело животноводство а также охота и собирательство. Жители поселения разводили мелкий рогатый скот (коз, овец), лошадей, коров и птицу. В поселении находилось и родовое святилище, где жители поклонялись языческим божествам. По мнению исследователей, люди в то время представляли себя жителями среднего мира. Верхний мир был населен небесными богами, а Нижний - подземными богами и духами умерших предков. 

Для общения с Верхним и Нижним мирами проводились специальные обряды. Все тонкости обрядов знали жрецы и шаманы. Они вызывали духов, проводили жертвоприношения и предсказывали будущее. Своих умерших жители городища хоронили за северным оврагом. 

А для самых знатных строили курганы. Поселение просуществовало несколько веков, а потом было заброшено и больше никогда не заселялось. 

По мнению многих исследователей исчезновение поселений этой культуры было связано с большой войной, которую в V веке до н.э. начал персидский царь Дарий против скифов, населявших степи Восточной Европы. Эта война описана в 'Истории' древнегреческого историка Геродота.

 

  ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ -       КРАСНОКАДКИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ​               


Краснокадкинское городище
Памятник расположен на мысу правого коренного берега р. Зай, левого притока реки Кама. Ближайшим населенным пунктом является деревня Красная Кадка Нижнекамского района Республики Татарстан. Городище находится в пределах прямой видимости, в 2 км к северо-востоку, и известного населению как Калатау.
Городище занимает мыс подтреугольной формы. С севера оно ограничено рвом и валом, с востока — валом. Наиболее сохранившейся является западная часть северной линии. Здесь хорошо заметен ров и вал. Примерно посередине линии находился проезд. Глубина рва местами до метра, такова же или чуть выше высота вала. Ров сильно заплыл, и к востоку едва заметен. По его дну проходит пропашная дорога. Вал высотой до 1,5 м., внутренней площадки городища. В 1994 году гребень вала и его внутренний склон были еще заметны. Территория городища в то время распахивалась.

                                      РЕКА ЗАЙ В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДИЩА                                                              

По замерам, сделанным в апреле 2002 года, площадь городища, включая валы и рвы, составляла 20450 кв. м. Территория внутри укреплений — 18750 кв. м. Из них распахано 14250 кв. м., что составляет 69,68% всего археологического памятника. Разрушения культурного слоя, вероятно, составляет более 70%, т. к. поверхность грунта за пределами пашни носит следы прошлых вспашек. По всей площади пашни встречаются фрагменты керамики, которую можно разделить на три группы:

Фрагменты толстостенной керамики, изготовленной на гончарном круге. Составляют около 30% всего материала. Чаще встречаются вдоль северного вала. Фрагментов с орнаментами не найдено.
Фрагменты тонкостенной гончарной керамики. Иногда с элементами декора. Составляют около 40% всего материала. Чаще встречаются в центральной и западной части городища.


Фрагменты лепной ангобированной керамики, с добавлением в тесте толченой раковины. Составляют около 30% материала. Многие фрагменты имеют узор в виде шнура или елочки. Встречаются по всей территории городища, но немного больше в центре и на западе. На юго-западной части городища, около границы пашни, была замечена большая прямоугольная плита известняка размером примерно 50х100 см. Поверхность плиты сильно выветрена.
В южной части мыса расположен геодезический знак. В 20 метрах от него (магн. азимут 330) отмечена сильная девиация. Она была обнаружена при глазомерной съемке территории городища. Границы зоны девиации — примерно 80 метров в длину от геодезического знака вдоль западного склона и 30 — 40 метров в ширину. Причиной явления, по-видимому, служит какое-то изменение плотности грунта. Возможно это выход каменного монолита или грунтовых вод.

                           Окрестности села городища, устье речки Сартамак,  река Зай

 

За границей восточного вала проходит неогороженная часть мыса. На ее поверхности большое количество неглубоких ям неровной формы. Границы ям нечеткие, оплывшие. Происхождение ям и их возраст неизвестены. Возможно, это разработки камня. В 5 км к северо-востоку, на коренном берегу Зая, добывался известняк. Залежь его представляет собой плиту толщиной 50 см., кое-где толще, находящуюся под землей на глубине 1-1,5 метра. Известны надгробные плиты из такого камня, датируемые 13 — 14 веками. Ближайший такой памятник — Клятлинское надгробье, около д. Клятли, в 7 — 9 км. от городища.
Вдоль восточного склона мыса, на котором стоит городище, проходит взвоз, старая дорога, сейчас не используемая. Она по террасам спускается к Заю. Верхние террасы широкие, кое-где на них видны водоемы с талой водой. Возможно, есть и родники. От дороги остались длинные и широкие поляны.

                                                  РЕКА ЗАЙ - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР                                                                    


БУЛГАРЫ И УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА В НИЖНЕЙ КАМЕ
Археологические данные о существовании на Каме поздних угорских кочевников подтвер-ждаются и письменными источниками. Так, незадолго до монгольского нашествия в Прикамье сумел пробраться венгерский монах Юлиан. Он искал встречи с соплеменниками - уграми-протовенграми, которые, по слухам, продолжали проживать по берегам Волги и Камы.
    После долгих мытарств и многих приключений Юлиан на берегах "большой реки Этиль" все же встретил угорских кочевников, у которых язык был "совершенно венгерский", "и они его по-нимали, и он их". Хотя кочевники имели дома и селения, все же они "землю не возделывают, едят мясо конское..., пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма от-важны в войнах". Основываясь на ряде доказательств, Е.П. Казаков пришел к выводу, что встреча Юлиана с соплеменниками произошла на левом берегу Камы, где-то между современ-ными Набережными Челнами и Нижнекамском. 5) Об уграх, а также о населенной ими стране "Великая Венгрия" или "Паскарт" (Баскарт), находившейся к востоку от Волжской Булгарии, писали и другие путешественники - Рашид-ад-дин, Гильом де Рубрук и др.
    В дальнейшем часть древних венгров погибла во время монгольского нашествия, а другая - приняла ислам и постепенно растворилась в среде соседних народов, прежде всего татар и баш-кир. По крайней мере, угорское влияние на территории распространения чиялинской культуры долго еще ощущалось и в топонимике, и в одежде, обрядах, особенностях захоронения, наличии характерной угорской керамики и т.д.
    Не позднее середины VIII века из Нижнего Поволжья и северо-восточного Предкавказья в бассейн Волги и Камы проникают и начинают расселяться булгарские племена. Наступил бул-гарский период, который ознаменовался многими примечательными событиями в истории наро-дов Поволжья и Прикамья.
    Изыскания археологов привели к выводу, что в домонгольский период река Шешма являлась восточной границей центральной территории Волжской Булгарии. 6) Об этом свидетельствует, в частности, расположение по правобережью Шешмы целого ряда укрепленных булгарских горо-дищ - Новошминские II и III, Утяшкинское, Елантовское, Ошинское. Они характеризуются как остатки системы военно-стратегический форпостов по охране пограничного правобережья Шешмы. Археологические разведки 1965 г. показали, что даже по реке Зай, протекающей па-раллельно ей несколько восточнее, булгарские памятники домонгольского периода отсутствуют, за исключением Краснокадкинского городища в нижнем течении реки.
    
В то же время, хотя и редко, памятники домонгольской Булгарии встречаются и в районах восточнее Шешмы. Одним из них являлось Елабужское Чертово городище. Как считает археолог К.И.Корепанов, эта каменная крепость была построена в X веке. Ее функции определялись в качестве оборонительного и наблюдательного пункта, контролировавшего соблюдение торговых и военных интересов Булгарского государства на Нижней Каме. Вообще же памятники домонгольской Булгарии в регионе Восточного Закамья встречаются очень редко и представляют со-бой небольшие селища-фактории (Семиостовское, Татаро-Ямалинское - Актанышского района и др.).
                                             КРУТОЙ БЕРЕГ РЕКИ ЗАЙ

К рубежу XII-XIII вв. в подчинение Волжской Булгарии постепенно входят обширные земли левобережья Камы, вплоть до нижнего течения р. Белой. Икские башкиры попадают в опреде-ленную зависимость от своих западных соседей. Одновременно происходит этническое взаимо-действие булгарского и западно-башкирского населения.
    
Нашествие монголов в 1236 г, захват и разрушение крупнейших городов вынудило жителей Волжско-Камской Булгарии бежать на север и на восток, за реку Шешму. Плотность булгарских поселений в Восточном Закамье в золотоордынский период значительно возросла, и они отмече-ны здесь в окрестностях д. Малые Ерыклы, д. Малые Аты, с. Большие Аты, д. Средние Челны, д. Клятли (Нижнекамский район), с. Орловка, пос. Кзыл-Тау, д. Самоскаково (Тукаевский рай-он) и т.д. Целый ряд булгарских поселений появляется на реке Ик.
    Эти селища имели небольшие размеры и содержали относительно небогатый археологический материал, представленный, главным образом, керамикой. Орловское булгарское селище, например, было открыто археологами в 1958 г. На месте его были собраны обломки булгарской посуды, датированные XIII-XIV вв. Она представляла собой лепную круглодонную керамику с примесью раковин в тесте, украшенную веревочно-гребенчатым орнаментом.

    

 _______________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Памятники археологии Татарстана.

http://www.zamky.com.ua/

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995

Список выявленных объектов культурного наследия

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 599 от 23.07.1997

Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 614-од от 09.06.2018

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 39 от 28.01.1993

Постановление Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.10.1981

 

ВложениеРазмер
90334355 (1).jpg427.59 КБ
90334355 (2).jpg263.62 КБ