Музей Бориса Пастернака

 "Мил моему сердцу Чистополь. 
И зимы в нём, и жители, и дома..."
Борис Пастернак
 

ПРО ГОРОД ЧИСТОПОЛЬ - ТУТ!
 
Грядущее на все изменит взгляд,
И странностям, на выдумки похожим,
Оглядываясь издали назад,
Когда-нибудь поверить мы не сможем.
 
Когда кривляться станет ни к чему
И даже правда будет позабыта,
Я подойду к могильному холму
И голос подниму в ее защиту.
 
И я припомню страшную войну,
Народу возвратившую оружье,
И старое перебирать начну,
И городок на Каме обнаружу.
 
Я с палубы увижу огоньки,
И даль в снегу, и отмели под сплавом,
И домики на берегу реки,
Задумавшейся перед рекоставом.
 
И в тот же вечер разыщу семью
Под каланчою в каменном подвале,
И на зиму свой труд обосную
В той комнате, где Вы потом бывали.
 
Когда же безутешно на дворе
И дни всего короче и печальней,
На общем выступленьи в ноябре
Ошанин познакомит нас в читальне...
 
1942 Борис Пастернак.

В год столетия со дня рождения выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака в доме № 81 по улице Ленина (бывшей Володарского) открылся его мемориальный музей. Экспозиция музея развернута в доме, в котором жил поэт в годы эвакуации в Чистополе. В городе этот небольшой особнячок значится как памятник истории и архитектуры конца XIX — начала XX веков. В этом скромном, в три окна, двухэтажном доме во время войны жила семья Вавиловых, которая занимала на втором этаже большую комнату, а в маленькой квартировал Пастернак.    
  
Дом довольно хорошо сохранился, почти ничего не изменилось в его внешнем и внутреннем облике с тех далеких военных лет. Напротив дома до сих пор растут старые липы. Их видел и Пастернак. Посередине улицы — она как бульвар — широкая аллея старых деревьев, настоящий парк. В нем любил гулять Борис Леонидович. И лесопарк, и тополь, .которыми любовался из окна своей комнаты поэт, — все это создает определенный настрой для эмоционального восприятия. Пастернак словно незримо присутствует и здесь, в маленьком дворике у дома.
По крутой деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж и попадаем в комнату, где развернута литературная экспозиция «Чистопольские страницы». Она повествует о чистопольском периоде жизни Бориса Пастернака, о его творческих и дружеских контактах с эвакуированными писателями. Здесь представлены рукописи, письма, фотографии, книги Пастернака и его окружения, афиши литературно-музыкальных вечеров в Доме учителя. Образное решение экспозиции музея — через черно-белую графику, которая символизирует нравственный выбор Поэта между Добром и Злом.


Идейный замысел экспозиции — показать гуманизм и высокую духовность творчества Пастернака, неординарность его личности, его неразрывную слитность с миром природы, благоговение перед действительностью, какова она есть, — раскрывается легкими «штрихами», неяркими красками, аскетично, в сдержанных тонах. Это наиболее соответствует «духу» Пастернака, которому чужды всякая помпезность и красивость.
С особым волнением экскурсанты входят в мемориальную комнату поэта. Создатели экспозиции стремились детально воспроизвести ее интерьер, добиться полной достоверности. Особое внимание посетителей привлекают вещи, имеющие мемориальное значение: кровать, рабочий стол Бориса Леонидовича, стулья, в углу кушетка и книжный шкаф, картина на стене «Дети, бегущие от дождя». На столе — личные вещи: чернильница и подстаканник. Все это окружало поэта в те суровые дни. В этой маленькой комнате представлены и типологические предметы эпохи: керосиновая лампа, черная тарелка репродуктора. Здесь во всем ощущается присутствие поэта. Кажется, он только что ненадолго вышел отсюда и вот-вот вернется.
  
Где находится, как доехать:
Почтовый адрес: 
422980, Чистополь, ул. Ленина, д.81
Телефон (84342) 5-42-65
e-mail: gorodnakame2012@mail.ru

 

                                                           рисунки и наброски Бориса Пастернака                                        

Период пребывания в городе на Каме известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 года Бориса Леонидовича Пастернака представляет особый интерес. Б. Пастернак приехал в Чистополь 18 октября 1941 года в числе последней группы эвакуированных писателей. К этому времени его семья — жена Зинаида Николаевна с детьми, уже находилась в Чистополе в интернате Литфонда. Борис Леонидович сумел снять небольшую комнату в доме Вавиловых, расположенном по адресу ул. Володарского, 75. Комната соседствовала с хозяйской кухней, окна её выходили на улицу Володарского и городской сад.
 
Именно в этом доме, сохранившимся почти без изменений со времен Великой Отечественной войны, в 1990 году был открыт Мемориальный музей Бориса Пастернака. Первоначально музей состоял из двух мемориальных комнат и тематической экспозиции «Чистопольские страницы», посвященной пребыванию деятелей литературы и искусства в Чистополе в годы войны.

Воссоздание обстановки мемориальных комнат происходило на основе воспоминаний людей, бывавших в гостях у Бориса Пастернака, и хозяев квартиры. Кроме того, внутреннее убранство дома было подробно описано в книгах и воспоминаниях Александра Гладкова. Предметы, находившиеся в комнате писателя, сохранились на момент создания музея, они представлены в экспозиции и имеют мемориальное значение.

                                                       кровать и личные вещи Пастернака                                                


 
Открытие Мемориального музея положительно повлияло на развитие культуры города и региона, позволило привлечь в музей новые категории посетителей и открыло возможность популяризировать творчество Бориса Пастернака и других писателей, находившихся в эвакуации в Чистополе в годы Великой Отечественной войны. Долгое время музей вынужден был соседствовать с жилыми помещениями нескольких чистопольских семей, и довольствовался малыми площадями: музей занимал две двухкомнатные квартиры общей площадью 111 кв. метров. Экспозиционная часть была крайне мала и не отвечала нормам музея и требованиям современного посетителя.
 
В 2010 году в связи с отселением жильцов дома всё здание было передано музею. В 2012 году были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, после чего Мемориальный музей Б. Пастернака получил новые экспозиционные площади, зал для проведения мероприятий и временных выставок, кабинеты сотрудников и современное оборудованное фондохранилище.

В музее сохранена обстановка мемориальных комнат. В 2015 году, когда исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака, в Мемориальном музее создана новая экспозиция, рассказывающая не только о чистопольском периоде, но и в целом о жизни и творчестве Бориса Леонидовича. Экспозиция расположилась в 6 залах (2 из которых – мемориальные комната и кухня). В музее представлена семья, в которой воспитывался будущий Нобелевский лауреат, годы его юности и учебы, взаимоотношения с властью, коллегами. В новой экспозиции преподносится и история создания романа «Доктор Живаго», изменившего судьбу Бориса Пастернака.

В музее представлены документальные источники: фотографии, письма, страницы воспоминаний, дневниковые записи. Особую ценность представляют мемориальные предметы и прижизненные издания произведений Бориса Пастернака.

Мемориальный музей Б. Пастернака является структурным подразделением ГБУК РТ «Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник».
 
 


«Борис Пастернак»
Быков Дмитрий Львович
Чистополь
В Чистополе Пастернак жил на Володарского, 75 – в центре городка, напротив городского сада, в плохо побеленной комнате, где по стенам шел красно-черный орнамент из ласточек, сидящих на проводах.

Пятеро писателей образовали тогда в Чистополе тесный дружеский кружок: Асеев, с которым Пастернак помирился после нескольких лет отчуждения, Леонов, пять предвоенных лет не публиковавший ничего серьезного, Федин, начавший в эвакуации мемуарную книгу «Горький среди нас» (во временах серапионовской молодости он искал теперь вдохновения и опоры) – и Тренев, старый драматург и прозаик, давно уже замолчавший, но в дружеских разговорах вдруг помолодевший и раскрепостившийся. Настоящим литературным открытием 1942 года была для Пастернака и его товарищей Мария Петровых – доселе он знал ее лишь как талантливую переводчицу (и как платоническую возлюбленную Мандельштама – об этой его безответной влюбленности 1934 года много говорили в Москве). В Чистополе выяснилось, что она автор прекрасных лирических стихов, простых, непритязательных, но более сдержанных, чем цветаевские, и более непосредственных, чем ахматовские.

В тридцатиградусный мороз Пастернак и бывший боксер Павел Шубин (он впоследствии добился отправки на фронт) разгружали дрова на Каме – их подвозили на огромных баржах; Пастернак не только не жаловался, а выглядел совершенно счастливым. «Здесь мы ближе к коренным устоям жизни. Во время войны все должны жить так, особенно художники». Это он повторял постоянно, и эта его установка на худшее, на последнюю честность, на то, чего нельзя отнять, – была бесконечно привлекательна для большинства (меньшинство, «умевшее устраиваться», искренне считало себя привилегированным классом).

Народ – и Пастернак как чуткий его представитель – ощутил себя свободным, брошенным; страшный глаз отвратился от него, – по слову Набокова, палач «отбежал, думая уже только о собственном спасении». Вот почему жизнь в Чистополе была благотворна и творчески, и психологически: «Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц, и мил моему сердцу Чистополь, и зимы в нем, и жители, и дома, как я увидел их зимой 1941 года, когда приехал к эвакуированной семье». Это его собственные слова, записанные Гладковым.

Александр Гладков был постоянным собеседником Пастернака и спутником его в долгих прогулках вдоль Камы. К личности этой стоит присмотреться: в истории литературы он остался главным образом благодаря пьесе «Давным-давно» – и, конечно, запискам о встречах с Мейерхольдом и Пастернаком. Он был моложе Бориса Леонидовича на двадцать два года и, естественно, благоговел. «Давным-давно» – героическая комедия в стихах о Надежде Дуровой – обрела долгую сценическую жизнь на сцене Театра Армии, стала основой балета Тихона Хренникова и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Гладков полагал, что Пастернак демонстрирует образцово-добросовестный подход к литературной работе – способность увлечься поденщиной. Но «Ромео и Джульетта» не были поденщиной – это был прорыв к душевному здоровью; Шекспир вылечил Пастернака, оказавшись единственно созвучным эпохе великой крови, темных интриг и бессудных расправ, а потом – не менее созвучным новой простоте и свободе, которую принесла война.

Конечно, Гладков в своих записках прав – ничего особенно идиллического в Чистополе не было, и Пастернак порой срывался. Описан характерный эпизод – на общей кухне, где постоянно шипели примусы, не умолкал патефон. Есть люди – преимущественно низкого развития, – которые особенно болезненно переживают тревогу именно потому, что не умеют от нее отвлечься: у людей культуры для этого целый арсенал – воспоминания, цитаты, мечты, сочинительство или на худой конец поденщина; сознание обывателя праздно кружится в панике, нуждаясь в постоянных внешних отвлечениях. Сильно нервничая, такие люди либо беспрерывно едят, либо нуждаются в бубнящем рядом звуке: телевизор еще не существовал, радиотарелка была не во всех чистопольских домах, и на кухне день и ночь крутили патефон. Пластинки были модные – танго, Утесов – и народные (то есть псевдонародные, конечно: хор Пятницкого). Пастернак терпел-терпел и не выдержал – вышел на кухню и, как всегда, сложно и путано попросил хоть временно остановить музыку, она мешает ему работать… Хозяева буркнули: «Подумаешь!» – и убавили звук. Пастернак долго потом корил себя: «По какому праву я, собственно… Эти люди не виноваты, что их не научили любить хорошую музыку!» Под этот патефон были переведены «Ромео и Джульетта» и «Антоний и Клеопатра»; хорошо бы об этом помнить, когда их читаешь или смотришь. Между тем раскаяние Пастернака из-за патефона было таково, что в тот же вечер, 23 февраля, на торжественном концерте в честь Дня Красной армии, Пастернак отказался читать стихи: «После того что было утром, я не имею морального права…» Можно ли представить себе кающуюся в такой ситуации Цветаеву – ее, которая взрывалась, даже если соседи в Болшеве ставили соль не на ту полку!
  
 


Писательская колония.
 
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг широкой известностью в городе пользовались литературные среды и тематические вечера, организуемые членами правления Союза Писателей. Константин Александрович Федин стал инициатором и организатором этих встреч. За два года пребывания писателей в Чистополе литературных вечеров было проведено много. 
Борис Леонидович прибыл в Чистополь 18 октября 1941 года и прожил в этом городе до 25 июня 1943 года. 
Про чистопольский период Борис Леонидович писал: «Жил я разнообразно, но, в общем, прожил счастливо. Счастливо в том отношении, что, насколько возможно, я старался не сгибаться перед бытовыми неожиданностями и переменами и прозимовал в привычном труде, бодрости и чистоте. Меня в этом отношении ничто не останавливало. Три дня я выгружал дрова из баржи, и сейчас сам не понимаю, как я поднимал и переносил на скользкий берег эти огромные бревна. Надо было, я чистил нужники. Никогда это не омрачало мне дня, никогда не затмевало мне утраченного с радостной надеждой: сегодня надо будет сделать то-то и то-то…»
 
"Чистопольский старик Шекспир" - так в шутку называл себя Борис Леонидович в письмах из Чистополя к друзьям.
*По воспоминаниям сына Евгения Борисовича, отец привез с собой в Чистополь два договора на переводы - «Ромео и Джульетты» и сборника польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого. По приезду он сразу приступил к Шекспиру. Конец работы был ознаменован публичным чтением трагедии в Доме учителя. Вечер должен был состояться 11 февраля, но из-за дня памяти Пушкина был перенесен на 26 февраля. 
«Сегодня в зале Дома учителя Борис Леонидович читает свой перевод «Ромео и Джульетты» - строки из книги Александра Гладкова «Встречи с Пастернаком». - Билеты платные: по 4 и 5 рублей. Сбор идет на подарки солдатам Красной Армии. Под вечер в городе авария электростанции, и свету нет. Пастернак читает, освещаемый двумя керосиновыми лампочками.Зал почти полон. Тут вся писательская колония и много местной интеллигенции. Борис Леонидович в черном костюме и пестром вязаном галстуке. На ногах белые валенки..." 
Пастернак писал: «Мне странно, что многие живущие здесь писатели ноют и жалуются и не могут оценить тех благ, которые им дала эвакуация в отношении приобретения внутренней независимости. Я уверен, что я буду навсегда благодарен Чистополю за одно это… Я до безумия неизобразимо счастлив открытою, широкою свободой отношений с жизнью».

«Мы все здесь значительно ближе к истине, чем в Москве... сняли маски и помолодели, а в физическом страшно отощали, и некоторые, как например, Федин, прямо пугают своей болезненной худобой…" 
22 марта 1942 года.
(Из письма Б.Пастернака А.Пастернаку)
 


В Чистополе проживали два земских врача: Дмитрий Дмитриевич Авдеев и Самуил Зиновьевич Самойлов. У Авдеева и Самойлова были просторные квартиры. К ним приезжали из далёких деревень лечиться. Здесь собирались писатели, поэты, актёры. Сыновья Дмитрия Дмитриевича - Арсений Дмитриевич - театровед, режиссёр, кандидат исторических наук (1901 - 1966) и Валерий Дмитриевич - художник, профессор, доктор биологических наук (1908 - 1981)
Борис Леонидович написал цикл стихотворений в альбом В.Д. Авдееву в память о Чистополе.

«Я в большом долгу перед Чистополем… Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц. И мил моему сердцу Чистополь, и зимы в нем, и жители, и дома, как я их увидел зимой 1941 года, когда приехал к эвакуированной семье… Я имею в виду именно связи безымянные, встречи с незнакомыми на улице, общий вид города, деревянную резьбу на окнах и на воротах. Все это мне нравилось, все это меня душевно питало».
26 февраля 1951 года.
(Из письма Б.Пастернака чистопольским школьникам)
 
Когда в своих воспоминаньях
Я к Чистополю подойду,
Я вспомню городок в геранях
И домик с лодками в саду.
 
Я вспомню отмели под сплавом,
И огоньки, и каланчу
И осенью пред рекоставом
Перенестись к Вам захочу.
 
Каким тогда я буду старым!
Как мне покажется далек
Ваш дом, нас обдававший жаром,
Как разожженный камелек.
 
Я вспомню длинный стол и залу,
Где в мягких креслах у конца
Таланты братьев завершала
Усмешка умного отца.
 
И дни Авдеевских салонов,
Где, лучшие среди живых,
Читали Федин и Леонов,
Тренев, Асеев, Петровых.
 
Забудьте наши перегибы,
И, чтоб полней загладить грех,
Мое живейшее спасибо
За весь тот год, за нас за всех.
 
июль 1942 год
  
 


БИОГРАФИЯ ПАСТЕРНАКА
Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.
В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета. В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.
Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.
Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.
Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».
Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.
В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.
В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.
В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.


Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию.
На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.
Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.
Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).
Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.
В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.
Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.
  


Хронологическая таблица
1890 год, 29 января (10 февраля) – Родился в Москве Б. Пастернак. Отец — художник Леонид Осипович Пастернак, мать — пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.
1901, август – Поступил во второй класс московской пятой гимназии.
1908, май – Окончание гимназии с золотой медалью.
1908, август – Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.
1909, май – Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.
1910, февраль – Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование.
1911, 10 января – Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”.
1912, май-август – Поездка в Германию;
учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете
Марбургского университета;
двухнедельное пребывание в Италии.
1913, апрель – Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”;
заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета.
1913, декабрь – Работа над сборником стихов “Близнец в тучах”.
1914 – Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” — “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака;
происходит первая встреча с В. Маяковским.
1916 – Выход книги стихов “Поверх барьеров”.
1917 – Революция в России;
Б. Пастернак работает над книгой “Сестра — моя жизнь”.
1917-1918 – Работа над повестью “Детство Люверс”.
1921 – Отъезд родителей в Берлин.
1922 – Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье;
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.
1922, январь – Выходит книга стихов “Сестра — моя жизнь”.
1922-1923 – Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина.
1923, январь – Выходит книга стихов “Темы и вариации”.
1924 – В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.
1925-1930 – Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”).
1925-1926 – Пишет поэму “Девятьсот пятый год” – эпос, “ внушенный временем ”.
1926-1927 – Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”;
порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.
1931 – Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р.М. Рильке;
женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз;
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.
1932 – Новая любовь – новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”.
1936 – Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.
1937 – Самоубийство Паоло Яшвили;
арест и расстрел по приговору “тройки” НКВД Тициана Табидзе.
1940 – Выход сборника “Избранные переводы” из западноевропейской поэзии;
первые стихи из цикла “Переделкино”.
1941 – Переводит и публикует “Гамлета”;
начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”.
1941, июль-август – Эвакуация семьи в Чистополь;
первые “военные” стихи.
1943 – В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт.
1945 – Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.
1945-1955 – Работа над романом “Доктор Живаго”.
1946, октябрь – Знакомится с Ольгой Всеволодовной Ивинской.
1946, осень – Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи. 
1952, 20 октября – Инфаркт миокарда; Боткинская больница.
1953 – Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете.
1954 – Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.
1956 – Передает рукопись романа “Доктор Живаго” в редакции журналов “Новый мир” и “Знамя”, почти одновременно с этим рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли;
пишет автобиографический очерк “Люди и положения”, начат последний цикл стихотворений “Когда разгуляется”.
1957 – Рассыпан набор книги избранных стихотворений, готовившейся в Гослитиздате;
Пастернака вызывают в ЦК КПСС с требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки мира.
1958, 23 октября – Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман “Доктор Живаго”;
в “Литературной газете” печатается письмо редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком “Провокационная вылазка международной реакции”;
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.
1959 – В английской газете публикуется стихотворение “Нобелевская премия”, после чего Б.Л.Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.
1960, 10 февраля – Семидесятилетие писателя;
он начинает работу над пьесой “Слепая красавица”.
1960, 30 мая – Б. Л. Пастернак умер на своей даче в Переделкино.
   

                                             памятник Пастернаку в Чистополе                                                               


Интересные факты

Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
В жизни писателя много удивительных фактов биографии. Когда Борису исполнилось восемь, с ним произошёл несчастный случай – он упал с лошади. Метр вправо, метр влево, и всё могло закончиться трагически. Но ему повезло: пострадала только нога, которая срослась с укорочением. О военной службе не могло быть и речи.
Пастернак не раз повторял, что всем в жизни он обязан родителям: отцу – выдающемуся художнику, и матери – превосходной пианистке. Но взгляды на воспитание подрастающего сына у родителей были разные. Глава семейства наставал на скорой самостоятельности, а мать, наоборот, баловала и поощряла увлечения сына. Так, в 1911 году она передала сыну 200 рублей – сумму на то время немыслимую. На эти с трудом сэкономленные деньги Пастернак год учился в Марбургском университете, изучая философию.
Пресловутая графа номер пять в анкете (еврей) для Пастернака закрывала двери во многие учебные заведения. Нельзя сказать, что будущий поэт не боялся или ему было всё равно на то, как сложится его судьба. Он переживал и думал над предложением философа Германа Когена остаться в Германии, продолжить обучение с перспективой работы преподавателем в университете. Но его уже манила и звала писательская стезя.
После возвращения из Марбурга Пастернак поступил на службу домашнего учителя в семью богатого коммерсанта Морица Филиппа. Поместье, в котором два года жил и работал начинающий поэт, было до основания разрушено во время революции. Вместе с ним в небытие ушли и ранние произведения Пастернака.
Особую роль в судьбе писателя сыграла Марина Цветаева. Их объединяло многое: оба вышли из интеллигентных профессорских семей, оба получили хорошее образование и страстно любили поэзию. Долгое время они вращались в одной среде, но всегда им что-то мешало заговорить друг с другом. Образовавшийся барьер между ними был сломлен после эмиграции Цветаевой в Берлин, когда между ними завязалась долгая и трогательная переписка. Это был настоящий роман в письмах.
Борис Пастернак и Марина Цветаева увиделись спустя много лет в Москве. Поэтессе всегда была в немилости у Советской власти и испытывала крайнюю нужду. Пастернак никогда не отказывал в помощи: снабжал Марину и её семью деньгами и продуктами. Помог он собраться и в эвакуацию во время Отечественной войны. Для упаковки вещей он взял верёвку, и, смеясь, уверял подругу в её неимоверной прочности, мол, она всё выдержит, хоть вешайся. Через некоторое время пришла весть о самоубийстве Цветаевой в Елабуге: она повесилась именно на этой веревке.
Пастернак всю жизнь мечтал написать настоящий роман. Каждый раз после той или иной повести он говорил, что вот этому небольшому отрезку, кусочку предстоит большая судьба – он обязательно разовьется в нечто масштабное. И он его создал. Если говорить кратко, то работа над романом «Доктор Живаго» заняла десять долгих лет. Он долгое время был запрещен на родине писателя. Впервые был опубликован в Италии, и получил Нобелевскую премию.

  
_________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://chisto-muzei.ru/memorialnyj-muzej-b-pasternaka/
Город Чистополь
«Борис Пастернак» Быков Дмитрий Львович
Российское географическое общество.
 

 

ВложениеРазмер
P1170059.jpg115.61 КБ
P1170063.jpg160.01 КБ
P1170066.jpg76 КБ
P1170068.jpg124.63 КБ
P1170070.jpg70.58 КБ
P1170074.jpg119.53 КБ
P1170076.jpg57.23 КБ
P1170078.jpg384.03 КБ

Комментарии

Пастернака не читал, но

Пастернака не читал, но мнение имею (с)

Хорошая статья - когда читаешь наших светочей - пугаешься того что у них в голове.

В школе крайне удивляло то, что давали читать его стихи - например "Свеча горела". Борьба с кровавым режимом это здорово, но когда втихую занимаются тем, что идет по статье "расстление малолетних" - не очень.

Ну и надо добавить, что известен светоч благодаря нашим заклятым друзьям из ЦРУ. Именно они пропихивали его во все дыры и именно они пропихнули ему Нобелевскую премию за тягомотный и скучный роман доктор Живаго. 

Ну кому интересно - пожалуйста ссылка на первоисточник - https://www.cia.gov/library/readingroom/collection/doctor-zhivago

(хотя конечно они просто завидуют и хотят примазаться к чужой славе)

В довесок

В восьмидесятых годах прошлого века можно спросить в любом советском классе - кто читал и прочитал целиком любую книгу Жуль Верна или Стругатских и прочитал книгу целиком? Будет лес рук.

 

А можно было спросить кто читал и прочитал целиком хотя бы одну книгу Солженицина, Пастернака, Набокова? Дай бог, чтобы один из класса осилил. Обычно никого.

Все книги были в открытом доступе.

Все книги были в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ школьной программе. Читать это не хотел никто. Вот такие мегапопулярные авторы.

 

P.S. Кто не верит может прийти в школу сейчас и повторить вопрос про Солженицина, Пастернака или Набокова - ситуация не изменилась - мегапопулярные авторов все так же никто не читает. Кровавый режим пал, а авторы все так же непопулярны.

тогда хорошо...

тогда хорошо, что ты с нами на экскурсию не поехал!

Нам в музее Пастернака гид такие байки рассказывала, 

особенно про отношения Сталина и Пастернака!

Тебя бы там точно прорвало на полную!

Оказывается, что по многим вопросам литературы (и литераторов) Сталин консультировался у Бориса Пастернака, а также Пастернак защищал  многих писателей и поэтов от "кровавого диктатора",

Ну и изюминка - рассказ про "легендарный" стих Осипа Мандельштама - 

как Пастернак поставил на место скромного руководителя СССР...

это годится для отдельной байки и как нибудь её напишу... есть свой прикол.

Лучше бы конечно эту байку записать на камеру!

Дзен слабый - тренировать еще

Дзен слабый - тренировать еще и тренировать.

А байку давай - интересно же