Мишари

мишари
Мишари́ (устар. мещеряки, тат. мишәр, mişər) — субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском диалекте татарского языка.
Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере.
Существует несколько версий о происхождении (описанных ниже).

В XIX веке доминировала версия о подвергшемся тюркизации древнем финно-угорском племени мещёра; среди самих мишарей часто бытует мнение о происхождении из Золотой Орды.

Единого мнения в науке в настоящее время нет.
Также дискуссионным является вопрос о происхождении названия.

Помимо версии об искажённом слове «мещёра» распространена гипотеза о связи термина с названием племенного союза «можары/маджары» (известными также как «мадьяры», по ушедшей на Дунай его части).

 

                                   татары - мишари, фольклорная группа

 

История мишар

Предки мишарей в дозолотоордынский период жили по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда).
В XI веке под давлением поздних кочевников (см. половцы), переселились и в более северные земли (бассейн Суры, междуречье Цны и Мокши).
В период Золотой Орды образовались Мещерский юрт, Улус Мохши, Увек и др.
В это же время складывается татарская этническая общность.

Примерные границы некоторых татарско-мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках
После распада Улуса Джучи, на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств (Темниковское княжество, Наровчатское княжество, Кадом, Сарыклыч и др.), которые не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века начали переходить в русское подданство. (Среди которых и Касимовское ханство, в котором проживали касимовские татары — близкий к казанским татарам субэтнос).
В документах XIV—XV веков, мишари называются «мещеряками», а в более поздних XVI—XVII веков — под общим названием «татары». Расселение мишарей после включения этой территории в состав Московского государства связано с обустройством засечных линий:
В 1578 году была основана засечная линия вдоль реки Алатырь, на ней же организована сторожевая служба Алатырь-Арзамас-Темников. Вдоль линии, правительство начинает раздавать поместья мишарям. Но в настоящее время на территории быв. Арзамасского уезда татаро-мишарских поселений почти нет, причиной чему стала усилившаяся в XVIII веке христианизация, когда мишари бросив поместья стали переселяться на восток(в частности в Алатырский уезд).
В начале XVII века при строительстве Карсунской засеки, мишари получили земли в Симбирской Губернии.
В середине XVII века происходит расселение мишарей в южном направлении. Так мишари заселили побережья рек Верхний Ломов, Нижний Ломов и Инсар.
К юго-востоку от засечных черт располагалось «Дикое Поле», для контроля над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и заселен мишарями. Позже, земли вдоль р. Сура были переданы мишарям.
В 1680-х годах правительство раздает земли Саратовского края на поместном праве мишарям. Наиболее ранними являются селения на реке Уза (Искеево, Усть-Уза и др.). Раздача земель в этом крае продолжается вплоть до конца XVIII века.
1652—1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Ново-Шешминск — Кичуевский острог — Заинск — Мензелинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск — Красноярская — Сергиевск — Кондурчинская — Черемшанская — Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV—XV вв. малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.
Заселение Приуралья посходило с начала XVI века. Было связано как с вольной колонизацией, так и с переводом некоторой части служилых татар.
В начале XVIII веке мишари получают поместья по реке Терешка.
Однако расселение мишарей так же связано в вольной колонизацией земель, после присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству. Таким образом были заселены южное междуречье Волги и Суры, а также Саратовский Край. Интенсивно шло переселение на восток.
В XVI—XVII веках Дикое Поле было населено татарами-мишарями и засечные линии строились исходя из уже существующих селений (прим. селения Лаки, Лауш, Чиуш и др.), местное население вводилось в состав служилого сословия.
В конце XVI века правительство переселяет часть мишарей на территорию Башкирии. Миграция на Урал с волжского правобережья активно продолжалась до середины XVIII века.
В 1798—1865 годах мишари Приуралья состояли в иррегулярном Башкиро-мещерякском войске. В отличие от других татар региона они обладали правом купли башкирских земель, не платили ясак, и находились в военно-казачьем сословии наряду с казачеством и башкирами (а в 1855—1865 и другой этносословной группой южноуральских татар — тептярями). В частности они несли пограничную службу вдоль реки Яик (Урал).
Особый сословный статус способствует некоторой этнической изоляции мишарей Приуралья от прочих групп татарского и башкирского населения: в документах даже встречается самоназвание «мы мещерякский народ».

                                                            Мишари                                                                                   
Мещеряки
Мещеряки составляют особое татарское колено, которое заключает в себе около двух тысяч семей, из которых четыреста пятьдесят шесть в исетской провинции между башкирцами, а прочие в уфской провинции от части между уфскими татарами, а от части между башкирцами живут, следовательно все в Башкирии, и по тому в Оренбургской губернии.
В четвёртом надесять [четырнадцатом] столетии, да может быть ещё и ближе к нашим временам, жили они на нижней Оке между мордвою или муронами и черемисами. А как перешли они в Башкирию, то принуждены были башкирцам, как помещикам, платить с каждой семьи по 25 копеек поземельных денег. Во время башкирского бунту в 1735 году и после доказали мещеряки правительству свою верность и преданность; по чему оное и освободило их от платежа башкирцам поземельных денег, и в место всякой подати повелело исправлять им козацкую службу.
С виду походят нарочито на уфимских татар.
— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов…» Часть вторая. О народах татарского племени. - СПб, 1776. - Пер. с немецкого.
И. Ф. Бларамберг составил интересное описание о уральских мещеряках:
«Ни причины, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны, мы знаем лишь, что в XIV веке и даже ещё позднее они жили в нижнем течении Оки рядом с мордвой и чувашами. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеяны группами во всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана и Екатеринбурга. По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям и особенностям характера ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Их образ жизни также схож с башкирским, но, так как мещеряки гораздо раньше башкир оставили кочевой образ жизни, они зажиточнее и больше занимаются земледелием. В быту они чище, их жилища удобнее, и они лучше заботятся о скоте. В 1848 году их насчитывалось 43 683 мужчины и 41 375 женщин — всего 85 058 душ».

                         Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.

После перевода мишарей из военного сословия в гражданское намечается сближение их самосознания с бывшими ясачными татарами, которые теперь находились, наравне с мишарями, в сословии государственных крестьян.
В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь — особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 года около 200 тысяч человек ещё отнесли себя к самостоятельной «народности» — к «мишарям». Устойчивость этнонима «мишари» была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в том числе и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье. Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, чокающие мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX веке многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним «мишәр» в основном сохраняется лишь как самоназвание второго уровня.
В настоящее время не существует серьёзных исследований, ставящих перед собой цель выделить мишарей прежде всего как самостоятельную нацию. Можно заметить, что такие исследования проводились во времена дореволюционной России. В связи с этим, показательной является статья А. С. Гациского «Нижегородские татары — татары ли?», датированная 1886 годом.
В Энциклопедическом Словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона припущенников татар, тептерей и др. селившихся у башкир называли новобашкирами.

Теории происхождения мишарских татар

Единого мнения по происхождению этноса мишарей нет.

Буртасская теория
На протяжении с ХIII—XVIII веков в русских летописях и грамотах, наряду с этнонимом мишар (можар, мочар), в отношении мишарей параллельно употребляется этноним буртас.
Впервые буртасская теория была выдвинута Ф. Ф. Чекалиным в XIX веке, который связывает «буртасов» и «мещеру» русских летописей ХVI века. Данную гипотезу поддержал Б. А. Васильев, доказывая, что этноним «буртас» вплоть до ХVI века употреблялся как параллель этнонима «мишар».
В. К. Магницкий считал, что предками мишарей являются буртасы и маджары. Такого же мнения придерживались А. Ф. Можаровский и В. В. Радлов.
Булгаро-буртасскую концепцию происхождения мишарей развивают в своих трудах А. Х. Халиков, Р. Г. Фахрутдинов и др.
А. Х. Халиков считает, что предками татар-мишарей являются булгаризированные буртасы. Обособление татар-мишарей и их консолидация произошли с образованием Наровчатского улуса. Они перестали именоваться булгарами и буртасами. В конце XIV века появляется новое имя — маджар, мещера или мишари.
Мещёрская теория
Дореволюционные исследователи полагали мишарей отатаренным племенем мещера, жившем в 1-м тысячелетии н. э. в бассейне реки Ока и говорившем, как принято считать, на языке финно-угорской группы. (В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Радлов), эту гипотезу развивали в советское время С. П. Толстов (мадьяро-венгерская гипотеза), Б. А. Куфтин, Т. А. Трофимова, Т. И. Алексеева, Б. А. Васильев и др. Так С. П. Толстов, в частности, категорично заявлял, что «в лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, — другая же часть обрусела».

Золотоордынская теория
Дореволюционный исследователь Г. Н. Ахмаров (основываясь преимущественно на материалах нижегородских и симбирских татар) считал, что мишари — это потомки населения Золотой Орды. При распаде Золотой Орды часть их под предводительством царевича Касыма в середине XV в. утвердилась на Оке. Оставшиеся в степи татары стали называть себя ногаями, и часть их в начале XVII в. (1612 год) пришла в места современного расселения нижегородских татар, в Алатырский уезд, вытеснила мордву и заняла их поселения. При этом он категорично утверждал, что в этих местах татар до этого не было. Ахмаров считал, что название «мишар» навязано татарам Поволжья мещерского формирования казанцами. Эта гипотеза была как основная упомянута и в Большой советской энциклопедии. Ногайско-кипчакскую гипотезу развивал и М. С. Глухов-Ногайбек.

Смешанное происхождение
Р. Г. Мухамедова в своей книге «Татары-мишари» (М., 1972) в этногенезе татар-мишарей она выделяет три основных компонента: булгары, кипчаки и буртасы, а также мочар, считая мочар уграми. По её предположению, булгары, жившие в Сурском бассейне, во время распада Золотой Орды оказались на территории, где позже возникло Наровчатское княжество. Здесь они частично ассимилировали местное население и смешались с другими тюркскими племенами, особенно с кипчакским. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического воздействия Московского государства; связи же жителей Сурского бассейна с населением Казанского ханства носили нерегулярный характер. Это сказалось на формировании мишарской этнографической группы.
Академик М. З. Закиев, поддерживал работы венгерского ученого Ю. Немета (что мадьяры/маджары были союзом угорских и тюркских племён), возводил предков мишар ещё к Геродотовским акацирам.
Признанный специалист по истории мишар Галимжан Орлов, обобщая эти гипотезы, писал:
…татары-мишари — это сложный этнокомплекс, сформировавшийся в основном до конца XVI века в пределах Мещеры, Мордовии, Нижегородского Поволжья. В нём выделяется древний кипчакский слой, участвуют булгарский, маджаро-буртасский, ногайский компоненты. Предками цокающей группы татар-мишарей (кадомско-сергачской) были маджары (можары, мочары), обитавшие рядом с булгарами, рассеянные по многим районам Поволжья, Предкавказья. В период монголо-татарского господства они оказываются в верховьях Суры (Золотаревский могильник в Пензенской области, города Увек, Наровчат). Часть из них оказывается в Мещере (Кадом). Предками же чокающей группы (темниковской) были западные кипчаки-куманы с низовьев Волги.

 


Антропология  татар-мишар

Наиболее значительными в области изучения антропологии мишарей являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах. В частности, летом 1932 года совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Чистопольском районе (Татарский Елтань, Муслюмкино) обследованы 122 мишарей (мужчины в возрасте от 20 до 65 лет).
Антропологические исследования выявили у мишарей наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного.

Указанные типы имеют следующие характеристики:
Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. 

 

Вихревая розетка-основной узор нагрудников «күкрәкчә» д. Сред. Елюзань Пензенская область

 

 Культура мишарей
Территория проживания мишарей имеет природные благоприятные условия для развития различных отраслей хозяйства и особенно земледелия. Наряду с земледелием, в мишарском хозяйстве занимает большое место животноводство. В XVI—XVII вв. оно имело большой удельный вес, но впоследствии, как и у других народов края, оно стало приобретать обслуживающий земледелие характер. Уровень присутствия в пище мясо-молочной продукции не снижался.
Большое значение имели овцы (куй), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество.
Пчеловодство имеет так же древние корни, с чем связаны придания и приметы (запрет продажи улей и т. п.). Мед используется в обрядах и ритуалах.
Традиционное поселение — большая деревня. Крупные селения имеют квартальный тип застройки. Строения в основном кирпичные (реже срубы), трехкамерного типа.
Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен-узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы так же имел лавку и назывался «путмар» Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар(тур) и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трехкамерных домов выполняла функцию чистой избы. 
Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения - чебелдек , чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца-кашага.
Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их не только от других народов края, но и от других этнографических групп татар. Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь (алача) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно (тула) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограничено (для нашивок). Позже, выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка.
Традиционные блюда — Салма, Казы, Чимай, Бәлеш, Пәрәмәч и др.[16]
Фольклор: сказки, самыми древними персонажами которых являлись Койгорыш (птица счастья) и Акбузат (белый конь), которые сопутствовали героям. Все звери сказок относятся к фауне Среднего Поволжья. Это, чаще всего, волк, лиса, медведь, заяц. Часто упоминаются и различные сельскохозяйственные культуры. Значительное место занимают как легенды, загадки и пословицы, так и баиты.

                                               мишарские княжества в Мещёре

 

Расселение Мишарей

Предки мишарей, в дозолотоордынский период жили по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда) (см. буртасы).
В XI веке они под давлением поздних кочевников (см. половцы), переселились и в более северные земли (бассейн Суры, междуречье Цны и Мокши).
В период Золотой Орды образовались Мещерский юрт, Улус Мохши, Увек и др.
После распада Улуса Джучи, на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств (Темниковское княжество, Наровчатское княжество, Кадом, Сарыклыч и др.), которые не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века начинают переходить в русское подданство.
В документах XIV—XV веков, они называются «мещеряками», а в более поздних XVI—XVII веков-под общим названием «татары». Расселение мишарей после включение этой территории в состав Московского государства, связано с обустройством засечных линий:
В 1578 г. была основана засечная линия вдоль р. Алатырь, на ней же организована сторожевая служба Алатырь-Арзамас-Темников. Вдоль линии, правительство начинает раздавать поместья мишарям. Но в настоящее время на территории быв. Арзамасского уезда татаро-мишарских поселений почти нет, причиной чему стала усилившаяся в XVIII в. христианизация, когда мишари бросив поместья стали переселяться на восток (в частности в Алатырский уезд).
В начале XVII в. при строительстве Карсунской засеки,Мишари получили земли в Симбирской Губернии.
В середине XVII в. происходит расселение мишарей в южном направлении. Так миашари заселили побережья рек Верхний Ломов,Нижний Ломов и Инсар.
К юго-востоку от засечных черт располагалось «Дикое Поле», для контроля над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и заселен мишарями. Позже земли вдоль р.Сура были переданы мишарям.
В 80-х годах XVII в. правительство раздает земли Саратовского края на поместном праве мишарям. Наиболее ранними являются селения на р.Уза (Искеево, Усть-Уза и др.). Раздача земель в этом крае продолжается вплоть до конца XVIII века.
1652—1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Ново-Шешминск — Кичуевский острог — Заинск — Мензилинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск — Красноярская — Сергиевск — Кондурчинская — Черемшанская — Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV—XV вв. малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.
Заселение Приуралья посходило с начала XVI века. Было связано как с вольной колонизацией, так и с переводом некоторой части служилых татар.
В начале XVIII в. мишари получают поместья по р. Терешка
Однако расселение мишарей так же связано в вольной колонизацией земель, после присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству. Таким образом были заселены южное междуречье Волги и Суры, а также Саратовский Край. Интенсивно шло переселение на восток. Уже в XVI—XVII веках Дикое Поле было населено татарами-мишарями и засечные линии строились исходя из уже существующих селений (прим.селения Лаки, Лауш, Чиуш и др.), местное население вводилось в состав служилого сословия.

                                мишарка в национальной одежде                                                                  

Расселение мишарей в Приуралье
Организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины XVI века. С 1580-х годов переселялись служилые татары из Темникова, Кадома, Шацка.
В конце XVI — начале XVII века переселяют служилых татар Алатырьского и Симбирского уездов и «с реки Пьяны»(по грамоте 7106 (1598) г.) в Уфимскую крепость. По говору были «цокающие» мишари. Следом за ними из этих же местностей потянулись вольные переселенцы. К XIX веку последние стали либо государственными крестьянами, либо тептярями. В настоящее время их потомки проживают на севере Башкортостана и в Пермском крае, по реке Быстрый Танып, особенности говора утрачены.
В центральных районах республики (Аургазинский, Давлекановский, Кармаскалинский, Стерлитамакский, Чишминский районы) селились выходцы из Пензенской губернии, по говору относятся к стерлитамакскому («чокающему») говору.
Из числа этих групп с 1798 по 1865 год формировалось 4 (позднее 5) мишарских кантона, то есть были в служилом, военно-казачьем сословии; входили в Башкиро-мещерякское войско. (В 1855 году сословия башкир, мишарей и тептярей были объединены, было создано Башкирское войско. С 1855 по 1865 сословия мишарей и тептярей называли также «новобашкирами»).

Тюмени
Тюмени (томэны, тат. tөmәnnәr, төмәннәр) — переселенцы из Темниковского уезда Тамбовской губернии конца XVII — начала XVIII века. По говору — «чокающие» мишари. По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы, владели землёй на основе поместного права. По причине такой своей привилегированности, жили несколько изолированно и неохотно вступали в брачные связи с представителями других сословных групп.
Тюменские села расположены в основном на западе и юго-западе Республики Башкортостан, Альшеевском, Благоварском, Буздякском районах, отдельные деревни есть в Бакалинском, Кушнаренковском, Чекмагушевском районах.

 

Мишари на службе Российского государства

По словам мишарских депутатов Абдулкадыра Абдулкаримова «с товарыщи», обратившихся в 1794 году с прошением к генерал-прокурору, «мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию ещё в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 году), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими».[11] Впоследствии на этой территории — на правом берегу Волги — были основаны города Пенза, Симбирск и многие другие.
В 1798—1865 годах мишари, как башкиры и казаки, находились в военно-казачьем сословии и территория их расселения в Челябинском, Стерлитамакском, Уфимском, Бирском и Белебеевском уездах Оренбургской губернии была разделена на 5 кантонов во главе с кантонными начальниками. Было образовано Башкиро-мещерякское войско. Основной военной обязанностью их становятся охрана Оренбургской пограничной линии по р. Урал, участие в войнах и походах России, а также, при необходимости подавление мятежей и восстаний.
В Отечественной войне 1812 года активно участвовали и мишари, сформировав 2 конных полка. 1-й полк в 1812—1814 годах нёс гарнизонную службу в Москве. 2-й полк прошёл большой боевой путь, закончив его в Париже. Все участники взятия Парижа 19 марта 1814 года были награждены серебряными медалями.

Дворяне

В 1784 году мишарские мурзы были приравнены к русскому дворянству. Мишарское происхождение имеют татары-дворяне Акчурины, Бигловы, Дашкины, Долатказины, Диваевы, Еникеевы, Енгалычевы, Кашаевы, Кудашевы, Киреевы, Маматказины, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Тенишевы, Терегуловы, Чанышевы, Янбулатовы, Мухаммедовы, Халиловы, Альмухаммедовы, Багаутдиновы.

                            карта распространения мишарского диалекта татарского языка

Мишарский диалект татарского языка

У татар-мишарей развился собственный диалект татарского языка. Окончательно сформировался он ещё на первоначальной территории обитания его носителей — в бассейне реки Цна и Мокша, в пределах Мещеры.
Мишарский диалект татарского языка включает цокающие и чокающие говоры.
Согласно Махмутовой Л. Т. к цокающй группе говоров относятся: сергачский (Нижегородская область), дрожжановский (Татарстан, Чувашия), чистопольский (Татарстан, Самарская область), мелекесский (Ульяновской область), байкибашевский (Башкортостан). К чокающей группе говоров относятся: темниковский и лямбирский подтипы говоров (Мордовия). К темниковскоиу подтипу относят собственно-темниковский говор (западные районы Мордовии) и ряд говоров других районов (южные районы Мордовии, северные районы Пензенской области, юго-восточные районы Пензенской области). Лямбирский подтип представлен лямбирским говором (восточные районы Мордовии). Среди чокающих говоров есть смешанные говоры — кузнецкий, хвалынский и др.
Согласно Рамазановой Д. Б. к цокающей группе говоров относятся: сергачский (Нижегородская область), дрожжановский (Татарстан, Чувашия), байкибашевский (Башкортостан). К чокающей группе говоров относятся: темниковский, ламбирский (Мордовия), кузнецкий (Пензенская область), хвалынский, мелекесский, карсунский (Ульяновская область), чистопольско-кряшенский (Татарстан), стерлитамакский (Башкортостан), шарлыкский (Оренбургская область), куршинский (Тамбовская область), волгоградский (Волгоградская область, Астраханская область, Ставропольский край). Смешанный характер наблюдается у чистопольского говора.

 

 


Хозяйство у мишар

Территория проживания мишарей (на стыке лесной и степной зон) имеет природные благоприятные условия (относительно ровный рельеф, умеренно континентальный климат, плодородные почвы, изобилие рек, богатый растительный и животный мир) для развития различных отраслей хозяйства и особенно земледелия. К началу II тыс. н.э удельный вес земледелия в хозяйстве тюркоязычного населения, обитавшего здесь, заметно вырос, а впоследствии сильно развилось, что подтверждают находки в селищах и городищах ям с обугленным зерном-полбы, пшеницы, овса, проса, ржи, ячменя, гороха, чечевицы, а также орудий-лемехов сабанов (схожих с булгарскими), серпов и усовершенствованные жернова. Возделывание велось методом парового трехполья.
Резкое ухудшение сельского хозяйства приходится на царствование Петра I,когда все привилегии мишарей были отменены, а сами они переведены в разряд государственных крестьян. Многие были привлечены к заготовке корабельного леса (в лашманы). Тогда же происходит отбор земель у мишарей и их передача в помещичьи угодия. Этот процесс усилился во время генерального межевания (XVIII—XIX вв). С развитием техники в XIX—XX вв происходит общая машинизация земледелия. В наше время развиваются крестьянско-фермерские хозяйства.
Наряду с земледелием, в мишарском хозяйстве занимает большое место животноводство. В XVI—XVII вв. оно имело большой удельный вес, но впоследствии, как и у других народов края, оно стало приобретать обслуживающий земледелие характер. Уровень присутствия в пище мясо-молочной продукции не снижался. Большое значение имели овцы (куй), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество.
Пчеловодство имеет так же древние корни, с чем связаны придания и приметы (запрет продажи улей и т. п.). Мед используется в обрядах и ритуалах.

                      Сабантуй  у мишар (мишарских татар), раньше такого праздника у них не было

 

Поселения и Жилища

В районах Среднего Поволжья насчитывается более 300 поселений татар-мишарей. Основная часть из которых расположена на побережье рек. Развитие планировки происходило от гнездовой до уличной. Крупные селения имели квартальный тип застройки. Все селения огораживались по периметру изгородью. Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен-узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы так же имел лавку и назывался «путмар» Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар(тур) и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трехкамерных домов выполняла функцию чистой избы и называлась гүренчә (от русского-горница). Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения - чебелдек , чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца-кашага.

Национальная одежда

 

Татарка-мишарка в национальном костюме
Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их не только от других народов края, но и от других этнографических групп татар. Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь (алача) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно (тула) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограничено (для нашивок). Позже, выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка.

Мужская одежда
Кәпәч — полусферическая тюбетейка.
Кулмәк — широкая и длинная до колен рубаха. В прорезь боковых полотнищ вшивали треугольные ластовицы (киштәк). На груди делался прямой разрез (кунчек) без приполока. Ворот обычно делался стоячим и завязывался тесемкой или застегивался одной пуговицей.
Ыштан — штаны с широким шагом.
Зыбын — суконный вид одежды на подкладке, с низким стоячим воротником
Бишмет — аналог бешмета.
Тун — шуба, шилась из овчины красной дубки.
Туры Тун — шуба, покрытая чёрным сукном, стоячий ворот которой обшивался мехом бобра или куницы.
Чапан — одежда, наподобие тулупа, сшитая из домашнего сукна.

 

Женская одежда

Юле күлмәк — льняная (темно-синяя)рубаха, отороченная полоской кумача с пришитыми к ней полосками красного и зелёного щелка.
Алача күлмәк — льняная (в клетку) рубаха с воланом.
Кыска күлмәк - рубаха с отрезной талией и кокеткой.
Фартук вышитый техникой тамбура.
Бустырык - женский камзол с короткими до локтя рукавами.
Чабата — лапти (отличительная особенность-закрепленность оборами)
Бабеч — ичеги на высоких каблуках.
Башмак — вышитые туфли.
Тастар — комплекс из волосника и покрывала.
Чачкап — волосник состоящий из шапочки и узорчатого мешочка.
Башкигеч — облегающий капюшон с покрывающей спину лопастью.
Капшау — шапочка, покрытая спереди пятью рядами бус и обшитая по краям мелкими монетами, головная часть которой покрывалась крупными монетами, а задняя штампованными мелкими серебряными монетами.
Колакча — височные подвески.
Тамакча — ожерелье из монист.
Тайка — мелкая девичья шапка, покрытая мелкими монетами.
Калфак — длинный (до 40-50 см) белый бархатный колпак.
Чачбау — накосник, состоящий из обшитого монетами шнура.
Өрфәк — большая тонкая шерстяная шаль.
Бөркәнчек — покрывало для лица (ритуальный свадебный элемент).
Неотъемлемой частью костюма мишарок является- күкрәкчә,представляющий из себя кусок ткани (25Х40 см), который одевался под кулмәк и прицеплялся на шее с помощью лямки, виднеясь в разрезе прикрывал грудь женщины. Считается амулетом. Украшение күкрәкча разнообразно (вышитые золотом в технике тамбура, отделанные шелковыми нитками), но с соблюдением основного мотива рисунка-«вихревая розетка». У сергачинской группы мишарей так же встречается күкрәкчә с пришитыми разноцветными треугольниками. Считается, что күкрәкчә является местопребыванием духов.

Кухня

Казы — конская колбаса.

Чимай — масло из скисшего молока.
Бал-май - блюдо из топленого масла смешанного с мёдом.
Элбә — жареная сладкая мука.
Сөзмә — своеобразный вид творога.
Катык — квашенный продукт из молока.
Корт — молочный продукт, приготавливаемый из сузьмы, путем сушки на солнце.
Үрә — суп из мяса, заправленный картофелем и крупой.
Сыванаш — мясной суп заправленный большим количеством зелени.
Салма — суп с кусочками круто замешанного теста.
Пшенная каша — выступает как ритуальное блюдо на праздниках.
Чигелдек — печенье, напоминающее конфеты-подушечки. Им угощают детей на календарном обряде Чипчип и осыпают новобрачных во время свадьбы.
Күмәч — пресная лепешка (диам.15-20 см). Тесто для которого замешивается из пшеничной муки на кислом молоке с топленым маслом. Так же используется в ряде ритуалов.
Юача — блюдо, по форме напоминающее чегелдек,изготовленное из сдобного теста и жарится в кипящем масле.
Чәк-чәк — блюдо из сдобных коротких палочек теста жареных в масле и залитых мёдом.
Катлама — блюдо, тесто для которого раскатывают в лепешки, затем разрезают на ленты шириной в 5-7 см закручивают вокруг палочки и жарят в кипящем масле с сохранением спиральной формы.
Кимак — блины, которые готовятся из дрожжевого жидкого теста на каше.
Чөчели кимак — рецепт аналогичен оладьям (ритуальное блюдо-подавалось будущему зятю).
Бәлеш — пирог (формы усеченного конуса) с начинкой из мяса, кортофеля и капусты или только из фруктов.
Пәрәмәч — жаренные пирожки, аналогичные блюду казанских татар, но с разной начинкой-творожной (мешке), картофельной (картук), конопляных семян (киндераш) и др.
Буза — напиток, приготавливаемый из хмеля, меда разбавленного водой(1:3), дрожжей и выдержанного неделю в закупоренном сосуде.
Айран(язма) — напиток полученный путем разбавления катыка с водой (с добавлением соли и специй).

 

Духовная Культура          Мишари

Основной религией мишарей является Ислам. Известно, что проникновение ислама в Среднее Поволжье относится к X в. н. э.
За некоторой схожестью и общеизвестностью Ислама, можно отметить особенности обрядовой культуры мишарей и их верований:
Кот — Душа. Представляется в виде крылатого существа-птицы или бабочки.
Койгорыш — птица счастья (имеет аналогию в древнеиранской мифологии).
Акбузат — мифическое существо, в виде крылатого белого коня.
Адждаха — враждебный дух. Предстает в виде огненного змея, может перевоплощаться в человека и сожительствовать с одинокими женщинами в образе их мужей (имеет аналогию в древнеиранской мифологии).
Өрәк — души нечистых. По поверьям превращается в колдуна (убыр) и вредит живущим.
Өлөшен бирү — в течение года после смерти человека, его долю блюд отдавали многодетным семьям или одиноким старикам.
Нәзер Корбан — обещание искупительного жертвоприношения предкам для удачи в делах.
Джир Иясе — дух земли, которому приносят жертву для плодородия. Весной, покупали овцу, варили пшенную кашу (бутка), приготавливали бузу. Закалывать овцу поручали самому уважаемому члену общества, старухи из мяса варили үрә. Перед трапезой мужчины читали молитву (дога). Кости закапывали в землю или опускали в проточную воду.
Джир Иясе мог наказывать людей за осквернение земли.
Су Иясе — дух воды, который обитает в водоемах. Считался злым духом и мог насылать засуху, наводнения, топить людей и т. д.
Йорт Иясе — дух дома. Мог показываться только тем жителям, кого он любит в образе женщины в белом, зайца или белой собаки.
Имче — знахарь (совершал ритуалы и обряды).
Каждое заболевание могло иметь свой дух:
Чәчәк иясе — дух оспы.
и др.
Многие духи представлены в виде Пиров, умилостивление которых происходит так же с жертвоприношениями и приготовлением ритуальных блюд.

Праздники

Навруз — праздник весеннего равноденствия, знаменует приход нового года. Связан с обрядом Чип-чип (колядование).
и др.

Народное Творчество

Наиболее древними жанрами народного творчества являются сказки, самыми древними персонажами которых являлись Койгорыш (птица счастья) и Акбузат (белый конь), которые сопутствовали героям. Все звери сказок относятся к фауне Среднего Поволжья. Это, чаще всего, волк, лиса, медведь, заяц. Часто упоминаются и различные сельскохозяйственные культуры (рожь, ячмень и, особенно, просо).
Значительное место занимают как легенды, загадки и пословицы, так и Баиты – специфические произведения эпического, лирического или плакательного жанров, созданные по случаю какого-либо чрезвычайного, трагического события в жизни народа или отдельного человека. Для них характерна своеобразная мелодия и исполнение в форме речитатива. Складываются с рифмами по типу ааба, абвб.
Распространены Баиты о войне, например о русско-японской войне («Япон сугышы бәете»), о Лашманах («Лашман бәете»), о трагическолй смерти и др. Для Баитов характерна своеобразная мелодия и исполнение в форме речитатива. Так же встречаются короткие песни кыска джырлар (четырехстрочные куплеты). Распространение имели солдатские, рекрутские песни.
Отличительной особенностью мишарской поэзии, является наличие большого числа сюжетных песен, которые состоят из нескольких куплетов, скрепленных единством мысли и звучания с меняющимися текстовыми или мелодическими припевами.
Большое место занимают любовная лирика и обрядовая поэзия. К примеру Джимчәчәк («джим»-сок; «чәчәк»-цветок) - обрядовая хороводная песня,исполнявшаяся на празднике весеннего равноденствия-Навруз, у берега реки,связана с пожеланием плодородия. Распространение имели и песни-заклинания.
Одну из групп фольклорных песен мишарей занимают обрядовые лирические песни невест, основным мотивом которых является прощание девушки с девичеством.
Свадебные песни мишарей имеют большую схожесть с песнями чувашей.

Мишарский (западный) диалект татарского языка является более единообразным, сохранил больше древних черт, в меньшей степени подвержен внешним влияниям и изменениям, говоры его соприкасались небольшим числом других языков (с русским и мордовским).
Мишарский диалект, в отличие от казанского, по мнению ряда исследователей, входит в кыпчако-половецкую группу языков (В.В. Радлов, А.Н. Самойлович).
Взаимная близость мишарских говоров объясняется относительно поздним расселением мишарей (начиная с конца XVI века), происходившим в связи с созданием царским правительством так называемых защитных (засечных) линий.
При создании современного татарского кириллического алфавита, за основу была взята фонетика татар-мишарей, близкую к фонетике древнетатарского литературного языка, чем обуславливается присутствие в нём несвойственных для среднего диалекта букв и обозначаемых ими звуков Ч (тч) и Җ (дж), а также отсутствие Щ (фрикативный (щелевой) эквивалент Ч),Ў,Қ и Ғ.

Говоры
Мишарский диалект татарского языка Л .Т. Махмутова делит на две группы говоров: «цокающую» и «чокающую». В то же время Г. Х. Ахатов в своей классификации подразделяет мишарский диалект на три группы говоров, добавляя к "цокоющей" и "чокающей" - "смешанную" группу говоров[4]. Лингвистически говоры близки друг к другу, однако, не идентичны: каждой из этих групп присущи некоторые специфические особенности в области фонетики, грамматики и лексики.

К «чокающей» группе мишарских говоров относятся:
темниковский говор (западные районы Мордовии, юго-восточная часть Пензенской области)
лямбирский говор (восточная часть Мордовии),
прибирский говор (Бирский, Караидельский,Мишкинский районы Башкортостана).
кузнецкий говор (Пензенская область),
хвалынский говор (юг Ульяновской области).
шарлыкский говор (Оренбургская область)
оренбургский говор (Оренбургская область)
говоры Волгоградской и Саратовской областей.

«Цокающую» группу мишарских говоров составляют:
сергачский говор (Нижегородская область),
дрожжановский говор (Татарстан и Чувашия),
чистопольский говор (смешанный) (районы Закамья Татарстана и Самарской области),
мелекесский говор (условно) (северные районы Ульяновской области).

Однако, по мнению профессора Г. Х. Ахатова, кузнецкий говор и хвалынский говор относятся вовсе не к "чокающей" группе говоров, а к "смешанной". По данным ученого "смешанная" группа говоров характеризуется почти параллельным употреблением Ч (тч) с ярко выраженным взрывным элементом и Ц, например: "пытчак, пыцак (пычак - нож). Поэтому Г. Х. Ахатов выделил два этих говора в отдельную группу говоров мишарского диалекта и назвал "смешанной".

Фонетические процессы

Ведущие фонетические процессы подавляющего большинства говоров мишарского диалекта, отличающие его от среднего диалекта, так и от литературного языка, следующие:
употребление неогубленного а во всех позициях: бала, алма;
наличие в некоторых говорах различных вариантов дифтонгоидов уо—уo, үe—үe (в первом слоге слова), ıo—ıo, eө—өe: дүeрт -дүрт;
для ряда говоров характерно ослабление губной артикуляции: ул-ол-иол-ил; возможен переход [у] в [о] после й;
монофтонгизация дифтонгов в определённых позициях: ү—өү;
употребление заднеязычных литературных К, Г, Х (вместо увулярных Қ, Ғ, χ [9] среднего диалекта);
отпадение начального Г, произошедшего из надгортанникового ع (ʿайн) в арабских словах: алим — галим, әдәт — гадәт;
закономерное литературное й-окание в начале слов: йер-җир(ср.диал.), юл-җул(ср.диал.);
группе говоров присуще использование ч (тч) : чәч (щәщ-ср.диал - волосы ); присутствует группа с использованием ц вместо ч (тч) .
в мишарских говорах звуки Ч и Җ  — аффрикаты (против щелевых в среднем диалекте).

Особенности морфологии

Основная особенность мишарского диалекта заключается в сохранении древних форм,присущих современным кипчакским языкам,а также древнетатарскому литературному языку(например, формы повелительного наклонения на -гын,желательного наклонения на -гай,прошедшего-настоящего времени на -ып,причастия на -дач и др.).
В области грамматики мишарский диалект также достаточно однообразен, подавляющее большинство его особенностей характерно для всех или почти всех его говоров и относится, главным образом, к системе глагола:
образование наречий времени с помощью характерных слов qata и ozon: tön qata — (литер.) tön buyı (всю ночь), kön özön — kön buyı (весь день);
выражение желания, хотения посредством особой конструкции, состоящей из архаичного имени действия на -ğı/-ge + keli (barğım keli — мне хочется пойти) или имени действия на -ma/mä + keli (barma kelim — я собираюсь пойти), реже инфинитив на -ırğa/-ergä + keli (barırğa kelim — я хочу, собираюсь пойти). Первое сочетание соответствует литературному -ası/-äse + kilä (barasım kilä), вторые — литературному -maqçı/mäkçe bulu (barmaqçı bulam). В ряде говоров конструкция типа -ğı keli употребляется в обоих значениях; 
сохранение более древней формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения на -dır: ul kiläder — (литер.) ul kilä (он идёт);
выражение многократности действия посредством аффикса -ğala/gälä, -ıştır/-eşter: aşqala — aşaştırğala (ешь понемногу или ешь время от времени).
Следует отметить также частое и постоянное употребление уменьшительного аффикса -uq/-ük при сокращённых именах собственных: Xaluq — Xalifä, Xayruq — Xayrulla.
Кроме того, в некоторых говорах в 1-м и 2-м лице единственного и множественного числа прошедшее-настоящее время изъявительного наклонения образуется на основе деепричастия на - ıp/-ep: barıpmın — (литер.) barğanmın (я ходил). В части говоров сохранились древние формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения на -ğın/-gen (barğın — (литер.) bar) и причастия на -daç, но только в определённых сочетаниях: kilen buldaçı (являющаяся невесткой), qoda buldaç (являющийся сватом).
Числительные 80 и 90 звучат преимущественно как sig(e)zän и tug(y)zan.

Лексика
Мишарская лексика, в отличие от казанского диалекта, характеризуется наличием значительного пласта древних кипчакских и огузских слов, немногочисленных мордовских заимствований и довольно большим количеством заимствований из русского языка, причём с сохранением древнего фонетического облика русских заимствований. В мишарском диалекте встречаются отсутствующие в литературном арабские и особенно персидские слова.

 

Статья про народ мишари
Академик Мирфатых Закиев: 
"Мишары - это татары со знаком качества"
Одной из групп, составляющих большую группу служилых татар, то есть, татар, находившихся на службе сначала Московского княжества, а затем Русского государства являются мишары (мишари). По мере расширения российских границ на Восток служилые татары привлекались для военных операций, а также для строительства форпостов и пограничных укреплений, для охраны границ от набегов кочевников. Известно, что в 17-18 веках мишары участвовали в колонизации новых территорий Российской империи на юге и на юго-востоке, получая в награду земли и звания. Два мишарских конных полка воевали с войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года, а затем вместе с другими служилыми татарами и казаками в составе русской армии дошли до Парижа. Но это сравнительно недавняя история. Что касается более отдаленных периодов, то сведения о мишарах в ней крайне отрывочны и противоречивы. Общепризнанной теории происхождения мишар до сих пор нет, а ученые ведут по этим вопросам напряженные дискуссии.

Одним из признанных специалистов в области этногенеза, истории и лингвистики тюркских народов является 81-летний филолог и историк из Казани Мирфатых Закиев - действительный член Академии наук РТ и Российской академии лингвистических наук, член президиума Всемирной ассоциации тюркологов. Его труды по синтаксису, теоретическим вопросам истории тюркских языков известны в международном научном мире. ИА REGNUM Новости попросило академика рассказать о своих взглядах на теорию происхождения мишар и характеризовать состояние данного вопроса накануне Всероссийской переписи населения.

ИА REGNUM: Каковы исторические корни мишар?

Вы, наверное, знаете, что этноним "тюрк", как общее название, появился достаточно поздно - в 7 веке, когда образовался Тюркский каганат. Особую роль сыграли арабы, которые, по мере завоевания областей Тюркского каганата и поголовного введения там ислама, все народы, проживающие на этих обширных территориях, называли "тюрк". Но мало кто знает, что один из этнонимов или самоназваний тюркских народов до этого периода был "ар" или "ир", что на древнетюркском языке означает "мужчина", "человек". Основная часть этнонима "мишар" состоит из "ар" с определяющей частью "миша" - лес.

ИА REGNUM: Вероятно, ары это арии?

Именно так. В древнегреческом языке слова из другого языка принимались с аффиксом среднего рода "и". Поэтому тюркское "ар" в древнегреческом произносилось как "ари". Геродот, живший в 5 веке до нашей эры, отмечает существование рядом с ариями племен под тюркским названием "гандарии" - "хан ды ари" - арии, имеющие своего хана, и "бактр" - "бакты ар" - арии, владеющие садами, и так далее. Кроме того, этноним "ар" фиксировался в составе около 40 тюркских этнонимов: "субар" или "суар", "булгар" - речные ары, "тохар" или "дагар" - горные ары, "сакар" - сакские ары, "татар" - чужие ары. Следовательно, ары, или по-гречески арии, не были индоираноязычными, а были тюркоязычными. Этноним "субар" был зафиксирован еще во времена государства Урарту почти 3 тысячи лет до нашей эры. Фонетические варианты этого этнонима - "сабир", "сибир", "сумер". В русском языке принят вариант "шумеры". Как известно, шумеры еще в 4 тысячелетии до нашей эры создали государство и оставили богатое наследство в виде клинописи. По результатам расшифровки этих табличек было установлено, что язык шумеров изобиловал тюркскими словами.

Собственно, "ар" или "ир" - это первичные этнонимы народов, которые жили за много тысяч лет до появления вторичных этнонимов с основой "ар". Ары свободно расселялись в различных регионах, поскольку в древности не было государств с определенными границами. В зависимости от ландшафтов тех мест, где они селились, происходили их названия. Если жили по берегам рек, то их называли "субар" или "суар", если жили в горной местности, их называли "тау ар", "тавр", "дагар" или "тохар" - горные ары, "касар" - живущие в скалистых горах и так далее.

И здесь как раз пришло время остановиться на лесных арах - миша арах, от древнетюркского "миша" - лес, дерево. Те, кто бывал в Татарии, знают, что неподалеку от Казани есть река Меша, которая также получила название от древнетюркского "миша" - этот край был когда-то очень лесист. Мишары же, вероятно, жили на разных территориях. Но регион их исторического поселения - нынешняя Мещерская низменность в междуречье Оки и Клязьмы, где мишары (можары, маджары) жили еще в 3 тысячелетии до нашей эры. Впоследствии сама область в русском языке получила свое название именно от этого народа.

ИА REGNUM: Каким образом дошли до наших дней древнетюркские значения? Неужели древнетюркский язык каким-то образом сохранился? Какие источники для его изучения существуют?

Довольно ясные следы тюркского языка сохранились в языке американских индейцев, которые пришли на Американский континент 20-30 тысяч лет назад из Евразии. Как я уже говорил, это клинопись шумеров и так называемая "тюркская руника" - тюркская руническая письменность, которая сравнительно молода, ее относят к 7-8 векам нашей эры. В 1993 году произошло фундаментальное открытие, позволяющее пересмотреть взгляды на возникновение этой письменности. Известно, что еще в 1924 году в местечке Глозель неподалеку от города Виши во Франции были найдены рунические надписи, датированные примерно 25 веком до нашей эры. Многие европейские лингвисты пытались их расшифровать, но безуспешно. В конце прошлого столетия письмена были предложены для расшифровки турецкому специалисту по руническому письму Казыму Миршану. Миршан сумел расшифровать текст, используя тюркские языки, о чем он и сделал доклад на конференции в Сорбоннском университете в 1993 году.

ИА REGNUM: Французские исследователи неоднократно заявляли об исторической мистификации и "глозельских подделках", собранных в одном месте с конъюнктурной целью. Различные предметы, включая каменный топор и осколки керамики - всего около трех тысяч артефактов, были кем-то специально собраны в одном месте, чтобы вызвать интерес к данной местности. В Глозеле до сих пор существует музей, который активно посещается туристами...

Да, такая точка зрения тоже существует, однако даже если предметы были собраны кем-то специально в "глозельском кладе", то возраст самих табличек с письменами пока никому достоверно не удалось опровергнуть. Что касается древнетюркского языка, которым обычно называют тюркский язык до 8-10 веков, то он среди тюркологов считается изученным. Есть даже словари древнетюркского языка. Ученые Киргизии, Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Турции, Татарстана едины в своем мнении - языки их народов произошли от одного языка, а представители этих стран на уровне простых предложений до сих пор могут понять друг друга без переводчика.

Особенно близки языки кипчакской группы - татарский, киргизский и казахский. К огузской группе относятся азербайджанский, турецкий, туркменский и гагаузский языки. На формирование всех этих языков и народов в значительной степени повлияла арабская экспансия. В языках появилось много арабских заимствований. В нынешних тюркских языках, сформировавшихся приблизительно в 15 веке, эти изменения сохранились. В современных литературных языках тюркских народов арабских заимствований стало гораздо меньше.

ИА REGNUM: Была ли у мишар своя историческая родина?

Ученые-историки обычно пытаются найти прародину народа. На мой взгляд, такого быть не может, поскольку народы в древности были не столь многочисленны и, чтобы не выродиться в близкородственных браках, постоянно ассимилировались, взаимопроникали, так сказать. Но в отношении языков картина другая - язык наоборот распространялся и закреплялся на разных территориях. Так возникли германоязычные регионы, романоязычные, славяноязычные. Генотипически германцы и славяне были схожи с тюрками. Совсем другое дело - монголы и монголоиды, у которых мы до сих пор наблюдаем резкие отличия от европеоидной расы. 

Когда в Поволжье формировалось булгарское государство, все тюркоязычные народы, а также жившие здесь еще издавна угро-финны, вошли в его состав, приняв для себя самоназвание одного из племен - булгары, поскольку булгары стояли во главе государства. Мишары также жили в Волжской Булгарии, но во главе государства не стояли.

ИА REGNUM: Так мишары - это субэтнос или самостоятельный народ?

Это, конечно, субэтнос. После завоевания Волжской Булгарии войсками Батыя в 1237 году и продвижения татаро-монгольских войск дальше на Запад, русские стали называть всех, кто жил под властью татаро-монголов - татарами. Логика была проста: если народы на Востоке были не русские, значит, это были татары. Таким образом, в татары попали все субэтносы и племена, которые жили на своих территориях - кипчаки, мишары, суасы, буртасы и булгары. Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя "суасами" - речными асами или "буртасами". Буртасы - это пчеловоды, от тюркского "бурт" - улей... Мишары стали частью большого татарского народа. Хотя до сих пор некоторые мишары считают себя отдельным этносом. И каждый мишарин всегда скажет, что он - "татарин со знаком качества". Мишары действительно отличаются даже по генотипу - они более высокого роста, среди них много светловолосых, рыжих и голубоглазых. Они "более европейцы" среди всех татар. Большинство старых русских дворянских фамилий с татарскими корнями, которых известно около 500, также мишарские. Выражаясь современно, я бы назвал мишар "более продвинутыми", чем остальные татары. Они очень быстро приспосабливаются к внешней среде, очень энергичны и предприимчивы. Мишары не отказывались идти на службу к русским царям - они составляют большую группу "служилых татар", куда кроме них также входят кряшены, нагайбаки и тептяры. Однако, в отличие от них, они редко принимали православие, предпочитая служить русскому престолу, не меняя религии.

ИА REGNUM: Какова численность мишар?

Трудно сказать. Официально они везде пишутся как татары. Их много в Пензенской области - там они считаются самыми чистыми, "мишаристыми". Есть они в Ульяновской, Нижегородской областях (Окский мишарский регион) и в традиционно мишарских районах Татарии - Дрожжановском и Буинском. У нас в Татарстане их сразу можно отличить от других татар по выговору: в мишарском диалекте очень много русских заимствований и несколько иная фонетика, нет некоторых звуков, так что иногда их просто трудно понять. Зато с турками мишары общаются более свободно, чем остальные татары. Вследствие своей исторически традиционной близости к русским, мишары селились в крупных российских городах - Москве, Санкт-Петербурге. Раньше все московские дворники, например, были мишарами, приезжавшими из Нижнего Новгорода или Сергача. А после революции, когда их дети стали получать высшее образование, профессия дворников в Москве постепенно выродилась и исчезла, а сам город стал грязным.

ИА REGNUM: Ваши коллеги, в том числе, председатель Общественной организации кряшен Иван Егоров и президент Болгарского национального конгресса Гусман Халилов в своих интервью нашему агентству говорили о "кряшенском вопросе" и "булгарской проблеме". Существует ли, по-вашему, мишарский вопрос, есть ли проблема с самоидентификацией мишар в России?

Я думаю, что у мишар нет такой потребности в самоидентификации, которая имеется у кряшен и у булгар. Они считают себя частью татар. Однако между собой они стараются всякий раз подчеркнуть свою "особость" и привилегированное положение, гордятся этим. Кроме языковых различий, у них есть свои оригинальные песни, есть отличия в народных костюмах. Да и национальная психология у мишар также немного другая, чем у прочих татар.

ИА REGNUM: Как вы считаете, если в списке национальностей, подготовленном к началу Всероссийской переписи 2010 года, будет графа "мишары", много ли будет желающих в ней записаться?

Трудно сказать. В Татарстане они никак это не декларируют. Тут какой-то парадокс: они стремятся быть во главе татарского народа, считают себя его лучшими представителями. Однако среди первых лиц республики мишар сейчас почему-то мало. В современном татарском языке есть три диалекта. Это западный или мишарский, средний или кипчакский и восточный - диалект сибирских татар. В руководстве Татарстана сейчас почти все говорят на кипчакском - среднем диалекте, так как он лег в основу литературных норм.

ИА REGNUM: Казанские этнологи провели исследование родословной Минтимера Шаймиева и заявили, что он - потомок Чингиз-хана. Вы в это верите?

Нет, конечно. Есть люди типа доктора исторических наук Дамира Исхакова, которые любят такие исследования. Кстати, это Исхаков в свое время предложил не упоминать о булгарском происхождении татар - давайте, сказал он, эту булгарскую теорию не будем пропагандировать. Ведь татаро-монголы - великий народ, они покорили даже русских, русские их всегда боялись. Пусть теперь нас тоже боятся и уважают.

ИА REGNUM: Извините, но это какой-то детский сад...

Я согласен с вами. Но, тем не менее, в Татарстане это было взято на вооружение в преподавании истории края, эта идея стала доминирующей в официальной республиканской историографии. Этой же идее следует до сих пор и Институт истории АН РТ под руководством Рафаэля Хакимова. Кроме местных учебников, они пытаются воздействовать на федеральные структуры, чтобы там не ругали татаро-монгольское иго и татаро-монгольских завоевателей, потому что, якобы, это оскорбляет татарский народ. Хотя наш народ, по большому счету, к татаро-монголам отношения никакого не имеет. Так для чего переписывать историю и хвалить агрессоров?

ИА REGNUM: Целесообразно ли включать графу "мишары" в список для будущей переписи населения?

Если сами мишары не выразят желания, не заявят о необходимости такого выделения, как те же кряшены, например, то, на мой взгляд, не нужно. Но и запрещать ни в коем случае нельзя, поскольку это идет во вред всему татарскому народу. Если бы всем народам и субэтносам дать записаться так, как они хотят, то татар станет больше, потому что по итогам переписи их можно было бы объединить в одну большую группу.

 

МИШАРСКОЕ СЕЛО СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

Средняя Елюзань (тат. Урта Әләзән, Urta Әlәzәn) — одно из самых больших татарских сёл в Европе; крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской обл, в 32 км к юго-востоку от районного центра г. Городище; в 10 км от Федеральной автомобильной дороги М5 «Урал».  Название села имеет татарские корни — (тат. Урта Әләзән). Оно официально основано 5 сентября 1681 года темниковскими «четвертными» татарами-мишарями, когда им была отведена в этих местах земля.

Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году.                                     

КЛАД

В конце XIX века в селе нашли клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина XIII-го — конец XIV веков). В то время на расстоянии нескольких километров от современного месторасположения села располагалась столица неисследованного до настоящего времени татарского государства с обнаруженными при раскопках остатками центрального отопления, монетного двора (с. Юлеево, примыкающее к восточной части районного центра г. Городище, который основан на месте древнего татарского города).

С 1780 года находится в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии.

В середине XIX века в селе было 3 мечети, водяная мельница.

В 1886 году в селе было 302 двора, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз.

В 1911 году — 626 дворов, 4 мечети, при них 3 школы.

Работник совхоза Хамзя Тугушев был одним из первых участников ВДНХ СССР (1939, 1940, 1941), награждён Большой золотой медалью.

 

Современное состояние 

На 1 января 2004 года в селе насчитывалось 2279 хозяйств, 8589 жителей. Площадь территории села 994 га. 4 вальцовые мельницы, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. 

Дом культуры,11 мечетей, медресе, 2 средние школы, детский сад, больница, поликлиника, аптека, 24 магазина, кафе-столовая, бильярдная, 3 АЗС.

 

С 4 по 18 января 2015 г. профессурой ТАИФ по истории исламских народов в составе России проводились экспедиционные исследования в с. Средняя Елюзань Пензенской области.

Целью наших работ является изучение мозаичной картины советского ислама на основе выявления письменных источников и анализа устных историй. Нас интересует наследие, оставленное как элитарным слоем исламских «священнослужителей» (риджал ад-дин), так и более демократичной категорией сельских лекарей, поэтов и мистиков.

Наш зимний экспедиционный выезд, обеспеченный рекогносцировочными работами лета 2014 г., оказался очень удачным – удалось начать планомерную работу по систематическому анализу домашнего архива Аббаса Шабановича Бибарсова (ум. 2012 г.). Аббас-хазрат прожил жизнь, достойную описания в художественной литературе. Мастерство печника сочеталось в нем со страстной любовью к старой исламской литературе, привитой, видимо, его отцом Шабаном и учителями Насибуллой Аитовым и Джаруллой Юсуповым. Еще до поступления в медресе Мир Араб в Бухаре Бибарсов начал собирать старые книги для своей библиотеки, а после завершения обучения в Дамаске он окунулся в архив Духовного Управления в Уфе, где служил имамом и заместителем муфтия. Немало времени Аббас хазрат потратил на путешествия по местам компактного расселения татар в Европейской части России и в Западной Сибири. Из своих поездок он привозил целые мешки с книгами. После нескольких лет службы в качестве имама в Баку, Бибарсов вернулся в родное село, построил крепкий трехэтажный дом и перевез туда все собранные книжные богатства.

Нами начата работа по каталогизации архива Бибарсова и включения представленной в нем информации в более широкий контекст сохранения и передачи исламского знания в послевоенном Советском Союзе. На данном этапе мы предлагаем трехмерное видение архива Бибарсова:

1) Исламская книжность. Библиотека Бибарсова состоит из порядка сотни рукописных книг XVII-XX вв. и более тысячи редких печатных изданий на арабской графике (на татарском и арабском языках). Эти книги наглядно показывают связь мусульман Внутренней России с центрами учености в Османской империи, в Средней Азии и на Переднем Востоке. Особую ценность представляют списки сочинений местных авторов Абд ар-Рахима Утыз-Имяни, Гали Чокрый и Зайнуллы Расули.

2) Сети контактов между советскими мусульманами. Замысел Аббаса Бибарсова собрать уцелевшую после репрессий литературу по времени совпал с организацией археографических экспедиций учеными из Казани и Уфы – 1960е и 1970е годы. По сути они были конкурентами, т.к. им приходилось иметь дело с одними и теми же владельцами рукописей. Однако тем интереснее дело Бибарсова – в отличие от светских ученых, он был прочно включен в каналы книгообмена между мусульманами по всей стране, пытавшимися сохранить исламское наследие в условиях атеистической пропаганды.

3) Исламские ученые в Советском Союзе. Печати на книгах, дарственные надписи, личная и официальная переписка, а также многочисленные фотографии приоткрывают для нас дверь в ученый мир немногочисленных специалистов ('улама) по исламским дисциплинам, живших в Уфе, Махачкале, Алма-Ате, Ташкенте и ряде других городов и тесно общавшихся друг с другом. Каково было быть советским 'алимом? Ответ на этот вопрос дает нам архив Бибарсова.

В наших планах – издание каталога рукописной коллекции Аббаса Бибарсова, а также несколько других издательских и исследовательских проектов, в основе которых – наши экспедиционные материалы.

Доброй традицией нашей регулярной экспедиции является ее межрегиональный и международный характер. В этом сезоне с нами сотрудничали к.и.н. Ш.Ш. Шихалиев (ИИАЭ ДНЦ РАН) и Маттео Беннуси (Кембриджский университет). Кроме того, в состав экспедиции вошли А.К. Бустанов (руководитель), А.И. Маточкина, Д.В. Дородных, Д.З. Марданова и М.И. Газимзянов.

Считаем нашим приятным долгом поблагодарить за гостеприимство жителей с. Средняя Елюзань, а также лично братьев Мукаддаса и Аюпа Бибарсовых за сотрудничество и возможность работать с бумагами их отца.

(А.К. Бустанов, профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в составе России)

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Татарские народные говоры. Баязитова Ф.С., Хайрутдинова Т.Х.- Казань.: Магариф, 2008 г.,
Ахмаров Г. О языке и народности мишарей // Гайнутдин Ахмаров: историко-документальный сборник = Гайнетдин Әхмәрев: тарихи-документаль җыентык. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 223—271. — ISBN 5-900004-74-0
О костюме мишарей // Ахмаров Г. О языке и народности мишарей.
Ибрагимов.Р.Ф. Нижегородские татары.Биографический словарь.
Орлов А. М. Мещера, мещеряки, мишари. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. — С. 112.
Орлов А. М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. — Нижний Новгород, 2001. — С. 240.
Мухамедова Р. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1972. — С. 246.
Акашкин М. М. Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (сравнительный анализ). — Саранск: НИИЯЛИЭ Мордовии, 2000.
Всесоюзная перепись населения 1926 года, словарь народностей.
Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. — Уфа: Китап, 1994. — С. 149. — ISBN 5-295-01673-0
Сайт Википедия.
http://www.regnum.ru/

ВложениеРазмер
IskeKulatky.jpg168.55 КБ
mishari22.jpg54.03 КБ
mishari22 (1).jpg44.79 КБ
mishari22 (2).jpg40.06 КБ
mishari22 (3).jpg67.7 КБ
mishari22 (5).jpg64.23 КБ
mishari22 (6).jpg143.03 КБ
mishari22 (7).jpg15.66 КБ
Misharka_v_nac_kostume.jpg48 КБ
Misharka_vnac_kostume.jpg37.42 КБ
Misharskie_Knyazhestva_XV–XVI.jpg87.43 КБ
Mishary-Kukrakcha.jpg28.97 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

просьба!

Уважаемый читатель!

ваш ком был стерт по ошибке, можно ли повторить его?!

аватар: Дамир Науметов

Спасибо, было интересно

Спасибо, было интересно читать

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru