Заинский музей, история Заинского края

Заинский музей, история Заинского края

 В музее Заинска 8 экспозиционно-выставочных залов, где представлены останки мамонтов, коллекции предметов декоративно - прикладного искусства, нумизматики, домашняя утварь, редкие документы, фотографии, мемориальные вещи знаменитых заинцев, коллекция живописных картин заинских художников.
    Раздел экспозиции - "Закамская сторожевая черта (линия)" представляет историю Заинска с середины XVII в. Среди экспонатов: макет крепости Заинск, крупнейшей из шести крепостей этой линии, фотокопия "Наказной памяти" воеводе И. Л. Тургеневу, посланному в Заинск на службу в 1675 г. царем Алексеем Михайловичем (оригинал хранится в научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета), список жителей крепости Заинск по данным первой переписи населения состав Заинского гарнизона, входящего в Новошешминский ландмилицкий полк в 30- е годы XVII в.), фотокопия "Журнала или дневных записок" капитана Николая Рычкова 1769- 1770 г.г., фотокопия "Дела капитана Мертвецова (коменданта крепости), секунд- майора Лопатина и майора Савинича…", в котором представлены следственные документы о сдаче пугачевцам крепости Заинск в январе 1774 г. и т.п.

 В разделе, отражающем историю края после 1917 г., интересны материалы о крестьянском восстании в Заинске, вошедшем в историю под названием "вилочное" (февраль 1920 г.). Здесь представлены подлинные фотографии, документы, воспоминания очевидцев событий, повествующих о жестокости над первыми коммунистами и "продотрядниками".

   Этнографический раздел представляет одежду, быт и культуру русских, татар, кряшен (крещенных татар), чувашей.

 

Адрес музея: 423520, Республика Татарстан, г. Заинск, ул. Орджоникидзе, д. 55       
Проезд: Автобус "Набережные Челны - Заинск"; городской автобус, маршрут № 4 до остановки "Маяк"
Режим работы:* Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме воскресенья и понедельника. Внимание:
только по предварительной договоренности

Интернет:
    www.museum.ru/M2676 - официальная страница

Заинский музей, история Заинского края
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
    дата основания - 30.11.1984
    дата открытия   - 08.05.1985
    18 мая     - Международный день музеев

 

Заинский музей, история Заинского краяЗдание:  
    Здание музея - бывший торговый и жилой дом купца 1-й гильдии И. Н. Бекетова. Построено в 1902 году. Двухэтажное из красного кирпича. Парадный вход - с улицы. Парадное крыльцо длинною по всему фасаду здания. Здание является памятником архитектуры местного значения

Основные экскурсии:
    История Заинска
    Знаменитые заинцы
    Солдаты отечества

Заинский музей, история Заинского края

Образовательные услуги:
    Лекционные циклы: 
    Главные вехи истории Заинска 
    Пугачевское восстание в Заинске 
    Вилочное восстание в Заинске и Заинской волости

 

                                                                  памятник космическому Заинску                         Город Заинск

Местные достопримечательности:
    Крестовоздвиженская церковь. Построена в 1826 г. на месте деревянной церкви, стоявшей на территории деревянной крепости, воздвигнутой в 1652 - 1654 гг. 
Земляные укрепления (эскарпы) на подступах к крепости, сооруженные на правом высоком берегу реки Зай в 1652 - 1654 гг. 
Школьная гора - заповедная территория в старой части города, на которой в XVII - XVIII вв. стояла деревянная крепость "Заинск". Отсюда открывается панорама на водохранилице, ГРЭС и новые районы города. 
"Крокодил-гора". Находится в 3 км от исторического центра города.

Основные должностные лица:*
    Директор: Симонова Людмила Михайловна, тел. (885558) 6-62-76
Тел. дирекции:
    (885558) 6-63-68, Факс: (885558) 6-63-68 
Адрес дирекции:
    423520, Республика Татарстан, г. Заинск, ул. Орджоникидзе, д. 55 

Даты открытия и основания:
    основан: 30.11.1984
    открыт: 08.05.1985

Площади организации:
    экспозиционно-выставочная 222м2
    фондохранилищ 21м2

Единиц хранения:
    11754, из них 9935 предметов основного фонда    
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
    Коллекция "Советский фарфор", собранная Ф. М. Нагимовой - 344 предмета

 

Заинский музей, история Заинского края
ПОХОД В МУЗЕЙ
Поход в музей – это целое событие. Особенно запоминается на всю жизнь первое посещение музея в детстве, оно связано с ощущением тяжелой двери, с  трудом подающейся навстречу, с необычным, загадочным запахом, тишиной, царящей в полусумручных залах, удивительными экспонатами за витринами стекол.

 Нам тогда еще незнакома другая, не выставленная на всеобщее обозрение жизнь музея. Осознание, что музей – это, прежде всего, хранитель истории, тайн прошлого, а без них, как известно, нет будущего, придёт позже. Как и потом придет понятие того, что за стенами любого музея идёт ежедневный кропотливый труд его сотрудников. Что он заключается не только в изучении материалов, связанных с прошлым и настоящим, но и в том, чтобы плоды этого труда донести в доступной форме до посетителей музея, сохранить связь поколений, не разорвать ту нить, которая соединяет прошлое с настоящим. Именно в таком ключе работает наш краеведческий музей.

В Заинске музей открылся 29 лет назад в историческом здании - бывшем жилом доме купца И. Бекетова. Базой для его открытия послужил исторический материал, собранный местными краеведами при участии учащихся школы - интерната и школы №1 - редкие документы, фотографии, рассказывающие о возникновении крепости Заинск, о служилых людях и первых поселенцах Заинска, важнейших исторических событиях почти трех с половиной веков, участниками которых были заинцы.  В этих школьных музеях хранились  коллекции старинных вещей, крестьянской утвари, предметов декоративно-прикладного искусства. Большую роль в открытии музея сыграли Т. Карпова, Т. Чернышева, В. Малахов, М. Голов, А. Моисеева и  другие. Первым директором был назначен Н. Алтынник.

Музей сегодня живёт, привлекая посетителей постоянно меняющимися выставками, экспозициями, встречами, новыми проектами, экскурсиями, мастер-классами, театрализованными мероприятиями.  Выполняют всю эту большую работу 10 сотрудников под руководством директора Розы Ивановой.

Итак, отправляемся по залам музея.
- В нашем музее собран богатый материал по истории нашего края, - рассказывает научный сотрудник Ираида Жегалина. - На начало года в музее хранится 12691 экспонат. При активном участии жителей города и района, наших земляков фонд музея каждый год пополняется новыми уникальными экспонатами. У нас ежегодно организуется День дарения, когда нам приносят предметы этнографии, истории техники, различные документы. Самые древние наши экспонаты – это ростр, передняя часть белемниты, головоногого моллюска, и останки мамонта, найденные на территории нашего района. Доказательством древнего поселения бронзового века являются предметы из бронзы: кельт, игла шорная, наконечник копья.

- Музей-кладезь интересных вещей,какой экспонат вызывает больший интерес и работников и гостей.
- Пожалуй, портрет писателя Льва Толстого, изображенный фразами и словами из его повести «Крейцерова соната». Художник С. Хазин разместил в бороде, усах, волосах и блузе более 9 тысяч слов. Интересна и сама история появления портрета в музее. Во время первой мировой войны один из прапорщиков белой армии, отступая от Заинска, оставил на сохранение этот портрет семье Галяминских, пообещав вернуться за ним, но так и не вернулся. 8 мая 1985 года он был передан музею в честь его открытия.
- Что больше интересует мужскую половину заинцев, а что женскую?
- Мальчишек и мужчин, конечно же, привлекает оружие, а женщин - коллекции фарфоровых статуэток и свадебных платьев. Статуэтки на протяжении почти сорока лет собирала Фануза Нагимова, а экспозицию со свадебными платьями мы открыли, когда запустили проект «Свадьба в купеческом доме». Здесь есть платье 1930 года, и 1960-х, 1970-х годов.
- Самые частые посетители это…
- Школьники. Самые же частые гости – это учащиеся школы №1, с которыми мы проводим большинство мероприятий: «Пикник на Школьной горе», музейно-полевые сборы, интерактивные занятия, встречи с ветеранами войны, пешеходные  и лыжные экскурсии. У нас даже работает музейный кружок для детей.

По словам директора Розы Ивановой, особо ценные экспонаты закупаются за счет средств городского бюджета, при участии спонсоров и меценатов.
Большой вклад в пополнение фонда внесла уроженка села Сармашбаш, жительница Набережных Челнов Раиса Мартынова. Например, она вместе с сыновьями полностью спонсировала издание третьей книги очерков по истории Заинска Владимира Малахова «Земля Заинска далекая и близкая».

В последние годы проделана большая работа по сбору информации вначале для Книги памяти «Они вернулись с Победой», затем – Книги памяти «Герои тыла Республики Татарстан».
- От всей души хочется поблагодарить школы города, управление по делам молодежи, молодежный центр за помощь в печатании списков, - говорит директор музея.

Интересных проектов у музея много - это и автобусные экскурсии по историческим местам города и района, и выездные занятия для воспитанников детских садов, и приглашение в гости в купеческий дом.  Самый масштабный проект  музейщики планируют запустить в этом году -«Исторический парк «Крепость на реке Зай».
- Прошлой осенью музей стал обладателем  гранта «РИТЭК» в  конкурсе социальных и культурных проектов в номинации «Родной край», - рассказывает Роза Иванова. - Проект нам дает возможность благоустроить заповедную зону на Школьной горе, построить фрагменты старинной деревянной крепости, обустроить этнографические уголки, создать зоны отдыха для туристов. Заинск-2 может стать вполне привлекательным местом для развития туризма.
Примечательно, что научные сотрудники Ираида Жегалина и Юлия Бутакова стали обладателями грантов Министерства культуры РТ в 2012 и 2013 годах.
Следующий год у музея юбилейный. Благодаря спонсорам и поддержке руководства района в здании постепенно ведутся ремонтные работы. 
(автор: Роза Илалтдинова)

 

Заинский музей, история Заинского краяСвадьба в купеческом особняке 

Заинцы  знают, что краеведческий музей по особо важным случаям - свадьбам преображается в купеческий особняк, где молодожены принимают участие в различных обрядах и конкурсах. 
 4 октября краеведческий музей посетили молодожены - Роза и Руслан Ширияздановы. Под звуки старинного граммофона молодые танцевали вальс, приняли участие в фотосессии с предметами старины. Традиционно бльшой популярностью у гостей пользуются стрельцы - первые жители нашей крепости, никто не упустил возможности с ними сфотографироваться.

 

Заинский музей, история Заинского края
Заинский историк рассказал о том, кто такие нагайбаки
Как-то, просматривая одну из папок своего архива с документами по истории Заинска, я обратил внимание на письмо от 17 января  2006 года в адрес Заинского краеведческого музея из Нагайбакского района Челябинской области.
Суть его такова. 
 
«Уважаемые коллеги! Обращается к вам директор районного музея Тептеев Александр Григорьевич. Поводом к обращению послужило то обстоятельство, что ваш краевед В.С.Малахов занимался историей Пугачевского бунта в Уфимской провинции и, в частности, деятельностью атамана нагайбакских казаков В.И.Торнова.
 
Как вам известно, наверное, мы являемся потомками тех казаков.
 Наши предки проживали в Нагайбакской крепости и ее окрестностях с конца XVII века по 1842 год.
 В связи с чем и прошу, если возможно, прислать в наш адрес книгу В.С.Малахова «Очерки по истории Заинска…».
«Кроме того, если есть в вашем музее документальные источники периода заселения Закамья, сообщите каковы возможности и условия предоставления копий документов. Ответ необходимо направить по адресу: 457650, Челябинская область, Нагайбакский район, с.Фершампенуаз, ул.К.Маркса, 101, А.Г.Тептееву.
 С уважением нагайбак-кряшен (подпись) А.Г.Тептеев».
 
Книга «Очерки по истории Заинска» издания 1992 года коллегам из Челябинской области была выслана.
По прочтению этого письма сразу возникло несколько вопросов. Кто такие нагайбакские казаки-кряшены, к тому же наши бывшие соседи-земляки? Как они оказались на Южном Урале (в районе города Магнитогорска)? Удивило название районного центра – село Фершампенуаз. Как видит читатель, название не русское и не тюркско-татарское, и не казахское… Как оно возникло?

                                                 купеческое чаепитие в старином особняке                  Заинский музей, история Заинского края

 
ИТАК, КТО ТАКИЕ НАГАЙБАКИ?
 Они потомки ногайских татар, входивших в XIII-XIV веках в состав Золотой Орды в качестве конных воинов. Отличались дисциплиной, верностью и храбростью. Вели кочевой образ жизни.
 После распада Золотой Орды кочевали между Волгой и Уралом. Основное занятие - коневодство и овцеводство.
 Ногаи вели с Московским государством большую торговлю. С левого берега Волги у Самары вел знаменитый Ногайский шлях («Ордобазарная дорога»), по которой перегонялись на Русь стада лошадей и овец в десятки тысяч голов.
 При Иване Грозном табуны ногайских лошадей, пригоняемых в Москву, достигали 40 тысяч голов.

                                                    макет крепости Заинск                                                    Заинский музей, история Заинского края
ПОЧЕМУ ЖЕ АВТОР ЭТИХ СТРОК ОБРАТИЛСЯ К МАЛОИЗВЕСТНОЙ ИСТОРИИ НОГАЙЦЕВ?
 Мы, современные жители Закамья, должны знать, что эти места около четырех столетий (XIV-XVII вв.) заселяли (вернее кочевали) ногаи. Будем считать, что они являются коренными жителями этих мест.
 В хронике (летописи) «Старинные ханства» известного русского историка-исследователя Н.В.Ремизова сообщается, что «В прежние времена на сей земле (по реке Ик – В.М.) владели ногайцы Саткей и Шамий… После эти владения простирались до рек Зай и Шешма. Здесь поселились ногайцы во главе с Шигалей-Беем» (Справочная книга Уфимской губернии, стр.381, Уфа, 1883).
 Известный историк, этнограф, краевед XIX века Р.Г.Игнатьев писал: «… В Мензелинском же уезде недалеко от села Багряж на северо-востоке виден прямой вал на 320 саженей длины, который примыкает с одной стороны к оврагу, а с другой к горе Мыс (вероятно, к Лысой горе – В.М.). 
В прежние времена местные жители его называли Ногайским валом (См.Справочную книгу Уфимской губернии за 1883 г.).
 По утверждению заслуженного краеведа города Набережные Челны Дубровского Анатолия Григорьевича, «… что одно из таких укрепленных ногайских городищ располагалось на территории современных Наб.Челнов – на Элеваторной горе (А.Г.Дубровский, «Очерки Закамья: ногайская сторона», стр.13, Наб.Челны, 2011 г).
«Челнинцы – ногайцы, - продолжает Анатолий Григорьевич, – успешно боролись с грабителями, нападавшими на торговые караваны, следовавшие по дороге Кама-Юг, потому разбойники стали объезжать ногайский Сарман (современный райцентр Сарманово) стороной  и поэтому здесь «всегда было много любивших спокойствие купцов» (там  же – В.М.).
Кстати, с Сарманами соседствует ряд других населенных пунктов, жители которых также считают себя потомками ногаев.
Со стороны Казани на юго-восток через реку Каму в районе устья Шумбута – Джукетау пролегал знаменитый ногайский перевоз.
Другой перевоз в низовье реки Камы назывался Мансуровским по имени ногайского князя, известного по историческим источникам XVI века.

                                                              на улицах Заинска                                   Заинский музей, история Заинского края

Заинский музей, история Заинского края

 

И ЕЩЕ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
В «Булгарских повествованиях» Хюсам-Этдин Булгарский пишет, что устье реки Ирни впадает в Зай. На том месте был хан, называемый Байраш – сын Кули-хана, который пригласил «зимовать Аксак-Тимура (Тамерлана) с войском» - великого среднеазиатского завоевателя, разгромившего в конце XIV века Золотую Орду и Волжско-Камскую Булгарию.
В XIV-XVI вв. часть местных ногаев добровольно приняла христианство-православие и вошла в состав Русского государства на правах служилых людей-казаков. Они охраняли юго-восточную границу государства и активно участвовали в военных действиях в кавалерийских частях русской армии.
 Другая часть ногаев, приняв христианство, перешла на оседлый образ жизни к земледельческо-скотоводческому хозяйству. Это те, которые проживают сегодня в бассейне рек Ик, Зай, Шешма, Вятка (Елабужский, Мамадышский и другие районы Предкамья).
Большинство же ногаев приняло ислам.
 
ИТАК, КАК ЖЕ КОНКРЕТНО ПРОХОДИЛО ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ЮГО-ВОСТОКА СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСТАНА ДРУГИМИ НАРОДАМИ?
 Оно особенно усилилось после присоединения Казанского ханства к России (1552 г). «Юго-восточная группа охватывает казанских татар, постепенно переселившихся в XVI-XVIII вв. из центральных районов бывшего ханства. Сюда входят закамская группа (между Заем и Шешмой) и другие» (А.Х.Халиков, «Происхождение татар Поволжья и Приуралья», стр.14, Казань, 1978).
 Заселение русскими этих мест началось с возведения Закамской засечной оборонительной черты (1652-1656 г.г.).
 Часть ногаев, перешедших на оседлый образ жизни, приняла название татар. Как уже говорили выше, это - Сарманово, Иляксаз (Илексаз) и многие другие ногайские населенные пункты.

Город Заинск
 
А КТО ЖЕ ТАКИЕ КРЕЩЕНЫЕ ТАТАРЫ СЕГОДНЯ?
 Ведь известно же, что «Императрица Екатерина  II Великая звалась в татарском народе «Матушкой», поняв все тяготы положения «крещеных татар», в 80-х гг. XVIII века издала указ, по которому отпустила с миром татарский мусульманский народ из насильственного православия в родной ислам.
 230 лет – от Ивана Грозного до Екатерины II – таков период существования «крещеных татар» на Средней Волге» (журнал «Витязь», стр.15-16, Казань, 2009 г). Как говорится: стройте мечети, но чур… они не должны быть выше соседней православной церкви.
Вроде бы у нас не стало крещеных татар. Ан нет, официально на территории Татарстана существуют 220 населенных пунктов, в которых проживают крещеные татары (см.журнал «Витязь»). 
 Вероятно давно следовало бы признать, что кряшены – это не казанские татары, а коренные жители этих мест – тюркоязычные народы ногаи, принявшие православие несколько веков тому назад.
 
И ЕЩЕ…
 В X веке при переселении болгар с Северного Кавказа на Среднюю Волгу, арабский путешественник Эль-Балхи оставил запись, что внутренние болгары - христиане. Другой путешественник, тоже арабский, Ибн-Хаукаль отмечал: «Между внутренними болгарами есть христиане и мусульмане».
 Можно уверенно утверждать, что часть современных кряшен является потомками не только ногаев, но и тех далеких булгар.
Известно, что при появлении первых булгарских племен на Волге-Каме эти места посетил христианский епископ Исраил из христианской Албании (это территория современного исламского Азербайджана).
 Пускаться в рискованное путешествие во времена столь суровые и непредсказуемые, согласитесь, небезопасно. Были весьма веские причины: духовного владыку заботили единоверцы, жившие на Нижней Каме. Албанский епископ двинулся к волжским булгарам как к заведомо дружественному народу для восстановления прежних культурных и духовных связей, прерванных их перекочевкой в Волжско-Камский регион, а также для установления духовных связей с местным населением – ногаями, принявшими христианство.

И далее
Большинство кряшен, как мы уже говорили, продолжало заниматься сельским хозяйством. А часть из них еще в 1734 году за особые заслуги перед Русью Православной императрицей Анной Иоановной были переведены в казачье сословие и приняты на царскую охранную службу в качестве ногайского тюрко-язычного православного казачества с гордым именем – нагайбаки. Их центром являлась Нагайбакская крепость на реке Ик (в 70 километрах к востоку от Заинска). Возведена была для охраны юго-восточных границ Русского государства от набегов башкир и других кочевников.
К нагайбакскому казачеству относилась часть населенных пунктов кряшен нашего региона, как село Налим (Покровское), Федоровка (Иванаево) и ряд других.
Первым наказанным атаманом этого казачьего войска был Суворов Василий Иванович – выходец из «мензелинских служилых людей», один из первых включенный в дворянскую книгу Уфимской губернии. Его официальное воинское звание – генерал-аншеф. Отец будущего генералиссимуса России Александра Васильевича Суворова (М.С.Глухов, Tatarika – энциклопедия, стр.430, Казань, 1997 г).
Кстати, автор этой энциклопедии Глухов Максим Степанович является потомком ногаев.

Заинский музей, история Заинского края

И далее. В письме, о котором говорили в начале нашего повествования, была просьба рассказать о «деятельности атамана нагайбакских казаков – В.И.Торнове».
Это было время крестьянского восстания (1773-1775 гг.) под руководством Емельяна Пугачева, который объявил себя императором Петром III, избежавшем якобы смерти в результате дворцовского переворота в Петербурге в 1762 году.
Простой народ (и не только) никак не мог понять: царь Петр III – внук Петра Великого – был убит, а его жена – немка Екатерина II была провозглашена императрицей России.
Так появились самозванцы под именем Петра III  и одним из них оказался Пугачев Емельян Иванович. В общем, в истории России это событие довольно темное и по-настоящему не выяснено до сих пор.
И о Торнове. По национальности он перс (иранец). Еще будучи подростком он был взят в плен «турхменами» и продан в рабство Киргиз-кайсакам (казахам). На реке Яик (р.Урал) он бежал к русским. Был крещен в греческую веру. Принял имя Торнова Василия Ивановича (настоящее его имя неизвестно).
Поселен в Ставропольском уезде (ныне Самарская область), где 15 лет прожил с семьей. Занимался торговлей.
В начале крестьянской войны Торнов вместе с калмыцким отрядом пришел под Оренбург к Пугачеву. В декабре 1773 года после получения жалоб на башкир «… что они многих разоряют», Пугачев назначил Василия Торнова атаманом нагайбацких казаков. Ему было поручено набрать команду и: «…не допускать башкиров до разорения жительства, а также препятствовать  правительственным военным командам в походе на Оренбург.

Главной заботой В.Торнова были Нагайбакская и Заинская крепости, которые были передним краем соприкосновения с правительственными войсками.
Из Нагайбацкой крепости на Заинск направляется отряд «сот до девяти человек» под командованием старшины нагайбацких казаков Нагайбака Асянова с наказом взять эту крепость, которая была еще в руках правительственных войск, и провести заградительные работы на основных дорогах в виде лесных завалов с целью недопущения перемещения пушек, против которых у казаков не было иного оружья кроме коптев, луков и сабель.
Как известно читателям, крепость Заинск нагайбацкими казаками была взята без боя. Об этом более подробно можно прочитать в «Очерках по истории Заинска» (ч.I, стр.51-69 и часть III, стр.82-93).

Заинский музей, история Заинского края

Пока казаки Нагайбака Асянова находились на заинской земле, его отряд пополнился 70 «малолетками» (т.е. молодежью) «конно и оружно». Они тут же были поверстаны в казаки. И такая деталь. Среди нагайбацких казаков находились потомки тех, отцы и деды которых еще три десятка лет назад были поверстаны в казаки. Они посетили свое родное село Налим (Покровское) и разыскали своих родственников.
И в завершении крестьянской войны. Она потерпела поражение. А Василий Торнов был выдан своими же помощниками правительственным войскам и отправлен в Казань в секретную комиссию. Но во время штурма пугачевцами города Казани в июне 1774 года В.Торнов был освобожден и по-прежнему продолжал служить Емельяну Пугачеву.
После окончательного поражения пугачевцев В.Торнов вместе с М.Голевым – пугачевцем из села Александровская Слобода – добровольно явились с повинной.
Еще раз допрошен, а затем отправлен в Москву. Над руководителями восстания суд состоялся в Москве 29-31 декабря 1774 года.

По приговору Сената, утвержденному Екатериной II Е.Пугачев и четверо его активных помощников: А.Перфильев, М.Шигаев, Т.Подуров и В.Торнов были казнены в Москве 10 января 1775 года на Болотной площади.
Конкретно в приговоре Сената о В.Торнове говорилось: «… Яко сущего злодея и губителя душ человеческих, разорившего Нагайбацкую крепость и некоторые жительства и потом вторично прилипившегося к самозванцу – повесить в Москве».
В I половине XVIII века в Нижнем Закамье произошли большие изменения. Старая Закамская оборонительная черта потеряла свое стратегическое значение, т.к. юго-восточная граница Русского государства продвинулась далеко на юг.
Стали строить новую Закамскую оборонительную черту (1731-1734 гг.). Но, не достроив ее до конца – от нее отказались. Начали возводить третью линию (1734 г.) – более южную – Оренбургскую укрепленную линию по реке Яик (Урал).
Из служилых людей Заинска, Новошешминска и Старо-Шешминска по указу императрицы Анны Иоановны были «учреждены два закамских ландмилицких полка», чтобы был полк конный и полк же пехотный… для охранения  пограничных мест».

Заинский музей, история Заинского края

Полки вместе с семьями, скотом и скарбом до 10 тысяч человек постепенно были перемещены на реку Сакмару – правый приток реки Урал.
Здесь были основаны крепости: Воздвиженская (так была названа в честь Заинской Крестовоздвиженской церкви), Пречистенская и редуты (полевые земляные укрепления): Никитинский и желтый.
Это было уже в 1742 году – за год до основания города Оренбурга.
Вместо ушедших драгун с Закамья по указу правительствующего Сената от 27 декабря 1736 года крепости Старый Закамской черты стали заселяться гвардии отставными солдатами и унтер-офицерами.
Хотя они считались отставными, но были обязаны нести караульную службу.
На территории современного Заинского района отставные были поселены в крепости Заинск, в Александровской Слободе и деревне Камышинка. Они щедро наделялись земельными наделами и лесными угодьями. Более подробно об этом читайте в «Очерках по истории Заинска» издания 1992 года.

Заинский музей, история Заинского края

Вернемся к нагайбакским казакам. Они заселяли территории Белебеевского уезда (ныне Башкортостан) и Мензелинского уезда (ныне Татарстан). Места были неспокойные. Довольно часто бунтовали башкиры. Поэтому нагайбацким казакам было достаточно дел на этой территории. И в то же время их привлекали к военным действиям во время войны России с другими государствами.
Известно, что нагайбакские казаки принимали участие в походе в северную Италию в 1799 году. Командующим русских войск был фельдмаршал Суворов Александр Васильевич. Напомним, что он был сыном первого атамана Нагайбакской крепости.
На севере Италии шла война против войск французского императора Наполеона Бонапарта, оккупировавших эту территорию.
Французскими войсками командовал генерал Ж.Макдональд. Французы были разгромлены в битве на реке Треббия (запомните это название). В битве отличились нагайбацкие казаки. Война с Наполеоном продолжалась.

В этом году, о чем знает каждый читатель, отмечается круглая дата – 200 лет разгрома французов под Москвой в 1812 г.
У автора этого очерка нет сведений: участвовали ли нагайбакские казаки в Бородинском сражении. Зато есть данные об участии наших земляков – казаков в окончательном разгроме Наполеона Бонапарта.
В этой войне нагайбаки покрыли себя неувядаемой славой. Это - 1814 год.

В составе русского корпуса наши земляки-казаки брали французскую провинцию Шампань, города Фершампенуаз, Кассель, Требил и, конечно же, столицу Франции – Париж.
Кстати, они же отстояли через 100 лет Париж от немцев во время Первой мировой войны (1914-1918 гг). Потому парижане помнят русских (ногайских) казаков и как захватчиков и как защитников своего прекрасного города.
И далее. Верные присяге русскому престолу нагайбакские казаки в 1831 году направлялись на подавление национально-освободительного движения в Польше, находившейся под властью Русской империи.
В боях под Остроленко (в 100 км к северу от Варшавы) польские повстанцы были разгромлены (БСЭ, т.20, стр.286).

С годами нагайбакское казачество теряло свое стратегическое значение в районе Башкирии и Татарии. Волнения башкир фактически прекратилось, а государственная граница отодвинулась далеко на юг. Поэтому в 1842 году часть народа кряшен-нагайбаков добровольно переселились в Зауралье на юг Челябинской области туда, где заканчивалась Оренбургская укрепленная линия.
В пределах западной Сибири нагайбакские казаки охрану государственной границы взяли на себя.
А в память о прошлых боевых походах сегодня на карте юга Челябинской области мы можем прочитать названия селений французского происхождения и не только. Это районный центр Нагайбакского района – Фершампенуаз, в центре которого возвышается ретрансляционная башня телевидения – точная копия Эйфилевой башни Парижа, разумеется в уменьшенном размере.
Селения: Кассель, Требил, Париж… Треббия (Италия), Остроленка (Польша) и др.

В то же время в памяти нагайбаков до сих пор сохраняются и названия тех населенных пунктов, откуда переселились в середине XIX века их предки: Бакалы, Умир и другие.
Во многих из названных населенных пунктах вместе с кряшенами поселились русские казаки и крещеные калмыки.
Читатель не должен забывать, что в этих вышеназванных селениях живут потомки заинских кряшен, которые были поверстаны в казаки в течение почти двухсотлетнего существования Нагайбакского казачества.
Жаль только, что память человеческая так коротка!
В период переворота 1917 года казачество в основном остались верны присяге прежней России.
При советской власти казачество, как сословие, было уничтожено.
В настоящее время оно возрождается, в том числе и в Республике Татарстан. В Казани издается патриотический журнал для армии и народа «Витязь». Советую познакомиться с его содержанием.

___________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
http://zainsk.tatarstan.ru
http://zainsk24.ru
http://www.museum.ru/M2676
http://kam.ru/
В.В. Ермаков «Челнинская история»

Комментарии

аватар: Кэп

музейный фонд!

советуем посетить Заинский музей - 

это самый крупный и интересный музейный фонд в Закамье,  если не считать музейного фонда Булгар!

аватар: Кэп

Письма военных лет

В Заинском краеведческом музее открылась передвижная выставка писем военных лет фотографа Евгения Кулешова. Об этом сообщает «Заинск-информ».

Выставка колесит по всем районам Татарстана. В Заинск она приехала после Нижнекамска.

Район стал 18-м в «фронтовом турне».

Экспозиция включает 77 писем.

В частности, здесь есть письмо Василия Кныша жене убитого однополчанина Анне Колчериной родом из Заинска.

Во время открытия звучали песни военных лет в исполнении коллективов ДК «Энергетик» и районного Дома культуры, а самыми юными участниками стали ребята из музейного кружка.

аватар: Стивен Иванов

вопрос - Заинск поселенцы

Дорогая Людмила Симонова,

У вас есть список имен и названий для эти первоначальные поселенцы 1652-1654:
" людей в Заинском челнинских стрельцов сто" И "смоленских казаков восемдесят один человек"
Если нет, вы знаете, где я могу получить информацию? Пожалуйста, порекомендуйте.

С уважением,
Стивен Иванов

аватар: Кэп

выставка в Заинском музее

В фойе Заинского краеведческого музея открылись две выставки. Мероприятия состоялись в рамках ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств 2019».

Об этом сообщает «Заинск-информ».

На мини-выставке «Старинная фототехника “От негатива к позитиву”» представлены старинные фотографии и фотоаппараты разных лет, которые запечатлели множество историй из жизни района.

В экспозиции «Любимый мой Татарстан» можно увидеть брошюры, книги и символику Татарстана, подготовленные ко Дню Конституции РТ.

Эти экспонаты смогли посмотреть не только местные жители, но и гости из Набережных Челнов, Казани, Чистополя, Елабуги, Нижнекамска.

В день открытия выставок гости преподнесли в дар уникальные предметы – узбекский свадебный чапан, мусульманскую тюбетейку, кран от старинного самовара, книгу со стихами «Ангелы все улетают в Питер…». Дарители помогли музейным коллекциям стать богаче и разнообразнее.

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru