Древняя история булгар и сувар

Древняя история булгар и сувар тесно связана с историей татарского и чувашского народов, а также связана с

историей народов Поволжья.

Откуда наши предки пришли сюда, где до этого жили, какова была их культура, письменность, язык, ремесла, образ жизни - всё это интересно и очень познавательно!

Каждый народ должен знать свою историю, хотя бы в кратком виде.

Сувары и булгары ещё до переселения в Поволжье имели древнюю историю, и образовывали мощные и заметные государства в мировой истории.

 

 

Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заселили финно-угорские племена — предки марийских и мордовских народов. В Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13-5 тыс. до н. э.) и неолита.

В начале новой эры тюркоязычные племена булгар и сувар начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во II—III вв. н. э. Северного Кавказа. Многовековое общение с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами, обогатили культуру предков чувашей — их хозяйственные занятия, быт, религию, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.

                                            Древняя история булгар и сувар                                                   Древняя история булгар и сувар

В 30—60-х гг. VII в. в Севером Причерноморье существовало государственное образование Великая Булгария, но под ударом Хазарии, оно распалось. В 70-х гг. болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732—37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В VIII в. в Среднем Поволжье возник булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли сувары и местные волжско-финские племена. В конце IX в. союз перерастает в Волжскую Булгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе. 
Основными хозяйственными занятиями в Волжской Булгарии стали пашенное земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Возникли города: Болгар (столица в X—XI вв.), Биляр (столица в XII — начале XIII в.), Сувар, Ошель, Нохрат. Развивались ремесла, внутренняя и транзитная торговля. В Волжской Булгарии уделялось внимание развитию науки и образования, государственным языком был булгарский язык.

В X — нач. XIII в. в процессе объединения булгарских и суварских племен, говоривших на языке с «ротацизмом» (употребление, в отличие от других тюркских языков, «р» вместо «з»), и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая волжско-болгарская народность.

 

ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БУЛГАР И СУВАР
Более двух тысяч лет назад между двух морей (сейчас они называются Черным и Каспийским) жили племена болгар и сувар - предки современных чувашей.
    Их язык и культура были близки между собой, много общего было и с соседними племенами - сармат, алан и хазар, что известно из множества раскопок.
    Одной из тайн происхождения чувашского народа остается место обитания болгар и сувар до прихода в Причерноморье. Некоторые ученые считают, что древние предки чувашей пришли из Центральной Азии, другие предполагают начало движения этих племен из Средней или Передней Азии.
    Как бы то ни было, эти племена вели и кочевую и оседлую жизнь. На своем пути длиною в сотни и сотни лет они останавливались преимущественно у воды, строили жилища, создавая деревни и города.
    Лишь какая-нибудь беда (голод или война) заставляла их сниматься с насиженных мест.
    По мере своего продвижения они встречались с другими народами, жили мирно и воевали, перенимали обычаи, элементы культуры, обогащали свой язык и чужие языки. Таким образом, около III-IV веков нашей эры болгаро-суварские племена оказались в Причерноморье.
У болгар и сувар было несколько видов жилищ. Один из них назывался - юрта. Ее собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти верблюдов и овец. Всю эту работу обычно делали женщины.
   Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях, верблюдах или повозках.

 
    Некоторым племенам болгар было необходимо именно такое жилье, они были хорошими скотоводами и разводили лошадей, коров, овец, коз и верблюдов. И когда их скот съедал всю траву на одном месте, то болгары разбирали юрты, собирали все свои вещи на повозки и отправлялись жить на новое место, пока на старом пастбище опять не вырастет трава.
    Но большинство предков чувашей занималось земледелием. Они обрабатывали землю передовыми для того времени легкими и тяжелыми плугами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие культуры.
Потом убирали их серпом, косой. Мололи на ручных мельницах, делали муку и крупы. Все земледельцы жили в деревнях или вокруг городов.
    Были у болгар и сувар огороды и сады, в которых росли самые разные фрукты и овощи, а также арбузы, дыни, виноград. Особенно славились своими садами и виноградниками суварские города.
    В городах жилища были в виде полуземлянок, глинобитных и каменных домов. Иногда болгары строили свои города на развалинах бывших греческих городов. Таким был, например, первая их столица — Фанагория.

У болгар и сувар хорошо были развиты самые разные ремесла. Особенно славилась керамика. Из приготовленной глины с помощью гончарного круга мастера лепили самую разную посуду. Украшали ее, затем обжигали в специальных печах. Археологи находили и деревянную посуду. По некоторым ее деталям ученые определили, что в обиходе народа существовали и токарные станки.
                                                                Древняя история булгар и суварДревняя история булгар и сувар
Деревянная посуда часто, для прочности, по краям оковывалась металлическими пластинками.
Из железа, меди, бронзы, золота и серебра кузнецы и ювелиры изготовляли оружие, посуду, украшения и инструменты.
    У болгар и сувар была своя письменность. Сейчас ее называют рунической. Писали на металлических и глиняных сосудах, на надгробных памятниках, возможно, на пергаменте и дощечках.
    В быту широко использовали кость. Из нее вырезали амулеты, игральные кубики, шахматные фигурки и т. д.

 

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
В VI веке болгарские, суварские племена попали под зависимость тюрков, а их земли вошли в состав Тюркского каганата.
    В начале VII века (30-е годы) каганат распался и на территории между Черным и Каспийским морями образовались два государства — Хазарский каганат и Великая Болгария. Создателем Великой (или Золотой) Болгарии был царь Кубрат, сумевший своей властью объединить разные племена.
    Великая Болгария обладала высокой культурой и имела связи с разными странами, в том числе и с Византией — сильным и могущественным государством той эпохи.

                                                   булгарский воин                                                                         

По некоторым версиям, у Кубрата было три сына. Старшего звали Батбай, среднего — Котраг, младшего — Аcпарух. Старея, Кубрат завещал сыновьям сохранить Великую Болгарию, а для этого никогда не ссориться друг с другом.
    В середине VII века Кубрат умер. Похоронили его недалеко от реки Днепр в украшенном золотыми пластинами гробу, с золотым и серебряным оружием, посудой, драгоценностями.
Простых людей болгары хоронили проще — в неглубокие могилы клали горшки с пищей, некоторые орудия труда, оружие.

По легенде, Кубрат велел принести пучок веток и предложил сыновьям сломать его.
Но ни один из них не смог сделать этого.
Тогда Кубрат разобрал пучок и предложил сломать его по одной веточке. Конечно, это легко получилось. Так царь хотел показать сыновьям, что если они будут держаться вместе, то их никто не победит.

Братья не выполнили наказ отца, не стали держаться вместе, разошлись и тем самым лишили свое государство былого могущества.
    Батбай со своими людьми остался на месте, как и завещал отец, и оказался в подчинении хазар. Под их же власть еще раньше попали и сувары. Всем им пришлось часть своих изделий, скота, продуктов регулярно отдавать хазарскому правителю, то есть платить дань. А царям, подчиненных хазарам племен, приходилось платить дань своими дочерьми, поставляя их в гарем хазарского кагана.
    Существование Золотой Болгарии было заметным и ярким, но по меркам истории очень коротким, — всего несколько десятилетий.                                     Древняя история булгар и сувар

ДУНАЙСКАЯ БОЛГАРИЯ
675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими людьми ушел на запад, на реку Дунай (см. карту здесь). В этих местах жили многочисленные славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство — Дунайскую Болгарию, которая быстро стала процветающим государством. Одно время даже гордая Византия платила ей дань.
    Постепенно болгары перемешались со славянским населением, и так как славян было намного больше, почти совсем забыли свой болгарский язык.
    Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха.
Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха. В современном болгарском языке есть слова, существующие с тех далеких времен и очень схожие с чувашскими:
Недалеко от современного болгарского села Мадара на высокой скале высечен рельеф всадника c собакой и раненым львом.
Вокруг него множество надписей, рассказывающих о царях и событиях Дунайской Болгарии того времени. Даже в полуразрушенном виде этот всадник представляет собой внушительное зрелище.

 

                                                хан Котраг с булгарами на Волге                                     Древняя история булгар и сувар

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Cредний сын Кубрата Котраг в конце VII века со своими людьми «серебряными» болгарами пошел на север и остановился между реками Дон и Северский Донец. В этих местах болгары жили больше 100 лет и, как другие племена бывшей Золотой Болгарии, подчинялись Хазарскому каганату. И вероятно, часть оставшихся здесь болгар позднее вошла в состав украинского народа.
    В VIII веке болгары начали постепенно уходить в места, где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары, так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.

А в Волго-Камье уже очень давно жили племена древних марийцев, мордвы и других народов. Ранее охотники и рыболовы, они теперь разводили скот и уже освоили земледелие. Было у них и металлопроизводство. И интересно, что с самого начала этим занимались только женщины. Они отливали для себя различные украшения и детали орудий труда.
    Часть коренного населения после прихода болгар ушла, а часть перемешалась с пришельцами.

Переселившиеся в Волго-Камье болгарские племена постепенно объединяются. И в конце IX века (895 г.) болгарский царь Алмуш (Алмас) создает новое государство — Волжскую Болгарию.
    Но волжским болгарам не удалось освободиться от власти хазар — и они продолжали платить дань хазарскому кагану. Но потом на хазар стали нападать сначала печенеги, а затем и русский князь Святослав со своими войсками. В 965 г. Хазарский каганат был разгромлен окончательно.
    В Волжской Болгарии было очень много (по тем временам) городов, деревень и отдельных замков. В таких замках жили богатые владельцы земли и скота. Вокруг них селились в деревнях простые земледельцы. Они жили в полуземлянках, деревянных и глинобитных домах, последние обычно были закругленной формы. Внутри домов были подполья, а рядом с жилищами — большие ямы-зернохранилища. Дома окружались хозяйственными постройками и заборами.

                                                    Древняя история булгар и суварДревняя история булгар и сувар

В обычных болгарских городах строили жилища разных типов, и город делился как бы на две или три части. В центре города была крепость с высокими стенами и башнями, окруженная валами и рвами. Там во дворце жил болгарский царь и другая знать, их помощники и слуги. Там же располагался главный храм и склады зерна и припасов.
    Вокруг   крепости во внутреннем городе жили богатые купцы, священнослужители, болгарская интеллигенция — ученые, художники, писатели, врачеватели, учителя, состоятельные ремесленники — ювелиры, стеклодувы и др. Во внешнем городе жили люди среднего достатка — ремесленники (кожевники, гончары, плотники и т. д.), мелкие торговцы.  Эти части города тоже окружались валами и рвами. Входы в поселения были устроены так, что неприятель, проходя по ним, поворачивался к защитникам городка правым боком, не защищенным щитом. Вокруг городов располагалось множество деревень. И в случае военной опасности их жители укрывались в городах.

До середины XII века столицей Волжской Болгарии был город Булгар, а затем — Биляр.
    Горожане жили в деревянных домах с глинобитными печами с трубами. Вокруг строились хозяйственные постройки. Улицы между домами были широкими и мостились деревом и камнем. Более богатые жители имели кирпичные дома, обогревавшиеся теплым дымом, проходившим под полами комнат.
И часто в этих домах были водопроводы.
    В общественные бани подавалась горячая и холодная вода. Для этого прд мостовыми был проложен водопровод из глиняных труб. На площадях города били фонтаны, были водоемы с водой.
    По своей чистоте и благоустройству столица болгарского государства намного превосходила большинство европейских городов той эпохи.

После принятия мусульманства в болгарских городах стали строиться мечети — здания для поклонения аллаху и высокие башни-минареты, с которых мусульманский священник (мулла) созывал народ на молитвы. А для умерших людей из богатого сословия строили мавзолеи, которые служили уже только однои семье или роду.

    Площади крупнейших городов той эпохи:
Константинополь — 1600 га.
Самарканд (с пригородом) — 1500 га.
Плиска (с пригородом) — 2800 га.
Болгар (с пригородом) — 1000 га.
Преслав (с пригорсдом) — 600 га.
Париж — 439 га.
Владимир — 160 га.
Киев (с Подолом) — 150 га.

 

В некоторых болгарских городах были целые кварталы, где проживали иноземцы. А для приезжающих торговцев строили большие караван-сараи (дома-гостиницы), состоявшие из нескольких построек: жилых помещений, стойл для скота, складов, обеденных помещений и т. п. Такие караван-сараи были очень нужны, так как Волжская Болгария была одним из крупнейших международных торговых центров той эпохи.
    Из самых далеких стран в Болгарию привозили разнообразные товары.

Болгарские купцы везли их дальше в другие страны, а оттуда привозили нужные вещи и изделия. И в самой Болгарии специально на продажу изготавливали драгоценные украшения, оружие, доспехи, клей, кожи особой выделки и другие изделия, торговали древесиной, воском, медом, выращивали скот и хлеб.
    С охотниками севера болгарские купцы вели меновую торговлю на полном доверии друг к другу. Купцы оставляли свой товар в условном месте и уезжали. Через какое-то время охотники приходили на это место, забирали понравившийся товар, оставляя взамен шкурки ценных зверей. Затем опять приезжали купцы, забирали шкурки и оставляли другой товар и т. д.

Древняя история булгар и сувар
Пришедшие на Волгу болгарские племена уже обладали высокой культурой земледелия. Они высевали пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя двупольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали, а другую часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».
Убирали хлеб серпами, косами. Мололи на ручных мельницах.
    Болгары тщательно ухаживали за всходами, пропалывали их. Богатые урожаи давали возможность не только кормить себя, но и вывозить зерно на продажу в другие страны.

Далеко за пределами Болгарии славился болгарский мед. Болгары были умелыми пчеловодами. Мед собирали в дуплах деревьев, где жили пчелы. Эти деревья охраняли, дупла обустраивали.

Древняя история булгар и сувар

    Из домашних животных болгары держали лошадей, коров, овец, коз, птиц, собак и кошек. Лошади и коровы были крупнее местных пород. У коров хорошо были развиты рога. А овцы напоминали степных курдючных. Порода собак была близка современной лайке.
В садах и огородах болгары выращивали разные овощи и фрукты. В лесах собирали орехи, ягоды, грибы, травы. Болгары охотились на куниц, выдр, лис, белок, зайцев, лосей, оленей, медведей и других диких животных. Живущие вблизи рек ловили рыбу.

                            надгробные камни внутри Черной палаты - город Булгар                         

У болгар было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом, и им не надо было выращивать хлеб и скот.
    Ремесленники выплавляли металл, в т. ч. сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение и т. д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой.

Далеко были известны болгарские мастера-ювелиры, которые изготавливали из меди, золота, серебра самые разные украшения. Из бронзы делали зеркала, одну сторону которых гладко отполировывали, а другую украшали символическими узорами.
    Своеобразными ювелирными изделиями были парадные топорики и украшенные металлической ковкой замки.
Большой популярностью в Поволжье пользовалась болгарская керамика — глиняная посуда, игрушки, светильники. Они отличались прочностью и красотой. Мастера украшали их узорами и обжигали в печах.
    Судя по найденным в раскопках изделиям, могли существовать и стеклоплавильные печи, где изготовляли стеклянные бусы, оконные стекла и другие предметы, но возможно, что такие мастерские лишь обрабатывали готовое стекло.

  Для ручек ножей, плетей, застежек, деталей оружия и т.д. болгары использовали кость. Для ее обработки мастера применяли разные инструменты, в том числе и токарный станок.
Далеко за пределами страны славились изделия из болгарской кожи, мастера умели выделывать кожи самых разных сортов. Из нее прежде всего шили, конечно, обувь, украшали ее, путем выдавливания узоров или пришивания цветных полосок. Из кожи также изготовляли сумки, сосуды, ремни, снаряжение коня, щиты и т. п.
Болгарские мастера производили разные ткани, часто с вышивкой на них. Ткали и вязали специальными крючками ковры. Из кожи, меха, войлока и тканей шили разную одежду.

                                                      похоронный обряд древних булгар                               

В начале X века царь Алмуш, стараясь освободиться от хазарской зависимости, обратился к Багдадскому халифату. И в 922 году от халифа в Волжскую Болгарию прибыло посольство. Среди этих посланников был человек, написавший потом интересное сочинение о своем путешествии на Волгу. Звали его Ахмед ибн Фадлан. Многие сведения о Волжской Болгарии современные ученые узнали именно из этого сочинения.

   Вот некоторые сведения, записанные Ахмед ибн Фадланом.
    В июне 921 года послы Багдада направились в Бухару, чтобы поздравить нового эмира с восшествием на престол, переждали зиму и лишь весной отправились в далекую Болгарию, конечную цель своего путешествия.
 ...Путь посольства был трудным и опасным, например, через большие реки люди переправлялись в кожаных мешках — эти «лодки» были очень неустойчивы — и их просто сносило течением на другой берег. Встречались им не всегда дружелюбные племена с их странными обычаями, секли ливни, резкие ветра...
 ...Ахмед ибн Фадлана удивляло то, что царь разъезжает верхом совершенно один, без охраны. И например, когда он так приезжает на базар, то люди встают, снимают свои шапки и кладут под мышку — так они приветствуют своего царя. ...Так же посланника Багдада очень удивляло, что женщины и мужчины моются в реке вместе и при этом никто не совершает ничего непристойного. ...В Болгарии очень строго наказывали преступников. За воровство и убийство — смерть. За нечаянное убийство — человека подвешивали в заколоченном ящике, оставив ему три лепешки и кружку с водой. За прелюбодеяние и мужчину и женщину рассекали пополам и подвешивали на дерево для устрашения и строгого соблюдения традиций и законов.
...Царь Алмуш рассказал Ахмед ибн Фадлану о великане, который жил у него, и показал кости этого великана. Посланники видели многих иностранцев, приехавших в торговую Болгарию. Ахмед ибн Фадлан наблюдал похороны знатного руса. Его и умерщвленную девушку-служанку сожгли вместе с его кораблем.

Среди болгар были некоторые группы людей, верившие в аллаха, т. е. мусульмане. Царь Алмуш, желая окончательно объединить племена Волжской Болгарии и наладить отношения с могущественными мусульманскими странами, решает внедрить исламскую веру (или мусульманство). И посольство Багдадского халифата помогло ему в этом. С 922 года болгарское городское население стало верить в единого бога-аллаха и совершать все обычаи по традициям мусульманства. Но сельские жители в большинстве своем не отказались от своей старой веры и оставались язычниками. Вероятно, основная часть сувар, не захотев подчиниться власти Алмуша и принять ислам, ушла в другие места, на территорию современной Чувашии.
    А в болгарских городах на смену золотым идолам язычества пришли дворцы-мечети с башнями-минаретами. Древняя болгарская письменность сменилась арабской вязью, но простые люди еще долго пользовались руническим письмом.

 

ССЫЛКИ НА  СТАТЬИ:

Общая статья про татарский народ - тут!

Статья про историю Булгар - тут!

Статья про тенгрианство - древняя религия тюрков - тут!

Статья про татарские священные рощи - тут!

Статья про природу  Татарстана - тут!

Статья про историю ислама у татар - тут!

Статья про историю Татарстана - тут!

Болгарский музей-заповедник - тут!

Булгарское городище Кашан - тут!

Статья про Кирменское городище - тут!

Статья про булгарское городище Ошель - тут!

Про древние города Булгарского и Казанского царств - тут!

Джукетау - булгарский город на берегу Камы - тут!

Древнее городище Сувар - тут!

Иске-казанский музей-заповедник - тут!

Древний булгарский город - Биляр - тут!

   КЛАДЫ И МОНЕТЫ ДРЕВНИХ БУЛГАР - ТУТ!

   ТАНКЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК - ТУТ!

   БУЛГАРСКИЙ МУЗЕЙ  ЗАПОВЕДНИК - ТУТ!

    ГОРОД БОЛГАР - ТУТ!

 

ИСТОРИЯ ПОВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА - ТУТ!

ИСТОРИЯ ПОВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ - ТУТ!

 

_______________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://history.chuvash.org/
сайт Википедия
В. В. Николаев, История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э., Чебоксары, 2005.
В. Ф. Каховский, Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 2003.

 

Комментарии

аватар: Кэп

этногенез народов Поволжья

рассказывая о летописной мере и муроме, следует обязательно указать, 

что меря, как финский, и лесной народ, конечно не могла полностью слиться со славянами, 

так как находилась на стыках множества народов и цивилизаций.

Многие факты как раз говорят, что часть мери соединилась с суварскими племенами, 

это было не одно племя, ведь принять ислам не захотели многие племена, которые и ушли на правый берег Волги,  при движении на запад - они несоменно встретились с мерянами.

Будет отдельная статья про финские названия на территории Чувашии и Нижегородской обл.

аватар: Гость

Язык сувар и булгар

Язык сувар и булгар кипчакский (М.Кашгари),к чувашам ни какого отношения имеет.Чуваши были и есть отюрченные черемисы,об этом утверждает н. ашмарин.Он пишет,что марийцы названме 'суасла'(булгары)перенесли после ухода чуваш на татар якобы не заметили подмены,но только самих чувашей называют 'суасла мари'т.е. обулгаренные марийцы,но никак не 'суасла',может тоже не заметили,'это потверждает о черемисском происхождении чуваш.Об этом и в Русских летописях пишут 'горные черемисы'т.е.чуваши-верьялы,'черемисские татары'т.е.чуваши-анатри.Надо читать независимых историков а не чувашских,которые зациклились на эпитафиях 2-го стиля написанных во время монгольского ига ,а до него нет ни одного, только 1-го стиля,которая продолжается после монгол,а 2-го стиля исчезает сразу после разгрома монгол.

аватар: Кэп

чуваши и марийцы...

этногенез чувешей достаточно сложен, поэтому однозначно сказать как и от кого они произошли - наверно невозможно!  Существует 3 или 4 этнические группы чувашей, следовательно, каждая из групп могла испытать влияние татар, марийцев, мордвы, русских, сувар, булгар, иных финских народов, населявших Поволжье, об этом отдельно уже писалось.

Что касается "суасла мари", то мари - это человек, как например, одо мари - удмурт, то же человек, но другой, поэтому это название не доказывает происхождение чувашей от марийцев.

Очень близки к мари - верховые чуваши - вирьял, их ещё раньше называли лесные чуваши, вероятно, что они и произошли от марийских племен, про них статья тут - вирьял!

но утвержать тоже самое про всех чувашей - нельзя, отличия очень большие!

 

аватар: Гость

'..Что касается'суасла

'..Что касается'суасла мари',то мари-это человек..Однако здесь берется исходное мари т.е.просхождение.Марийцы называют именно 'суасла мари',а не' люди по-суасски',да и с исходным мари они никого больше не называют.Могли назвать 'суасла ар'тоже обозначает народ,люди.В дополнение мордва чуваши называют 'веда','ветьке'.Можетэти народы:мари,русские,мордва что-то путают.Поэтому не будем идти на поводу у ашмаринцев,ссылаться только на независимых историков.Не кажется ли странным утверждения 'историков',что чуваши булгары,тогда как чуваши не имели письменности до 18 века,пока Яковлев не составил алфавит.А булгары после принятия ислама имели письменность,арабский-латинница-кириллица.Вот что пишет о поволжье Чичерина С.В....массы русского народа,будучи по образованию ниже магометян,не смогли оказывать никакого влияния на соседних с ним инородцев.Коренной причиной нашей неудачи(христианизяция)наша отсталость в области народного образования перед мусульманами...Католические монахи Плано Карпини и Гильона де Рубрук пишут о едином булгарском народе крепче держащийся закона Магометова,чем кто-нибудь другой.Это прямо точно изложено про татар-булгар.Что только не творила РПС во главе с государями,но татары-булгары не предали ислам.Если читать ашмаринцев чуваши отказались от ислама по каким-то непонятным причинам(пока сочиняют),почему же не отказались те же башкиры ,которые приняли ислам от булгар.Что касается языка ,то язык булгар и сувар-кипчакский.М.Кашгари в 11веке отметил едиентичность булгарского,суварского,кипчакского языков.В 1183г. Владимирский князь Всеволод перед походом на Булгары сообщил Киевскому князю Святославу:Половцев же призывать не хочу,ибо они с болгары язык и род един.Родственные народы карачаевцы,балкарцы общаются на кипчакском.А что касается именника болгарских ханов,то здесь чувашским ротацизмом и не пахнет одни кипчакские слова.Булгары великие купцы пишут арабские летописцы,о том что купечество характерна татарам и сегодня никто не будет спорит,но обратимся русским летописям ...о купеческом звании хлопотали главным образом татары,вотяки,среди других народностей подобные ходотайства случались редко.Это говорит о приемственности.А знаменитая булгарская кожа,до сих пор татары кожные мастера.Для первого этапа достаточно,послушаем дугую сторону.

аватар: Кэп

про чувашей...

что касается одо мари - то есть другие мари - другие люди, и связь этого термина с суасла мари, 

то может быть и так, одо мари - другие люди, но подобные народу мари, марийцы отлично понимали так как общались с удмуртами, что это родственный им народ, хотя история хранит и факты военных столкновений марийцев и удмуртов, именно марийцы вытеснили удмуртов с правого берега Вятки, марийцы в те времена были достаточно воинственным народом.

Вполне вероятно, что и суасла мари - несло родственный элемент,  но как писалось в прошлом коме - это касается буферных этносов, ведь сами чуваши неоднородны, чуваши вирьял - считаются очувашенными горными мари - это подтверждается, но есть ещё три этнографические группы чувашей, здесь всё сложнее! 

Кстати, когда мы беседовали с краеведами Моркинского района, они утверждали, что часть марийцев сюда переселилась из правого берега Волги и до недавних времен сохраняла многие чувашские элементы в одежде и головном уборе - именно женском,  по легендам и преданиям - чувашей мужчин этого племени перебили монголы, из-за отсутствия мужчин чувашки стали рожать от горных марийцев, чтобы сохранить свой род - тут и произошло смешение чувашского и марийского народов, но именно в точке соприкосновения этих народов, а не везде.

то есть утверждать это для всех чувашей - думаю нет оснований...

аватар: Кэп

исламизация и христианизация

насчет христианизации народов Поволжья, то надо иметь в виду, что и булгары-татары также проводили исламизацию соседних народов, причем методы были практически теже,  часто граничили с геноцидом, я хоть и сам татарин, но не отрицаю факта элементов насилия татар по отношению к марийцам, удмуртам, чувашам и другим небольшим народам, так в преданиях марийцев Волжского района есть прямые указания на нападения татар на марийские селения, на вытеснения марийцев из заказанья, а наболевший спор про Арск - просто вызывает недоумение, татарские историки хотя слово Арск и многие иные топонимы явно финно-угорского происхождения привести к татарским словам, хотя  есть прямые факты проживания мари и удмуртов на территории Высокогорского и Арского районов РТ. Мало того, марийские святилища были в Семиозерке и Раифе - о чем говорят местные предания и летописи монастырей, а также жития святых.

Есть предположения, что в этногенезе чувашей кроме мари участвовали такие летописные народы как меря, мурома и мещёра - терриотория расселения которых соприкасалась с чувашской, вполне вероятно, что племена эрзя и мокша, также могли участвовать в этногенезе чувашей.

аватар: Хунну

Об этнониме "булгар"

I. Булгар (българ). 1. Булга(н) (бурят.-монг.), бұлғын (казах.) – соболь. Ара (монг.), арқа (казах.) – спина, тыл. 2. Було – покрывало, вуаль, фата. Гърб – спина (болг.). Существуют населённые пункты с наименованием Булган в Монголии.
То есть слово "булгар" может иметь значение накидки на спину, скроенной из раздельных лоскутов, разных шкурок соболя (пушного зверя). В районе груди разделённые концы (края) накидки, по-видимому, соединялись застёжкой (чтобы не замерзала передняя часть туловища). Отсюда, вероятно, происхождение имени малмыжского князя Болтуша (Полтыша). Полдыш – пуговица (мар.). Бүлү – делить, түш – грудь (тат.). Пӧлаш – разделить, перегородить, прерывать. Тыш (тышке) – сюда; в (на) это место, в (на) эту сторону, в этом направлении; на то, к тому (о направлении развития чего-либо) (мар.). Возможно, что пуговицу делали из камня, которому придавали особое значение: таш – камень (тат.); тӹш – дух, знак, примета (мар.).
"Арья Альквист предположила, что название "синий" у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище "Синяя накидка" (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета...". Интересно, с мехом какого пушного зверя можно связать цвет накидки? или здесь синий цвет накидки связан с чем-то другим, например, цветом пуговицы, сделанной из определённого камня? Пуговицы (застёжки), по-видимому, могли подбирать под цвет накидки. Небо разделяется молнией (грозой) на части подобно двум половинам накидки.
Хунну – народ, носящий меховую накидку (шубу). 1. Хүн – человек; нэхы – меховой (бурят.-монг.). 2. Күн – кожа (тат.); йон (тат.), ны (коми) – ворс.

II. В то же время, слово "булгар" можно трактовать как благо, несущее прохладу, влагу, утоление жажды (в северных, пусть и холодных широтах, действительно, в сравнение с южными жаркими пустынями, много рек и озёр; в лесах; в тенистых оазисах; в горах).
1. بلغار [bulghā́r] – нежный. Используется в выражении выражении: بلغار باد [bulghā́r bād] – бриз, зефир. باد [bād] – ветер. بلگ [balg] – лист (пушту). Болгау – махать; ярау – прохладный, слегка ветреный (тат.). Благо; яра – зарево, марево (болг.).
2. بلک [balk] – блеск, сияние (пушту). Балку – сияние, излучение, сверкание; озарение улыбкой (тат.). Блестит вода на солнце.
3. Балга – глоток; булаг – ключ, источник, родник (бурят.-монг.).

III. Булгар (или болгар) может означать жителя местности, расположенной рядом с горами (или в горах). При таянии ледника с вершины горы по склонам (по обе стороны, разделённые горным хребтом) на равнины стекают реки. Болгария – Балканские горы; Волжская Булгария – Уральские горы; Балкария – Кавказские горы.
1. Било – горный хребет. Горе – наверх (болг.). 2. Бүлү – разделять. Югары – верх (тат.). Бөлу – делить; жоғары – верх (казах.). Бүлеү; юғары (башк.). Пайла; хăрпу (чуваш.). 3. Пӧлаш – делить; курык (кырык) – гора (мар.). 4. Бул-бул – просторный, свободный. Йӧгу – ледник; гурызь – гора (удм.). 5. Буль-боль – с бульканием (прим.: на равнине от стекающей талой воды). Йӧг – нарост на стволе дерева; шишка, бугорок; свет (прим.: ледник словно нарост на горе, и от него отражается свет). Кыр – гора (коми).

IV. Равнина, степь – это поле, что-то большое. Но ровной поверхность стала от её равномерного распределения: бүленеш (үлеу), бүлү (бөлу) – распределение, делить (тюрк.). Поле – это расстояние, длинный путь: буй – длина, протяжённость; юл – путь (тюрк.). Пай – доля, часть; йол – нога (мар.). "Пай йол" – шаги по полю (или полу).

аватар: Болгарский ОГУРец

Тюрко-монгольское, угорское и финское родство

1. Зим, жем – корм (тюрк.: тат.-башк., казах.). Маа – земля (фин.) | Земя – земля (болг.).
2. Яву – лить, нестись тучей; ауа – атмосфера, воздух, климат. Итү, ету – сделать, поступить (тюрк.); уд – росток (удм.). Вӱд – вода (мар.) | Вода (болг.).
3. Ара – круг, сфера. Су – вода (тюрк.). Vesi – вода (фин.). | Роса (болг.).
4. Ыж, ызғу – подражание вою и гудению ветра (тюрк.). Юж – воздух (мар.). Дәу – великан, громадный. Ух – вздох. Даһи – гениальный, великий; дақа – меховая выделанная шкура (тюрк.). | Въздуха – воздух (болг.).
5. Солан – гало; солаң – промелькнуть. Сауләт – мощь, величие; стремительный натиск; Сәуле – луч, свет; сознание. Сул – лев; сұлу – красивый. Аң – разум. Төс, түс – цвет. Итү, ету – сделать, поступить (тюрк.). Solen – солнце (швед.) | Слънцето – солнце (болг.).

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru