Деревня Карадуван (музей)

Команда Кочующие - Деревня Карадуван (музей)

 

Статус:     деревня   Карадуван.

Дата основания:  во времена Казанского ханства.    

Муниципальное образование:     сельское поселение Карадуванское.

Входит в:     Балтасинский район

Субъект Федерации:     Республика Татарстан  

Население (чел.):       536 (2010г.) 

Координаты:     56°20'36'' с.ш., 50°06'02'' в.д. 

Код ОКАТО:     92215825001 

Почтовые индексы:     422261 

Телефонный код:     +7 84368.

 

 

 

КАРАДУВАН (Карадуган)

Деревня в Балтасинском р-не, на р. Шошма, в 7 км к З. от с.Балтаси. На 2002 - 577 жит. (татары). Мясное скот-во; мебельная ф-ка. Ср. школа, дом культуры, б-ка.

Музеи: "История Сибирского тракта", М.Джалиля.

Дом купца М.М.Мулюкова - памятник архитектуры кон. 19 - нач. 20 вв.

Осн. в период Казанского ханства. В 18 - 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян.

Занимались земледелием, разведением скота, мукомольным, кузнечным, скорняжным, ткацким и портняжным промыслами, торговлей.

В кон. 18 в. в К. действовали кр. кож. з-д купца М.Рахмандеева, 2 вод. мельницы.

В нач. 20 в. в деревне К. располагались почтовая станция, этапный дом для пересыльных, функционировали мечеть (построена в 1866), медресе, постоялый двор, почтовое отд-ние, 4 мелочные лавки, вод. мельница. В этот период земельный надел сел. общины составлял 881 дес.

До 1920 деревня входила в Балтасинскую вол. Казанского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Тюнтерском, с 2.2.1932 в Балтасинском, с 1.2.1963 в Арском, с 12.1.1965 в Балтасинском р-нах. Число жит.: в 1782 - 57 душ муж. пола; в 1859 - 244, в 1897 - 549, в 1908 - 617, в 1920 - 591, в 1926 - 474, в 1938 - 408, в 1949 - 344, в 1958 - 312, в 1970 - 479, в 1979 - 496, в 1989 - 468 чел.

       

 

 

ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ КАРАДУВАН

Жители деревни Карадуван Балтасинского района с гордостью говорят, что их деревня основана в далекие-предалекие времена, еще задолго до завоевания Казани Иваном Грозным. Возможно, первыми поселенцами Карадувана были жители Волжской Булгарии, бежавшие от нашествия монголо-татар и пытавшиеся схорониться от них в дремучей глубинке. По крайне мере во времена Казанского ханства эта деревня уже была хорошо известна. Ну а в писцовой книге Казанского уезда 1602 года Карадуван значится как вполне официальное поселение Российского государства, в котором проживают татары: и мусульмане, и крещеные.

 

Вот мчится тройка почтовая...

Одна из главных достопримечательностей Карадувана - музей "История Сибирского тракта". Расположен он прямо на трассе, в двухэтажном старинном особняке, его невозможно не заметить, обойти вниманием. А попав внутрь, невольно теряешь счет времени, окунувшись в седую старину, в далекое прошлое. Этот дом построил еще до революции местный богач Муртаза-бай: на первом этаже, как полагалось у татар, располагались магазин и складские помещения, на втором - проживал сам хозяин с семьей.

 

Настоящая слава и известность пришли к Карадувану в ХVIII веке, когда по велению Екатерины Великой в России была построена мощенная булыжником дорога, на многие сотни километров тянувшаяся из Санкт-Петербурга в далекую Сибирь, - Сибирский тракт. В народе ее прозвали дорогой царь-бабушки.

 

Почему-то у большинства из нас этот путь ассоциируется исключительно с каторжанами, которые, понуро свесив головы, звеня кандалами, в любую погоду брели по дороге в постылую сибирскую ссылку. Так оно и было - сотни каторжников прошли этот скорбный путь, и многие, не выдержав лишений, не дошли до пункта назначения... Но были у Сибирского тракта и иные предназначения, например, торговое и почтовое.

 

После того как Сибирский тракт изменил направление и пролег кратчайшим путем через Казань (поначалу-то российские власти не рискнули прокладывать столь важную дорогу по неспокойным территориям Казанской губернии), в центре внимания оказалась и деревня Карадуван, где была организована большая почтовая станция. Здесь всегда было многолюдно, вдоль тракта располагалось множество постоялых дворов, конюшен, где меняли лошадей, а также питейных заведений. В деревне имелась небольшая пересыльная тюрьма. Не так давно, кстати, местные краеведы разыскали в архивах план этой тюрьмы. Почта в Карадуване занимала отдельное большое здание, которое, увы, до наших дней не сохранилось. После революции там некоторое время ютился детский дом, а потом постройку разобрали.

За письмами и депешами приезжали в Карадуван из самых отдаленных мест. Например, сохранился документ о том, что забирали здесь письма и служители медресе Кашкар из-под Арска, в 30 километрах от Карадувана.

В 1790 году по этим местам путешествовал Радищев, который затем описал увиденное. Он, в частности, удивлялся чистоте и свежему воздуху жилища татар. А все потому, что в отличие от русских татары не держали скот дома, для этого у них существовали отдельные хозяйственные постройки.

 

После революции, когда в России была построена и начала действовать железная дорога, значимость Сибирского тракта резко снизилась. Сегодня же где легли под асфальт, а где заросли густой травой булыжники некогда оживленной трассы...

 

 

 

Здесь чтят память поэта-героя

Нынешний директор музея "История Сибирского тракта" и его непосредственный основатель Бакий Шаймуллович Зиятдинов родился в деревне Тау Зары, что в двух километрах от Карадувана. Окончив в свое время физмат Казанского пед-института, он стал директором Карадуванской средней школы. В этой должности проработал 32 года, вплоть до 1994 года. Ну а когда перестал преподавать в школе и окончательно заделался пенсионером, всей душой отдался любимому краеведению, музейному делу и книгам, которые сам пишет. Откуда эта страсть у учителя точных наук - Бакий Шаймуллович сам удивляется и "винит" своего дедушку Зиятдина Шакировича, которого в деревне все звали Зия-бабай.

 

Он мог часами напролет рассказывать о том, какие люди жили прежде в этих краях, чем они занимались, что за события здесь происходили. Маленький Бакий ходил за дедом по пятам и слушал его рассказы, раскрыв рот.

 

Началось все довольно банально: в 70-е годы, когда ребятишки в школах гордо носили красные галстуки и называли себя пионерами, пионерская дружина Карадуванской средней школы, с 1965 года носившая имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля, решила организовать небольшой школьный музей. В 1975-м, в год 30-летия Победы над фашистской Германией, карадуванские школьники вместе с учителями совершили поход в Оренбургскую область, на родину поэта. Сколько было интересных встреч с родственниками, друзьями Мусы Джалиля! Тогда еще была жива его сестра Хадича-апа, которая радушно встретила ребятишек из Татарии, рассказала им много интересного о детстве и юности Мусы Джалиля, подарила фотографии и другие реликвии.

Вернувшись из гостей, ребята с энтузиазмом принялись за организацию школьного музея имени Мусы Джалиля, который открылся 15 февраля 1976 года, в день рождения поэта. Летом этого же года карадуванские школьники побывали в Новгородской области, где Джалиль работал в редакции военной газеты "Отвага". Спустя год они побывали в Одессе - ребят пригласили в гости черноморские судостроители на спуск на воду океанского лайнера "Муса Джалиль". Затем была поездка в Марийскую республику, где состоялась встреча с друзьями и родственниками Гайнана Курмашева - соратника Джалиля по плену, первым принявшего мученическую смерть.

 

Слава о школьном музее из татарской глубинки стала греметь по всей республике. И вот уже карадуванцы сами принимают гостей - к ним приезжали двоюродный брат Мусы Джалиля Тагир Курбанов, друг поэта Рушат Хисамутдинов. Очень теплой была встреча на карадуванской земле с народным артистом Усманом Альмеевым - он дружил с Джалилем в то время, когда тот работал в театре руководителем литературной части. В прошлом году в музее побывали лауреаты премии имени Мусы Джалиля Римма Ибрагимова и Ркаил Зайдуллин, нынче здесь были писатель Гшазинур Мурат и поэт Лябиб Лерон.

В 1992 году школьный музей имени Мусы Джалиля в Карадуване получил статус государственного и стал филиалом Национального музея РТ. Каждый год в феврале в музее проходят конкурсы чтецов, сюда съезжаются школьники со всего Балтасинского района, чтобы продемонстрировать свое мастерство и отдать должное памяти поэта-героя.

Мечту об открытии в Карадуване краеведческого музея Бакий Зиятдинов осуществил в 1995 году - он получил название "История Сибирского тракта".

 

 

Родник Табриса

...Было очень жарко, и мы остановились на окраине села возле красиво обустроенного родника. Вода в нем оказалась удивительно вкусной - о ее необыкновенной чистоте свидетельствовали результаты количественного химического анализа, вывешенные тут же. Ни одного превышения: ни по аммиаку, ни по нитритам и нитратам, ни по железу, и даже общая жесткость меньше нормы. Не мудрено, что местное население всегда приходило к этому роднику за чистой водой. Но вот беда - любимый ключ находился вдалеке от дороги, требовал благоустройства. И тогда за дело взялся учитель биологии Карадуванской средней школы Табрис Салихович Хусаинов вместе с учениками. Они облагоустроили родник, проложили трубы, подтянув ключ поближе к дороге. А тут и местная администрация решила внести свою лепту, проложив трубы от родника прямо к школьному пруду (он был выкопан в 1977 году). Так чистая родниковая вода стала питать водоем. Сейчас в пруду водится толстолобик, карп, белый амур, карась. Рыбакам раздолье. Весь Карадуван вспоминает добрым словом Табриса Хусаинова. Родник же назвали его именем.

 

 

Что нас ждет впереди?

Этот вопрос все чаще задают себе современные карадуванцы. И не находят ответа, потому что некогда процветавшая большая деревня, центр местного поселения, в который входят пять населенных пунктов, начала хиреть. Этим, конечно, сейчас никого не удивишь - наши села практически повсеместно переживают не лучшие времена. Но карадуванцы даже в самые трудные постперестроечные времена были на коне, считали себя крепче других - молодежь из деревни не уезжала, всем хватало работы.

 

Дело в том, что с давних пор Карадуван был центром по выделке меха, местные мастера славились на всю Россию. После революции в Карадуване работала меховая фабрика "Кзыл мехчи" (позже она стала артелью). Здесь шили шубы, шапки, варежки, теплые жилеты и многое другое. А в 1960-е годы в Карадуване заработала мебельная фабрика, которая входила в состав Балтасинского промкомбината. Мебель, правда, производили не ахти какую, но у покупателей она пользовалась спросом. Особенно легкая плетеная, которая незаменима на дачах. Предприятие было довольно большим, здесь работали около 300 человек. Но два года назад фабрика обанкротилась и закрылась. Для сельского населенного пункта, в котором проживают 600 с небольшим жителей, согласитесь, это настоящая катастрофа, ведь, почитай, полдеревни оказались не у дел. Поначалу люди надеялись, что фабрика возродится, что вернутся еще они к любимой работе. Но напрасны были ожидания. Мебельное производство в Карадуване пытаются продолжать два частных предпринимателя, которые открыли небольшие мастерские по изготовлению дверей. Но заняты там от силы два десятка человек.

Где еще можно найти в деревне работу? Разве что в бывшем колхозе "Игенче". Хозяйство это традиционно крепкое, стабильное, но всех принять под свою крышу не может. Так что сейчас карадуванцы переживают, если можно так выразиться, смутные времена: пока еще нет массового оттока населения из деревни, но молодежь уже просчитывает варианты своего трудоустройства в других населенных пунктах, прежде всего в крупных городах.

(автор: Людмила КАРТАШОВА -  Газета «Республика Татарстан»)

 

 

 

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ - КАРАДУВАН

Здание гостиницы М.М.Мулюкова

Здание было построено в 1911: на пер­вом этаже размещались кладовые, на втором - гостиничные номера. В насто­ящее время на первом этаже размещает­ся созданный при местной средней шко­ле музей татарского поэта М.Джалиля.

Двухэтажное здание, торцовые в три окна, фасады которого решены симмет­рично Протяженный, в девять оконных проемов фасад имеет метрическую ком­позицию членений. Углы здания раскрепованы кессонированными лопатками с валиками и полочками из фигурного кир­пича. Оконные проемы первого этажа перестроены, а на втором имеют лучко­вые перемычки и широкие наличники. Объединены окна широким междуэтаж­ным и подоконным гуртами с поребриком, рядами сухариков. Широкий карниз из фигурной кладки завершаем компози­цию фасадов Здание имеет современный двухэтажный пристрой. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики псевдо­русского направления.

 

 

 

Музей истории Сибирского тракта

Адрес: 422261, Республика Татарстан, Балтасинский р-он, д. Карадуван

Проезд: Маршрутный автобус "Арск - Пшенгерь", "Арск - Княбаш"

Режим работы:* Ежедневно с 8.00 до 16.00, кроме воскресенья

Входная плата:* Взрослый - 5 руб., детский - 3 руб.

 

 Памятные даты и ежегодные мероприятия:

    9 мая - День Победы

    18 мая - Международный день музеев

    1 сентября - День знаний

    30 августа - День Республики Татарстан

    15 февраля - День рождения Мусы Джалиля

    26 апреля - День рождения Габдуллы Тукая

 

 

 

Описание:

    Музей занимает двухэтажное здание, на первом этаже которого располагается экспозиция, посвященная М.Джалилю. В ней представлены материалы о жизни и деятельности поэта, среди них мандолина, подаренная М.Джалилем Мубине Тагировой в начале 30-х годов, картины народного художника Татарстана Х.Якупова, бюст М.Джалиля работы Баки Урманче. Часть экспозиции занимает зал боевой славы, где можно увидеть находки времен Великой Отечественной войны из "Долины смерти" (каски, осколки, патроны, пулеметные диски, типографские шрифты и т.д.), карту-схему боевого пути 120-й танковой бригады, в которой воевал уроженец деревни Махмут Валеев, участник двух парадов Победы на Красной площади в Москве.

    На втором этаже расположены экспозиции "История Сибирского тракта" и "История школы д. Карадуван". Экспозиция рассказывает об истории почтовой связи, начиная с 1790 г. до наших дней. Среди экспонатов одежда ямщиков, сбруя, колокольчики, кистени и т.д. Интересны дореволюционные документы, письма, почтовая карта Казанской губернии 1797 г., карта почтово-телеграфного округа Казанского уезда 1887 г., аппарат Морзе, телефонный аппарат начала ХХ века, форменная одежда почтовых служащих 40-х годов ХХ в., первые советские телевизоры. В разделе по истории д. Карадуван предсталены краеведческие материалы, среди которых личные вещи владельца дома, где расположен музей, личные дела мусульманских служителей (мулл), рукописный Коран и т.д.

 

 

 

Здание(я):

    Музей занимает здание, построенное в 1911 году купцом 2-й гильдии Муртазой бай Мулюковым. Охраняется государством. 

Основатель: Зиятдинов Бакий Шаймуллович (1930 г. рожд.) 

 

 

 Основные экскурсии:

    Жизнь и творчество М.Джалиля

    Джалиль и современность

    Наши земляки - участники Великой Отечественной войны

    История Сибирского тракта

    История деревни Карадуван

    История почты

 

 

Образовательные услуги:

    Кружок "Мирас" ("Наследие") - от воспитательного центра Балтасинского отдела образования

    Постоянный штаб "Красная ромашка" - при музее Мусы Джалиля

    Цикл лекций "Родословные" - о родословных жителей края. Составление родословных являетя частью исследовательской работы музея.

 

 

Местные достопримечательности:

    Священная могила 1541 г. Находится на расстоянии 1 км от музея

Озеро Кара-Куль (10 км от Карадувана) и река Шошма, за которой располагается смешанный лес с вековыми соснами. Озеро является памятником природы Республики Татарстан (1978 г.)

Здание Валяльно-войлочной фабрики Муртазы Мулюкова. Конец XIX - начало ХХ вв. Находится в с. Балтаси в 8 км от д. Карадуван

Здание Торгового дома Муртазы Мулюкова. 1914 г. Находится в с. Балтаси в 8 км от д. Карадуван.

 

 

 

Основные должностные лица:*

    Директор: Зиятдинов Баки Шаймуллович, тел. (8268) 2-2179

 

Тел. дирекции:

    (268) 3-2109

Адрес дирекции:

    422261, Республика Татарстан, Балтасинский р-он, д. Карадуван

 

Площади организации:

    экспозиционно-выставочная 245м2

    временных выставок 15м2

 

Единиц хранения:

    свыше 5000, из них ок. 4000 предметов основного фонда

 

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

    Коллекция писем от соратников М.Джалиля - 14 ед.

    Коллекция документов и наград основателей Карадуванской школы

    Коллекция калфаков (женских головных уборов). Начало ХХ века

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

 

 

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

документ из Российского Архива древних актов (РГАДА)

Название деревне дал улан Казанского хана Карадуван Нурсеитов.Перед падением Казани, здесь было поместье "Казанского хана ближнего человека-улана Апая." После завоевания Казани Иваном Грозным,уже в 7073(1565)-м годах земли отдали новокрещену Денису Колчюрину и его брату Данилу Кулушеву. Потом владели его дети Олешка и Митя. Сами Колчюрины жили в д. Казанбаш. А земли пустовали.И Колчюрины отдали их в оброк жителям деревни Метески.После Колчюриных туда пришли жители из д. Тоузар. О чем поведал староста д. Тоузар Янгильда Кулушев с товарищи.
Так то вот.

Благодарим!

спасибо за информацию!

всегда полезно узнать про нашу историю!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.