Большой Сибирский тракт

Команда Кочующие - Большой Сибирский тракт

Рассказывая про дороги и тракты Марийского края, мы упомянули в своих статьях Старый Казанский (Галицкий) тракт, Екатерининский тракт,  Заволжский Кокшайский тракт и Ратную тропу (Санчурск).

Но, так или иначе, все эти большаки всегда выводили на две ветви огромного пути – БОЛЬШОЙ СИБИРСКИЙ ТРАКТ, который несколько веков соединял Европу и Азию, и являлся самым протяженным в мире культурным ландшафтом!!!

Южная ветка Сибирского тракта проходила через Казань, а северная ветка проходила  по Вятскому краю, а соединялись они в Пермской  земле, перед Уральскими горами (село Дебёсы).

Общая длина этой исполинской дороги – ТРАНСЕВРАЗИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ – составляла по некоторым подсчетам почти 11 тыс. км. А ведь это четверть окружности Земли у экватора. Часть этого легендарного тракта проходила через земли Казанской губернии.

Большой Сибирский тракт проходил через Козьмодемьянск, Казань, Арск, Малмыж (Гоньба) и уходил в Пермь. И каждый участок этой великой дороги нужно было ремонтировать, строить мосты, стелить гати, содержать почтовые станции и постоялые дворы.

 

                                                   СХЕМА  СИБИРСКОГО ТРАКТА                 

 

Сиби́рский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт, Осьмая государственная дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту.

Общая протяжённость пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.

 

                                 СЕЛО  ДЕБЁСЫ  - 2 ВЕТКИ СИБИРСКОГО ТРАКТА                

 

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога.

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами.

12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге.

 

При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо».

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века. 

 

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Малмыж (Гоньба), Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем).

Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.

В середине XXVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.

 

Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай.

После подписания Буринского договора на русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.

 

                                           СИБИРСКИЙ ТРАКТ В КАЗАНСКОМ  УЕЗДЕ                 

 

                                         СИБИРСКИЙ ТРАКТ В ВЯТСКОМ КРАЮ            

 

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

 

Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

 

Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон.

 

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

 

                          В ОДЕЖДЕ И КАНДАЛАХ  АРЕСТАНТА - МУЗЕЙ СИБИРСКОГО ТРАКТА       

Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, на развитие Сибири в целом.

В Казани есть улица Сибирский тракт — по ней можно выехать из города в сторону Арска.

В Екатеринбурге также есть улица Сибирский тракт, а также шоссе Московский тракт, Ново-московский тракт, Дублер Сибирского тракта — за пределами города.

В Тюмени имеется улица Московский тракт.

В Томске память о Сибирском тракте до сих пор сохранилась в названиях двух улиц — Иркутского тракта, идущего на восток и Московского тракта, идущего на юго-запад, к месту бывшей переправы, а теперь моста через Томь.

 

В Омской области сохранилось в первозданном виде несколько участков Сибирского тракта (Секменёво, Новологиново, Зудилово, Орлово, Радищево, Кушайлы, участок Большие Уки — Становка и другие), которые сегодня являются памятниками истории местного значения.

В селе Большие Уки Омской области работает «Музей истории Московско-Сибирского тракта», а также проводятся экскурсии по тракту. В настоящее время это единственный за Уралом и второй в РФ музей, посвященный истории Московско-Сибирского тракта. В его фондах хранятся уникальные экспонаты, раскрывающие страницы истории заселения и освоения Омского Прииртышья. 

Сибирский тракт является самым протяженным в мире культурным ландшафтом, отражающим полутысячелетнюю историю Российского государства.

Интенсивность функционирования и его обустройство усиливались по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Первоначально это было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири.

Следующий этап связан с учреждением губерний (указ Екатерины II от 7 ноября 1775).  1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербуржско-Вологодско-Вятская, на юге - Московско-Казанская. Село Дебёсы стало узлом, где эти две ветки соединились в одну.  

Обустройство Сибирского тракта было закончено в середине XIX века. Этот путь заменил Бабиновскую дорогу, которая в течение двух столетий была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. Сибирский тракт шёл из Москвы до Кяхты на границе с Китаем) Далее путь шел через степи Внутренней Монголии до Калгана - крупной заставы на Великой Китайской стене, считавшейся воротами в Китай.

 

Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, перелески. и гати  Затем по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин ( 2м 84 см) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду, кроме того, они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. Эти старые березы, которые так и называют «екатерининскими», всё ещё встречаются на Сибирском тракте.                                

 Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом назначении на протяжении XVI - 1-й пол. XIX в. Функциональная роль тракта ограничилась после установления речного пароходного движения (1840-е гг.) и, особенно, после прокладки железных дорог (1870-1890-е гг.), соединивших центральные районы России с Сибирью.  

В народе тракт имеет несколько названий: "великий кандальный путь", "государева дорога", "Екатерининский тракт". По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов, а также многие известные путешественники, государственные деятели (включая и царские особы, например, Александр I), купцы и т.д. 

 

В 1817 г. специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов: под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60м.), из них 8- 10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами, отвели для прогона скота. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берёз ложилась на общину.

 

                                           БЕРЕЗЫ НА СИБИРСКОМ  ТРАКТЕ          

 Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы - пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Во 2-й пол. XIX в. тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. Активнее всего был задействован отрезок пути между Волгой и Уралом, соединивший Казань с Пермью и близлежащие к тракту города.

В годы строительства Сибирского тракта, в конце 18 века по обе стороны дороги стали сажать березы По указу Александра 1 утвердили правила по устройству трактов.

 

                                        ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ НА  СИБИРСКОМ ТРАКТЕ                

 

Вятско-пермская ветка тракта.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. До 2-й половины 18-го века Сибирский тракт проходил по территории Слободского и Глазовского уездов, Вятской губернии: Слободской – Спасо-Заозерницкое – Николаевское – Глазов.

В Москве же начиналась вторая дорога через Н. Новгород – Яранск (Царевосанчурск) - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берег реки Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района. Сначала проложили просто проселочную дорогу. В 1708 году Вятский уезд включили в состав Сибирской губернии с центром в городе Тобольске. Поездки по маршруту  Вятка  - Тюмень участились. Дорогу от Чепецкого монастыря вывели через деревню Глазовскую на Оханск. С1763 года этот тракт становится главным в Сибирь. Его длина составляла 11 тысяч километров. Тракт существовал до конца 19 века, до пуска в эксплуатацию железной дороги от Тюмени до Котласа.

 

                                               ГОРОД  КАЗАНЬ  - СИБИРСКИЙ ТРАКТ                

 

В начале строительства тракт предполагали сделать торговой и почтовой дорогой. Из присоединенной к России Сибири везли с подчиненных народностей подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в 17 веке был Вятский уезд, плативший обязательную повинность «сибирский хлеб».  В Сибирь же везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, Франция, Англия, Голландия. 

На трактовой дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек- троек. По пересеченной местности 10км/час, по ровной 12- 15 км/час.

В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию " нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться". 

 Тракт сегодня

Современная дорога Казань-Малмыж-Пермь-Екатеринбург, являющаяся магистралью федерального значения, в значительной степени накладывается на южную ветку бывшего Сибирского тракта.

При этом она почти полностью реконструирована и относится к магистралям высшей категории. 

Участок южной ветки старого тракта от с. Зура до с. Дебёсы оказался за пределами новой автомагистрали и имеет различную степень сохранности, активно используется в местных целях лишь участок Сюрногурт-Дебёсы.

При реконструкции Казанско-Пермского тракта отдельные участки старого Сибирского тракта различной протяжённости оказались вне функционирования новой автомагистрали. При этом, отдельные старые участки Сибирского тракта, находясь в хорошем, удовлетворительном или плохом состоянии, используются в местных целях, а некоторые полностью вышли из оборота и зарастают. Это прослеживается фактически на всём протяжении тракта.

 

В с. Дебёсы обе ветки старого Сибирского тракта соединялись и направлялись в сторону Перми. Современная дорога федерального значения на Пермь проходит вне населённых пунктов и старого тракта. Участки последнего от с. Дебёсы до д. Большая Чепца в удовлетворительном или плохом состоянии, используются в местных целях

 

                           ДИРЕКТОР МУЗЕЯ  ПОКАЗЫВАЕТ СИБИРСКИЙ ТРАКТ -  КАРАДУВАН         

 

А. Н. Радищев "Записки путешествия в Сибирь" 1790г.

...11 ноября [1790 г.]

В Казани, поднявшись на гору, ехали полями, лощинами, перелесками до Бирюли, село господское, где пьяных всех наехало для праздника Михайлы Архангела. Нескоро лошадей дали. Барыня 1 была у попа в гостях [за] 30 верст.

 

12-е

В Арск приехали в 3 часа пополуночи. Стоит на Казанке, на высокой горе. Еще есть старинные деревянные башни, одна церковь деревянная. Жители пашут и извозничают.

26 верст Арбаш, Татарское – 29 вер., Янгулова – 19 вер. Меду купили 6 р. пуд, вощина – 10 р., воск чистый – 20 р. По рекам много деревень татарских. Юрук за пять верст, на горе Высокая 19 верст.

 

13-е

Ехали лесом. Сосняку мало, ель, дуб, береза, осина и пр. Здесь вышла дорога из Оренбурга, Вятская отделилась от Пермской. Татары ездят в Ирбит, Оренбург, Семипалатинскую и Устькаменогорскую крепость за лошадьми. От Юруку до реки Вятки 9 верст, до озера от Вятки 3 версты, где купцы из Тобольска потонули. В Янгулове продавали одеяла, [за] двойное теплое из степных лисьих хвостов 6 р. просили.

Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам, русские на горе. У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья. Они холод любят. Тараканов нет, но много блох. У татар избы белые, впереди камелек.

По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц. На перевозе Вятки стоит село русское г. Юшкова (Гоньба), мужики бедные, избы худые. Река Вятка, лес по обе стороны, ельник по большей части и всякий черный лес, а где разливается, то один черный лес. Река шириною с Неву, сажен 80 или 100. За рекою местами и сосны высокие, но редко.Мелеты, 19 в., черемиская, два двора русских, отпущенные прежде сего на волю Юшковым. У сих черемис избы выше, нежели по ту сторону Волги. Они не столь богаты, больше на русских похожи, к пашне довольно ленивы, далеки, может быть, от хлебных базаров. Не столько мущины щеголеваты, как по ту сторону Волги. Глаза у многих болят: прукса, или зыб всегдашний.

Порек, 15, черемисы, один двор русский.

Кильмес Большой, 20 вер., черемисы, двор маркитантов русских, которые держат постой; то же было и на той стороне Волги: на пустых там местах были базары, где стояли русские постоялые дворы.

 

14-е

Какси, тож Мука-Какси, 26 вер. Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали. Летом на ней паром, шириною сажен 25. Иным годом разливается на дорогу. По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки – вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый. В Какси один овин. Живет отставной сержант с семьею, держит постоялый двор.

Сюмси, 20 верст. Впрягают проворно, может быть, по той же причине, как татары, чтоб с рук сбыть.

NB Юбари, 14 верст. Ночевали. Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромою, с шитьем и кончиками серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нравов женщин в больших городах. Отменно, что наряды переменяют часто.

В Юруке ночевали у татарского начальника, который выбирается ежегодно во всякой деревне для разбору дел ниже 20-ти р., даже кражи, но свыше идут в суд. Уголовные надлежало бы отсылать в суд, но отсылают смертоубивствы только. Судят по корану.

 

15-е

Сельта или Кожиль-Селты, 29 вер.

Зятцы, 38.

Игры, 37. Ночевали. Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес: сосняк строевой, ели, березы. Селения, опричь сих...

 

           СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ - СОЕДИНЯЕТСЯ В КАЗАНИ С СИБИРСКИМ ТРАКТОМ      

Музей истории Сибирского тракта

Адрес: 422261, Республика Татарстан, Балтасинский р-он, д. Карадуван

Проезд: Маршрутный автобус "Арск - Пшенгерь", "Арск - Княбаш"

Режим работы:* Ежедневно с 8.00 до 16.00, кроме воскресенья

Входная плата:* Взрослый - 5 руб., детский - 3 руб.

 

 

Описание:

    На втором этаже расположены экспозиции "История Сибирского тракта" и "История школы д. Карадуван". Экспозиция рассказывает об истории почтовой связи, начиная с 1790 г. до наших дней. Среди экспонатов одежда ямщиков, сбруя, колокольчики, кистени и т.д. Интересны дореволюционные документы, письма, почтовая карта Казанской губернии 1797 г., карта почтово-телеграфного округа Казанского уезда 1887 г., аппарат Морзе, телефонный аппарат начала ХХ века, форменная одежда почтовых служащих 40-х годов ХХ в., первые советские телевизоры. В разделе по истории д. Карадуван предсталены краеведческие материалы, среди которых личные вещи владельца дома, где расположен музей, личные дела мусульманских служителей (мулл), рукописный Коран и т.д.

 

Здание(я):

    Музей занимает здание, построенное в 1911 году купцом 2-й гильдии Муртазой бай Мулюковым. Охраняется государством. 

Основатель: Зиятдинов Бакий Шаймуллович (1930 г. рожд.) 

 

ВАРВАРИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ  НА СИБИРСКОМ ТРАКТЕ (КАЗАНЬ) - ТУТ СНИМАЛИ С АРЕСТАНТОВ КАНДАЛЫ    Церковь св. вмч. Варвары в Казани

 

Дорога царь-бабушки: легенды и были Карадувана

Простой интерес к названию улицы привел нас в деревню Карадуван, что в Балтасинском районе, где тоже, оказывается, есть свой Сибирский тракт. И самый что ни на есть настоящий – небольшой отрезок той самой дороги, по которой несколько веков шли торговые обозы, гоняли ямщики, и брели, звеня кандалами, колонны каторжан. Так что автомагистраль, именуемая в столице Татарстана Сибирским трактом – лишь направление. Ведь та Большая Сибирская дорога, которая в начале XVIII века прочно соединяла центральную Россию через Москву, Нижний Новгород, Казань с Красноярском и Иркутском, а далее и с Владивостоком, под неизбежным натиском технического прогресса давно выпрямлена и сокращена, а та, старинная, за ненадобностью давно травой да лесом поросла.

 

Но главной причиной нашей поездки в Карадуван стал единственный в Татарстане и один из немногих в России Музей истории Сибирского тракта. 

На телеканале Viasat History не так давно прошел документальный сериал «Викторианская ферма», в котором известный британский историк Руфь Гудман воссоздала сельскую жизнь середины XIX века: одежда, домашняя утварь, даже прически под чепчиками – все из той эпохи. И жили участники проекта без единого элемента из современного мира.

Практически аналогичное погружение в прошлое, но уже Карадувана, происходит со всеми, кто поднимается на второй этаж бывшего дома местного купца Муртазы-бая Мулюкова – здесь и расположен музей (на первом этаже находится экспозиция, посвященная поэту-герою Мусе Джалилю). Бывшего директора музея, в прошлом учителя местной школы Бакыя Шаймулловича Зиятдинова, которому давно перевалило за восемьдесят, теперь уже самого можно считать одним из главных «экспонатов» этого хранилища истории. Никто лучше него – создателя музея – не знает всех деталей и подробностей, связанных с этой легендарной дорогой.

И вот под его взволнованный рассказ отправляемся в прошлое Карадувана – деревеньки, где бурная жизнь кипела уже в XVI веке, еще до похода на Казанское ханство Ивана Грозного. А в писцовой книге поселение впервые отмечено еще в 1623 году.

 

…На повозке стоит огромная бочка с водой. Старик и мальчонка лет десяти, изредка переговариваясь, таскают воду из бочки к трем молоденьким березкам, посаженным вдоль грунтовой дороги, и обильно их поливают. На деревенском сходе строго предупредили:  загубите деревца – ждите сурового наказания.

 

– Об этом мне рассказывал мой дед Зыятдин-бабай, а ему – его дед, который их и сажал, а потом выхаживал. Тогда каждому крестьянскому двору притрактовых деревень, и в Карадуване тоже, давали «урок»: посадить на придорожной полосе по несколько березок и проследить, чтобы они окрепли и выросли. И не приведи господь, если березка засохнет! Штраф должна была заплатить вся крестьянская община. А уж после этого общинный сход наказывал виновного – чаще всего розгами, – рассказывает карадуванский долгожитель. – Несколько таких берез до сих пор сохранилось. Дед мой рассказывал, что местные жители называли Сибирский тракт «эби-патша юлы» – дорога царь-бабушки. Это потому, что после указа Екатерины II, где-то в 60­-80-­х годах XVIII века, началась первая большая перестройка Сибирской дороги – ставились верстовые столбы, строились мосты, почтовые станции и избы для ямщиков. А высаживать деревья вдоль тракта предписал уже Александр I, потому и называются они александровскими.

 

                ДИРЕКТОР МУЗЕЯ  СИБИРСКОГО ТРАКТА                                         

 

…Ранним утром над деревней раздается звон кандалов – на дорогу из этапной тюрьмы выводят арестантов. В каждом доме, где хронометров никогда и не было, уже знают – восемь часов пробило, пора за дела приниматься.

Рассказывают, что в Карадуване здание тюрьмы было довольно большим – помимо камер для арестантов, были здесь квартиры для офицеров, казармы для низших чинов.

– В Национальном архиве Татарстана мы разыскали план этой тюрьмы. Копия документа хранится в нашем музее. Конечно, есть и кандалы – вот висят – и ручные, и ножные. Арестанты говорили, что для них Сибирь начинается после Карадувана – здесь им ножные кандалы снимали, чтобы ускорить передвижение этапа к месту назначения.

 

Сейчас от тюрьмы, а она была деревянная, даже фундамента не осталось. Сразу после революции громили здесь все самое ненавистное – и тюрьму в щепки разнесли, и многие купеческие усадьбы сожгли, – рассказывает Бакый Шаймуллович. – А вот еще интересный исторический факт: в ночь с 12 на 13 ноября 1790 года на постоялом дворе в Карадуване, по дороге в Илимский острог, останавливался русский писатель и философ Александр Николаевич Радищев. И о нашей деревне в сто дворов есть в его «Записках» слова: «…у  татар избы белые, впереди камелек, воздух чистый... По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц». Уже тогда наши предки мех и кожу обрабатывали, шапки и тулупы ловко шили.

 

…Мчится по государевой дороге птица-тройка. Заслышав звон колокольчика, уступает ей дорогу всякий пеший и конный – это едет по делам своим неотложным казанский купец первой гильдии Абдрахман Ишмуратов. Имеет он рысистый конный завод (находится в восьмидесяти верстах от Казани по Сибирскому тракту), красильную фабрику, торгует чаями и сахаром оптом и в розницу, мануфактурными товарами. Успевай только добираться из одной деревни в другую, да в столицу снова. Благо колокольчик император разрешил повесить – теперь везде ему дорога свободная!

 

                          В  МУЗЕЕ  СИБИРСКОГО ТРАКТА  - КАРАДУВАН           

 

– Такие колокольчики были только на почтовых повозках.

В 1913 году на торжествах по случаю 300­летия династии Романовых купец Ишмуратов, который занимался разведением лошадей (как написано в его рекламном прошпекте – «чистой орловской и американской кровей, бегутъ на столичныхъ ипподромахъ съ большимъ успехомъ»), подарил императору Николаю II своего лучшего рысака. Царю конь очень понравился, и он спросил предприимчивого купца, что тот хочет в подарок. Ишмуратов отвечает: «У меня все есть. Разрешите только повесить колокольчик на моих лошадей». Конечно, – продолжает рассказ хранитель древностей, – вещь эта для купца нужная, у него завод и усадьба здесь, в Карадуване, и в Урняково, основные производства – в Казани. Ему срочно нужно было переезжать из одного места в другое. А колокольчик на дуге давал возможность передвигаться даже вперед почтовых повозок. «Мигалка», в общем, по-нашему.

 

…Холодно. Измученные распутицей лошади притащили повозку к почтовой станции, служащий принимает почту. А ямщик уже на пороге постоялого двора – здесь и чай из самовара подадут, и накормят, и переночевать можно. Он не царские указы везет, может и передохнуть. А вот так называемая почтовая эстафета останавливается, чтобы только тройку сменить, и снова в дорогу – день и ночь, в любую погоду.

 

– Да, была в Карадуване крупная по тем временам почтовая станция. У нас есть достоверные сведения, что сюда за корреспонденцией даже шакирды из Кашкар приходили, а это от нас почти 30 километров к Арску. И было здесь 32 лошади – большое значение имела наша станция, стоявшая на государевой дороге. На других, более мелких станциях, было в среднем от 4 до 14 лошадей, – рассказывает Бакый Шаймуллович. – А раз лошадей много, то и кузница была большая, несколько кузнецов при ней, которым и с кандалами приходилось дело иметь.

 

 

            РЕКА  ВЯТКА - МАЛМЫЖ  - НЕДАЛЕКО ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛ СИБИРСКИЙ ТРАКТ (СЕЛО ГОНЬБА)устье Шошмы - река Вятка

 

После революции почтовую станцию здесь ликвидировали – перевели в райцентр, в Карадуване оставили только почтовое отделение. После 1925 года в здании бывшей почты была первая в этих краях школа сельской молодежи – профтехшкола. Потом дело и до семилетки дошло. Ну а сейчас станция осталась только в воспоминаниях старожилов и на музейных конвертах со штемпелями.

А вот бывший постоялый двор целехонек до сих пор – в прошлом году зданию 100 лет исполнилось. По словам старого музейщика, Муртаза-бай – хозяин постоялого двора, где сейчас расположен музей, умный человек был. Он понимал, что строиться нужно возле почтовой станции – там, где жизнь кипит, всегда много народу местного и заезжего. Вот и построил он большой каменный дом с магазином и постоялым двором. И всегда при доходе был.

Но не только торговлей занимался Муртаза-бай, держал он в Балтасях производство, где катали незаменимые «киез итек» – войлочные сапоги, валенки по-нашему. После революции главным обвинением на суде Муртазе­баю было то, что он эксплуатировал на фабрике 150 человек.

 

– А по нашим временам сказали бы, что предприниматель создал 150 рабочих мест, обеспечил сельчан работой. Но его тогда осудили, копия приговора у нас хранится, – продолжает свой рассказ Бакый-абы. – В конце девяностых годов приезжали к нам сюда, на свою малую родину, дочь и внучка Муртазы-бая. Показали документ о реабилитации своего предка. Но историю уже не перепишешь… В то время все обсуждали тему реституции – возвращения наследникам национализированного когда-то имущества. Тогда дочь Муртазы-бая сказала мне, что этот дом они ни за что бы не тронули – вы, говорит, пропагандируете все то хорошее, что сделал мой отец.

 

Почти двадцать лет назад, когда учитель Бакый Шаймуллович Зиятдинов объявил односельчанам о намерении создать Музей истории Сибирского тракта и попросил их принести все, что так или иначе относится к этой истории, понесли карадуванцы кто старинную упряжь и колокольчики, кто предметы быта – примитивные деревянные маслобойки, серпы, детские люльки, одежду из прабабушкиных сундуков. Так оказались в музее и шахтерские лампы начала ХХ века. А они-то откуда взялись в татарской глубинке?

 

– Это своеобразные элементы цивилизации на селе – керосиновые лампы уже позже появились. А попали к нам они очень просто, – улыбается Бакый-абы. – После окончания весеннего сева или уборки урожая уходили взрослые мужчины по Сибирскому тракту на заработки на Кузбасс – в шахты. Некоторые там и оставались, а те, что возвращались – всегда с необычными подарками.

 

Отец нашего экскурсовода – Шаймулла Зиятдинов – тоже не избежал шахтерской участи – в середине 20­х годов прошлого века добывал уголь на Донбассе, успев до этого получить ранение в боях против Колчака, подлечиться и повоевать с басмачами в Средней Азии. После Донбасса строил метро в Москве – был там бригадиром каменщиков. Предлагали даже остаться в Москве «насовсем». Но в Карадуване были семья, дети. Да и война вскоре грянула. Был мобилизован, опять воевал, был тяжело ранен, домой вернулся без ноги…

 

– Нас, детей, шестеро было, пятерым отец дал высшее образование, – говорит Бакый Шаймуллович. Он с гордостью, это чувствуется, оглядывает свое творение – Музей истории Сибирского тракта. Легендарной дороги, частью истории, которой стали он сам, его семья, его родная деревня Карадуван.

Сибирский тракт складывался на протяжении веков трудами нескольких поколений казаков, купцов, первопроходцев, служилых людей. Большую роль в его создании сыграли российские императоры Петр I, Екатерина II, Александр I

(Автор статьи: ХАЛИТОВА Ирина)

 

 

                 СЕВЕРНАЯ  ВЕТКА  СИБИРСКОГО ТРАКТА  - ЦАРЕВОСАНЧУРСК                

 

      

                

ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО ДРЕВНИЕ ТРАКТЫ И ДОРОГИ:              

   

 ПРОДОЛЖЕНИЕ  РАССКАЗА ПРО  КАЗАНСКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

 

РАТНИК -  ЦАРЕВОСАНЧУРСК - ГАЛИЦКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

 

РАТНИК - СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ -  ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

 

ЗАВОЛЖСКИЙ КОКШАЙСКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

 

ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ - ЛУШМОРСКИЙ МОСТ - УСТЬЕ ЮШУТА - ТУТ!

 

СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ (ГАЛИЦКИЙ) ТРАКТ - АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ПОЛЯНА - ТУТ!

 

ДЕРЕВНЯ  ОЗЕРКИ - СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

 

ИСТОРИЯ  ЗАВОЕВАНИЯ КАЗАНИ ИВАНОМ ГРОЗНЫМ - ТУТ!

 

 СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ ОТ ОЗЕРОК ДО ПОМАШТУР - ТУТ!

 

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРО КЛАДЫ НА КАЗАНСКОМ ТРАКТЕ - ТУТ!

 

 

_________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:         

Махонина О.Ф., Уральская историческая энциклопедия © УрО РАН,1998-2004. 

sibtrakt.udmedu.ru/

http://strizhata.ru/content/

http://ftp.museum.ru/M2746

http://kazan.bezformata.ru/listnews/babushki-legendi-i-bili-karaduvana/

http://www.geocaching.su/

http://exchelny.ru/forum/v

http://img-fotki.yandex.ru/

Команда Кочующие.

 _

 

Комментарии

аватар: Кэп

краткий итог!

краткий итог нашим статьям про тракты и дороги Казанской и Вятской губернии!

кстати, последний поход также проходил по многим историческим дорогам!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru