Юрий Визбор

Юрий Визбор

Уникальный бард, замечательный поэт и актер, а также и композитор – автор многих любимых нами песен!
Кочующие с самого своего появления на свет - пели, поют и будут петь песни Визбора! Не даром гимном Команды Кочующие – стала песня Визбора – «Ищи меня сегодня среди морских дорог» (утвержден на сплаве по Малой Кокшаге весной 1998 года)! И не было потом ни одного похода, чтобы Кочующие не пели этой песни!!!
А так в нашем репертуаре более 40 песен Юрия Иосифовича, и среди них такие сверхпопулярные и легендарные:
- Я иду на ледоколе.  Солнышко лесное. Ах, какая пропажа. Я сердце оставил в Фанских горах. Мама, я хочу домой. Ты у меня одна. Ты думаешь так, капитанская кепка. Песня про ботик. Ах, что за дни такие настают. Здравствуй, здравствуй, я вернулся. Наполним музыкой сердца. Халабала. Ночная дорога. Серёга Санин. Белый пароход. Домбайский вальс. Я гляжу сквозь тебя…
И ещё много других песен.

 

 

Знаем, что и многие туристы, да и просто хорошие люди, поют и любят песни Визбора!  В будущем году (2014г.) Юрию Визбору исполнилось бы 80 лет!
Посвящаем этой теме отдельную статью!

Ю́рий Ио́сифович (Юзефович) Ви́збор (20 июня 1934 — 17 сентября 1984) — советский автор-исполнитель песен (бард), киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более чем 300 песен.

 

Биография
Ранние годы
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве, в семье командира Красной Армии. Вот фрагмент автобиографии Юрия Визбора:
«Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя, к тому времени, матушка Мария Шевченко, привезённая в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата „ас“ было отброшено, и отец мой стал просто Визбором)»…
В 1937 году отец Юрия был репрессирован (в 1958 году он был посмертно реабилитирован). 
В 1941 году семья переехала на Сретенку, с образом которой впоследствии связаны многие мотивы в творчестве Визбора-барда.

Из автобиографии:
В четырнадцать лет под влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере, где я работал помощником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием:
Сегодня я тоскую по любимой
Я вспоминаю счастье прежних дней
Они как тучки пронеслися мимо,
Но снова страсть горит в груди моей.
Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке. Состоялось расследование насчёт «прежних дней». На следующий день на своём столе я обнаружил «случайно» забытую матушкой брошюру «Что нужно знать о сифилисе». Всё-таки матушка была прежде всего врачом.
О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо лётчиком. С девятого класса я повадился ходить в аэроклуб, летал на По-2 и Як-18.
Впоследствии многие произведения он посвятит футболу и «небу».

                                                    Ю.Визбор с матерью

Из автобиографии:
«После многих мытарств мама (образование - фельдшерица) взяла меня и мы отправились в Хабаровск на заработки. Я видел дальневосточные поезда, Байкал, лед и торосы на Амуре, розовые дымы над вокзалом, кинофильм "Лунный камень", барак, в котором мы жили с дверью, обитой войлоком, с длинным полутемным коридором и общей кухней с бесконечными керосинками. Потом мы, кажется так и не разбогатев, вернулись в Москву. Мы жили в небольшом двухэтажном доме в парке у академии им. Жуковского. В башнях этого петровского замка были установлены скорострельные зенитные пушки, охранявшие Центральный аэродром, и при каждом немецком налете на нас сыпался град осколков. Потом мы переехали на Сретенку в Панкратьевский переулок. Мама уже училась в медицинском институте, болела сыпным тифом и возвратным тифом, но осталась жива. Я ходил в школу то на улицу Мархлевского, то в Уланский переулок. Учились мы в третью смену, занятия начинались в семь вечера. На Сретенке кто-то по ночам наклеивал немецкие листовки. В кинотеатре "Уран" шел "Багдадский вор" и "Джорж из Динки-джаза" и два известнейших налетчика по кличке "Портной" и "Зять" фланировали со своими бандами по улице, лениво посматривая на единственного на Сретенку постового старшину по кличке "Трубка". Все были вооружены - кто гирькой на веревке, кто бритвой, кто ножом. Ухажер моей тетки, чудом вырвавшейся из блокадного Ленинграда, Юрик, штурман дальней авиации, привозил мне с фронта то германский парабеллум (обменян на билет в кинотеатр "Форум" на фильм "Серенада солнечной долины"), то эсэсовский тесак (отнят у меня в угольном подвале местным сретенским огольцом по кличке "Кыля"). В школе тоже были свои события - то подкладывались пистоны под четыре ножки учительского стола, то школьник Лева Уран из персов бросил из окна четвертого этажа парту на директора школы Малахова, но не попал.
Отчим - рабфаковец, министерский служащий - бил меня то своей плотницкой рукой, то ломал об меня лыжи. Летом мы с матушкой ездили на станцию "Северянин", примерно в то место, где сейчас расположена станция техобслуживания ВАЗа, и собирали крапиву на суп и ромашку и полынь против клопов.
Я стоял на Садовом кольце у больницы имени Склифасовского, когда через Москву гнали немцев в сорок третьем году. Я видел первые салюты - за Белгород и Орел. Ночью 8 мая все сретенские дворы высыпали на улицу. 9 мая на Красной площади меня едва не задавила толпа и спас меня сосед Витя, бросивший меня на крышу неизвестно чьей "Эмки"».

 

Учёба в МГПИ
В 1951 Визбор окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.
Мне позвонил приятель из класса Володя Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта мне показалась смешной, но Володя по классной кличке Мэп (однажды на уроке он спутал английское слово «мэм» с «мэп») уговорил меня просто приехать и посмотреть это «офигительное» здание. Мы приехали на Пироговку и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию — там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему «Лу-лу-бай». 
Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попереминались с ноги на ногу и я ему сказал: «Поступаем».
— из автобиографии Ю. Визбора.

В это время в МГПИ учились Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр Фоменко, Юрий Коваль.
В том же году Визбор, согласно имеющимся сведениям, сочинил свою первую песню «Мадагаскар». В начале 1950-х МГПИ был одним из центров нарождавшегося жанра самодеятельной, или авторской песни и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра. 
К периоду учёбы относятся десятки его ранних песен, в том числе гимн МГПИ-МПГУ:
Много впереди путей-дорог
И уходит поезд на восток.
Светлые года
Будем мы всегда
Вспоминать.

Много впереди хороших встреч,
Но мы будем помнить и беречь
Новогодний зал,
Милые глаза,
Институт.

Распределение и армия
В 1955 Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература», с августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область). В октябре того же года был призван в ряды Советской Армии. 
Проходил срочную службу в воинских частях, расположенных на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (ныне: Мурманская область). К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа. К теме Кандалакши Ю. Визбор возвращался и в более поздние годы («Ах, как мы шли по Кандалакше, была дорога нелегка…»)

Начало журналистской карьеры
В октябре 1957 демобилизовался из армии в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В 1958 Визбор женится на А. Якушевой, у них рождается дочь Татьяна. Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сперва в Москве, а затем и по всей стране.
В 1962 принял участие в создании радиостанции «Юность».
В 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа: в первом номере журнала «Кругозор» публикуется первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр».

Визбор — путешественник и альпинист
Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.
Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др.) и сделало песни Визбора популярными среди туристов. Не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

Актёрская карьера
Первую роль в кино Визбор сыграл в 1966 году, снявшись в фильме М. Хуциева «Июльский дождь». По собственному признанию Визбора, когда режиссёр позвонил ему и предложил сняться в кино, он воспринял это как розыгрыш. 
Тем не менее для непрофессионального актёра дебют Визбора оказался очень убедительным, и роль обаятельного «человека с гитарой», обольстителя девушек Алика стала одной из его главных удач. В фильме Визбор исполнил три песни — «Простите пехоте» Б.Окуджавы, «Обеденный перерыв» Е. Клячкина и собственную «Спокойно, дружище, спокойно».
В дальнейшем Визбор довольно регулярно снимался в кино, отметившись в таких знаковых для 1960-70-х гг. фильмах, как «Красная палатка», «Начало», «Дневник директора школы». Особенно удачной стала главная роль в фильме Л.Шепитько «Ты и я», где он сыграл в паре с Аллой Демидовой. Редкое обаяние позволяло актёру делать запоминающимися даже маленькие эпизоды.
Несколько особняком стоит в актёрской карьере Визбора роль рейхсляйтера Мартина Бормана в многосерийном телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны». Она нехарактерна для Визбора, к тому же, вопреки обыкновению, озвучена не самим актёром. Однако именно она стала «визитной карточкой» Визбора-актёра и остаётся ею до сих пор.

Болезнь и смерть
В марте 1984 года Визбор пишет свою последнюю песню — «Цейская». Всего за 33 года им написано более 300 песен, и более пятидесяти его стихотворений положено на музыку другими композиторами.
С апреля 1984 года тяжело болен раком печени. 17 сентября 1984 Визбор скончался в Москве. Похоронен на московском Новокунцевском кладбище.


Личная жизнь
Юрий Визбор был женат три раза. В 1958 году он женился на Аде Якушевой (1934–2012). Их дочь Татьяна стала теле- и радиожурналисткой.
Второй женой стала актриса Евгения Уралова, с которой Визбор познакомился на съёмках фильма «Июльский дождь». В этом браке, заключённом в 1967 году, родилась дочь Анна.
Третий раз Визбор женился в 1974 году. С последней женой Ниной Тихоновой он не расставался до конца своей жизни. Нина Филимоновна Тихонова-Визбор скончалась 24 мая 2013 года, похоронена на кладбище "Ракитки".

Творческое наследие
Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы в 1986 году — «Я сердце оставил в синих горах», в 1988 году — «Сад вершин», в 1994 году — «Верю в семиструнную гитару» и «…И льёт на пустыни мои доброта…», в 1999 — двухтомник стихов, песен и прозы, компакт-диски.
27 марта 2006 года на горе Чегет (Кабардино-Балкарская Республика) во время проведения VII Фестиваля горнолыжной авторской песни «Приэльбрусье — 2006» была установлена мемориальная доска одному из основоположников жанра авторской песни, известному барду, актёру, драматургу, журналисту Юрию Иосифовичу Визбору.
В Осташковском районе Тверской области ежегодно проводится фестиваль авторской песни «Распахнутые ветра» имени Юрия Визбора.
В Москве (район "Покровское-Стрешнево") существует спортивный клуб альпинистов и скалолазов им. Ю. Визбора (г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 84, корп. 9).

 

                                               Юрий Визбор и Александр Городницкий (справа)

Дискография

Полночь в зените (1950—1959)
Просто парень из тайги (1959—1963)
Мы впереди планеты всей (Рассказ технолога Петухова) (1963—1965)
Я гляжу сквозь тебя (1965—1966)
Осенние дожди (1966—1970)
Здравствуй, белый пароходик (1970—1973)
Надеюсь видеть вас счастливыми (1973—1976)
Когда горит звезда (1976—1978)
Я в долгу перед вами (1978—1981)
Вот уходит наше время (1981—1984)
Солнышко лесное
Ночная дорога
Песня альпинистов
Фанские горы
Взметнулась вверх рука
Бригантина
Шхельда
Кандалакша
Домбайский вальс
Серёга Санин
Мама, я хочу домой!
Рассказ ветерана (Виталий Палыч)
Вставайте, граф
Если я заболею
Ты у меня одна
Подмосковная зима
Базука
Я иду на ледоколе
Телефон
Милая моя
Ботик
Песня-репортаж о подвиге курсанта Павла Шклярука "24 секунды подвига ("Курсант" и "Пропали все звуки")" (1966)

 

                                              Ю.Визбор и В. Смехов

Фильмография
Актёр
1966 — Июльский дождь — Алик
1967 — Возмездие — генерал Константин Прокофьевич Захаров
1969 — Рудольфио (короткометражный) — Рудольф
1969 — Мой папа — капитан — попутный пассажир
1969 — Красная палатка — доктор Франтишек Бегоунек
1970 — Переступи порог — завуч школы Виктор Васильевич
1970 — Ночная смена — строитель Александр Фёдорович Коваленков
1970 — Начало — член съёмочной группы Степан Иванович
1970 — В Москве проездом… — сотрудник «Вечерней Москвы»
1970 — Белорусский вокзал — главный инженер Балашов
1971 — Ты и я — Саша
1973 — Семнадцать мгновений весны — Мартин Борман (озвучивал Ю. Соловьёв)
1975 — Дневник директора школы — Павел Смирнов
1977 — Миг удачи — тренер Павел Петрович Юрасов
1980 — Мурманск — 1980 (документальный)
1982 — Нежность к ревущему зверю — журналист Одинцов

Сценарист
1961 — Выше неба
1974 — Челюскинская эпопея
1974 — Доктор
1980 — Мурманск — 1980 (документальный)
1981 — Год дракона
1984 — Капитан Фракасс
1985 — Прыжок — посмертно
1986 — Берёзовая ветка (телеспектакль) — посмертно
1993 — Завтрак с видом на Эльбрус (фильм снят по книге Юрия Визбора)
1994 — Стратегия победы (документальный сериал) — посмертно.

Композитор
1967 — Июльский дождь — совместно с Евгением Клячкиным и Булатом Окуджавой
1986 — Берёзовая ветка (телеспектакль) — посмертно

Песни к кинофильмам
Песни в авторском исполнении в кинофильме «Такая она, игра» (реж. Н. Малецкий, В. Попков, Студия им. А. Довженко);
Для использования написанной гораздо раньше песни «Серёга Санин» (в авторском исполнении) создатели кинофильма «Нежность к ревущему зверю» пошли на изменение имени одного из главных героев;
Песня «Александра» к фильму «Москва слезам не верит» (совместно с С. Я. Никитиным и Д. А. Сухаревым).
Песня «Ты у меня одна» проходит рефреном через одноимённый фильм «Ты у меня одна». Песня была популярна во времена молодости героев фильма.

Пьесы и инсценировки
1973 — «Автоград XXI», совместно с М. А. Захаровым, реж. М. А. Захаров — «Ленком»
1975 — «В списках не значился», по повести Б. Л. Васильева, реж. М. А. Захаров — «Ленком»
1985 — «Берёзовая ветка» — Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова
Впервые на профессиональной сцене пьеса «Берёзовая ветка» была поставлена в июне 1985 года во Владивостоке. Это был дипломный спектакль студентов театрального факультета Дальневосточного института искусств. Режиссер, руководитель курса Сергей Гришко.

Документальные фильмы о Юрии Визборе
1988 — Барды — один из героев фильма, использованы архивные съёмки.
1989 — Вершина Визбора
1987 — Не верь разлукам, старина — фильм о Юрие Визборе, использованы архивные съёмки.
1999 — Юрий Визбор. Судьба и песни
2005 — Юрий Визбор — фильм из цикла «Как уходили кумиры».
2008 — Острова. Юрий Визбор.

 

                                 Слева - Юлий Ким,  справа - Юрий Визбор

РЕПОРТАЖ ИЗ... ЖИЗНИ  (интервью Юрия Визбора)

Корреспондент. Как появились ваши первые песни? Что стало побудительным толчком, обусловившим их рождение? Какая необходимость заставила вас много лет назад вас взять в руки гитару и впервые запеть?

Ю. Визбор. В 1951 году я поступил учиться в Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Представьте себе музыкальную атмосферу того времени: кончилась эпоха прекрасных военных песен, вернее, сами песни остались, но жизнь уже развивалась по новым, мирным законам и требовала иных песен. Что же предлагало тогда радио? Почти каждый день появлялись песенные новинки, в основном неплохие, но предназначенные для громкого массового пения на демонстрациях и площадях. Они решали свои очень важные задачи. Но, кроме подобных песен, ничего иного практически не было. Мы же, как все молодые люди, работали, учились, увлекались туризмом, ходили в походы и очень любили петь. Но вот таких песен, которые можно было бы петь в общежитиях, у костра, в веселых студенческих обозрениях или даже включать в выступления студенческих агитбригад, как теперь их называют, таких песен не было, то есть создался эдакий своеобразный вакуум, и, как всякий вакуум, он должен был чем-то заполняться. Так случилось, что в нашем институте сложился тогда интересный творческий коллектив. Учились у нас и Юрий Ряшенцев, и Всеволод Сурганов, и Виталий Коржиков - все они теперь известные поэты, члены Союза писателей, Юрий Коваль - ныне детский писатель, Петр Фоменко стал сейчас одним из ведущих режиссеров. Учились вместе с нами и Ада Якушева, и Юлий Ким, и многие другие ребята, которые писали интересные стихи. И само собой получилось, что какая-то часть этого стихийного, стихотворного творчества стала превращаться в песни, потому что стихи-то эти были о нас, наших делах, мыслях, переживаниях, походах, то есть о том, о чем мы хотели и могли петь. Ну посудите сами, не могли же мы затянуть где-нибудь в лесу, у костра, например, такую характерную для того времени профессиональную песню: "Свою машину новую поставив у ворот, он с девушкой знакомою на лекцию идет"... Эта выдуманная и отлакированная модель мира никоим образом реальности не соответствовала. Вот и пришлось прибегнуть к "своим талантам". Появилась даже своеобразная традиция - из каждого похода обязательно приносить песни, которые прямо там и рождались. Много песен было написано и для студенческих капустников, вечеров, обозрений. Все они предназначались для узкого круга людей, касались узкого круга внутриинститутских тем, и никто не подозревал, что кому-то, кроме нас самих, они могут оказаться нужными и интересными. Но потребность в таких самодеятельных песнях, по-видимому, действительно была объективной, так как до нас стали доходить слухи о каких-то невероятно талантливых конкурентах из университета во главе с Дмитрием Сухаревым, которые тоже сочиняли свои собственные песни и которых поддерживал и пропагандировал сам Лев Иванович Ошанин. Куликовской битвы между нами не произошло. Наоборот, мы как-то все индивидуально познакомились и подружились и с Димой Сухаревым, и с Володей Борисовым, и с Геном Шангиным-Березовским - прекрасными университетскими авторами. Но что оказалось самым любопытным и неожиданным и для них, и для нас, так это то, что какие-то песни, - видимо, лучшие из этих песен, - рожденные в наших студенческих аудиториях, вдруг вышли за их пределы, обрели популярность, как, например, гимн пединститута "Мирно засыпает родная страна".

Во всяком случае, вернувшись из армии, где проходил службу по окончании института, я вновь встретился с нашими песнями, которые теперь пели уже другие студенты и туристы, молодые рабочие, инженеры, научные сотрудники. А собственное песенное творчество стало уже традицией не только университета и МГПИ, но и многих других институтов.

Корр. Вы рассказали сейчас, если можно так выразиться, об "исторических корнях" нынешней туристской, студенческой песни. А почему у вас лично появилась потребность обратиться к ней, то есть именно к песенному жанру? То, что в молодости многие пишут стихи, - факт бесспорный. И вы перечислили многих своих сокурсников, которые увлекались поэзией. Но ведь не все из них писали именно песни.

Ю. В. В МГПИ песни писали все.

Корр. Я понимаю, что в этой шутке есть большая доля истины. И все же обращение к жанру песни предполагает какое-то элементарное знание музыки, умение играть на каком-либо музыкальном инструменте...

Ю. В. Ну в этом смысле я совершенно не показателен, потому что, к сожалению, никакого музыкального образования у меня нет, и получить мне его практически не удалось, хотя я с детства страстно мечтал научиться играть на аккордеоне. Игре же на гитаре обучил меня мой институтский приятель Володя Красновский, который сам был самоучкой. А вот петь я любил всегда. Дело в том, что я наполовину литовец, наполовину украинец, и большая часть моего детства прошла под прекрасные украинские песни. Я помню, как дед привозил две-три арбы лопающихся от солнца арбузов, собирались все родственники - человек сорок, ели эти арбузы и пели песни, которые способны тронуть за душу самого бесчувственного человека. Вот тогда, наверное, и возникла у меня тяга к народной песне. И характерно, что все наши институтские барды и менестрели находились под обаянием этой песни. А у нас с Володей Красновским был прекрасно отрепетированный номер, с которым мы постоянно выступали на студенческих вечерах и который пользовался просто каким-то огромным успехом. Мы пели несколько русских народных песен, и в том числе лирическую "Ничто в полюшке не колышется", и какие-то шуточные, забавные... Так что, можно сказать, единственной музыкальной школой лично для меня, да и для многих моих товарищей была народная песня. Ведь народная песня - это тоже какая-то простейшая форма музыкального самовыражения, - так, наверное...

Корр. Юрий Иосифович, рассказывая о зарождении бардовского движения, вы говорили о своеобразном вакууме, который образовался вследствие одностороннего характера тогдашней профессиональной песни. Но ведь профессиональные композиторы и поэты тоже не стояли на месте. Многое, кстати, почерпнули они и у бардовского движения. То есть такого очевидного песенного вакуума теперь, пожалуй, нет. А самодеятельная, туристская, студенческая песня продолжает жить и развиваться. В чем же заключается отличие песен самодеятельных авторов от профессиональных?

Ю. В. Вы знаете, мне не раз приходила в голову мысль, что бардовская песня - это, пожалуй, самое беззащитное явление в нашем искусстве. Ну посудите сами: самодеятельная песня не прикрывается авторитетом какого-либо организационно оформленного творческого союза, который имеет своих авторитетных руководителей, критиков, печатные издания, секции, семинары и так далее. Ее авторы и исполнители не снабжены никакими сценическими аксессуарами, спрятаться абсолютно не за что: ни за пышную аранжировку, ни за грохот усилителей и экстравагантные костюмы, ни за авторитет фирмы и званий. И в то же время, как вы уже сказали, эта песня продолжает жить и развиваться. Да, вы правы, и профессиональные авторы кое-что позаимствовали у бардов, и прежде всего интонацию. Ведь самодеятельная песня предназначена прежде всего близким людям, друзьям, "своей компании", отсюда и интонации ее - доверительные, сердечные, "негромкие".

Второе отличие этой песни - большая мобильность. Она тут же откликается на все, что волнует людей, что затрагивает их душу. Кроме того, я сам много работал и продолжаю работать с профессиональными композиторами и знаю, что, сочиняя песню, они прежде всего думают о том, кто эту песню исполнит, как она пойдет, какой вызовет резонанс и так далее. А бардовская песня пишется не для сцены, а для себя и является чистым моментом творческого самовыражения. Поэтому она более свободна от "груза дальнейшей судьбы". И в этой свободе как раз и заключаются ее большие достоинства: хорошая, удачная песня быстро расходится, сама находя дорогу к слушателю, а нехорошая песня быстро умирает, никому не причиняя никаких хлопот. Вот этого, к сожалению, нельзя сказать о целом ряде профессиональных песен, порой незаслуженно пропагандируемых средствами массовой информации и, в свою очередь, насаждающих и музыкальную безвкусицу, и полуграмотную поэзию. О текстах подобных "профессиональных" песен я уже писал несколько лет назад в журнале "Журналист". А вспомните недавнюю дискуссию в "Литературной газете" о песенных текстах. Ну и, наконец, мы подошли к главной особенности самодеятельной песни. Прежде всего, как мне кажется, это песня литературная, несмотря на все ее и музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни - это и лучшие поэты. Не случайно некоторые известные ее авторы стали уже членами Союза писателей.

Корр. Но ведь нельзя же полностью отождествлять поэзию и песню.

Ю. В. Совершенно верно. Я не теоретик и ни в коем случае не хочу залезать в эту область. Но, как мне кажется, песня состоит практически из двух частей: из формулы и поэтики. Это мой собственный закон, вычисленный мною самолично, и я в него верю. Я часто задумывался, почему во время войны, когда работала в советской поэзии масса блистательных мастеров, почему не создавалось песен на стихи Твардовского, например, или Заболоцкого, а лучшим поэтом-песенником стал Алексей Фатьянов. Да потому, что и Твардовский, и Заболоцкий, коли мы уж назвали эти имена, занимались в основном поэтикой и поэзией как таковой. Фатьянов же прекрасно чувствовал и поэтику песни, и ее формулу. Эта формула не обязательно должна быть припевной, но обязательно должна забиваться в хорошей песне как гвоздь в сознание. Возьмите известную строчку "В жизни раз бывает восемнадцать лет". Никакой поэзии в ней абсолютно нет, это банальнейшая истина, которая в стихах была бы просто невыносима, но для песни - это формула. Так вот, на мой взгляд, беда многих песенных поэтов - профессионалов или полупрофессионалов - как раз и заключается в том, что они ищут только эту голую, наиболее запоминающуюся, но примитивную формулу, напрочь забывая о поэзии. Бардовская же песня, во всяком случае в лучших своих проявлениях, старалась найти песенную "формульность", не отрываясь от поэтики, внутри ее самой. И здесь совершенно особая заслуга принадлежит Булату Окуджаве. Он открыл нам новые тайны, "загадочные и пленительные тайны", как говорил Сальери о Глюке, и показал нам всем, что высокую, хорошую поэзию не только можно, но и необходимо внести в песню. Причем у Окуджавы песенная формульность заложена в самой поэтической структуре, строчке, слове-образе даже... "А иначе зачем на земле этой вечной живу?" - это формула: в песне-стихе она повторяется в каждом куплете. Такой же скрепляющей всю песню формулой становится "полночный троллейбус" - заключенный в двух словах точный поэтический образ.

Корр. А есть ли в современном бардовском движении черты, которые вызывают в вас чувство неудовлетворения?

Ю. В. Несомненно. Вот в этом году я был председателем жюри Грушинского фестиваля в Куйбышеве, о котором уже писал ваш журнал. И должен сказать, что, несмотря на очень высокий уровень исполнительский, пожалуй, самый высокий за все одиннадцать куйбышевских фестивалей, и на многие отличные песни, которые там прозвучали, тематически он был менее разнообразен, чем хотелось бы. Ведь "дождь, я один, где ты ходишь?" - подобный круг тем весьма ограничен. И лично для меня гораздо ценнее песня рабочего паренька из Минска "Краски войны" или песня, созданная несколько нескладным на вид линотипистом из Красноярска, с таким ярким образом: "свинец в наборе, которым печатают слова, и свинец в пуле - один и тот же". И чувствовалось, что написаны эти песни очень искренне, лично, от души. А в целом - хотелось бы больше какого-то мужского, что ли, начала, шутки, веселья, черт побери!

Что касается творчества "маститых" бардов, то оно, по-моему, держится на высокой требовательности к себе и на понимании того, что тому же Саше Городницкому или Саше Дольскому не по чину выступать со слабой песней. На высоком уровне работает Женя Клячкин. У него совершенно своя "гитара", которую не спутаешь ни с кем! Кстати, здесь уже появляется профессиональное, серьезное отношение к песне. Я знаю, что каждая новая песня, например, Сухарева, Никитина, Берковского или моя проходит жестокий отбор дружеской критики. То есть существует своеобразный, но очень действенный худсовет.

Корр. Нашим читателям, конечно же, интересно будет узнать, чем занимается сегодня Юрий Визбор.

Ю. В. Постоянная моя работа - это творческое объединение "Экран". Я являюсь штатным сценаристом, коих там всего двое. А кроме того, снимаю сам. Две мои картины получили премии на международных кинофестивалях. Это фильм о ледовом походе "Челюскина", где мы с режиссером Фрадкиным постарались по-новому, с позиций сегодняшнего дня рассказать об этой эпопее, и картина под названием "Доктор" - о члене-корреспонденте Академии медицинских наук, враче-педиатре Станиславе Яковлевиче Долецком. Только что я закончил большой фильм "Братск - вчера и завтра". Сейчас, когда уже прошло достаточно времени после окончания строительства, можно более точно проанализировать и огромные успехи, и ошибки грандиозной стройки, рассказать с максимальным приближением к истине, как невероятным усилием людей был построен не просто гидроузел, а Братский территориально-промышленный комплекс, который явился опорной точкой для дальнейшего шага в Сибирь.

Художественным кино я сейчас занимаюсь минимально. После исполнения роли Бормана посыпалось столько предложений играть каких-то убийц, предателей и других страшных людей, что я сам испугался и наотрез отказался от всех предложений. Снялся только в одной картине Свердловской студии "Миг удачи", так как она оказалась близкой моим привязанностям - о горнолыжниках.

Корр. В свое время вы изобрели удивительно емкую и интересную форму радиожурналистики - песню-репортаж. А не приходила ли вам мысль снять фильм-песню?

Ю. В. Вы знаете, приходила. И даже были какие-то конкретные предложения режиссеров. Но... все это не так просто.

Корр. Мне во всяком случае, как рядовому слушателю, очень обидно, что жанр песни-репортажа сейчас практически исчез. Так может быть, он возродится в кино?

Ю. В. И мне тоже жалко, что в последнее время песни-репортажи в "Кругозоре" умерли. Один Борис Вахнюк пытался еще что-то сделать... А что касается соединения песни и кино, то желание у меня есть, и очень большое, но получится ли, сейчас сказать трудно. Так же, как трудно было в свое время представить, что песня может соединиться с документальными записями. Это казалось просто какой-то ахинеей. А когда мы готовили первый номер "Кругозора" и я сделал пластинку с первой документальной песней-репортажем "На плато Росвумчорр не приходит весна...", то, несмотря на то, что она всем понравилась, мы не были уверены, что это не какая-нибудь жуткая безвкусица или какой-то прокол. И только многочисленная почта, которая сразу же стала поступать в редакцию, поддержала нас. Впоследствии я уже просто ехал в командировку и прямо там сочинял песню о конкретных людях, конкретных событиях и старался, чтобы каждая песня носила какой-то обобщенный характер, могла звучать и самостоятельно. Самой удачной работой в этом плане я считаю песню и пластинку, посвященную Павлу Шкляруку - курсанту училища, который в 19 лет совершил замечательный подвиг. В воздухе у него отказал двигатель, - я в свое время был пилотом и знаю, что это такое. Шклярук летел на реактивном самолете. Перед ним был город. Он имел право катапультироваться, но тогда самолет упал бы на жилые кварталы. Тогда он повернул практически уже неуправляемую машину на Волгу. Но здесь, по какой-то злой иронии судьбы, плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом Павлу удалось увернуться и от него. Он мог еще спастись сам, потому что находился над водой и мог катапультироваться на малой высоте, но увидел, что самолет несется не мост, по которому в это время шел пассажирский поезд. И Павел Шклярук просто отжал ручку от себя и врезался в воду. Практически он спас многих людей ценой собственной жизни. Об этом случае я узнал вот в таком же примерно пересказе. Тут же сел сочинять песню, но выходило что-то не то - трескучее, банальное. И вдруг мне на помощь пришли летчики. Они достали для меня пленку с переговорами Павла Шклярука с землей, записанными в тот момент, когда он падал. И это послужило мощным толчком для создания песни, а сама пленка стала ее составной частью, составной частью этого песенного репортажа.

Корр. Репортажа из жизни, в прямом смысле этого слова.

Ю. В. Да. Эта пластинка имела огромный успех. После ее выхода со всех концов страны лет шесть или семь в редакцию "Кругозора" шли письма. Именем Павла Шклярука назывались школы, пионерские дружины... Настоящие люди не уходят из жизни бесследно...

 

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://vizbor.ru/
Визбор Ю. Когда все были вместе... (Сборник, составитель Сухарев Д. А.).М., 1989, тираж 250 000 экз.
2013 г. А. В. Кулагин. Визбор. Изд. Молодая гвардия, серия Жизнь замечательных людей, 368 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-235-03604-8
Сайт Википедия.

ВложениеРазмер
Yuriy_Vizbor.jpg52.14 КБ
Yuriy_Vizbor (1).jpg52.17 КБ
Yuriy_Vizbor (2).jpg55.41 КБ
Yuriy_Vizbor (3).jpg38.89 КБ
Yuriy_Vizbor (4).JPG61.67 КБ
Yuriy_Vizbor (5).JPG91.2 КБ
Yuriy_Vizbor (6).JPG39.87 КБ
Yuriy_Vizbor (7).JPG29.41 КБ

Комментарии

внучка Визбора в Казани!

Сегодня - 15.08.2013г. -  в парке Музея изобразительных искусств РТ состоится второй концерт VII Международного фестиваля импровизационной музыки "Jazz в усадьбе Сандецкого". Выступит экстравагантный московский коллектив "Визбор V.S. Хутас". Основатели бэнда - Варвара Визбор и Сергей Хутас.  Варвара Визбор - профессиональная певица и актриса (выпускница Щепкинского театрального училища), внучка знаменитого барда Юрия Визбора. Критики пишут, что ее яркий "солнечный" голос сродни экзотическому инструменту.

А Сергей Хутас (уроженец Татарстана, кстати) - профессиональный джазовый контрабасист, композитор и аранжировщик. Он  окончил Набережночелнинское училище искусств и эстрадно-джазовое отделение Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Выступал вместе с Игорем Бутманом, Игорем Брилем, Евгением Борцом, Андреем Макаревичем, Ричи Коулом... 

Программу, которая будет представлена в Казани, музыканты описывают так: "Сочетание различных стилей - джаза, эстрадного ретро, урбанистического фолка...".

про Гимн Кочующих!

Интересный факт - 

песню "Синий перекресток", которая является  Гимном Кочующих - 

Ю.Визбор написал  вместе со Светланой Богдасаровой - 

она кстати упомянута в биографии Визбора!

она также сочиняла музыку и для других песен  Визбора (песенка про счастье, прощай Москва и т.д.)

Отправить комментарий