Эрмитаж, Зимний дворец

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II.

Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.
 

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» - драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.
 
Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.
 
 
Госуда́рственный Эрмита́ж — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге.
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — так называемом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, а также Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Государственный Эрмитаж входит в двадцать самых посещаемых художественных музеев мира.
 
  


Где находится, как доехать, режим работы:
Главный музейный комплекс
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 - 18:00
среда, пятница:
10:30 - 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая
Отдельный вход в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной) открыт для 
- посетителей с интернет-билетами или подарочными картами;
- членов творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ;
- членов ICOM.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТУРИЗМ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭРМИТАЖА
Билеты
Главный музейный комплекс и обособленные объекты: 
Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, 
Музей Императорского фарфорового завода
700 РУБЛЕЙ
Специальное предложение:
Главный музейный комплекс, 
Главный штаб, Зимний дворец Петра I 
для граждан России и Республики Беларусь 
400 РУБЛЕЙ
Билет в один из обособленных объектов
300 РУБЛЕЙ
Дети, студенты, пенсионеры РФ и посетители других категорий
БЕСПЛАТНО
Бесплатное посещение для всех категорий посетителей: первый четверг каждого месяца и 7 декабря
  Отдельный вход в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной) открыт для:
- посетителей с интернет-билетами или подарочными картами;
- членов творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ;
- членов ICOM.
 
Шуваловский проезд – идет от угла Дворцовой пл. с улицы Миллионной между зданиями Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа до Дворцовой набережной.

Для индивидуальных посетителей работают кассы в вестибюле музея. Вход со стороны Дворцовой площади, через Большой двор Зимнего дворца.
Для индивидуальных посетителей в Большом дворе Зимнего дворца установлены терминалы по продаже входных билетов (без льгот). Вход с приобретенными билетами осуществляется через Салтыковский подъезд (слева в Большом дворе Зимнего дворца).
Каждую среду в 20.00 заводятся часы Павлин (Павильонный зал Малого Эрмитажа).

Постановочная костюмированная и свадебная съемки для индивидуальных посетителей
5000 рублей – билет на право проведения любительской свадебной или костюмированной съемки в интерьерах Государственного Эрмитажа для группы не более 5 человек (при наличии входного билета);
Съемка может осуществляться с применением штативов, оборудованных защитными насадками, исключающими повреждение полов, без применения специального света, в том числе вспышки.
  

История
Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Эти полотна стали основой, на которой сформировался музей. Из 317 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже хранится по меньшей мере 96 полотен[3]. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».

В 1769 году при содействии князя А. М. Белосельского-Белозерского в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Августа III графа Генриха фон Брюля, насчитывавшая около 600 картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Очень большое значение для Эрмитажа имела в 1772 году покупка Екатериной при посредничестве князя Д. А. Голицына в Париже коллекции живописи барона Пьера Кроза — самой замечательной в Париже того времени после галереи герцогов Орлеанских. Это собрание, включавшее около 400 первоклассных полотен, во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
 
Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 году, в разгар русско-турецкой войны, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение в 1768 году более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке. В 1781 году в Париже была куплена коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин, в числе которых девять полотен Рембрандта и шесть портретов кисти Антониса ван Дейка.
 
Ещё одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения, архитектором Фельтеном в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин. Таким образом, только за время царствования Екатерины II в России, где до этого не было ни одного сколько-нибудь значительного собрания живописи, появилась уникальная галерея.
   

                                        Возвращение блудного сына - Рембранд, Эрмитаж         
Эрмитаж в первой половине XIX века 
В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Госпожа со служанкой» П. де Хоха. В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. Ещё одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внёс существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.
 
Хранители коллекций в XIX и XX веках 
Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс Андрей Иванович Сомов. Считается, что он положил начало нового этапа в истории русского искусствознания второй половины XIX — начала XX веков.
 
Открытие 
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (от фр. Ermitage — уединённое место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.
 
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность А. И. Сомова, титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунков проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупки у отечественных коллекционеров и некоторых музеев. Результатом работы Сомова стал изданный им «Каталог Картинной галереи Эрмитажа» итальянской и испанской живописи. Приказом по министерству императорского двора он был назначен старшим хранителем по отделу картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Таким образом, Эрмитаж стал центром русского искусствознания и в жизни Эрмитажа пришла новая эра.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников.
 


После революции 
После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счёт национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, Ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесённые Надир-Шахом сокровища Великих Моголов. В 1932—1933 годах аспирант, позже — руководитель отдела нумизматики Н. В. Алабышев пополнил коллекцию китайских серебряных ямбов, спас от переплавки 515 экземпляров.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем имели место и тяжёлые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929—34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не функционировал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г.
 В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.
 
 
Постсоветский период 

В 2002 г. после долгих переговоров Государственная дума санкционировала возвращение из Эрмитажа в Германию средневековых витражей франкфуртской церкви Мариенкирхе.
Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными[8][9]. Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрек. Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как «Белый дом ночью» Ван Гога и «Площадь Согласия» Э. Дега) пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х годов были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

В июле 2006 году обнаружилась пропажа 221 экспоната небольшого размера (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). О краже заявил директор Эрмитажа на специально созванной пресс-конференции. В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

В 2016 году открыт дополнительный вход в главный комплекс для посетителей с интернет-билетами через Шуваловский проезд. Входная зона разместилась в бывших императорских конюшнях.
     


Жемчужины европейской коллекции
Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.
Сегодня Эрмитаж - еще и крупный научно-исследовательский центр.
 
 
Комплекс зданий музея Эрмитаж
Зимний дворец
Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.
 
Малый Эрмитаж
Дворец. Построен при Екатерине II Ю.М. Фельтеном и Ж.Б. Валлен-Деламотом.
 
Большой Эрмитаж
Дворец, построенный Ю.М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.
  
Театр Эрмитажа
Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.
 
Новый Эрмитаж
Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.
За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.
Пересказать всю историю Эрмитажа - все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.
  


  Экспонаты Эрмитажа
Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литьё, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини[12], Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и других.
 
  
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754–1762 годах, — яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. 
Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений — причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.
Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой парадный двор, обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.
На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
 
ГЛАВНЫЙ ШТАБ
Восточное крыло здания Главного штаба, возведенного на Дворцовой площади выдающимся архитектором русского классицизма К. И. Росси в 1820-1830 гг., – новый экспозиционный комплекс Государственного Эрмитажа.
Основные экспозиционные помещения объедены в три анфиладные линии: Дворцовую линию (вдоль Дворцовой площади), Певческую линию (вдоль Певческого проезда), Речную линию (вдоль набережной реки Мойки) и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов. В экспозиционную зону из парадного входного вестибюля ведет величественная лестница, размещенная в самом большом из пяти внутренних дворов.

На втором этаже музея открыта экспозиция «Искусство эпохи модерн», тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в стенах этого здания. На третьем этаже созданы экспозиции «Под знаком орла. Стиль ампир», русская живопись XIX века, Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающую о Министерстве иностранных дел Российской империи, также некогда занимавшем эту часть Главного штаба. На четвертом этаже представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби. Отдельные залы отведены для полотен Матисса.
В залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.
 
ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813-1814 годов были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии.

По всей стране, в городах и при монастырях, в память подвига 1812 года строились колокольни. Появились конные скульптуры Барклая де Толли и Кутузова перед Казанским собором, триумфальные арки в Москве и Петербурге, а также Александровская колонна на Дворцовой площади.

Галерея войны 1812 года в Эрмитаже относится к числу подобных памятников. Но по своему замыслу и исполнению она не имеет аналогов в европейской культуре. В Англии, в Виндзорском дворце, был создан Зал памяти Ватерлоо, где были выставлены всего 28 портретов монархов, полководцев и дипломатов, имеющих отношение к данной битве. Задача Галереи была намного значительнее: оставить в памяти потомков всех русских генералов-участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.

История создания

История создания Галереи началась в 1818 году, в Ахене, где проходил один из конгрессов Священного союза, призванного установить новый европейский порядок по окончании наполеоновских войн. На конгрессе присутствовали не только монархи, но и их многочисленные свиты. Со свитой герцога Эдуарда Кентского прибыл английский художник Джордж Доу, который к тому времени не только закончил с золотой медалью Академию художеств в Лондоне, но и успел приобрести популярность как портретист, удачно передававший сходство с оригиналом. Здесь, в Ахене, Доу получил свой первый русский заказ от начальника Главного штаба русской армии князя П.М. Волконского, который входил в ближайшее окружение императора Александра I. Император случайно зашел к своему приближенному в тот момент, когда он позировал художнику, и поразился быстроте работы Доу и точности передачи черт оригинала. В результате Джордж Доу был приглашен для работы в Петербург, куда и приехал в 1819 году. Ему было поручено запечатлеть облик русских генералов. Художнику предстояла грандиозная работа более 300 портретов. Его работа продолжалась в течение 10 лет с 1819 по 1828 годы. Практически ему приходилось ежемесячно писать для Галереи по 2-3 портрета. Несмотря на напряженную работу, к открытию Галереи все портреты не были готовы. Место недостающего портрета занимала соответствующая картинная рама с табличкой, на которой указывалось имя того генерала, чей портрет должен был здесь находиться. В работе художнику помогали А.В. Поляков и В.А. Голике. Они делали копии с портретов тех генералов, которые по тем или иным причинам не могли прибыть в Петербург для личного позирования и присылали Доу уже имевшиеся у них изображения. Позже, в связи со спросом, возникшем в русском обществе, Джордж Доу пригласил из Англии граверов, которые воспроизводили и тиражировали гравюрные копии портретов героев Отечественной войны. Эти гравюры были весьма популярны в России.

Император решил, что необходимо написать портреты всех тех, кто были генералами в 1812 году или получили это звание за отличия, проявленные в боях 1812-1814 годов. Несмотря на тщательную работу по подготовке списков генералов, портреты некоторых из них так и не были размещены в Галерее. По ряду причин в Галерее не оказалось портретов М.А. Дмитриева-Мамонова, М.Ф. Орлова, П.П. Пассека и других. Портрет декабриста генерала С.Г. Волконского был готов еще до декабрьского восстания 1825 года, но он тоже не выставлялся в Галерее по политическим причинам вплоть до 1903 года, когда отношение к декабристам изменилось.

Открытие Галереи

Зал Галереи было решено было разместить между Белым Тронным и Большим Тронным залами, где ранее находился ряд небольших комнат. Зал был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826-го. Открытие Галереи состоялось 25 декабря 1826 года. В этот день отмечалось избавление России от наполеоновских войск. На церемонии открытия в Галерее присутствовал император, его двор, а также ветераны Отечественной войны и части гвардейских полков. Во время торжественного богослужения гвардейцы были построены в Тронных залах, а затем маршем прошли по Галерее мимо портретов генералов Отечественной войны.

В 1830-е годы Галерея была пополнилась большими портретами императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые были союзниками России в заграничных походах. В 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в результате которого убранство Галереи полностью погибло. Но гвардейцы вынесли портреты героев Отечественной войны, и они не пострадали от огня. Впоследствии Галерея была восстановлена по чертежам В.П. Стасова. Уже в советское время экспозицию дополнили портретами дворцовых гренадеров, которым было поручено охранять Дом ветеранов Отечественной войны, и двумя картинами художника Петера фон Гесса: ««Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину»».
 
 
ДВОРЕЦ МЕНЬШИКОВА
Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова, сподвижника Петра Великого, находится на Васильевском острове. В залах дворца располагается экспозиция «Культура России первой трети XVIII века». Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа воссоздают убранство интерьеров первой четверти XVIII века.

Основная экспозиция: «Культура России первой трети XVIII в.»
Дворец Меншикова – музей русской культуры первой трети XVIII в. Дворец для Светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова строился в 1710-1712 и 1713-1727. Архитекторы дворца: Джованни Марио Фонтана и Иоганн Готтфрид Шедель при участии Доменико Трезини, Франческо-Бартоломео Растрелли, Георга Иоганна Маттарнови, Жан-Батиста Леблона. Дворец был одним из самых больших и роскошных зданий Петербурга первой трети XVIII в. На прилегавшей к дворцу территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротами, оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань. Здесь находилась официальная резиденция Меншикова – генерал-губернатора столицы, президента Военной коллегии; проходили парадные приемы и празднества... После опалы и ссылки Меншикова в 1732 дворец передан в ведение Сухопутного шляхетского (позже Первого кадетского) корпуса, в связи с чем претерпел некоторые перестройки.

Музей открылся в 1981. Посетители могут увидеть восстановленные интерьеры дворца – вестибюль и парадную лестницу. Ореховый кабинет, приемную, спальню, столовую. Очень красивы комнаты, отделанные бело-голубыми голландскими изразцами. В экспозицию вошли предметы быта и произведения искусства конца XVII – первой трети XVIII в., а также немногие сохранившиеся мемориальные вещи, принадлежавшие императору Петру I и его ближайшему сподвижнику, хозяину.
  

МУЗЕЙ ИМПЕРАТОРСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА
Экспозиция Эрмитажа, открытая в 2003 году, создана на основе коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода, включающей свыше 30 000 изделий из фарфора и стекла, рисунков, фотографий и редких изданий. Она представляет этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия, основанного в 1744 году, и историю русского фарфора.

Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея и Русский музей. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая 270-летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место, где создается и хранится материализованная в фарфоре история и культура России на протяжении почти трех веков.

В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века, собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем. В книге почетных гостей завода, и в первую очередь музея, оставили свои автографы члены императорской семьи, Казимир Малевич, Луначарский, Горький, Шаляпин, Есенин, Маяковский и Лиля Брик, Мейерхольд и Зинаида Райх, министр культуры СССР Екатерина Фурцева и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый мэр Петербурга Анатолий Собчак – этот перечень можно продолжать и продолжать…
   
 
КОЛЛЕКЦИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
Коллекции Екатерины II В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. 
В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)
 Тициан "Бегство в Египет"
 «Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные… 
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути. 
Джорджоне "Юдифь" 
В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто. Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.) 
Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. 
Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» 
Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор. Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.
 В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты  кисти Ван Дейка. 
А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики. Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». 
Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.) 
«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. 
По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. 
«Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г. Микеланджело "Скорчившийся мальчик" Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин. 
Дальнейшее развитие Эрмитажа Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. 
В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. 
Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта. Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.) Караваджо "Лютнист" Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи. «Камея Гонзага» (III век до н.э.) 
"Камея Гонзага" 
«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). 
Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской. Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. 
Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. 
На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. 
Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо. 
Новый Эрмитаж Новый Эрмитаж – первое  в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год. 
Новый Эрмитаж В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I. Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. 
В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Эрмитаж в советской России Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов. Канова 
«Три грации» (хариты)  
Канова "Три грации" Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»). Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Харитам соответствуют римские грации. В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. 
Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь. 
В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений. 
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. 
Поль Сезанн «Берег Марны» 
Поль Сезанн "Берег Марны" Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам. Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. 
Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов. Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств. 
В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. 
По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. 
В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства. 
В настоящее время Музейный комплекс Эрмитаж 
Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной: Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли; Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад; Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена; Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце,  В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова; Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I; Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки: Запасной дом Зимнего дворца; Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
 
 
КОЛЛЕКЦИИИ ЭРМИТАЖА
Культура и искусство первобытного общества 
Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.

 
Культура и искусство античного мира 
Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106 000 памятников. Представлены культура и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н. э., самые поздние датируются IV в. н. э. Обширная экспозиция античных древностей находится в залах первого этажа Нового Эрмитажа.
Богато собрание греческих и италийских расписных ваз (15 000 экземпляров), памятников культуры Этрурии.
Коллекция античных гемм — инталий и камей — включает около 10 000 памятников.
Достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика. Собрание римского портрета насчитывает 120 образцов I в. до н. э. — IV в. н. э.
Также в Эрмитаже экспонируются: коллекция танагрских терракотовых статуэток (Греция) IV—III вв. до н. э., материалы раскопок греческих городов и некрополей Северного Причерноморья, греческие золотые изделия, греческие ткани V—IV вв. до н. э., деревянные античные саркофаги и другие изделий из дерева.
   
Живопись 
Итальянская живопись XIII—XVIII веков 
В залах второго этажа Большого Эрмитажа представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.
В России только Эрмитаж обладает картинами Леонардо да Винчи: Это «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», 1478) и «Мадонна Литта» (между 1480—1491).
Рафаэль Санти представлен также двумя[2] работами — «Мадонна Конестабиле» (между 1502—1503) и «Святое семейство» (ок. 1506). В 1792 году по заказу императрицы Екатерины II архитектор Джакомо Кваренги в здании Большого Эрмитажа создаёт галерею с копиями рафаэлевских фресок — знаменитые «Лоджии Рафаэля».
К числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь» Джорджоне и «Жертвоприношение Поликсены» Джамбаттиста Питтони.
Тициан Вечеллио представлен восемью[2] картинами: «Бегство в Египет» (нач. 1500-х), «Портрет молодой женщины» (ок. 1530-х), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е), «Святой Себастьян» (1570-е) и др.
Собрание итальянской живописи XVII—XVIII веков: «Лютнист» Караваджо, Гвидо Рени, Лука Джордано, Сальватор Роза, Джузеппе Мариа Креспи, Джованни Баттиста Тьеполо, Франческо Гварди.
 
Старонидерландская живопись XV—XVI веков 
Собрание старонидерландской живописи насчитывает около 100 картин. Среди них несколько шедевров мирового значения, таких как татищевский диптих Робера Кампена (приписывался Ван Эйку); одна из трёх копий картины Рогира ван дер Вейдена «Св. Лука, рисующий мадонну»; позднее произведение Лукаса ван Лейдена «Исцеление иерихонского слепца» (1531); два групповых портрета кисти Дирка Якобса.

 
Испанская живопись XV — начала XVIII века 
Эрмитажная коллекция испанских картин насчитывает более ста шестидесяти полотен и является самой многочисленной за пределами Испании[3].
Старые испанские мастера: Эль Греко («Апостолы Петр и Павел»), Хусепе де Рибера («Св. Иероним и ангел», «Св. Себастьян и св. Ирина», «Св. Онуфрий»), Франсиско де Сурбаран («Сан Фернандо», «Св. Лаврений», «Отрочество Богоматери»), Диего Веласкес («Мужская голова в профиль», «Завтрак», «Портрет графа-герцога Оливареса»), Бартоломе Эстебан Мурильо («Поклонении пастухов», «Убийство инквизитора Педро де Арбуэса», «Непорочное Зачатие», «Благословение Иакова», «Сон Иакова», «Мальчик с собакой».), Франсиско де Гойя («Портрет актрисы Антонии Сарате» — единственное полотно Гойи в российских музеях, преподнесённое Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером. Предположительно, подделка [4]).
Ведущие художники Валенсии XVI века: Пабло де Сан Леокадио «Встреча св. Иоакима и св. Анны у Золотых ворот», Хуан де Хуанес «Богоматерь с младенцем Христом, детьми Иоанном Крестителем, Иоанном Евангелистом и ангелом».

Художники второй половине XVI века: Луис де Моралес («Богоматерь с Младенцем», «Скорбящая Богоматерь»), Франсиско Рибальта («Пригвождение к кресту» и «Мученичество св. Екатерины»), Алонсо Санчесом Коэльо («Портрета инфанты Каталины Микаэлы Австрийской»), Хуан Пантохи де ла Крус («Портрет Диего де Вильямайора»).
Художники XVII века: Педро Орренте «Чудо с хлебом и рыбами», Хуан Баутист дель Маино «Поклонение пастухов», Алонсо Кано «Распятия».
Мадридская живопись середины и второй половины XVII века представлена работами художников: Франсиско Кольянтес, Антонио Пуги, Антонио Переда, Хосе Антолинес, Матео Сересо.

 
Фламандская живопись XVII—XVIII веков 
Коллекция фламандской живописи насчитывает свыше 500 картин, выполненных более чем 140 художниками[5]. Полотна ведущих живописцев Фландрии (Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс) экспонируются в Новом Эрмитаже.
Собрание работ Рубенса включает 22 картины и 19 эскизов. Среди наиболее известных полотен — «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х), «Возчики камней» (около 1620), «Вакх» (между 1638—1640).
Ученик Рубенса Ван Дейк представлен 24 произведениями. Среди работ выделяются «Автопортрет» (1622 или 1623) и «Портрет Уильяма Чалонера» (конец 1630-х).

Десять работ Йорданса: «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (около 1615) и «Праздник бобового короля» (около 1638). Среди 14 картин Снейдерса особого внимания заслуживает серия из четырёх монументальных «Лавок» (конец 1610-х).
Фламандская бытовая живопись XVII века: Адриан Брауэр («Деревенский шарлатан» (около 1625) и «Сцена в кабачке» (около 1632)) и Давид Тенирс Младший («Групповой портрет членов стрелковой гильдии „Oude Voetboog“ в Антверпене» (1643)).
 
 
Голландская живопись XVII—XVIII веков 
Коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает одно из первых мест в мире по количеству шедевров и имен, в том числе и самых редких[6]. Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа. Представлены работы таких художников, как Ян ван Гойен, Якоб ван Рёйсдал, Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох, Адриан и Исаак ван Остаде, Пауль Поттер, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф.
С искусством Рембрандта Харменса ван Рейна знакомят 24 картины, которым отведен специальный зал. Среди ранних полотен Рембрандта — «Флора» (1634), «Снятие с креста» (1634), «Жертвоприношение Авраама» (1635). Шедеврами зрелого периода творчества являются «Даная» (1636), первое полотно художника, привезенное в Россию ещё Петром I, «Давид и Ионафан» (1642), «Святое семейство» (1645). Последние два десятилетия жизни Рембрандта представлены такими величайшими созданиями, как «Портрет старика в красном» (ок. 1652—1654) и «Возвращение блудного сына» (ок. 1668—1669).

 
Английская живопись XVI—XIX веков 
Коллекция небольшая — около 450 картин. Представлены художники XVII века: У. Добсон «Портрет Абрахамса ван дер Дорта», Готфрид Кнеллер «Портрет Гринлинга Гиббонса», «Портрет Джона Локка», Дж. Вуттон «Собаки и сорока».
Расцвет национальной школы живописи — XVIII столетие: Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей» (1786—1788), «Воздержанность Сципиона Африканского» (1788—1789) и «Амур развязывает пояс Венеры» (1788); Бенджамин Уэст «Венера утешает Амура, ужаленного пчелой» и «Портрет принца Уэльского, Георга с братом Фредериком»; Томас Гейнсборо «Дама в голубом»; Джордж Ромни «Портрет миссис Хэрриет Гриер»; Дж. Морленд «Приближение грозы» (1791); Джозеф Райт «Кузница» (1773), «Фейерверк. Замок Св. Ангела» (1778—1779).
Художники XIX века: Ричард Паркс Бонингтон «Лодки у берегов Нормандии» (ок. 1825); Томас Лоуренс «Портрет М. Воронцова» (ок. 1806).
В Эрмитаже хранится свыше 300 изображений генералов русской армии и три больших портрета в рост фельдмаршалов М. И. Кутузова, Барклая де Толли, А. Веллингтона, выполненные для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца Джорджем Доу.

 
Французская живопись XV—XVIII веков[править | править код]
В собрании музея представлены работы:
художники XVI века — Пьер Дюмустье, Валантен де Булонь и др.;
живописцы XVII века —
Никола Пуссен («Танкред и Эрминия», 1630-е; «Пейзаж с Полифемом», 1649);
Клод Желле (цикл «4 времени суток»);
Пьер Миньяр («Великодушие Александра Македонского»);
Симон Вуэ,
Эсташ Лёсюэр,
братья Ленен,
Себастьян Бурдон,
Никола Ларжильер,
Гиацинт Риго,
Жак Белланж
и др.

Собрание живописи XVIII века насчитывает более 400 произведений. Представлены художники:
Антуан Ватто,
Франсуа Буше,
Жан Батист Грёз,
Жан Батист Симеон Шарден,
Жан Оноре Фрагонар,
Юбер Робер.
Никола Пуссен
Танкред и Эрминия
Антуан Ватто
Савояр с сурком
  
Французская живопись XIX—XX веков 
Коллекцию представляют около 850 работ. Художники рубежа XVIII—XIX столетий: Г. Летьер, Р. Лефевр, А. Карафф, К. Верно, А. Жироде, П. Шовен, П. Герен, Ф. Жерар и др. Среди пяти произведений П. Прюдона выделяется шедевр его творческой деятельности «Дети с кроликом», из семи работ Л. Буальи — «Бильярд» (1807). Самые значительные мастера эпохи: Ж.-Л. Давид — «Сафо и Фаон» (1809), А. Гро — «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту» (ок. 1797), Д. Энгр — «Портрет графа Н. Д. Гурьева» (1821), Эжен Делакруа — «Марокканец, седлающий коня» (1855) и «Львиная охота в Марокко» (1854).
Собрание французской живописи рубежа XIX — XX веков, насчитывающее около 250 полотен: Клод Моне «Дама в саду» (1867), «Мост Ватерлоо» (1903), Огюст Ренуар «Портрет артистки Жанны Самари» (1878), Камиль Писсаро, Альфред Сислей, Эдгар Дега.

Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог «Куст» (1889), «Хижины» (1890), «Белый дом ночью» (1890).
Символизм представлен картинами Э. Каррьера, П. Пюви де Шаванна, О. Редона. Произведения П. Синьяка, А. Фантен-Латура, А. Руссо, художников группы Наби — М. Дени, П. Боннара, Ф. Валлотона, Ж. Э. Вюйара, К. Русселя наряду с работами А. Марке, А. Дерена, К. Ван Донгена, М. Вламинка, А. Мангена, Ж. Руо, создают почти исчерпывающую картину развития французской живописи этого времени.
Особую ценность собранию придают 37 работ Анри Матисса, включающие такие известные, программные для фовизма полотна, как «Красная комната» (1908), «Семейный портрет» (1911), «Танец» и «Музыка» (оба 1910), и 31 произведение Пабло Пикассо — «Любительница абсента» (1901), «Свидание» (1902), «Танец с покрывалами» (1907), «Три женщины», «Женщины с веером» (1908).
 
Неполнота собрания живописи 
Многие великие художники не представлены в эрмитажном собрании (равно как и в других музеях России). Связано это как с большевистскими распродажами, так и с глобальной переоценкой истории живописи в конце XIX и начале XX века, когда перестали «котироваться» художники-академисты болонской школы — обычный объект восторгов ценителей искусства эпохи классицизма — и были заново открыты старонидерландское искусство и искусство кватроченто.
В Эрмитаже не представлены величайшие мастера треченто (Чимабуэ, Дуччо, Джотто) и многие важнейшие представители кватроченто, как флорентийского (Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, Доменико Гирландайо, Вероккьо, Донателло), так и венецианского (Мантенья, Карпаччо, Беллини).

Панораму Северного Возрождения сложно себе представить без работ Ван Эйка, Мемлинга, Босха, Грюневальда, Гольбейна, Брейгеля, а они в музеях России отсутствуют. В России нет ни одной работы Вермеера.
Невозможно ознакомиться с живописью английских мастеров — Хогарта, Тёрнера, Констебла и прерафаэлитов.
Такие важные художники, как Рогир ван дер Вейден, Корреджо, Караваджо и Гойя, представлены в Эрмитаже одной картиной каждый, причём в случае с ван дер Вейденом и Караваджо это, по мнению ряда исследователей, копии с оригиналов, выставленных в других музеях мира.
В советское время эрмитажное собрание искусства Новейшего времени по сути не пополнялось, с чем связано отсутствие в нём целых направлений, как, например, сюрреализм. Отсутствуют те художники, творческий расцвет которых пришёлся на годы после национализации коллекций Щукина и Морозова, — Кокошка, Бранкузи, Клее, Миро, Мондриан, Дали, Магритт, Джакометти, Бэкон, Поллок, Уорхол и др. То же самое касается художников, получивший всемирную известность уже после 1917 года, как, например, Климт, Модильяни и Мунк.  
 
Нумизматика 
Более трети материалов музея по количеству единиц хранения — фонды отдела нумизматики. Нумизматическая коллекция Эрмитажа одна из крупнейших в России.[7] Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 000), восточные (свыше 220 000), русские (около 300 000) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 000), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 000) и разнообразные сфрагистические материалы.

Быков, Алексей Андреевич — руководитель отдела нумизматики (1945—1974).
 
 
ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике (нем. Wilhelm August Golicke).
Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем И. П. Крафтом.
В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белой галереей и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.
Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.
Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях. Инспекторским департаментом Главного штаба были составлены предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею[. В декабре 1819 года списки были предоставлены Главным штабом специальному аттестационному комитету, созданному 18 (30) августа 1814 года для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. В августе 1820 года аттестационный комитет закончил свою работу.

Однако, не все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Так, например, кандидатура генерал-майора графа М. А. Дмитриева-Мамонова не рассматривалась, потому что в аттестационный комитет не был доставлен его формулярный список[2], М. Ф. Орлов, получивший звание генерал-майора за взятие Парижа в 1814 году, по непонятным причинам был отвергнут аттестационным комитетом[2], а П. П. Пассек был вычеркнут из списка лично императором Александром I — без объяснения причин[2]. В то же время, граф А. А. Аракчеев, во время войны занимавшийся вопросами снабжения и тылового обеспечения армии, но в боевых действиях участия не принимавший, в Военную галерею был включён.
Генерал-лейтенант А. В. Сибирский был утверждён для внесения в Военную галерею в 1822 году. К её открытию в 1826 году портрет ещё не был написан, и на стену была помещена рама, затянутая зелёным шёлком, с именной табличкой. 22 ноября 1833 года министр Императорского Двора князь П. М. Волконский по приказу императора Николая I распорядился не начинать работу над портретом Сибирского. При этом пустая рама в галерее была оставлена. 3 января 1836 года «Высочайшим повелением» вместо так и не написанного изображения А. В. Сибирского в Военной галерее был размещён портрет генерал-лейтенанта А. Б. Фока. По мнению ряда историков, например, В. М. Глинки, Сибирский был исключён из Военной галереи за положительную аттестацию служивших под его началом декабристов П. И. Пестеля, Н. И. Лорера и П. В. Аврамова[1][3]. Историк А. А. Подмазо оспаривает эту версию, считая, что если бы император-самодержец захотел наказать Сибирского за «симпатии» к декабристам, он вряд ли стал тянуть десять лет. По мнению Подмазо, причиной исключения генерал-лейтенанта из Военной галереи стала жизнь не по средствам, вылившаяся в суд за крупную растрату казённых денег.

Генерал-майор, активный деятель движения декабристов, С. Г. Волконский был включён в список для размещения в Военной галерее. Написанный в 1823 году[4] 7 сентября 1825 года портрет передан из мастерской Джорджа Доу гофмаршалу императорского двора. Бытует мнение, причём как в массовом сознании[5], так и у историков, что после восстания декабристов написанный портрет был изъят из галереи, а пустая рама была затянута шёлком. Однако, это не согласуется с тем, что проектирование Военной галереи было начато весной 1826 года, через несколько месяцев после событий на Сенатской площади. Строительство зала Военной галереи было начато в июне 1826 года, в то время как Волконского приговорили к смертной казни (заменённой на двадцатилетний каторжный срок). Естественно, размещение портрета государственного преступника в зале славы Отечественной войны не планировалось. Изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось. Портрет Волконского в 1903 году был помещён в галерее вместо пустой рамы, ошибочно помеченной подписью «Г. В. Грековъ 8й, Г. М.».

  
    

 
___________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Достопримечательности Ленинградской области.
Варшавский С.. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Варшавский С., Рест Б.. — Л. : Гос. изд-во «Искусство», 1939. — 252 с. — 5 000 экз. (в пер.)
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/
Королев С. В.. Книги Екатерины Великой. Очерки по истории Эрмитажной библиотеки в XVIII веке / под ред. П. А. Дружинина. — М. : Трутень, 2016. — 212, [1] с., [8] л. цв. ил., факс. : портр., факс. — Библиогр.: с. 192-207 и в подстроч. примеч.. — ISBN 978-5-904007-14-0.
Музеи Санкт-Петербурга.
Пиотровский Б. Б.. История Эрмитажа : Краткий очерк. Материалы и документы / Б. Б. Пиотровский,; [Вступ. ст. и общ. ред. М. Б. Пиотровского; Гос. Эрмитаж]. — М. : Искусство, 2000. — 573 с. : ил., факс.,портр. — Указ. имен: с. 549-568.
Пиотровский М. Б.. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.
А. С—в. Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1904. — Т. XLI. — С. 35—39.
Шапиро Ю. Г.. По Эрмитажу без экскурсовода. — 8-е изд. — Л. : Аврора, 1972. — 208 с.
Достопримечательности Санкт-Петербурга.

 

ВложениеРазмер
Hermitage (1).jpg263.84 КБ
Hermitage (2).jpg466.88 КБ
Hermitage (3).jpg179.77 КБ
Hermitage (4).jpg195.8 КБ
Hermitage (5).jpg284.95 КБ
Hermitage (6).jpg851.61 КБ
Hermitage (7).jpg1.81 МБ
Hermitage (8).jpg194.67 КБ
Hermitage (9).jpg485.73 КБ
Hermitage (10).jpg140.03 КБ
Hermitage (11).jpg215.87 КБ

Монета несуществовавшего императора

В двух российских музеях - Эрмитаже и Московском Государственном Историческом музее - находятся серебряные монеты 1825 года, на аверсе которых изображен император России Константин I. Однако мало кто вспомнит такого монарха, так как правление его не запечатлено ни на одной странице в учебниках по истории. Тем не менее, человек этот существовал и имел непосредственное отношение к императорскому двору. Константин был родным братом Николая I, который взошел на престол сразу после смерти императора Александра I, самого старшего брата, в 1825 году.

По традиции, престолонаследие должно было передаваться по старшинству, то есть Константину. Но мало кому было известно, что еще задолго до этого Константин тайно отрекся от престола, чтобы жениться на польской графине Грудзиньской. Тем не менее, по стечению обстоятельств, присягнуть новому императору Константину уже успела гвардия, а Государственный Монетный двор – выпустить именной рубль. Уничтожать монеты и проектные рисунки не стали, а спрятали в специальном архиве в министерстве финансов.

Известность этим раритетам пришла лишь в 1879 году, когда новый император Александр II разделил пять монет между членами семьи и музейной коллекцией Эрмитажа. Один из константиновских рублей был продан в 1965 году с аукциона Christie's за 100 тысяч долларов неизвестному коллекционеру. Тем не менее, изначально мастера успели изготовить шесть полных экземпляров и два - без гуртовой надписи. Но судьба шестой монеты по сей день не известна, так что у нумизматов есть надежда пополнить свои коллекции уникальным шедевром.

Отправить комментарий