Чуваши


Чува́ши́ (чуваш. чăвашсем) — тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч согласно результатам переписи 2010 года. В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.
Согласно последним исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:
верховые чуваши (вирья́л или тури́) — северо-запад Чувашии;
средненизовые чуваши (ана́т енчи́) — северо-восток Чувашии;
низовые чуваши (анатри́) — юг Чувашии и за её пределами;
степные чуваши (хирти́) — выделяемая некоторыми исследователями подгруппа низовых чувашей, проживающих на юго-востоке республики и в сопредельных областях.

 

                              АМА - ЖЕНСКОЕ УКРАЖЕНИЕ У ЧУВАШ - ВИРЬЯЛ  

_____________ТЕНГРИАНСКИЕ СИМВОЛЫ У ЧУВАШ                                                 

 

Слово суас (сÿäс), которым луговые черемисы обозначают в настоящее время татар, насколько мне известно, до сих пор не обращало на себя того внимания, которого оно справедливо заслуживает по своему важному значению для определения национальности древних болгар. В татарском языке этого слова нет, и следовательно черемисы взяли его не оттуда; очевидно, что подлинник этого слова следует искать в других источниках. 
С самого первого раза нас поражает сходство этого имени с тем наименованием «ђăваш» или «ђуаш» (ч́ы̆ваш, ц́ы̆ваш, ч́уаш), которое дают себе сами чуваши и под которым они известны у многих, живущих по соседству с ними, народностей. Однако здесь сразу же является и затруднение. Обращаясь к звуковому составу черемисских наречий, мы не находим в нём объяснения, почему чувашское «ђ» передано у луговых черемис не звуком ч, как наиболее близким к чувашскому, а совершенно неподходящим к последнему звуком с. Затруднение это устраняется, если мы припомним, что по особому свойству чувашского языка звуки ц́, ч́ и ч (ђ), как в начале, так и в середине, а равным образом и в конце слов, нередко заменяются звуком с́, который у черемис, в словах заимствованных с чувашского, передаётся твёрдым с.

                                                            народ чуваши

Всё это заставляет нас предположить, что слово «чăваш» в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, и именно в одной из следующих форм: ćуаć, ćуаз, ćы̆ваć или ćы̆вас (çуаç, çуас, çăваç, çăвас); в этом то более древнем виде оно и было взято черемисами в их богатый чувашизмами язык.
Допустив за всем здесь сказанным некоторую долю вероятности и приняв за возможную тождественность слов суас и «ђăваш», мы всё-таки будем принуждены остановиться перед трудною загадкою: почему луговые черемисы могли окрестить чувашами столь от них в наше время отличающихся татар? По моему мнению, ответ на подобный вопрос может быть один, и именно тот, что современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар и что черемисы, обозначая их именем суас, впоследствии перенесли это имя и на татарских завоевателей края, которые, унаследовав то политическое значение, какое сначала принадлежало болгарам, и отчасти и их культуру и приняв ислам, стали потом сами приписывать себе болгарское происхождение. Такое перенесение племенного наименования с одной народности на другую было тем более возможно, что слияние полудиких пришельцев с культурными болгарами (мусульманами) совершилось с медленной постепенностью, и прежнее болгарское совершенно незаметно подменилось татарством.

                                         чувашский праздник Акатуй в д. Чуваш-Отары                     Деревня Чуваш-Отары

В виде дополнения к здесь сказанному остаётся сделать еще одно замечание. В настоящее время, как это известно, черемисы, живущие на правом берегу Волги, называют чуваш сложным наименованием суасла мары̆, т.е. черемисами на «суасский» лад. Это название указывает ясно, что слово суас первоначально не означало татарина, так как чуваши, как исконные жители края, несомненно были известны черемисам ранее позднейших пришельцев татар, а потому и не могли получить своё название от сравнения с последними. Переводить выражение суасла мары̆ словами: «черемисы на татарский лад» — было бы большою нелепостью, и поэтому, объясняя это выражение, можно придти только к тому заключению, что оно первоначально означало очувашившихся черемис, а впоследствии было перенесено и вообще на чуваш. Произошло это, вероятно, по той причине, что горные черемисы имели сношения только со своими очувашившимися собратиями, жившими к ним в непосредственной близости, тогда как с коренными чувашами им приходилось сталкиваться реже. Этим и объясняется то обстоятельство, что самого слова суас, помимо термина суасла мары̆, горные черемисы теперь уже не имеют и внутреннего смысла выражения «суасла мары̆» не понимают). Что касается казанских татар, то последние известны горным черемисам не под названием суас, как у луговых черемис, а под именем тадар,а) самая форма которого (по изменению глухого т между двумя гласными в звонкое д) безспорно доказывает, что оно перешло к черемисам не непосредственно, а только путём передачи от живущих по соседству с ними чуваш), у которых татары называются «тотар» (чит. тодар).

                                                 ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК АКАТУЙ

Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»).
Основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.

Происхождение этнонима чуваши
В научном сообществе отсутствует общепризнанное мнение об этимологии чувашского этнонима.
Слово «чуваш» в исторических источниках впервые встречается у А. И. Лызлова в Скифской истории, где он сообщает об участии чувашей в торжествах в Казани в 1508 г. Летописное упоминание чувашей к настоящему времени обнаружено под 1521 г.[]
Следует отметить, что чувашами в XVI—XVII вв. авторы называли предков современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар и собственно чувашей. Одновременно с этим, предки современных чувашей именовались черемисами и татарами[]. Всё это подтверждает, что под словом «чуваш» в XVI—XVII вв. никак не могли понимать название народа — это был соционим, а не этноним. В статье И. П. Ермолаева по этому поводу сказано:
Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чювашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чювашских» и «латышских».
По мнению Д. М. Исхакова именование низовой («чёрной») феодально-зависимой части казанских татар «ясачными чувашами» в русскоязычных источниках до первых десятилетий XVII в. связано не только с особенностями этнической ситуации в Казанском ханстве и Казанском крае, но и со спецификой переписей населения Среднего Поволжья после русского завоевания.
Термин «ясачная чуваша» фиксировал сословную принадлежность: наименование «чюваша» (šüäš), по авторитетному заключению лингвиста Р. Г. Ахметьянова, обозначало «пахаря, земледельца».
Н. И. Золотницкий возводил этноним чăваш к слову йăваш, приводя его генетические соответствия из других тюркских языков со значением «тихий», «мирный», «смирный».
М. Фасмер, ссылаясь на Д. Немета, происхождение слова чуваш связывает с татарским džуvаš «мирный, радушный», киргизским džuvaš, juvaš.
Древнетюркский javaš (йаваш[]) в чувашском языке из-за характерного для него рефлекса пратюркского начального j- [ j ] в ś [ ɕ ] (орфографически Ҫ ç) мог бы получить произношение śavaš (çăваш). В форме čăваш (çăваш, сьăваш) этноним чăваш зафиксировал в XIX в. В. В. Радлов.
Пример из словаря В. В. Радлова: Кiрäк суваш, кiрäк чiрмĭш, кiрäк āр, кiрäк нiдī кiшi булсын барысыда алланың, мäндäläрi iкäн! «Будь это чуваши, черемисы, вотяки или другие какие-либо люди, все они рабы Божии» [Радлов 1899:1354—1355]. В. В. Радлов же зафиксировал этноним в форме čăваш [çăваш, сьăваш] [РАН, ф. 177, оп. 1. 107:2833].

                                                          ЧУВАШСКАЯ СВАДЬБА

Б. А. Серебренников замену в чувашском языке звука [ j ] другими звуками объясняет влиянием марийского языка:
Древний звук йот в чувашском языке превратился в дж, которое затем превратилось в ç. Тенденция к спирантизации аффрикат, например, аффрикаты ч, отмечена также и в марийском языке.
С начальными звуками глухой альвеолярный сибилянт [s] или глухой альвеоло-палатальный фрикатив [ɕ] слово чуваш сохранилось в башкирском (сыуаш), марийском (суаслама́ры), татарском (чуваш [ɕuvaʃ]) языках.
В работе «Болгары и чуваши» тюрколог Н. И. Ашмарин, исследуя этимологию слова суас (сÿäс), которым луговые марийцы обозначают в настоящее время татар, предположил, что слово «чăваш» ранее имело несколько иное звучание:
Всё это заставляет нас предположить, что слово «чăваш» в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, и именно в одной из следующих форм: ćуаć, ćуаз, ćы̆ваć или ćы̆вас (çуаç, çуас, çăваç, çăвас); в этом то более древнем виде оно и было взято черемисами в их богатый чувашизмами язык.

Автор первого русского перевода наиболее полного текста «Записки» Ахмеда ибн Фадлана востоковед А. П. Ковалевский дополнительно изучив вопрос написания конечных букв «н» и «з» в старой арабской графике, во втором издании книги Ибн Фадлана, осуществленном в 1956 г., предложил новый перевод названия одного из племён, первоначально прочитанного им как «саван» (по тексту Мешхедской рукописи, стр. 2086, строка 11).
Кроме того, он за­хотел, чтобы произошла перекочевка [племен], и послал за народом, назы­ваемым суваз, приказывая им перекочевать вместе с ним. [Они] же отказа­ли ему. И [они] разделились на две партии.

СТАТЬЯ ПРО СЕЛО ХУЗАНГАЕВО И ПРО МУЗЕЙ П. ХУЗАНГАЯ

В названии племени «суваз» А. П. Ковалевский увидел древнюю форму нынешнего названия чуваш.
…если с одной стороны учесть, что названия сăваз-сăваç и чăваш являются лишь видоизменениями того же самого слова, а с другой стороны обратить внимание на замечательный факт, указанный П. Г. Григорьевым, что чуваши, также как и сувазы в 922-ом году, в продолжение многих веков упорно не хотели принимать ислама, нельзя не увидеть тесную связь между обоими народами.
В работе «Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана» А. П. Ковалевский отмечает соответствие различных вариантов слова «суваз» выводам Н. И. Ашмарина.
Из приведенного обзора различных вариантов слова цуаç, суаç, сăваç, сăвар и тому подобных мы видим, что это старинное название народа чуваш засвидетельствовано в памятниках, начиная с X века, причем, по видимому, в тех формах, которые соответствуют выводам Н. И. Ашмарина, добытым, совсем иным путем.

                      ЧУВАШСКИЕ ТЕНГРИАНСКИЕ СИМВОЛЫ                                                                  

О. Г. Большаков, ссылаясь на А. П. Ковалевского, в примечаниях к переводу произведения ал-Гарнати предполагает, что название города Сувар связано с этнонимом чуваш:
Есть предположение, что название города связано с этнонимом «чуваш» (арабское *** часто заменяет отсутствующий в арабском языке звук «ч», отсюда: суваз — чуваз — чуваш). Ал-Гарнати впервые сообщает о большой колонии суварцев (скорее всего купцов) в Нижнем Поволжье.

А. К. Салмин ссылаясь на О. Г. Большакова пишет:
Этимологи предлагают следующую сокращенную схему происхождения этнонима чăваш «чуваш»: савир → сувар → сувас → суваш → чăваш. О. Г. Большаков также считает верной указанную схему. В частности, он уточняет, что арабское ‘с’ часто заменяет отсутствующий в арабском языке звук ‘ч’, отсюда: суваз → чуваз → чуваш [Большаков 1971:67[54]].

                                       ЧУВАШСКАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ГРУППА

В. В. Николаев связывал слово чуваш с др.-иран., сак. sabär (caбap) — «наездник»:
С учетом влияния свойства чувашского языка, что было отмечено ещё Н. И. Ашмариным, которое выражается в чередовании ч, ç, ш (например: шулчă, çулчă, шулçă, çулçă), в первичной основе имени чăваш есть чу=су=шу=çу. Чăваш < шуваш < шубаш < суваш < сувас < субас < субаш [с персидского savar (савар), др.-иран., сак. sabär (caбap) — «наездник»; в < б] в древнекит. транскрипции субейси (с учетом перехода в чув. су=чу=шу и др.-ир. в=б). Слово SU.BIR (сувар, савир) из письма астролога Аккуллану царю Ашшурбанипалу в VII в. до н. э. иранского происхождения.

В работе «Лексикостатистическая оценка алтайской теории» востоковед Джерард Клосон озвучил версию, согласно которой самоназвание чувашей имеет отношение к этнониму исторических табгачей.
Имеются причины (их слишком сложно было бы объяснять здесь), дающие основание предполагать: 1) что название Çuvaş является поздней формой старого племенного названия Tavğaç, и 2) что чувашский язык является развитием языка исторических тавгачей (Т’о-ра в китайских списках), которые основали династию Вей, или Т’о-ра, в северном Китае в IV в. и были в течение ряда лет в тесном контакте с киданями.

Писатель Юхма Мишши предложил версию происхождения этнонима от имени Чуваш-батора, существование которого в настоящее время не получило научного подтверждения:
В конце сопротивление возглавил полководец Чуваш-батор. По имени этого человека воины, не желавшие покоряться монголам, продолжавшие борьбу, себя стали называть «чувашами». А впоследствии и весь народ стал так себя называть именем человека, возглавившего движение сопротивления.
…Версия, что чуваши стали называть себя так в честь Чуваш-батора, вполне реалистична, основывается на многих исторических прецедентах и, я считаю, впоследствии она будет полностью доказана.
О Чуваш-баторе сохранились четыре очень любопытных исторических предания. В одном сообщается, что он погиб в борьбе с монголами и похоронен на правом берегу реки Тобол.
В Сибири есть место, которое названо его именем: Чуваш-гора.

                                         чувашский фольклор

Ономаст В. А. Никонов ставит под сомнение возможность патронимического происхождения отдельного этнонима, частным случаем чего является Чуваш-батор Юхма Мишши:
Чаще как раз обратное: этноним, кажущийся патронимичным, породил имя мифического «предка», которое произведено из этнонима, ставшего непонятным. Это обычные персонифицирующие мифы, возникающие из попыток объяснить непонятное название. Достаточно исследованные в топонимии (например, миф о Ромуле, мнимом основателе Рима), они неоднократно обнаружены и среди этнонимов. Из обоих названий одного народа — хай и армен — возникли мифы о его сказочных родоначальниках Хайке и его сыне Арменаке. По малым островам Индонезии, от берегов Суматры до берегов Сулавеси, рассеяно племя баджау, название которого предание связывает с именем родоначальника. Не больше оснований верить летописному сообщению, что названия племен вятичи и радимичи указывают на их прародителей Вятко и Радима. Различны тысячелетия, различны страны, а рождение мифического предка из этнонима типологически одинаково.
Подлинно патронимических этнонимов гораздо меньше, чем кажется.
Нет критерия, чтобы проверить истинность патронимического происхождения отдельного этнонима. Понятно, что нет и письменных свидетельств, современных возникновению патронимического этнонима, — такие памятники всегда очень поздни по отношению к факту, о котором сообщают; род или племя удостаиваются письменных упоминаний, когда родоначальник уже стал достоянием фольклора.

                                                         ЧУВАШСКАЯ СВАДЬБА

Чувашская культура
Чувашская мифология
Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир, мир людей и нижний мир. Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в мире людей, и ещё три в нижних мирах.
Земля, согласно мифам, квадратная, причём чуваши живут в её центре. Имеется культ «священного дерева», («древа жизни»), которое поддерживает небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и каменном. На верхушке столбов располагаются гнёзда, в них по три яйца, на яйцах — утки. В каждом углу Земли чуваши помещали богатырей-защитников.
Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей.
Верховный бог, по поверьям, находится в верхнем мире. Также в верхнем мире находятся души святых и неродившихся детей. После смерти душа праведного покойного переходит по узкому мосту на радугу, а затем и в верхний мир. Душа грешника падала с узкого моста в нижний мир, где в девяти котлах варились души грешных людей. Слуги шуйтана непрестанно поддерживали под котлами огонь. Герои попадали в нижний мир через щели (дыры), называемые «какар».

           ЧУВАШИ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ     

Земледелие
Древние предки чувашей обладали навыками земледелия. Они высеивали пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лён, рожь на своих землях, используя трехпольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали яровыми культурами, вторую часть засевали озимыми культурами, а третью часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала[]. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа». Зерновые культуры шли людям в пищу в виде крупы, муки, солода. Солома использовалась при изготовлении крыш домов, глиняных кирпичей, для подстилки и кормов животным.

 

СТАТЬЯ ПРО ЧУВАШСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НУРЛАТСКОГО РАЙОНА РТ                           

Ефремова, Екатерина Иосифовна — художник по вышивке                                   

Животноводство
Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление. В сельскохозяйственных предприятиях республики на 2000 г. насчитывалось крупного рогатого скота около 212 тыс. голов, в том числе коров — более 70 тыс., свиней — около 199 тыс. и овец — 39 тыс. В производстве занято около 113 тыс. чувашей, что составляет около 20 % всех работающих в отраслях экономики Чувашии. Всего в республике насчитывается 466 сельскохозяйственных предприятий, которые представлены различными формами собственности (кооперативные хозяйства, ТОО, ЗАО, ОАО, муниципальные предприятия и др.), а также 1150 крестьянских (фермерских) хозяйств.

                                               НИЗОВЫЕ ЧУВАШИ

Ремёсла
Издревле у чувашей было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот. Ремесленники выплавляли металл, в том числе сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение и т. д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой.

Жильё
Характерной чертой чувашской избы (пÿрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăн алăк).

Чувашская одежда
Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения — защиты тела от воздействий наружной среды — она обладала символическими и ритуальными функциями. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (ватам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны.[] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд замужних женщин), çÿç хÿри (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе(рубашка), йӗм(штаны), атă(сапоги), çăматă(валенки), çăпата(лапти), калпак(шляпу), а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

                                       ЧУВАШСКИЕ ГУСЛИ         

 

 

История  чуваш
670-е гг: одна из древних болгар орд ("серебряные болгары"), состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазоских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением6.
732-737: савиры, видимо, тюркский гуннского союза племен, под натиском арабов отошли из Северного Кавказа в Среднее Поволжье, где расположились к югу от булгаров. Возникновение союза тюркских и угро-финнских племен во главе с булгарами7.

Конец IX в.- начало X в. - 1237-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, сувары (т.е. савиры) же отказались это сделать. Формирование булгарской народности - предков чувашей и татар8.
XIII-XIV вв.: под натиском монголо-татар, уничтоживших в 1237-1240 Булгарию, и из-за последующих набегов кочевников и новгородцев, масса булгарского населения ушла на север, где стала перемешиваться с финноязычными аборигенами (марийцами), результатом чего явилось формирование этнографичес­кой группы верховых чувашей. Позднее, в XIII-XIV вв., язычники-сувары поселились на правобережье Волги, на территорию современной Чувашии, что привело к образованию "низовых чувашей", сохранивших в большей мере культуру и быт своих булгарских пред­ков9.

1241-1391: чуваши в составе улуса Золотой Орды, они были обязаны платить десятину и поставлять воинов10.
1359-1438: в период нестабильности и распада Золотой Орды юго-западные районы Татарстана и юго-восточные территории Чувашии были опустошены (сожжено 2000 селений) и превратились в "дикое поле" - районы летнего кочевья ногайских татар11.

              ДЕВУШКА-ЧУВАШКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ

1438-1551: чуваши в составе Казанского ханства жили преимущественно в окрестностях р. Свияги. Хотя в чувашских землях располагались владения татарской знати, власть хана была тут не столь прочной. Во главе чувашей стояли ханские наместники, свои "сотенные князья", которые собирали ясак и отряды в ханское войско. К XV в. относится окончание этногенеза чувашей12.

1551-1557: принятие российского подданства чувашами. В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы призвали на помощь Россию. В 1547 русские войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 во время основания россиянами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 в подданство русского царя перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне13

XVI-XIX вв.: участие чувашей, числившихся податными государственными "черными крестьянами", в кампаниях русских царей путем поставки одного воина с 3-х ясаков (6 дворов). Крупная и средняя знать, которая могла бы составить военное сословие, была уничтожена в войнах, осталась лишь мелкая деревенская знать. Особую прослойку мелких землевладельцев составляли служилые чуваши (4-5 тыс.), которые несли пограничную сторожевую службу в XVI-XVII вв. С 1705 среди чувашских крестьян стали набирать рекрутов в армию на бессрочную военную службу. В 1718-1723 знать и служилые чуваши по указу Петра I (1682-1725) были приравнены в правах к государственным крестьянам. Чуваши сражались в русских войска во время Ливонской войны (1558-1583), участвовали в походах на Москву в 1611 и в 1612, в русско-турецких войнах XVIII в. и в Отечественной войне 1812 г., когда они составили два полка в составе Казанского ополчения14.

                                        чувашские певцы          

СТАТЬЯ ПРО ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК УЯВ                                                               

ТАТАРСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ НА ЧУВАШСКОМ ПРАЗДНИКЕ УЯВ                                                       

XVI-XX вв.: восстания чувашей против насилия чиновников, захватов земли и насильственной христианизации: в 1571–1573, 1609-1610, 1634; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С.Т. Разина (ок. 1630-1671) в 1670-1671 и Е.И. Пугачева (1742-1775) в 177415. Переселение части чувашей в Самарское Заволжье. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX в. В 1842 произошло вооруженное восстание 10 тыс. государственных крестьян - чувашей, марийцев и татар (так называемая Акрамовская война), направленная против реформ графа П.Д. Киселева (1788-1872) по управлению государственными крестьянами16. В феврале 1907 чувашские крестьяне села Чемеева и соседних деревень Ядринского уезда Казанской губернии выступили против столыпинской аграрной реформы. В 1913 крестьяне-чуваши из 12 селений того же Ядринского уезда опять выступили против реформ (Атменьское восстание)17. 24-27 января 1921 - выступление 6-7 тыс. чувашских крестьян на территории современного Аликовского района Чувашской республики (в тот период - Чувашско-Сорминской волость Ядринского уезда) против продразверстки (Чаппанское восстание).

1740: начало массового обращения чувашей в православие. Однако до 1870-х гг. христианизация была поверхностной и многие чуваши оставались приверженцами традиционных верований. Лишь с началом подготовки священников, владеющих чувашским языком или из самих чувашей, с введением проповедей на чувашском языке и изданием на нем религиозной литературы, к христианству склонилось почти всё население18.

1920-2001: 24 июня 1920 г. создана Чувашская автономная область в составе РСФСР. 21 апреля 1925 была образована Чувашская АССР в составе РСФСР. Формирование "социалистической" чувашской нации, стирание региональных различий, переход на русско-чувашское двуязычие. 24 октября 1990 Чувашская АССР преобразованная в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику, а с 13 февраля 1992 имеет статус Чувашской (Чаваш) Республики в составе Российской Федерации; с 2001 г. название было изменено на Чувашская Республика-Чувашия.

                                                       чувашский хор

Историческая политика
Политизация истории чувашей получила наиболее яркое выражение после специальной сессии Отделения истории и философии АН СССР (Москва, апрель 1946 г.), организованной совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР.
Причины и последствия политического вмешательства в историю и этнологию чувашей нашли отражение в работах В. А. Шнирельмана, Томохико Уяма, Андреаса Каппелера, Алена Франка.

 

                                     деревня Чуваш-Отары,  праздник Акатуй, Марий Эл                       Деревня Чуваш-Отары

Расселение чувашей в России
По результатам переписи 2002 года в Российской Федерации насчитывалось 1 637 200 чувашей; 889 268 из них живут в самой Чувашской Республике, составляя 67,69 % населения республики. Они живут в Аликовском, Аксубаевском, Дрожжановском, Нурлатском, Буинском, Тетюшском, Черемшанском, Порецком районах, в Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях, а также в Москве,Саратовской, Тюменской, Ростовской, Волгоградской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Читинской, Оренбургской, Московской, Пензенской, Ивановской областях России, Красноярском и Пермском краях и других регионах.
По результатам всероссийской переписи населения (2010) в период с 2002 по 2010 г. в Российской Федерации численность чувашей уменьшилась до 1435872 чел. — почти на 202 тыс.чел.(на 14 %), в том числе в ЧР на 75 тыс.чел., то есть понизилась до уровня 1955 года.

                                                          УРАЛЬСКИЕ ЧУВАШИ

 

 

Духовная культура чуваш
Религии и верования

До присоединения к Русскому государству чуваши были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Турă. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника «Сурхури», потом наступал праздник почитания солнца «Çӑварни» (Славянская масленица), затем — весенний многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Мăнкун» (который впоследствии совпал с христианской Пасхой). Цикл продолжал «Акатуй» — праздник весенней пахоты и сохи, перед началом весеннего сева — «Çимĕк» (праздник цветения природы, общественные поминки. Совпал с православной Троицей). После сева хлебов низовые чуваши праздновали «Уяв». В честь нового урожая было принято устраивать моления — благодарения духу — хранителю овина. Из осенних праздников отмечали «Автан-Сыры» (петушиный праздник). Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Çимěк (Троицей) или летом от Петрова до Ильина дня. Общественные поминки всем предкам совершались на третий день Пасхи, в «Çимěк». В ноябре—декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю. Чуваши чаще других народов поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу покойников.
Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Туро — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Сарӑтустурӑ) — поклонение огню. Ещё Д. Мессарош заметил наличие единого бога у чувашей, который, тем не менее, сочетался с аграрными праздниками:
Южные чуваши Бога называют Турӑ, северные Торӑ. Относительно понятия Бога у чувашей русская специальная литература до сих пор была в заблуждении. Язычеству или «черной магии» она приписывала бесчисленных Богов, несмотря на то, добрые они или злые, а также прочие плоды воображения. Со своим неполным знанием языка и предмета туманные названия некоторых болезней тоже воспринимали как названия Богов. Различались у них главный Бог (Турӑ) и множество Богов нижнего чина.[]
Также для традиционной чувашской веры был свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Чуваши называли его «Шуйттан»:
Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьем по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружье и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил: — Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйтана, но до сих пор ни разу еще не мог поймать его.
Так же у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение духам предков, которое олицетворял Киреметь. Киреметь представлял из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Пирешти, Киреметь, Киямат), а также христианства. В XVIII веке чуваши подверглись христианизации. Чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого — христиане. Также существуют немногочисленные группы, исповедующие ислам суннитского толка и традиционные верования.

                                   ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕНИЕ У ЧУВАШ

 

 

 

Чувашский язык
По своей фонетической структуре чувашский язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви!!!

 Чувашский язык входит в Волжско-Камский языковой союз.

Известные чуваши

Валерий Ефремов - ударник группы Машина Времени!

Иакинф Бичурин — православный архимандрит, востоковед, основоположник российской синологии.
Пётр Егоров — российский архитектор.
Леонид Агаков — чувашский писатель, прозаик, драматург.
Алексей Айги — российский композитор, скрипач, руководитель ансамбля 4’33".
Геннадий Айги — чувашский поэт.
Алексей Рекеев — чувашский просветитель, церковный и общественный деятель, священник, миссионер, этнограф, педагог и переводчик.
Константин Иванов — чувашский поэт, классик чувашской литературы.
Иван Яковлев — чувашский просветитель конца XIX — начала XX веков.
Ева Лисина — чувашский детский писатель, переводчик.
Михаил Сеспель — чувашский поэт, революционер.
Михаил Юхма — чувашский писатель, историк и общественный деятель.
Николаев Андриян Григорьевич — летчик-космонавт СССР № 3.
Михаил Большов — полный кавалер ордена Славы
Фёдоров Николай Васильевич — государственный и общественный деятель РФ, Первый Президент Чувашской Республики.
Степанов, Пётр — премьер-министр Приднестровья.
Карандаш (Денис Григорьев) — российский рэп-исполнитель, музыкальный продюсер, аранжировщик. Бывший участник знаменитой нижегородско-чебоксарской рэп-группы «Район Моей Мечты».
Самаренкин, Дмитрий Анатольевич — российский предприниматель чувашского происхождения. С августа 2011 по май 2012 — президент футбольного клуб «Рубин».

 

Национально-культурные автономии чуваш
В соответствии с Федеральным законом от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии» формой национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры является национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее — национально-культурная автономия)[].
В 2005 году за пределами Чувашской Республики было зарегистрировано 67 чувашских национально-культурных автономий. По состоянию на 1 января 2009 года их количество увеличилось и достигло 79. Чувашские национально-культурные автономии образованы в 29 субъектах Российской Федерации (в том числе в 12 субъектах ПФО) и 6 зарубежных странах.
Все национально-культурные общества, союзы, автономии и иные формы объединений, действующие на территории Чувашской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и мира объединяет Чувашский национальный конгресс.

Политические организации
Общественной организацией, включившей в перечень своих основных целей и задач способствование реализации права чувашской нации на самоопределение и деятельность по защите и укреплению чувашской государственности, является ЧРОО «Чувашский гражданский конгресс», являющийся духовным и идеологическим правопреемником Партии чувашского национального возрождения (ЧАП) и Чувашского национального конгресса периода его образования.

Краеведческие организации
21 июня 1991 первым съездом чувашских краеведов был учреждён «Союз чувашских краеведов», призванный продолжить традиции Общества изучения местного края. Почётным председателем является филолог В. П. Станьял. 30 октября 2010 г. на Ежегодном собрании Союза чувашских краеведов председателем был избран Э. К. Бахмисов.
В рамках Союза чувашских краеведов в 1996 г. была образована ЧРОО «Чувашская народная академия наук и искусств».

Религиозные организации
Религиозная часть чувашей представлена приверженцами как традиционных чувашских верований, так и авраамических религий, среди которых большинство — православные христиане.

Этнорелигиозные организации
Религиозной организацией с вероисповеданием традиционная чувашская вера является Природная экологическая религиозная организация «Академия Чувашской Духовности», которая зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике и вправе вести свою деятельность как религиозная организация.

Приходы Русской Православной Церкви
Чувашские приверженцы православного христианства объединяются в приходы-общины при храмах. Эти приходы являются подразделениями Русской Православной Церкви и находятся под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧУВАШСКАЯ ОДЕЖДА

Традиции и художественно-конструктивные особенности
Традиционная одежда отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кĕпе.
Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.

                                                        чувашская повседневная одежда                     

Женские рубахи имели высоту 115—120 см и центральный грудной разрез. Они орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.
Мужские рубахи имели высоту 80 см и орнаментировались скромнее. Правосторонний грудной разрез выделялся полосками вышитого узора и красными лентами, а также треугольной красной нашивкой.

В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста. Поверх рубахи повязывали фартук чĕрçитти — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зелёной пестряди. Верховые чуваши носили белый фартук саппун с нагрудником, украшенный узорами на подоле. 
Подпоясывались 1—2 поясами пиçиххи и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и чёрной бахромы хÿре, вышитыми принадлежностями сарă, по бокам — парными подвесками яркăч. До XX века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный шупăр. Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу. Обязательной принадлежностью женской и мужской одежды были белые штаны йĕм с широким шагом, длиной до щиколоток или выше.


 
Головные уборы и украшения
Праздничные и обрядовые головные уборы разнообразны и декоративны. Девушки носили округлые шапочки тухъя, украшеные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые спускались на плечо и вдоль спины. В обычные дни поверх сурпана повязывали аналогичную по форме, но более узкую головную повязку пуç тутри (или сурпан тутри), а на праздники — нарядный головной убор хушпу, который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. По форме можно выделить 5-6 локальных видов хушпу: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча.

Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные.
 
Верхняя одежда и обувь
В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок одевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многоообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.

Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.
Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений.
 


Чувашская одежда в современной культуре
С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.

Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.

Сельские мастера изготавливают праздничные костюмы для проведения национальных свадеб в селах и городах. В таких «обновленных» нарядах подчас используются подлинные головные уборы хушпу и украшения. Они по-прежнему сохраняют своё значение в качестве важнейшего смыслового, эстетического и сакрального центра чувашского костюма.

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Официальный портал органов власти Чувашской Республики
Краткая чувашская энциклопедия
Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши — Казань: 1902.
Ашмарин Н. И. Древние болгары. — Казань: 1903.
Браславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии — Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1995
Димитриев В. Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству Чебоксары, 2001
Иванов Л. М. Предыстория чувашского народа
Иванов В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура Москва, 2000
Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — 2003.
Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002. 400 с. Илл.
Никольский Н. В. Краткий курс этнографии чуваш. Чебоксары, 1928.
Никольский Н. В. Собрание сочинений. — В 4 т. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2007—2010.
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 317
Петров-Тенехпи М. П. О происхождении чуваш.
Чуваши // Башкортостан (Атлас). — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN ISBN 5-287-00450-8
Чуваши // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

ВложениеРазмер
Akatui1.jpg207.89 КБ
Chuv_svadba.jpg100.79 КБ
chuvash_19.jpg101.9 КБ
chuvash_19 (1).jpg89.37 КБ
chuvash_19 (2).jpg107.7 КБ
chuvash_19 (3).jpg96.55 КБ
chuvash_19 (4).jpg28.14 КБ
chuvash_19 (5).jpg85.84 КБ
chuvash_19 (6).jpg40.14 КБ
chuvash_19 (7).jpg50.95 КБ
chuvash_19 (8).jpg73.94 КБ
chuvash_19 (9).jpg41.05 КБ
UralChuvash.jpg71.75 КБ
amaViryal1.JPG167.38 КБ
amaViryal1 (1).jpg38.48 КБ
amaViryal1 (2).jpg34.51 КБ
аватар: Гость

НАРОД ЧУВАШИ

На фото 10 девушек - верховые чувашки из села Косяковка (старое название Ермоло-Никольское). Это потомки переселенцев последней четверти 19-го века из северных районов Чувашии. Верховые чуваши компактно проживают в селах Косяковка Стерлитамакского района и Антоновка Гафурийского района Башкортостана.

аватар: Кэп

есть ли информация...

есть ли инфа по чувашам, проживающим в Татарстане?
села, деревни, данные по районам и т.д.
Фольклорные группы, обычаи, праздники, известные люди?

аватар: Гость

Чуваши в татарстане

Черемшанский район, очень много чувашских деревень: ульяновка, сережнино и тд. Лаишевский район РТ

аватар: Гость

Чуваши в татарстане

Чуваши Татарстана расселены на правобережье Волги, левобережье Камы и на территории южных и юго-восточных районов республики. Численность — 126532 (2002). За 1989—2002 гг. она уменьшилась на 5,8 %. В республике 19 городов, более 20 поселков городского типа и 43 административных сельских района. Чуваши компактно проживают в Октябрьском (15771 чел.), Аксубаевском (14636), Дрожжановском (12312), Буинском (10293), Тетюшском (6155), Алькеевском (4903), Черемшанском (4888), Альметьевском (2599), Бавлинском (2592), Апастовском (1776) и Зеленодольском (1625 чел.) районах.

Чувашских деревень в республике насчитывается около 170, среди них Старые Савруши, Новое Аксубаево, Старая Киреметь, Сунчелеево, Емелькино, Старый Чувашский Адам, Старое Узеево в Аксубаевском районе, Старая Тумба, Чувашское Бурнаево, Старая Тахтала и Борискино в Алькеевском районе, Клементейкино, Ерсубайкино и Старое Суркино в Альметьевском районе, Альшеево, Рунга, Чувашские Кищаки, Большое Шемякино, Бюрганово в Буинском районе, Старое Ильмово, Убей, Чувашское Дрожжаное, Городище и Матаки в Дрожжановском районе, Аксумла, Елаур, Илюткино, Средняя Камышла, Егоркино, Салдакаево, Старое Иглайкино в Нурлатском районе, Кошки-Новотимбаево, Богдашкино, Исково, Тоншерма, Верхние Тарханы, Чувашское Черепаново в Тетюшском районе, Ивашкино, Кармалка, Ульяновка, Новое Ильмово, Лагерка в Черемшанском районе, Чувашский Елган и Нижняя Кондрата в Чистопольском районе. А в 137 селениях чуваши проживают совместно с русскими, татарами, а также мордвой. Значительно количество чувашей проживают в городах Казань (12457 чел.), Набережные Челны (12593 чел.), Нижнекамск (5780), Нурлат (4653), Бугульма (2112), Буинск (1823), Чистополь (1399), Тетюши (1226) и Зеленодольск (1197).

Действуют чувашские автономии: Чувашская национально-культурная автономия Республики Татарстан (Казань), Чувашский общественно-культурный центр имени П. П. Хузангая (Казань), Тетюшский чувашский национально-культурный центр Республики Татарстан(Тетюши), Чувашский национальный центр (Бавлы), Чувашская национально-культурная община (Набережные Челны), Чувашский общественно-культурный центр (Нижнекамск), Чувашский национально-культурный центр Аксубаевского района(с. Новое Аксубаево). Издаются газеты на чувашском языке. Некоторые официальные районные газеты дублируются на чувашском («Байрак», «Дуслык»).

аватар: Кэп

ДОБАВЛЕНИЕ...

в статью добавлены инфа и фото по чувашам, живущим в Татарстане и про праздник Уяв.

аватар: Гость

Чуваши - обулгаренные марийцы

Чуваши, это финно-угорское племя веда, раньше столица Чувашии называлась Веда-Суар. Нынешнее название чувашской столицы тоже звучит как типично финно-угорский топоним - Шупашкар.
Сравним с другими Ф-У топонимами: ЁшКАР, ИжКАР, СыктывКАР, КудымКАР, где слово "кар" означает "город", в переводе с финно-угорских языков

1. http://koi.wikipedia.org/wiki/Ёшкар
2. http://koi.wikipedia.org/wiki/Ижкар
3. http://koi.wikipedia.org/wiki/Сыктывкар
4. http://koi.wikipedia.org/wiki/Кудымкар

-------------------------------

Сувары (субар/север), один из булгарских родов, которые если и приняли какое-то участие в этногенезе чуваш, то самое минимальное (по отцовской линии), между этнонимами "чаваш" и "сувар" нет ничего общего, хотя некоторые исследователи и пытаются играть с этими словами, как с конструктором, переставляя буквы таким образом, чтобы получить требуемую комбинацию
Потомками сувар могут быть сибирские татары, которые сами себя именуют "сыбыр/сыбырлар", особенно памятуя слова Махмуда Кашгари: "Что касается наречия Сувар, Булгар, Бажанак (печенеги) и далее до предместий Рума, - это тюркский, с усечёнными окончаниями"

аватар: Кэп

отчасти да...

отчасти это правильно, особенно того, что касается группы чувашей - вирьял,

они очень близки марийцам по языку, одежде, обрядам, верованиям...

Про это есть отдельная статья на нашем сайте!

Но всё же в основной массе чуваши - это именно тюркский народ, 

причем по признанию лингвистов: чувашский язык - это единственный живой сейчас язык булгарской ветви тюркских языков!

А язык это очень важный показатель!

Даже татары ушди дальше от булгар.

Насчет Йошкар-Олы - с марийского именно Ола - город, а не Кар, 

а слово Йошкар - от йошкарге - красный - 

то есть Красный город!

аватар: Гость

Анализ слов

Если подвергнуть анализу некоторые чувашские слова, то можно убедиться в том, что они были переняты у булгар, возьмём к примеру два слова: "деньги" и "лебедь", на нашем языке они будут звучать соответственно, "Акча" - букв. "по-белому" (то бишь серебром) " и "Аккош" - букв. "белая птица", общим признаком в обоих словах является цветовая характеристика, это слово "Ак", что значит "белый".

Теперь посмотрим на чувашский вариант: "Укçа" и "Акăш", соответственно, но "белая птица" по-чувашски звучит иначе: "шурă кайăк"... как говорится, комментарии излишни.

Кроме того, у чуваш абсолютно нет никаких отголосков кочевого прошлого, хотя должно было быть, ведь болгары в прошлом - кочевники (у башкир к примеру это есть). Воспоминаний об исламе у чуваш тоже нет, хотя болгары приняли ислам в 10-м веке.

Я считаю, что чуваши появились после монгольского нашествия, в результате метисации местных угро-финских народов, с пришлыми тюрко-монгольскими, во-первых, первые памятники 2-го стиля появились через 45 лет после нашествия, во-вторых, в чувашском языке имеется более 900 монголизмов, кстати, если разобрать чувашское словосочетание "эпир мар" с учётом того, что фонема "р" соответствует общетюркской "з" и известной палатализации согласных, то получится "эбиз маз", которое очень похоже на узбекское "биз эмас" - не мы. В языке казанских "татар" и башкир это будет звучать иначе - "без түгел", что является огузизмом, например в турецком это "değil".

аватар: Гость

в чувашских орнаментах

в чувашских орнаментах сохранились орнаменты женских костюмов китая 2 века нашей эры. знаменитый чуваш АНДРИЯН НИКОЛАЕВ.многия люди на форуме далеки от научных данных плетут такую ерунду что за вас просто стыдно!

аватар: Гость

Анализ слов

Чув.слова: тль-цель,тнь-вера=религия;тн-ум,разум,память;тм-глина;тмь-куст;чх-курица,чпь-цыплёнок,мк-мох; ймк-сестрёнка;шпчк-соловей;шрчк-кузнечик;шпр-метла;шл-зуб 2.подмети;ШеЛоМ(шлм-братишка);мкр=вкр-бык;мькр-мычи;макр-плачь;хйр-песок;хйра-точи2.точилка;сть сьт-глотай молоко;мь-соси! и т.д.
Ак шура акш-вот белая лебедь; ак -сей, ака-посев,акр-сейте,акрон=акрн-ты посеял... оттуда АГРОНом
Таракан(чув.таракан-убегающий),Тарас(чув.тарас -намерение убегать),таран(чв.таран-убегаешь)

аватар: Гость

По-марийски

Ёшкар (рочӧнжык Йошкар-Ола) – Волгаладорын важ кар, Роч Федерацияын каркытш, Мари Республикалӧн канкар.

аватар: Кэп

про вирьял...

аватар: Гость

Есть несколько вопросов, на которые нет адекватных ответов:

1. Если булгары были якобы чувашеязычными, то такими же автоматически становятся сувары (сибирские "татары") и печенеги (род Канглы), но они были обычнотюркоязычными, (см. "Диван Лугат- ат Турк" Махмуд Кашгари).

2. Основой чаваше-палхарского мифа, созданного царским цензором Ашмариным (уроженец Чувашии), являются памятники 2-го стиля с чувашеподобными (но не чувашскими) эпитафиями, которые впервые появились через 45 лет ПОСЛЕ нашествия. Памятники же 1-го стиля, были на обычнотюркском языке, они существовали как до него, так и после.

3. Кроме того, НИГДЕ в анналах истории не задокументировано слово "палхар/пулкар", ведь именно так звучит это слово на чувашском языке. Везде и всюду мы видим "болгар/ булгар", причём у разных народов.

4. Если булгары якобы подверглись ассимиляции и приобрели чужой язык, то почему не "окипчакились" или не "отатарились" утратив собственный этноним другие народы Урало-Поволжья; башкиры, коми, марийцы, эрзя, мокша, удмурты, которые численно уступали булгарам?

5. Почему название чувашской столицы звучит как типично финно-угорский топоним? ШупашКАР, СыктывКАР, ИжКАР, ЁшКАР, где слово "кар" имеет значение "город", в переводе с Ф-У языков.

6. Всем известно, что булгары вели кочевой образ жизни (об этом даже Ибн Фадлан пишет), что осталось у чуваш от этого прошлого?

7. Почему национальная одежда и мифология чуваш имеет много общего с другими Ф-У народами, и очень мало общего с тюрками?

8. Если чуваши якобы потомки булгар, то почему они "сменили" свой этноним в 15-16 вв.?

9. Существует ли адекватная этимология булгарских топонимов "Кинель", "Идель", известных с древних, домонгольских времён, с точки зрения чувашского языка?

аватар: Кэп

вопросы на самом деле сложные...

но все же чувашский язык - явно тюркский,  это мнение практически всех лингвистов, 

да и похожих слов с  татарским там больше чем с марийским...

а ведь и в марийском языке чуть ли не 1000 тюркских заимствований - 

статья есть на сайте у нас.

но ведь это не значить что марийский яз. - это тюркский,

это ведь результат совместного проживания вместе более 1000 лет!

Также у чувашей нет памяти об исламе - ибо принятие ислама в Булгарии - это одна из причин раскола и ухода части племен от Булгарии на север - условно - они были суварами, 

от этого и чуваши, у мари и сейчас татары - суас, 

Но вопрос сложен, в Булгарии было множество племен - кто и как ушёл - до сих пор не ясно...

 

аватар: Гость

а

1.на древних картах нет никакого упоминания про чуваш, на месте нынешней чувашии(чувашей)упоминаются горные черемисы.(предки думаю лучше знали кто кому родственик)
2. на марийском языке таг же чуваши называются "СУАС МАРИ"
3. где то читал легенду мол раньше жили бва брата по правую сторону волги но однажды один из них ушел на левую сторону и так появились горные и луговые черемисы( как звали их не помню)
4. по поводу лингвистики, современный марийский больше к фино-уграм ближе а вот когда изучили молитвеные слова(видимо старого произношения) вывели что язык ближе к индоиранкой семье. Так что я бы нестал сильно доверят лингвистике.

аватар: Кэп

снова про чувашей....

вопрос действительно сложный...

дело в том, что на восток от Казани уходил Зюрейский тракт, а по старому Чувашская дорога - 

но ведь там никаких чувашей не было, 

точнее были, но не те чуваши - 

это было именно сословие тюркоязычных народов, что раселялись на границах Казанской губернии,

они признавали российскую власть и обороняли-заселяли границы - 

у них были налоговые послабления...

так что многие хотели записаться в чуваши...

А потом этот этноним переняли нынешние чуваши - и их состав конечно пёстрый - 

от тюрков до финно-угров, были и буртасы - 

на правом берегу Волги есть и их древние селения...

Также надо указать, что удмуртов сами мари называли одо мари, 

но это не значит что удмурты произошли от мари???

это родственный народ, но другие "мари", то есть другие люди...

аватар: Гость

а

Также надо указать, что удмуртов сами мари называли одо мари,

но это не значит что удмурты произошли от мари???

это родственный народ, но другие "мари", то есть другие люди...

Скорей всего так и есть(родственые народы)- то есть имеющие общие корни а не то что современный народ произошет от другово современног народа :)

аватар: Гость

а

немного поинтересоввавшись современным языком(что никак не доказывает происхождение слова в те времена) получил вот что.

ОДО означает УДМУРТ
СУАС - ТАТАРИН
по этому из вышенаписаного можно предположить два варианта значения слова мари -это самоназвание или же обозначене муж(мужчина), или человек(хотя для этого есть слово йэн)
я ближе к тому что мари - означает просто муж(мужчина)
то получаем одо мари - удмурский муж
суас мари - татарский муж, суас вате- татарская женщина(жена)
курык мари - горный муж
если это так то получается что слово мари (что сейчас считается самоназванием) не является этим же самоназванием.???
Возьмем слово черемис в моркинском районе ,что граничит с татарстаном, оно являтся оскорбительным а вот в новоторьяльском что к северной части считается простым обозначением народа - а некоторыми воспринимается и как похвалебное. Почему так??? возможно в старину таким путем старались открестится от названия черемис-как названия и символа востания(черемиские войны) ,как бы хотели сказать мы не черемисы(повстанцы-партизаны) а мирные люди-мари.
Для того чтобы узнать как действительно раньше марийцы называли свой народ нужно иследовать письмо написаное мамич бердеем турецкому султану. Где как говорят писал марийские слова арабской вязью.

аватар: Гость

а

А есть информация как сами нынешние чуваши в старину называли свой народ?

аватар: Кэп

сувары...

очень распространено мнение что сувары - 

именно часть сувар ушло за Волгу, чтобы не принимать ислам и сохранить древние тюркские верования - Тенгрианство, про это у нас тоже написано!

важный вопрос:

сувары - это одно племя в Булгариии или союз племен, 

или же сувары ушли не одни а увлекли с собой и финно-угорские племена, 

что жили в Закамье,  там ведь до прихода булгар жили и угры и мари!

вероятно, что древние тюрко-финно-угорские племена и ушли на Горную сторону???

вопросов очень много, многие вопросы со временем проясняются а многие - нет...

аватар: Гость

а

сувары - это одно племя в Булгариии или союз племен,
сув+ары
хаз+ары
болг(булг)+ары
ары=означает народ или все же союз?? ведь хазары состояли из отсавшихся болгар и пришлых тюрков.

аватар: Кэп

ещё про сувар...

неоднозначная но интересная статья про сувар и чувашей - 

СУВАРЫ - ЧУВАШИ - БУЛГАРЫ 

сложности истории и этногенеза...

аватар: Кэп

из истории Закамья...

из истории Закамья известно, что марийские, удмуртские и угорские племена проживали не только в Предкамье, но и в Закамье -  причем и в те времена, когда туда уже пришли булгары и сувары, 

вероятно, что сожительство племен было и мирным и где-то конфликтным, 

но массовый исход мари на правый берег Камы (тогда там были дремучие леса) - 

скорее всего произошел при принятии Булгарией ислама, 

ибо молодой ислам - склонен к насильственным действиям по отношению к другим народам...

По этой причине часть сувар, часть иных племен и марийцы ушли в Предкамье и на правый берег Волги, ибо их связывало общее языческое мировоззрение,

общее язычество повлияло и на синтез тюркских и финно-угорских племен, 

было совместное проживание, были и браки, 

Однако все поволжские народы тяготели к сильному центру - к Булгарии - 

из этого и складывался этногенез чуваш...

аватар: Гость

а

из истории Закамья известно, что марийские, удмуртские и угорские племена проживали не только в Предкамье, но и в Закамье - причем и в те времена, когда туда уже пришли булгары и сувары
вот этого я незнал,хотя слышал что по преданиям пришли откудато из юго востока.
Они вели до исхода оседлый, оседло-кочевой или кочевой образ жизни???
я могу лиш предложить что полукочевой в доказательсво тот факт что черемисы-как луговые(современные мари)так и горные(современые чуваши) славились умелыми стрелками(считались лучшими в казанском ханстве) таг же были неплохими наездниками.

аватар: Кэп

финно-угры пришли...

финно-угры пришли с Урала, но расселились в Поволжье достаточно повсеместно,

поскольку охота и собирательство тербует огромных территорий, 

то финно-угры жили и в Закамье, то есть на юг от Камы (относительно Казани)

Там достаточное количество топонимов и гидронимов финского происхождения - 

хотя бы Уратьма,  Черемшан, Шешма, Толкиш,  даже Нурлат - более тяготеет к марийскому Нур - поле,  место, а не к татарскому нур - луч.

То что мари жили например на территории Нижнекамского района в верховьях реки Уратьма и Кичуй - это сохранилось в преданиях местных деревень - про это мы писали в своих статьях!

Следы финнов и угров есть  в долине Большого Черемшана!

также на устье Вятки и т.д.

аватар: Гость

а

интересный факт. Турки марийцев и чувашей считают тюрками- видимо для этого у них есть какие то факты или соображения но я не нашел по чему они так считают.

аватар: Гость

вот именно -

вот именно - соображения. турки до сих пор болеют былым величием османской империи. поэтому цепляются за любую соломинку, чтобы распространить свое влияние и веру на другие регионы мира. даже если тысячу лет назад что то и связывало с турцией(что весьма сомнительно, совершенно разный менталитет), это не означает что турки или другие мусульманские страны смогут здесь иметь опору. здесь люди другие, направление и интересы не совместимы с мировоззрением современных мусульманских стран. вывод: правильные булгары сделали в древности свой выбор - нет исламу, и современные их предки не изменят свое мнение даже под страхом смерти.

аватар: Гость

ЧУВАШИ-СУВАРЫ-БОЛГАРЫ!

http://www.ethnologue.com/language/chv - Чува́шский язы́к в генеалогической классификации языков мира относится к булгарской группе.Единственный сохранившийся язык болгарский.Тата́рский язы́к - относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств - Сибирское ханство, Узбекское ханство,Ногайская Орда, Казанское ханство, Крымское ханство и Казахское ханство.Чингизид Улуг-Мухаммед - основатель Казанского ханства — осколок Золотой Орды. "начаша сбиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Златыя Орды, и от Асторохани, от Азуева и от Крыма". Казанский летописец.

аватар: Гость

незнай . отнесли и всё ! а

незнай . отнесли и всё ! а правильно ли ? может паэтаму и атнесли что не так . а как на асамом деле . болгары это татары .

аватар: Гость

В разных источниках информация не стыкуется, это ужасно.

Я ничего не выяснила, ясно одно- история стёрта, народ истреблялся веками и русские учёные принижают значение нашей нации. Правды уже не собрать,исторические книги уничтожены или некому их читать и верно истолковать.

аватар: Кэп

как раз самое время...

как раз, самое время собирать камни!

очень многие источники, архивы, данные открыты, 

а что не открыто - то будет открыто!

память народа неистребима, что-то остается в преданиях, мифах и легендах!

всё это можно восстановить - была бы у самого народа добрая воля к этому!

в основном, 90% мари, чувашей, татар, русских и т.д. - не знают и не хотят знать историю своего народа,  вот чеченци - историю народа и историю рода до 5-7 колена знают!

и нам  бы не мешало это сделать, пусть не досконально,  но хотя бы в общих чертах!

винить имперских (русских, советских, постсоветских) историков глупо...

многие материалы сейчас в свободном доступе - было бы желание!

аватар: Гость

ангай - есть такое слово,

ангай - есть такое слово, ан-отрицание га-дорога или путь. получается дословный перевод - нетдороги. возникает вопрос, почему так долго чуваши пользуются этим словом которое уходит во времена существования индийских\праславяских ВЕД!

так же попробуйте сами проанализировать название реки Ангара!

аватар: Гость

в общем чуваши это те же

в общем чуваши это те же татары но только чуваши

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.