Чижевское городище

Чижевское городище ("Марьин кокошник") - история и новые исследования.
Городище располагается на округлом мысу высотой 26-30 м, образованном коренным левым берегом р. Вятки и берегом оврага, в районе бывшей д. Чижи, территория которой в настоящее время вошла в состав г. Кирова. 
Оно принадлежит к типу мысовых одноплощадных городищ, укрепленных с напольной стороны одним валом и рвом, его площадь составляет около 10 500 кв. м. Насыпь вала имела в плане дугообразную форму, находилась на площадке поселения перед рвом и защищала городище с южной и западной стороны. 
С формой линии укреплений, напоминающей старинный женский головной убор, связано другое наименование данного городища – Марьин Кокошник. В настоящее время вал и особенно ров практически не фиксируются.   

 


ГОРОДИЩЕ "ЧИЖЕВСКОЕ", VIII - III ВВ. ДО Н.Э.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР
431640604800006
КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Федерального значения
ВИД ОБЪЕКТА
Памятник
ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЯ
Памятник археологии
СВЕДЕНИЯ О ДАТЕ СОЗДАНИЯ
VIII - III вв. до н.э.
АДРЕС ОБЪЕКТА (МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ)
НАИМЕНОВАНИЕ, ДАТА И НОМЕР РЕШЕНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" № 176 от 20.02.1995 г.
  
Впервые Чижевское городище описал капитан Пензенского пехотного полка Н. П. Рычков, который в 1769-1770 гг. в составе экспедиции П. С. Палласа объехал несколько приуральских губерний, в том числе и Вятский край. Из-за небольшой площади городища он считал его «замком» какого-либо селения или местом, в котором не было жилищ и в котором скрывалось окрестное население во время нашествия неприятеля. По его мнению, оно было создано чудскими народами, жившими здесь еще «до пришествия новгородцев». Впоследствии данные Н. П. Рычкова о городище были включены Е. Ф. Зябловским в многотомное «Землеописание Российской империи», вышедшее в 1810 г.
 
В 1865 г. памятник обследовал и описал П. В. Алабин. Им здесь были обнаружены уголь и фрагменты керамики. При этом он обратил внимание на прекрасную сохранность вала (его высота достигала около 3 м), постепенно разрушаемого эрозией только с юго-восточной стороны памятника. Внутренняя же площадка городища, а также ров были распаханы. П. В. Алабин считал данное городище местом первоначального поселения новгородцев, пришедших на Вятку в XII в., однако фактическое обоснование этой версии в настоящее время отсутствует, и ученые ее всерьез не рассматривают. При этом он же отмечал, что до появления здесь новгородцев поселение принадлежало более древнему населению края Кроме того, П. В. Алабиным были записаны интересные легенды об этом городище. «Существуют поверья о зарытых в нем кладах и о каком-то воине, в нем погребенном. Говорят что иногда ночью этот отвечный жилец городища появляется на его гребне, скачет по нему на белом коне, махая мечем и потом опять скрывается в свое таинственное жилище. Другие утверждают что каждую ночь видна женщина вся в белом, то печально сидящая на краю городища, обращенном к реке, то как тень скользящая по его гребню. Говорят, что в заутреню Светлого Христова Воскресения клад этого городища выходит на поверхность его, причем разверзаются существующие в нем железные врата какого-то таинственного здания и каждому приходящему в это время дается взять бочонок серебра». Данные легенды, несмотря на всю их таинственность и очарование, способствовали разрушению памятника. П. В. Алабин пишет, что «вал в нескольких местах разрезан кладоискателями, которые также производили довольно значительные раскопки и внутри городища». Однако, «не смотря на твердое убеждение очень многих вятчан в достоверность этих рассказов, мы не могли отыскать счастливца, который воспользовался дававшимся в руки бочонком, хотя известно, что в заутреню нередко и теперь еще отправляются за предполагаемою легкой добычей многие, ищущие скорого обогащения».
 
А. А. Спицын в 1880-е гг. (работы проведены до 1881 г. и в 1887 г.) нашел на городище керамику, кости, угли и несколько поздних железных обломков, а в валу – медвежий клык. По его словам, ранее площадка памятника распахивалась, но к моменту обследования пашня уже была заброшена. При этом работы А. А. Спицына показали практически полное отсутствие культурного слоя на памятнике, имелось лишь едва заметное его присутствие на склонах мыса. Он отнес памятник к числу средневековых средневятских городищ, существовавших до появления в Вятском крае русского населения, то есть до XIV в. В своем труде «Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии» Спицын достаточно подробно описал внешний вид и размеры Чижевского городища, в том числе перечислил и предания местных крестьян, связанные с этим объектом, дополнив легенды, собранные Алабиным, еще одной. Согласно этой легенде, взятой из сочинения безымянного вятского гимназиста, «будто бы и поныне в каждую полночь кто-то в виде женщины в черной повязке с растрепанными волосами обходит всю равнину, окруженную валом (площадь), дико хохочет и перед рассветом исчезает на развалинах».
 
В 1938 г. городище обследовал Н. А. Прокошев. Им было установлено, что вал и часть площади памятника почти полностью срыты в ходе проведения земляных работ. У подножия городища и в одном из обнажений оврага ему удалось найти остатки культурного слоя и несколько фрагментов керамики. При этом он обратил внимание на то обстоятельство, что практически все хранящиеся на тот момент в Кировском областном музее находки, происходящие с этого памятника, относятся не к эпохе средневековья, а к раннему железному веку, в частности, они характерны для ананьинской КИО (VIII-III вв. до н. э.). Изучение музейных коллекций и собственные полевые работы позволили Н. А. Прокошеву отнести Чижевское городище к ананьинской эпохе и существенно пересмотреть датировку А. А. Спицына и других более ранних исследователей.

В ходе работ разведгруппы Камско-Вятской археологической экспедиции (г. Ижевск) под руководством Н. А. Лещинской в 1977 г. на памятнике обнаружены сырые и обожженные кости животных, обломки железных предметов, фрагменты лепной керамики с примесью толченой раковины и растительности, фрагменты гончарной керамики и шлак.

 

Лепная керамика кочергинской культуры (X-XIII вв. н. э.) найденная на городище                                       
 
В 2017 г. археологами КОГАУК «НПЦ по охране ОКН Кировской области» на памятнике были проведены археологические работы с целью определения его границ и степени сохранности культурного слоя. В ходе работ было заложено 8 шурфов, найдено несколько фрагментов лепной (предположительно кочергинской) керамики, определены границы памятника и его площадь, составившая 10669 кв. м.
 
 
В настоящее время Чижевское городище относят к многослойным памятникам. Здесь выделяются слои, относящиеся к позднему этапу вятского варианта ананьинской культурно-исторической общности (VI-III вв. до н. э.), к кочергинской культуре (X-XIII вв.), а также к древнерусскому времени (с XIII в.). По мнению Л. Д. Макарова, в древнерусское время Чижевское городище прикрывало первый локальный район размещения русского населения в Вятском бассейне, расположенный вокруг Никулицкого городища, со стороны низовий р. Вятки.
 


ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ НА ВЯТКЕ
Русские поселенцы, проникавшие в бассейн реки Вятки, двигались из Новгородской земли по Северной Двине, Югу, Моломе и из Владимиро-Суздальского княжества по Волге, Унже, Ветлуге на Молому. Оба потока поселенцев попадали на Среднюю Вятку и заселяли ее берега от Моломы до Чепцы, ставя здесь починки, деревни, погосты. Некоторые из этих поселений укреплялись земляными валами и деревянным тыном. Укрепленные поселки, известные под названием городищ, представляли собой в большинстве случаев очень маленькие поселения. Укрепления предназначались не столько для защиты от вооруженных отрядов врагов, сколько для охраны жилищ и скота от хищных зверей.
      В общерусских летописях Вятка впервые упоминается лишь под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. Собравшись в Великом Устюге, новгородцы на 90 больших речных судах-ушкуях спустились по Югу и Моломе в Вятку и по ней дошли до Камы. Выйдя на Волгу, они напали на главный город Волжской Болгарии - Булгар, взяли его и намеревались сжечь, но ограничились тем, что взыскали с населения выкуп - 300 рублей.
 
      Потом ушкуйники разделились на два отряда. Один из них отправился на 50 ушкуях вниз по Волге к столице Золотой Орды Сараю. Судьба его осталась неизвестной. Другой отряд на 40 судах двинулся вверх, пограбил Засурье и Моркваш (районы по рр. Суре и Свияге, населенные горными марийцами и чувашами) и дошел до устья Ветлуги. Здесь новгородцы сожгли свои суда и отправились на конях по берегу Ветлуги на Вятку, где и обосновались.
      Подробнее о точной дате основания Вятки Вы можете прочитать в разделе ТОЧНАЯ ДАТА ОСНОВАНИЯ ГОРОДА, поэтому здесь акцент будет сделан не на датах, а на событиях. Итак, как же всё происходило в том далёком 1174 году?
 


      По многочисленным данным, территория будущей Вятской земли в конце I - начале II тыс. н.э. была заселена древними удмуртами, одна из групп которых, согласно преданию, носила имя "ватка" и имела самобытную материальную и духовную культуру. Славянское население появляется здесь в конце XII - начале XIII вв. и концентрируется, по археологическим данным и "Повести о стране Вятской", в трех волостях: Никулицынской, Котельнической и Пижемской.
      Территория будущего города Вятка входила в Никулицынскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII - XIII вв. Рядом возникает Хлыновское селище и несколько дальше Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость.
      Что же представлял из себя устроенный город? "Повесть" описывает его постройку весьма сжато: "И на том месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов град речки ради Хлыновицы". Несколько ниже автор "Повести", говоря о набегах на Вятку "различных воинств", пишет: "Во многа бо лета во граде Хлынове где ныне кремль город построены жития жителей тех кругом храмины друг подле друга в близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены понеже то место окружено от северной страны ископаным рвом, а от западу и полудни преглубоким рвом а с востоку от реки Вятки высокая гора избраша 6о жителие такое угодное место дабы от нашествия супостат в том граде быть свободно и ко отмщению удобно..." Описанные оборонительные сооружения (в виде жилых клетей) аналогичны крепостным сооружениям Киевской Руси домонгольского времени (Раппопорт Н.А., 1975), а также более поздним сооружениям русского Севера (Овсянников О.В., 1982; Макаров Л. Д., 1984). Наши наблюдения за характером укреплений кремля в ходе земляных работ в г.Кирове в 1983 г. подтверждают сведения "Повести": под валом более позднего периода зафиксированы бревна и дощатые настилы, оставшиеся от срубных построек. Обнаружение под ними древней поверхности свидетельствует об изначальности данных сооружений, которые можно считать древнейшими следами Хлыновской крепости, возникшей не ранее середины - второй половины XIII века.
 
      Дальнейшее совершенствование оборонительных укреплений кремля "Повестью" не описывается, поэтому воспользуемся археологическими наблюдениями. Как уже указывалось, над остатками первичных оборонительных жилых срубов был насыпан мощный земляной вал шириной не менее 13 м. Внутри насыпи зафиксирована бревенчатая стена, разделенная поперечными стенками на забитые плотной глиной отсеки длиной не менее, чем по три метра, ширина неизвестна. Сохранившаяся высота стены - около двух метров (15 венцов обугленных или истлевших бревен диаметром по 15 - 25 см). Изученный разрез укреплений слишком скуден для общей реконструкции стен кремля XIV - XVI вв. Начальная дата их постройки может быть отнесена к последней четверти XIV в., как следствие похода ушкуйников в 1374 г., либо нашествия ордынского царевича Бектута в 1391 г.
 
      
________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Чижевское городище, статья – автор Научный сотрудник А. Егоров
Макаров Л. Д. Русские поселенцы на берегах Вятки (По данным археологических исследований) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995. С. 80-81.
Серкин С. П. Тайны земли Вятской. Киров, 2008.
Амосова С. Н. Чижевское городище: легенды и обряды // Герценка: Вятские записки. Вып. 3.
Рублев А. Клад заколдованный // Вятский край. 17 августа 2005.
О курганах и древних памятниках в Вятской губернии // ВГВ. 1838. № 25, ч. неофиц. (Прибавл. к № 49). С. 127.
 Вятские вотяки // ВГВ. 1861. № 10, ч. неофиц. С. 91–94 (Отд. 2) ; № 11. С. 101–103 (Отд. 2) ; № 12, ч. неофиц. С. 107–109 (Отд. 2) ; № 13, ч. неофиц. С. 113–114 (Отд. 2) ; № 14, ч. неофиц. С. 119–120 (Отд. 2) ; 
Местные известия: Вятка, 20, 21 и 22 мая 1861 года // Там же. № 21. С. 170. 
 Черемисские игрища // Там же. № 20. С. 161–163 ; Тептери Елабужского уезда // Там же. № 21. С. 168–170 ; № 22. С. 177–179 ; № 23. С. 183–184 ; № 24. С. 190–191.
Достопримечательности Кировской области
Макаров Л. Д. Русские поселенцы на берегах Вятки (По данным археологических исследований) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров, 1995. С. 86-87.
Макаров Л. Д. Археологические памятники Вятской земли XII—XV вв.

 

 

ВложениеРазмер
imgp2814-ispr.JPG374.1 КБ
imgp2854-ispr.JPG392.57 КБ
p1150010-ispr.JPG161.12 КБ
p8070011-ispr.JPG821.72 КБ
p8070019-ispr.JPG623.69 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Спасибо за интересную статью!!!!!

Тут есть все про Чижевское городище и его историю!!!!
Отличная статья!

аватар: Кэп

Чижевское городище

АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, КОРРЕСПОНДЕНТ: 
«Это первые археологические раскопки такого масштаба на Чижевском городище. Чижевское городище очень интересный памятник археологии, он очень древний. Датируется VII веком до нашей эры. Ему почти 3000 лет». 

Как называли это место его обитатели мы не знаем - письменных источников в то время просто не было. Благодаря высокому берегу Вятки и оборонительному валу городище получило в народе название «Марьин кокошник».

А археологи называют его по близлежащей слободе Чижи -Чижевским городищем. Естественная эрозия почвы, многолетнее использование земли под пашню , сделали свое дело. До нас не дошли оборонительные валы . Часть территории древнего поселения утрачена из -за размыва почвы. В начале 21 века считалось, что памятник археологии полностью уничтожен. Раскопки этого сезона показали, что все не так плохо. 

- Нам на данном раскопе удается выделить дневную поверхность 1 тысячелетия до нашей эры. Раннего железного века. Седьмой век -вторая половина до нашей эры. Вот неширокая полоска - несколько сантиметров -эта полоска и является дневной поверхностью того времени. 

Первые результаты работы археологов видны уже прямо в раскопе. Обнаружен камень - предположительно зернотерка. По контуру выявлена яма выкопанная в древности, археологи предполагают, что это остатки жилища-полуземлянки. Здесь 27 веков назад жили предки финн-угорских народов. Поселение было хорошо защищено и вероятно имело важное оборонительное значение.

ЭДУАРД ОРУДЖОВ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ПЕРВОБЫТНОЙ АРХЕОЛОГИИ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ ИМ. А.Х. ХАЛИКОВА АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: 
«Это городище , здесь люди жили, здесь люди воевали. Здесь люди нападали. Хотя если говорить о лесной зоне здесь - мы знаем мало. А вот в лесо — степной зоне они активно воевали со степняками -савроматами. И сами ходили к греческим колониям. В Ольвию и там везде. С Кавказом торговый обмен существовал». 

Отсюда на памятниках принадлежащих Ананьинской археологической культуры — к которым относится и Чижевское городище, нередко находят скифские мечи - акинаки, предметы из греческих колоний Северного Причерноморья. Среди находок этого сезона преобладает гребенчато -шнуровая керамика. 

АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, КОРРЕСПОНДЕНТ: 
«Благодаря этим осколкам керамики, найденным здесь археологами можно сделать множество интересных исторических выводов. Например, о том какие народы здесь проживали. Это были предки финноугорских народов удмуртов и марийцев. И точно датировать этот памятник археологии 7 веком до нашей эры». 

Студенты-будущие историки работающие на раскопках, обнаружили в культурном слое Чижевского городища помимо ожидаемых находок ананьинской археологической культуры еще и медный крест "тверского типа", датируемый 15 веком! 

- Лопата снимает миллиметры культурного слоя 

Подобные археологические исследования не только сохраняют сведения о разрушающемся памятнике археологии, но и дают нам возможность ощутить насколько древняя и интересная история у Вятской земли. 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru