Царское село

Царское село

За Павловск птицей алой
Планирует закат.
Большой Каприз и Малый
Разрушены стоят.

Их каменные арки,
Замшелые бока,
Соединяя парки
Надёжно, на века,
Застыли в тусклом свете,
Руиной становясь, —
Ушедших двух столетий
Нарушенная связь.

 

Налево — парк старинный
Танцует менуэт.
Дворцы Екатерины,
Свидетели побед.
Век Марса и Венеры
Разряжен в пух и прах.
Дубы, как кавалеры,
В курчавых париках.

Направо — сумрак синий,
Каналы без конца
И скупость чётких линий
Непышного дворца.

И в этом парке новом
Раздумие уже
О Времени суровом
На смежном рубеже.

Недаром век двадцатый
В аллеи поселил
Обломки древних статуй
И холмики могил.

Речной воде усталой
Не повернуть назад.
Большой Каприз и Малый
Разрушены стоят.

Как будто с гулким стуком,
В предчувствии войны
Меж бабкою и внуком
Мосты разведены.
(бард Александр Городницкий)

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.

Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.

В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.

На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».                                                                                           Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — всемирно известная Янтарная комната, возрожденная к новой жизни. Сегодня, входя во дворец, мы можем почувствовать дух елизаветинской и екатерининской эпох и познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Более сотни памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 гектаров: это величественные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены; серьезные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

Теперь, по прошествии более чем полувека после войны, реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

 
                                                                               Адмиралтейство                                           ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЦАРСКОГО СЕЛА
Царское Село — музей-заповедник в г. Пушкине, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современное название музей-заповедник получил в 1992 году.

В состав музея-заповедника входят: 
Екатерининский парк с дворцом и павильонами, Александровский парк с дворцом и павильонами и Баболовский парк с дворцом.
 
Екатерининский парк (Царское Село)
Занимает площадь 107 га. Состоит из регулярного Старого сада (1717—1720-е годы, садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт) и пейзажного Английского парка (1760—1796 годы, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, архитектор В. И. Неелов), разделённых Большим прудом. Назван в честь императрицы Екатерины I.

 

Большой Екатерининский дворец                                                                                                  
Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца, построенного в 1717—1723 годах архитектором И. Ф. Браунштейном. В 1743—1756 годах работами сначала руководили архитекторы М. Г. Земцов, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, а затем Ф. Б. Растрелли. Растрелли является основным автором архитектурного решения здания и пышного скульптурного оформления его фасадов в стиле русского барокко, а также всей внутренней планировки и декоративной отделки залов середины XVIII века. С запада примыкает парадный двор, оформленный одноэтажными полуциркульными корпусами и кованой оградой с вызолоченными деталями и воротами по центральной оси дворца. К боковым фасадам дворца примыкают здания, построенные в конце XVIII века. С южной стороны это четырёхэтажный флигель (позже в нём размещался Лицей, сейчас Мемориальный музей — Лицей, Филиал Всероссийского музея им. А. С. Пушкина), соединённый с дворцом аркой над Садовой улицей (архитектор И. В. Неелов), с южной — Зубовский флигель (архитектор Ю. М. Фельтен). С юго-востока примыкает комплект Камероновой галереи, холодных бань, висячего сада и пандуса (1780—1794, архитектор Ч. Камерон). Одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца — Янтарная комната.

Эрмитаж — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями (1744—1754, архитекторы М. Г. Земцов,Ф. Б. Растрелли). Использовался для летних приёмов царских гостей.
Грот — павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепных декором, посвящённым морской тематике (1749—1761, архитектор Ф. Б. Растрелли).
Адмиралтейство — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами (1773—1777, архитектор И. В. Неелов) .
 

                                                 Арсенал в Александровском парке                                    

Александровский парк (Царское Село)
Занимает площадь 188 га. Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной.
 
Александровский дворец
Построен в 1792—1796 годах архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле для великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решён в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Реставрируется.

Детский домик — небольшой павильон, построенный рядом с Александровским дворцом для игр детей императора Николая I (1830, архитекторы А. М. Горностаев).
Китайский театр — руинированное здание придворного летнего театра (1778—1779, архитекторы А. Ринальди, И. В. Неелов). Сгорел во время обстрела города в 1941 году и с тех пор не восстанавливался.
Китайская деревня — комплекс из 12 одноэтажных домиков в китайском стиле (1782—1798, архитекторы Ч. Камерон, И. В. Неелов). В настоящее время — гостиница.
Белая башня — павильон в стиле средневекового рыцарского замка, окружённого рвом (1821—1827, архитектор А. А. Менелас). Восстановлен в 2012 году.
Арсенал — павильон в готическом стиле (1819—1834, архитектор А. А. Менелас). Построен на месте барочного павильона Монбижу. Реставрируется.
Шапель (фр. Chapelle — часовня) — готическая часовня (1825—1828, архитектор А. А. Менелас). Реставрируется.
Ратная палата — комплекс зданий в неорусском стиле (1913—1917, архитектор С. Ю. Сидорчук). Восстановлена в 2014 году, к столетию начала Первой мировой войны. В здании открыт музей, посвящённый участию России в этой войне.
   
                                                          настоящая Янтарная комната - 1931г.                                      ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
Янтарная комната (первоначально — Янтарный кабинет) — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. В отделке преимущественно использовался янтарь — кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф. Б. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.

Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине[1]. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году.

В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год.
 
Исчезновение Янтарной комнаты
Во время Великой Отечественной войны дворец оказался на оккупированных территориях и «комната» была вывезена немецкими войсками.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте (это по официальной версии, ведь впоследствии немцы демонтировали панно всего за двое суток). Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. Захватив и ограбив Екатерининский дворец, немцы похитили и Янтарную комнату.

С 1942 года по весну 1944 года панно Янтарной комнаты были смонтированы в одном из залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал в Царскосельском дворце. Таким образом, с тех пор какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно. В августе 1944 года в результате массированного налета английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом почти не пострадали, янтарные панно упаковали в ящики и сложили (по свидетельству очевидцев) в одном из залов замка. Ящики с панелями хранились там вплоть до начала штурма города советскими войсками. Замок был занят советской армией 9 апреля 1945 года, а 11 апреля (как было уточнено много лет спустя) начался неожиданный пожар.

Немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села и незаконно увезший часть её на родину в качестве «сувенира» (это флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II), передал его на временное хранение некоему нотариусу. Впоследствии[когда?] этот нотариус попытался эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, его самого судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и передал её музею-заповеднику «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и. о. президента РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

После штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой.

Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Александром Маринеско пароходе «Вильгельм Густлофф», или же на переданном США в счёт репараций крейсере «Принц Ойген»
  

                                                            Лицей в Царском селе                                                     
 РАТНАЯ ПАЛАТА
История появления музея в Государевой Ратной палате насчитывает более ста лет. Еще до начала Первой мировой войны, по инициативе Николая II в Царском Селе было начато широкомасштабное строительство храмов, казарм, административных и общественных зданий, составивших целый ансамбль, решенный в стиле русского искусства XV–XVII вв.

Частью этого комплекса и главным, после собора, идеологическим центром должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии 16 (3) мая 1913 г. Строителем и автором проекта утвердили гражданского инженера Семена Юлиановича Сидорчука.

Первоначально предполагалось разместить в Ратной палате музей истории побед русского оружия. Основой коллекции стало собрание картин, икон, предметов вооружения и документов по истории русских войн, которое было подарено Еленой Андреевной Третьяковой (вдовой С. М. Третьякова, брата основателя Третьяковской галереи) императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке 1911 г.

Однако с началом войны с Германией в 1914 г. было решено создать в Государевой Ратной палате Музей Великой войны, разместив в нем галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений.

В 1917 г. (уже после Февральской революции) завершается возведение всего комплекса зданий и создается экспозиция «Народного Музея Великой войны 1914–1917 годов».

Однако музей просуществовал недолго и уже в 1918 г. был закрыт, а экспонаты вывезены из Царского Села и рассредоточены по разным государственным хранилищам, частично уничтожены, в значительной степени – разграблены.
 

В 1923 г. комплекс зданий был передан Агрономическому институту (ныне Санкт-Петербургский государственный аграрный университет) под ректорат, канцелярию и «организацию студенческого досуга». В эти годы здесь устраивались литературные вечера, на которых выступали С. Есенин, Вс. Рождественский, Ф. Сологуб, О. Форш, В. Шишков и многие другие известные литераторы.

После Великой Отечественной войны изрядно пострадавшие здания комплекса, утратившие почти полностью элементы архитектурного убранства и декора, использовались под жилье и как складские помещения.

В начале 2010 г. здание было передано Государственному музею-заповеднику «Царское Село» для воссоздания музея, посвященного Великой войне. В 2010–2011 гг. НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации и приспособления Ратной палаты для музейного использования.
 

С 2011 г. начались работы по возрождению памятника (генеральный подрядчик – компания ООО «Ресстрой»).

Музейная экспозиция, созданная ЗАО «Республиканский Музейный центр ГИМ», строится в основном на собранных за последние три года и хранящихся в ГМЗ «Царское Село» подлинных предметах вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальных и фотографических материалах. Дополняют экспозицию электронные информационные киоски, подробно рассказывающие об основных событиях и участниках войны. Во внутреннем дворе установлены образцы военной техники, некоторые участвовали в войне: две гаубицы, сделанные в Японии по заказу России в 1910-х гг. (из собрания ВИМАИВиВС), броневик «Русcо-Балт» (копия).

На базе комплекса «Ратная палата», помимо экспозиции, планируется формирование музейного центра, деятельность которого будет направлена на изучение и популяризацию истории России в годы Великой войны. При музее формируется библиотека и архив, как было задумано при создании музея в начале XX в.

Спустя сто лет в здании Ратной палаты вновь открыт первый в современной России музей, посвящённый Первой мировой войне.
  

                                                                  Китайская деревня                                                         

ЭКСКУРСИИ ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ
Обзорные экскурсии по дворцам-музеям и выставкам (в стоимость входного билета включено экскурсионное обслуживание)
 

Тематические экскурсии (экскурсионное обслуживание предоставляется по предварительным групповым заявкам в период с октября по апрель)
 

Экскурсии по Екатерининскому парку (экскурсионное обслуживание предоставляется в период летнего сезона по предварительным групповым заявкам)
 

Заявки принимаются по телефонам:  (812) 465 94 24 или (812) 466 66 74
 

                                                                      весна в Царском селе                                           
РЕЖИМ РАБОТЫ
Выходной день: вторник. С октября по апрель – вторник и последний понедельник месяца.

С июня по август музей работает с 12:00 до 20:00 (продажа билетов с 12:00 до 19:00). В мае и сентябре музей работает до 19:00 (продажа билетов с 12:00 до 18:00).

В маршрут обзорной экскурсии по Екатерининскому дворцу входит посещение исторических интерьеров, в т.ч. Золотой анфилады и Янтарной комнаты.

C декабря 2015 и до конца 2016 года апартаменты великого князя Павла Петровича («Залы Камерона») закрыты для проведения реставрационных работ.

Для посетителей с ограниченными возможностями передвижения в Екатерининском дворце оборудован лифт. Также предоставляются инвалидные кресла (требуется залог).
 
Екатерининский парк
(С 25 апреля по 20 октября вход платный с 9:00 до 19:00)

С сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00. С мая по июль с 7:00 до 23:00. В августе с 7:00 до 22:00.

Павильон «Концертный зал»
С 4 июня по 30 сентября. Павильон закрывается в дождливую погоду.

Часы работы: 11:00 – 18:00. Вход свободный.
Выходные дни: понедельник, вторник.

Павильон «Турецкая баня»
С 4 июня по 30 сентября. Павильон закрывается в дождливую погоду.

Часы работы: 11:00 – 19:00; касса до 18:00
Выходной день: среда.

Павильон «Эрмитаж»
С 7 июня по 30 сентября. Павильон закрывается в дождливую погоду.

Часы работы: 11:00 – 19:00; касса до 18:00
Выходной день: понедельник
Экскурсии с подъёмом столов проводятся в 12:00, 12:30, 15:00 и 15:30.

Выставка «Возвращение веера»
Выходной день: вторник.
Часы работы: 11:00 – 18:30. Вход свободный.

Выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению» (в павильоне Холодная баня)
Павильон закрывается в дождливую погоду.
Часы работы: с 11:00 до 19:00 (вход до 18:00).
Выходной день: четверг

Выставка «Кавалерская мыльня XXI века» (в павильоне «Нижняя ванна»)
Павильон закрывается в дождливую погоду.

Часы работы: 11:00 – 19:00 (вход до 18:00)
Выходной день: среда.

Выставка «Царское Село. Пространство кино» (в павильоне «Верхняя ванна»)
С 27 мая по 30 сентября. Павильон закрывается в дождливую погоду.

Часы работы: 11:00 – 18:30
Выходной день: четверг. Вход свободный.

                                                                  павильон Грот                                                

Кассы паромной переправы расположены на пристани неподалёку от фонтана «Девушка с кувшином» (открыта с пятницы по воскресенье) и на Большой плотине (открыта ежедневно), поблизости от павильона «Адмиралтейство». Во время дождя паромная переправа не действует.

Часы работы: 11:00 – 19:00; касса до 18:00
Без выходных.

Экскурсия по пейзажной части Екатерининского парка на электромобиле
Отправление от павильона «Адмиралтейство»
Экскурсии проводятся с мая по октябрь. Во время дождя экскурсии не проводятся.

Часы работы: 11:00 – 19:00; касса до 18:00
Без выходных.

Экскурсия по пейзажной части Екатерининского парка на конном экипаже

Отправление от Зеркальных прудов.
Часы работы: 12:00 – 18:00; касса до 17:30
Выходной день: вторник.

Выставка «Придворный экипаж XVIII-начала ХХ века» (в здании бывших Дежурных конюшен)
Часы работы: 10:00 – 18:00; касса и вход посетителей до 17:00
Выходные дни: среда и последний вторник каждого месяца.

Музей «Россия в Великой войне» (Государева Ратная палата)

Часы работы: 10:00 – 18:00 (кассы до 17:00)
Выходные дни: среда и последний четверг месяца.

Интерактивный центр «Белая башня»

Часы работы: 10:00 – 18:00; касса и вход посетителей до 17:00

Выходные дни: понедельник, вторник.
  

КАК ДОЕХАТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ
Государственный музей-заповедник «Царское Село» расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга по адресу:

196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.

До музея-заповедника можно добраться следующим образом:

От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга:
Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус №371, 382 или маршрутное такси №371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга:
Маршрутное такси №286, 287, 342, 347 и 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»; или автобус №187 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус №371, 382 или маршрутное такси №371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станций метро «Звёздная» или «Купчино» г. Санкт-Петербурга:
Автобус №186 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Купчино» г. Санкт-Петербурга:
На маршрутках К-545а, К-286, К-287, и К-347а.
  

КОНТАКТЫ, ТЕЛЕФОН, АДРЕС
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ГМЗ «Царское Село»
196601 Санкт-Петербург г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7
Факс: (812) 465-21-96 
museum@tzar.ru
Информация о посещении 
ГМЗ «Царское Село»:
     
Тел.: (812) 465-20-24 (автоответчик)

Информационный центр:

(812) 415-76-67
(812) 415-76-68 
(с 10:00 до 18:00,
выходной день: вторник)

 

Администратор Екатерининского дворца
     Тел.: (812) 465-94-24     
Администратор музея «Россия в Великой войне» (Ратная палата)    Тел.: (812) 415-76-92     

Детский центр
     Тел. (812) 415-76-15     
Директор:
Таратынова Ольга Владиславовна
museum@tzar.ru

 
Секретарь директора:    
Тел.: (812) 466-66-69
Факс: (812) 465-21-96
 

Зам. директора по реставрации:
Кудрявцева Наталья Николаевна
nkudryavtzeva@gmail.com

Тел.: (812) 451-76-62     
Зам. директора по учету и хранению:
Бардовская Лариса Валентиновна
museum@tzar.ru

Тел.: (812) 465-20-17
 
 
СТИХИ ПРО ЦАРСКОЕ СЕЛО
 Анна Ахматова 

По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
 Ветер с моря и слово «уйди».

…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
 Я тоже мраморною стану.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
 
 

Тютчев Федор Иванович

Стихи о Царском Селе

Осенней позднею порою  люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою как бы дремотою объят,
И белокрылые виденья на тусклом озера стекле
Какой-то неге онеменья коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени октябрьских ранних вечеров 
И сад темнеет, как дуброва, и при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого, выходит купол золотой…

Тихо в озере струится отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится достославностей былых.
Жизнь играет, солнце греет,  но под нею и под ним
Здесь былое чудно веет обаянием своим.

Солнце светит золотое, блещут озера струи..
Здесь великое былое словно дышит в забытьи;
Дремлет сладко, беззаботно, не смущая дивных снов
И тревогой мимолетной лебединых голосов…
Осень в Царском Селе

Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
какое синее небо и золотая трава,
какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Но вот опускается вечер,
и слышится ветер с полей,
и филин рыдает, как Вертер,
над серенькой мышкой своей.

Уже он не первую губит,
не первые вопли слышны.
Он плоть их невинную любит,
а души ему не нужны.

И все же какая царская осень в Царском Селе!
Как прижимаются листья лбами к прохладной земле,
какое белое небо и голубая трава,
какие высокопарные хочется крикнуть слова!

  
 
____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Вильчковский С. Н. Царское Село. Путеводитель. 1710–1910. СПб., 1911. Репринт 1992.
Петров А. Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л.-М., 1964.
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.
Воронов М. Г., Кучумов А. М. Янтарная комната. Л., 1989.
Царскосельский арсенал./ Сост. и вступит. статья: Л.В. Бардовская, В.М. Файбисович. СПб., 2000.
Бардовская Л. В. Шедевры живописи в Царскосельском собрании. СПб., 2008.
Бредихина И. И. Придворные экипажи. Царскосельское собрание. СПб., 2008.
Ботт И. К. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. СПб., 2009.
Серпинская Т. В. Художественная бронза царскосельского собрания СПб., 2009.
Архитекторы Царского Села: от Растрелли до Данини./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, И. К. Ботт. СПб., 2010.
Екатерининский дворец. Парадные залы. Жилые покои./ Авторы текста: Л. В. Бардовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2010.
Александровский дворец./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, В. Ф. Плауде, И. Г. Степаненко. СПб., 2010.
Кедринский А. А. Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710–1760. СПб., 2013.

 

ВложениеРазмер
5295239_xl (1).jpg294.4 КБ
5295239_xl (2).jpg362.63 КБ
5295239_xl (3).jpg246.29 КБ
5295239_xl (4).jpg198.47 КБ
5295239_xl (5).jpg336.49 КБ
5295239_xl (6).JPG161.49 КБ
5295239_xl (7).jpg241.14 КБ
5295239_xl (8).jpg222.97 КБ
5295239_xl (9).jpg242.52 КБ
5295239_xl (10).jpg219.85 КБ
5295239_xl (11).jpg616.53 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru