Усадьба Поленово

Поленово

«Поле́ново» — государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Поленова в Заокском районе Тульской области, на правом берегу Оки, в бывшей усадьбе Борок. Расстояние до Москвы — около 130 км, до Тулы — 70 км.

По проектам В. Д. Поленова в усадьбе построены главный дом, мастерская художника «Аббатство», флигели, службы, а также расположенная в 2 км от Поленова в селе Бёхово Троицкая церковь.
В 1931 году открыт дом-музей.
 САМЫЕ КРАСИВЫЕ МУЗЕИ-УСАДЬБЫ РОССИИ - ТУТ!
 

 

План территории музея                                                                                               
1 Большой дом 
2 Аббатство (мастерская) 
3 Фахверк 
4 Адмиралтейство 
5 Детский домик 
6 Каретный сарай 
7 Конюшня 
8 Погребица 
9 Сенной сарай 
10 Коровник 
11 Курятник 
12 Банька, «Домик Прокофьева» 
13 «Греческий» театр 
14 Туристический центр 
15 «Город мастеров»
16 Школа В. Д. Поленова (с. Страхово)
17 Церковь Святой Троицы (с. Бехово)
18 Могила В. Д. Поленова и его семьи (с. Бехово)
19 Источник иконы Казанской Божией Матери («Громок»)
20 Причал
  

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
В 1887 году, по дороге в Крым, из окна вагона Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под обаяние этой дивной реки. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».

Мысль о постройке дома именно в этих, поразивших красотой местах, не покидала художника. Вернувшись в Москву, В. Д. Поленов, несмотря на глухое осеннее время, поехал на Оку, которая так понравилась ему во время летнего путешествия. В «Хронике Бёхова и Борка», написанной его рукой, 12 октября 1887 года отмечено: «Я ехал на пароходе по Оке от имения Рошфора под Алексиным и увидел места около Тарусы и Бехова».

Поездки на Оку возобновлялись. Вместе со своим учеником Константином Коровиным в мае 1889 года Поленов вновь приехал в Бёхово: в это время там продавала маленькое запущенное имение обедневшая помещица.

Расположение усадьбы обоим художникам не понравилось, да и жизнь в купленном, но все же чужом доме, навязывала свои нормы жизни, свои правила, и мечтам не отвечала. А вот «Борóк» - высокий холм над Окой, привлек их внимание чудесным видом, который открывался на Оку и противоположный берег. («Борóк» - потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок). «Это последнее время, я только и мечтаю о Бехове», «Всё мне представляется, как мы в Бехове заживём, если это только сбудется...», - повторял в письмах Василий Дмитриевич. И Наталья Васильевна строила планы: «Мое единственное желание – Бёхово, на него вся надежда, да от времени до времени за границу, в Москве уж как можно меньше времени».

                                                                        река Ока около Поленово                                                   

Почти три года шли переговоры о покупке, и весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы и 80 десятин земли, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах Оки. Сразу же начались хлопоты об обмене бёховской земли на песчаный холм. Хотя это был пустырь, но земли принадлежали крестьянской общине села Бёхова. Продавать землю община права не имела, и Поленов договорился с крестьянами об обмене: за одну десятину столь приглянувшегося ему холма он отдавал двойное количество пахотной земли. Теперь оставалось приняться за устройство того «поместьица», о котором Поленов так долго мечтал. Все эти пять лет, наполненные хлопотами о приобретении Старого Бёхова и обмене земель, мысли Поленова были поглощены будущей усадьбой, ее строительством. Он уже точно знал, каким будет его дом, в котором все будет устроено согласно привычной жизни, наполненной трудом; дом, который будет очагом искусства и пристанищем для многочисленных друзей и учеников: «Я уверен, что деревенская жизнь, как мы с тобой её понимаем, принесла бы нам, ребятам и многим другим – пользу. Мне кажется, что мы теперь друг друга лучше понимаем, чем прежде, и бытьё в деревне могли бы устроить близко к нашему пониманию. Ты ведь знаешь, что я тебя люблю больше всего на свете, а я знаю, что ты меня также любишь, поэтому, если нам улыбнется судьба, мы с тобой счастливо поживём», – так написал Василий Дмитриевич жене Наталье Васильевне.

За осуществление задуманного Поленов взялся сам: архитектура была давнишней страстью художника. Незаурядные способности Поленова – архитектора отметил И. Е. Репин в своих воспоминаниях: «Ведь он архитектор, да еще какой! Еще будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам <…> сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания…». Изучение архитектуры и впечатления от путешествий по странам Западной Европы придали творчеству Поленова – архитектора широту и индивидуальность. Все постройки Поленов проектировал сам. Ему очень хотелось, чтобы в его усадьбе нашли отражение черты столь полюбившейся ему западноевропейской средневековой архитектуры. Эти работы Поленова поразительно контрастируют с тем, что в это время являлось общепринятым в архитектурной усадебной практике, и предвосхищают, задолго до того, как это станет привычным, поэтику стиля модерн в архитектуре. Стиль архитектурного творчества Поленова правильнее было бы назвать «стилем различных эпох», а ещё точнее – «поленовским стилем».

16 августа 1891 года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый, еще не оштукатуренный, пахнущий смолой большой дом в Борке. Именно эту дату и принято считать днём создания музея. Этот дом так и стали называть – Большим, в противовес временному дому из Старого Бёхова. Ещё далеко не всё внутри дома было обустроено для жизни большой семьи, а в ноябре 1892 года Поленов написал: «Мы до сих пор живём в деревне, перебрались в новый дом и всё устраивались, теперь развешиваем картины, распределяем мебель, словом, заняты уже устройством художественной части нашего жилья». В 1897 году бревенчатое здание Большого дома было оштукатурено. Временный флигель был перенесен из Бёхова и поставлен около Большого дома. В нем расположились служебные помещения и кухня, соединенные с домом крытым коридором. Строительные работы в усадьбе начались в 1891 году, а завершились в 1904. Усадьба была окружена оградой из местного тарусского камня. За эти тринадцать лет кроме главного здания – Большого дома, – появились хозяйственные постройки: деревянная четырехскатная Погребица, Коровник, Курятник, Каретный сарай, Сенной сарай и Конюшня, деревянный одноэтажный дом для рабочих, получивший название «Дом управляющего». Недалеко от огорода, напротив Большого дома был поставлен Фахверковый сарай – кладовая и столярная мастерская, где талантливый плотник-столяр И. М. Никишин делал лодки для поленовской флотилии. В конце аллеи, ведущей к реке, по левую сторону стоял небольшой белый лодочный сарай – Адмиралтейство, куда на зимнее время убирались лодки домашней флотилии, а летом был склад вёсел, парусов, рыболовных принадлежностей. 
На самом краю усадьбы, ближе к реке, стояла бревенчатая баня для строителей, которая в конце 1930-х годов получила название «Дом Прокофьева»: именно там, во время летнего отдыха, С. С. Прокофьев работал над музыкой к «Ромео и Джульетте». Белое кирпичное здание с красной крышей, прозванное за архитектуру «Аббатством», – мастерская Поленова, напротив – маленькая Избушка для детей. Хозяйственные постройки и стена вокруг усадьбы полностью сложены из местного известняка, который художник ценил, называя «тарусский мрамор». Неузнаваемо изменился и сам некогда пустынный холм: вокруг усадьбы поднялся молодой лесок, в котором стараниями художника, наряду с местной флорой – сосна, осина, береза, дуб, клен, – появились туя, американский клен, кедр, пихта. Пришло время – и прорубили просеки, проложили дорожки. Сейчас также в территорию музея входит церковь св. Троицы, построенная по проекту В. Д. Поленова в 1799 г., кладбище в Бехово, где похоронен художник и его семья, а также «Город-мастеров», Туристический центр и школа В. Д. Поленова в Страхове.
Воплотилась еще одна любимая мечта Поленова: «Желание моё устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».

В 1892 году поленовский музей стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. И в смутные времена, когда в России еще не существовало охранных законов и учреждений, занимающихся музейными вопросами, судьба хранила Дом.
В мае 1918 года был одним из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий конфискации и объявленный национальным достоянием.
В 1924 году Постановлением СНК РСФСР усадьба «Борок» была предоставлена в пожизненное пользование семье Поленовых.

«<…>Я всегда любил больше всего работу в разных ее видах: и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям, как большим, так и малым, по кусочку этой работы».
Из письма В. Д. Поленова.


 
Надо было обладать бесконечным терпением и преданностью, и огромной любовью к русской культуре, чтобы суметь доказать важность и необходимость музея.
В 1927 году, после смерти В. Д. Поленова, первым директором музея стал его сын, Дмитрий Васильевич (1886–1967).
В октябре 1937 года его вместе с женой Анной Павловной арестовали и получили они по 10 лет лагерей. После их ареста вышло постановление, подписанное председателем Комитета по делам искусств о ликвидации музея в 10-тидневный срок. Но был арестован и сам Керженцев, и это приостановило исполнение постановления. Дочери Поленова всё это время боролись и за брата и за музей. Боялись? Конечно: каждую ночь ждали ареста. Но были безумно отважны – и победили!
В 1939 году вышло Постановление СНК РСФСР «О принятии в дар государству от наследниц народного художника В. Д. Поленова художественных ценностей». Музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. Управлением по делам искусства было решено развивать «музей как мемориальный».
В 1941 году через Поленово прошла линия фронта, экспонаты музея были частично эвакуированы в Тулу, частично оставались в подвалах музея.
В 1944 году, к 100-летнему юбилею В. Д. Поленова, досрочно были освобождены Д. В. Поленов и его жена.
В мае 1945 года музей был снова открыт для посетителей.
В начале 1950-х годов «Дом-музей имени В.Д. Поленова» был преобразован в «Музей – усадьбу В.Д. Поленова».
В 1960 году директором музея стал Федор Дмитриевич Поленов (1929–2000), внук художника. История музея при Федоре Дмитриевиче – это история не просто сохранения, а возвращения усадьбе ее первоначального вида, защита окской природы, развитие поленовских традиций и воплощение планов художника.
В 1964 году музей Постановлением Совета Министров РСФСР был передан из областного подчинения в непосредственное подчинение Министерству культуры РСФСР, а в 1975 году ему была присвоена вторая категория.
В 1966 году Госстроем РСФСР и Министерством культуры РСФСР были учреждены границы охранной зоны Государственного музея-усадьбы В. Д. Поленова.
В 1983 году Совет Министров РСФСР принял предложение Министерства культуры РСФСР, Академии художеств СССР, Союза художников РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Тульского и Калужского Облисполкомов. И 5 января 1983 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР В. Д. Поленова». В соответствии с этим Постановлением музей-усадьба В. Д. Поленова был преобразован в «Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова», границы которого связаны с географией живописных произведений художника.
В мае 1990 года Постановлением Совета Министров РСФСР музей был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова с отводом 870 га земли в заповедную зону в Тульской области и 520 га – в Калужской области.
В 1990 году Федор Дмитриевич был избран в Верховный Совет Российской Федерации. Директором музея стала его жена Наталья Николаевна Грамолина.
В 2012 году директором музея стала правнучка художника Наталья Фёдоровна Поленова.
Один из исследователей русской усадебной культуры писал: «Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, да и зависимы от них. Усадьба – иногда прямое, иногда опосредованное отражение судьбы рода, семьи, отдельной личности».

За всю свою историю усадьба не знала «чужих рук»: в течение 120 лет семья Поленовых никогда не расставалась с домом. И изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили его прошлого облика: ложились только новыми, легко различимыми пластами.

 
УСАДЬБА И ОКРЕСТНОСТИ – ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Большой дом

«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…». Ф. Д. Поленов.

Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.

В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.

Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.

Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.

На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.

Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича.
  

Аббатство

До постройки Аббатства на его месте стояла высокая мачта, на которой в дни семейных праздников и торжеств поднимались флаги и вымпелы поленовской речной флотилии.

«Аббатство» – слово, пришедшее в русский язык из французского: католические аббатства – средневековые монастыри. Поленов был архитектором всех зданий в своей усадьбе, и правильнее всего называть архитектуру усадебных построек «поленовской», так как Василий Дмитриевич талантливо соединил архитектурные стили разных эпох, в результате получились очень оригинальные постройки.

Это здание и не обладает внешними приметами стиля модерн, его сближает с ним изысканность силуэта и контрастность объемов, соединенных в единое целое. Отдаленные ассоциации с излюбленным Поленовым романским и готическим зодчеством придают особую романтичность этому маленькому «зáмку».

Построено Аббатство было в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву 27 октября 1904 года из усадьбы «Борок»:

«<…> Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».

Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы посмотреть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).

При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.

Из помещения мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.

Интерьер мастерской интересен сочетанием кирпичных стен с деревянными конструкциями потолка, деревянными стойками-колоннами и бревенчатыми стенами второго этажа. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Через сцену можно попасть на застекленную террасу, где стоял специальный стол с ящиками для окских камешков, рассортированных по цветам, служивших В. Д. Поленову и Е. М. Татевосяну для мозаичных работ, которыми они занимались в Аббатстве. Мозаика «Лилия» работы Поленова – бесспорное украшение Аббатства. Она очень хороша: не случайно, в своё время эта работа была и на выставке «Мира искусства».

Чердачное помещение Аббатства всегда служило складом театрального реквизита, декораций и костюмов. Здесь хранились костюмы, сшитые Н. В. Поленовой–старшей, Еленой Дмитриевной Поленовой, младшей сестрой художника, одежда сербских воинов, привезенная Поленовым в 1877 году: он был добровольцем в сербско–турецкой компании 1876–1877 годов.

Здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году, (пожар случился по вине одного из рабочих, который курил во время ремонта крыши), долгие годы использовалось для показа Диорамы. Во время этого пожара была утрачена и костюмерная. Новая жизнь началась после реставрации, проведенной в 1977–1980 годах. Во время реставрации был со скрупулезной точностью восстановлен облик художественной мастерской В. Д. Поленова по фотографии 1911 года. Приходилось рассматривать в лупу детали фотографий, чтобы правильно разместить на рабочем столе кисти, краски и вещи, сопутствовавшие работе художника.

В 1909–1911 гг. Поленов работал над завершением цикла картин «Из жизни Христа». Одна из них – «Пределы Тирские» (1911): в Евангелии от Матфея рассказывается о женщине, у которой давно и тяжело болела дочь; Христос с учениками только вошел в город Тир, и женщина просила Его об исцелении дочери; на картине изображен главный момент, когда Христос говорит: «Встань, женщина, по вере твоей воздастся тебе!».

Кабинет художника – комната с камином, который сложен из тесаного камня, того же «тарусского мрамора». На камине высечен герб семьи – символ поленовского рода и музея, такой же, как и на камине в Библиотеке Большого дома. В Кабинете – фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре, которым руководили дочери Поленова и о кукольном театре Н. В. Поленовой–младшей. Ваилий Дмитриевич, создавая мастерскую, задумывал ее и как художественную и декорационную, и костюмерную, и как склад театрального реквизита, и как театрально–прокатный пункт, и главное – как зрительный зал со сценой, где могли бы проходить спектакли. Этот замысел осуществился. Елена Анатольевна Поленова, внучка художника, говорит о том, что для неё Аббатство всегда было связано именно с театром. Долгие годы, каждое лето в Аббатстве проходили примьеры спектакля театра «Курица и Петух» под её руководством.
  
 
Адмиралтейство                                                                                                                  

Перед самым выходом из усадьбы на Оку, слева от Окской аллеи, находится здание восстановленного лодочного сарая – поленовского Адмиралтейства – сарая для зимовки лодок, построенного по типу фахверка в 1895 году. Фахверковые постройки характерны для западноевропейского средневековья. Это – поставленные на цокольный каменный этаж конструкции вертикальных и горизонтальных деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется каменной кладкой на глиняном растворе. Фасад украшен настоящим штурвалом, а вокруг настоящие якоря. Ока властвовала над усадебной жизнью.

«Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство». Поленов летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводи в лесу – чистил, прорубал, лечил, и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл «восьмым чудом света». Детей он тоже приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, грести, управляться с парусами. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет – килевые. Была одна большая лодка четырехпарная, на которой ходили на распашных: сам Поленов был капитаном, а дети матросской командой. Капитан был довольна суровый, и команда его побаивалась. Название большой лодки было «Яилатан» – имя Наталия, прочтённое наоборот. Это было имя жены Поленова. Поленовым был сделан детям целый флот: были маленькие пароходы–буксиры, носившие названия пароходов, плававших по Оке. Баржи, на которых перевозили камни для строительства вдоль берега затонов, пристаней, дамб.

В нижнее помещение этого сарая убирались на зиму мелкие небольшие лодки, а на колошники взгромождались «Яилатан» и большая плоскодонка «Подбор». На стенах хранились на больших деревянных кронштейнах весла, багры, паруса нависали и лежали ковши, стояли деревянные чаши со стеклянными кольцами, карабинами, утками, блоками для парусного плавания. Под окном полка с различными отверстиями для столярного и плотничьего инструмента. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр.). Летом этот ящик сносился к берегу и стоял у раздевалки, в него в ненастную, погоду прятались весла, багры, рули отслужившие службу лодки оставлялись вне здания, не спускались на воду, служа опять же великолепной игровой площадкой для младших детей», – из экскурсии по парку О.В.Поленовой, дочери художника. 1970 год.

«Адмиралтейство пережило Великую Отечественную войну, повидало линию фронта, проходившую здесь, содрогалось от близких взрывов немецких снарядов и мин и долго еще несло в теле своих деревянных перекрытий их осколки. Уже в послевоенные годы оно было разобрано по указанию администрации соседнего дома отдыха. Причина этой акции так и осталась непонятной. По решению научно–художественного совета музея, Адмиралтейство начали восстанавливать, причем проектом восстановления было предусмотрено придание ему характерного для поленовской архитектуры облика (каменная кладка с фахверковыми конструкциями). Старый лодочный сарай был неотделим от всего окского мира – мира лодок, уключин, удочек и верш – от впервые вошедших в сознание таких понятий, как ванты, бушприт, краспицы, шкотовый узел, – заманчивых и зовущих на иные глубины, к иному простору, широко открытому ветрам всех компасных румбов...». Н. Н. Грамолина. «Поленово».

С момента восстановления Адмиралтейство работает как выставочный зал для современных художников, и именно там показывают удивительную работу Поленова – диораму.

Расписание диорамы в «Адмиралтействе» вы можете узнать здесь.

Расписание выставок в «Адмиралтействе» вы можете узнать здесь.

Диорама

Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.

В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ диорамы был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, но получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.

Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой».
 

 
 
Детский домик

«Справа от Большого дома и Аббатства стоит маленький домик, так называемая "избушка". Когда Поленовы поселились в этой усадьбе, сын Поленова с друзьями - деревенскими ребятишками на этом месте построил шалаш, в котором играл с товарищами. Поленов по примеру других усадеб, где избушки строились для игры детей, тоже построил эту избушку».

Экскурсия по парку О. В. Поленовой, дочери художника. 1970 г.

В первые годы жизни в усадьбе здесь был самодельный шалаш, построенный Василием Дмитриевичем и его сыном Дмитрием. Здесь дети играли с товарищами из Бёхово и Страхова. Когда появилась уютная избушка, старшие читали в ней, младшие – играли в куклы. «Избушка тогда была внутри вся оборудована под настоящую русскую избу с хохломской мебелью: стол, скамьи, табуретки – всё было хохломское, а на крылечке висел рукомойник – горшочек с носиком, купленный, вероятно, на ярмарке в Тарусе». Из воспоминаний Е. А. Струнниковой, друга семьи Поленовых.

Здесь же было небольшое хозяйство детей: кролики с крольчатами, утки с утятами, индюки с индюшатами, куры с цыплятами и небольшой детский огород, слева от дороги

«Хохломского» интерьера в Детском домике сейчас нет, но детей там по-прежнему много: с весны до поздней осени здесь работают и проводят мастер-классы замечательные мастера художественных промыслов.
 
 
Церковь Святой Троицы в селе Бёхово                                                                                         

С противоположного берега Оки хорошо видна Церковь Святой Троицы в Бёхове. Поленов с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь – то связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Но была и ещё одна причина, которую Поленов объяснил в письме к другу: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». (Из письма Л.В. Кандаурову. 1911). Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Бёховская церковь очень живописна, а образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян.

Что касается архитектурной темы, то это – своеобразное и гармоничное сочетание романской и древнерусской архитектуры. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса–Нередицы в сочетании с архитектурными элементами северного деревянного зодчества. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора.

Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке. Барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены. Одну из капителей (над правым клиросом церкви) высекал из камня сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян, Н. В. Поленова и, конечно, сам художник. В. Д. Поленов, автор цикла картин «Из жизни Христа», с глубоким интересом относился к церковному искусству. Поленов – композитор написал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию.

В 30–е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. Здание Троицкой церкви села Бёхово было полностью восстановлено. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года церковь живет своей настоящей жизнью: в ней проходят службы.
 
 
Школа В. Д. Поленова в селе Страхово

Поселившись на берегу Оки, Поленовы и здесь не изменили своим просветительским взглядам: ими были построены две школы – в Страхове (1911) и Бехове. Здание школы в Страхове, сохранившееся до настоящего времени, совсем простое, построено по проекту самого Василия Дмитриевича. Он же спроектировал раздвижную стену между двумя классами, которая превращала их в сцену и зрительный зал. (Практически эта театральная идея была воплощена столяром Большого театра). В экспозиции Столовой Большого дома есть два прекрасных деревянных резных блюда: дар Поленовым от страховских крестьян в благодарность за школу. Впоследствии жена художника устраивала заграничные командировки и экскурсии для учителей страховской школы, ею же были созданы в этой школе столярная и переплетная мастерские, а сама Наталья Васильевна организовала занятия русской народной вышивкой с крестьянскими девочками.

Хочется привести здесь письмо об открытии школы Д. В. Поленова, сына художника, С. М. Голицыну – автору книги о В. Д. Поленове «Солнечная палитра»: «При помощи моего дневника мне удалось установить точную дату этого события; Это происходило на Казанскую, то есть 4 ноября. Вот краткие сведения. Когда мы поселились в Бёхове, в 1891 году, в округе было очень мало школ. Алексинская уездная земская управа назначила мою мать, Наталью Васильевну Поленову, попечительницей страховской школы, которая помещалась хотя и в отдельном здании, но всё же это была обыкновенная крестьянская изба с маленькими окнами, и все три класса помещались в одной комнате. Преподавала одна учительница Капитолина Михайловна Руднева. <..> Мама мечтала о том, чтобы построить хорошую, благоустроенную школу. Когда мама получила наследство, то ассигновала некоторую сумму на постройку школы в Страхове. Строила школу фактически земская управа, но сама мама производила расчеты и оплачивала счета поставщиков материалов и подрядчиков; мама – лично. План школы тоже был составлен ею, а первые чертежи были сделаны моим отцом. <..> Кроме двух больших классов, которые разделены раздвижной стенкой, образующей при желании один большой зрительный зал, она позаботилась и о том, чтобы создать для учителей хорошие жилые квартиры, для которых были отведены в одной из сторон школы помещения. <..> учительница Капитолина Михайловна на зимние каникулы ежегодно приезжала в Москву, где оставалась после начала учения и посещала уроки в московских городских школах, ездила в туристическую поездку за границу, по Европе, за счёт мамы.

Я всячески помогал маме в строительстве школы, заменяя её (она уезжала за границу), и это было для меня хорошей школой строительства. Страховские крестьяне помогали в подвозке стройматериалов и других вспомогательных работах».

Дочери В. Д. Поленова много внимания уделяли работе с сельскими детьми. С начала 1950–х годов научный сотрудник музея Ольга Васильевна Поленова, дочь художника, вела в Страховской школе постоянную лекционную работу по истории изобразительного искусства, и ею был организован кружок любителей искусства, друзей музея. Младшая дочь Поленова, Наталья Васильевна, создала в усадьбе кукольный театр: автором кукол была она сама, а актерами – молодые жители окрестных деревень.

На качественно новом уровне эта работа продолжается и сейчас. С 1970 по 1981 годы на базе Страховской школы проходило апробирование экспериментальной Программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского: Н. Н. Грамолина и сотрудники музея вели в школе уроки по эстетическому воспитанию.

В 1989 году школа закрылась и была передана на баланс СПК «Поленово».

В настоящее время при музее В. Д. Поленова проводятся занятия по МХК, есть «Школа юного экскурсовода» и детский «Театр Новогодней Ёлки», который объединяет сельских ребятишек - учеников Страховской средней школы.

В 2012 году здание старой школы было передано на баланс музея. Для открытия филиала музея в помещении Страховской школы ведётся капитальный ремонт. После проведения работ по капитальному ремонту, музеефикации и благоустройству, школа должна войти в систему мемориально-экспозиционного комплекса заповедника, композиционным ядром которого останется усадьба В. Д. Поленова. В школе планируется создание Детского Центра культуры: своего рода модель образования и воспитания культурой подрастающего поколения, организации досуга и профориентации молодежи; как система специальных учебных программ для всех возрастных групп детей и юношества.
 
 
Мемориальный парк

«Взглядом большого художника увидел Поленов будущее пустого холма над Окой и, создавая усадебный ансамбль, вдохнул новую жизнь в песок и суглинок заброшенной пашни, как бы принес присягу вечной Красоте». Ф. Д. Поленов

Поленовская усадьба неотделима от окского пейзажа. В сознании обитателей усадьбы она превратилась в особый – «живой организм» и даже более – в целый Мир, в своеобразную точку отсчета – в центр мироздания – именно в таком «мифологизированном» ключе, судя по воспоминаниям, её воспринимали и дети Поленова: «Милое, весёлое, светлое Бёхово!», – записала в дневнике младшая дочь художника.

Вокруг усадьбы поднялся молодой лесок, в котором стараниями художника наряду с местной флорой: сосны, осины, березы, дубы, клёны, появились туя, американский клён, кедр, пихта. Пришло время – и прорубили просеки, проложили дорожки. Лес превратился в парк, в котором были Березовая и Въездная аллеи, пруд, Убóрова гора, названная так за обилие цветов и разнотравье, которым она поражает, начиная с весны и до поздней осени; Дýбово – излюбленное место игр детей Василия Дмитриевича. Все заветные места в парке имели свои названия, которые большей частью придумывал сын художника Дмитрий, обладавший богатой фантазией. Федор Дмитриевич Поленов внук художника, пишет об этом так: «С террас музея хорошо просматривается парк, который сегодня уже можно назвать старинным. Парк – детище Василия Дмитриевича, большинство сосен здесь посажено его руками, руками друзей и учеников, членов его семьи. К парку всегда отношение в семье художника было особым – как к живому существу, естественному (ни убавить, ни прибавить!) продолжению музея, лучше сказать – его составную часть. Бережная забота о деревьях, об их росте и развитии была так же присуща Поленову-человеку, как забота о своих учениках».

Поленов с поразительным мастерством сумел использовать при создании парка, казалось бы, неблагоприятные природные места: низменные или холмистые участки имения осмыслялись им как основа для свободной живописной планировки парка. Когда Поленов проектировал цветники вокруг дома, он учитывал не только архитектурные особенности здания, но и уникальную окскую флору. Еще в первый свой приезд на Оку Василий Дмитриевич обратил внимание на своеобразие местной флоры, на её сходство с горной, альпийской: душистые фиалки, ландыши, ветреницы, анемоны, незабудки, лиловые и желтые дикие ирисы, нежно-розовая дикая мальва. В подборе цветочных культур для усадебных клумб был сделан акцент не на экзотичность, а на «похожесть», созвучность с местной фауной: маки, тюльпаны, примулы, ноготки, васильки, вербена, ирисы, флоксы, левкои, мальвы, георгины и астры. Изысканные цветы не затмевали очарования простых полевых.

В создании цветников была особенность, которая сохранена и до настоящего времени. Главные усадебные здания Большой дом и Аббатство – окружены цветниками, имеющими «свой» характер. Возле Аббатства цвели мальвы и разноцветные циннии. Этот цветок, наряду с ирисами, особо выделял Василий Дмитриевич. С его слов, циннии напоминали ему Имоченцы.

В архитектурном плане три стороны Большого дома воспринимаются как фасады, которым соответствуют и цветники разного характера.

При входе, около крыльца, высаживались крупные левкои – от бледно-розовых до темно-лиловых. Перед Большим домом был устроен Круг – большая плоская круглая клумба. Но в данном случае Поленов добивается, чтобы цветник выглядел не столько клумбой, а больше бы напоминал луг с цветами – «Мавританский газон».

С западной стороны дома художник устраивает эспланаду, выравнивая для цветников искусственным способом почву. При жизни художника цветник на эспланаде был обустроен по принципу английского: с неправильной формы клумбами. С 60-х годов XX века по форме эспланада представляет собой сектор окружности, разделенный лучами-дорожками на три треугольника, что было обусловлено спецификой музейной жизни усадьбы. Доминирующим цветом этих газонов всегда был зеленый. И также, по краям зеленого поля, рядами высаживались цветы: нарциссы, ирисы разной окраски (Василий Дмитриевич очень любил этот цветок: он ему напоминал рыцарское, готическое), белые флоксы, удивительным образом сочетающиеся с белыми стенами Большого дома. Эспланада заканчивалась изогнутой полосой, на которой произрастали гладиолусы, лилии, мелкие махровые розочки. По периметру эспланады высажены любимые кустарники художника – сирень, жасмин, и эта кулиса создаёт чувство укромности, защищённости пространства, тем не менее, напрямую связанного с окским пейзажем через Окскую перспективу.

На ступенях западной террасе «огнями горели настурции», своеобразная парафраза со знаменитой террасой в Жуковке, опоэтизированной К. А. Коровиным.

Оформление Южного фасада носит более интимный, домашний характер. Живописная работа П. Н. Крылова «Поленово. Мальвы», написанная в 1952 году, очень тонко передаёт лёгкость праздничного настроения.

При жизни В. Д. Поленова о цветниках заботилась Наталья Васильевна – старшая, жена художника. После смерти родителей цветниками занялась Ольга Васильевна Поленова – дочь художника. В своей работе она придерживалась тех принципов, которые были заложены ее отцом.

До наших дней усадьба В. Д. Поленова осталась почти первоначальном виде (не сохранилось лишь несколько построек). Сейчас, как и при жизни художника, все своеобразные «клумбы» засеваются в центре травой, а по периметру высаживаются цветы. До сего времени в усадьбе растут редкие породы деревьев.

Но сейчас в усадьбе таинственный вековой парк, почти лес: лучами расходятся аллеи и дорожки. Высокий стройный бор, громадные сосны въездной аллеи, высокие, осенью золотые вязы у дома, акации, сирень, клен с темно-красными листьями у мастерской художника, сад, цветники…. Поленов сумел создать в гармонии с природой прекрасное произведение искусства.
 
 
Заповедник

Ушедшее ХХ столетие стало временем создания совершенно нового явления, начало которому положил еще в конце XIX века Василий Дмитриевич Поленов. Имя этому явлению – заповедник русского пейзажа. Ведь и до настоящего времени, леса и луга поленовского заповедника мало изменились: на протяжении всего XX века эту землю сберегали потомки художника.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова – один из крупнейших музеев-заповедников страны.

Его территория охватывает 870 га. Она включает усадьбу художника с усадебным парком и садом, а так же, окружающую территорию усадьбы лугами, лесами и сельскохозяйственными угодьями. В окружающую территорию также входит Троицкая церковь в селе Бёхово, кладбище, на котором похоронен В. Д. Поленов и его семья, а также требующая восстановления усадьба Старое Бёхово.

Незаурядный художник пришел на открытый всем ветрам холм над Окой и увидел все окружающее совершенно по-новому. Поленовская усадьба стала неотъемлемой частью окружающей природы. И сегодня задача сохранения этого удивительного уголка русской земли возложена на всех, кто причастен к жизни музея-заповедника.

 

БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА                                                                                         
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая /1 июня/ 1844 года в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец — Дмитрий Васильевич Поленов /1806–1878/, дипломат, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать — Мария Алексеевна Поленова /1816–1895/, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. А. Львова, была детской писательницей и талантливой художницей.

Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств П. П. Чистякова, впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга — Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав.

Осенью 1871 года В. Д. Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии.

За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.

«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой», — писал в ту пору Остроухов. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.

80–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В. Д. Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И. Левитана, К. Коровина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Иванова.

Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму — кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

Хроника жизни

1844
май
20 мая (1 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян.

1855
Постройка дома в имении Имоченцы Олонецкой губернии.

1858
Знакомство с картиной А. А. Иванова «Явление Христа народу», выставленной в Академии художеств в Петербурге.

1859
Начало уроков рисования и живописи у П. П. Чистякова. Посещение класса Ф. И. Иордана в Академии художеств.

1861–1863
Переезд в Петрозаводск. Окончание гимназии, экстерном получен аттестат для поступления в университет.

1863
Одновременное поступление на физико-математический (юридический) факультет Петербургского университета и в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Знакомство с И. Е. Репиным.

1864
Перевод в натурный класс Академии художеств.

1865–1871
Учеба в Академии художеств у А. Т. Маркова, П. В. Васина, П. М. Шамшина, А. Е. Бейдемана, К. В. Венига.

1868
Возобновление занятий в университете на юридическом факультете.

1869
Малая золотая медаль за программу «Иов и его друзья» в Академии художеств.

1871
Окончание Петербургского университета со званием кандидата прав. Окончание Академии художеств со званием «живописца портретного и исторического жанров». Большая золотая медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право от Академии на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

1872–1876
Пенсионерская командировка.

1872–1873
Путешествие по Германии и Швейцарии, Италии. Рим: первый живописный эскиз для картины «Христос и грешница». Знакомство с С. И. и Е. Г. Мамонтовыми.

1873–1876
Париж. Работа в мастерской Репина на Монмартре, затем – в своей мастерской.

1873
Первое посещение подмосковной усадьбы Мамонтовых Абрамцево. Поездка в Париж.

1874
Картина «Право господина» выставлена на Весеннем Салоне в Париже. Посещение вечеров в доме А. П. Боголюбова. Знакомство с А. К. Толстым, В. А. Серовым, И. С. Тургеневым; салон Полины Виардо, встречи с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном. 

июль – август
Вёль в Нормандии: этюд «Белая лошадка».

1875
Создание картины «Арест гугенотки Жакобин де Монтебелъ, графини д’Этремон». Поездка в Лондон. Работа над картинами "Заговор гёзов", "Блудный сын" (не закончены), «Семейное горе».

1876–1877
Участие в качестве добровольца Cербо-Черногорско-Турецкой войне, где находится до конца ноября. За участие в сражениях был награжден медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Во время пребывания на фронте выполняет этюды маслом и многочисленные рисунки.
Работа над картиной «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе». 
Выставка в Академии художеств картин и этюдов, выполненных в пенсионерский период. Звание академика.

1877–1878
Переезд в Москву. Создание картин «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка (художник-декоратор и актер).

1879
Создание картины «Заросший пруд». Жизнь летом в Абрамцеве.

1880–1881
Работа над картиной «Больная». Жизнь летом в Абрамцеве. Создание архитектурного проекта и эскизов внутреннего убранства церкви в Абрамцеве.

1881–1882
Первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной «Христос и грешница»: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина и Сирия, Греция.

1882
Участие в создании интерьера церкви в Абрамцеве. Женитьба на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858–1931). Начало преподавательской деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Ученики: А. Я Головин, К. А Коровин, И. И. Левитан, Л. О. Пастернак, Э. М. Татевосян и др. Создание эскизов декораций к спектаклю мамонтовского кружка «Алая роза» по пьесе С. И. Мамонтова.

1883–1884
Поездка в Италию. Работа над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница» в мастерской в Риме. Участие осенью 1884 года в создании Русской частной оперы С. И. Мамонтова. Рисовальные вечера в доме Поленовых.

1885
Выставка этюдов из путешествия на Восток 1881–1882 годов (ТПХВ). Создание в размер полотна графического варианта (уголь) картины «Христос и грешница».

1886
Заканчивает картину «Больная». Работа над картиной «Христос и грешница» в московском доме С. И. Мамонтова.

1887
Картина «Христос и грешница» – на выставке ТПХВ.
Путешествие с К. А. Коровиным по Оке.

1888
Лето – на даче в Жуковке на Клязьме. Совместная работа с К. А. Коровиным, И. С. Остроуховым, В. А. Серовым, И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым. Завершение работы над картиной «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

1889
Лето – на даче в Жуковке на Клязьме.

1890
Париж. Картина «На Генисаретском озере» («Мечты») – на выставке в Салоне Мейсонье.
Покупка имения Бёхово на Оке; обмен с местными крестьянами земли Бёхова на земли на берегу Оки.

1890–1910
Работает над картинами цикла «Из жизни Христа» и одновременно над рукописью «Иисус из Галилеи».

1891
Работа по реорганизации Академии художеств.
Начало строительства по собственному проекту усадебного дома в Борке. Создание картины «Ранний снег».

1892–1893
Обустройство дома в усадьбе Борок как музея.
Создание картин «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень». Работа над проектом церкви технического училища в городе Кологрив Костромской губернии.

1894
Окончание работы над картиной «Мечты». 

ноябрь
Поездка в Рим.

1895
Рим: работа над картиной «Среди учителей». Строительство Адмиралтейства и Фахверка в усадьбе Борок. 

май
Путешествие в Париж.

1896
Окончание работы над картиной «Среди учителей».

1897–1898
Эскизы декораций к «Орфею» Глюка в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Начало работы в Комитете по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве.

1899
Второе путешествие на Восток. Продолжение работы над циклом картин «Из жизни Христа».

1902
Работа над проектом стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.

1903
Создание проекта церкви для села Бёхово.

1904
Строительство по своему проекту мастерской – Аббатства – в усадьбе Борок. Продолжение работы над евангельским циклом.

1906
Завершение строительства церкви в селе Бёхове. 
«Мое художественное завещание». Постановка оперы Поленова «Призраки Эллады» в большом зале Московской консерватории.

1907
Освящение храма Святой Троицы в Бёхове. 
Путешествие по городам Германии и Италии.

1909–1910
Выставки картин цикла «Из жизни Христа» (Петербург, Москва, Прага).

1910
Путешествие по городам Германии.

1911
Путешествие по городам Франции, Испании, Греции. На средства Поленова строится школа в селе Страхово, расположенном рядом с Бёховым.

1914
Выставка картин цикла «Из жизни Христа» в Москве в пользу раненых солдат Первой мировой войн.

1915
Строительство дома для Секции содействия фабричным и деревенским театрам (с 1921-го – Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова) по проекту Поленова в Москве на участке земли, купленном на его средства.

1918–1919
Жизнь в усадьбе Борок. Работа поленовского крестьянского театра.

1920–1921
Работа над световым театром-диорамой «Кругосветное путешествие»: создано 65 картин.

1924
Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к восьмидесятилетию со дня рождения художника.

1926
Присвоение Поленову звания Народного художника Республики.

1927
июль
18 июля — кончина художника в Борке: похоронен на кладбище в Бёхове.

1939
Дар государству от семьи Поленовых коллекций музея. Усадьба Борок переименована в музей В. Д. Поленова.

  
Режим работы
Музей:    11.00–18.00
Кассы музея:    10.45–17.00
«Город мастеров»:    11.00–17.00
Время показа диорамы:    11.00, 11.40, 12.20, 13.00, 13.40, 14.20, 15.00, 15.40, 16.20
Сувенирная лавка:    11.00–18.00
Камера хранения (Фахверк):    10.45–18.00
Выходные:    понедельник, вторник
Парк музея открыт:    
май-сентябрь:    8.00–22.00
октябрь-апрель:    9.00–18.00
Санитарный день:    последний четверг каждого месяца
С 18 апреля по 29 апреля музей закрыт на сезонную уборку территории.

  
Адрес и контактная информация, где находится:
301011, Тульская обл., Заокский р-н., п/о Страхово

Тел./факс: 8 (48734) 3–38–38
Тел.: 8 (906) 702–57–52
Электронная почта: polenovo@tarusa.ru
GPS координаты: (lat, lng): 54.74993053668268, 37.244435802124016

 
Как добраться:
Как доехать до музея из Москвы и Тулы
Электричкой

Электричкой (Москва–Тула-Москва) доехать до станции Тарусская, далее можно автолайном или автобусом до Велегож (с заездом в село Страхово) или до Ланьшино. Выйти на остановке «Село Страхово», далее пешком 1 км, прямо по направлению движения.

Расписание автобусов (уточняйте на автовокзале, могут быть изменения)
ст. Тарусская - Велегож: ежедневно 6:05, 9:20, 10:30, 13:30 (пн, ср, пт), 15:30, 17:20
Велегож - ст. Тарусская: ежедневно 6:20, 10:45, 15:45, 17:35
ст. Тарусская - Ланьшино: 7:30, 13:30 (вт, чт, сб, вс)
 

Автотранспортом
GPS координаты: (lat, lng): 
54.74993053668268, 37.244435802124016
Из Москвы: Внимание! Изменение маршрута! С 01.03.2016 до 31.12.2016 закрыт участок дороги Панькино - Яковлево в связи с ремонтом моста. по Симферопольскому шоссе (М2 или Е-105 «Крым»), после моста через реку Оку еще 17 км будет поворот на Заокский (ориентир - пост ДПС 120 км а/д Крым). Дальше ехать по главной дороге до Малахово 7 км. В Малахово поворот налево по указателю «Поленово» и далее по главной дороге 9,6 км, и после поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.
Дорога из Москвы, от МКАД до музея, составляет около 120 км.
Из Тулы: 
по трассе М2 «Крым» ехать 45 км до съезда в сторону Старого-Симферопольского шоссе, затем, доехав до Старого-Симферопольского шоссе, свернуть направо и проехать 2,1 км до Малахово. В Малахово повернуть налево по указателю «Поленово» и далее по главной дороге 9,6 км до поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.

Дорога из Тулы, от Московского вокзала до музея, составляет около 84 км.
  
Конные экскурсии по усадьбе

Уважаемые посетители музея, предлагаем вам увлекательный и приятный вид отдыха – общение с лошадьми.

Посетите нашу конюшню, где можно полюбоваться, погладить и покормить лошадей разных пород, шотландского пони и других домашних животных. Вы можете получить урок верховой езды в манеже или совершить прогулку по усадьбе верхом, прослушав экскурсию по парку и окрестностям. Одновременно на экскурсию могут поехать не более 2 человек верхом.
 
Заказ экскурсии только по предварительной записи.
Куратор конных экскурсий: Минаева Юлия, тел.: 8 (903) 841–43–83.

Маршруты конных экскурсий (в утреннее и вечернее время):

Маршрут №1. Экскурсия по мемориальному парку (продолжительность прогулки 30 минут, шагом).
Маршрут №2. Прогулка по заливным лугам (продолжительность прогулки 30 минут, шагом).
Маршрут №3. Обзорная экскурсия по усадьбе и окрестностям (продолжительность прогулки 1 час, шагом).
 
 

Кафе при музее-заповеднике В. Д. Поленова

Дорогие посетители музея, мы рады видеть Вас в уютном кафе с уникальным интерьером на территории музея, где Вас ждет русская и европейская кухня. Кафе находится в здании Туристического центра и имеет отдельный вход с правой стороны здания.

 
Кафе работает с 11:00 до 18:00
понедельник и вторник - выходные дни

Тел.: 8 (903) 504–01–34
 

Где можно остановиться
В пяти километрах от музея–заповедника В. Д. Поленова располагаются SPA–виллы Велегож Парк Resort. Это место с уникальной эко–системой – здесь самая высокая ионизация водуха в Центральной России, что позволяет экспертам сравнивать целебную силу этой природной здравницы с эффектом от посещения Швейцарских курортов.

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.polenovo.ru
https://myslo.ru/city/tula/legend/
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.
http://www.culture.ru/
http://galina-lukas.ru/article/633

 

ВложениеРазмер
48541621_large (1).jpg958.23 КБ
48541621_large (2).jpeg346.24 КБ
48541621_large (2).jpg127.9 КБ
48541621_large (3).jpeg344.05 КБ
48541621_large (3).jpg197.29 КБ
48541621_large (4).jpg668.7 КБ
48541621_large (5).jpg393.49 КБ
48541621_large (6).jpg211.33 КБ
48541621_large (7).jpg1.84 МБ
48541621_large (8).jpg105.69 КБ
48541621_large (9).jpg328.1 КБ
аватар: Кэп

творчество Поленова

 Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях.

В Германии Поленов изучал искусство немецких художников — Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта.

Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом». Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы — по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.

После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.

«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»
Василий Поленов
Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка. Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах.

Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл». Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево — в подмосковной усадьбе Мамонтова.

Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца. Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро.

Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник — он написал ее «для себя, для отдыха». Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу, с которым художник познакомился там же, в столице Франции.

По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции — в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.

Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы
За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину.

В Академию художеств он представил две картины — «Право господина» и «Арест гугенотки» — и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.

«Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово.

Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь»
Василий Поленов
Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт.

Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни — эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела».

Живописец не создавал батальных полотен. В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы — картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года.

Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru