Усадьба Архангельское

Архангельское

Музей-усадьба "Архангельское" находится в Красногорском районе Московской области, на 20 километров западнее Москвы. Эта усадьба - уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.

Здесь, по словам А. И. Герцена, "человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он потребовал от неё перемен декораций, чтобы из красоты естественной, сделать красоту художественную, очеловечить её". И человек этот чаще всего был вольный или крепостной русский мастер, сумевший создать здесь один из шедевров дворцово-паркового искусства.

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ УСАДЬБЫ РОССИИ - ТУТ!

Усадьба впервые упоминается в 30-е годы XVI века, как "сельцо Уполозы на реке на Москве". Деревянная церковь в честь Архангела Михаила, построенная в том же столетии, дала второе название это небольшой подмосковной вотчине. В середине XVII века вместо деревянного строится каменный храм, живописно стоящий на высоком берегу старого русла Москвы-реки.

Одоевские, Черкасские и, наконец, с 1703 года Голицыны - всё это бывшие владельцы Архангельского. Д. М. Голицын (1665 - 1737) - сподвижник Петра I, сенатор и президент Камер-коллегии был одним из образованийших людей своего времени, мечтавший о парламентской монархии в России. Его попытка вместе с несколькими, другими вельможами ограничить власть новой императрицы Анны Ивановны кончилась опалой, а в дальнейшем заключением и смертью в Шлиссельбурге. В течение 6 лет отстранённый от государственных дел князь Дмитрий Михайлович строит в Архангельском новый деревянный дворец и разбивает "французский сад". Сюда он перевозит свою знаменитую библиотеку. Именно тогда эта подмосковная вотчина начинает приобретать характер парадной усадьбы для балов, ассамблей и других праздников предназначенная.

Его внук - князь Николай Алексеевич (1751 - 1809), получивший блестящее европейское образование, в конце XVIII века начинает в Архангельском грандиозное по масштабу строительство. По проекту французского архитектора Шарля Герна здесь на склоне холма возводиться строгий по архитектуре дворец, одновременно создаётся регулярный парк, расположенный на террасах, автором который считается итальянский архитектор Джакомо Тромбаро. Кроме дворца в ансамбль вошли две большие оранжереи с жилыми флигелями, малый дворец "Каприз", манеж, обелиски и более 50 гипсовых и мраморных скульптур.

Подлинный расцвет усадьбы начался после того, как она перешла во владение одного из богатейших людей в России, ценителя искусств и мецената князя Н. Юсупова. При новом хозяине Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты.

Советская власть национализировала усадьбу Архангельское и превратила ее в музей. Церковь в 1964-1965 гг. реставрировалась: была разобрана классицистическая колокольня, на центральной части и северном приделе восстановлены «огненные» завершения. Перестроенный придел сверху остался без изменений. Растесанным окнам вернули первоначальную форму. Интерьер храма практически не сохранился: стены были выбелены, иконостас утрачен.

Усадьба Архангельское в наше время представляет собой музей с уникальными собраниями живописи XVII - XIX веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов.

С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом.

 

                                   въездные ворота в усадьбу Архангельское                                                                

ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ
Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. 
На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма.  
Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов оно концентрирует в себе лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX вв.

Храм Архангела Михаила. 1660-е гг.                                                                                          

В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 г. и принадлежало на две трети вотчиннику Уполоцкому, а на одну треть конюху Рязанцеву. Название, возможно, происходило не только от фамилии владельца, но и от оползней, которые случались с крутого берега Москвы-реки. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в., который при новых владельцах – боярах братьях Киреевских – периодически поновлялся.

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха,– из польского плена. При Ф.И. Шереметеве вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.

В середине XVII в. «Уполозы, Архангельское тож,» находилось во владении князей Одоевских, достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским. К концу XVII в. вблизи храма посреди обнесенного решетчатым забором двора стояли рубленые жилые хоромы- три светлицы, связанные сенями. Рядом был еще один сруб – баня, а чуть дальше, вдоль забора, - поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад в полторы десятины. Архангельское было типичной подмосковной вотчиной «средней руки». Вокруг усадьбы располагались хозяйственные постройки: скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Рядом находились две оранжереи. Они являлись не просто хозяйственной необходимостью, а были первым шагом к тем «затеям», которые в XVIII в. займут важное место в подмосковных усадьбах.

С 1681г. Архангельское принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а в самом начале века Просвещения оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665-1737). Свое происхождение Голицыны вели от великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV в. Один из его сыновей, Наримонт, получил при крещении имя Глеб. Глеб Гедиминович и стал родоначальником нескольких княжеских фамилий, в том числе и Голицыных.. В XVII в. от Андрея Ивановича Голицына пошли четыре больших семейных ветви. Владевшие Архангельским Голицыны – это четвертая ветвь рода, произошедшая от Михаила Андреевича (1639-1687). Он был боярином и служил воеводой в крупных русских городах – Смоленске, Курске, Киеве. Его старшим сыном был князь Дмитрий Михайлович Голицын – с 1686 г. – комнатный стольник Петра I, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. он был отправлен в Италию для изучения навигации. Будучи посланником в Константинополе в 1700-1702 гг., он добился права для русских судов плавать в Черном море. Позже Дмитрий Михайлович занимал должность киевского воеводы, а с 1711 по 1718 гг. и губернатора. Его деятельность была отмечена Петром I, сделавшим князя сенатором и президентом Камер-коллегии, и Екатериной I, пожаловавшей ему чин действительного тайного советника и наградившей Голицына орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной и оставлявших все полномочия государственного управления за аристократией. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу». После этих событий Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Старый дом для него оказался мал, и к западу от бывших построек началось возведение большого по тем временам двухэтажного дома.  "...вновь построены хоромы из брущатого сосноваго лесу. В них тринатцать покоев...В тех покоях восемь печей обращатые, в том числе две печи китайской работы, две ценные живописные, четыре простые желтые. ...Перед хоромами рундук рубленой круглой, сход на одну сторону. Оные хоромы покрыты тесом".  Напротив нового дома был разбит сад размером 190 на 150 саженей с перспективными дорогами, обсаженными кленом, липой и штамбовым деревом с двумя партерами. Начата постройка садовой ограды. Тогда же началось и строительство оранжерей на берегу Москвы-реки.

 

Скульптуры на Верхней террасе перед дворцом                                                                               

Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 г. Усадьба, наряду с прочими владениями, была конфискована в казну. Но уже в 1742 г. имущество отца и старшего брата Сергея возвращено действительному тайному советнику, сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697-1768). Его сыну Николаю суждено было продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля. 

Князь Николай Алексеевич Голицын (1751-1809) рос в Москве и воспитывался как многие дети русского дворянства XVIII в. В восьмилетнем возрасте родители, как это было принято, записали его в конный полк для сокращения фактического срока тогда еще обязательной дворянской службы. Мать его умерла, когда князю исполнилось 11 лет, отец постарался дать ему хорошее образование. Благодаря энергичным хлопотам петербургского родственника, вице-канцлера А.М. Голицына, молодой князь был отправлен в сентябре 1766 г. в Стокгольм, в пансион некоего господине Мурье. Со своим отцом ему не суждено было больше увидеться. Алексей Дмитриевич скончался вскоре после отъезда сына. Николай Алексеевич прожил в Швеции до августа 1767 г., а затем уехал в Страсбургский университет для продолжения учебы, позднее совершил продолжавшееся более трех лет путешествие по Европе: был в Швейцарии, Италии, во Франции, Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии... Затем выполнял различные дипломатические поручения императрицы Екатерины II, в 1783-86 гг. являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, состоял при Малом дворе Вел. Князя Павла Петровича, стал сенатором, тайным советником, кавалером орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. Именно при нем началось строительство великолепного архитектурного ансамбля в усадьбе. В августе 1783 г. князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который летом следующего года построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

 

Храм-усыпальница («Колоннада»)                                                                                   

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. В центре главного и боковых фасадов четыре римско-ионические колонны образуют портики. Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям. Такие же парные колонны поддерживаютбалконы верхнего этажа боковых фасадов. Шесть ложных колонн на южном фасаде украшают двери выступающей полуротонды. И, наконец, восемь пар римско-коринфских колонн обрамляют появившийся позднее бельведер. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека. Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка. Сохранившиеся в архиве Голицыных чертежи донесли до нас имя автора проекта двух террас перед южным фасадом дворца - Джакомо Тромбара. На краю обрыва над Москвой-рекой были симметрично поставлены две оранжереи. Рядом с восточным оранжерейным павильоном были возведены "Римские ворота" - дань модному тогда увлечению античными руинами. В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название "Каприз", который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. С севера к нему прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки с центральным кирпичным павильоном.

В 1798 г. князь Н.А. Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. Чтобы поправить свои дела, князь частично продал свои вотчины в различных губерниях. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова (1750/51 – 1831). Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения – 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Род Юсуповых ведет свое происхождение от современника Иоанна Грозного ногайского хана Юсуфа. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием. Сын Димитрия князь Григорий Юсупов верой и правдой служил Петру I, получил звание маршала, был награжден орденом Св. Александра Невского. Его старший сын Борис получил образование во Франции – в гвардейском училище в Тулоне, являлся главным директором Ладожского канала, позднее стал действительным статским советником, камергером, президентом Коммерц-коллегии, сенатором. Как это было принято, его сына Николая с младенчества записали в гвардию. В 21 год он вышел в отставку и в 1772 г. отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился со многими выдающимися художниками, поэтами, философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом… В 1782 г. по поручению императрицы Екатерины II князь Н.Б. Юсупов, слывший «прекрасным рассказчиком и знатоком изящных искусств», сопровождал чету наследников российского престола Павла Петровича и Марию Федоровну во время их путешествия по Европе. По возвращении на родину в 1783 г. Николай Борисович Юсупов начал выполнять дипломатические поручения императрицы в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В 1784 г. он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа. Затем князь совершил поездку в Венецию, где ему пришлось бороться против политических интриг Англии и Австрии, направленных против Российского государства. После этих событий Екатерина II в 1788 году произвела князя Юсупова в тайные советники и назначила его сенатором. В 1789 г. в ведение князя Н.Б. Юсупова была передана Императорская шпалерная мастерская, с 1791г. по 1799 г. Николай Борисович Юсупов возглавлял дирекцию Императорских театров. К числу его заслуг на этом поприще относилась организация правильного внутреннего устройства театральных помещений (по его инициативе происходила нумерация театральных мест в зале), установление контроля над театральными сборами и издержками при постановке пьес. Одновременно с этой деятельностью он стал президентом Мануфактур-коллегии и членом Вольного Экономического Общества. С 1792 г. князь управлял также Императорскими стеклянным и фарфоровым заводами. С 1794 г. он стал почетным членом Российской Академии Художеств. В 1796 г., будучи директором Эрмитажа, князь по поручению царского двора заказывал картины, покупал скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, которое начал формировать еще в годы учебы за границей. В 1797 г. князь Н.Б. Юсупов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В его ведение были также переданы «спектакли и музыка при Дворе». Ко всем этим обязанностям в 1800 г. добавляется также и пост Министра Департамента Уделов. А в 1814 г. князю было поручено руководить Экспедицией Кремлевского строения и Оружейной палатой по восстановлению разрушенных войсками Наполеона зданий Московского Кремля. Из прожитых им восьмидесяти лет князь Николай Борисович Юсупов пятьдесят лет состоял на государственной службе. За «беспорочное служение Отечеству» он был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия – эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.

Земельные владения князя располагались в пятнадцати губерниях России. Кроме того, в приданое за супругой, Т.В. Потемкиной (урожд. Энгельгардт), он получил имения в пяти губерниях, да «благоприобретений» у него было в трех губерниях. Население этих имений к концу его жизни превышало 31 тыс. душ «мужеска пола» (только в Московской губернии 1400 душ).
К началу 1805 г. князь Н.Б. Юсупов отошел от государственных дел и решил обосноваться в Москве. Он занялся предпринимательством, увеличивая число своих текстильных мануфактур, географией и экономикой южных районов России и Малороссии. Но он хотел еще иметь и свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром.. 6 октября 1810 г. была составлена купчая на приобретение Архангельского. Основной принцип организации имения князьподытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом. Князь привез его из своего имения под Полтавой и отдал в обучение архитектуре немцу Кестнеру. До 1811г. его учителем был также архитектор М.М. Маслов. В.Я.Стрижакову вместе с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским, живописцами М. Полтевым, Е. Шебаниным, Ф. Сотниковыми И. Колесниковым пришлось делать ремонт в усадьбе после 1812 г.. Было перестроено несколько залов дворца, создан переход над колоннадами из Большого дома в библиотеку, а также сооружена в 1817 г. въездная арка Парадного двора. В ее оформлении нашли отражение мотивы, характерные для триумфальных сооружений в честь победы в войне над Наполеоном. В усадьбе работали известные московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников, Е. Тюрин, под руководством которого и при участии итальянских мастеров шло восстановление дворца после пожара, случившегося зимой 1820 г. В результате проведенных работ Большой дом приобрел иной, «ампирный», облик. В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма: небольшой южный придел Иоанна Крестителя разобрали, перенесли к востоку и достроили до размеров северного, а с западной стороны пристроили галерею. Позднее маслом по штукатурке были выполнены росписи.

 
В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов, известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй» Кановы). Но началась война с Наполеоном и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы Жуков, О. Бове, Е. Тюрин; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».
Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время её посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский.
Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.
В 1901 году архитектором П. В. Харко был проведён ремонт и реставрация отдельных помещений главного усадебного дома. В 1910 году художник И. И. Нивинский провёл реставрацию росписей и гризайлей главного дома[4]. В 1913—1914 годах реставрационные работы во дворце проводились И. И. Нивинским и архитектором Р. И. Клейном.
После революции усадьба была реквизирована, в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей. Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки.
С 1945 года по середину 1990-х годов на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА, в частности, футбольной и хоккейной команд.
 

                                                  Джаз-фестиваль в усадьбе Архангельское                                               
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Большой дворец (1784—1820-е)
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916, архитектор Р. И. Клейн, при участии А. Д. Чичагова, Г. Б. Бархина[5]; интерьеры отделаны художником И. И. Нивинским)
Храм Архангела Михаила (1660-е)
Святые ворота (1824)
Глинобитная ограда (1826)
Кладовая над оврагом (конец XVIII века, перестроена О. И. Бове 1816, в 2006 году конференц-зал кладовой был оснащен презентационным оборудованием[значимость факта?])
Конторский флигель (конец XVIII века, перестроен в 1822—1823 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
Малый дворец «Каприз» (конец XVIII века, перестроен в 1817—1818 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
Чайный домик (после пожара 1820 года; до того, с конца XVIII века — библиотека)
Театр Гонзага (1817—1818, архитекторы Е. Д. Тюрин, В. Я. Стрижаков и С. П. Мельников по проекту О. И. Бове)
Храм-памятник Екатерине II (по модели М. И. Козловского, Москва, 1819)
Розовый фонтан (1850-е гг.)
Памятник А. С. Пушкину (мастерская Кутырина, Москва, 1903)
Имперская колонна в честь посещения усадьбы российским императором Александром I (1816).
  


КОЛЛЕКЦИИ УСАДЬБЫ
Коллекции
Музей-усадьба «Архангельское», замечательный памятник русской художественной культуры конца XVIII — начала ХХв. в., широко известен величественной красотой дворцово-паркового ансамбля и великолепием разнообразных коллекций: живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, а также коллекцией редких книг.

Уже в 1820-е годы Архангельское был известным и притягательным центром светской жизни, центром искусств, который посещали не только российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты, но и более широкая публика. Не случайно усадьба Юсупова была введена в разряд достопримечательностей Москвы. Ж. де Лаво в «Описании Москвы», которое выдержало два издания 1824 и 1835 г., писал, что Архангельское — «великолепная деревня», которая «собрала всё, что может придать очарования досугам вельможи».

Здесь всё чудесно: «и дворец, стоящий на плато, и регулярный сад, к которому прилегают оранжереи. Великолепные аллеи, прекрасный зелёный ковёр партера и множество куртин придают этому саду величественный вид, приличествующий царственному дому». Автор статьи отмечал, «насколько Архангельское богато местными природными красотами, настолько же оно замечательно выбором произведений искусства, которые содержит». Став музеем, усадьба сумела сохранить многие свои сокровища.

Сегодня собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов. Это высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства русских, европейских, восточных мастеров XVII — первой половины XIX вв., редкие книги на иностранных и русском языке, рукописи, старинные фотографии и документы.

Наиболее крупная по объему коллекция редких книг. Она составляет 16 000 томов и являет собой уникальный образец усадебной библиотеки начала XIX в.

Несколько тысяч насчитывает собрание декоративно-прикладного искусства, включающее уникальные предметы русского и западноевропейского происхождения: бронзы, мебель, фарфор, стекло, текстиль. Оно является основой обстановочного комплекса интерьеров ампирного дворца.

 


  
Значительно собрание изобразительного искусства.

Коллекция живописи включает полотна западноевропейских и русских художников XVII — XIX вв. — более 400 экспонатов. Воображение гостей усадьбы всегда поражали представленные здесь произведения выдающихся живописцев Д. Б. Тьеполо, А. Ван Дейка, Ф. Буше, Ю. Робера, П. А. Ротари.

Коллекция графики насчитывает почти 3000 листов. Мраморные изваяния, брозовая пластика, изделия из резного камня составляют коллекцию cкульптуры музея. Набор произведений весьма типичен для императорских и крупных дворянских собраний России XVIII-XIX вв.
  

Усадьба в наши дни
В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на её территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзага и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе.
Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзага. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзага с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».
В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».
Неподалёку от усадьбы расположен Музей техники Вадима Задорожного. В 2005 году было объявлено о строительстве вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» — автономного городского поселения Рублёво-Архангельское, рассчитанного на 30 000 жителей, имеющих высокий и сверхвысокий достаток.
   
  
ПАРК УСАДЬБЫ АРХАНГЕЛЬСКОЕ
Создание дворцово-паркового ансамбля Архангельского относится к восьмидесятым годам XVIII в. – времени расцвета усадебного строительства в Подмосковье. Архангельское, расположенное на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах северо-западнее столицы, занимает исключительное место среди подмосковных усадеб. Здесь садово-парковое искусство сочетается с превосходной архитектурой и великолепным декоративным оформлением внутренних помещений. Усадьба дает верное представление о роскошных римских виллах и французских замках с их террасами, зелеными лужайками, стрижеными аллеями, многочисленными мраморными статуями.
Под влиянием «новомодных» петербургских садов начала XVIII в.: Летнего, Стрельны, петергофского Верхнего сада и Ораниенбаума,- в Архангельском начал формироваться парк. У Д.М. Голицына был и другой близкий пример для его устроения – сад в подмосковной усадьбе графа Якова Брюса в Глинках. По площади 6 га (равный Летнему) сад в Архангельском имел боскеты, обсаженные точно по образцу петергофского Верхнего, а сорта кустарников и деревьев почти полностью совпадали. И хотя с 1770-х гг. русское садово-парковое искусство отошло от традиций «французского сада», парк в Архангельском не был переделан в угоду новой моде в духе английских пейзажных парков. Наоборот, он превращался при Н.А. Голицыне в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами, строгой сеткой аллей и деревьями, стриженными в манере создателя Версаля Андре Ленотра. Позднее окружением партера стали густые рощи с романтическими названиями «Князьборисова», «Аполлонова», «Магометова», «Малиновая»… 
Планировка парка оказалась открытой, перспектива не замыкалась никакими постройками. Его регулярную часть составляли две террасы, выполненные по проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер с прилегающими к нему боскетами. Современный вид террасы приобрели в 1829 г. после реконструкции, осуществленной архитектором В.Г. Дрегаловым.

Верхняя терраса своими размерами и композицией напоминает парадный двор и точно соответствует ширине фасада дворца. Здесь еще острее ощущается тонкий синтез архитектуры и природы: вместо белой линии колоннад по оси от дома тянутся двухсотлетние лиственницы. На их фоне четко выделяются классически строгие силуэты мраморных герм. Партер Верхней террасы делится центральной дорожкой на два симметричных прямоугольника. В восточной части помещена скульптурная группа «Геркулес и Антей» – произведение удивительно напряженное и выразительное. И хотя это изваяние – дело рук мастера XVIII века, замысел его восходит к Микеланджело. В западной части - скульптурная группа "Менелай с телом Патрокла" (копия с античного оригинала). Граница Верхней террасы очерчена балюстрадой с вазами. В центре ее – небольшая лестница, ведущая ко второй террасе.

При взгляде с Верхней террасы особенно ясно прочитывается композиция садово-паркового ансамбля: симметричное расположение газонов и аллей, удивительная гармония архитектурных объемов. Композиционным центром Нижней террасы является фонтан «Амуры с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло. Высокая подпорная стена Нижней террасы украшена ажурной балюстрадой с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев – Демокрита, Цезаря, Августа, Нерона… 
С Нижней террасы двухмаршевая лестница спускается к партеру, образуя грот с парными гермами у входа. По сторонам террасу окаймляют набольшие руинные арки.

Цветники в парке занимали незначительное место. Соответственно стилю – величественно и просто – они обрамляли гладкие плоскости зеленых партеров, образуя яркую кайму великолепных ковров живой архитектуры.

Западная часть парка богата архитектурными памятниками. Среди них - павильон «Каприз» и небольшое здание «Чайный домик» (часть бывшей библиотеки), составлявшие когда-то своеобразный ансамбль в духе излюбленных в XVIII в. «эрмитажей». 
В «Капризе», частично переделанном в 1819 г. архитектором Е.Д. Тюриным и артелью мастеров во главе с крестьянином Владимирской губернии Наумом Митрофановым, располагались гостиная, бильярдная, девичья и кухня. Несмотря на это, интерьеры залов первого и второго этажей носили дворцовый характер: их украшали картины, скульптура, зеркала и китайский фарфор. В бильярдной было размещено около 30 женских «головок» кисти известного итальянского художника XVIII в. Пьетро Ротари. Всего здесь хранилось около 70 полотен западноевропейских мастеров. 
Торцом вплотную к «Капризу» примыкала «деревянная общекатуренная» «Библиотека». Архитектор Ф.И. Петонди (?) создал изысканный павильон с ротондой в центре, украшенной лепным потолком и колоннами. Два зала располагались в боковых крыльях строения. Высокие окна, лепные медальоны на стенах залов делали павильон изящным и легким. В 1829 г. крылья сооружения сгорели, книги перенесли на второй этаж Большого дома, а сохранившаяся часть павильона обрела новое название – «Чайный домик»: летом сквозные двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха. Садик между «Капризом» и «Библиотекой», отделялся от основного парка железной решеткой с каменными столбами и мраморными вазами. Его декоративное оформление составляли цветочный партер со стриженым кустарником и скульптура. Многочисленные переделки не сохранили до наших дней былого облика этого очаровательного маленького ансамбля.

 
Павильон «Чайный домик»
Расположенный к югу от «Каприза» боскет служил открытым манежем и был обнесен деревянным трельяжем с увитыми зеленью беседками по углам.

Еще в 1782 г., находясь в Стокгольме, князь Н.А. Голицын увидел модель гидравлической машины. Позже из России он прислал шведскому инженеру Ф.Е. Норбергу описание места на Москве-реке, где князь предполагал установить такую же. Вскоре была изготовлена модель. Летом 1783 г. Ф.Е. Норберг прибыл в Архангельское. В 1785 г. машина была построена, тогда же создали и систему подачи воды: она поступала в парк с помощью колеса, вращавшегося течением реки. В 1815 г. при князе Н.Б. Юсупове у Горятинского пруда была построена водовзводная башня и «амбар» для паровой машины. Старые деревянные трубы в парке заменены чугунными.   

Под влиянием парка в Павловске создавались также большие участки пейзажного парка усадьбы.К западу от дворца появились новые рощи: Аполлонова (в центре ее, на пересечении расходившихся звездой аллей, стоял мраморный Аполлон – отсюда и название рощи), Горятинская, Князьборисова, а перед дворцом – Быкова, Прусская и другие. 
 
Руинная беседка-бельведер
близ старицы Москвы-реки
В 1812 -1813 гг. реконструировали старую лавровую и «ранжевую» оранжереи над Москвой-рекой. По сторонам от них на склоне приречного холма в 1829-30 гг. архитектор В.Г. Дрегалов выстроил две беседки – «миловиды» (до наших дней они не сохранились, можно видеть только арочный мостик, проложенный к вновь созданной в 1976 г. частично из прежних элементов беседке).

В1827 г. между парком и селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад. В усадьбе росли также каштаны, акации, ели, липы, черемухи, высаживался итальянский тополь. Одних цветов насчитывалось более 240 видов. В пейзажную часть парка входили и живописные Горятинские и Воронковские пруды. Из отчетов управляющего имением известно, что для выращивания в них «отправлено рыбы живой: стерлядей 295, осетров 5, всего 300 шт.». Следовало также распоряжение купить «для кормления в Горятинском пруду по звонку рыбы колокольчиков валдайских в 3 фунта на 6 рублей». В Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь - Дианы, Артемиды, Геры, Цереры…. Животные охранялись «ньюфаундлендской собакой».

                                                                          Мост влюблённых                                                           

Борьба за территорию
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 388 «О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы „Архангельское“ в Московской области» территория в пределах охранных зон усадьбы передавалась в совместное использование музея-усадьбы «Архангельское» и Центрального военного клинического санатория «Архангельское».
Однако, до выхода постановления правительства Московской области «Об утверждении границ территории и зон охраны усадьбы „Архангельское“ Красногорского района» в 2001 году режимы охранных зон были подкорректированы так, что исторические рощи Архангельская, Захарковская, Воронцовская, где запрещалось строительство превратились в «зону регулируемой застройки». Причём из общей площади охранной зоны — около 800 га — федеральная собственность была оформлена только на 62 га; остальная территория стала сдаваться в аренду, в частности, Аполлоновая и Горятинская рощи (в 2004 году они были сданы в аренду для «культурно-оздоровительных целей», а через 4 года состоялось переоформление: рекреация с правом застройки). Росохранкультура и музей-усадьба подали иск о признании договоров недействительными.
16 августа 2011 г. Министерство обороны РФ объявило о проведении аукциона о продаже участка земли, 12 га которой входят в охранную зону усадьбы, а 0,8 га находятся на территории усадьбы. Иск музея-усадьбы об отмене аукциона находится в стадии рассмотрения. 10 февраля Арбитражный суд Москвы признал недействительным приказ министра обороны Анатолия Сердюкова от 21 июня 2011 года о выставлении на торги участка чуть более 20 гектаров в охранных границах музея-усадьбы «Архангельское».
25 марта 2013 года заместитель председателя Московского областного отделения ВООПиК Евгений Соседов на встрече с Путиным пожаловался ему:
«    Действительно, за неё [Архангельское] уже более 10 лет ведётся борьба различными общественными организациями и дирекцией музея. Но тем не менее наша деятельность начинает всё больше и больше напоминать какой-то бесконечный сериал, когда мы выигрываем суды, но тем не менее продолжается строительство. Буквально в субботу активисты были вынуждены пикетировать против очередной незаконной вырубки, которая уже была признана незаконной. В настоящее время продолжается лоббирование сокращения охранных зон буквально в десять раз. Почему-то этим занимается один из богатейших людей России – Виктор Вексельберг. И это не секрет, что его структуры владеют земельными участками в Архангельском. Мы просто не понимаем, почему мы вынуждены доказывать какие-то очевидные вещи, что нельзя строить посёлок рядом с театром Гонзага, что нельзя осваивать Лохин остров, эти панорамы знаменитые.    »
В ответ на это ГК "Ренова" выпустила пресс-релиз, в котором заявила:
«    Еще в середине 2000-х годов структуры Группы разработали проект обустройства вблизи «Архангельского» паркового комплекса и рекреационной зоны, предназначенных для отдыха москвичей и жителей области. Однако до сих пор ни областное, ни федеральное министерства культуры так и не согласовали проект. При этом, все судебные инстанции к настоящему времени подтвердили законность позиции ГК «Ренова».    »
А 27 марта 2013 г. Вексельберг назвал сообщённые Евгением Соседовым сведения недостоверными]:
«    "Информация, донесенная молодым человеком, не помню его фамилию, абсолютно не соответствует действительности", - сказал Вексельберг журналистам в среду. Относительно разговора с президентом Вексельберг сообщил, что разговор состоялся и в субботу в министерстве культуры будет совещание. "Надеюсь, все вопросы решим", - цитирует Вексельберг РИА Новости. 
  

                                                                Малый дворец                                                                       
Как проехать, где находится
Государственный музей-усадьба «Архангельское» расположен в живописном месте на северо-западе от Москвы – в Красногорском районе
 по Волоколамскому либо Новорижскому шоссе до поворота на Ильинское шоссе, далее - до музея-усадьбы "Архангельское"; 
  от ст. метро "Рижская", "Дмитровская", "Войковская", "Тушинская" эл./п до ст. Павшино, далее - м/т " 31 до ост. "Санаторий", м/т № 49 до ост. "Архангельское".
  от ст. метро "Тушинская" м/т № 151 до ост. "Санаторий", либо м/т 541, 549, авт. № 540,541,549 до ост. "Архангельское";
Координаты GPS:
55.787955, 37.284446
  
Адрес музея: 143420, Московская область, Красногорский р-н, пос. Архангельское. Схема проезда
 
Задорожный Вадим Николаевич 
Директор музея 
Тел./факс: +7 (498) 653-86-60, тел.:+7 (498) 653-84-56 
dir@arhangelskoe.su

Сницарь Алексей Анатольевич 
Первый заместитель директора 
snitsar.aa@arhangelskoe.su

Гринёва Людмила Владимировна. 
Заместитель директора по учёту и хранению, зав. фондовым отделом 
grineva.lv@arhangelskoe.su

Кирюшина Людмила Николаевна 
Заместитель директора по научной работе
kirushina.ln@arhangelskoe.su
  
РЕЖИМ РАБОТЫ
21 апреля - 31 октября:

Парк открыт ежедневно:

с понедельника по пятницу с 10.00 до 20.00 (кассы до 19.30)
в субботу, воскресенье и праздничный день с 10.00 до 21.00 (кассы до 20.30)
Экспозиции и выставки («Конторский флигель», «Колоннада», «Дворец», «Кладовая над оврагом») открыты:

со среды по пятницу с 10.00 до 17.00 (продажа билетов до 16.30)
в субботу, воскресенье и праздничный день с 10.00 до 18.00 (продажа билетов до 17.30)
Выходные дни:

понедельник-вторник
Санитарный день:

последняя среда месяца

01 ноября - 20 апреля:
 
Парк:

понедельник-пятница с 10.00 до 18.00 (кассы до 17.30)
суббота и воскресенье с 10.00 до 19.00 (кассы до 18.30)
Экспозиции и выставки

среда-пятница с 10.00 до 16.00 (кассы до 15.30)
суббота и воскресенье с 10.00 до 17.00 (кассы до 16.30)
Выходные дни (за исключением парка)

понедельник-вторник; последняя среда месяца - санитарный день

В дни проведения концертов залы "Колоннады" и дворца закрываются для посетителей за один час до начала мероприятий.

Выходные дни – понедельник, вторник.
 
Санитарный день - последняя среда месяца.

Доступ на экспозиции прекращается за 30 минут до закрытия. 
Коммерческая, профессиональнакя съемка на территории музея-усадьбы производится только при наличии письменного согласования с администрацией музея.

Прием заявок на экскурсии производится по будням с 9.00 до 16.00 по тел. +7 (495) 797-54-09 , а также по эл.почте: dir@arhangelskoe.su. Бронирование экскурсий за 2 недели до даты проведения экскурсии.

Для индивидуальных посетителей по субботам и воскресеньям (в летний сезон в 13.00 или 13.30, 14.00 или 14.30, 15.00 или 15.30 и 16.00) (в зимний сезон - в 13.00, 13.30,14.00 и 14.30) организуются экскурсии в составе сборных групп от 10 человек. 
Театр Гонзага работает только в режиме экскурсионного обслуживания. Сеанс для сборных групп - по субботам и воскресеньям в весенне-летний период (по 16 октября включиельно) в 14.00. в Группе до 90 человек.

Мероприятия, фестивали, концерты: справки по тел. (495) 797-54-09 .

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Безсонов С. Архангельское / Обложка художника П. Зубченкова. — М.: Московский рабочий, 1952. — 88 с. — (По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья). — 50 000 экз. (обл.)
http://www.arhangelskoe.su
Познанский В. В. Архангельское / Под общ. ред. С. М. Земцова; Фотографии выполнены А. А. Александровым. — М.: Искусство, 1966. — 88 с. — (Художественные сокровища дворцов-музеев).
Булавина Л. И., Рапопорт В. Л., Унанянц Н. Т. Архангельское: Краткий путеводитель. — Изд. 3-е, дополн. — М.: Московский рабочий, 1974. — 128 с. — (Музеи и выставки Москвы и Подмосковья). — 100 000 экз. (обл.)
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира). — 50 000 экз.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Попадейкин В. И., Струков В. В. Золотое кольцо / Фотографии Б. А. Мясоедова, В. И. Попадейкина, А. С. Потресова (†), Б. Л. Раскина, Ирины Стин, А. В. Фирсова; Художник Ю. Н. Маркаров.. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с. — 50 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.

ВложениеРазмер
510054512_xlarge (1).jpeg349.07 КБ
510054512_xlarge (1).jpg441.09 КБ
510054512_xlarge (1).png418.12 КБ
510054512_xlarge (2).jpg379.57 КБ
510054512_xlarge (3).jpg383.28 КБ
510054512_xlarge (4).jpg256.92 КБ
510054512_xlarge (5).jpg759.98 КБ
510054512_xlarge (6).jpg145.08 КБ
510054512_xlarge (7).jpg132.11 КБ
510054512_xlarge (8).jpg235.12 КБ
510054512_xlarge (9).jpg319.34 КБ
аватар: Кэп

исторические усадьбы России

с этой статьи начинаем цикл рассказов про исторические усадьбы России!

Самые известные и красивые!

Усадьбы поэтов, художников, писателей, композиторов, графов и других известных людей!

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru