Тархов холм

Тархов Холм – древнее святилище Сварога?!
На северо-западе нашего края, на границе Переславского и Углического района, в 4 км от деревни Микляево находится самая высокая точка Ярославской области  – Тархов холм. Располагается на Борисоглебской возвышенности. На старых картах встречается также как Торхов холм.

Высота над уровнем моря — 292,4 метра. 

 

 Памятники археологии Ярославской области - тут!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ И КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 
Говорят, что живут на это Холме отшельники и похоронен святой старец именем, которого назван Холм. Вообще это место, как и места ведущие к нему очень глухие, загадочные.
Сама деревня Тархов Холм практически заброшенная.                                                                                                    

Тархов холм

Из истории:
Местные легенды гласят(официальная версия, распространяемая РПЦ): в XIII веке на холме была ставка татарского хана, давшая название холму. Татарский хан – Тархан, позже превратившийся в Тархов. Согласно другой легенде, хан был захоронен на этом холме, и где-то под слоями земли до сих пор хранятся золотые украшения, головные уборы татарских воинов – по количеству войска хана. Увы, но этот миф вдохновил жителей окрестных деревень заняться самостоятельными раскопками – поиски золота были безуспешными, но сильно испортили исторический слой.
Первый этап появления человека на этом холме относится ко второму тысячелетию до нашей эры и связан с фатьяновской культурой. К сожалению, самого захоронения обнаружить не удалось: позже здесь была средневековая яма. Нам достались только два горшочка и шлифованный кремниевый топор, позволяющие отнести находки к эпохе бронзы.
Фатьяновская культура относится к бронзовому веку. Первое захоронение было найдено в Ярославской области, неподалеку от Данилова. Поселений до сих пор не найдено: по мнению ученых, представители фатьяновской культуры могли жить на болотистой местности, из-за чего их следов не сохранилось. Зато остались захоронения – родовые кладбища и могильники располагались на холмах и возвышенностях.
 
Совершенно удивительная находка – монета 80-х годов XV века. Предположительно ярославское или тверское пуло. Точное происхождение уникальной монеты определят в лаборатории – стилизованное изображение животного разглядеть можно, но прочитать надписи в полевых условиях практически невозможно. Как и понять – что за животное изображено на монете. Интерпретация различна – кто-то говорит, что это хищник из семейства кошачьих, кто-то – что это собака. Кроме слова «пуло», больше ничего не разобрать, да и то видно только опытному глазу археолога. С 2000 года известно только два экземпляра ярославского пула с изображением четвероногого животного и надписью «Пуло Ярославское». Датировка – примерно 1480-1490 гг. Тверские пула найдены еще не были.
Для справки: пуло — название русской медной монеты (от татарского «пуло»), чеканившейся в XV — начале XVI в. Стоимость ее была незначительной. 60 — 70 П. равнялись 1 денге. Чеканились П. лишь в больших городах — Москве, Новгороде, Пскове и др. На П. обозначалось место чеканки — «пуло московское» и т. д.
 
Также была обнаружена некая яма – возможно, это культовое сооружение. Здесь было четыре уровня – булыжные выкладки, уложенные четко по кругу. Под верхними тремя – специальный слой угля, причем видно, что его сюда приносили, а не жгли на месте. В центре каждой такой выкладки лежал специально сформированный кирпич из чистой глины, без примесей песка. Обжиг совсем слабый – когда их вынимали, два кирпича рассыпались в крошку. Но самое удивительное – что на «постели», широкой стороне кирпича, был оттиснут крест.
Над фатьяновским могильником, появившимся здесь в 1800-1300 годах до н.э., в XIV веке появляется новое поселение. Скорее всего, это был монастырь или монашеский скит. Воды поблизости нет – место достаточно возвышенное, так что основать большое поселение было проблематично. В XV-XVI веке у подножия холма были вырыты пруды, упоминание о которых есть в исторических источниках. Начинается более активная хозяйственная деятельность. В археологическом плане слой не очень богатый, находок немного. Но те, что есть, свидетельствуют: в последней четверти XV – начале XVII века здесь стоял монастырь, разрушенный, скорее всего, во времена польского нашествия. Позднее он возобновил свою деятельность (в конце XVII – начале XVIII века), о чем можно судить по найденным монеткам, и назывался Никольским. Позже Екатерина Вторая монастырь закрыла, осталась только памятная часовня и могилы монахов с надгробиями, тщательно сохранявшиеся вплоть до революции. В наши дни известны пока только два имени – иеромонахи Мина и Амфилохий, жившие на вершине холма, когда монастырь был еще действующим. После революции все было уничтожено, разорено. Массовый вандализм местных жителей окончательно стер с лица земли следы монастыря и часовни.
На холме жители окрестных сёл и деревень (иногда за 15—20 километров) собирались и устраивали гуляния, игры, отмечали праздники, связанные с народным календарём. Здесь проходили традиционные проводы зимы и встреча весны. Особенно красочно отмечался летний праздник цветов. Деревенская молодёжь в этот день жгла костры, прыгала через них, купалась в местном пруде, делала венки и букеты из произраставших тут же цветов и пускала их по воде ручья, вытекающего из-под холма. Люди постарше и страдающие хроническими недугами собирали в этот день лекарственные травы, которые, считалось, имеют особо целебную и чудодейственную силу.
 
Холм был неким "местом силы" — языческим капищем.
Тут, как говорят в народе, проходил оживлённый путь из Москвы на Углич и холм служил верным ориентиром путникам. Известно, что самая короткая дорога — прямая. И её «прямили». Передвигались пешком через деревню Пешково, от чего последняя и получила своё название. По преданию, направляясь в Углич, здесь останавливалась дочь Бориса Годунова Ксения, о чём указывает сохранившееся название села Никола-Царевна.
  

Тархов холм

Где находится. Как добраться:
156 км Ярославского шоссе, дер.Говырино, поворот на Рахманово/Дмитриевское, в с.Дмитриевское сразу за мостом поворот направо (указатель на Микляево), в 5 км — дер.Тархов Холм, сам холм — не доезжая деревни, пропустить сложно. 
Координаты GPS: N 57° 5.672', E 38° 35.736'
 
С вершины холма открывается отличный вид на живописные окрестности.
Холм имеет форму эллипса, максимальный диаметр основания которого составляет 520, минимальный — 280 метров, а максимальный диаметр вершины — 90 и минимальный — 46 метров.
Тархов холм, как и вся Борисоглебская возвышенность, на которой он находится, произошли, — так полагают учёные, — в результате работы древнего ледника, который нагромоздил толщу обломочного материала — морену. Холм состоит из песков, местами включающих валуны и гравий.
Северный склон холма зарос, в т.ч. дубами и орешником, лесная полоса производит впечатление искусственной посадки, а вот вершина — действительно плоская, овальной формы, деревьев нет. Место — глуше некуда, за деревней "шоссе" обрывается и далее километров на 20-30 глухие старые леса с завалами, оврагами и ручьями. В самой деревне жилых — 2 дома. Столько же и прудов. Забавно видеть провода к завалившимся на бок срубам, воры туда не доезжают. Карьер небольшой за деревней есть. Песок крупный, с мелким гравием, без глины.
Форма холма – с относительно ровными уступами – «плечами» — на подъеме к вершине напоминает в известной степени форму Ярилиной плеши (Александровой горы), частично исскуственное происхождение которой (городок так называемого дьяковского типа 8 века до н.э.) подтверждено археологическими раскопками.
Со стороны Микляево, особенно а период первого и последнего снега, отчетливо просматриваются насыпные слои грунта высотой 30-50 м. Расположение слоев, в которых перемешан песок с подзолистой почвой, явно свидетельствует о том, что современная вершина Тархова холма – дело рук человеческих. В качестве косвенного подтверждения исскуственного происхождения вершины холма следует обратить внимание на то, как называют наивысшую точку Ярославской области жители близлежащих деревень: Микляево, Нестерово и Тархов Холм – «Холмовая гора».
 
В обход официальной версии:
В названии прослеживается характерное для русского языка повторение типа «Видимо-невидимо» (очень много), исходя из этого топоним «Тархова гора» можно понять как «Гора на – Холме», т.е. гора (множество) земли, насыпанной на естественном холме. К тому же по утверждениям местных жителей гора несомненно искусственного происхождения.
А вот версия с татарами вызывает сомнения.
Вспомним, что представляла из себя описываемая часть Переславского края в начале 13 века. Непроходимые таежные леса с редкими поселениями мерян-охотников и еще более редкими деревнями на 1-3 хозяйствами славян-землепашцев, снимавших с местных земель скудные урожаи овса, ячменя, репы и гороха. Дорог в лесах практически не было, только звериные тропы да проселки, на которых более 2-х всадников, едущих рядом, не помещалось. В ту пору сколько-нибудь экономически значимые поселения находились возле торговых речных путей. Возле Холмовой горы рек вообще нет!
К тому же достоверно известно, что в феврале и марте 1238 года орда Батыя шла на Углич и Тверь не лесами, а реками – по Сити, Волге, Медведице. Так что вероятнее всего не было на Холмовой горе ни ставки татарского хана, ни татарской крепости. И происхождение названия «Тархов холм» следует искать не в Золотой орде.
Хотя определенная связь с татарами здесь имеется. Вспомним, как называли на Руси татарами всех, кто не принадлежал к православной Христовой вере – «погаными». За 300 лет татаро-монгольских бесчинств на Руси определения «Не христиане» и «поганые» стали синонимами слову «татары» и наоборот. Вот здесь и следует остановиться и вспомнить, что меряне, поклонявшиеся духам вод и лесов, и славянские землепашцы, чьи боги были олицетворением сил природы – тоже «поганые» с точки зрения христианских миссионеров в период установления христианства на Руси. Может именно с этой точки зрения следует рассматривать название самой высокой географической точки Ярославской области?
 
Итак, может ли быть Тархов холм «поганым местом», т.е. дохристианским святилищем? Об этом говорят следующие факты:
1. Табуированное отношение местных жителей к Холмовой горе. Житель деревни Тархов Холм Д.А.Ушаков не советовал нам ночевать на Холмовой горе, потому, что там «пугает». Встретивший нас в д.Микляево Н.И. Кирсанов, узнав, что мы ночевали на Холме, очень удивился и рассказал историю об учительницах, за которыми гнались светящиеся шары. Жительница д.Микляево З.А.Блинова рассказала нам о сложившейся традиции никогда не косить траву на Холмовой горе. Для этой цели приглашали горожан. «И всегда кто-нибудь поранится, то косой посекут, то еще как себя обидит, сучок там или камушек какой».
2. По глубокому убеждению местных жителей, вещи, найденные на вершине холма, представляют опасность для тех, кто принес их в дом.
3. Несмотря на предубеждение посещения Холмовой горы просто так, еще в конце 30-х годов 20 века существовали особые дни, когда на холме проходили массовые гуляния жителей близлежащих населенных пунктов. Из рассказа Д.А.Ушакова мы узнали, что на Масленицу на вершине холма складывали «башней» огромный костер и зажигали его первым в округе. «Сначала на Холмовой горе зажигался, а потом по всем холмам, один за другим», — подтверждала З.А.Блинова. «Холмовая-то выше всех, там главный костер на Масленицу был. А уж другие-то потом». На торжестве этом происходили традиционные масленичные игрища «между сел» с катанием на санях со склона холма, штурмом снежной крепости и снежными боями между микляевскими парнями и парнями из деревни Тархов холм. По воспоминаниям Д.А.Ушакова: «На Николу Вешнего» также происходило гуляние молодежи, непременным развлечением которого было катании на качелях. Итак, еще в первой половине 20-го века на холме проводятся традиционные гуляния молодежи с элементами дохристианских обрядовых игрищ.
4. В книге священника М.А.Миролюбова «Летопись села Загорье Ярославской губернии Угличского уезда с его храмами и приходами» (Углич, 1913 г.) про Тархов холм мы читаем: «Северная и западная сторона холма представляет собой форму усеченного конуса. Глядя на него можно подумать, что он не природой создан, а сделан искусственно, насыпан. С запада и, особенно с севера холм весьма крут и с последней стороны издавна устроен искусственный подъем. На вершине холма площадка, открытая со всех сторон.
5. Будучи самым высоким из окрестных холмов, Тархов холм первым встречает восход солнца. В округе еще лежат тревожные предрассветные тени, клубится седой туман оврагах, а на вершине Тархова холма уже переливается солнечный свет на листьях зверобоя. Если в этот момент смотреть на холм снизу со стороны д.Микляево с расстояния километр, то явственно можно увидеть золотистую дымку над вершиной холма.
6. Тарх есть сокращенное словообразование от Таргитая. С большой долей вероятности можно также говорить о том, что пары Таргитай-Колоксай, Сварог-Сварожич, Кузьма-Демьян восходят к одной мифологеме. То есть Таргитай – это Сварог.
И всё же почему холм Тархов? Обратимся в седую древность, когда народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой семье, говорили на едином праязыке санскрите. У кельтов в Ирландии есть священное место «древних королей», которое называется Тара. В России, в Омской области у д.Окунево есть речка Тара, рядом с которой расположены остатки древнего поселения и капища. 
Достаточно удаленные друг от друга географические точки и одно название ТАРА. ТАРА в переводе с санскрита означает СВЯЩЕННЫЙ. В древнерусском языке существовал закон открытого слога, речь была более певучей, за согласными следовали небольшие гласные звуки. По-древнерусски название следовало писать как ТАРЬХОВЬ, а произносить как ТАРАХОВ (сокращенная А) или, с учетом особенностей северного произношение, — как ТАРЕХОВ (сокращенное Е). Впоследствии, в силу процессов изменения языка, мы получили современное произношение и написание холма, в котором, однако, сохранился древний протоиндоевропейский корень ТАР-ТАРЬ – СВЯЩЕННЫЙ.
Следовательно, Тархов холм означает просто Священные холм.
 
Священный холм был еще до заселения данной территории славянами, которые, как известно по аналогии с историей Ярилиной плеши (Александровой горы), охотно использовали священные места народов и племен, живших в наших местах до их прихода. Благо верования людей в древности, тесно связанные образом жизни, с окружающей природой, различались лишь именами богов. Таким образом, история названия Тархова холма уходить вглубь веков. Не исключено, что началась она еще в эпоху раннего железа или в эпоху ранней бронзы, но окончательно выяснить это могут лишь археологические раскопки, которые откроют многие тайны Холмовой горы.
Вывод: Тархов холм – место древнего святилища Сварога.
 
И вот еще, в опровержение официальной версии о татаро-монголах, археологические новости: пока копали, следов татар не обнаружили!
Как относится к сему месту.
Тархов холм — удивительное творение природы Переславского края, где вместе с населяющей фауной и флорой образуется целый естественно-исторический комплекс. Природа тут привлекательна во все времена года. Она несёт людям здоровый отдых, прелесть утренней улыбки и волшебную красоту. Туристы и краеведы, которые посещают это примечательное место, проникаются всё большею любовью к древней земле своих предков, к своему родному краю. А нам, язычникам, необходимо почтительно и с должным уважением отнестись к данному месту силы! В перспективе сделать так, чтобы святилище Сварога вновь воссияло во всей красе и первозданной мощи!
   
 
Тархов холм

История и археология Тархова холма
 Инициатором официальных раскопок стал отец Дмитрий, священник старинного храма Димитрия Солунского. Тархов холм относится к его приходу – именно отец Дмитрий восстановил дореволюционную традицию проведения крестных ходов от села Дмитровского до Тархова холма, на вершине которого установлен памятный крест, освященный владыкой Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским.
– Еще в миру я искал информацию о Тарховом холме. Ранее на самой вершине стоял Никольский монастырь, в конце XVII – начале XVIII века. Позже Екатерина Вторая монастырь закрыла, осталась только памятная часовня и могилы монахов с надгробиями, тщательно сохранявшиеся вплоть до революции. В наши дни известны пока только два имени – иеромонахи Мина и Амфилохий, жившие на вершине холма, когда монастырь был еще действующим. После революции все было уничтожено, разорено. Массовый вандализм местных жителей окончательно стер с лица земли следы монастыря и часовни. Вершина холма – место уникальное, многие приходили с желанием найти исторические древности и основательно потрудились, уничтожая остатки зданий, – рассказывает отец Дмитрий по дороге на Тархов холм.
 6 километров по сельской дороге – и перед вами открывается чудесный вид. Снизу кажется, что вершина полностью заросла лесом – как же здесь мог стоять монастырь? Видны палатки археологов – помимо специалистов РАН, здесь работают ученики православных школ Ярославля и подмосковной Малаховки. Дорога наверх перегорожена.

– Тархов холм привлекает огромное количество людей, – поясняет отец Дмитрий. – Очень важно, чтобы не было постороннего вмешательства, не нарушалась чистота эксперимента. По ночам здесь работает сторож, но за всем уследить невозможно. Уже был случай – кто-то поднялся с другой стороны горы, украл несколько лопат, разбил ящики для находок. Непоправимого ущерба не нанесли, но дорогу мы перекрыли.
 
Поднимаемся по крутому склону холма. Вокруг лес, но вершина остается чистой – как будто все это время она ждала своего часа. Первое, что бросается в глаза, – сияющий крест, раззолоченный солнечными лучами. Именно на его месте и планируется строительство часовни. Сразу за ним – непосредственно место раскопок. Для неспециалиста – песок и ямы, расчерченные на квадраты метр на метр. Работают примерно 20 человек. На первый взгляд, работа совсем простая – бери лопату и копай. Оказалось, такими лопатами снимают только верхний слой дерна, а дальше – кропотливый поиск.
 
Горшочек – ровесник Вавилона
Главный специалист на раскопках – Константин Панченко, научный сотрудник института археологии РАН. В его руках – неброский глиняный горшочек. Кто может сказать, что обычная домашняя посуда – ровесница древнего Вавилона?
– Первый этап появления человека на этом холме относится ко второму тысячелетию до нашей эры и связан с фатьяновской культурой. К сожалению, самого захоронения обнаружить не удалось: позже здесь была средневековая яма. Нам достались только два горшочка и шлифованный кремниевый топор, позволяющие отнести находки к эпохе бронзы.
Над фатьяновским могильником, появившимся здесь в 1800-1300 годах до н.э., в XIV веке появляется новое поселение. Скорее всего, это был монастырь или монашеский скит. Воды поблизости нет – место достаточно возвышенное, так что основать большое поселение было проблематично. В XV-XVI веке у подножия холма были вырыты пруды, упоминание о которых есть в исторических источниках. Начинается более активная хозяйственная деятельность. В археологическом плане слой не очень богатый, находок немного. Но те, что есть, свидетельствуют: в последней четверти XV – начале XVII века здесь стоял монастырь, разрушенный, скорее всего, во времена польского нашествия. Позднее он возобновил свою деятельность, о чем можно судить по найденным монеткам.
В руках Константина Панченко – уникальные монеты. Полушка времен Петра I, монетка с изображением двуглавого орла и точной датой – 1734 год. Но совершенно удивительная находка – монета 80-х годов XV века. Предположительно ярославское или тверское пуло.
 
Точное происхождение уникальной монеты определят в лаборатории – стилизованное изображение животного разглядеть можно, но прочитать надписи в полевых условиях практически невозможно. Как и понять – что за животное изображено на монете. Интерпретация различна – кто-то говорит, что это хищник из семейства кошачьих, кто-то – что это собака. Кроме слова «пуло», больше ничего не разобрать, да и то видно только опытному глазу археолога.
 
На «постели» оттиснут крест
Последующие находки датируются уже XVII-XVIII веком. Странный ржавый обломок на поверку оказывается ножом, изогнутая полоска металла – серпом. Скорей всего, их сделали монахи, а сам монастырь был на самообеспечении – изделия достаточно грубые, кустарные. Точная датировка возможна только после металлографических анализов.
Кроме следов деятельности монастыря, археологи обнаружили и потери паломников прошедших веков: бронзовую пуговку, подковку с сапога, колечко, датируемое
XIX веком. Все находки сделаны на территории бывшей жилой постройки. От нее осталось только основание печи, позволившее точно определить местонахождение дома. Совсем рядом ребята зарывают глубокую яму – на следующий день раскопки будут официально завершены.
– Это яма с особым значением, – волнуется археолог. – Мы думаем, это культовое сооружение, но пока ничего подобного не встречали, хотя уже вели раскопки и непосредственно на территории монастырей. Смотрите, здесь было четыре уровня – булыжные выкладки, уложенные четко по кругу. Под верхними тремя – специальный слой угля, причем видно, что его сюда приносили, а не жгли на месте. В центре каждой такой выкладки лежал специально сформированный кирпич из чистой глины, без примесей песка. Обжиг совсем слабый – когда их вынимали, два кирпича рассыпались в крошку. Но самое удивительное – что на «постели», широкой стороне кирпича, был оттиснут крест.
 
Если бы местные жители не перекопали весь холм в поисках мифического золота, находок, а, возможно, и мест древних захоронений обнаружили бы больше.
– Пока копали, следов татар не обнаружили, – улыбаются девочки из Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова. – Может быть, в следующем году найдем.
Раскопки будут продолжены – кто знает, какие тайны скрывает Тархов холм? Мы уезжали, а вслед нам сиял памятный крест, бережно храня древние секреты.
 
Наталья Полуянова
Фатьяновская культура относится к бронзовому веку. Первое захоронение было найдено в Ярославской области, неподалеку от Данилова. Поселений до сих пор не найдено: по мнению ученых, представители фатьяновской культуры могли жить на болотистой местности, из-за чего их следов не сохранилось. Зато остались захоронения – родовые кладбища и могильники располагались на холмах и возвышенностях.
С 2000 года известно только два экземпляра ярославского пула с изображением четвероногого животного и надписью «Пуло Ярославское». Датировка – примерно 1480-1490 гг. Тверские пула найдены еще не были.
 
 

___________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Кравец А. М. Главенствующая высота: туристско-краеведческое путешествие на Тархов холм // Коммунар. — 1972. — 16 августа. — С. 3—4. 
 Кравец А. М. Тархов холм // Коммунар. — 1973. — 28 июля. 
Старинная карта МЕНДЕ окрестностей места ТАРХОВ ХОЛМ, 1857 год
 Полуянова Н. Тайна Тархова холма // Караван-РОС. — № 37. — 15 сентября 2009.
 Зиновьев П. Главная высота // Победа. — 1960. — 19 июля. — С. 4. — 
Кравец А. М. Главенствующая высота: туристско-краеведческое путешествие на Тархов холм // Коммунар. — 1972. — 16 августа. — С. 3—4. 
Археология Ярославля – Издание.
 Достопримечательности Ярославской области.

 

ВложениеРазмер
Тархов холм161.53 КБ
Тархов холм27.29 КБ
Тархов холм325.22 КБ

Комментарии

Тархов холм

Тархов холм - это обычный могильник, при раскопках там были найдены захоронения древних мерян, найдены орудия труда и предметы быта, остатки украшений, но нет указаний и доказательств, что это было древнее святилище.
Даже если там было святилище, то явно не славянское, а мерянское или азелинской культуры, древние слои указывают на инородные культуры, которые существовали в Ярославской области более тысячи лет назад.

Отправить комментарий