Тайны Янтарной комнаты

 Янтарная комната (первоначально: Янтарный кабинет, «Янтарная камора») — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. В отделке преимущественно использовался янтарь — кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф. Б. Растрелли, так как размеры изначального янтарного кабинета были гораздо меньше того помещения, где она была выставлена в России. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.

 

Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Мозаичные янтарные панно были установлены в нижнем зале в Людских палатах в Летнем саду.
  
В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год.

 

                                                    оригинал Янтарной комнаты                                                                                                                

Исчезновение Янтарной комнаты 
Во время Великой Отечественной войны дворец оказался на оккупированных территориях и «комната» была вывезена немецкими войсками.
В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте (это по официальной версии, ведь впоследствии немцы демонтировали панно всего за двое суток). Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. Захватив и ограбив Екатерининский дворец, немцы похитили и Янтарную комнату.
С 1942 года по весну 1944 года панно Янтарной комнаты были смонтированы в одном из залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал в Царскосельском дворце. Таким образом, с тех пор какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно. В августе 1944 года в результате массированного налёта английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом почти не пострадали, янтарные панно упаковали в ящики и сложили (по свидетельству очевидцев) в одном из залов замка. Ящики с панелями хранились там вплоть до начала штурма города советскими войсками. Замок был занят советской армией 9 апреля 1945 года, а 11 апреля (как было уточнено много лет спустя) начался неожиданный пожар.
 
Немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села и незаконно увёзший часть её на родину в качестве «сувенира» (это флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырёх, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II), передал его на временное хранение некоему нотариусу. Впоследствии[когда?] этот нотариус попытался эту мозаику продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, его самого судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. 
Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на неё городу Бремену, который и передал её музею-заповеднику «Царское Село». 29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и. о. президента РФ В. В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.
                                                       Тайны Янтарной комнаты 
Тайны Янтарной комнаты
Янтарная комната в первые два столетия своего существования не была столь знаменита, как в наши дни. Восьмым чудом света сокровище царскосельского Екатерининского дворца стало только после своего исчезновения. Уже более полувека идут поиски, уже петербургскими реставраторами создана новая Янтарная комната, а шедевр архитектора Шлютера так и не могут найти. Словно неведомая сила скрывает это чудо от глаз человеческих…

 
Немного истории
За необыкновенную красоту янтарь назвали солнечным камнем. Древние считали, что это лучи небесного светила застыли в холодной морской воде. На самом деле янтарь — затвердевшая тысячи лет назад смола деревьев.

Прусский король Фридрих Первый был большим ценителем янтарных изделий. Однако всевозможные шкатулки, статуэтки, шахматы, мундштуки, трости не то, чтобы наскучили ему, нет. Он просто к ним привык и захотел чего-то более грандиозного. На пожелание монарха откликнулся Андреас Шлютер. Он предложил создать кабинет с янтарными стенами. Королю мысль понравилась, и Шлютер вместе с мастером Готфридом Туссо принялся за работу. Подобная идея впервые в истории человечества воплощалась в жизнь. В течение нескольких лет многие умельцы трудились над произведением искусства, ранее не виданным. В 1709 году Янтарный кабинет был представлен королю.
 
Фридрих был в восторге. Правда, недолго. По ночам, а иногда и днем в кабинете стало происходить что-то немыслимое: на закрытых окнах колыхались занавески, сами собой гасли и вспыхивали свечи, пустое помещение наполнялось таинственным шепотом. В конце концов янтарные панели рухнули со всех четырех стен. Король испугался. Он приказал немедленно арестовать Туссо, обвинив его в государственной измене. Мастер больше не увидел солнечного света — умер в заточении. Шлютера выслали из страны. Он нашел пристанище в России, где и скончался в 1714 году от тифа. Янтарный кабинет разобрали, сложили в ящики и отнесли в подвал Королевского замка.
 
Вновь панели извлекли на свет божий при сыне Фридриха Первого — Фридрихе-Вильгельме. Кабинет быстренько собрали перед визитом «короля Петера».

Государь всея Руси был поражен красотой увиденного, и это не ускользнуло от зоркого глаза Вильгельма. Скупой король неожиданно дарит диковинку Петру Первому. Однако последний вскоре разочаровался в подарке «брата Вильгельма». Приехав в Петербург, Петр внимательно рассмотрел Янтарный кабинет. Он оказался недоделанным и не производил такого впечатления, как в прусском замке. Государь охладел к сокровищу.
 
Янтарную комнату довели до ума уже при дочери Петра — императрице Елизавете Петровне. Собрали панели в Зимнем дворце. Но, видимо, в нем также стали происходить некие странности, так как государыня вдруг вызвала в Петербург тринадцать монахов из Сестрорецкого монастыря. Трое суток иноки провели в посте и молитве. На четвертую ночь они вошли в Янтарную комнату.

Двенадцать чернецов окружили одного, стоявшего в центре на коленях и читавшего молитву об изгнании беса. После того как минутная стрелка совершала полный оборот, монахи менялись. Следующий становился в центр круга — и так двенадцать раз… Больше ничего сверхъестественного в пределах Янтарного кабинета не происходило.
 
                                                     Тайны Янтарной комнаты
Начало легенды

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох практически все советские государственные структуры. Музейщики не стали исключением. Инвентаризация в хранилищах была далеко не закончена, не существовало конкретного плана эвакуации ценностей. Тем не менее уже в начале июля первые ящики с произведениями искусства отправились из города Пушкина (бывшее Царское Село) в Ленинград. Всего вывезли 20 000 экспонатов. Пытались эвакуировать и Янтарную комнату, однако при демонтаже «солнечные камешки» стали сыпаться с деревянных стенок. С болью в сердце решили оставить комнату в Екатерининском дворце.
Стены заклеили тонкой бумагой, марлей, ватином и забили досками.

18 сентября 1941 года немецкие войска вошли в Пушкин. Первыми по залам почти не пострадавшего при штурме дворца расползлись рядовые солдаты передовых частей. Они быстро обнаружили сокровище и стали ножами отковыривать камень от стенок. Но вскоре прибыла специальная команда, которая сразу взяла Янтарную комнату под охрану. Дело в том, что в штабах армий группы «Север» имелся список ценностей, предназначенных для немедленного вывоза в Германию. Были перечислены 55 объектов с точным указанием их местоположения. Янтарная комната значилась в перечне как «удивительное произведение искусства, созданное немецкими мастерами». Адольф Гитлер непременно хотел видеть этот шедевр в своем родном городе — австрийском Линце. Там фюрер намеревался создать грандиозный музей немецких произведений искусства…

Но непостижимым образом Янтарная комната оказалась не в Линце и даже не в Берлине, а в Кенигсберге. Как гауляйтеру Пруссии Эриху Коху удалось провернуть столь дерзкую операцию и не пострадать за это — загадка. Но факт остается фактом: за 36 часов семь человек из строительного батальона демонтировали Янтарную комнату, и 14 октября 1941 года она была отправлена в Кенигсберг.
Увидев создание Шлютера и Туссо, директор кенигсбергского музея, доктор искусствоведения Альфред Роде пришел в ужас. Солдаты не церемонились, упаковывая панели в ящики. Однако Роде очень быстро удалось привести восьмое чудо света в более или менее нормальный вид. Уже 13 ноября 1941 года комната демонстрировалась в одном из помещений Королевского замка высшим чинам рейха. Затем реставрацию продолжили.
 
В феврале 1944 года в замке произошел пожар. Янтарная комната слегка пострадала. Альфред Роде немедленно упаковал ее в ящики и от греха подальше отправил в один из многочисленных подвалов Кенигсбергского замка. С тех пор «солнечный камень» не видел никто. 
Сначала Роде говорил, что комната сгорела во время массированных бомбежек американо-британской авиации в августе 1944 года. Потом утверждал, что пожар уничтожил комнату во время штурма города советскими войсками. И в том и в другом случае он лукавил. Во-первых, подвалы Королевского замка расположены глубоко под землей и имеют толстые стены: никакой огонь не мог проникнуть сквозь них. Во-вторых, пламя не в силах уничтожить полностью детали крепежа панелей. В-третьих, имеются документы, написанные рукой самого Роде. Например, 2 сентября 1944 года после бомбардировок союзников директор музея докладывал: «Янтарная комната, за исключением цокольных панелей, цела и невредима». Сотрудник ведомства по охране памятников Герхард Штраус свидетельствует о том же: «В замке я встретил своего коллегу доктора Роде. Я узнал от него, что Янтарная комната в подвале уцелела. Сейчас ее вынесли во двор, и доктор Роде раздумывал, куда ее перепрятать. Остановились на подвальном помещении в северной части замка». А после взятия Кенигсберга в показаниях советскому коменданту Альфред Роде говорил следующее: «В последнее время имущество Янтарной комнаты было упаковано в ящики и размещено в северном крыле Кенигсбергского замка, где сохранялось до 5 апреля 1945 года». О дальнейшей судьбе сокровища германский искусствовед умолчал.

Но ясно главное: комната уцелела. Была ли она вывезена из Кенигсберга или оставлена в городе — неизвестно. Существует огромное количество версий по поводу ее местонахождения.
                                                             Тайны Янтарной комнаты
 
Морская версия

Как ни странно, в конце войны соотношение сил на Балтийском море было не в пользу Советского Союза. Рейх воспользовался данным преимуществом. Порты Пиллау и Данциг работали со сверхполной нагрузкой. Свободное пространство на кораблях заполнялось тюками, коробками, железными и деревянными ящиками, в которых находилось все: от столового серебра до уникальных произведений искусства и секретных архивов.
С наступлением мира специальными отрядами проводились судоподъемные работы по всему Балтийскому побережью. За счет «выловленных» судов советский флот увеличился чуть ли не вдвое. Но что интригует — в отчетах совершенно отсутствуют сведения о характере грузов, поднятых вместе с кораблями. Также следует отметить, что суда, затонувшие на значительном расстоянии от берега, практически не обследовались. А в 1956 году судоподъемные работы вообще прекратили… Таким образом, мы не знаем, что было обнаружено в кораблях, вытащенных на берег, и что до сих пор лежит на дне моря.
При разработке морской версии мысли искателей Янтарной комнаты прежде всего направлены к гиганту германского флота — транспорту «Вильгельм Густлофф», который 30 января 1945 года был торпедирован экипажем подводной лодки «С-13» под командованием Александра Маринеско. Судно затонуло в 20 милях от берега. На современных навигационных картах Гданьского морского пароходства оно значится как «навигационное препятствие № 73».
«Вильгельм Густлофф» имел девять палуб, огромное количество кают, два театра, танцплощадку, бассейн, гимнастический зал, зимний сад — достаточно площадей, чтобы разместить награбленное. Но, судя по всему, Янтарной комнате места на судне не нашлось. В немецких архивах обнаружена вся документация по последнему рейсу «Вильгельма Густлоффа» — поименные списки, перечень грузов. Янтарная комната нигде не указана. Да и согласно свидетельству Альфреда Роде, последний раз ее видели 5 апреля 1945 года, то есть уже после гибели «Густлоффа». С другой стороны, этому утверждению не стоит доверять: вполне возможно, что Роде направил по ложному следу.
Сторонники версии вывоза комнаты на «Вильгельме Густлоффе» ссылаются на показания гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха. Действительно, он упомянул во время допроса название транспорта. Но здесь надо вспомнить любопытный факт, обнаруженный в архивах. 30 января 1945 года у одного из пирсов кенигсбергского порта стояло еще одно судно под названием «Вильгельм Густлофф». Ледокол отбуксировал этот пароход в Пиллау, откуда он ушел на Запад, и затем след его затерялся. Может, именно этот «Густлофф» имел в виду хитрый Эрих Кох? Может, именно это судно приняло на борт драгоценный груз, который в гитлеровской Германии оценивали в миллион марок? Увы, ни положительного, ни отрицательного ответа на поставленные вопросы нет.

Есть предположения, что Янтарную комнату переправили за океан или в укромный уголок Европы на подводной лодке. Однако погрузить и разместить восемнадцать крупных ящиков в столь ограниченном пространстве практически невозможно!
 
 
Подземная версия
В свое время в Калининграде (бывшем Кенигсберге) на месте немецкого универмага «Кепа» построили швейную фабрику. Однажды груженый самосвал с трудом разворачивался во дворе предприятия. Вдруг машина стала оседать задним колесом, которое в конце концов повисло над огромной ямой, образовавшейся в результате оседания грунта. Было ясно, что здесь, под землей, находится значительных размеров пустота. По российской беспечности данному обстоятельству не придали значения. Яму заделали и забыли о ней.
Таких подземелий в Калининграде великое множество. С рыцарских времен на глубине 10–15 метров в изобилии сохранились всевозможные переходы, залы… Подобные «подвалы» имеются во всех районах города. К тому же 700 лет спустя потомки ливонских рыцарей понастроили примерно такое же количество бункеров. До сих пор не найдены схемы ни старого города, ни подземных коммуникаций, созданных в период войны. А Янтарная комната может находиться в любом из калининградских подземелий. Но проникнуть под город почти невозможно. На этих самых пустотах возведены современные здания, в том числе — и на месте разрушенного Королевского замка. Правда, местный историк Сергей Трифонов полагает, что все подземелья старого города соединены между собой. Поэтому надо спуститься в одном доступном месте и пройти по всему лабиринту — мероприятие опасное и дорогое. К тому же нужно иметь план, на котором обозначена подземная дорога. А его нет!
В Европе различных средневековых подземелий, штолен, туннелей тоже хватает. К тому же во время войны специальные немецкие строительные бригады оборудовали бункеры, предназначенные для хранения произведений искусства. За этим следил сам Мартин Борман.
По сравнению с Германией, Чехию и Словакию довольно редко называют возможным убежищем Янтарной комнаты, хотя там достаточно мест, чтобы скрыть любое количество сокровищ. Возможно, тайник находится в одной из старых штолен. В частности, под «подозрением» находится старая штольня, идущая от городка Горни-Плане к Лисьей горе. Есть предположение, что вход в горную выработку находится за органом местной церкви.
 
Официальные власти социалистической Чехословакии всегда в самой категорической форме отвергали утверждения о нахождении сокрытых ценностей на территории страны. Однажды чешские поисковики заявили об имеющемся у них документе, в котором указано точное месторасположение Янтарной комнаты. Власти отказались обнародовать эти материалы. Вероятно, кто-то был не заинтересован в раскрытии тайны.

Может, этот интересный эпизод кое-что объяснит. В 1939 году лидеров Чешской коммунистической партии Владислава Копршиву и Густава Климента фашисты отправили в концлагерь Дахау. Через год лагерь посетили главный эсэсовец Гиммлер и вождь голландских фашистов Миссаэрт. Они долго беседовали о чем-то с вышеназванными узниками… 
После войны Копршива возглавил Земской национальный комитет Праги, а затем стал руководителем Министерства безопасности. Климент получил должность главы Министерства тяжелой промышленности.

Дахау называли лагерем смерти, тем не менее видным коммунистам Копршиве и Клименту удалось в нем выжить. В том же лагере сидели чехи Гоуска и Герольд, которые вместе с другими заключенными сопровождали какие-то ящики из Берлина в Шу- маву. Всех участников данной акции расстреляли, кроме Гоуска и Герольда! А после 1945 года они всплыли в качестве руководителей органов госбезопасности районного уровня.

Однажды Леониду Ильичу Брежневу доложили, что Янтарная комната находится на территории ГДР. Генеральный секретарь попросил проверить информацию. Спецслужбы Восточной Германии отрапортовали, что шедевр из царскосельского дворца находится в Австрии. Затем почему-то быстро изменили свою точку зрения и назвали Швейцарию…
 

                                                          Янтарная комната                                                                                      
Заморская версия
Более 30 лет немецкий исследователь Георг Штайн искал Янтарную комнату: изучал архивы, разрабатывал версии, встречался с людьми, которые хоть как-то могли приблизить его к разгадке тайны. 20 августа 1987 года Штайна нашли мертвым в баварском лесу. В полиции констатировали случай самоубийства и быстренько прикрыли дело. Однако факты говорят о другом: на теле обнаружены многочисленные раны, рядом с трупом лежали ножницы, скальпель, ножи — вероятно, Штайна пытали. Удивителен и способ самоубийства: чистокровный немец сделал себе японское харакири…

После гибели исследователя в его вещах обнаружили записку: «Я нашел новый след, я подошел к тайне почти вплотную». А незадолго до смерти он сказал знакомому священнику из Нижней Баварии: «Искать в Европе больше не имеет смысла, все давно в Америке». Путей в Америку для Янтарной комнаты имелось немало. Ящики с панелями могли быть вывезены в глубь Германии и спрятаны в соляной шахте Грасслебен, которая находится неподалеку от Хельмштета. Американцы очень интересовались этим объектом. Инспектор Крюгер сообщал в Главное управление надзора за безопасностью горных работ: «Никакая другая шахта так не интересовала американцев, как грасслебенская. Надземные сооружения были окружены танками, вход в шахту был запрещен даже руководству предприятия». Так что янки спокойно обследовали содержимое шахты, куда, спасая от бомбежек, свозились художественные ценности из берлинских музеев. Из рассекреченных документов стало известно, что из 6800 грасслебенских ящиков более половины было вскрыто и опустошено. Вероятно, в этом импровизированном хранилище находились также архивные документы, указывающие путь к другим тайникам, — в одном из них могла находиться Янтарная комната.

Еще побывали вездесущие американцы в Тюрингии, в рудниках Меркеса, где также располагались фонды музеев Берлина. Солдаты США переправили ценности в здание Германского имперского банка. И хотя охрана была усилена, по дороге загадочным образом бесследно исчезли три машины, груженные ящиками. На последних значилось: «Кенигсбергская гидротехническая служба», рядом находилась метка в виде красной точки. По ряду данных именно так обозначили ящики с янтарными панелями.

Между Арнштадтом и Ордруфом фашисты оборудовали тайник. В марте 1945 года туда свозилось огромное количество награбленных на Востоке произведений искусства. После оккупации Германии генерал Эйзенхауэр инспектировал данную территорию: посетил лагерь военнопленных и хранилище с музейными ценностями. Через несколько недель американцы передали этот район советской военной администрации, оставив подземелья совершенно пустыми! Имеются соответствующие кадры кинохроники…
Все эти и другие факты навели еще одного исследователя Пауля Энке на мысль о том, что Янтарная комната давно найдена. Если не сразу после войны, то в последующие годы. Затем ее просто продали за океан.

Следует отметить, что Пауль Энке тоже умер внезапно. 
Поговаривали об отравлении.

Не раз в печати метались молнии против Советского государства: дескать, оно устранилось от поиска Янтарной комнаты. Это не так. Поиск украденного произведения искусства начался еще в 1945 году в Кенигсберге. Затем была создана государственная комиссия, которая из-за отсутствия результатов официально прекратила свое существование в 1984 году. Однако компетентные органы продолжали заниматься поиском. 
Особенно оживилась работа в 90-х годах, когда вновь в прессе замелькали сообщения о подземельях с сокровищами. Тогдашний министр обороны Шапошников поручил заниматься Янтарной комнатой первому заместителю начальника ГРУ, генерал-полковнику Юрию Гусеву. С ним неоднократно встречался журналист Сергей Турченко. Разведчик всегда уходил от вопроса о местонахождении Янтарной комнаты, но во время последней встречи вдруг признался: «Допустим, я знаю, где находится Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни меня в живых не будет». Через несколько дней Гусев погиб в автомобильной катастрофе…
  

 

Великая тайна

Невероятно много легенд в Калининграде связано с Янтарной комнатой. Великая тайна ХХ века так и остается тайной номер один. И даже превосходный новодел, открытый в 70-х годах прошлого века в Пушкине, не нивелировал актуальность этой загадки.
— Доподлинно точно установлено, что в последний раз Янтарную комнату видели 3 апреля 1945 года. То есть за три дня до начала штурма города. Ее эвакуировали из Королевского замка, где она хранилась во время войны. Предположить, что комната была вывезена за пределы Восточной Пруссии, конечно, можно. Но связано такое предприятие было бы с большим риском. Наши подлодки уже доминировали на Балтике, а сухопутный путь был отрезан.


О том, что пропавшее сокровище следует искать в Янтарном крае, свидетельствует и еще один очевидный факт. В послевоенном Кёнигсберге остался главный хранитель комнаты — профессор Альфред Роде. Впрочем, ученый, якобы согласившийся сотрудничать с советской властью, так и не сказал, где следует искать опекаемый им объект, и вскоре умер при весьма необычных обстоятельствах.
Ежегодно тысячи добровольцев пытаются раскрыть главную загадку ХХ века. Комнату ищут на земле, под землей и под водой. Правда, специалисты утверждают, что, даже если шедевр найдется, вряд ли он будет в кондиционном виде. Со временем от перманентной влажности клей на панелях утратил свои свойства, а значит, старателям суждено найти только ящики с пересыпями солнечного камня.

 

ЗАГАДКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Подземелья польского замка

Польские археологи снова всполошили общественность, выдав новую версию о местонахождении пропавшей во время Второй Мировой войны Янтарной комнаты. По их мнению, ящики спрятаны в туннелях замка в городе Пасленк, что недалеко от Эльблонга. Как передает телеканал TVN24, рядом с замком проходили исследовательские работы, в ходе которых была обнаружена аномалия: георадары и томографы показывали пустоту между замком и костелом святого Бартоломея, расположенного неподалеку. Пустота – это не что иное, как подземный ход, ранее соединявший оба строения, о нем, кстати, уже сложено множество местных городских легенд.

Польские власти наметили раскопки подземного хода уже на лето 2017 года, и это в то время, когда десятки версий из Калининграда остаются только сотрясанием воздуха – поиск ценностей как будто не интересует российские власти. Об этом «Комсомолка» пообщалась с человеком, чья фамилия уже давно и прочно ассоциируется с поисками Янтарной комнаты – калининградским историком Сергеем Трифоновым. По мнению эксперта, который больше 10 лет посвятил попыткам выйти на след сокровищ, слух о предположительном тайнике в польском замкае - всего лишь трюк для привлечения туристов.

 
- Мы такие версии от поляков слышим довольно часто, так как наши соседи – мастера в развитии своей туристической отрасли, - говорит Трифонов. – Вероятно, они пошумят до лета, раскрутят свой город Пасленк, может, даже проведут вскрытие подвалов – но они там ничего не найдут. Зато вероятность того, что похищенные ценности находятся в бункере последнего коменданта Кёнигсберга Отто Ляша – очень высока. И это не моя выдумка. Уже прошло несколько исследований, которые указывают на то, что ящики под полом бункера есть, они находятся на пятиметровой глубине. Напомню, там находится бетонный куб, размеры которого 4 на 4 метра. Его уже удалось обследовать нескольким поисковым группам: есть снимки, на которых видны металлические ящики. Однако, разрешения на вскрытие бункера у моей команды до сих пор нет.

 

Янтарь в парафине

Есть мнение, что Янтарную комнату уже не стоит искать, так как по основной версии она сгорела во время бомбардировок Кёнигсберга. Если же ей и удалось вдруг уцелеть, то за десятилетия, которые она пролежала в земле, дубовые пластины с наклеенными на них янтарными фрагментами пришли в негодность.

- Это не так, - утверждает Трифонов. – Не нужно бояться за ценности, так как их упаковывали те люди, которые имели представление о том, как их нужно прятать. Суть заключается в том, что изделия были спрятаны непосредственно перед штурмом Кенигсберга, и перед этим тщательно законсервированы. Альфред Роде (немецкий искусствовед, принимавший активное участие в размещении в Кенигсберге вывезенных из Советского Союза культурных ценностей – Ред.) давал государственную гарантию того, что фрагменты будут сохранены во времени, более того, он относился к ней как к своей. Я уверен, что это бронзовые ящики с парафиновой укладкой, а также там явно должны были применяться специальные гранулы, собирающие влагу (силикогель был уже известен немцам).

Проблема версий, в которых исследователи ссылаются на Альфреда Роде, заключаются в том, что он, хотя и согласился сотрудничать с советскими властями (Роде отказался уехать из осажденного города, так как его привязанность к кенигсбергским художественным коллекциям оказалась сильнее инстинкта самосохранения), но фактически только запутывал поисковиков и водил их кругами. Еще большей тайной история Янтарной комнаты покрылась после гибели искусствоведа и его жены при невыясненных обстоятельствах зимой 1945 года.

 

Прятали не немцы, а НКВД

Самой экзотической за последнее время стала версия канадских журналистов. Правда, ее считают чересчур политизированной (вероятно, это связано с геополитической историей). По их мнению, нацисты только забрали в Санкт-Петербурге ценности, но они и не собирались их прятать.

- В конце декабря в Калининград действительно приезжала группа телевизионщиков из Канады, - рассказывает Трифонов, - которая привезла с собой дорогостоящее оборудование для обследования бункера Ляша. Результаты оказались ошеломляющими: по мнению экспертов, кладка в бункере была сделана сразу после войны. По их мнению, сокровища спрятали сотрудники НКВД, чтобы не отдавать их США за долги по Ленд-лизу. То есть, они вынесли ящики из Королевского замка и замуровали их там, где точно никто не будет искать – в самом центре города.

Сергей Трифонов, хотя и работал с канадцами и даже подписал с ними договор, однако, версии коллег из-за океана сам не доверяет, считая ее довольно радикальной. Кстати, в беседе с «Комсомолкой» калининградский исследователь отметил, что вскрытие бункера в нашем городе может быть сделано непосредственно перед ЧМ-2018, что привлечет к Калининграду внимание не только футбольных болельщиков, но и искателей сокровищ.

 

Версия с четырьмя ящиками

Есть в Калининграде и другие исследователи, занимающиеся пропавшей Янтарной комнатой. К примеру, Николай Шумилов из поисковой организации «Белый поиск» точно так же, как и Сергей Трифонов считает, что польская версия – всего лишь приманка для туристов.

- Поляки специально запланировали операцию по исследованию подземелий перед чемпионатом мира по футболу, чтобы перехватывать туристов, едущих в Калининградскую область, - считает Шумилов. – Конечно, польские версии о местонахождении Янтарной комнаты тоже имеют место быть, но наши соседи должны понимать, что самые рациональные версии связаны именно с сегодняшней Калининградской областью.

По мнению Шумилова, панели с янтарными пластинами были разделены на несколько частей, после чего погребены в разных местах Кёнигсберга.

- Первая часть была спрятана непосредственно в подвалах Королевского замка, - говорит Шумилов. – Вторая – на Штайндамме, под универмагом «Кепа», где сегодня находится магазин «Бенеттон». Третья часть была отвезена в район Понарт, а четвертая – в район ботанического замка. Причем, после войны выжили свидетели, которые видели, как перевозились ящики. Более того, один свидетель даже упаковывал их – это Пауль Зонненшайн.

Николай Шумилов с уверенностью говорит, что Зонненшайн указывал на первые три тайника, а о четвертом тайнике советским властям сообщила немка Ида Крюгер, имение которой находилось неподалеку от ботанического сада.

Все версии калининградских поисковиков натыкаются на одну стену – бюрократическую. По их словам, ни одно из крупных или средних хранилищ до сих пор не вскрыто только потому, что властям не хватает для этого воли. Правда, чиновников тоже можно понять: если окажется, что во вскрытом, к примеру, бункере Ляша, ящики с консервами, а не с янтарем и золотом, то отвечать придется им. А так у города есть миф, которым по-прежнему можно заманивать кладоискателей и любителей тайн.

 

Янтарная комната и две ее копии
1945 год, февраль – точным залпом с берега Вислинского залива батарея под командованием майора Грубо отправила под лед немецкий санный обоз. Взятый в плен возница рассказал майору, что везли на потопленных санях Янтарную комнату из русского дворца. В подтверждении своих слов пленный повел майора в замок, когда-то принадлежавший внуку Вильгельма II, и показал замурованную дверь. Раздолбив кладку, спустились в подвал в котором находились хрустальные люстры. Пленный уверял, что и Янтарная комната была здесь совсем недавно. Люстры попросту не смогли увезти в спешке, а ящики с янтарными панелями смогли. И вот оно как повернулось.
В скором времени майора Грубо ранили, а потом он и вовсе позабыл эту историю. Гораздо позднее он прочитал, что была до войны в Пушкине такая Янтарная комната, которая была вывезена немцами в Кенигсберг, а наши до сих пор ищут, Кенигсберг и Вислинский залив – это рядом. Отставной майор начал рассылать письма: «Я —человек, утопивший Янтарную комнату…» За «версию Грубо» ухватился Василий Захарченко, в те времена главный редактор журнала «Техника – молодежи». Организованная им советско-польская экспедиция исследовала Вислинский залив гидролокаторами. Ничего там не нашли. Вообще ничего. Дно залива было давным-давно пропахано тралами.
1945 год, 30 января — в районе Данцигского залива подлодка С 13 под командованием Александра Маринеско торпедировала суперлайнер «Вильгельм Густлов». Атака имела стратегический результат: в числе 5 000—6 000 немцев, утонувших вместе с «Густловым», были десятки экипажей, прошедших подготовку для новейших субмарин. Они так и не вышли со своих баз в Гамбурге и Киле обучать новые экипажи: у немцев не хватило времени.
«Густлов» считали очень надежным судном (кто же мог представит, что Маринеско выпустит ему сразу три торпеды в борт?). Он выходил из Данцига с сильным конвоем, и уходил навсегда: уже началось массовое бегство немцев из Прибалтики. Вне всякого сомнения, кроме военных грузов «Густлов» вывозил и ценности. Поляки – свидетели загрузки суперлайнера – припоминали о каких-то уж очень легких для своих габаритов ящиках: по весу не металл и не фарфор, а вот картины – вполне возможно. Или янтарные панели?
1956 год — водолазы из Польши обследовали «Густлов». И сразу же выяснили, что на лайнере кто-то уже побывал. В корпусе были отверстия с характерным следом от газового резака. Бронированный сейф в надстройке был вскрыт.
Уже в наше время эту загадку разъяснил (или запутал?) некий бывший подводник, один из тех, кто тонул на торпедированном «Густлове» (кораблям конвоя, тогда удалось спасти 998 человек). После войны униженные поражением немецкие субмаринеры искали дело, которое могло бы приподнять их в собственных глазах. И нашли: увести из-под носа у поляков и русских ценности с «Густлова». На утаенные от союзников средства НСДАП была построена уникальная для того времени подводная техника, и в 1950 году «Густлов» выпотрошили. Вот откуда появились следы газорезки, поразившие польских водолазов! Ценности которые подняли с лайнера, подводники передали другим партайгеноссе для реализации. Немец, рассказавший эту историю корреспонденту калининградской газеты «Понедельник ТВ», уверял, что среди них была и Янтарная комната. Упаковочные ящики оказались расколотыми, и фрагменты комнаты пришлось собирать землесосами. Такие подробности уже не спишешь на ошибки памяти. Они либо абсолютно достоверны, либо – абсолютное вранье.
Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох был, как видно, ужасным занудой. 1945 год, весна – бомбежки, бегство всеобщее, а он объявлял подчиненным выговоры в письменном виде да еще и требовал, чтобы бумажки непременно подшивались. Среди них и был найден выговор хранителю янтарной коллекции Кенигсберга Альфреду Роде за то, что на четвертое марта тот еще не успел эвакуировать свое хозяйство. Значит, четвертого марта Янтарная комната не лежала на дне Висленского залива. И на дне Гданьского – тогда еще Данцигского – залива она не лежала. Она была в Кенигсберге. А в апреле Кенигсберг взяли. Потом он стал советским Калининградом. Может быть, Янтарная комната и по сей день там?
В Кенигсберг Янтарную комнату вывезли в декабре 1941 года. Там, в королевском замке, ее и хранили до августа 1944 года, когда замок частично выгорел от бомбежки. По окончании войны Роде клятвенно уверял нашего профессора Брюсова, что Янтарная комната тогда же, в августе, и сгорела. Но есть свидетельства, что в январе 1945 года ящики с Янтарной комнатой (или их часть ) были целы! Опять же приказ Коха – если все сгорело, то за что выговор объявили? А Роде вскоре исчез из Кенигсберга. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Версий прибавлялось. Складывалось впечатление, что свидетели, по большей части немцы, сознательно уводили поиск от Кенигсберга.
Внести ясность смог бы Эрих Кох, содержащийся в заключении у поляков. Журналист-известинец Юрий Пономаренко через посредников обратился к бывшему гауляйтеру. Тот дал понять, что готов к разговору о Янтарной комнате, и потребовал довоенный план Кенигсберга. План ему был передан. А разговор не состоялся. Представитель польской стороны сообщил, что заключенный стал чувствовать себя неудовлетворительно. Сенсационная статья появилась в редакции журнала «Чудеса и приключения». Якобы в 1939 году, когда заключался пакт Молотова—Риббентропа, Сталин вызвал Алексея Толстого: вы, дескать, понимаете в культуре, так скажите, что советский народ может подарить немецкому народу – своему брату навек со следующей недели? «Янтарную комнату», – будто бы ответил автор «Хлеба». Очень будет символично: Фридрих-Вильгельм I в свое время то ли подарил, то ли продал Петру I янтарный кабинет, потом Растрелли уже в Царском Селе, то есть по-нынешнему в Пушкине, 15 лет доводил этот кабинет до ума, и получилась Янтарная комната. И мы ее – обратно немцам!
Сталин, конечно, поругал Толстого за расточительность, но в общем идея показалась ему хорошей. С одной поправкой: подарить немцам надо копию Янтарной комнаты. И этих копий заказали реставратору Барановскому сразу две. К началу войны получилось целых три Янтарные комнаты!
Одна была эвакуирована в Москву.
Одну спрятали в подвалах Екатерининского дворца.
Одна – причем не оригинал – точно досталась немцам, которые и вывезли ее в Кенигсберг.
А Барановский, его сотрудники и ученики начали пропадать или умирать при самых таинственных обстоятельствах. Сталин не желал оставлять свидетелей. Потому что «московскую» – настоящую! – Янтарную комнату он-таки уступил по-дружески. Но не Гитлеру.
1941 год, осень — с Тушинского аэродрома поднялся в воздух американский транспортник «Дуглас» и взял курс на восток. На Дальний Восток. А оттуда – на Аляску. «Дуглас» вез подлинную Янтарную комнату для Арманда Хаммера, большого друга СССР.
Еще в годы, когда официальный Запад не хотел иметь дел с Советской Россией, Хаммер посредничал в экспортно-импортных операциях типа «тракторы «Фордзон» в обмен на картины из Эрмитажа». Вроде бы существуют документы, которые свидетельствуют о его попытках купить Янтарную комнату в 1920—1930 х годах. Тогда не получилось. А в 1941-м году получилось. Потому что Хаммер был другом не только СССР, он был другом американского президента Франклина Рузвельта. А Рузвельт после пакта Молотова—Риббентропа и нападения Советского Союза на Финляндию не очень-то был расположен помогать Сталину. Вот Хаммер и взялся помирить своих друзей, а в награду получил Янтарную комнату.
Версия о трех Янтарных комнатах принадлежит петербуржским краеведам. Журналисты из «ЧиП» склонны ей доверять. Потому что в нее укладываются многие факты и предположения. И потому что верить хочется. Вот только немецкие мастера в свое время работали над Янтарной комнатой восемь лет да русские – пятнадцать. Мог ли Барановский успеть за два года? И добыча пригодного для этого ювелирного янтаря ничтожна. И больше 130 ящиков – Янтарная комната в собранном виде – не много ли для «Дугласа»?
В числе объектов Третьего рейха, занятых после войны советскими оккупационными войсками, был бункер «Ольга». Известно, что немцы минировали такие сооружения, и, к примеру, «Вольфшанце» в Западной Белоруссии наши предпочли просто взорвать. А «Ольгу» замуровали, не обследовав. Когда начали выводить войска из Германии, тогда и поинтересовались: а на чем, собственно, стояла наша войсковая часть все эти 45 лет? Главное разведуправление нашло ошеломляющий ответ: в недрах «Ольги» спрятаны российские культурные ценности, в том числе Янтарная комната!
Но бункер в то время уже отошел к объединенной Германии. Вскрывать и обследовать его немцы не расположены.
  

 

 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Восстановление Янтарной комнаты
В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.
За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.
29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты.

В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты. 
В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села.

Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село".

В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения.

Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века. 

 
В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.
К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой "отлично".
Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.
Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие
Янтарной комнаты  состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии  Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.  

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.
Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола  ‑ 100 кв. метров,  облицовка  трех  стен  янтарем ‑  86 кв. метров.
Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
 ‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";
 ‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
 ‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

 

 

_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Энциклопедия аномальных зон России.
В. Чернобров "Энциклопедия загадочных мест Земли" 
группа Космопоиск Вконтакте.
Сайт Википедия.

 

ВложениеРазмер
Yantarnaya-komnata (1).jpg271.4 КБ
Yantarnaya-komnata (1).png469.99 КБ
Yantarnaya-komnata (3).jpg246.29 КБ
Yantarnaya-komnata (4).JPG91.79 КБ
Yantarnaya-komnata (5).jpg188.32 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru