Семилукские мегалиты

Семилукское городище расположено на правом берегу реки Дон в черте города Семилуки Воронежской области.
Исследовано в 1984-1993 годах экспедицией Воронежского государственного университета. Площадь Семилукского городища (длинна - до 200 метров, ширина - до 65-70 метров) защищена рвом и валом.

В результате раскопок получены свидетельства катакомбной археологической культуры, среднедонской культуры эпохи раннего железного века, древнерусского времени (конец XII - 1-я половина XIII века). 

 
Площадка мыса подпрямоугольной формы, длиной около 200 м и современной шириной до 70 м. В древности ширина городища была больше, о чем свидетельствуют следы интенсивного разрушения оврагами. Площадка городища с напольной стороны укреплена валом и рвом. В древнерусское время укрепленная часть городища (детинец) занимала более гектара земли. Вместе с посадом на прилегающем плато и территории соседних мысов заселенная часть составляла 4-5 гектаров.
Исследованы многочисленные погребения раннего железного века, найден клад серебреных украшений. Исследована планировка древнерусского поселения, получены материалы, характеризующие быт и культуру населения юго-восточных рубежей Руси.
 
В результате исследования Семилукского городища и участков селища получены материалы катакомбной, среднедонской, воронежской и бондарихинской культур эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.), на что указывает керамика, остатки постройки, каменные изделия. Открыты культурно-хозяйственные и погребальные комплексы поселка скифского времени раннего железного века, выявлены отдельные свидетельства боршевской культуры донских славян.
На территории городища были изучены строительные комплексы раннего железного века, многочисленные хозяйственные ямы, коллекции керамики, орудия труда, клад украшений из серебра и железа, предметы вооружения и конской упряжи. Также был обнаружен коллективный могильник скифского периода, датируемый IV-III веками до н.э. и содержащий останки более семидесяти человек, большинство из которых дети до 10 лет со следами искусственной трепанации черепов.
Наиболее многочисленные материальные свидетельства связаны с древнерусским населением XII-XIII веков. К ним принадлежат остатки укреплений в виде рва и вала, остатки многочисленных срубных древнерусских построек. Вдоль южного склона располагалась улица, застроенная усадьбами. Древнерусскому населению была свойственна городская культура, о чем свидетельствуют многочисленные находки деталей замков от входных дверей, наличие типичных для горожан украшений, включая стеклянные браслеты, бусы, металлические решетчатые перстни. Среди украшений присутствуют и импортные вещи: западноевропейская фибула, балтийский браслет, наременная накладка с позолотой ассикизской культуры средневековых кочевников. Есть обломки керамики из Византии. Предметы вооружения включают серию наконечников стрел, перекрестие сабли, детали снаряжения всадника и коня.
 
Жители городища занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством, гончарным и металлургическим производством, ювелирным ремеслом; владели письменностью. На основе материалов древнерусского времени XII-XIII веков ведущим исследователем Семилукского городища проф. А.Д. Пряхиным была предложена гипотеза о связи данного городища с летописным Воронежем 1177 г.
Семилукское городище возникло на юго-восточном рубеже русской земли как феодальных город-крепость, развитие которого способствовало формированию под его покровительством сельской округи. Это был административно-сторожевой центр на южных рубежах Рязанского княжества, который просуществовал сравнительно недолго (вторая половина XII – первая половина XIII века) и был сожжен хакасскими татарами в 1238 году.
  


 ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМИЛУКСКИХ МЕГАЛИТОВ
Загадочные каменные плиты в Семилукском районе 
Необычные места
001Все началось с того, что по ТВ передали некую информацию, об обнаружении мегалитических сооружений в Семилукском районе, предположительно село Чудовка, село Терновое и Чернышова Гора. Само собой разумеется, подобные сообщения не должны оставаться без внимания Вольных Стрелков. Как только сошел снег, и более-менее закончилась весенняя распутица, туда был произведен выезд. К тому же, как выяснилось, объект находился недалеко от нас.
Первое место, которое мы посетили, было с. Терновое. Первые наблюдаемые камни не вызвали никакого интереса. Так, обычные камни, песчаник, со следами эрозии. Некоторые из них походили на сыр с дырками. Подобная эрозия имеет биологическое происхождение. В дырках часто растет мох.
Однако, дальнейшее продвижение по берегу реки Ведуга порадовало больше. Стали появляться каменные плиты почти прямоугольной формы размерами 3-4 м, толщиной около 60 см более тонкие имели толщину 40 см, а также плиты размером меньше.
 
В небольшой сосновой роще, недалеко от заброшенной церкви в Губарево мы нашли странную кучу каменных плит, похожих на развалины какого-то сооружения.
Осмотрев каменные плиты, мы попытались мысленно реконструировать сооружение, оно однозначно не похоже на дольмены. Скорее всего это была огромная каменная площадка. Об этом свидетельствует то, что камни долгое время лежали в одном положении плашмя. Даже у тех камней, что лежат на боку, на морфологически верхней стороне присутствуют следы эрозии. Снизу же они гладкие или иногда видна слоистость.
Иногда на поверхности плит был виден желобок.
Итак, кое-кто думает, что это выход скал на поверхность. Мы решили это опровергнуть. Под каменными плитами уже кое-кто покопался до нас. Итак, под каменными плитами находится мелкий песок, который хорошо использовать в песочных часах. В других местах под ними находится красная глина.
Второе место посещения было в районе с. Гудовка, недалеко от Тернового. Здесь расположен родник, около которого располагалось несколько плит.
 


Поднявшись на верх мы обнаружили, что эти плиты торчат из склона оврага, а на вершине они скрыты под землей, и частично торчат. Встречались плиты прямоугольной формы, длины сторон 3-4 метра, толщина плит 50-60 см. Для них характерны те же особенности, что и для плит в Терновом. Внизу оврага валялась куча обломков плит и камней. Причем, если камень имел более-менее правильную форму, то он был тверже, если же просто бесформенный камень, то мягче.
Все увиденное свидетельствует об одном: это однозначно не похоже на мегалитические постройки вроде Стоунхенджа или Дольменов Кавказа. Вся эта конструкция изначально была большой довольно ровной каменной площадкой. В результате эрозии почв овраг постепенно увеличивался, и каменные плиты опускались на дно оврага, раскалываясь под своим собственным весом. Каковы были размеры площадки, и была ли она монолитна или же состояла из прямоугольных каменных блоков? Исследование местности с помощью георадара позволило бы пролить свет на данный вопрос. Мы находили блоки приблизительно одинакового размера. Каково было ее назначение и кто ее построил остается загадкой.
Есть версия, что эта площадка является геологическим образованием. Только вот желательно объяснить, почему она возникла именно здесь и есть ли еще подобные образования? Скажем так, видал я и валуны и камни, но чтобы были примерно одинакового размера, да еще и встречались прямые углы и ровные срезы, требуется дополнительное расследование.
   
 
ПОЕЗДКА НА СЕМИЛУКСКИЕ МЕГАЛИТЫ
Не знаю, замечали ли вы или нет, но в последнее время слово «мегалит» явно вошло в тренд. Как найдут большой камень в огороде, так сразу мегалитом и обзовут. В итоге погуглил я как-то на досуге и узнал, что эти самые мегалиты у меня чуть не за углом россыпью валяются. Естественно, тут же возник лёгкий зуд в одном месте на предмет поглядеть их и пощупать. И вот в один непогожий сентябрьский денёк мы погрузились в моё транспортное средство и покатили в сторону Семилукского района Воронежской области на поиски таинственных древних мегалитов.
Для начала маленькая вводная. Итак, под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень; кромлех – группа менгиров, образующая круг или полукруг; всем известные дольмены – сооружения из камня, поставленного на несколько других камней; таула – сооружение в форме буквы «Т»; трилит – сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня и другие. Общей характерной особенностью мегалитических сооружений являются каменные блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие. До наших дней не дошло никаких записей о технологиях и назначении их строительства. Отсутствие достоверных письменных источников и тот факт, что все эти сооружения значительно пострадали под воздействием времени, делают задачу их исчерпывающего исследования практически невыполнимой, что, в свою очередь, оставляет обширное поле для различных догадок. Распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж, сооружения крито-микенской культуры или Египта. В Южной Америке – Мачу-Пикчу, Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Писак, Саксайуаман, Тиуанако. В Воронежской области – ....
 
05. Первая наша точка – так называемый «Зелёный камень» у села Старая Ведуга. Оставляем машину на грунтовке и далее идём пешком. Погода тогда еще позволяла, хотя небо уже начинало хмуриться.
Отмечаем, что под ногами сплошной ковёр из земляники. Эх, приехать бы сюда летом...
 А вот и камень. Пользуясь случаем, представлю своих попутчиков: две Лены (любимая жена и её подруга) и Максим (друг Лены, которая не жена).


 Но вернёмся к нашему камню. Как видно, это обычный валун без явных следов обработки и явно никаким боком к мегалитам не относящийся. Да, довольно необычно в Воронежской области среди сельхозугодий обнаружить в лесополосе такую громадину, но, скорее всего, причиной его появления здесь можно назвать последнее Валдайское оледенение (от 70 до 11 тыс. лет назад). Весьма условно можно отнести данный валун к камням-чашечникам (на фото хорошо видно углубление-чаша, в котором может собираться жидкость). Что касается изначального предназначения этих углублений, то единого мнения на этот счет не существует. Первым делом, естественно, предположили, что «чашки» в камнях – это углубления для жертвоприношений. Высказывались также догадки, что их использовали для летоисчисления или, что они были как-то связаны с культом поклонения предкам. Предположение, о связи чашечников с границами сельскохозяйственных угодий тоже не дает ответа на вопрос об их предназначении. Изначально это не были межевые камни, так как на них нет никакой информации о владельце. Связывают их так же с культом плодородия и сопутствующими ему обрядами, с культом огня, и так далее... Однако ни одна из этих гипотез не является окончательно достоверной.
 
09. На дне «чашки» мы обнаружили довольно глубокое и узкое отверстие.
С другой стороны камня виден как бы жёлоб, по которому из чаши может вытекать кровь.


Как ни крути, но лично моё воображение упорно приписывает этому камню роль жертвенного.
 Вроде бы рядом с зеленым камнем есть еще несколько валунов поменьше, но нам они не встретились. Небольшие камушки, принесённые ледником (если таковые были), скорее всего постепенно разобрали на хознужды местные жители, некоторые ушли в землю, а те, что побольше и потяжелее, остались. Вот, кстати, довольно крупная яма неподалеку. Может и в ней когда-то лежал камень? Кто знает.
 Часто рядом с, назовём их необычными, камнями растут деревья довольно странной, причудливой формы, выделяющиеся на общем фоне растительности. Судите о их «странности» сами по двум крайним фото, ну а нам пора ехать дальше.
 Начался мелкий противный дождик.
Едем на вторую точку к селу Губарево. Я бывал там в году 2009-ом, но о камнях неподалёку ничего не знал.
 Наша цель - так называемая Чернышова гора. По легенде, когда-то в незапамятные времена жил в этих местах и промышлял разбоем на Дону некий атаман Черныш. Вестимо, все награбленные материальные ценности Черныш спрятал в пещере огромного холма, расположенного на правом берегу Дона между сёлами Гвоздевкой и Губарево. Так и прилепилось к этому холму название «Чернышова гора».
 Кстати, рядом с Чернышовой горой есть вполне себе облагороженный источник. Можно оставить машину на парковке возле него и пройтись пешком метров 800, а можно попробовать подобраться к желанным камням поближе.
 Метров через 200 мы натыкаемся на небольшой ручей.
 И вот мы на месте. Ура, долгожданный привал!!! Оборудованный рыбацкий столик пришелся очень кстати. В кадре, помимо отмечающих прибытие моих попутчиков, видно чужую ниву шевроле, которая вполне себе проехала через ручей. Её хозяин очень удивился, увидев наше застолье, когда вернулся к машине с реки.
 Запалили небольшой костёрчик. Стало уютней и теплее.
Под куполом из деревьев моросящий дождик стал почти незаметным.
 
Так, уже интереснее.
Ровные грани одного из обнаруженных камней дают возможность моей бурной фантазии развернуться во всю.
 Лес на Чернышовой горе довольно дремуч и даже чем-то отдаленно напоминает поросшие лесом горные склоны где-нибудь в Абхазии.
 Внезапно, сюрприз времён Великой Отечественной войны. Совершенно не разбираюсь в этом вопросе, но мы с Максимом почему-то решили, что это часть снаряда «катюши». Поправьте меня, если кто в теме. С июля 1942 по январь 1943 года Губарево было оккупировано фашистами. Известен так называемый Губарёвский плацдарм, который был захвачен 23-24.09.1942 года 232-й стрелковой дивизией 60-й армии Воронежского фронта. Плацдарм удерживался до начала Воронежско-Касторенской наступательной операции 1943 года.
 
 Но вернёмся снова к камням.
На склоне горы их оказалось довольно много.
 Но один сразу привлёк наше внимание своей правильной геометрической формой.
 Разгребли немного опавшие листья и грязь и обнаружили на нём полустёршуюся надпись. «... ник  ...альный». Чтобы это могло быть? Мы, увлечённые поисками и мистикой мегалитических сооружений, остановились на версии, что это «жертвенник ритуальный». Конечно, эта надпись, судя по, так сказать, шрифту вряд ли древняя. К тому же не высечена, а написана краской, так что скорее всего это дело рук каких-нибудь неоязычников или сатанистов.
 Продолжаем увлечённо бродить по пересечённой местности в поисках интересных камней.
Спасибо Максиму, который нашел в себе силы вернуться в лагерь, чтобы присмотреть за костром и вещами.
 В девочках вообще проснулась невероятная страсть к исследованиям и я еле успевал пробираться за ними.
 Еще один огромный камень-плита.
 Абсолютно случайно из корней дерева Лена (подруга жены), в довесок к найденному снаряду извлекла еще одну металлическую штуковину, похожую на заячью лапку. Идентифицировать артефакт не удалось, но Лена забрала его домой, так что, возможно, со временем получится узнать у специалистов, что это может быть такое. Замечу, что на Чернышовой горе периодически проводятся археологические исследования. Здесь был открыт комплекс археологических памятников разных эпох от энеолита (III - сер. II тыс. до н.э.) до древнерусского времени (ХШ-ХV вв.).
 На территории, входящей в зону памятника природы «Чернышова гора» до северной окраины села Семилуки известно 3 кургана, 5 открытых поселений и 2 городища. К сожалению, вопрос о точном времени сооружения данных укреплений до сих пор остается открытым.
 Начинало смеркаться. Пора было возвращаться к столу, трапезничать и возвращаться домой.
С большим трудом я уговорил девчонок пожалеть оставшегося в одиночестве Макса и спуститься в лагерь.
 Мы спешно капитулируем под навес деревьев, но и там уже конкретно заливает. Тушим костер, собираем вещи и уже почти под проливным дождём бежим, подскальзываясь на скользкой почве, эти бесконечные полкилометра до машины. Мокрые насквозь грузимся в неё и начинается акробатическое шоу в стиле «корова на льду». Даже на ровной без подъема или уклона дороге я не с первого раза проезжал малейшие повороты. Скорость 10 км/ч, ты поворачиваешь руль, а машина всё равно едет прямо. В лужу, глубокую колею или даже в дерево. На единственном подъеме спасло то, что его правой стороне были густые заросли, которые немного укрыли землю от намокания, так сказать, на сквозь. Хотя, признаюсь честно, при форсировании горки морально уже пошёл в направлении Губарево за трактором. Толкать-то бесполезно. Пешком ходить и то скользишь только в путь. Но слава Богу, взобрались на верх сам. При выезде на асфальт (там довольно крутой подъём) наблюдали как неправильно выбравший траекторию подъёма «ниссан кашкай» эффектно завалился на бок. Нам же снова повезло, и выбрав максимально пологую траекторию, моя авео с разгона заскочила на асфальт.
  

 

Битва древних Богов под Семилуками
 

battleПоследний год во всем мире наблюдается большой интерес к истории Подонья. Этот интерес возник после ряда публикаций в российских и американских СМИ. Так в российской газете «Караван+я», которая вышла в начале декабря 2006 года были напечатаны отрывки из новой книги известного политолога Геннадия Климова. В книге приводилась реконструкция истории человечества в периоде от 45 до 7 тысяч лет назад. По мнению Геннадия Климова люди той поры ни в чем не уступали сегодняшним людям, а во многом их превосходили. Ведическая цивилизация, центр которой по мнению Геннадии Климова располагался вдоль реки Дон на территории современной Воронежской области, простиралась от Атлантики до Тихого океана. . Ровно через месяц 11 января 2007 года в американском журнале "Сайнс" появляется статья профессора Джона Хоффекера из университета штата Колорадо о том, что в Костенках (ныне – село в Воронежской области) найдены доказательства того, что современный человек обитал в этой местности уже 45 тысяч лет назад.

Геннадий Климов живет и работает в Подмосковье в городе Тверь. Он издатель, автор многих статей по геополитике, экономической географии, древней истории и истории средневековья. Но оказалась, что он наш земляк. Он вырос в Семилуках, учился в Восьмилетней школе, потом второй школе.

Мы связались с Геннадием Климовым и задали несколько вопросов.

- Ваш интерес к истории Подонья связан с тем, что это ваша малая родина?

- Это не так. Меня попросили написать историю России за последние две тысячи лет. До этого я много писал про средневековые войны между Московскими и Тверскими князьями. Вероятно, моя точка зрения на историю была интересна. Тем более, что сегодняшний президент Владимир Путин постоянно поднимает вопрос о том, что в учебниках истории, по которым учат детей, много вранья и политики. Ну а дальше получилось само собой. Передо мной встал естественный вопрос: когда началась история России? Так пришлось изучить совсем древность и оказалось, что место, где я родился, является совершенно уникальным. Отсюда пошла история чуть ли ни всего человечества. Именно здесь, следует считать находятся срединные земли первой мировой империи, которая несколько тысяч лет назад покорила народы Евразии. Вплоть до Японии.

- Много всяких легенд по поводу происхождения названия Семилуки. Интересно, какая у вас версия?

- Самое расхожее объяснение то, что Семилуки - это седьмая излучина Дона. Тогда возникает законный вопрос: седьмая излучина от чего? Что является точкой отчета? Это, на мой взгляд, не верное объяснение. Расшифровку названия Семилуки надо искать в совсем древние времена. Я думаю, что секрет этого названия можно найти в Ведах. Веды ( от санскр., веда, «знание, учение») — священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение (откровения от Бога). Брахманы это религиозные воины покорившие Индию. Скорее всего они пришли из района современных Семилук 7 – 4,5 тысяч лет назад. Уже в Индии знания древних Ариев, которые передавались из уст в уста, в XV—X вв. до н. э. были записаны. Так они дошли до наших времен. Эти книги содержат брахманы (ритуальные тексты), араньяки («лесная книга», повествующая о жертвоприношениях) и упанишады (философское тайное учение). Гимны и молитвы обращены к пантеону богов и богинь, важными членами которого являются Рудра, Варуна, Индра, Агни и т. д.

Многие историки считают Веды одним из старейших дошедших до наших времён текстов. Большинство ученых считают, что до того, как они были записаны, существовала длительная традиция их устной передачи. Они написаны на форме языка, превратившегося позже в санскрит. На этом сегодня мертвом языке раньше разговаривали все народы индоевропейской группы. Я убежден, что до того как они были записаны жрецами Индии, предшествовала их тысячелетняя история устной передачи из поколения к поколению среди народов среднего Дона. Именно здесь они были созданы. И Семилуки был важным центром Ведической цивилизации.

- И сколько лет человек живет в окрестностях Семилук?

- Сегодня совершенно точно установлено, что человек здесь поселился более 45 тысяч лет назад, Это раньше, чем где-нибудь в Европе. Некоторые ученые считают, что тексты Вед имеют связь с особенностями древнего русла реки Ганг в Индии, которые совпадают с местами его древних (но ныне высохших) притоков. Но я думаю, что они ошибаются. Веды повествуют от древней истории происходящей на Донских берегах в России. Древние арии называли реку Дон рекой Ра. Учитывая особенность произношения буквы Р древними ариями, отчасти сохранившееся у современных жителей Воронежской области (когда звук «р» и «г» произносится очень похоже), в Индии переселенцы назвали встреченную там реку по имени реки на их прародине. Ра-нг (на современный манер «ранг»- клон реки Ра), со временем стал Га-нг.

Я специально не изучал вопрос происхождения слова Семилуки, но в одном из древних текстов это словосочетание употребляется прямо.

Вот как описывается в Ведах сражение между Индрой и Вритрасуры: «яростью молнии, ударяющей в гору, палица Вритрасуры отшвырнула слона Айравату на расстояние семи луков, и он, изрыгая кровь из разбитой пасти и корчась от боли, повалился вместе с восседавшим на нем Индрой на землю».

Слон Индры отлетел на семь луков. Кстати километрах в семидесяти вниз по Дону расположено село Костенки, где ученые откапывают сотни убитых мамонтов. Может в этом разгадка?

- Так может быть семь лук как раз от Костенок?

- Вы рассуждаете как современный человек. Сознание человека эпохи, когда существовала страна Арата, было более, я бы сказал, глобальным, космическим. У Ариев слово «луки» имело сложный смысл. Это и расстояние, и поколение, этап времени, и луч вверх. Нам известно, что в Подонье был распространен культ «семи богов»

Наши сведения об их религии основываются главным образом на сообщении Геродота, который говорил о скифах (но они и были потомками ариев Араты): «Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю, далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея.

Поэтому я бы перевел название Семилуки, как «семь божественных лучей» или «Семь богов». Семилуки расположены на высоком  холму. Возможно, здесь был в древности храм, посвященный семи богам.

Современный культурный человек при упоминании слова "санскрит" может вспомнить две вещи. Первая - что на этом языке написана индийская ведическая литература, и вторая - что на санскрите говорили арии, которые жили на территории современной восточной Европы, и что к поздним ариям относят, например, киммерийцев и скифов и сарматов.

Однако тот же современный культурный человек совершенно не знает, как санскрит похож на русский и украинские языки.

Холм, на котором расположены Семилуки с трех сторон омывают три реки: Дон (на санкрите «дану» - река), Девица (на санкрите «деви» - богиня) и Ведуга (на санкрите «Веду»- знания, река знания). Вот и делайте выводы. В этой местности сплошь арийские названия.

Кстати под холмом расположено село Ендовище (Инд – вище), что во времена Ведической цивилизации, вероятно, означало гора Инда. Кстати не знаю как сейчас, я там давно не был, но тридцать лет назад местные жители в селе Ендовице говорили на каком-то странном языке, (что-то среднее между русским и украинским). Мне кажется, что это наречие очень близко было к древнейшему санкриту, на котором в свое время говорило все человечество.

Возможно Семилуки это прародина рождения бога Индры-змееборца, который до сих пор почитается у индусов, и он же включен в число буддийских богов. В иконографии Индру изображается с раскрытыми руками. В соответствии с популярной легендой, однажды Индра сошел на землю, чтобы украсть несколько цветков для своей матери для совершения поклонения. Но он был пойман на месте преступления. Однако под покровом тумана мать Индры забрала его обратно на небеса. Раскрытые руки показывают, что с того времени он уже ничего не украдет. Значение Индры уменьшилось в поздний период индуизма, но буддизм почитает его как Царя Богов. Считается, что Будда взял трезубец у Индры и сделал из него ваджру.

Древний ведический миф о рождении Индры-змееборца. Рождения будущего спасителя солнца поджидал змий Вьяса, чтобы съесть героя Индра обманул змия, родившись через бок своей матери, и победил Вьясу. Позже, заручившись поддержкой бога Вишну и заполучив булаву-ваджру (ставшую символом силы и власти у потомков ариев), Индра спасет солнце и весь мир от власти другого змея – Вритры.

Интересно и фонетическое родство имен ведического бога и православного святого Андрея. Оно показывает сложный путь индоевропейских имен и понятий. Ведический Индра, воплощение мужественности, дал имя «андрон» понятию «мужчина» в греческом языке, откуда оно, уже в виде имени, перекочевало в Палестину. А через тысячелетия имя древнего бога снова пришло на земли, откуда расходились когда-то по свету арийские племена, как имя христианского пришлого святого.

- Даже интересно, а что Индра сотворил на земле?

- По легендам, в битвах богов с асурами - а они длились многие сотни и тысячи лет - Индра во главе воинства небожителей не однажды сокрушал вражескую силу. Он одолел в единоборстве Шамбару ослеплявшего противника в бою тысячью колдовских уловок. Он рассеял рати могучего Варчина, победил страшного исполина Джамбху, сразил насмерть злого Пуломана . Он совершил много подвигов. Это требует изучения, но очень похоже, что холм Семилуки часто становился полем боя богов с асурами.

- А от чего произошло название Воронеж?

- Ну, это я совсем не исследовал. Это какой-то рубеж. Может быть граница за которой были отряды мифического Варчина. Варнеж (Воронеж) – рубеж Варчина. Позже во времена скифов, возможно, это была граница между скифскими и савроматскими племенами. Возможно, это место где Индра воровал цветы для матери. Во всяком случае, это какое-то не столь легендарное место, как Семилуки.

- Так, что Воронеж можно считать пригородом Семилук?

- Если углубятся далеко в историю, то это так. Хотя холм Семилуки, на мой взгляд, не был столицей страны Арата. Он был важным сакральным местом, но столицу следует искать в окрестностях современного города Лиски Воронежской области. Я в этом совершенно уверен.

- И все же Семилуки – это «семь божественных лучей»?

- Вероятно это так или «семь богов». А еще вероятнее «семь жизней».

(Записал Евгений Петров).

 

 

 

  
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://muph.livejournal.com/332257.html
авторы: В.Д.Березуцкий, П.М.Золотарёв «Археологические древности земли воронежской»
http://dostoyanieplaneti.ru/4430-emilukskoe-gorodishche
Памятники природы Воронежской области
http://vantit.ru/place/758-kamennye-plity.html
Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин И.М. 1975. Охрана природы. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. М., Просвещение. 299 с.
Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.
Классика краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. 
Каменная степь.

 

 

ВложениеРазмер
56254788 (1).jpg71.69 КБ
56254788 (2).jpg137.1 КБ
56254788 (3).jpg200.67 КБ
56254788 (4).jpg364.38 КБ
56254788 (5).jpg418.7 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

город Семилуки

Семилу́ки — город (с 18 ноября 1954 года) в России, административный центр Семилукского района Воронежской области. Образует муниципальное образование городское поселение город Семилуки как единственный населённый пункт в его составе.

Население — 26 732 чел. (2018).

Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» муниципальное образование включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».

Город расположен на правом берегу реки Дон, напротив Воронежа (микрорайоны Придонской и Подклетное). Один из двух самых западных городов региона (вторым таким является Острогожск).

История

В 1894 году при строительстве железной дороги «Воронеж — Курск» здесь возник небольшой полустанок, названный по имени близлежащего села Семилуки. В то время здесь было всего лишь одно здание — дом путевого обходчика. А с 1 сентября 1926 года началось строительство. Так зарождалось новое поселение — рабочий посёлок Семилуки, который был образован в 1932 году.

Места возле города богаты археологическими памятниками. Первые сведения о памятниках археологии на территории Семилукского района относятся к XVII веку.

В 20—30-е годы XX века семилукский участок реки Дон обследовался сотрудниками Воронежского краеведческого музея, в результате чего ими было открыто Семилукское городище.

В 1954—1956 годах в пределах Семилукского района проводились археологические разведки Верхнедонской экспедицией ИА АН СССР под руководством П. Д. Либерова. Среди значительного количества выявленных памятников, следует отметить три поселения на правом берегу Дона в окрестностях села Семилуки, датированные XVII—XVIII веками.

В 1965 году разведка по реке Ведуга была проведена экспедицией Воронежского государственного университета под руководством А. Д. Пряхина. В 1985 году нижнее течение реки Ведуга исследуется А. С. Саврасовым. В 1985 году район обследовался Ю. Д. Разуваевым. На территории села Семилуки им было открыто 2 поселения, мониторинг которых был осуществлён автором в 2006 году В 1999 году Ю. Д. Разуваев провёл раскопки линии укрепления этого городища.

В 2006 году археологом А. Н. Голотвиным была проведена археологическая разведка по правому берегу Дона от шоссейного моста через Дон в районе города Семилуки до впадения в Дон Ведуги. Было открыто городище Чернышова гора I. С городища была получена керамика воронежской и катакомбной культур эпохи бронзы (1-я пол. II тыс. до н. э.), борщевской культуры (X — 1-я пол. XI в.), древнерусского времени (XIII—XIV вв.). На поселениях выявлены материалы эпохи энеолита (репенская культура), бронзы (воронежская, катакомбная, абашевская, срубная культуры), раннего железного века (скифоидная, типа памятников Каширки-Седелок), древнерусского времени.

Некоторые историки Воронежского края связывают археологический памятник с летописным поселением Усугрув (в переводе с тюркского Ус — река, Угров — ров, гора), что означало поселение у реки на высокой горе. Русское название этого поселения было, по-видимому, Огибень (так впоследствии был назван мужской монастырь). Существует в науке и попытки связать Семилукское городище и с летописным городом на Дону.

В 1111 году к городу на Дону подошёл князь Владимир Мономах, и поскольку он был захвачен половцами, поджёг его. Походы русских князей в 1111 и 1116 годах в этих краях согнали половцев с этих мест.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru