Село Ыб

Село с необычным названием Ыб – одно из самых популярных мест для приезжающих в Республику Коми туристов и паломников. Это крупный центр этнографического туризма.

Село раскинулось на высоком левом берегу реки Сысола. Сельское поселение Ыб состоит из 13 деревень, стоящих на семи холмах, вытянуто вдоль реки Сысолы примерно на 15 километров. Это одно из самых старых поселений республики. Около деревни Каргорт в прошлом находилось древнее чудское городище. Это место пользуется нехорошей славой, якобы здесь случаются странные явления: глохнут автомобили близ чудского городища, а из глубины земли слышны стоны…
 

 


Впервые название населенного пункта Ыб встречается в письменных источниках в 1586 году. В переводе с коми языка слово «ыб» означает «возвышенность». В XIV веке в этих местах активно действовал православный монах Стефан, прозванный позже Стефаном Пермским. Он принуждал принимать христианство живших здесь людей, нещадно уничтожая при этом все языческие святыни. Так, в Усть-Выми он срубил старое священное дерево.

Не удивительно, что Стефана здесь недолюбливали. По легенде однажды он плыл на лодке по реке Сысол и решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Однако местные жители не дали ему причалить к берегу, кидая в проповедника камни, прогнав его вон. За это Стефан проклял и местных жителей, и это место. Постепенно православие побороло исконное для этих мест язычество, и теперь Стефан слывет святым, а в селе есть часовня Стефана Пермского.

В 1825-35 годы в селе построили каменную Вознесенскую церковь, которая и сейчас является главной доминантой села. Она возведена в стиле позднего провинциального классицизма по проекту иерея Софийского кафедрального собора И. Иконникова. В 1877 году на колокольне церкви установили огромный колокол весом более трех тонн. В 1939 году церковь закрыли, а колокол сбросили с колокольни, после чего он бесследно пропал. Существует легенда, что его утопили в реке Сысола.

                                                                 этнографический праздник                                     
 
В храме обещали открыть клуб, однако разместили склад. Колокольню храма разобрали на кирпичи, их использовали при строительстве школы. Впрочем, уже в 1956 году храм вновь вернули верующим. Вообще, в прошлом практически в каждой ыбской деревне были часовни и святые источники. Сейчас они восстанавливаются.

Интересно, что вода источников отличается по вкусу и минеральному составу. По некоторым данным до революции тут было 16 родников. В советское время многие из них пришли в упадок. Сейчас в селе действует лишь 9 святых источников. У некоторых источников для паломников построены купальни. Говорят, что водой источников можно вылечить детские, кожные, глазные болезни и др.

В деревне Степановка (или Чойпон) с конца 1990-х годов действует женский монастырь преподобного Серафима Саровского. В селе есть Ыбский историко-этнографический музей, открытый в 1986 году в стенах бывшей церковно-приходской школы XIX века. Здесь порядка одной тысячи экспонатов, собранных в селе Ыб и окрестностях. Главным образом, это предметы старого быта. Также в музее есть небольшая картинная галерея. На картинах можно узнать разные уголки села. Население села – около 1 тысячи человек, большую часть из которой составляют коми.

В настоящее время в селе Ыб создается крупный туристический центр. Здесь строится финно-угорский этнокультурный парк, в том числе комплекс деревянного зодчества под открытым небом. Первая очередь парка была открыта летом 2011 года. Летом здесь проходит этнофестиваль «Ыбица», а зимой – «Зимняя Ыбица».
  
Где находится, Как доехать до села Ыб?

Село Ыб находится в Сыктывдинском районе Республики Коми, в 55 километрах от Сыктывкара. Село расположено близ федеральной трассы Киров — Сыктывкар. На автомобиле нужно ехать из Кирова или Сыктывкара до указателя поворота на село Ыб. Также можно доехать на автобусе из Сыктывкара.
  

                                                          финно-угорский центр                                                   
 
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО СЕЛО ЫБ
Ыб — село в Сыктывдинском районе Республики Коми. Население — 513 (2010). Центр сельской администрации. Расстояние от районного центра села Выльгорт — 36 км. Сообщение с другими населёнными пунктами осуществляется автомобильным транспортом. Расположено на левом берегу реки Сысола.
 
IV—V вв. н. э 
Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая[ ] из них — деревня Каргорт «подле городища». А это место называется Кармыльк «городище на холме».

В конце IV—V вв. н. э. началось вторжение кочевников гуннского племени. В результате жители были вынуждены укрепить своё поселение. Так образовалось Чудьское городище. Чудями называли язычников, мифических богатырей.

Стало известно, что на Кармыльке было два городища. И их жители, чтобы показать свою удаль молодецкую, перекидывали свои палицы с одного городища в другое. Жилищами чудям служили землянки, крыша которых держалась на четырёх столбах.

Ыбская деревня Каргорт (в дословном переводе — «город-могила») основана как раз вблизи легендарного «чудьского» массового захоронения.

Утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары.
 
XIV век 
Христианизация Коми края началась с миссионерской деятельности устюжского монаха Стефана, прозванного потом Пермским.

В 1380 г. (год Куликовской битвы.) Стефан срубил «прокудликую березу» и сжег кумирницу коми богов в устье реки Вымь, а на их месте построил первую православную церковь Благовещения в Коми крае. Из Усть-Выма Стефан Пермский стал совершать поездки по Коми краю проповедуя православие. Он создал первую древнекоми азбуку, использовав для этого коми «пасы» — знаки, изображавшиеся на различных предметах.

В 1383 г. была образована Пермская епархия, первым епископом которой был поставлен Стефан.

Не принимавшие христианства коми люди бежали с Вычегды на Удору — В «Житии Стефана Пермского» написано, что «Стефан много зла перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры, унижение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему».

Ыб тоже отметился в поездках Стефана Пермского как противник «Христова учения».
 
Из известных крупных коми поселений на Сысоле в это время была Вотча (упоминается в 1384).

Ыбская легенда рассказывает, что Стефан плыл в Вотчу (где началось строительство монастырской церкви), когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Произошло это как будто в 1383 г. Лодка (по другой версии, миссионер плыл на большом камне) Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко «Худой деревней» (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в котором большая часть жителей носит фамилию Худоевы).

По другой версии, Стефан поднялся на своей лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон (Кубримыльк) и с его вершины начал читать христианскую проповедь (сегодня даже утверждают, что он предрекал появление на этом холме ныне строящегося православного женского монастыря), но население опять таки закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население «худым» и проклял посевы на ыбских полях.

Ыб. Степановка. Часовня Стефана Пермского. Воссоздана в 1997 году                                                        
 
С тех пор будто бы никогда не было урожая в Худой-грезде. Более того, Стефан предрек, что деревня будет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут (по мнению ыбских краеведов, все мужчины Худой-грезда были потом пришлыми).

Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме Кубримыльк (Чойпон) молебен и в один день, 8 мая 1896 года, поставили здесь деревянную церковь в честь Крестителя Зырян. Позднее она стала считаться часовней во имя свт. Епископа Великопермского.

«Была часовня перенасыщена деталями: обильная декоративная резьба вдоль карнизов, пышные обрамления тесно сдвинутых окон, резные столбы у входа, невысокий шатер над храмовой частью, покрытый крупным лемехом».

С этого времени крестные ходы с чудотворной иконой стали традиционными, а деревня же с того момента поменяла своё название, сегодня её именуют Степановкой.
 
XVI век — XIX век 
Село является самым древним населённым пунктом на территории России из начинающихся на букву «Ы».

Село известно с 1586 года. Составленная писцовая книга, точнее «Сотная с писцовых книг 1586 г. И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на Сысольскую волость» является первым письменным источником по истории Ыба.

Согласно этой «Сотной грамоте», в 1586 году в Ыбе имелось два погоста — Иб Большой и Иб Меньшой, вокруг которых располагались деревни и починки.                                                                                           

В Ибе Большом стояли две деревянные церкви Николая Чудотворца и пророка Ильи («и во всех церквах образы и книги, и свечи, и сосуды мирские»), 4 двора церковнослужителей, торгового человека и сотника.

В амбаре на погосте хранился арсенал, вывезенный из Соснового городища: «2 пищали затинныи да пищаль затинная переломлена, да 14 ручниц невеликих заржавели, а иные без станков, да зелья по смете за пуда с полтара, а весити было нечем, да свинцу пуд без четверти, да 707 ядер железных затинных пищалей». За нарядом присматривали сотник Федор Иванов сын Большево, целовальник Ларион Иванов, Жданко Попов и «все крестьяне Ибского погоста».

К погосту Ыб Большой относились деревни Каменная, Подальная, Прислон на горе, Подгорная, Филииская, Березник, Еремовская, Чюлиб, Павловская и починки (недавно возникшие деревни, население которых имело ряд льгот) — Березиики и «Подле городища». Всего 38 дворов.

В погосте Иб Меньшой (современный Мыргаиб) и в деревнях Большое поле, Шульгина, Федотовская имелось 16 крестьянских дворов — Ивашко Василия по прозвищу Паздейко, Ондрюшки Иванова, Конанко Вахромеева, Сеньки Поротого, Петруши Болохня Иванова и др.

По новой переписи 1646 года Яренского уезда отмечено, что «погост Иб Большой да погост Иб Меньшой, а на погосте церковных причетников 4 двора, а людей из них 6 человек, да к погостам 12 деревень, а в них 43 двора крестьянских, а людей в них 101 человек, да 9 дворов бобыльских, а людей в них 13 человек, да бездворных бобылей 7 человек».

В 1646 году обитатели носили фамилии Букарин, Рушник (Рушким), Климов, Баженов, Белоголов, Порсев, Худэй, Колетов, Чиримов, Холопов, Муравьев, Шошин, Чабанов, Жданов, Никонов, Сучилов, Тулышев, Хабаров, Маегов, Патов, Бусов, Куканев, Томилов, Ульныров, Некрасов, Порогов, Бакланов.

В 1768 году село Ыб посетил адъютант Академии Наук России академик Иван Лепехин, оставивший описание жизни села в своей книге «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году». Вот что писал академик об Ыбе, называемом в книге «Убской волостью» :

«    Тут мы видели нерадение зырянское и в самом сенокосе, которые по берегам сысольским рассеяны были, и сбирали сено по копенкам, ибо в труде они себе ставили от мелкого лесу очистить свои покосы; но лучше желали несколько верст далее отъехать, чтоб скосить и собрать копенку сена, нежели вырубить и очистить тонкие лозы.

По отдаленности их сенокоса часто они живут долгое время на полях и, чтобы сыскать себе пищу, большее время утра и вечеров препровождают в ужении рыбы. Где был сенокос, тут приметою был мужик, сидящий на берегу с удочкой, чтобы пожирнее поужинать.

Правда, Сысола нарочито рыбна; однако мужику, упражняющемуся в сельской работе, сравнивая с другими мужиками, уже мало останется времени на лакомый промысел. При сем случае скажу, какою рыбою Сысола изобилует. Сиги, которые в российских реках, кроме рек и озер, близкое сообщение с морем имеющих.. не водятся, в Сысоле ловятся изобильно. Налимы, хариусы, окуни, щуки, ельцы, голавли, лещи, плотва, язи, синцы, пескари, угри и вьюны.

Проплыв пять чюмкасов, приехали в Убской погост, составляющий главную селитьбу Убской волости; в коем изрядная церковь пророка Ильи. Тут мы имели случай приметить зырянскую особливую простоту и слепое повиновение к своему духовенству. Ильинский батька не только представлял у них священнослужителя, но еще и прорицателя. От его сказания зависело время сенокосу, жнитвы и прочих крестьянских предприятии.

»
   
Ыб. Погост. Ыбская Вознесенская церковь, 2011 год.                                                                                  

 
За 1825-1835 годы была построена каменная Вознесенская церковь по проекту ключаря Софийского собора г. Вологды иерея П. Иконникова с тремя престолами — Вознесения, Ильи Пророка и Святого Николая-Чудотворца.

Пятьдесят с лишним лет спустя (в 1877 году) на её колокольню подняли огромный — 3384,6 кг — колокол. «Божий глас» привезли в Ыб на огромных санях, причем в сани впряглись и жители села. Поднимали колокол под руководством Федора Петровича Колегова, мастера таких дел. Звон ыбского «Божьего гласа» разносился на 15 верст.

(После революции колокол пропал. Одни говорят, что он утонул, когда его перевозили через Сысолу, или его специально утопили до лучших времен, также как и колокол с пажгинской церкви и который до сих пор лежит на дне Сысолы на пятиметровой глубине.)

В 1858 году открылось училище, в 1860 году его перевели в село Выльгорт.

В 1874 году открылось земское училище, а женское земское спустя 23 года (в 1897) приняло первых учеников.

15 июля 1898 года впервые к ыбским берегам пристал пароход «Механик» усть-сысольского купца А. М. Забоева. Пароход делал рейс до Межадора и обратно в Усть-Сысольск проплыл мимо Ыба 18 июля.
 
XX век 
В 1900 году открылась библиотека.
В 1904 году здесь имелся фельдшерский пункт.
В 1916 году в погостах Вознесенском (Иб), Чулибском и деревнях было 765 дворов, 3493 чел. Тогда же число православных прихожан в Ыбе (из отчетной ведомости Вознесенской церкви) составляло 2164 мужчин и 2334 женщины. Из них 12 человек относилось к духовному ведомству, 36 человек — к военному ведомству, 17 человек являлись разночинцами, остальные были государственными крестьянами.
В голодное лето 1918 года село Ыб оказалось самым хлебным во всем Усть-Сысольском уезде. Газета «Зырянская жизнь» в номере от 27 июня 1918 г, в статье «Ибские буржуи» писала:

«    Разрешение тяжелого продовольственного вопроса нашли в Ибской волости, сделавшейся за последнее время, по расскажи очевидцев, чем-то вроде «толкучего рынка», куда стекаются голодающие люди со всего уезда, привозя с собою… шубы, платки, сарафаны, холст, охотничьи ружья и даже сбрую и плуги. Этот чисто «коммунистический» обмен производится в виду того, что богатые ибские мужички, имея полные амбары хлеба, за деньги совершенно перестали его продавать или заламывают небывалые для местного края цены — от 50 рублей до 80 рублей за пуд зерна.    »
К 1 апреля 1918 года в Ыбе проживало 1954 мужчин и 2055 женщин, в Красную Армию было призвано 85 человек. В волости насчитывалось 5 школ, где обучалось 327 учащихся, преподавали К. В. Головков, П. И. Чеусова, Л. Т. Бронишкова, А. П. Томова, П. П. Захарова, Ф. С. Надуткина, Н. А. Смирнов.
1923 год — в Ыбе в первый раз услышали радио.
В 1930 году в селе Иб (погост) располагались фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, ликпункт, товарищество по совместной обработке земли, сельхозартель, пароходная станция, потребительское об-во, кредитное товарищество, агентство госторга, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции. Школа имелась также в д. Жидачской (совр. Волокул).
В 1939 году закрыли Вознесенскую церковь (в 1956 году её вновь открыли).
13 января 1939 около 17 часов на Сысоле произошло землетрясение. Ощущалось жителями многих населенных пунктов — Ыба, Чукаыба, Пыелдино, Пустоши, Нючпаса (наиболее сильное — 7-балльное).
Житель села Ыб В. И. Беаносиков написал, что в тот вечер, он, будучи 11-летним мальчиком, готовил уроки за столом. Вдруг что-то громыхнуло (подобно звуку выстрела), а затем начал колебаться пол. А утром сообщили, что в деревне Шорйыв в одном из домов треснула печь. Жительница Пажги, М. А. Гуменюк, сообщила, что в тот день после громоподобных раскатов закачался дом и качнулась лампа на столе. Многие очевидцы сообщили, что во время землетрясения выплескивалась вода из кадок, передвигались тарелки на столе.
1940 год — появилась первая автомашина в Пажгинской МТС, Ыб тоже обслуживался.
1964 год — первый телевизор на селе.
В 1965 году к селу были официально присоединены близлежащие деревни Елькерос, Ель, Чулиб, Погост, Серд, Степановка, Вадор, Давдор, Прислон.
1968 год — построена двухэтажная больница из бруса. Образован совхоз «Ыбский», отделён от совхоза «Пажгинский».
1978 год — начато строительство молочного комплекса на 800 голов.
 

                                                                             село Ыб                                                                   
 
1981—1987 годы — введены в строй: контора совхоза в кирпичном исполнении; четыре восемнадцатиквартирных благоустроенных дома, детский комбинат на 140 мест. Покрыли асфальтом дороги по селу. Открыта лыжная база с освещённой лыжной трассой, проведена газификация села (баллоны).
1986 год, 16 октября — открыт краеведческий музей.
1989 год — открыт пансионат для престарелых.
На 2000 год в селе насчитывалось 1227 жителей, 522 хозяйства.
В 2007 году село стало одним из претендентов на включение в «Семь чудес России».
Планируется открытие горнолыжного центра.
 
2011 год, 19 августа, в дни празднования 90-летия Республики Коми в селе Ыб (местечко Сёрд) сдана в эксплуатацию первая очередь Финно-угорского этнокультурного парка. 21 августа здесь прошел первый этномультифестиваль «Ыбица».
  


 
Святые источники и часовни 
Почти в каждой ыбской деревне имелись часовни и святые источники — ключи с целебной водой, причем вода в каждом из которых совершенно разная по вкусовым качествам и минеральному составу. Считается, что до революции в Ыбе имелось 16 святых источников, сегодня пока известны 12.

В Волокуле (местечко Кит-грезд) был источник Преображения Господня («Шор-Спас»), куда после молебна в часовне Преображения Господня обычно шли крестным ходом совершать водосвятный молебен.
В Захарове была построена часовня Спаса Нерукотворного,
В Каргорте имелась часовня Святых Петра и Павла (построена в 1908 году).
В Подгорье (Кируле) была каменная часовня, сгоревшая от молнии, потом поставили деревянную часовню во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Здесь же под холмом имелся святой колодец в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
В Березнике (Шорйыве) имеются источники Святого Николая Чудотворца и Двенадцати Апостолов. По преданию, сам Николай Чудотворец (Мирликийский) явился местному мельнику Бусову в длиннополой одежде и сказал: «А постройте-ка мне здесь дом». Мельник спросил: «Кто ты?», на что услышал ответ: «Завтрашний день». А завтра был в Березнике праздник Николая Чудотворца, в честь которого и была построена вскоре деревенская часовня (в 1732 году) и освящен святой источник. Имеющийся в Шорйыве источник Двенадцати Апостолов (куда стекается вода из 12 ключей) считался чудодейственным.
В Сёрде стояла часовня во имя Казанской Божией Матери (Святого Духа).
В Чулибе под храмом Параскевы Пятницы имелся одноименный святой источник Параскевы Пятницы.
В Погосте на холме, где стоит Вознесенская церковь, располагался святой храмовый колодец.
В Еле имелись часовня во имя Александра Невского (в память о государе Александре III) и источник великомученика Георгия Победоносца. Здесь же был т. н. «Железный источник». Накануне праздника («Егорий весенний») 6 мая в ёльской часовне служили всенощную, окропляли святой водой лошадей. В лесу за Елем имелся также святой источник Святого Феодосия Черниговского (сегодня также есть версия, что там же в лесу находился где-то источник Святого Пантелеймона, местонахождение которого ныне утеряно).
В Мыргаибе имелась часовня Благовещения Пресвятой Богородицы (в Мальцев-грезде), по преданию построенная по случаю небывалого падежа скота в деревне в 1867 году, и был источник Благовещения Богородицы.
В Вадкеросе стояла часовня во имя Воскресения Христова. На «Прокопей лун» (21 июля) население крестным ходом ходило к часовне собирать травы, брать воду из родников (путь крестного хода указывали деревянные кресты). Затем служили водосвятный молебен на источнике Святого Архистратига Михаила и молебен с акафистом в часовне.
Обилие церквей, часовен, святых источников и достопримечательностей делали старинный Ыб настоящим духовным коми православным центром, привлекающим множество паломников. У наиболее популярных источников построены купальни.
 


Достопримечательности 
Святые источники
Свято-Вознесенский храм
Серафимовский женский монастырь
Ыбский историко-этнографический музей (открыт был к 400-летию села)
Выходы отложений юрского периода (белемниты, кости плезиозавров, ихтиозавров)
Шойнаягский могильник (эпоха великого переселения народов, 5 — 6 век)
Чудьское городище 1, 14 век
Чудьское городище 2, 14 век
Лиственница в 2,7 метра в обхвате. 1825 год, д. Погост
Можжевеловое озеро (излечивает от болезней 20 века — астмы и туберкулёза)

  

                                                       река Сысола около села Ыб                                   Река Сысола

 

МИССИЯ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
К концу XIV века в связи со складыванием единого государства резко обостряется борьба 
Московского княжества с Великим Новгородом за северо-восточные земли Пермь, Печору, Югру. 
(Карта «Русь 1240 - 1533»)
Сначала XIII в. опорным пунктом ростово-суздальских князей, а затем московских, обеспечивавшим продвижение на северо-восток, сделался Устюг, который, как клин, врезался в новгородские владения и мешал беспрепятственному выходу новгородцев из Сухоны в Вычегду (великому пути в Югру).

Богатая пушниной вычегодская Пермь раньше всего и стала тем районом, куда устремились сборщики дани из великого княжества Московского (уже с 1333 Иван Калита стал взимать "черный бор" в пользу Орды с Вычегды и Печоры). 
В XIV в. московские тивуны (доносчики) и кормленщики, уже вовсю хозяйничавшие в Коми крае, но еще уживались с номинальными правами на этот край Великого Новгорода [2].

  В стремлении укрепится на берегах Вычегды великий князь московский и владимирский Дмитрий Донской поддерживал проповедь христианства среди коми. Стефан Пермский, вступивший в 1379 на миссионерское поприще с благословения церковных властей Москвы, является не только "апостолом зырян", но и проводником московской политики среди местного населения бассейна Вычегды, а основанная им на Выми Пермская епархия приобрела большое политическое значение, как исходный пункт для распространения московского влияния на Печору и далее за Урал.

  Стефан был, несомненно, незаурядным человеком. Уроженец Устюга, сын одного из низших церковнослужителей местного собора, он очень молодым принял монашество в одном из монастырей Ростова - центра Ростовской епархии, к которой принадлежал его родной Устюг. Подражая просветителям славян Кириллу и Мефодию, он задумал вести пропаганду на родном языке коми, который был ему знаком еще с детских лет ввиду близости Устюга к Перми и постоянных торговых сношений устюжан с пермичами.

  В этих целях в 1372 в ростовском Григорио-Богословском монастыре Стефан составил для коми азбуку [3]. "Тот был Константин, прозываемый Кириллом, философ, который дал славянскую азбуку в 38 букв, а этот сложил числом в 24 буквы, по числу букв в греческой азбуке, одни буквы греческого письма, а другие из пермского языка" (Слово о житии Стефана). 
Обращение к коми на их родном языке значительно содействовало успеху усилий Стефана.
 
  Другим моментом, тоже способствовавшим успеху христианства, было создание местных кадров христианского духовенства из коми, для чего Стефан обучал своих учеников "грамоте пермской", составленной им. При содействии новокрещенов Стефан продолжал работу по переводу богослужебных книг на пермский язык. Введено было и церковное пение по русским образцам. Сопротивление местных сотников и шаманов, опасавшихся потерять свое влияние, с помощью московской власти было сломлено. Однако языческие верования [4] долгое время не были искоренены "и доселе еще повсюду в лесах очень многие из них остаются идолопоклонниками" (Герберштейн. Записки о московитских делах. 1518) [5].
 
  Была основана особая Пермская епархия, во главе которой в качестве епископа был поставлен в 1383 сам Стефан. Центром этой обширной епископской вотчины на Вычегде был укрепленный "владычень город Усть-Вымский" [6], основанный в 1380 (год Куликовской битвы) Стефаном на месте разрушенного им языческого святилища коми - древней «кумирницы» [7]. Здесь стоял "двор владычень большой", в стенах города [XV в.] находились «осадные дворы» (небольшие избы; всего 5 «дворов») крестьян окрестных селений (Ыба, Оквада, Коквиц), которые в осадное время могли разместить беглецов.

  Пермская епархия с первых моментов своего существования сыграла большую роль в освоении Коми края и сделалась исходным пунктом для распространения московской великокняжеской власти на Пермь и прилежащие страны [новгородские волости] - Печору, Югру, Пермь Великую и вытеснения отсюда новгородцев. Пермская епархия в течении всего XV века носила характер полунезависимого феодального владения и пермский владыка выступал с чертами церковного магната, вассала великого князя московского [8].

Река Сысола

  В 1384 Стефан Пермский вернулся в Коми край и принял ряд решительных мер по искоренению язычества [9]. Часть вычегодских коми, кто "непохотел к святой вере быти, отидетеи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои." Стефан основал на верхней Вычегде Ульяновскую Спасскую пустыню, пустыню в Вотче на р. Сысоле. В конце XIV - XV вв. появились Пыелдинский монастырь (на Сысоле), Венденгский (на р. Удоре) и Троице-Печорский (в устье Северной Мылвы).

Вычегодско-Вымская летопись: 
Лета 6892 [1384] приде Стефан от Москвы благословением митрополита и жалованием князя великого Дмитрия Ивановича и бояр его почал строити святые церкви и монастыри. Создана бысть обитель его болшая, потом епискупия на Устьвыми [6] на владычном горотке. Владыко Стефан на Устьвыме создвиг большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила, да манастырские-ж и на Вотче [10] и на Еренском горотке, поставил игумены, и попы и дьяконы в оных.
 
  Из книги историка М. Таскаева "ЫБЬЯС ВЫЛЫН - ЫБ" ("На холмах - Ыб", изд. Сыктывкар 2005): 
Ыб тоже отметился в поездках Стефана Пермского как противник "Христова учения". 
Из известных крупных коми поселений на Сысоле в это время была Вотча (упом. в 1384). 
Ыбская легенда рассказывает, что Стефан плыл в Вотчу (где началось строительство монастырской церкви), когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Произошло это как будто в 1383 г. Лодка (по другой версии, миссионер плыл на большом камне) Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко "Худой деревней" (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в котором большая часть жителей носит фамилию Худоевы).
 
По другой версии, Стефан поднялся на своей лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон (Кубримыльк?) [13] и с его вершины начал читать христианскую 
 
Ибский Серафимовский женский монастырь проповедь (сегодня даже утверждают, что он предрекал появление на этом холме ныне строящегося православного женского монастыря), но население опять таки закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население "худым" и проклял посевы на ыбских полях.
С тех пор будто бы никогда не было урожая в Худой-грезде. Более того, Стефан предрек, что деревня бубет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут [17] 
(по мнению ыбских краеведов, все мужчины Худой-грезда были потом пришлыми).

                                 преподобный Стефан Пермский                                                              
 
  А вот что об этом можно прочитать на сайте USINSK INFO: 
Начиная с 1996 года, ежегодно ко дню кончины просветителя зырян Стефана Пермского 9 мая из города Сыктывкара в Иб выходит крестный ход с иконой святителя. У этой традиции есть древняя предыстория. 
В 1383 году святитель Стефан Пермский, отправившись в погост Вотча вплавь по реке Кончур Шору, пристал на отдых у поселка Ыб. Святитель испросил разрешения построить на холме церковь, но селяне-язычники отказали ему в просьбе и закидали камнями. Стефан прозвал местное население «худым», и с тех пор деревня стала именоваться по-новому – Кудая (Худая), а жители получили фамилию Худоевы. 
Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме молебен и в один день [в 1896] поставили здесь часовню [14]. Деревня же с того момента поменяла свое название, сегодня ее именуют Степановкой.
 
  По легендам, сохранившимся среди местного населения (в частности об этом мне расказывал мой крестный Виталий Михайлович Оверин, а ему дед), Стефан Пермский плыл по реке Сысоле на большом плоту из бревен связанными между собой, против течения в верховья Сысолы, со своим церковным скарбом, свитой и охраной. 
Приставал к берегу, останавливался во встречных поселениях коми, крестил их, ставил кресты и часовни. 
Но далеко не везде его хорошо принимали, в некоторых коми деревнях были очень враждебно настроены к нему "много зла перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры, унижение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему". (Слово о житии Стефана). 
Так в селении Лёк Грезд "Лёк" - плохой (современное село Ыб) 
 
КОМИ — СЫКТЫВДИНСКИЙ Р-Н — ЫБ — ЛЁК ГРЕЗД — 1384 
"И покажется за речным изворотом плот Стефана... 
И вот сойдет Он на берег..." язычники не приняли его и отвергли христианскую веру [15] и Стефан проклял на веки эту деревню и его жителей. 
И говорят, всегда здесь жили худо и бедно.

А вот в погосте Вотча [16], это выше по течению, его приняли хорошо: "Стефан плыл на каменном плоту вверх по Сысоле. Остановился возле села Вотчи. Местное население очень удивилось, увидевши чудо такое. А он сказал, что надо ставить здесь храм, это святое место", - так, по преданию, в Вотчу прибыл Стефан Пермский.

И спокон веков народ здесь жил хорошо и зажиточно: "Проповедуя Слово Божие (на их зырянском языке) отклонил их от суеверий и чародейств и повелел им осушить болота да вырубить Щöд вöр (Чёрный лес)."

Вотча становится центром христианизации сысольских коми, а затем и административным центром (столицей) обширной Сысольской земли. 
Именно с Вотчи начинается описание сысольских волостей в 1586 году.
  
  

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. — Сыктывкар, 2000.
Историко-культурный атлас Республики Коми. — М.: Дрофа, 1997.
М. В. Таскаев. «ЫБЪЯС ВЫЛЫН — ЫБ» («На холмах — Ыб»). История села Ыб. — Сыктывкар, 2005.
http://сыктывкар.рф
Атлас Республики Коми. – М.: Издательство «Дизайн. Информация. Картография». 2001. – 552с.: ил., карт
Республика Коми: Энциклопедия. Том 1. ЫБ, 1997.
Путеводитель «Республика Коми», М., 2004

 

ВложениеРазмер
2349698 (1).JPG178.86 КБ
2349698 (2).jpg164.46 КБ
2349698 (3).jpg75 КБ
2349698 (4).jpg152.16 КБ
2349698 (5).jpg213.45 КБ
2349698 (6).jpg213.85 КБ
2349698 (7).jpg110.83 КБ
2349698 (8).jpg95.59 КБ
2349698 (9).JPG222.68 КБ
2349698 (10).jpg87.5 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

игра в города...

если играть в популярную когда-то игру "города", и если возникает название, которые оканчиваются на "Ы" - игра стабильно замораживается на 10-15 минут :)

Причем, городов типа Алматы, Черкассы, Сумы, Лубны, Афины, Чебоксары, Фивы, Ромны, Канны (а вот еще и Апатиты подсказали)

"Неудобные" слова теперь просто выкусывают из цепочки игры!

вот теперь известны многие Н.П. которые начинаются на "Ы"

первое - это сле ЫБ, 

также есть в Якутии:

 

Ыб - Якутия
Ыгдыр – Турция этот там точно знают
Ызаколь – Казахстан
Ыйван-си – КНР
Ыйджонбу – КНР

Ыйджу – КНР
Ыйнджонбу – КНР
Ыйрен – КНР
Ыйсон - КНР
Ыллымах – Якутия
Ыллюль – КНР
Ымсон – КНР
Ындин – Китай
Ынталы - Казахстан
Ынторсура-Бузэулуй – Румыния
Ынтымак – Киргизия
Ыныкчан – Якутия
Ыныкчанский – Якутия
Ынырга – Алтай
Ырбан – Тува
Ыспарта – Турция и этот
Ытык-Кюель – Якутия
Ыштык – Кыргызстан

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru