Село Новая Смаиль

Село Новая Смаиль расположено в Малмыжском районе Кировской области. Административный центр Новосмаильского сельского поселения. Население составляет около 570 человек,  в основном татары. От районного центра – города Малмыж – до села около десяти километров. Село располагается на вятском притоке – речке Малая Китячка.

    

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В МАЛМЫЖЕ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МАЛМЫЖ - ТУТ!

    
Следует отметить, что Малмыжский край – это стык и пересечение разных народов, культур и религий. Тут вместе проживают татары, русские, марийцы и удмурты. Самые древние обитатели на берегах Вятки – это праудмурты, они были предками азелинских, пьяноборских и ананьинских племен. В доказательство этому  - множество памятников археологии, которые расположены на правом берегу Вятки в Малмыжском, Вятскополянском и Уржумском районах. У этой земли очень богатая история. В 11-12 веках сюда с запада стали проникать луговые мари, которые основали на Вятке Малмыжское княжество. Немного позднее вятские земли попали в вассальную зависимость сперва от Булгарского государства, а потом и от Казанского ханства. 

Село Новая Смаиль

Тюркское население стало появляться на Вятке еще до монгольского нашествия, булгары искали новые торговые пути, поэтому устанавливали на берегах Вятки заставы и укрепленные городища. Но сама Поволжская Булгария пала в 1-ой половине 13-го века от нашествия Батыя. А уже в конце 13-го века нижняя часть Вятки была в зависимости от Казанского ханства. Малмыжское княжество платило ясак казанскому хану, но во внутренние дела марийского княжества татары не вмешивались, была довольно устойчивая религиозная терпимость. Мари и удмурты были язычниками, а татары – мусульманами. 

                                                          прием гостей - открытие СДК в селе Н.Смаиль                             


Массовое переселение татар на Вятку произошло после падения Казанского ханства от войск царя Ивана Грозного (1552 год). Татары бежали от притеснений, от больших податей и повинностей, от насильственного крещения. Как правило, силой татар не крестили (за редким исключением), но зато новокрещенным инородцам (что относилось и к мари, удмуртам и чувашам) давались льготы, снижались налоги, разрешали селиться на удобных местах, около больших рек
В 1649 году царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) подписал «Соборное Уложение». Без того тяжелое положение крестьян стало еще хуже, и тогда трое крестьян: Иштек, Назер, Утэген с семьями убежали на восток - в глухую тайгу из села Старая Смаиль Ципьинской волости (ныне Балтасинский район РТ). Добрались они почти до Вятки – встали на левом берегу реки Малая Китячка. Потом перебрались на правый берег реки. Около этого места -  чуть ниже по течению реки  - было удмуртское селение по речке Китяк.
В первую очередь семьи Иштека, Назера, Утэгена стали рубить деревья около речки Китяк и ставить избы. От плотницкой работы вниз по течению реки поплыли щепки и разный мусор. Это заметили местные удмурты, которые поднялись против течения реки, вверх, и встретились там с татарскими семьями. С тех пор удмурты и татары подружились. Друг к другу стали ходить в гости. Что интересно - удмурты до принятия крещения носили татарские имена и фамилии. Они сохранены по сей день – в фамилиях. Например Камай (Камаев), Тукай(Тукаев), Айтуган (Айтуганов), Ишмат, Сагит(Сагитов), Араслан(Арасланов), Усман, Байтуган, Кельмурза, Ислам , Байзет Ахметзянович.

                                                                       9 Мая - Бессмертный полк                                      

В Пор- Китяке до сих пор живут предки тех первых поселенцев: Куклина Миньямал Гайфутдиновна 1935 года рождения и Куклина Тутия Тукмтамышевна 1923 года рождения.
Также на старом сельском кладбище есть надгробный камень (кабер таш), где арабскими буквами было написано: «Утэген бине Гайса 1773 ел» (то есть тут похоронен сын Гайсы Утэген 1773г.р., дата, конечно, указана по мусульманскому летоисчислению).
Есть несколько версий происхождения названия села, по первой версии: название села в переводе с тюркского означает «Услышал Бог». 
По другой версии: село получило название от имени татарского вождя Исмагила (главы рода), убитого при защите деревни Старая Смаиль (еще до переселения). Его могила находится недалеко от деревни Старая Смаиль в поле – Балтасинский район РТ. Рядом с могилой появился родник, татары почитают это место как священное. 

                                                       Новая Смаиль - конкурс чтецов Корана                              


Село Новая Смаиль расположено на юге Кировской области (56 северной широты, 53 восточной долготы). В 1886 году Новая Смаиль входила в Сардыкбашскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
В 1924 году был образован сельский совет. Волостной центр располагался в селе Большой Китяк. В состав волости вошли: Каменный Ключ, Алдарово, Салкын Чишма, Новая Смаиль, Пор-Китяк, Удм.-Китяк, Новая Коса. Новый Кокуй.
 
В стародавнее время жители деревни активно выращивали коноплю, тогда это была очень важная сельскохозяйственная культура. А поля, где она произрастала называли – киндер басу (киндер – с татарского конопля, например, есть речка Киндерка под Казанью). Из конопли отживали конопляное масло, а из волокон делали веревки, сучили нити, ткали мешковины и т.д.
В 1886 году земельный надел села был около девятисот десятин (900 соток). Урожайность ржи тогда составила 42 пуда с десятины. Население состояло из татар 333 человека, вт.ч. 177  - мужчин, 156 - женщин. Имелось скота: рабочих лошадей – 72 головы, нерабочих -2 головы, коров – 72 головы, мелкого скота – 268 голов (в основном держали коз и овец).

                                                              фестиваль национальных культур                                      


В настоящее время (данные 2010г.) – число жителей села было около 650 человек, татар было 559 человек, удмуртов около 40 человек, марийцев было 25 человек, русских было около 12 человек.
Всего в сельском поселении живет около 1,5 тысячи человек, в СП входит 6 населенных пунктов: татарские – Новая Смаиль, Салкын Чишма, удмуртские – (по речке Китяк) Удмурт Китяк, марийские – Каменный Ключ, Алдарово. Так живут и трудятся вместе граждане четырех национальностей: татары – 795, удмурты – 416, марийцы- 240, русские – 59. Речь в округе - многоязычная. Однако никто из проживающих на территории сельского поселения языкового барьера не замечает. Потому что кроме своего родного языка, многие разговаривают на татарском, марийском и удмуртском языках. Кроме родного языка все владеют русским языком.
Много смешанных браков. До 2005 года торжественно проходили регистрации брака, где русские обычаи были смешаны со свадебными ритуалами татар, удмуртов, марийцев.

Народы, проживающие в нашем округе, имеют богатую культуру, наследие предков, уважительное отношение к обычаям и традициям друг друга, терпимость и дружбу, которые сложились на протяжении четырех веков. Народы знают как религиозные, так и светские праздники друг у друга. Это татарские: «Ураза байрам» (окончание мусульманского поста) и «Гает байрам» (или Курбан-байрам - праздник жертвоприношения), и христианские – Рождество, Пасха, Троица, Петров день.
Национальный праздник татар «Сабантуй» (Праздник плуга) стал интернациональным - любимым праздником всех народов этого сельского поселения.
В средней школе села Новая Смаиль в разные годы проводились фестивали национальностей -  «Дружба народов», «Школьная ярмарка трех республик», «Межэтнические связи в быту, обрядах татар, мари, удмуртов» и с 2004 года «Дни культуры татар, удмуртов, мари».

 

Школьный музей

Школьный краеведческий музей в Малмыжском районе стал хранителем национальных культур. Его посетители попадают сразу в три измерения. Здесь представлен быт татарского, удмуртского и марийского народов. В селе Новая Смаиль (и в сельском поселении) их представители живут вместе многие годы.
                                                           Школьный музей - представители трех народов                             


    
Где находится, как добраться:
Волго-Вятский регион. 
Село Новая Смаиль,  
Малмыжский район, Кировская область, Россия. 
Координаты села:
 56.402820, 50.662224
От Казани можно добраться по Арской дороге (Сибирский тракт). Выезд из Казани через Дербышки, следует проехать Высокую Гору, Арск и Балтаси.
        


________________________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Татарская энциклопедия.
Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга   2, Села, Деревни. 2002 год.
Дороги и тракты Казанской губернии.
Доклад Вятской губернской земской управы с отчётом о расходах по губернской дорожной повинности за 1889 год. - Вятка, 1890.
"Список населённых мест Малмыжского уезда за 1905 год" - ГАКО. Ф.574, оп.2, д.617/5, л.375об.

 

ВложениеРазмер
Село Новая Смаиль335.99 КБ
Село Новая Смаиль326.21 КБ
Село Новая Смаиль74.04 КБ
Село Новая Смаиль126.2 КБ
Село Новая Смаиль55.97 КБ
Село Новая Смаиль194.04 КБ
Село Новая Смаиль345.12 КБ
Село Новая Смаиль113.37 КБ

Комментарии

Отправить комментарий