Село Карино, Нократ

Село Карино, Нократ

Татарское село Карино раскинулось среди невысоких холмов, как бы на дне чаши. С юго-запада на северо-восток его окружают вятские увалы. В Карино их называют «тау» – гора. Каждая гора имеет свое название и легенду: «Фатыма-тау», «Паровой-тау», «Олель-тау», «Мешок-тау», «Кала-тау» (древнее городище), «Ташагар-тау», «Чардак-тау», «Чермш-тау», «Мазар-тау» (место старого кладбища, где имеется древнее надгробие, датируемое январем 1504 г.), «Бигре-тау», «Алма-тау», «Тке-тау».
Карино – самое северное в мире компактное поселение татар. Старинное название – «Нухрат». Слово «Нухрат» в переводе с арабского языка означает серебро. Вопрос о появлении и происхождении данной группы татар вдали от основной массы окончательно не решен. В письменных источниках первое упоминание о нухратских татарах относится к 1489 г., когда после присоединения Вятской земли к Московскому государству, в Москву были призваны именитые вятские люди и арские князья (каринские служилые люди).

 

                                            село Карино, Вятские увалы                  
Село Карино, Нократ
 

В исторической науке существует 2 мнения о появлении татар на землях удмуртов. В 1391 г. татарский царевич Бекбут совершил набег на Вятский край, грабя, убивая и угоняя в полон удмуртов. Арские князья (от названия города Арск вблизи Казани), принимавшие участие в походе Бекбута, остались по праву победителя на вятской земле. 1391 г. считается датой основания Карино.  
2 версия.

В конце XIV в. суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи Кирдяпа владели Вяткой, как своей вотчиной. В сепаратистской борьбе с Москвой они искали поддержки у татар и в 1399 г. в союзе с татарским царевичем Ейтяком взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород. 
Затем, в оплату за этот поход и в целях собственной безопасности, поселили татар в Карино и передали им во владение удмуртов. Описывая данное историческое событие, видные краеведы: А.В.Эммаусский и П. Н.Луппов называют имя татарского царевича по-разному: один – Ейтяк, другой – Сентяк.  На кладбище в Карино сохранился памятник Джиланши, сына Сейдтяка, датируемый сентябрем 1522 г. Может быть царевича, воевавшего вместе с Семеном Кирдяпой, звали Сейдтяк?

Село Карино, Нократ
Бытует и другая версия, которую развил П.М.Сорокин. 
Когда в 1236 г. через Волжскую Булгарию прошла вся монголо-татарская армия под командованием Батыя, завоевав и разрушив ее города, булгары, уцелевшие после побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и другим городам. Источники, в частности русские летописи, не сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары, и сколько их было.

Время диктата Орды является самым темным периодом в истории Руси.  П.М.Сорокин был ближе всех к разгадке вопроса появления на вятской земле «загадочной» каринской народности. 2 его роботы, опубликованные в Вятском календаре за 1897 г. [16, 18], показывают, что ему недоставало лишь малой доли времени, чтобы высветить самую темную страницу нашей истории.

Учитывая тот факт, что город «Нократ Болгары» больше не восстанавливался после разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и ряд памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки нынешних каринских татар, поселившихся во второй половине XIII в. недалеко от устья реки Чепцы.
В исторических документах середины XVI века Карино значится наряду с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Каринского стана Хлыновского уезда, который включал все течение реки Чепцы. По сведениям Дозорной книги Каринского стана Хлыновского уезда (1615 г.), Карино состояло из 3-х погостов: Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово .

Нукратские (Каринские) татары

Деление Карино на 3 крупные единицы:

Верхнее Карино, по местному «Олы ил» или «Югары авыл» (в настоящее время здесь никто не проживает), Нижнее Карино – «Тубэн авыл» и Ильясово – «Ильяс ил», с дополнительными разделами их на «авыл» существует и в настоящее время. Так, Верхнее Карино состоит из Деветьяр и Митюков «авыл», Нижнее Карино – из Араслан, Абаш и Касим «авыл»; в составе последней еще выделяется «Юач авыл».
До сегодняшнего дня в народе сохранилась память о том, что Верхнее и Нижнее Карино делились на 2 части: «би як» и «бычырман як». В «би як» жили князья, а в «бычирман як» (дд.Митюково и Абашево) – бесермяне, зависимое от князей население. Бесермане поселялись отдельными кварталами – аулами, недалеко от своих владельцев.
Вот еще одна ниточка, которая связывает Карино и Волжскую Булгарию. Бесермяне являются потомками Волжских Булгар. Они были магометанской веры, обученные грамоте. Вероятно, что надписи на древних памятниках на кладбище «Мазар зыарат» в Карино принадлежат бесермянам.

Село Карино, Нократ

Первые образовательные учреждения на территории села были образованы в середине 19 в. при мусульманских мечетях, в православных селениях округа в начале 20 в образуются церковно-приходские и земские школы.
Средняя общеобразовательная школа с. Карино расположена на территории Администрации Каринского сельского округа Слободского района Кировской области. Удалённость от районного центра составляет 20 километров, от г. Кирова – 57 км. В селе есть дошкольное образовательное учреждение, библиотека, сельский дом культуры, амбулатория и участковая больница, психоневрологический интернат, ветстанция, 3 магазина, пекарня, лесничество, почта, отделение Сбербанка.

Жители в селе в основном татары и удмурты, но велика доля русских. Много семей образовано смешанными браками.

Юридический адрес школы: 613120 Кировская область, Слободской район, с.Карино, ул.Ленина, д.32
Учредителем школы является управление образованием администрации Слободского района Кировской области, адрес: 613100 Кировская обл. г. Слободской ул. Советская д. 86

 

 

                                              Сабантуй в селе Карино                                                 Село Карино, Нократ

НУКРАТСКИЕ ТАТАРЫ, ВЯТСКИЕ ТАТАРЫ
Нукратские татары являются этнографической группой казанских татар. Название происходит от наименования села "Нократ" (по другому – Карино), бывшего весьма крупным татарским населенным пунктом с укрепленным городищем (упоминается в 1542 г. наряду с городами Вятской земли) – центром Нукратского княжества.
В письменных источниках предки нукратских татар впервые отмечаются в 1489 г. как "арские князья", когда они наряду с Вятской землей были присоединены к Московскому государству.
Нукратские татары состоят из двух основных этнических компонентов – собственно "татар" – потомков "арских князей" и "бесермян". Согласно многочисленным родословным, род "арских князей" в конечном счете восходит к Бачман-султану, предводителю кыпчаков, оказавших упорное сопротивление монголам в 1236 г. в низовьях Волги. Некоторое время эти кыпчаки жили в районе низовьев р. Белой (до конца XIV – начала XV вв.). Затем они проникли на территорию Казанского ханства (возможно, что до прихода Улу-Мухаммеда владели Казанью). Есть некоторые косвенные известия, что представители этого семейства, несомненно, связанного с одним из 4-х основных феодальных кланов Казанского ханства – "кыпчаками", правили и в г. Арске. В бассейне р. Чепцы оказались лишь в середине XV в. (возможно, что еще позже – около 1468 г.).

С ними в указанный район пришли и бесермяне (с последними были и некоторые группы южных удмуртов).
Этническое смешение потомков "арских" (татарских) князей и зависимых от них до конца XVI в. бесермян в конечном счете привело к формированию отдельной этнографической группы казанских татар (численность в 1920-х гг. – около 15 тыс. чел.). Представители этой группы по дореволюционному административно-территориальному делению относились к Словодскому и Глазовскому уездам Вятской губернии (сейчас они входят в состав Слободского района Кировской обл. и Юкаменского, Балезинского, Глазовского районов Удмуртской Республики).

 Рядом с селом находится большой пруд (N58°37.600' E50°18.800').

По дороге в Деветьярово стоит древнее татарское кладбище (N58°37.160' E50°21.280'); некоторые надгробия относятся к началу XVI века. 

Не менее древнее кладбище расположено и в нижнем Карино (N58°36.800' E50°20.820').

Стоит обратить внимание на довольно богатую и разнообразную резьбу в оформлении деревенских домов, что не так уж часто можно встретить в Кировской области.

 

                                   экспозиция в музее аосвященная Отечественной войне             Село Карино, Нократ

Сумерки "серебряного" народа
ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛО КАРИНО
(автор: Алексей Рублев)

В день священного месяца Рамазана 1425 года, а по-нашему – 2005-го, солнце до полудня куталось в ватных комках поднимающейся с земли холодной испарины, а село Карино таяло в густой дымке. Лениво тявкнув на подъехавший рейсовый автобус, здешняя дворняга вопросительно завиляла хвостом, с любопытством разглядывая полусонных приезжих. Немногочисленная толпа моментально растаяла. Шумно втянув кислый мусорный запах обочины, пес исчез в ближайшей подворотне. Я остался один, прислушиваясь к унынию некогда великого татарского села. 

ЧАША АЛЛАХА 
...Грязный, пропитой старик мутно смотрел на доску объявлений. Кроме житейского "купи-продай", была приклеена информация о грядущих местных выборах и какое-то послание на татарском. 
- Ишь, басурмане опять какую-то лебеду написали, – похмельный дед с необъяснимой ненавистью пульнул трехэтажный мат на все пространство пустынной улицы. В царской России хозяева кабаков старались принимать в приказчики, как правило, татар, которые не жаловали спиртное. По Корану, первая капля алкоголя убивает. Сегодня "зеленый змий" убивает всех, свидетельствуя об общем угасании жизни в глубинке. 
Седая красота села открывается с кладбищенских высот Верхнего Карино. Вросшие в землю домишки напоминают восточный орнамент на дне огромной чаши, затерянной в глубине высоких холмов. Акварелевое синеватое блюдце знаменитого карасево -карпового озера добавляет перспективы пространства и воображения. Чаша Аллаха -подсказывает скорый до словесных красивостей журналистский ум. И некогда полная жизни чаша сия наполнилась горечью разочарования. 

Нукратские (Каринские) татары

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ 
В советские годы в селе из многих мини-колхозиков собралось хозяйство с величественным названием "Россия". Светлое имя должно было характеризовать общность и интернацдружбу местных русских, татар и удмуртов. Но в конце 90-х "Россия" обанкротилась, и на ее осколках возник колхоз "Карийский", оказавшийся мертворожденным. Сейчас существует только на бумаге с коллективом из двух работников – председателя и главного бухгалтера. 
В 2000 году из колхоза с 34 процентами паев выделился механизатор Александр Чепюк, основав крестьянско-фермерское хозяйство "Надежда". Фермер арендовал у "Карийского" ферму, гараж и мастерскую. Под началом Чепюка работают около тридцати человек. Зарплата невелика – в период зимней безработицы у механизаторов она редко переваливает за тысячу рублей. Самый тяжелый и оплачиваемый труд на ферме до 3, 5 тысячи рублей. 
– Я абсолютно уверен: 90 процентов успеха предприятия зависит от руководителя. – считает Александр Нестерович. – Но пока особыми наработками похвастаться не могу. Может, жесткости мне не хватает. Кадры на селе тяжело подобрать. Не хватает и знаний. Много вопросов к любимому государству. Я – глава фермерского хозяйства, то есть приравнен к статусу частного предпринимателя, но трудовой стаж мне не засчитывается. Почему? И в трудовую книжку работников запись не имею права делать. Да и законодательство, например, по кредитованию по фермерским хозяйствам, только начинает разрабатываться... 
Основой инфраструктуры села является Каринский психоневрологический интернат. Здесь и бюджетное финансирование покрепче, и свое нехилое подсобное хозяйство. К соседству с больными каринцы за многие годы свыклись, понимая, кому обязаны своим зыбким благополучием. 
– Интернатские – это не дураки, а умалишенные, – выразился в беседе со мной здешний гуманист-механизатор. – Дураки мы, когда напьемся... 

 

                                                экспозиция в местном музее                 Село Карино, Нократ

Село Карино, Нократ

 

ИСТИННО АРСКАЯ КНЯЖНА 
- Мать, не желаете ли сфотографироваться? – спрашиваю я у резво проходящей мимо старушки. 
- Отчего и нет? – соглашается та. 
- Вы – местная? 
- Нет, – отвечает бодрая Амина Ибниаминовна Деветьярова. – Я из Верхнего Карино буду... 
Странно, но до сих пор у пожилых селян осталось деление на свои уделы-поселения. И неспроста. В исторических документах середины XVI века Карино значится с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Карийского стана Хлыновского уезда, включающего в себя почти все течение реки Чепцы. По сведениям Дозорной книги (1615 г.), Карино состояло из трех погостов (княжеских) – Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово. Деление села на 3 крупные единицы существует и поныне: Верхнее Карино (дд. Деветьярово и Митюково), Нижнее Карино (Арасланово, Касимово) и Абашево. Наиболее ранней, арской, считается деревня Деветьярово. Утрируя, получается, что бодрая бабушка является истинно арской княжной! И первосортной княжной – потому что из самого древнего Деветьярова! 
Княжной, пахавшей землю на первых ленинских тракторах и, по словам самой Амины, в годы Великой Отечественной "воевавшей в деревне"... 

ВЯТСКИЕ "КАСТЫ" 
Карино сами татары издревле называли Нухратом (от арабского "нократ" – серебро). Откуда в здешних краях появилось "серебряное" племя, остается загадкой. Принято считать, что из Арска, что недалеко от Казани. 
Арские князья обосновались здесь со своей свитой. Прислуживал им неведомый смуглый народ бессермяне, который был невоинственным и довольно образованным. Из каких этнических групп вылился исторический феномен Карино? Существует версия, что каринцы в основной своей массе -это мусульманизированные пришлыми князьями удмурты, другие указывают на примесь крови волжских булгар. 
- Здесь много тайн, – вздыхает краевед Венера Касимова. – Никаких письменных данных о Карино нет. Так, собираем по крупицам. По языку, по фамилиям. А вот настоящие "арские фамилии" – Деветьяровы, Араслановы, Касимовы, Дюняшевы. Бузиковы, Сипяковы, Миткжовы, Зеленеевы – ближе к бессермянам. Фамилия русского корня – Долгоаршинных. 

Село Карино, Нократ

ТАЙНА ЧЕРНОГО КЛАДБИЩА 
По древнему татарскому поверью, кладбище всегда располагалось за дорогой, которая не пускала неупокоенные души предков чинить невзгоды живущим потомкам. Сейчас, стало быть, могут, ибо путей, ограждающих и кладбище Верхнего Карино, и Черное – Мазар зыярат, нет. 
В былые времена в "город мертвых" не допускались молодые женщины, а мужчинам при входе следовало творить молитву. Нет привычных православному уму столиков 
- любая трапеза на мусульманском кладбище возбранялась. Некоторые заброшенные надгробия-полумесяцы утопают в разросшемся бурьяне. На одном камне нет ни имени, ни дат, сохранилось нестертым только длящееся тире: ... – ... – и больше ничего; сама вечность расписалась... 
На высоком месте стоит величественная черная стела каринцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Но, откровенно, искал я нечто другое. Древнее надгробие в глубине Черного кладбища с непостижимой нашему невежественному уму вязью, живой в камне голос из прошлого. И он прорвался сквозь толщу времени: "Прибегаю к Богу от сатаны именем Бога милостивого милосердного... Всякая душа вкусит смерть, после (вы) вернетесь к нам. Сказал пророк, да будет мир над ним... По летоисчислению в девятьсот девятом, раджаба месяца в конце то было, что (жена Алия) из мира тленного в мир вечности переселилась..." 
- А расшифровал эту могильную эпитафию не так давно ученый из Казани, – рассказывает местный краевед и библиотекарь Венера Касимова. – Памятник датируется январем 1504 года. 
- То есть могила старше города Слободского на год? – соображаю я. 
- Совершенно верно. И что интересно – выбитая на камне эпитафия написана не на арабском, как ранее считалось, а на древнетюркском языке. Эта надпись – не татарская, а бессермянская. 

 

Село Карино, Нократ

УВЯДАЮЩАЯ ВОТЧИНА 
- Да в Карино народ работать разучился, – горячится водитель местной ветлечебницы Виктор Милькин. – В здешней пекарне, например, работают в основном удмурты из соседнего Светозарева. И я сам оттуда же. 
Мнение Виктора, конечно, спорно, но свидетельствует о многом. По жизни и удмурты, и татары друг друга не жаловали. До недавнего времени порицались смешанные браки. Сейчас татары уступают место приезжим русским, деревня Сизево в селе Карино -удмуртская. Да и правоверных мусульман, свято чтящих заветы предков и являющихся сердцевиной татарской общины, осталось наперечет. 
В этом году село потеряло целый 9-й класс. Молодые люди в полном составе подались в город, стали учиться в других местах. 
Относительно недавно опустело горделивое Верхнее Карино. 
В селе, когда-то имевшем 6 мечетей с населением в пять тысяч человек, осталось около девятисот жителей. 

 

ДАТЫ И ЛЮДИ 
* 1909 – в д. Деветьярово с. Карино из г. Слободского в особняк купца-миллионера Сибгатуллы Валиевича Деветьярова был проведен первый в селе телефон. 
* 1914 – открыто почтовое отделение. 
* 1918 – из экспроприированных частных библиотек создана сельская библиотека. 
* 1928 – куплен первый радиоприемник Деветьяровым Низром Батыршиным . 
* 1929 – в селе стал работать врач – Иван Михайлович Бабинцев. 
* 1947 – электрификация с. Карино. 
* 1958 – в Карино появился первый телевизор у Касимова Тухвата Исмагиловича (его сын – Виль Тухватович Касимов впоследствии собрал самый большой в Кировской области телескоп). 

 

Нукратские (Каринские) татары
_______________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
История села Карино
Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998—703 с., илл.
Сайт Википедия.
http://www.narodru.ru/
http://www.geocaching.su/
http://karino.jimdo.com/школьный-музей/

Комментарии

аватар: Кэп

Нократ и устье Вятки!

большая вероятность того, что древний Нукрат (Нухрат) располагался на высоком правом берегу Вятки - около устья, то есть возле Камы, таким образом, либо Вятка получила своё татарское название Нократ от древнего города, либо наоборот, город получил название от Вятки!

В настоящее время на Вятских горах известны несколько городищ и памятников археологии, 

в том числе и на устье - около деревень Грахань и Соколка!

Мало того, Грахань - получила название от казанского хана Сафы Гирея - 

то есть Гирей хан - Грахань!

Там была вотчина  этого хана, а недалеко в Мамадышском р-не есть и Ханское кладбище, о котором уже есть статья на сайте!

Вполне вероятно, что Сафа Гирей не зря основал там личные владения - 

скорее всего там и было древнее городище Нукрат, Нохрат...

аватар: Гость

Нурия

Вятка по-татарски "Нократ". Причем тут "серебро"?

аватар: Гость

Шаморданово

А Шаморданово?

аватар: Кэп

Курганы у Карино

В полуверсте от Верхнего Карино на южном берегу оврага есть возвышение, которое каринцы называют «Кала-тау» – гора-город. Непосредственно за Кала-тау на восток земля называется Берьслан. Жили здесь бесермяне – ирано-тюркский народ, расселившийся из прикаспийских областей вверх по Волге. Спасаясь от татаро-монголов, бесермяне попали в здешние глухие леса, где основали свое городище. Через дорогу, по традиции, устроили погост Мазар-Зиярат. Дорога эта сохранилась и сегодня. А вот народности этой уже нет, она растворилась среди татар и удмуртов. Народ был грамотен, имел самобытную культуру, письменность на основе арабского алфавита. 

На кладбище Мазар-Зиярат в селе Карино недалеко друг от друга высятся два надмогильных метровой высоты одинаковых по форме камня, покрытых древними письменами. В 1960 году казанский ученый Г. В. Юсупов перевел текст эпитафий. Одна из расшифрованных надписей на камнях повествует о кончине женщины по имени Алия в 1504 году современного летоисчисления, другая – мужчины в 1522-м. 

«Для смерти радость настала – наша радость ушла. 

Как будто коварным соколом улетела, не найдется желанный наш. 

Огорчениями оборвал надежды ушедший, даже в печали своей утопая, ушел. 

О, юноша, душа моя не радуется, опечаленный ушедший, о, юноша, отними душу мою». 

Кладбищенские камни в селе Карино – носители тюркско-иранского языка и свидетели высокоразвитой культуры народа, 500 лет назад жившего на каринской земле.

-----P.S----

"Мазар зиарат" 

На кладбище есть памятники от 1400 года, с арабской вязью.
До революции там было два десятка мечетей.
Местные его обходят стороной. Там всего три кладбища. И одно маленькое, буквально 10/10 метров - на нём хороняли людей- "аулия", 
чудотворцев по русски говоря...
Есть мнение , что холмы в этом селе - ни что иное, как курганы.

аватар: Гость

Бик кызык.

Бик кызык.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru