Священные места Башкирии

Башкирские шиханы

В республике Башкортостан есть свои интересные и древние святыни. В древности башкирские племена были почитателями культа Тенгре – бога неба, этот культ был очень распространен среди кочевых тюркских племен. Но уже в 14-15 веках ислам стал проникать на башкирскую землю, стали появляться мусульманские проповедники. В Башкирии много памятных и почитаемых мест, которые связаны с первыми имамами и проповедниками.  

  

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ БАШКИРИИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАШКИРИИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

ОЗЕРА БАШКИРИИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

ПЕЩЕРЫ БАШКИРИИ - ТУТ!

   
Не всегда ислам мог спокойно и мирно распространяться среди башкир, бывали случаи, когда проповедников мучили и убивали язычники, препятствуя распространению единобожия.
Отчасти, священные места связаны с захоронениями святых людей и имамов, которые много потрудились на ниве распространения магометанства (мавзолеи и могильники).
Некоторые сакральные места башкир были почитаемы еще в языческую эпоху, но с приходом ислама – эти места так или иначе стали почитаться уже с точки зрения мусульманской религии, хотя некоторые тенгрианские культы на территории Башкортостана еще сохранились до сих пор.
Также башкиры и местные народы почитают некоторые географические объекты, к ним относятся горы и холмы, священные источники и родники, а также некоторые озера. Про эти объекты мы также упомянем в этой статье.
Некоторые священные места связаны с историей башкир, с жизнью знатных и великих людей, старейшин и вождей башкирского народа (не связанных с магометанством). Среди таких легендарных личностей были даже женщины.
В целом сакральные объекты достаточно интересно освещают историю башкирского края от самых стародавних времен до нашего времени.
 

 

Мавзолей Турахана

Одно из священных для мусульман мест на Южном Урале и в Башкирии – это памятник истории средневековья - мавзолей Турахана. Расположен он недалеко от поселка Чишмы в Чишминском районе РБ (недалеко от других святынь башкирского народа – кладбище Акзират и захоронение Хусейн-бека).   

До сих пор между археологами и историками ведется спор о времени строительства этого мавзолея. Обычно считается, что сооружение построили во времена Золотой орды – в 14-ом веке, но есть сведенья, что мавзолей построен гораздо раньше: в 12-ом или 13-ом веке, то есть либо в домонгольскую эпоху, либо в самом начале монгольского нашествия.
Древние племена башкир в 12-13 веках были в основном язычниками, они придерживались тенгрианства по имени бога небе – Тенгре, и не воспринимали идей монотеизма. В пантеоне древних тюркских племен было множество богов, полубогов и духов, часто даже моление обычным духам заслоняли веру в бога неба Тенгре. Но для язычества такая практика была обычным делом, ибо считалось, что человека больше услышит тот дух или бог, который близко от него, хотя и не такой высокий по рангу.

Мавзолей Турахана
Но уже с 10-го и 11-го века (после принятия Поволжской Булгарией ислама) и в башкирском краю появились проповедники ислама – одним из них был легендарный Турахан.
Биография и жизнь Турахана окружена тайнами и загадками, народная молва считает, что он был прямым потомком Чингисхана (чингизид), и с детства имел особую религиозную одаренность. Потом уже в зрелом возрасте Турахан побывал в Бухаре, где принял ислам, и стал проповедником мусульманства. Несколько лет он кочевал вдоль Иртыша в Сибирском ханстве (около Тобольска), но уже не смог ужиться со своими родственниками по причине того, что основная масса их была язычниками. 
С небольшим отрядом близких родственников и друзей он откочевал в башкирские земли, где занялся проповедью Корана.
Согласно другому мнению ученного  А.—З. Валиди:  Тура-хан происходил из рода  Махмудек-хана  (монгольская династия Шейбанидов).
По третьей версии,  Тура-хан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала и часть Западной Сибири (в те времена башкиры кочевали и в Азии). Впоследствие легендарный Тура-хан был убит в междоусобной войне, что во времена средневековья было не редкостью. 
Ученный П. И. Рычков писал, что до прихода русских и основания города Уфы на его месте  -  был приличных размеров город. Тура-хан жил там зимой. Это т. н. Чертово городище около санатория «Зелена роща» на берегу реки Караидель. А летом Тура-хан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей и могила.
После смерти Турахана он бы захоронен в этом месте, потом над его могилой был возведен мавзолей, и это захоронение всегда почиталось среди башкирского народа. Местные жители помнят многие легенды и предания, связанные с его именем. Многие паломники считают, что тут расположено своеобразное «место силы», где можно получить помощь или исцеление от болезней.
В советское время культ почитания могилы Турахана практически исчез, но в настоящее время сюда снова едут путешественники и паломники.

Где находится, как добраться:
Республика Башкортостан,  поселок Чишмы, Чишминский район.
Из Уфы следует ехать в сторону Давлеканово, после поворота на Чишмы – ехать до поселка Чишмы, от п. Чишмы следует повернуть на дорогу до д. Нижние Термы – следует проехать 12 километров, там будет стоять мавзолей.
       

 

Гора Тратау

Гора Тратау (Торатау или Тура-тау, также Шихан) – уникальный сакральный и священный объект на территории Южного Урала (Башкортостан). 
Гора Тратау – одновременно является памятником природы, культурно-историческим объектом, памятником геологии, одним из чудес России, священной горой башкир, памятником археологии, местом силы.

В переводе с башкирского (тюркского) - Гора Тратау – это крепость-гора или укрепленная гора, а также: гора на которой расположена ханская ставка. Название этой горы могло произойти от укрепленной ставки хана (или иного военноначальника), которое располагалось на вершине этой горы в разные века.
Гора Тратау настолько заметная и одиночная шихан-гора, что в настоящее время является символом Ишимбайского района Башкирии (герб и флаг), а рядом также расположены приметные горы Куштау и Юрактау.
Кроме вышеназванных памятников – эта гора является также и туристическим объектом, на ней тренируются начинающие альпинисты и скалолазы, а с вершины пускаются в полет парапланеристы и дельтапланеристы. Тут установлено несколько лакальных рекордов по продолжительности и длине полетов.
 Гора Тратау – является священной горой для башкир, многие переводят её название как гора-святилище или Бог-гора, а также Гора высшей правды (закона). Гора считалась священной как у башкир-язычников, так и в последствие у башкир мусульман.
В языческие времена башкиры исповедовали тенгрианство, и на этой горе проводились моления и жертвоприношения. 

Гора Тратау
Гора Тратау не такая высокая гора даже по меркам Южного Урала, её высота над уровнем моря чуть больше 400 метров, а над уровнем окружающей местности (река Агидель) – 280 всего метров. Зато отсутствие близстоящих гор заметно выделяет эту гору в окружающем ландшафте.
Гора Тратау – уникальное ботаническое урочище, тут обнаружено и исследовано более 100 видов различных растений, многие из которых включены в Красную книгу РБ.
На западных скатах Тратау имеется несколько маленьких пещер, гротов и карстовых провалов. Дело в том, что основу горы составляют известняки и доломиты, осевшие тут из вод древнего уральского океана, которые под воздействием талых и подземных вод легко промываются и образуют карстовые системы (про пещеры есть легенды).
Недалеко от горы (есть фото) находится озеро Тугар-Салган. А прямо у подножья Тратау бьёт соленый ключ с галогенно-сульфатным минеральным составом.
 Гора Тратау появилась в эру позднего палеозоя (Пермский период) более 240 миллионов лет назад в огромном тропическом море.

Как и остальные шиханы, Тратау — остаток нижнепермского (поздний палеозой) рифового массива, образовавшегося свыше 230 миллионов лет назад в тропическом море (Уральский океан).
   Тратау имеет явную историческую ценность для башкир, в историческом эпосе (шежере) было указано:
«На реке Белой гора Тура-тау известна. Это место его (Турахана) ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа.
В комментариях к шежере Р. Г. Кузеев сообщает, что
о Тура-хане и Тура-тау (гора Тура), которая находится всего в нескольких километрах восточнее Стерлитамака, существуют десятки исторических сказаний и легенд. Предания рассказывают, что Тура-хану подчинялась вся южная и центральная Башкирия (племена Кыпсак, Бурзян, Юрматы, Усерган, Тамьян, Мин и др.) Ставка Тура-хана была, согласно преданию, на неприступной горе, которая до настоящего времени называется Тура-тау.

   

Мавзолей Хаджи Хусейн-бека

По башкирским преданиям – ислам стал проникать на Южный Урал в 7-8 веках, то есть сразу после распространения на Аравийском полуострове. Якобы даже сам Мохаммед посылал в эти края своих учеников, чтобы распространить тут мусульманство и кораническое учение. Однако основная масса башкир в тот период еще была язычниками, и жили родоплеменным строем. 

Большое влияние на распространение ислама в Башкирии оказало принятие ислама в качестве государственной религии в Поволжской Булгарии в 944 году.
Также особую роль в распространении мусульманства сыграли проповедники из Бухары и Багдада, а также тесные торговые связи со странами Азии.
Многочисленные случаи проповеди ислама зафиксированы в 12-13 веках, так именно к 12-му веку относится проповедь и гибель святого Аулии Рамазана (чья могила расположена на горе Аушташ). Но в те года башкиры все еще оставались язычниками.
Начиная с 13-14 веков башкиры уже массово стали принимать ислам, и в тот период первым духовным лидером башкирской земли бы назначен Хаджа Хусейн-бек. В эти края его направили из Туркестана (нынешний Узбекистан), он был определен первым имамом Башкирии, а также духовным судьей. Авторитет Хаджи среди верующих башкир был очень высок, его почитали за святого еще при жизни. Перед своей смертью он совершил хадж по святым местам – был в Мекке и Медине, поэтому к своему имени получил приставку – Хаджа, то есть мусульманин, который совершил хадж. После хаджа авторитет его среди местных последователей ислама еще более увеличился.
А когда Хаджа Хусейн-бек умер, то почитаемой стала его могила.

Мавзолей Хаджи Хусейн-бека
Слава и авторитет его были так велики, что когда на башкирские земли пришел великий завоеватель Тамерлан (Тимур), то он распорядился возвести вокруг захоронения большую каменную гробницу (мавзолей). Также Тамерлан заказал для своего земляка каменную плиту с коранической надписью, по преданию из Туркестана эту плиту везли 12 волов.
По надписи на плите (если перевести с арабского) Хаджа умер 15 сентября 1339 года.
Отряд Тамерлана остался в этом краю на зиму. Климат Урала был такой суровый, что несколько воинов не перенесли зиму и умерли от болезней,  их похоронили тут же около могилы Хаджи, неподалеку от мавзолея. Так на этом месте появилось первое мусульманское кладбище Акзират (с тюркского: «белое кладбище»).
У башкир существуют предания, что около мавзолея происходят разные чудесные явления. Так, однажды в ночное время над мавзолеем засиял столб небесного света. 
Также около захоронения Хаджи Хусейн-бека появился колодец с целебной водой, который также почитался как святой.

 Но со временем и колодец, и мавзолей были разрушены, осталась лишь одна надгробная плита с арабской вязью – сейчас она хранится в краеведческом музее.
В 1911 году по решению уфимского муфтия в честь памяти первого имама – мавзолей был восстановлен, был возведен сферический купол и сделаны ограждения.
К могиле святого и на белое кладбище приезжают паломники-мусульмане из Башкирии и Татарстана, чтобы почтить память первого имама.

 

Целебный источник и гора Нарыстау

У башкир и у всех окрестных мусульман считается священной гора Нарыстау и источник у его подножья. Расположены они в Миякинском районе Башкирии, в очень живописном месте на Южном Урале (село Нарыстау). Место это настолько положительное и благодатное, что сюда приезжают представители всех религий и национальностей.  

Нарыстау – настоящее место силы, которое притягивает всех людей, из Уфы до этого места можно добраться всего за 2 часа. Гора живописно и одиноко выделяется среди равнины, но высота её над уровнем моря около 700 метров, а от подножья – примерно  300-350 метров.
Нарыстау – место паломничества различных людей, тут совершают паломничество мусульмане, чтобы поклониться священному захоронению праведных людей. Тут бывают эзотерики, которые посещают такие места силы для энергетического воздействия на организм. Сюда приезжают уфологии и исследователи неизвестного, якобы на этой горе были наблюдения неопознанных объектов и аномальных явлений. Также сюда приезжают обычные туристы и путешественники, чтобы полюбоваться красотой родного края и набрать целебной воды.                          

Целебный источник и гора Нарыстау
По местным преданиям на вершине горы Нарыстау в 7-8 веках были похоронены двое почитаемых людей — отец и сын, Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они были первыми сахабами - проповедниками, которые принесли в башкирский край мусульманство и проповедь Корана. 
Интересно, что по другой башкирской легенде, на соседней горе покоится не менее значимый для Башкирии человек — это народный герой, батыр по имени Идукай, который защищал башкир от нападений монголов во времена Золотой Орды.
 В настоящее время около могил сахабов-проповедников сооружен черный мемориал  с высеченными на нём именами сподвижников пророка Мухаммеда, на камнях высечены арабской вязью имена проповедников. 
Мемориал расположен внутри белоснежной металлической юрты, выполненной в традиционном башкирском стиле, а купол его украшают три золотых полумесяца. 
Для местных башкир, татар и прочих мусульман – это, несомненно, святое и почитаемое место, куда приезжают паломники.
 Кроме мемориала тут есть смотровая площадка, с которой можно любоваться великолепным пейзажем с горы Нарыстау на долину и пойму реки Дёма, а также на живописные окрестности села Нарыстау.
Самые красивые виды тут в летнее время, особенно когда цветет и зреет луговая клубника, в воздухе разносятся ароматы степных и лесных трав, вольно заливаются жаворонки в вышине над этим благодатным местом.
Местные жители следят за горой Нарыстау, периодически убирают отсюда мусор, облагораживают территорию, сажают деревья вокруг памятного знака.

   

Гора Ауштау, родник Аулия

На Южном Урале в Башкирии находится красивая гора Ауштау, расположена она всего в 15-20 километрах от Челябинской области Гора эта невысокая, но про неё сохранилось множество легенд и преданий. У подножья горы бьет святой ключ, который называется Аулия, и который почитается местными жителями.
Самая известная здесь местная легенда об «Аулии» (о святом Рамазане).

  В те стародавние времена башкиры еще жили родоплеменным строем, в основном они исповедовали язычество (тенгрианство), и не воспринимали другие верования.
В религиозных верованиях башкир главным богом был Тенгре – бог неба, но кроме этого бога в их религии было еще много других богов, полубогов и духов. Эти мистические представления так глубоко укоренились в башкирской культуре, что вначале они никак не хотели воспринять идею единобожия. Поэтому, когда в этот край приходили мусульманские проповедники, их встречали крайне агрессивно, а были случаи – жестоко преследовали и убивали.
Так случилось и на этот раз, когда святой (аулия) Рамазан с караваном путешествовал по этим краям, и проповедовал среди башкир Коран и учение Мохаммеда. И именно в этом месте местным жителям не понравились новые религиозные догмы, они напали на путешественников и убили Рамазана и его друзей.

Рамазану они отрубили голову, но тут случилось чудо – святой взял отрубленную голову в свои руки, а потом поднялся с ней на вершину горы Ауштау.

Гора Ауштау, родник Аулия

Местные люди с большим изумлением поднялись за Рамазаном на гору, и там увидели, как над телом святого человека летали белоснежные ангелы. Так они получили свыше подтверждение, что Рамазан был святым человеком и проповедовал Всевышнего.
После свершившегося чуда у подножья горы Ауштау забил святой родник Аулия.
Тогда башкиры, чтобы загладить свою вину перед Богом, и чтобы не быть наказанными, с великими почестями похоронили святого на вершине горы Ауштау.
Почитаемым с тех времен стал источник с чудотворной водой. Эта вода очень богата полезными минералами, она излечивает многие болезни и недуги приходящих сюда странников.
Среди случаев исцеления - болезни дыхательных путей, кожи, воспаление глаз, по преданию вода даже замедляет старение. А храниться вода из источника может годами!
   Где находится, как добраться:
Республика Башкортостан, д. Старобайрамгулово, Учалинский район.
Координаты для GPS-навигатора:
54.727050 , 59.689100.
Из Уфы следует выехать по трассе М-5 «Урал» в сторону Челябинска, потом следует повернуть направо на Юрюзань, и дальше ехать до деревни Старобайрамгулово.
Гора и святой источник расположены в окрестностях деревни.
Следует отметить, что рядом расположено озеро Аушкуль. С высоты горы Ауштау открываются красивые пейзажи на озеро и окрестные леса.
Высота горы Ауштау от подножья до вершины примерно 240 метров.
На горе кроме могилы Аулии, есть еще одно почитаемое захоронение – святого Диваны.
На захоронениях установлены надгробные камни с арабской вязью.
Практически все, кто посетил эти места, отмечают положительную и светлую  энергетику этой горы и родника. Родник в основном течет весной и в начале лета, к середине лета он почти пересыхает, это следует учесть при посещении горы Ауштау.

 

Мавзолей Бэндэбикэ

В менталитете исламских народов (и, тем более, языческих) женщина, как правило, была существом второго сорта по сравнению с мужчинами. В семье, в обществе, на государственной службе у неё была второстепенная и вспомогательная роль. Тем не мене, даже в среде мусульманской общины появлялись такие женщины, которые могли играть существенную политическую или общественную роль в жизни целого народа (вспомним про царицу Сююмбике в Казанском ханстве). Такой выдающейся и мудрой фигурой среди башкир была легендарная Бэндэбикэ.  

   Бэндэбикэ – реальная женщина, жившая на территории Башкирии (Южного Урала) в 15 веке, а также героиня башкирских легенд и преданий, которая прославилась своей мудростью.
В те смутные времена башкирская нация только формировалась из разрозненных кочевых племен Южного Урала, поэтому между племенами, а также между башкирами и казахами были постоянные стычки и междоусобные войны, которые наносили огромный урон всем народам.
Бэндэбикэ в те времена (как представитель знатного рода) старалась примирить враждующие башкирские племена, а также пыталась заключить длительный мир между башкирами и казахами.
Муж Бэндэбикэ был известным воиноначальником и сэсэном (поэтом-импровизатором) Ерэнсой. Устная литература башкирского народа включает в себя большое количество фольклорного материала, которые рассказывают про эту мудрую семью.
По легендам Бэндэбикэ была пророчицей, так однажды она не отпускала мужа на войну с казахами, так как предсказала, что башкирское войско потерпит поражение от казахов, что в итоге приведет к её смерти.

Мавзолей Бэндэбикэ
Мавзолей (усыпальница) Бэндэбикэ расположен в центральной части Башкирии (Кугарчинский р-н) около села Максютово. Мавзолей (по-башкирски: кэшэнэ) сложен из кирпича-сырца и из обожженного кирпича. Внешние стены покрыты особым видом орнамента, сам памятник архитектуры относится к 15 веку.
Местные жители до наших времен берегли эту усыпальницу как святыню, передавали из поколения в поколение легенды и предания про мудрую Бэндэбикэ.
В советское время (летом 1969 года) мавзолей был детально исследован археологической экспедицией Уфимского университета под управлением ученого Нияза Мажитова. В ходе экспедиции археологи и историки также собирали местные легенды про семью Бэндэбикэ.
Мавзолей построен в виде прямоугольника (примерно 8 на 7 метров) – 1 ярус, второй ярус выстроен в виде октогона (восьмиугольник), а третий ярус – сверху усыпальницы установлен купол серого цвета. Узкий вход в мавзолей украшен небольшой аркой в форме портала чуть выше 2-х метров. Красным кирпичом на стенах выложен орнамент в виде скрещивающихся линий.
Пол внутри мавзолея выложен слабо обожженным кирпичом, а сама усыпальница Бэндэбикэ сделана из обтесанных плит известняка. Внутри могилы обнаружены кости женщины.

 

Могила Мужавира-Хазрата

Еще одним местом поклонения для мусульман в Башкирии является могила святого Мужавира-Хазрата (известен «в миру», как Мужавир Сиражетдинов). Это был великий мудрец, целитель и праведный человек. Он мог прорицать будущее и видел судьбу каждого человека.
(С башкирского Мөжәүир Уйылдан улы Сиражетдинов; в народе известен как Мужавир-хазрет, башк. Мөжәүир хәҙрәт; даты рождения и смерти: 1876г., Бахтигареево (Мансурово) 1-й Бурзянской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии — 28 июля 1967г.).

Могила Мужавира-Хазрата расположена в Баймакском районе Башкортостана.
За честность, преданность религиозным нормам и праведную жизнь Аллах даровал Мужавиру-Хазрату талант целительства. Фактически Мужавир Сиражетдинов лечил больных и страждущих независимо от вероисповедания или национальности, не отказывал в помощи даже атеистам, которых было много в советские времена. Имя Мужавира было известно по всему Советскому Союзу, и к нему приезжали со всего СССР, чтобы получить медицинскую или духовную помощь и напутствие. Многие люди были здоровы физически, но страдали от духовных и нравственным проблем, или не могли разрешить какую-либо жизненную ситуацию.                                                                                Могила Мужавира-Хазрата
Мужавир-хазрат никому не отказывал в помощи, при встрече с больным он заранее видел: от чего страдает человек, что у него болит и как ему помочь. Также помогал он в семейных, учебных и служебных проблемах. За два года он предсказал начало самой страшной войны в истории нашей Родины – это было в 1939 году. Слухи об его предсказаниях стали разноситься народом, и кто-то сообщил на Мужавира в органы. 
За эти предсказания Мужавир Сиражетдинов был осужден на 10 лет тюрьмы. Но и в заключении он продолжал творить добрые дела, при этом помогал даже тюремным работникам.
И вот, через 6 лет заключения Мужавир смог вылечить от страшной болезни родственника одного тюремного начальника, что способствовало его досрочному освобождению. Он вышел на свободу и стал вести прежний образ жизни – помогал людям.
По свидетельствам родственников и соседей: Мужавир-хазрат помог тысячам людей, сюда приезжали из Татарстана, из Москвы, Казахстана, Крыма. Настоящая очередь скапливалась у его дома, люди порой по 2-3 дня ждали очереди, чтобы попасть к известному целителю. Если уходили одни люди, то тут же на их место приходили другие – такое движение народа было постоянно!
Мужавир-хазрат помогал в основном молитвой, часто собственной рукой писал на листочке бумаги суры из Корана и отдавал больным, очень многим это помогало. Люди потом годами берегли эти листочки, как святыни.
Вот, например, одно такое свидетельство об исцелении:
«В 1957 году у моего супруга Ахметзаки внезапно ночью онемела правая рука и с тех пор висела, как плеть. Куда только не обращались, у каких врачей не были, а все без толку, и никакое лечение не помогало. Тогда позвали дедушку Мужавира, — вспоминает ныне уже бабушка Зейнаб Махмутова из Сибая. — Мужавир-хазрат пришел, посмотрел руку и говорит: «Он упал в том месте, где была древняя могила. Даст Бог, поправится». Пошептал молитву, подул, наутро зашевелились пальцы, онемение стало проходить,  а чуть позже и вся рука ожила».
И таких историй в Сибае и его окрестностях очень и очень много.

  

Гора Большой Иремель                                  

 Иремель - священная гора и сакральное место для всех башкирских племен и других народов, которые населяют эти регионы Урала.

Горный массив Иремель одно из самых высоких и крупных горных сооружений Уральских гор. Иремель всегда привлекал внимание путешественников, исследователей и любителей природы, так как отличается своеобразным строением, сложным рельефом, разнообразием растительности и величественной красотой.

Иремель – одно из самых посещаемых туристами мест Башкортостана, но обычно туристы ограничиваются одним днём - подъёмом на Кабан, и следуют по маршруту на Зюраткуль, Кирябинское или Николаевку.

Особая красота рельефа Иремеля достойна того, чтобы исследовать его в течение нескольких дней радиальными маршрутами на Большой Иремель, Малый Иремель, Синяк и Жеребчик.

Иреме́ль (башк. Ирәмәл) — вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная на северо-востоке Белорецкого района и на северо-западе Учалинского района Башкортостана.

Гора представляет собой двухвершинный массив, в состав которого входят:

Большая Иремель с платообразной вершиной Кабан (башк. — стог), высота 1582,3 м;                                              Гора Большой ИремельМалая Иремель, высота 1449,4 м.

Вершины отделены седловинным участком шириной около 1 км и высотой 1200—1250 м.

Протяжённость с северо-востока на юго-запад составляет 12 км, с северо-запада на юго-восток — 8 км.

У подножия массива расположены истоки рек Тыгын, Синяк, Большой Авняр, Карагайка и Тюлюк. Эти реки являются притоками реки Белой, которая также берёт своё начало поблизости за хребтом Аваляк.

Решением Правительства Республики Башкортостан территория, прилегающая к вершине Иремель (включая хребет Аваляк) объявлена природным парком.

Ороним (название вершины) очень древнее, не имеет однозначной этимологии, его реконструируют из башкирского и монгольского языков.

В башкирском языке есть слова по звучанию близкие к названию, например, эремелек, эреме — «заболоченная полоса вдоль реки, занятая густыми зарослями кустарника и леса», ирем — «прямой участок реки». Они вполне могут характеризовать речку Иремель. Возможно, и речка, и гора именуются по недалекому от них горному узлу Иремель.

Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища, рассказывают и о снежных людях, и о людях, живущих внутри горы (чудь, дивьи).

Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом, Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России.

С этим трудно спорить, личные впечатления только подтверждают выше сказанное. Что интересно, гора после подъема подарила не только необычайный прилив сил, но и позволила на вершине делать строго определенные упражнения, все остальное категорически не получилось.
            
Памятка:
Следует напомнить, что у могил святых (и в прочих подобных священных местах) недопустимы языческие элементы почитания, такие, например, как повязывание ленточек (частей одежды), «заряжание энергией», набор земли, камней, цветов и т.д. Следует помнить, что чудеса, исцеления и всякая сила дается только от Всевышнего. Соответственно, молиться нужно только Богу. Люди, приходящие к святому месту должны быть в подобающей одежде (женщины в платочках, в длинных платьях), в таких местах нельзя курить, пить спиртное или сквернословить. Помыслы у человека должны быть чисты.
    
  
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
Памятники истории Башкирии – сборник статей.
Реестр наименований географических объектов на территорию Республики Башкортостан по состоянию на 26.09.2016.
Автор фото: Хафизов Ахат, Анвар Хадиуллин, Расим Халилов, Виктор Неприенко, В. Домрачев, Н. Мохначев.
Сайт Министерства природопользования и экологии РБ.
Урал // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 2: З—О. — 720 с.: ил.
Памятники истории Урала. Энциклопедия краеведа.
Памятники археологии Башкортостана.
 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru