Священные камни Псковской области

На территории Псковской области имеется не менее 130 культовых камней. Вероятно, их число значительно больше, поскольку информация о новых находках продолжает поступать. Часть таких камней пользовалась остаточным почитанием до недавнего времени; кое-где следы этого почитания сохранились и поныне.
Несомненно, что эти камни дошли до нас далеко не полностью, т. к. часть их была уничтожена и смещена со своих мест в первой половине XVI в. (см. грамоты архиепископов Новгорода и Пскова Макария и Феодосия), а часть — из-за полного отсутствия охраны памятников на Руси и до, и после 1917 г. Тем не менее, некоторые сведения о культовых камнях Псковской земли в распоряжении исследователей имеются.
  

 Пушкин камень 
Это гранитный валун в форме дивана. Расположен на восточном берегу озера Локно.

Среди местных ходит легенда о том, что здесь часто бывал А.С.Пушкин по дороге в Михаиловское, что раньше здесь рос огромный дуб, стояла беседка, и знаменитое "Лукоморье" Александра Сергеевича связано именно с этим местом.
 

 

Культовые камни
Камень около Изборска был перенесен с низинки на возвышенность. Кто увидит на нём взлетающего сокола — будет тому счастье.
Особенно подробные сведения сохранились на территории Печорского р-на (западная часть бывшего Псковского уезда). Часто функция культовых камней — лечебная. Таков «Омутский камень» у дер. Кулье, который лежит в воде и по традиции считается старым лечебным камнем, куда после захода солнца приводили детей и водой мыли глаза. Эту воду брали из углубления корытообразной формы, где она собиралась после дождя и от высокой воды. Водой из следа в камне-следовике у дер. Велье также лечились люди, а том числе, лечили и глаза.

В бывш. Островском уезде у дер. Кожино известно было место под названием «могильник». «Замечателен на этом могильнике камень, имеющий наверху углубление в роде окна. В этом углублении постоянно находится вода, которая не усыхает даже и в самые жаркие дни. Воде этой местное население, особенно женская его часть, приписывает целебные свойства, промывает ею глаза и пользуется от других болезней (Н. Быстрое, 1898 г.).
 
У дер. Платоново Порховского р-на в отверстии в камне стояла вода; по словам старух, — святая.
 
У дер. Малые Мильцы — камень-следовик со следом ноги маленького человека — «ангельский следок». В 30-х гг. из него пили «ангельскую воду», собиравшуюся в углублении после дождя. Иногда местные жители рассказывали, что на камне-следовике стояла дева Мария, называли также «следок ангела» или «божий следок».
 
У дер. Заполица в Бежаницком р-не на камне — «божий следок». В том же районе у дер. Свинухи на большом столообразном плоском камне был еще один выбитый в камне «божий следок».
 
Камень у дер. Шитики бывш. Островского уезда связывался обычно с Всеволодом-Гавриилом или Довмонтом-Тимофеем. Место это называлось «Святик» и здесь был «камень высотой около 1 аршина яйцеобразной формы серого цвета. По преданию, св. князь Всеволод-Гавриил проткнул его рукой, и из камня полился источник воды. Теперь источника нет, но отверстие есть глубиною около 5 вершков, и виден отпечаток в форме пальцев руки.
На этом месте есть деревянная часовня, строенная в 1912 г. солдатом. Тимофеем Ефимовым из дер. Мотыльки. По преданию, у колодца был прежде крест. Он и теперь цел. Уцелел квадратный сруб колодца, но воды в нем нет (Анкеты ПАО, 1913).
Более подробные сведения имеются в «Псковских губернских ведомостях»: "При дер. Шитики, по преданию, сохранившемуся у прихожан Гнильского прихода, Св. Великий князь Довмонт-Тимофей вместе с войском своим имел на поле отдых, облокотившись рукою на камень, вследствие чего на камне образовалась впадина, в которой постоянно находилась вода. Многие из окрестных жителей и даже из более отдаленных мест приходят брать из камня воду, чтобы получить исцеление от разных недугов.

Прежде благодарные поселяне на этом самом месте, над этим камнем устроили часовню во имя св. Благоверных князей Довмонта и Гавриила и даже установлено было на означенное место каждогоднее крестохождение из погоста Гнилок в день сошествия св. Духа на Апостолов.

Лет 30 назад, по рассказам, часовня разрушилась, крестный ход, по неизвестной причине, прекратился и самая икона, бывшая в часовне, изображающая на верху св. Троицу, а внизу св. Князей Довмонта и Гавриила, перенесена в Гнильскую церковь, где и хранится до сих пор. Теперь камень обнесен деревянным срубом и тут же поставлен деревянный крест, на котором развешаны крестики, полотенцы, тряпочки и разбросаны деревянные ложки, которыми верующие берут целебную воду. Не взирая на прекращение крестного хода, окружные жители на другой день Духова дня собираются на это место, принося с собою из. храма образ св. Князей для отправления общего богомолебствия, в воспоминание бывшего события, так как в самый Духов день, в память того же, в погосте совершается крестный ход с иконою св. Князей из церкви на паперть для служения общего молебства. Место, где находилась часовня и до сих пор в народе носит название Довмонтика и отстоит от погоста около трех верст по старой Опочецкой дороге (В. Буцевич, 1875).
Есть об этом камне и другие интересные сведения:«…камень с углублением, будто бы продавленным ногою св. Бориса, когда он с братом св. Глебом проходил этой местностью. Предание говорит, что это было во времена нашествия Литвы. Место это называется «Светик». Раньше над камнем стоял крест, потом сделан крытый сруб, а в прошлом 1912 г. выстроили часовню. Народ утверждает, что вода в углублении камня никогда не высыхает" (Анкеты ПАО, 1913). Таким образом, этот наиболее почитаемый в округе камень связывался сразу с несколькими святыми: Борисом и Глебом, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем.
 Относительно подробные сведения сохранились и о культовом камне у дер. Луговка.

«В версте от Святогорского монастыря у деревни Луговка течет узкая мелководная речушка. Местные крестьяне зовут ее по-псковски „Редка“. На правом ее берегу у деревянного мостика ютится небольшая вросшая в землю часовня, строенная лет полтораста тому назад.
 

 

Культовые камни
В Печорах в овраге на берегу речки Каменец лежит Титов Камень.
Так он выглядел 10 лет назад.
От моста до самого входа в часовню по зеленому берегу вьется „путек“ (на местном наречии тропинка). По старинному сделанный на столбиках навес скрывает дверь с четырехугольным окошком; через него опускают в кружку копейки и глядят внутрь. Там большой образ с потемневшими ликами неведомых святых и стол посреди часовни, под ним наполовину вошедший в землю огромный камень с двумя небольшими, словно следы ног, продолговатыми углублениями.

Местные поверья двояким поэтичным вымыслом объясняют их происхождение: здесь, на этом камне, убит недобрыми людьми прохожий; там, где лежала его голова, осталось углубление в камне, сам он весь мало-помалу ушел в землю. И при дороге, за упокой души погибшего, поставили крест, а потом и часовню.
К нам подошел робкий пастушонок. Он заглянул в часовню и, будто увидев что-то внутри, сказал уверенно и решительно: „Божья Мать шла здеся… Тута на камне села отдыхать…“ Ее Святые Стопы оставили нерушимый след. Каждый год, когда „ходят Боги“ (во время крестного хода), здесь поют молебен. Нет сомнения, что Пушкин видел эту часовню и слышал эти наивные легенды» (И. М. Картавцов, 1917).
Есть и другое упоминание: «По дороге из Святых Гор в Воронач, верстах в 2 от него, есть „Луговская головня“, в которой имеются старинные иконы и деревянный престол, а под ним камень с ясным отпечатком маленькой (детской или женской) ноги» (Н. Ф. Окулич-Казарин, 1914).
  
К таким же «именным» камням относится и Ольгин камень у д. Беклеши (Першино). «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут — за деревенькой Беклеши — на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба — продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта считается святою и называется „Ольгиным камнем“. Почему эта громадная скала считается святою и носит имя святой Ольги, — я никак не мог узнать.
Впрочем, в народе существует следующее баснословное предание: „Однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую церковь к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить — и опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: — облегченная таким образом она пришла в церковь еще вовремя. С той поры камень этот стал называться Ольгиным“.
Есть еще другой, следующий вариант этой легенды: „Когда святая Ольга отправлялась на войну с поганью, то несла в „платке“ множество больших камней, на пол-дороге платок прорвался и из него выпал большой камень: именно, тот, который лежит в поле у деревни Беклеши“.
Далее рассказывают, что когда строился мост для С.-Петербургско-Варшавской железной дороги через близлежащую реку Череху, то Ольгин камень сверлили и хотели разорвать порохом, но никак не могли; „видно святая не дала“ говорит народ. Ежегодно во время крестного хода в память святой Ольги из Псковского Троицкого собора в село Выбуты у камня совершается молебствие и открывается небольшая ярмарка. Тут же предполагается со временем устроить часовню во имя святой Великой княгини» (Н. К. Богушевский, 1873, 1879). 

В 1888 г. такая часовня, каменная, действительно была построена на месте «Ольгин камень» Псковским археологическим обществом в память юбилея 1883 г., когда праздновалось 1000-летие рождения кн. Ольги (В. Смиречанский, 1914). В дальнейшем эта часовня именовалась «Ольгин Крест» (Анкеты ПАО, 1913).
 
Крупный валун известен в районе д. Макарино Бежаницкого р-на. В камне вырублены 3 ступеньки. Старики говорили, что на нем была часовня, которая потом сгнила и развалилась. Подобный культовый камень со ступеньками известен в Эстонии у Хагери Руйла (Н. Моога, 1925).
Видимо, еще одна часовня была у дер. Теребош. «На пашне близ деревни Теребош Докатовской волости крестьяне находили черепа и другие человеческие кости. Там же небольшой камень, на котором выбито = СХ. Кроме малого камня есть большой камень на той же сопке 4 1/2 фута вышиной, толщиной, внизу 7 футов, толщина вышины 5 футов. На одной стороне знаки. На вершине камня дыра 4 дюйма глубины и 4 дюйма поперек. По преданию, тут была часовня, сожженная поляками в 1581 г.» (Анкеты ПАО, 1912). На рисунке в рукописи приведены три знака: вытянутый овал, немного изогнутая серповидная фигура и ромб.

Еще один весьма почитаемый камень находится при дер. Меэкси (Мегузица), ныне территория Эстонии. «Более общим и великим почитанием пользуется другой камень, так называемый Лаашкт, Иванов камень, в Иванов день. Камень этот находится при большой деревне Мегузица как раз на лифляндской границе, при ручье Мегузице, недалеко от Новгородка (Нейгаузена). В грамоте Ивана Васильевича Псково-Печерскому монастырю в 1561 г. этот камень именуется Теплым Камнем на кургане при ручье, и служил тогда одним из пограничных знаков. Какой величины был он в то время — неизвестно, но нынешние старожилы говорят, что на их памяти он подвергался неоднократному разрушению… По рассказам старых людей, на этом камне сидели Иоанн Креститель и Апостол Петр, умывали ноги в близлежащем ручейке и обувались. По некоторым, Иоанн Креститель оставил на камне следы своих ступней… К северу от этого камня, за ручьем, на Псковской земле находится часовня, посреди которой под иконой лежит часть этого камня».
 
Далее описывается почитание самого камня, когда накануне Иванова дня к нему стекался народ со всего Псково-Печорского края с дарами: маслом, творогом, лепешками, яйцами и т. п. и далее: «Свеча зажигается на камне, а из кадки обязательно берут ложкой творог или масло и бросают на камень (очевидно, это жертва камню); потом ставят на него или подле него кадку; совершают камню несколько поклонов с крестным знамением и иногда целуют камень», затем масло из кадки раздается нищим, как и старые вещи — «хлам, тряпье, лапти», которые предварительно клались на камень. Отколотую часть камня прикладывали к животу, шее и другим местам, очевидно, с лечебными целями. Примечательно отношение и к мелким частям камня. «В Паниковском волостном правлении года 4 назад разбиралось дело о том, что одна полуверка купила у Чухонца камешек за 25 копеек; соседка ее, заметив его у играющих детей, отняла и отказалась возвратить целиком, а только половину. Она очевидно придавала камешку сверхъестественную силу» (Ю. Трусман, 1890). Видимо, подобное же отношение было к менгирообразному культовому камню у д. Гривки бывш. Холмского у. «Говорят, будто бы в р-не д. Гривок очень дорожат камнем; будто бы кто-то давал им за него 50 рублей, но они не отдали» (Анкеты ПАО, 1912).

 


 

Городище Савкино (Савкина горка)
Савкино (Савкина Горка) — городище в городском поселении Пушкиногорье, Пушкиногорского района Псковской области. Расположено на берегу реки Сороти, в 1 км от усадьбы А. С. Пушкина Михайловское. Территория городища входит в состав Музея-заповедника А. С. Пушкина.
Археологические данные свидетельствуют о том, что поселение появилось тут с IX столетия и присутствовало на данном месте до XVI века, когда во время Ливонской войны местность была опустошена войсками Стефана Батория.

На вершине холма городища расположена восстановленная в XX веке часовня и перенесенные, бывшим директором государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» С. С. Гейченко с других мест, каменные кресты. На гранитном постаменте креста, стоящего около часовни, есть церковнославянская надпись: «Лета 7021 постави крест Сава поп». 7021 год соответствует в современном летоисчислении 1513 году. Сам крест, поставленный на этот постамент, родным не является, выполнен из песчаника и установлен в XX веке.
 
 
Камень с кольцами (Новоржев,р-н)
Расположен на юго - восточном склоне Закатного холма.
Внешний вид: плоская гранитная глыба неправильной формы, около метра высотой, площадь в 2 - 3 квадратных метра, сплошь обросшая лишайниками. Верхняя плоскость довольно ровная и покрыта кольцевидными углублениями. Все углубления примерно одного диаметра, но разной глубины.

Ориентирован приблизительно на северо-запад по большой оси. С юго - восточной стороны три кольца - не все одинаково проработаны, около 30 – 35 см в диаметре, следующий ряд 4 кольца, потом в шахматном порядке они располагаются по три или четыре в ряд. Проработаны по-разному, и некоторые неравномерно по периметру. 8, 9 кольца просматриваются плохо, 10, 11 видны хорошо, потом Камень как бы прорезает волнистая черта , за ней – 5 колец. Явных следов обработки по периметру нет (поверхность гладкая), но верх глыбы явно сколот – плоскость не окатана.
Найден камень в д. Мараморы С.С. Гейченко - бывшим хранителем Пушкинского Заповедника. Камень имеет 12 лунок.
По преданию,польский завоеватель Стефан Баторий вёл какие-то подсчёты, и вырезал кольца. Кроме этого существует множество других легенд, связанных с камнем: от причуд природы до Наполеона. Не исключается и гораздо более древнее происхождение камня.
Этот камень, как и другие камни Псковской области, совершенно не изучен и требует проведения исследований.
 
 
Мегалиты острова Белова
Есть в Псковском озере Талабский архипелаг состоящий из трёх островов: остров имени Залита, наиболее населённый, Талабенец, ныне не обитаемый, и остров имени Белова, больший из трёх, но с населением менее десятка человек. Образовались эти острова, по определению учёных, что то около 12 тысяч лет назад в результате движения с севера гигантского ледника нёсшего на себе миллионы гранитных камней из Карелии. Уткнувшись в каменно песчаную гряду, позже названную Талабским архипелагом, созданную им самим же, обессилел и растаял затопив все низменные места и образовав при этом несколько обширных, но мелководных крупных и мелких озёр.

Всё бы ничего, можно было бы придумать какое то объяснение всем этим «мелочам», если бы не удивительное сходство крепёжных канавок с аналогичными, находящимися за тысячи километров от острова Белова, аж в южной Америке?! Есть в северо-восточной части острова, на самом мысу, почти полностью скрытая землёй и мусором каменная башня из серого гранита, явно местного происхождения, следы обработки, придания камню удобных для строительства форм явно видны невооружённым глазом.

Кто построил и когда? Ни в Псковском городском музее, ни тем более местные жители о башне ничего не знают. Хотя не увидеть её может только слепой. Ниже башни, на берегу, метрах в пятидесяти начинают попадаться сверленные глыбы камня. Диаметр отверстий почти везде один 10-20 миллиметров и глубиной до двадцати и более сантиметров. Есть камни, расколотые по сверлению. Немало камней красного и серого гранита со следами обработки, некоторые с глубокими до 15-25 мм глубиной, пропиленными канавками. Есть большой гранитный камень, от которого словно ножом отрезаны толстые пластины, при этом разрез сориентирован точно север-юг. 
Вокруг острова есть несколько кромлехов. Один из них наиболее интересен тем, что его центральный камень чёрного цвета нижней частью глубоко уходит в почву.
 
 
Городище Врев (Врёв)
Врев (Врёв) — древнее городище, расположенное между городом Остров и поселком Пушкинские Горы  в Воронцовской волости Островского района Псковской области.
На территории городища сохранился холм, на котором в Средние века располагась крепость. Упоминание Врева, как древнего пригорода Псковской земли, встречается в Псковских летописях и связано с его осадой в 1426 году войском великого князя литовского Витовта: «вревичи побиша, а вревич паде не много». В Средние века Врев представлял собой город, в котором имелись храмы и монастыри.

Город Врев входил в число древних псковских пригородов-форпостов в числе таких пригородов-крепостей Пскова, как Воронич, Остров, Опочка, Выбор, Велье и др. Их роль заключалась в защите подступов Пскова с юго-запада. Они играли также роль торговых пунктов, обеспечивающих удобную переправу по торговому тракту из Москвы и Пскова на Литву и Польшу.
С течением времени Врев стал уездным центром. Наиболее значительной достопримечательностью Врева является его погост — обширное кладбище, на котором имеются исторические захоронения.
Также на территории села Врев есть действующее кладбище, большая часть которого находится на длинной продолговатой гряде (бывший крепостной вал) при въезде в село. Кладбище древнее, но старые могилы фактически все уничтожены или не поддаются идентификации. Тут можно обнаружить старые каменные кресты.
На этом кладбище есть примечательные захоронения. Так, на участке кладбища слева от дороги (основная часть кладбища — справа) похоронена ясновидящая Мария Резицкая — «русская Ванга», о которой ходили местные легенды. На той же части кладбища похоронен Степанов Влас. Он был пчеловодом. Его могилу закрывает массивная каменная плита, что свидетельствует об особых почестях, оказанных ему при его проводах в последний путь.

 

Городище Дубков (Погост Дубки)
Городище Дубков — древняя крепость в Новоржевском районе Псковской области, за деревней Вёска (между Вёской и озером Чернозерье).
Дубков располагался на холме высотой 200 м, который сегодня называется Спасской горой. Склоны Спасской горы очень круты и Дубков кажется неприступным для любого по численности врага. На холме со времён крепости сохранился ряд каменных крестов. Городище имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Упоминается в Списке русских городов дальних и ближних. Данные о Дубкове в летописях скудны. Сообщается о ливонских нападениях на него, а также о том, как Иван Великий в 1471 году повелел снять с Дубкова шесть пушек и отправить на борьбу с Новгородом. В последующие века Дубков пришёл в запустение, поскольку в переписи 1674 года сказано «пригород Дубков пуст, один крестьянский двор».
Как сообщает региональный комитет по охране объектов культурного наследия, состояние памятника оценено как неудовлетворительное.
В 15 км от Дубкова расположено городище древней крепости Выбор.

  
Культовые камни
Камень Пеко на территории Псково-Печерского монастыря
Еще один священный Теплый камень был у дер. Малы; к нему, по преданию, собирались волхвы. Там же был священный «Мальский ключ». Рядом с дер. Русский Бор у «Поклонной горки» лежал еще один «Теплый камень».
У дер. Кольцове был т. н. «Водраков камень», которому приносились в жертву цветные ленты, овечья шерсть, орехи, яблоки, хлеб, хворост, последний, чтобы не увязнуть в болоте при сборе ягод. «Среди женщин бытовало поверье о лечебной и дарующей все доброе силе камня» (Л. Зуров, 1937).

Интересный камень был найден у дер. Заречье Псковского р-на. На этом камне было, видимо, когда-то изображение в виде следа ноги, затем растесанное в прямоугольное углубление и на камне был установлен каменный крест. Над камнем стояла деревянная часовня. Затем крест исчез, часовня разрушилась. Вода из углубления считается целебной. Сбоку на этом камне имеется три концентрических квадрата, соединенных линиями. Принято считать, что это поле для игры в «мельницу». Такое, же изображение есть под Изборском на каменной плите у «Труворова креста».


 
Камень-вавилон у Труворова креста в Изборске
У дер. Звенковичи на берегу р. Каменки стоит деревянная часовня, рядом с которой вкопан каменный крест. В нескольких метрах от нее — поклонный камень — большой валун с уплощенной поверхностью. На камень в праздничные дни кладут конфеты, кусочки сахара, яблоки, печенье.
Необходимо отметить также камень у с. Новоселье Стругокрасненского района, который называется «Анастасия»; рядом с камнем была известна резная икона с изображением святой.

На территории соседней Белоруссии у почитаемых камней также ставили кресты, часовни, церкви, устраивали крестные ходы, молились, прося избавить от болезней. Принято считать, что славяне, пришедшие из мест, где не существовало поклонения валунам, заимствовали культ камней у балтов (Л. В. Дучиц, Э. А. Левков, 1989). В Новгородской области следы на некоторых камнях также связывались с Богородицей, Христом, Параскевой Пятницей и др. (М. В. Шорин, 1988). Аналогичная картина известна и на других территориях, в том числе в Прибалтике и до Западной Европы включительно.
Из приведенных данных ясно, что какая-то небольшая часть культовых камней не только сосуществовала с христианством, но и была освящена сооружением на них часовен. Эти камни приобрели соответствующую христианскую направленность — легенды о Богородице, апостолах и христианских святых. Около нескольких камней в часовнях и вне их были установлены иконы; иногда эти иконы, по преданиям, появлялись там таинственным образом. С этими камнями связаны устойчивые поверья об их целительной силе. Возможно, эта их функция в новых условиях являлась наиболее существенной. Как это объяснить? Во всяком случае некоторые из современных авторов на основании новейших исследований и обширного личного опыта приходят к выводу о практической возможности аккумулирования биоэнергии неорганическими объектами и, в особенности, объектами культовыми, в том числе и древними иконами (А. В. Мартынов, 1990, В. И. Сафонов, 1990). Относительно культовых камней необходимо заметить, что они являются классическими терафимами (А. И. Клизовский, 1990), что и подтверждается публикацией в псковской газете «Молодой ленинец» (МЛ, № 5, 1991). Аналогии есть в старинных эстонских сказках Ф. Р. Крейцвальда.
 
  
Псков заветный. Камень Добряк
Алла Алексеева
   Как только мы стали изучать информацию  о культовых камнях Псковского края, сразу нашли  истории и видео о поездках к камню прозванному «Добряк».  Мы уже видели огромный камень «Звончи» на реке Синяя, камень «Чашечник» в Пушкинских горах, Ольгин камень около погоста Выбуты (взорван). Ещё я помнила, как в детстве  отец показывал мне огромный камень в Опочецком районе.  Было понятно, что кто-то сочинил про камень легенду о том, что тот  помогает исполнить заветное желание.  Но увидеть камень очень хотелось, и желание хотелось загадать, мало ли, оно исполнится. Короче, очень хотелось поехать к камню. Но, увы. Нигде не было информации о том, где камень находится. Я мечтала о поездке к камню два года.  


   Мы много путешествовали в эти два года, постоянно накапливая поисковый опыт.  Глаза стали выхватывать из окружающего ландшафта  нужные детали.  Я училась видеть сквозь деревья и кусты, находила приметы, говорящие о том, где раньше жили люди, проходили дороги. Постепенно я менялась, менялось моё зрение. Я видела там, где раньше не заметила бы ничего.
  О камне специально не думала, но не забывала. Однажды среди комментариев нашла заметку о том, что один мужчина камень тот узнал и написал, что в детстве, когда сбегал из школы, то прятался около большого камня, находящегося недалеко от деревни Спасовщина и реки Лочкино. Мужчина писал, что про камень всё придумали, что ничего аномального там нет. Часто они, когда были детьми, жгли у того камня костры.  
Я стала изучать всё, что нашлось в Интернете о деревне Спасовщина.  Нашлось немного. Спасовщина находится в шести км к северо-востоку от села Серёдка рядом с рекой Лочкино. Село Серёдка до 1916 года называлось Маслогостицы, название осталось за железнодорожной станцией, которая стала потом деревней.  Вот и вся скудная информация.
Но есть фортуна – случайная удача.  У Сергея в молодости был друг, родом из Спасовщины. Чудом,  Сергей нашёл  телефон друга, расспросил о камне.  Друг рассказал, что камень найти легко. Нужно найти братское захоронение (указано на карте), недалеко от трассы Псков  – Гдов, не доезжая до реки и  поворота к  дер. Спасовщина . От братского захоронения  идут две грунтовые дороги. Одна дорожка идёт вдоль реки Лочкино, по ней и нужно ехать. Камень стоит на этой дороге. Мимо не проедешь, такой он огромный.  Друг сказал, что имя «Добряк» камню дали недавно. 
  Осень 2017 года выдалась дождливой. Да, не то слово, какой дождливой. Вода в реках поднялась, а солнце не выглянуло ни разу. Дни стояли пасмурные, сырые. У Москвича сломался бензонасос, Сергей  подремонтировал его, но машина всё равно неожиданно глохла.   С поездками не складывалось.  
 
  Камень был огромным, выше человеческого роста. Он был покрыт зелёным мхом, а место вокруг него было очень чистым. Было видно, что туристы ещё не знают этого места. Не было ленточек на деревьях, не было позабытых вещей и пластиковых изделий.  
   Камень стоял на берегу реки Лочкино. Берег реки был крутым. Когда-то течение реки было сильным.  Мощь течения прошла сквозь красный песчаник и проделала в нём овраг с почти отвесными стенами. Потом стены поросли мхом.  Вокруг росли сосны, ели, берёзы, росли другие лиственные деревья и кусты, названия которых не знаю. В Интернете писали о том, что многие деревья в этом месте имеют изогнутый ствол, что свидетельствует о некоторой чертовщине.  Но мы не нашли изогнутых деревьев, а нам довелось видеть сильно изогнутые стволы деревьев. В этом месте встречались деревья с наклоном ствола, такие, словно на них лежала тяжесть и под этой тяжестью они склонили свои верхушки. Так случается, когда долго лежит на деревьях мокрый снег. 
  Камень был огромным, он был намного больше ранее увиденных нами камней. Пишут, что приезжали к камню немцы в В.О. войну и изучали камень и место вокруг него.  На камне были видны трещины. Одна трещина по форме была похожа на крест.
  Путешествуя по Псковскому краю,  мы находили удивительные камни, почитаемые людьми. Эти камни, как зубы дракона, острыми клыками торчат из земли. Эти камни по форме похожи на маленькие скалы.  Один из таких камней нашли в дер. Будник. В камне есть разлом и из разлома идёт запах похожий на запах ладана.  Эти камни настолько необычны, что люди поклонялись им, некоторые камни уничтожали. Так взорвали камень в Выбутах, хотели взорвать камень на реке Синяя.  Для меня эти камни  - древние артефакты, которые непременно нужно изучать.  
  Я нашла в Интернете версии о происхождении таких камней, одна версия мне нравится. Считают, что эти камни – остатки кремниевого леса.  В Интернете пишут о том, что настоящего леса мы никогда не видели, что лес очень молодой. В некоторых заповедниках сохранились деревья, которым по 200 лет, но и эти деревья вовсе не великаны. Пишут о времени, когда на Земле росли гигантские кремниевые леса.  Огромные веточки этих деревьев сохранились в парке Petrified forest national park. Эти веточки превратились в камни самоцветы.
   Мы обошли камень Добряк три раза вокруг.  Я загадала свои желания.  Сергей полез на камень. Я очень боялась, что он свалится с такой высоты. Писали, что у людей кружилась голова.  Но у него ничего не кружилось. Единственное, я заметила, у него появилось желание пошалить, так, словно он стал мальчиком. Он видел, что я очень боюсь за него и хотел меня подразнить.  Мне же хотелось, чтобы он был осторожнее.  
  Потом мы спустились к реке и пошли вдоль берега Лочкино. Река была извилистой, русло образовывало крутые повороты и маленькие полуостровки. Вода в реке была желтовато-коричневой. Деревья стояли в снегу, а вода не замёрзла, река журчала в песчаных берегах.  Было очень красиво. Снег лежал на ветвях деревьев и ветви гнулись вниз, образовывая над рекой белую арку.
  Около воды, на изгибе русла, нашли обгрызенные бобрами ветви деревьев. Следы деятельности бобров были свежими, они только что пообедали.
- Смотри, мы спугнули бобров. – Сказал Сергей.  
 Это место таило в себе столько необыкновенной первозданной Русской красоты, что было необычно именно этим.
 «Какой дивный, сказочный лес»! – думала я, наслаждаясь открывающимся мне тихим диким уголком природы псковского края.   
   Так мы ушли от камня и продвинулись вдоль реки в сторону дер. Спасовщина. 
  
 

Камень, найденный в лесу неподалеку от деревни Урицкое 
Великолукского района Псковской области.
22 сентября 2012 года на сайте «Академии Тринитаризма» было опубликовано письмо Артема Борисовича Каракаева с просьбой сказать, что и на каком языке написано на камне, фотография которого приводится на рис.1. Камень этот, по словам Артема Борисовича, найден в лесу неподалеку от д. Урицкое, что находится в 30-35 км от гор. Великие Луки. Неподалеку от места находки протекает река Ловать, по которой, как говорят летописные источники, проходил путь из Варяг в Греки (1). 


Поскольку камень с надписью найден в Псковской области, можно было предположить, что текст написан на диалектном русском языке, но с использованием знаков архаического греческого алфавита. Еще Ф. Воланский, польский археолог, филолог и эпиграфист в 19 веке писал «…многие Славяне, а именно в России, Сербии и Молдавии употребляют и по сие время эти письмена, и мы имеем полное право спросить: Славяне ли заимствовали у греков или последние у Славян эти письмена?» (2). А наш эпиграфический опыт показывает, что архаические греки говорили на диалектном русском языке, т.е. были также праславянами (3, с.212 - 225), и, следовательно, архаический греческий алфавит можно с полным основанием назвать русским докирилловским алфавитом.
Текст на камне сплошной, слова не разделены, только во второй строке после третьей буквы стоит вертикальное двоеточие, означающее конец фразы. В конце пятой и шестой строки стоит точка, в одном случае внизу, в другом случае вверху. Письмо консонантно-вокалическое. Часть слов написано с выпуском либо всех гласных, либо одной гласной, с выпуском конечных слогов. Нет предлогов. Такой способ написания объясняется желанием поместить как можно больше слов на небольшую поверхность, а также трудностью высекания букв на камне. В тексте 6 строк, которые написаны слева направо и сверху вниз, и 21 слово. Направление чтения определяется написанием букв L (Л) и С, а также Е и Б – все они повернуты вправо. Текст написан разным стилем – наряду с печатными буквами есть буквы, написанные полукурсивом, рядом с обычной по высоте буквой стоит буква маленького размера, или буква находится внутри другой. Одной и той же букве может соответствовать несколько графем, и одна и та же графема может быть написана с вариациями контура. Время написания текста неизвестно. Но по некоторым признакам его можно отнести к второй половине 2-го тыс. н.э. вплоть до 19 века: 1. буква Б выглядит как кирилловская. В архаических греческих алфавитах такой графемы не было; 2. упоминается Бог, скорбящий и оплакивающий - так воспринимали бога после установления христианства на Руси; 3. текст звучит мягко, т.к. в нем много слов с буквой л, а выражение лились слезы, лились, Бог лил звучит совсем по-современному. В более ранние времена могли сказать ери – голосят от ерикать (пск.) – голосить или река – ревет, воет; 4. вместо слов ласить и лихие использованы более поздние формы ласкать и лиходеи.
 
  
СЛЕДЫ ЯЗЫЧЕСТВА НА ПСКОВЩИНЕ
1. Культовые камни. Псковские языческие древности пока не привлекали внимания исследователей. Можно отметить только статью Ф. Д. Гуревич, посвященную себежским идолам 1. Гораздо шире, чем идолы, представлены на Псковщине культовые поклонные камни с изображениями или без них, пользующиеся часто остаточным почитанием местного населения. С этими камнями в ряде случаев связаны предания и легенды. Единственная статья по восточноевропейским культовым камням на русском языке принадлежит А. А. Формозову. Исследователь относит камни-следовики к эпохе бронзы 2. Можно согласиться с автором в том, что изображения следов на камнях появляются в бронзовом веке. Однако это относится преимущественно к контурным изображениям типа следов на камне «Щеглец» и его аналогам в Швеции 3. Камни использовались как объекты культа очень длительное время; реликты этого использования дожили до настоящего времени. Это доказывается, между прочим, находками культовых камней на средневековых курганных насыпях 4.

Сведения о культовых камнях Псковской области (их трактовали также как межевые, путевые и т. д.) рассеяны по самым различным изданиям 5. Специально поисками культовых камней здесь занимались краеведы С. Н. Ильин и А. А. Попов 6. На микрорегиональную связь культовых камней с длинными курганами указывал К. М. Плоткин, основываясь на некоторых данных по северной части Псковской области 7. Автором настоящей статьи проводился сбор сведений о культовых камнях путем опроса местного населения в процессе археологических разведок в Псковской области. Получена также информация от исследователей, имевших какие-либо сведения по данной категории древностей 8.

В настоящее время на территории Псковской области известно не менее 67 культовых камней. Среди них наиболее широко представлены камни-следовики. Они известны в 35 пунктах (рис. 1).

 

Наиболее обычным на этих камнях является выбитое углубленное изображение отпечатка человеческой ступни, как правило, с имитацией обуви, но иногда встречаются изображения босой ступни. Эти изображения в ряде случае сопровождаются углублениями в виде следов животных (рис. 2): конского копыта, медвежьей лапы, овечьего следа. Из других знаков зафиксированы отпечатки человеческой руки, стрелка, черта, котел (?), ключ (?). Среди знаков преобладают изображения следов человека и животных, причем изображение ступни человека почти обязательно.

Легенды и предания, связанные с камнями-следовиками, носят, как правило, характер позднейших наслоений христианского периода. Таковы камень «Ольгин след» у дер. Выбуты, «следок ангела» на оз. Земск и др. Популярность камней была очень велика, поэтому некоторые из них были использованы церковью, и над ними сооружены часовни. Некоторые легенды, может быть, относятся к первоначальному пласту представлений. Так, камень с изображениями двух ступней у дер. Заклинские Горки связывается с отступлением «Литвы» во время войны. Камень-следовик у дер. Зряковская Гора, по преданию, приносил удачу на охоте, так как на человеческий след приходили лоси, медведи и другие звери, где их ждали охотники.

Более цельную картину дают этнографические данные. С камнями связываются лечебные функции. Так, вода из углубленного отпечатка ступни на камне-следовике у дер. Велье использовалась для лечения глаз. Вода из углубления в виде руки в камне у дер. Шитики также использовалась для лечения различных недугов. Камням приносили жертвы. Так, к камню-следовику и священному колодцу у дер. Печки приносили полотенца, платки, деньги; к камню-следовику у дер. Котья Гора — овощи и венки из цветов. Наиболее полная картина почитания камня описана в 1890 г. Ю. А. Трусманом у дер. Мегузицы 9. Это так называемый Теплый камень, некогда находившийся на кургане и имевший изображения двух человеческих ступней. К камню в Иванов день приносили дары — масло, творог, лепешки, яйца. В часовне над камнем совершались молебны, после чего на камне зажигалась свеча и на него бросали в жертву творог или масло. Различные дары, раздаваемые при этом нищим, обязательно предварительно клались на камень или же ими прикасались к нему. Отмечено, что в обряде принимали участие почти исключительно только сету. В Эстонии зафиксирован обряд поклонения камню у дер. Пелси. На камень клали белую и черную шерсть, головы и ноги баранов, убитых там же, у камня 10. 


 
В древнерусском язычестве только одно божество обладало теми функциями, которые присущи камням-следовикам. Это — Велес. В Густынской летописи он упоминается на втором месте после Перуна: «Вторый Волос, бог скотий, бяше у них во великой чести» 11. Идол Велеса упоминается в источниках 12. Камни-следовики, видимо, составляли другую инкарнацию этого божества, по-видимому, занимавшего в древнерусском языческом пантеоне особое место 13.
Размеры человеческих следов на камнях различны — от «детского» 14,5 см (оз. Земск) до 52 см (дер. Новая, Калининская обл.) 14. Следует отметить, что из духов природы изменять свой рост может только леший, который принимает вид «человека огромного роста (с лесом вровень)» 15. Из соотношения, по которому длина ступни человека составляет 15% его роста, при следе длиной 52 см получаем рост 3,46 м («С лесом вровень»). Леший же имеет определенную связь с животным миром: может принимать облик некоторых животных, помогает пасти скот, распоряжается лесными зверями, помогает при охоте. Леший кормит хлебом стадо волков 16. Отпечатки волчьих лап известны на следовиках в Литве и Калининской области 17. Относительно линии соотношения Велес — леший следует заметить, что образ лешего может быть связан с позднейшим переосмыслением имени и функций Велеса. Нечто подобное можно заметить и в образе христианского Власия, который исцелял болезни собиравшихся к нему зверей 18 и во многом заместил функции покровителя скота в уже христианизированной стране. Возможно, что образ Велеса после христианизации подвергся дуалистическому делению.

Более редкие камни-крестовики (их известно четыре) представляют собой выпуклые или углубленные изображения креста на поверхности камня (рис. 3). Обычно с ними также связаны поверья. Крест может взаимовстречаться с другими знаками — ступнями и трезубцем 19.

Чашечные камни представляют особую категорию культовых камней. На них имеются характерные круглые углубления различной величины и в разном количестве. Один из таких камней с двумя углублениями был обнаружен на вершине сопки у дер. Голенищево (рис. 4). Известен один случай взаимовстречаемости чашки со знаками, обычными для следовиков 20. Чашечные камни появляются, однако, раньше следовиков и, вероятно, существуют весьма длительное время 21.
Кроме камней названных типов, известно 24 камня с изображениями козьих рогов, трезубца, круга, рыбы, треугольников, овала, ромба и серпа (?), с углублениями неправильной или грушевидной в плане форм и др. Некоторые из этих камней, как и следовики, использовались как лечебные и жертвенные камни.
 
2. Каменные идолы. Каменные языческие идолы в Псковской земле известны по преданиям, письменным источникам и случайным находкам.
В материалах анкетных опросов Н. Ф. Окулич-Казарина сохранилось одно из упоминаний: «Вблизи города Торопца по Великолуцкому тракту есть так называемая „Поклонная Гора“, где, по преданию, стояли языческие идолы» 22. В рукописи И. Н. Ларионова имеется следующее сообщение: «На высокой Зряковской горе, близ проезжей дороги, еще в недавние времена стоял каменный истукан, высеченный из большого валуна…». С идолом была связана легенда о каменном человеке. У подножия той же Зряковской горы лежал камень-следовик 23.
Сведения Иоганна Давида Вундерера, путешествовавшего по России, опубликованы И. Токмаковым и Ф. Аделунгом 24. Вундерер сообщает, что близ Пскова в конце XVI в. стояли два каменных антропоморфных изваяния: Услад с крестом в руке и Коре, стоящий на змее с мечом в одной руке и с перуном в другой. Послание Памфила 1505 г. упоминает кумирское празднование и идолослужение 25. Церковнославянский словарь Г. Дьяченко знает оба термина: идолослужение — это чествование идолов жертвами, а кумир — это то же, что идол 26. Тот же Памфил «укоряет наместника и прочих йсковских начальников за попущения продолжаться сим развратам» 27.

На 30-е годы XVI в. приходится миссия монаха Ильи по искоренению язычества в Водской пятине. Разрушались храмы, срубались и сжигались священные рощи, бросались в воду камни и проводилось крещение еще некрещеных 28. Не исключено, что в это время подобная деятельность церкви могла иметь место и в Псковской земле, где последнее почитание священной сосны зафиксировано в XVIII в. 29
Наиболее важна в сообщении Вундерера атрибуция языческих богов: в Корее легко узнается Хоре, Услад упоминается Г. Успенским: «Ослад или Услад киевский бог пиршеств, веселия и забав… Кумир сего божества был в числе прочих, воздвигнутых в Киеве и потом низверженных Великим Князем Владимиром I» 30. Функции Услада частично совпадают с функциями Ладо, который стоит в Густынской летописи на четвертом месте: «Четвертый Ладо (си ест Pluton), бог пекелный; сего верили быти богом женитвы, веселия, утешения и всякого благополучия..» 31. Соотно¬шение Услада и Ладо не вполне ясно: одно это божество или два различных.

На городище Савкина Горка, в Пушкиногорском заповеднике, стоит антропоморфная фигура языческого божества, найденная в районе дер. Велье. По очертаниям фигура крестовидная. Голова округлая, руки переданы боковыми выступами. На лицевой части головы выделяются глаза и схематично моделированный углубленными линиями на плоско¬сти нос. В левой руке идол держит крест с округлыми боковыми лопа¬стями (рис. 5, 1). Это, очевидно, Услад.

Хоре в Густынской летописи упоминается в самом конце, однако, стоит в перечне Дажбога, Стрибога, Семаргла и Мокоша 32. Это один из богов Владимирова пантеона 33.
В Псковском музее хранился каменный антропоморфный идол, найденный в ручье Промежица близ Пскова 34 и утраченный в период Великой Отечественной войны. Судя по фотографии 35 идол имел слабо моделированные руки, причем в правой он держал стрелу с достаточно четко выраженным наконечником, а в левой — клинок (рис. 5, 2). По церковнославянскому словарю, перун — это громовая стрела 36. Таким образом, псковский идол — скорее всего Хоре. Очень вероятно также, что моделированный в камне наконечник перуна или громовой стрелы дал название «громовым стрелкам» неолитической эпохи, бытовавшим в качестве лечебно-магических предметов в среде дореволюционного русского населения 37. По сообщению И. Н. Ларионова, в начале XX в. в Пскове еще можно было видеть каменные антропоморфные изваяния, напоминавшие по облику Промежицкого идола. Одно из этих изваяний хранилось в часовне близ Власьевской башни, другое стояло в районе Елиазаровского кладбища на Завеличье. С этими идолами были связаны различные поверья. По сведениям В. И. Михайлова, каменный антропо¬морфный идол высотой 1,2 м находится у дер. Подоржевка 38.
   
Идолы Себежского музея, опубликованные Ф. Д. Гуревич, неодинаковы. Один из них антропоморфный, найден на территории бывшего Идрицкого района, в болоте. Он представляет собой изображение головы человека в остроконечной шапке с меховой опушкой. На лице моделиро¬ваны глаза, нос, рот. Другой идол — Пестун — из дер. Каменец Себежского района представляет собой изображение женской груди. Еще один фаллусообразный каменный идол найден у дер. Жабино 39.
Вертикальный менгирообразный камень у дер. Гривки 40 не укладывается в общую типологию культовых камней не только Псковской области, но и соседних областей. Ближайшие менгирообразные камни известны только на Кавказе и в Закавказье. Это заставляет искать ему другую трактовку. В обкладке этого камня сохранилось 4 валуна; вероятно, их было 5 или 6, так что внешний диаметр обкладки составляет 2,8—3 м. В разрезе камень подчетырехугольный. С ним связано поверье, что если камень будет наклоняться (что с ним часто бывает), то era нужно выравнивать и ставить вертикально. Общая высота камня 2,1 м; вероятно, он был еще выше. До того как камень был сломан несколька лет тому назад, жители находили в нем сходство с человеческой фигурой и называли «солдатом» (последнее ассоциируется с легендой об окаменевшем воине у дер. Зряковская Гора) 41.

Единственным объяснением всех приведенных данных может быть только то, что камень представлял собой основание идола (вероятно, антропоморфного), верхняя часть которого была сколота в период христианизации.
Следы язычества прослеживаются в топонимике Псковской земли — Перынь под Псковом, урочище Яриловка близ дер. Выбуты, дер. Чернобожье в Дновском районе и др.

   

 

Чертов овраг

Еще одним загадочным местом в Псковской области считают так называемый Чертов овраг. Слухи о его коварстве давно тревожат местных жителей. Говорят, что уже до революции в губернских газетах появлялись сообщения о загадочных исчезновениях. Например, в 1928 году там пропало сразу семь человек — бригада лесорубов. В 1931-м был еще один случай, когда в овраге сгинуло сразу девять человек. В 1974 году в «чертовом овраге» будто бы исчезла группа грибников из Ленинграда. Двоих из них нашли спустя неделю. Обессиленные, они ничего не могли рассказать о судьбе своих товарищей. Неужели это место на самом деле такое уникальное? 

    Ерунда все это! Моя тетя и вся ее родня всю жизнь прожили в деревне Рудно, рядом с которой находится этот самый Чертов овраг, и… ничего. Никто там никогда не пропадал и не терялся, до тех пор пока там не заплутал один грибник. Было это относительно недавно — его потом ребята из местного отряда МЧС искали. Конечно, нашли, но прикиньте: человек он пожилой (за семьдесят), поэтому не мудрено, что он потерял дорогу обратно. На беду оказалось, что его сын работает в одном из центральных каналов телевидения.  

Вот это обстоятельство, думаю, и сыграло определенную роль в появлении разного рода нелепых слухов, которые потом подхватила «желтая пресса», а больше всего — сама придумала. Если говорить о настоящих чудесах, то самым известным считается так называемый, «божий камень» в деревне Заянье — это от нас километров тридцать. Глухие там места, но есть своя церковь и этот самый камень. Он выделяется тем, что на нем как бы отпечатана стопа человека. Все ходят и поклоняются ему, и говорят, что исполняет желание. В это я тоже с трудом верю, но уж во всяком случае больше, чем в страшилки про Чертов овраг.

 

ЗАГАДКА КАМНЯ ДОБРЯК
В прошлом номере мы рассказывали о том, как любительница всего непознанного Ангелина из Петербурга собралась в гости к «Добряку» и обещала поделиться с нами впечатлениями от поездки. Две недели от нее не было ни слуху, ни духу. И вот, наконец, долгожданное письмо, содержание которого нас шокировало.

                                    Аномальные зоны и таинственные места Псковской областиАномальные зоны Псковской области

Оказалось, в первые же минуты путешествия какая-то неведомая сила, что называется, вставляла ей палки в колеса. Застрял ключ в двери (пришлось вызывать слесаря), долго не заводилась машина, в стекло автомобиля на полной скорости врезался голубь, едва не спровоцировав аварию. Добравшись до обозначенного нами населенного пункта, она долго блуждала по лесу, и когда, наконец, нашла «Добряка», начало темнеть. Впрочем, фонарик Ангелине не понадобился. Полная луна освещала лесную поляну не хуже деревенского фонаря, и сияние ее показалось девушке «жутковатым». Как выяснилось позже, ее появление в псковском лесу совпало с временем лунного затмения.

- Как и положено в древних ритуалах, я обошла камень три раза, - рассказывает Ангелина. - Впрочем, и одного обхода мне хватало для того, чтобы установить природу этого камня. Его энергетика идентична той, что излучают каменные сооружения знаменитого британского Стоун-Хэнджа и древнего поселения Аркаим на Южном Урале. Если принять за основу версию ученых о том, что эти камни выполняли роль древней обсерватории, можно предположить, что псковский «Добряк» использовался с той же целью. Одного я не могу понять: как это обломок с британских островов появился на Псковщине? Или все эти камни имели общее происхождение? Гуляя по поляне, на которой стоит «Добряк», я заметила еще одну интересную особенность. Ее энергетика чистая и светлая. Сам камень напоминает алтарь, а вокруг растут 12 молодых сосен, как 12 апостолов. Зато в нескольких метрах от «Добряка», где начинается лес, сконцентрированы волны негатива, даже деревья при подходе к поляне имеют характерный излом. Все это признаки энергетики святого места… В возвышенно-мистическом настроении Ангелина пребывала недолго. Когда совсем стемнело, она развела у подножия «Добряка» костер (благо, мест это было обозначено многочисленными туристами), после чего решила забраться на вершину камня и сделать несколько снимков сверху. То ли поверхность исполина была мокрой, а девушка этого не заметила, то ли мысли ее оказались не такими уж невинными, только она не удержала равновесия и с приличной высоты упала на землю. На счастье, связь на поляне хорошо работала, мобильный не был разряжен. Ангелина быстро связалась с друзьями, назвала точные координаты места, и через три часа они уже примчались ее спасать. В больнице искательнице приключений диагностировали перелом ноги, ушиб плеча и множественные ожоги. А потому она уверена – несмотря на всю святость камня и множество легенд, связанных с его исцеляющими свойствами, «Добряк» далеко не каждого к себе допустит. Не ясно по какому принципу камень «сканирует» людей и нейтрализует неугодных, но в том, что это происходит, девушка не сомневается.

Нам повезло больше. После очередного визита на лесную поляну журналисты «Псковской провинции» вместе со знатоком аномальных явлений Виктором Бобровым не только вернулись целыми и невредимыми, но и узнали о свойствах камня много нового. Кроме того, одно из исследований мы проводили сами. Бобров выдал каждому по два биолокационных индикатора (медные проволоки г-образной формы) и предложил обойти с ними вокруг камня. Приборы, которые вели себя вполне мирно в пяти метрах от «Добряка», при приближении к нему словно взбесились. Беспорядочные вращения на огромной скорости напоминали лопасти вертолета за минуту до взлета. Впрочем, Бобров по этому поводу хранил спокойствие. И не такое видал... А вот поведение магнита удивило даже бывалого исследователя. В природе железняк ни под каким предлогом не должен притягиваться к каменной поверхности. Однако наш «испытуемый» в вертикальном положении отлично удерживался на «Добряке». Еще один прибор - дозиметр - показывал превышение естественного уровня радиации вдвое. То есть 26 микрорентген в час при норме 12-14.

Позитивным или негативным воздействием на человека обладает энергия «Добряка», сказать пока сложно. Полагаю, что многое зависит от дозы излучение и индивидуальных особенностей организма. Ведь те же радоновые ванны для одних пациентов являются спасением, а для других - мучением. Кстати, одним из членов нашей ассоциации является парапсихолог - женщина, которая даже на расстоянии чувствует тонкие энергии. По фотографии она определила, что от камня идет тепло, следовательно энергия позитивная. Но утверждать это можно только после визуального контакта. Надеюсь, в скором времени состоится еще одна поездка к «Добряку».

- Значит, все-таки наш камень безопасен для людей, и легенды о его чудесных свойствах имеют под собой реальную почву? - уточнили мы у Боброва по возвращении в Псков.

- Я бы не стал спешить с выводами и тем более превращать «Добряка» в место массового паломничества, - предупреждает исследователь. - Это может привести к крайне нежелательным последствиям. Особенно опасно у подножия камня разводить костры. Когда-то на этом месте проводились обряды и жертвоприношения, которые так или иначе были связаны с использованием биоэнергоинформации. Она фиксировалась и в камне, и в деревьях - в том числе в их листьях, корнях, молодой поросли. Когда отдыхающие на этом месте бездумно разводят костры, они возмущают биоэнергофон и рискуют получить огромную волну негатива со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тонкие энергии действуют скрыто, но очень сильно. Шутить с ними опасно.
В заключение серии публикаций о «Добряке» авторы этих строк честно собирались указать его точные координаты. Но в свете того, что рассказал исследователь аномальных явлений Виктор Бобров, решили этого не делать. Ведь журналисты, как и врачи, должны действовать по принципу «Не навреди».

Перефразируя известное изречение, у каждого своя дорога к камню, и если вам суждено получить помощь именно от «Добряка», вы непременно его найдете. Чудо «работает» только тогда, когда надеяться больше не на что и не на кого. А может быть, вы в состоянии помочь себе сами, без всякой мистики? Стоит только взять ответственность за свою жизнь и перестать чувствовать себя жертвой.

Впрочем, это еще не конец. Недавно местные жители рассказали о том, что напротив «Добряка» - точнее, на противоположном стороне реки Лочка - есть древние пещеры, в которых еще в позапрошлом веке укрывались разбойники. И место это не менее загадочное, чем камень. Как только будет подходящая погода, журналисты «Псковской провинции» отправятся туда в экспедицию и все вам расскажут...

 

 

КАМЕННЫЙ ИДОЛ В ПОРЕЧЬЕ

Жила-была каменная баба...
Возле деревни Поречье Струго-Красненского района стоит каменный идол, которому по сей день поклоняются люди.                                                     Аномальные зоны и таинственные места Псковской областиАномальные зоны Псковской области

Ученые Псковского музея-заповедника случайно наткнулись на него во время археологической экспедиции сорок лет назад. И были поражены не тем, что идол был одет в обычную человеческую одежду - этот обычай древний и имеет аналогии в Древней Греции. Греки облачали свои античные статуи в одежду. К примеру статуе Афины, стоявшей на афинском акрополе, ее меняли раз в году. Ученых поразил сам факт поклонения современных людей идолу. С тех пор никто из работников музея в тех краях не был. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анатолий Александров предложил мне вместе отыскать этот самый идол, называемый в народе Маковей. Честно признаюсь, скептически отнесся к его затее. Зная нынешнее отношение современных людей к историческим памятникам, тем более, находящимся в глуши, мне представлялось путешествие во времени абсолютно бесперспективным: идола либо разбили, либо утянули на чью-нибудь дачу. Но Анатолий Алексеевич был полон оптимизма, который опирался на многовековую, неписаную традицию, которая предостерегала делать дурное культовым камням, ибо жестокое наказание обязательно настигнет виновного.

Все, что мы знали о каменном идоле - что стоит он вблизи деревни Поречье. И без помощи местных жителей этой деревни нам было не обойтись. Однако, мой спутник предупредил - велика вероятность того, что они не пойдут на контакт. Объяснение, почему селяне всегда неохотно говорят о «своих» идолах, очень простое - речь идет об их маленькой, деревенской магии. Знать о ней посторонним - не нужно.

Волею судьбы в деревне первой на глаза попалась Виктория Иванова, работавшая у себя в парнике. Она не стала отрицать очевидное - существование идола, но по-быстрому спровадила нас: «за справками» к соседям.

- Мы не местные. Живем здесь только двадцать лет. Ничего об идоле не знаем, - сказала хозяйка, провожая нас быстрым шагом до калитки.

Другая жительница деревни - Алла Громова - тоже оказалась несловоохотливой:

- Я не коренная жительница. Здесь жила моя бабушка с тетей, к которым я каждый год с первого класса приезжала на каникулы. Каменный идол меня тогда не интересовал. А теперь и спросить уже некого - все перемерли…

Но мы не унимались и продолжали наперебой задавать вопросы. В результате выяснили много интересного. Во-первых, каменный идол называется вовсе не Маковей, как записали с чьих-то слов 40 лет назад ученые, а Каменная баба. Маковей - это деревенский праздник, отмечаемый в Поречье в Медовый Спас - 14 августа. Накануне этого дня жители варили брагу, пекли пироги, накрывали столы для приглашенных со всей округи родственников, друзей, знакомых. Днем отмечали праздник по избам, а вечером выходили на гулянье. Во-вторых, рядом с Каменной бабой, согласно молве, похоронена женщина по имени Анастасия. Она была верующей.

- К Каменной бабе приходят и приезжают на машинах люди. Просят у нее исцеления, подобно как в Петербурге идут к могиле Ксении. Оставляют амулеты, косынки, ленточку, денежку, - призналась Алла Михайловна и объяснила, как проехать к идолу.

Уже через несколько минут нам открылся утраченный, но не затерянный мир стройной языческой системы мировоззрения нашего народа - предков современных русских. Каменную бабу окружает оградка. Внутри оградки растет гигантский клен, под которым и стоит идол. Напротив идола - деревянный православный крест. На оградку и клен повязаны ленточки. Анатолий Александров снял с идола косынки и внимательно изучил. В отличие от меня, человека - не чувствующего тонкий мир, он ощутил сильнейшую энергетику, идущую от камня. Мы совсем не удивились, что мобильная связь здесь не работала, хотя в 20-30 шагах наши телефоны вдруг прекрасно стали ловить своих сотовых операторов.

Можно с удовольствием прикоснуться к чужой тайне людей, жившей на этом месте сотни лет. Но стоит ли приезжать к Каменной бабе не туристом, а в надежде на исцеление, если мы не знаем и не понимаем алгоритм работы идола как части языческой, культовой системы? Не зря же в Псковской области существует деревенское поверье - банально не садиться в поле ни на какие камни. Но идол - это, к тому же, не просто камень…

 

 

ЗАГАДОЧНЫЙ ВАЛУН
Алтарь Гипербореи или обычный валун? 
Краеведы утверждают, в лесу на окраине Рощино стоит самое настоящее святилище древних язычников. Два валуна в виде кресла и третий - жертвенный камень.

Всё вместе - загадочный комплекс, назначение которого ещё предстоит выяснить. Если предположения подтвердятся, историю Рощино придётся серьёзно пересматривать, считают первооткрыватели каменного трона. Впрочем, древние хроники и топография подтверждают, подобному алтарю здесь самое место.

Святилище ориентировано строго по сторонам света, камни стоят на вершине высокого холма, недалеко река, по которой в старину проходил важный торговый путь. Водной магистралью пользовались, в том числе викинги. Они-то, скорее всего, и оставили после себя таинственные камни, уверены краеведы.

Впрочем, ученые уверенности энтузиастов пока не разделяют. Камни сильно повреждены во время войны. Чтобы доказать, что это именно святилище, нужны серьёзные исследования.

Автор находки краевед Станислав Друзяк. 
Сам Станислав считает, что это - легендарный "Трон Одина", алтарь древних язычников, получивший широкое распространение на Севере. Их часто связывают с мистической Гипербореей - працивилизацией, якобы существовавшей на северо-западе Евразии в дремучие времена, а затем исчезнувшей, подобно Атлантиде.

Загадочные капища - камни-следовики, камни-чашечники, сейды и лабиринты находили на Карельском перешейке и раньше, но таких, как этот еще не было, говорит исследователь. Комплекс стоит посреди леса на вершине высокой круглой сопки. Сам трон - это два больших валуна, поставленных под прямым углом друг к другу. "Спинку" видно хорошо, а вот "сидение" ушло глубоко в землю - чтобы найти валун, Станиславу пришлось разгрести мох и елочные иголки. И тогда выяснилось: трон ориентирован строго на восток.

В древнем представлении восток - это жизнь, запад - смерть. Именно поэтому позади самого трона, строго на западе от него, находится второй камень - приземистый и плоский. Это - жертвенник, уверен Станислав. Когда-то именно на этом камне людей и животных лишали жизни, чтобы умилостивить суровых северных богов.

Конечно, на первый взгляд камни выглядят обыкновенными лесными валунами. 99 из 100 пройдут мимо, не обратив на них никакого внимания. Но вот Станислав Друзьяк оказался тем 100-м, который заметил: странным образом на капище ничего не растет, кроме мха - кругом заросли черники и брусники, а вокруг камней - голая земля, усыпанная хвоей.

Стал присматриваться внимательнее, приложил компас. Окончательно уверился в том, что это сакральные камни, когда счистил мох и обнаружил на жертвеннике загадочные руны - они высечены прямо в гранитной поверхности. А на спинке трона нашлись следы солярного символа - полустертый круг. Кроме того, трон испещрен линиями, которые вряд ли имеют природное происхождение, уверен краевед. К сожалению, трон сильно пострадал во время войны: прямо в древние камни прилетели два снаряда, о чем свидетельствуют глубокие щербины в граните и осколки, разбросанные вокруг в изрядном количестве. Здесь же, прямо около трона, мы отыскали две стреляные советские гильзы - судя по всему, стрелок использовал трон в качестве укрытия.

 

ТРУВОРОВО ГОРОДИЩЕ
Труворово городище                                           Аномальные зоны и таинственные места Псковской областиАномальные зоны Псковской области
Изборское или Труворово городище устроено на высоком мысе с довольно крутыми склонами при впадении ныне безымянного ручья в озеро Городищенское, связано системой вод с Псковским озером, а через него с Балтикой. Площадка городища имеет подтреугольные очертания размерами около 1 га и в дошедшем до нас виде с напольной стороны защищена валом высотой до 6 м и рвом, глубиной около 3 м. Возвышается городище над озером на 44-45 м.

Первое поселение на Труворовом городище возникло не позднее рубежа VII-VIII веков. С момента основания оно носило ярко-выраженный ремесленно-торговый характер, а состав населения отличался этнической пестротой. Изборск этого периода — протогород, являющийся племенным центром одной из групп славян-кривичей, площадь его составляла около 6 000 кв. м. Поселение было укреплено двумя валами — дугообразным, сложенным из очень плотной глины и камня, с напольной стороны, и небольшим в мысовой части. В средней части поселения была устроена площадь, округлая в плане, диаметром около 25 метров. Предназначалась она для племенных собраний (вече), культовых, языческих празднеств и гаданий. Жилые постройки располагались кучно и бессистемно, что весьма характерно для славянских поселений второй половины I тыс. н. э.

В первой половине X века после сильного пожара в Изборске были проведены большие строительные работы, существенно и изменившие облик и топографию поселения. Его территория увеличилась до 1 га и была поделена на две части. Мысовую часть с вечевой площадью занял детинец, который по периметру был обнесен мощеной оборонительной стеной. Есть все основания полагать, что в детинце Изборска располагались представители княжеско-племенной верхушки и дружинное сословие.

К детинцу вплотную примыкал окольный город, с напольной южной стороны защищенный уже каменной стеной. В домах окольного города жили преимущественно ремесленники — бронзолитейщики и ювелиры, косторезы и мастера по обработке камня, плотники и столяры и, вероятно, кузнецы.

Таким образом, к середине X века Изборск из племенного поселения, протогорода и центра псковских кривичей превратился в раннесредневековый город с двучленной социально-топографической структурой — княжеско-дружинным детинцем и ремесленным посадом.

К концу XI века Изборск превращается в пограничный город-крепость, становится форпостом на западных рубежах Новгородско-Псковской земли. Двучастное строение города становится не нужным, детинец ликвидируется и по периметру всего поселения сооружаются мощные каменные крепостные стены. На мысу Изборского городища была построена мощная каменная башня. С крепостной стеной она составляла единый комплекс, и строились они одновременно. В плане башня имела форму шестиугольника, каждая сторона которого равнялась 6 м, а поперечник башни — 10 м. Рядом с башней в стене крепости был устроен скрытый лаз, который давал возможность защитникам устраивать неожиданные вылазки во время осады.

В XIII веке Ливонский орден, сложившийся в Юго-Восточной Прибалтике неоднократно пытался расширить свои владения за счет земель Северо-Западной Руси. Изборск первым вставал на пути рыцарей-завоевателей. В 1232 году Изборск был захвачен меченосцами внезапным нападением, но вскоре был отвоеван псковичами. В 1240 году, после крупного сражения, оказался в руках немецких феодалов, а в 1242 году, после знаменитого Ледового побоища, вновь вошел в число русских городов. В 1262 и в 1289 годах ливонцы вновь пересекают западную границу Руси, и опять на их пути встает город-крепость Изборск. Набеги ливонцев на Псковскую землю ускорили процесс строительства более мощных каменных крепостных сооружений в приграничных городах. Изборская крепость, построенная в XI веке, уже не отвечала условиям обороны этого времени и в 1330 году Изборская крепость была перенесена на новое место, на Жеравью гору, в 0,4 км южнее прежней.

 

Труворов крест

Перед въездом на Городище стоит большой каменный крест, называемый Труворовым.                        Аномальные зоны Псковской области

Высота его наземной части 2,36 м, расстояние между краями горизонтальных концов 1,42 м, толщина 0,21 м. Вырублен он из известняковой плиты. Форма креста своеобразна: два боковых и верхний концы слегка расширяются от центра к краям, а нижняя часть не имеет расширения, ее стороны почти параллельны. Надпись на кресте - "ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА" (т.е. Царь славы Иисус Христос Ника) - традиционна для каменных кре­стов Русского Северо-Запада. В средокрестии вы­сечен восьмиконечный крест на подножии.

Размеры креста, возможно, и породили легенду о том, что он установлен на могиле Трувора, пришедшего в 862 году с братьями Рюриком и Синеусом княжить на Русь. Согласно летописи Трувор княжил в Изборске два года  и умер в 864 году.

По палеографическим особенностям и своей форме крест датируется XIV – XV в. Достаточно очевидно, что крест не имеет отношения к Трувору, это – памятный крест, поставленный изборянами при въезде на старое, заброшенное городище, напоминание о первоначальном местоположении древнего города.

Рядом с Труворовым крестом лежат плиты с процарапанными геометрическими фигурами. Наибольший интерес представляет правильный квадрат с двумя меньшими по величине, вписанными в него. Стороны квадрата соединены между собой черточками. Возможно, эта плита служила оригинальной доской для игры в «мельницу», весьма распространенной в средневековье. На другой Изборской плите высечены фигура в виде лестницы и небольшой треугольник. Смысл этих рисунков пока выяснить не удается.

Вавилоны
Рядом с Труворовым крестом лежат плиты с высеченными на них геометрическими фигурами, среди которых - правильный квадрат с вписанными в него двумя меньшими по величине квадратами, соединенными между собой.

Название «вавилоны» восходит к библейскому преданию о попытке постройки в городе Вавилоне башни «до неба». Главный храм древнего  Вавилона действительно  представлял собой ступенчатую пирамиду, в плане она представляла собой вписанные друг в друга квадраты.

По одной из  версий вавилоны – это знаки, которыми пользовались зодчие при разметке зданий. Другая версия говорит о том, что  эта плита могла служить  доской для игры в «мельницу», весьма распространенной в средневековье.

На другой плите высечены фигура в виде лестницы и небольшой треугольник.

 

 
_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
А.А. Александров. Культовые камни Псковской земли: язычество и христианство // Земля Псковская, древняя и современная. Псков, 1991
http://pechori.ru/seto/kultovye-kamni-pskovskoj-zemli-yazychestvo-i-xristianstvo/
сайт Проза.ру  - автор Алла Алексеева.
Каракаев А.Б. Уникальные камни Псковской области// «Академия Тринитаризма», М., Эл.№ 77-6567, публ. 17665, 22.09.2012.
Гуревич Ф. Д. Каменные идолы Себежского музея.— КСИИМК, 1954, № 54, с. 176-179. ↩
Forrer R. Urgeschichte des Europaers. Stuttgart, 1908, S. 302; Historiska Nu- hetter. Stokholm, 1976, 3, S. 31. ↩
У дер. Мегузицы: Трусман Ю. А. Полуверцы Псково-Печерского края. — Живая старина. Отд. этнографии. СПб., 1890, вып. 1, с. 41; Тайлово: (Заборовский А. А.). Доклад члена Псковского Археологического общества А. А. Заборовского на заседании 29 октября 1899 г.— Журнал заседаний ПАО 29 ок¬тября 1899 г. Псков, 1899, с. 8; Теребош: Древлехранилище Псковского музея-заповедника, ф. ПАО, 1912, д. 2003, л. 560. ↩
Ушаков Ф. А. Описание древних городищ, городцов, курганов, валов, каменных крестов, мостов и камней с от¬печатками разных предметов, сохранившихся в Псковской губернии. Псков, 1897, с. 14, 19, 23; Окулич-Казарин Н. Ф. Материалы для археологической карты Псковской губернии.— Труды ПАО, 1914, вып. 10, с. 163, 168, 170, 195, 199, 210—211, 250, 255; Он же. Дополнения и поправка к «Материалам для археологической карты Псковской губернии».— Труды ПАО, 1915, вып. И, с. 126, 130; Древлехранилище Псковского музея-заповедника: ф. ПАО, 1912/2003, л. 307, 395, 560, 794 (об.); 1913/2004, л. 977; Панов Н. А. Летопись г. Острова и его уезда Псковской губернии. Остров, 1913, с. 76, 87; Буцевич В. А. Гнильский погост (Островского уезда).— Псковские губернские ведомости, 1875, 38; Быстров Н. Намогильные кресты Елинского прихода и его окрестностей (Островский уезд).— Псковские губернские ведомости, 1898, И; Картавцов И. М. Из Псковской старины.— Сборник Псковской губернской ученой архивной комиссии. Псков, 1917, вып. 1, с. 56, 57; Археологические исследования Опочецкого уезда.— ИАК, 1914, прибавл. к вып. 52, с. 29; Спицын А. А. Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом от¬ношении.— ЗРАО, 1897, т. IX, вып. 1—2, с. 270; Bogouschefski N. С. General description of the Great Barrows of Kokotowi, near the village of Ardasche- wo in Sapolia, Russia.— The Journal of the Antropological institute of Great Britain and Ireland, 1872, vol. II, p. 199—201; Архив САИИЭ: 1937— 38/111:5; 1937/112:15, с. 14, 23, 35, 39; 1937/110:4; 1922/110:1, с. 46, 111:1, с. 30. ↩
http://dostoyanieplaneti.ru/
В тексте использовался текст и картинка из книги А.Платова "Мегалиты русской равнины".
Мегалиты и почитаемые камни Центральной России.
Священные камни Псковской области.

 

 

ВложениеРазмер
1167.jpg136.01 КБ
BelowOst.jpg1.46 МБ
DubkowG.jpg338.89 КБ
Grivki.jpg99.01 КБ
Izborsk.jpg80.82 КБ
KolcamiK.jpg137.99 КБ
Lugovka.jpg94.06 КБ
PushkinK.jpg354.12 КБ
SavkinaG.jpg399.6 КБ
sledoviki.jpg132.25 КБ
sledoviki-2.jpg163.69 КБ
TitowK.jpg87.15 КБ
UrizkoeK.gif145.94 КБ
Zarechye.jpg63.67 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru