Святые источники села Большая Рязань

Есть в Самарской области и еще одно место — село Большая Рязань, расположившееся недалеко от города Жигулевска, в котором находятся два святых источника — во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия. Была в селе и своя церковь, но в послереволюционные годы она была разрушена, как и множество других храмов. Новую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Большая Рязань освятили в мае 2002 года. Церковь эта очень красивая. Деревянная. До ее постройки сельская администрация передала под церковь здание библиотеки.
  

 
СЕЛО БОЛЬШАЯ РЯЗАНЬ
Большая Рязань — село в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в одноимённое сельское поселение Большая Рязань.
Село основано примерно в конце XVII века выходцами из Переяславля Рязанского. До 1701 года находилось в монастырском владении. В 1780-х годах перешло во владение графов Орловых (позднее Орловых-Давыдовых)
В 1780 году в деревне насчитывалась сотня ревизских душ. В 1792 году в селе появилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя престолами.


К 1859 году в селе насчитывалось 173 двора и 1221 человек населения, к 1903 году населен выросло незначительно: на 222 двора 1414 человека.
В феврале 1918 года была установлена Советская власть. 
К 1931 году население села составляло 2126 человека.
В 1929 году был образован колхоз «12 лет Октября», первоначально в него вошло лишь 32 человека. В том же году в селе был закрыт храм. К 1967 году колхоз располагал 5800 га земель, 23 тракторами, 8 комбайнами, 14 автомобилями. Также колхоз владел животноводческим городком на 1011 голов крупного рогатого скота и 3149 голов овец.
В 1960-е годы колхозом были построены клуб, медпункт, сельмаг, почта, школа. В настоящее время в селе располагается музей истории сел Ставропольского района.
В 2002 году был освящён новый храм "Введение во храм Пресвятой Богородицы".
До 1780 года деревня была в составе Симбирского уезда Казанской губернии, с 1780 года стала относиться к Самарскому уезду Симбирского наместничества.
В 1851 году вошло в состав Самарского уезда Самарской губернии. Входило в состав Сосново-Солонецкой волости.

В 1929 году село вошло в состав Самарского района Средневолжского края.
С 1941 года в Сосново-Солонецком районе Куйбышевской области.
В 1960 году перешло в Жигулёвский район Куйбышевской области.
В 1963 вошло в Ставропольский район Куйбышевской области (с 1991 года — Самарской).
В 2006 году вошло в состав сельского поселения Большая Рязань.
Село хорошо известно православным жителям Ставропольского района и Самарской области своими источниками, почитаемыми как святыми. Это источники во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия.

                                                      музей в селе Большая Рязань                                                   
  
СВЯТЫЕ РОДНИКИ
Посетив село Большая Рязань мы с удивлением обнаружили, что историю появления в нем святых источников никто не знает. Даже местный батюшка, который служит в селе не так давно. Нет упоминания о святых источниках в Большой Рязани и в книге Кирилла Серебренитского «Чудотворные источники Самарской Епархии». 
Однако, на нашу просьбу о помощи, размещенную в конференции самарской газеты «Благовест», откликнулась Татьяна, которая нашла крупицы истории источников в той же газете № 9 за 1998 год. Вот приведенные ей выдержки из статьи:

«… В селе до революции существовала церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От храма до источника не более 500 метров. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны.

… В советские годы источник пришел в запустение.

… Бывший сторож Казанского храма (г.Тольятти) ездила в с. Большая Рязань к родственникам, посещала этот источник и сильно скорбела, что он в таком запустении. И вот однажды во сне явились ей два старца-монаха, и один из старцев пишет что-то на свитке, не обращая на нее никакого внимания. Это длилось некоторое время, а потом оба исчезли. 
В скором времени попадает она в Богородично-Казанский храм и видит икону с изображением этих старцев. Признала она их — преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

… Вот уже очистили от грязи оба источника — большой и малый, на малом поставили часовенку, и пришла пора водрузить икону. За неимением образа преподобных Антония и Феодосия поставили икону Богородицы «Всецарица» (по-гречески образ называется «Пантанасса»), в Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных. Источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей (следовательно, и нашей) стала Богородица «Всецарица — Пантанасса».

Само же село Большая Рязань нельзя назвать заурядным селом Самарской области. Именно около этого села скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. Сохранилась здесь и пещера, в которой он скрывался со своим отрядом. 

Пещера находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги, в двух километрах ниже села Малая Рязань, недалеко от устья Попова оврага. Войти в пещеру можно в полусогнутом состоянии, и окажешься в небольшом зале, имеющем ширину 4 метра и длину 20 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей.

Среди местных жителей передается из уст в уста легенда о том, что в XVII веке в пещере не однажды укрывался Степан Разин со своими людьми. Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки.

Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно. Двести-триста лет назад Волга была многоводнее и заходила в прибрежные овраги. Отсюда люди Степана Разина совершали внезапные набеги на купцов, когда они проплывали мимо Жигулей. Но если судну удавалось уйти от преследователей, то казаки по реке Усе сокращали себе путь, и опережали купцов, встречая их вторично на южной стороне Самарской луки. Вот почему Разин даже хотел пробить сквозной подземный проход от пещеры к Молодецкому кургану, чтобы соединить северный берег Самарской Луки с южным. Так говорит предание. 

Сегодня эта пещера и ее окрестности являются историческим памятником. Близлежащие села Малая Рязань, и Большая Рязань являются местом русских поселений XVI — XVII веков на Самарской Луке. В селах усилиями краеведа А. Н. Морозова собрана интересная историко-этнографическая коллекция. На основе собранного материала был создан общественный музей. Единственный на Луке музей рассказывает об истории мест, связанных с пребыванием разинцев, показывает жизнь и деятельность нескольких поколений людей.

Недалеко от села было найдено и городище, которое археологи назвали «Стенькиным городком». Вот как описывает его А. П. Смирнов в «Отчете Куйбышевской экспедиции за 1954 г»: «Городище расположено на расстоянии около 2,5 км к востоку от с. Большая Рязань в Сосново-Солонецком районе Куйбышевской области. Местными жителями было указано на наличие второго городища, рядом с первым, составлявшее с ним, по-видимому, единый комплекс укреплений. Расположено на небольшом мысу, окружено с двух сторон глубокими оврагами, а с третьей укреплено высоким валом и глубоким рвом. Высота площадки 1-го городища над уровнем дна рва, расположенного между двумя городищами — 4 м. Площадь 1-го городища 36×28 м, т.е. 1010 кв. м». 

Так что едут в село Большая Рязань не только паломники, но и туристы. Самарские туристические агентства организуют сюда так называемые туры выходного дня, участники которых посещают святые источники и этнографический музей в селе Большая Рязань, а также расположившуюся рядом с селом пещеру Стеньки Разина.


  
ЧУДЕСНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ НА ИСТОЧНИКЕ
Известны случаи исцелений на источниках села Большая Рязань. Источник «Всецарица» имеет особую благодать помогать страждущим от рака, «Антония и Феодосия» - при болезнях опорно-двигательного аппарата.

... паломница Татьяна, страдавшая онкологическим заболеванием, трижды приезжала в село, обливалась святой водой из источника «Всецарица». Через не которое время врачи констатировали — опухоль исчезла.

... прихожанка Воскресенского собора города Самары сообщила, что у ее мужа на ногах были незаживающие язвы. Она протирала их святой водой из источника «Всецарица». Наступило выздоровление.

... Нина К., сильно болела голова, заехали на источник, испила воды, умылась ею. Боль прошла.

...житель города Тольятти Василий рассказал, что сильно болели ноги. Врачи обрекли - болезнь не излечима. Часто бывал на источнике, обливался водой. Болезнь ушла.

Богаты окрестные места на родники. Журчит где-то здесь Студененький. Напоит родниковой водицей Гусинов овраг.

Одарит благодатью родная земля — помните ее доброту и милость.
   

_____________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие
Родники Самарской области
http://www.ruist.ru/
святые места Самарской области
фото Олега Плаксина

ВложениеРазмер
124864 (1).jpg98 КБ
124864 (2).jpg194.16 КБ
124864 (3).jpg243.71 КБ
124864.jpg457.79 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

село Большая Рязань

История Большой Рязани уходит в далекое прошлое, когда в начале XVIII века царским указом часть земли Самарской Луки была передана во владение графу В.Г. Орлову, который из своего подмосковного родового поместья Окская Рязань перевез часть крепостных крестьян сюда, на живописный берег Волги. Поселенцы в память о родных местах упросили графа назвать новое поместье Большой Рязанью. Деревянный храм был построен в 1792 году, а закрыли церковь в 1929 году.

Десятилетия безбожия не сделали крестьян атеистами, как рассчитывали коммунисты. Все эти годы люди мечтали о церкви. Восьмидесятые годы стали поворотными в жизни села. Горбачевское потепление открыло людям путь к возрождению православия. И когда в 1985 году стал разрабатываться план развития села, секретарь парткома колхоза «12 лет Октября» Алексей Васильевич Вовченко предложил председателю колхоза Владимиру Васильевичу Фролову на месте пустыря, где когда-то стояла земская школа, построить церковь, на что тот удивленно воскликнул: «Церковь? Ты разве не знаешь, чем заканчиваются все перестройки у нас в России?». Но Вовченко возразил с глубокой убежденностью: «Да здесь, в центре села, сам Бог велит построить церковь!». В конце концов строительство церкви в план было внесено. Что удивительно, районные и областные власти этой инициативы тогда не заметили.

Но воплощать «народные чаяния» Алексею Вовченко пришлось лишь в конце 90-х годов. К тому времени он уже был главой администрации села. Алексей Васильевич создал православную общину, провел разъяснительную работу и поднял народ на возведение святыни. Но любая стройка в Большой Рязани — дело рискованное. Причина в том, что село фактически стоит на воде. После возведения местной ГЭС грунтовые и подпочвенные воды поднялись чуть ли не к поверхности земли. Теперь где ни копни — везде вода. Это учли при начале строительства храма — в село завезли мощные насосы для откачки воды. Но когда после молебна начали копать котлован — вода... ушла непонятно куда.

В этом увидели особый знак Небес. Строили храм кировские мастера из вятского леса. А финансировали строительство ВАЗ, Жигулевский комбинат строительных материалов и некоторые предприятия Тольятти.

В ходе работ люди увидели, что в подкупольной части храма поселились два белых голубя, хотя в селе никогда голубей не было. Верующие поняли это как знак-благословение Святого Духа на строительство церкви и придание силы святым источникам, которые после революции были заброшены и осквернены.

В мае 2002 года храм был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В храме очень красивый иконостас. Он сработан известными в России мастерами. Значительную часть денег на его обустройство передал приходу доброхот Михаил Николаевич Добындо, генеральный директор ОАО «ИжАвто».

С древности большерязанские источники были известны как «Большой» и «Малый». Местные жители почитали Их святыми за благодатную целительную силу. На источниках регулярно служились водосвятные молебны, больные, немощные обливались водой.

В 1997 году жители села вырубили крапиву вокруг источников, поменяли срубы, забетонировали площадки вокруг ключей, соорудили часовню с куполом и крестом, оборудовали открытую купальню, щебенкой выложили тропинки. И полетела весть о целебной силе большерязанских источников.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru