Свято-Николо-Тихонов монастырь

Эта необщежительная обитель находится в 5-ти верстах от заштатного города Луха и в 25 верстах от Вичуги, станции Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Основание ей положено было в конце 15 века одним из известных подвижников благочестия преподобным Тихоном. О жизни этого святого сохранились рукописные сказания. Они повествуют, что подвижник не был местным уроженцем, а происходил из Малороссии из той ее местности, которая была подвластна княжеству Литовскому, тогда исповедовавшему католичество. 
  

 
 Преподобный служил в войске литовского князя, и ему предстояла блестящая будущность; но искреннее желание послужить одному только Господу заставило его бежать от соблазнов мира и искать прибежище в стране православия, на святой Руси.

Преподобный прибыл сначала в Лавру Сергия Радонежского и здесь принял иночество. Но многолюдная жизнь этой обители не удовлетворяла склонности Тихона к уединенной жизни, и он скоро отправился на север, в его леса и пустыни. Посетив здесь различные монастыри, он достиг, наконец, Луховской области. Здесь он и поселился неподалеку от нынешнего города Луха, в густом сосновом лесу, и построил себе небольшую келию. Строгая подвижническая жизнь его не могла укрыться от местных жителей. К преподобному начали приходить многие, искавшие уединения и подвигов. Скоро у келии преподобного были возведены новые келии, и, наконец, образовалась целая обитель.

Проходили века... Монастырь Св.Тихона несколько раз то возвышался и достигал известности и благоустройства, то, опустошаемый во время войн на Руси вражескими набегами, нисходил до степени беднейшей пустыни. 
К началу минувшего 19-го столетия обитель стала постепенно отстраиваться и теперь, украшенная несколькими благолепными храмами и населенная иноками, ведущими строгую подвижническую жизнь, она является одним из тех монастырей, куда стекается множество паломников богомольцев.

В Тихоновой обители 4-е каменных храма: холодный Крестовоздвиженский, теплый, в честь Смоленской иконы Богоматери, над Свв. Воротами, во Славу преображения Господня и в честь Покрова Богоматери и преп.Тихона, основателя обители. Эта церковь находится на первоначальном месте подвигов преподобного, в урочище «Пустынника». Главную святыню обители составляют нетленные мощи ее основателя, покоящиеся здесь под спудом. На раке мощей замечательна художественно написанная икона преподобного. В соборном Храме находится и другая святыня обители - Смоленская икона Божией Матери, чудного древнего письма. Этот образ почитается местными жителями как чудотворный.

Предание говорит, что пред этою иконою имел обыкновение часто молиться преп.Тихон, и ею он благословил перед смертью своих учеников. В этом же храме находится и икона преподобного Тихона, которая приносится во всех крестных ходах обители, а жители не только местных но и отдаленных сел и деревень часто с молитвами берут ее в свои дома. Как в Лавре преподобного Сергия Радонежского сохраняются ризы, в которых он священнодействовал, так и в обители Св.Тихона сохранились его церковные облачения, рукописные церковно-богослужебные книги и другие предметы церковного обихода. Сохранилась и соха, в которую он впрягался сам, обрабатывая со своими учениками монастырское поле, а также уцелел ковш работы самого преподобного. Возле церкви и доселе бережно охраняется колодезь, выкопанный Св.Тихоном. Особенным торжеством в обители отмечается день памяти преподобного - 16 июня. Луховский монастырь полон тогда богомольцами. Ежегодно 26 июня совершается в этой обители крестный ход вокруг стен монастыря. Управляет обителью игумен. («Православный русские обители» - С-Петербург: Воскресение, 1994 - с.259-261) Таков был монастырь к началу 20-го века. 20-й век - триумф и трагедия Николаевского монастыря, его новое возрождение Торжественное празднование 400-летия со дня кончины Тихона Лухского сменилось жестокими событиями «красного террора», когда была предпринята попытка полного уничтожения этого духовного источника, великого по своему внутреннему значению для православной страны. Такого варварства Тихонова пустынь не припомнит...

Но варваров нашла и покорила сила Божия. Начало восстановлению монастыря было положено в 1991 году и ознаменовано чудом. 16 июля 1995 года Священный Синод под председательством патриарха Алексия II удовлетворил ходатайство Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия о благословении открытия Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Ныне наместник Тихоновой пустыни - игумен Агафон.

«В монастыре 26 насельников, из них 3 священника 1 иеродиакон. Монастырь имеет около 30 га пахотной земли и собирается присоединить еще 25 га. В подсобном хозяйстве монастыря имеется 1 трактор, 2 автомашины, лошадь, 7 голов крупного рогатого скота. Монастырь сеет пшеницу, овес, сажает овощи и картофель. Есть необходимый набор сельхозорудий.

Литургия и вечернее богослужения совершаются ежедневно, по праздникам проходят крестные ходы.

Монастырь противостоит секте «Свидетели Иеговы», которые существует в соседнем поселке городского типа - Лухе. Секта более 2-х лет пыталась распространить свое влияние на поселок, но преуспеть в этом не смогла, во многом благодаря миссионерской деятельности обители. Предполагается в дальнейшем открыть в монастыре духовную школу. Летом 1997 года насельники обители принимают участие в покаянном крестном ходе из Нижнего Новгорода в Дивеево». (Годовой отчет о состоянии Ивановской епархии за 1997 год - с. 8-9). 
   
  
ОПИСАНИЕ МОНАСТЫРЯ И ХРАМОВ
Никольский монастырь, известный более как Тихонова пустынь, был мужским. Основан в конце XV в. преподобным Тихоном Луховским (умер в 1503 г.). В период Литовского мятежа и разногласий католической и православной церквей к нему был расположен князь Ф.И.Бельский. Переход последнего из Литвы в Москву совершился в 1482 г. В том же году Тихон прибыл в Москву. С 1498 г. Бельский становится владельцем местности, где по инициативе Тихона создается монастырь "по уставам и правилам Святой Православной церкви". В основу иноческого жития Тихон положил начала общины, не распространенные в малых монастырях. Завет нового монастыря - нестяжательство и трудолюбие.
Князь Д.Бельский, сын Федора Ивановича, построил в монастыре на свои средства деревянную Дмитровскую церковь в начале XVI в. Первым игуменом обители был старец Пафнутий. В 1678 г. монастырь сгорел. В этот же год посадский человек из Луха Максим Федоров ("сын попов") заявил о своем намерении "построить на свое иждивение" каменный храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.


 
С 1698 г. обитель находилась в подчинении суздальского Воскресенского монастыря, а с 1743 г. приобретает самостоятельность. За 50 лет не было ни одного нового строения, а "бывшие пришли в упадок". В последние годы XVIII в. при деятельном игумене Сергие появляются новые постройки и подновляются старые. В этот период монастырь переходит в ведение Костромской епархии. В начале XIX в. было построено духовное училище, два придела к Крестовоздвиженской церкви, каменная колокольня и каменная ограда с часовнями.
 
Ансамбль Никольского монастыря расположен в центральной части села. Вместе с находящейся напротив него (с запада) Покровской церковью образуют своеобразное архитектурное ядро, доминантой которого является Крестовоздвиженский храм. С западной стороны монастырь обрамлен широкой сельской площадью, где в прошлом ежегодно устраивались ярмарки. С востока к ансамблю примыкают поля, с севера и юга - огороды. На расстоянии 1 км к югу от монастыря находится "святое место" - ныне небольшой пруд, окаймленный соснами, - где по преданиям стояла келья преподобного Тихона.
Главным входом в обитель являются святые ворота - первый этаж Преображенской церкви, состоящий из двух арочных проемов. По оси центрального входа размещено основное сооружение - Крестовоздвиженская церковь. Слева от нее - длинный одноэтажный корпус братских келий. Справа - ряд подсобных построек. На некотором удалении от братского корпуса (на северо-запад), в глубине территории находится двухэтажный дом священника с деревянным мезонином.
 


Крестовоздвиженская церковь, расположенная в центре монастыря, построена в 1680 г. Она представляет собой трехчастный пятикупольный кирпичный храм. Разные размеры кирпича свидетельствуют о различных периодах постройки отдельных частей памятника. Здание симметрично относительно продольной оси. Входом в него служит многоярусная колокольня, нижний ярус которой перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Сама колокольня была построена только в 1836 г. При ее возведении "соблюдены были все правила архитектурного искусства", а сам строитель Варнава, видимо, отличался тонким чувством изящного. Трапезная имеет вытянутый в ширину объем с закругленными углами, в центре которого расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие все помещение на девять отсеков. Они перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки.
Холодный храм, соединенный с трапезной арочным проемом, представляет собой двусветный четверик, перекрытый сложной системой свода; в центре два столба. Холодный храм соединен с алтарем тремя арочными проемами. Алтарная часть состоит из трех полукруглых абсид, перекрытых конхами.
Архитектурное решение фасадов памятника соответствует времени постройки различных его частей. Так, алтарная часть и четверик холодного храма имеют черты, характерные для культовой архитектуры конца XVII в.: аркатурный пояс под кровлей, усложненной формы оконные наличники с чертами архитектуры "нарышкинского барокко". Решение фасадов трапезной несет в себе черты архитектуры классицизма.
 
Преображенская церковь находится в ограде монастыря. Нижний ее этаж является центральным входом - воротами в обитель. Здание было построено во второй половине XVIII в. и представляет собой прямоугольный в плане объем,перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом, в центре которого - четырехугольный барабан с луковичной главкой. Церковь выполнена из кирпича, снаружи побелена. Кровля покрыта железом. С юга к ней примыкает кирпичная небольшая сторожка.
Первый этаж сооружения решен в виде двух сквозных арочных проемов. Собственно церковь размещалась на втором этаже. Ранее, возможно, было крыльцо, ведущее на второй этаж. С постройкой дома архимандрита вход в церковь и в дом стал единым - с севера по отношению к церкви и с востока по отношению в дому архимандрита.
Второй этаж представляет собой единое, несколько вытянутое в ширину помещение со сводчатыми потолками.
 
Архитектурная трактовка фасадов здания соответствует времени его возведения: в декоре (в частности, в оконных наличниках) прослеживаются черты архитектуры русского барокко. Кроме наличников к декору фасадов относятся рустованные угловые лопатки, обрамления арок, а также карнизы под кровлей и над первым этажом.
 
Дом архимандрита построен предположительно во второй половине XIX в. Он вплотную примыкает с юга к Преображенской церкви. Здание кирпичное, двухэтажное, вытянутое в длину, перекрыто двускатной кровлей слеговой конструкции. Кровля покрыта листовым железом. Здание снаружи и изнутри оштукатурено и побелено.
Первый этаж решен в виде цокольного и имеет пониженную высоту. Весь объем здания разделен внутренними несущими перегородками на четыре части, крайние из которых были хозяйственными, а в центральных располагались жилые комнаты. Все помещения нижнего этажа в свое время были предназначены для служб.
К декору фасадов относятся только угловые лопатки.
 


Дом священника расположен севернее Крестовоздвиженской церкви. Построен предположительно в первой четверти XIX в. Строение кирпичное, двухэтажное, крытое четырехскатной крутой кровлей. Дом снаружи оштукатурен и побелен. С южной стороны в кровле устроена мансарда, с северной небольшое чердачное окно. Несущими элементами являются наружные периметральные стены и внутренняя перегородка.
Вход на второй этаж осуществляется по наружной лестнице, находящейся в пристройке-террасе с восточной стороны. Нижний этаж пристройки выполнен сплошь из кирпича. По-видимому, наружное обрамление лестницы ранее было другим и пристройка более гармонировала с общей трактовкой фасадов дома.
Нижний этаж здания был нежилым, здесь располагались кухня и хозяйственные помещения. Главные - жилые - комнаты размещались на втором этаже, при этом гостиная выходила на юг с видом на главный вход в монастырь и Крестовоздвиженскую церковь.
Наружное решение здания сдержано и лаконично: под кровлей протянут прямоугольных очертаний карниз с поребриком, несколько полочек обрамляют стены, разделяя первый и второй этажи, по углам и в месте стыка поперечной и продольной стены - прямоугольные лопатки.
 
Братские кельи располагаются в центральной части монастыря, главным фасадом ориентированы на Крестовоздвиженскую церковь. Первые кирпичные кельи начали строить сразу же после пожара в 1678 г. Позднее они неоднократно перестраивались и достраивались, поэтому первоначальный облик их не сохранился.
Братские кельи объединены в единый одноэтажный объем, значительно вытянуты в длину при относительно малой ширине. Строение перекрыто двускатной железной кровлей слеговой конструкции с торцевыми скатами на западном и восточном фасадах. Здание снаружи побелено по штукатурке.
Первоначальная планировка утрачена. Сейчас внутри множество позднейших перегородок. Ранее в здании располагался ряд келий, окна которых были обращены на юг, а входы на север. Ныне сохранились только отдельные поперечные перегородки. Перекрытия плоские.
Наружная архитектурная трактовка здания проста: гладкие плоскости стен украшены сверху ступенчатым карнизом прямоугольного профиля и рустованными плоскими лопатками, которые обрамляют также углы. Пристройка-вход с северной стороны здания имеет оконные проемы, обрамленные наличниками. Остальные проемы, даже на главном фасаде, наличников не имеют; по-видимому, они утрачены.
Из внутренних интерьеров сохранилась только изразцовая печь в одном из помещений.
 
Ограда монастыря построена из красного кирпича и побелена. Она возведена предположительно в первой четверти XIX в. Об этом свидетельствует сам стиль постройки - ярко выраженная классическая трактовка наружного облика.
Помимо собственно стен в систему монастырской ограды входят две башни-часовни: надвратная и угловая. Первая расположена в восточной стене. Это небольшой прямоугольный в плане объем, выполненный из красного кирпича и побеленный снаружи. Башня двухэтажная, перекрыта бочарной кровлей с высоким, сужающимся кверху металлическим шпилем. Внутри кровельное покрытие образует сомкнутый четырехлотковый свод. Первый этаж - низкое помещение, покрытое цилиндрическим сводом, имеет сквозные арочные проемы по четырем стенам ныне заложенные кирпичом. На второй этаж ведет наружная деревянная лестница с западной стороны. По-видимому, ранее лестница была каменной. Наружное архитектурное решение башни лаконично. Раньше пластичность фасадных стен подчеркивалась арочными проемами первого этажа и окнами - второго. Ныне в качестве декоративных элементов сохранились только кирпичные лопатки по углам башни и на фасадных стенах второго этажа.
Угловая башня замыкает северо-западный угол монастырской ограды. Она двухэтажная, квадратная в плане. С западной стороны находится кирпичная пристройка, в которой располагается деревянная лестница. Первый этаж разделен капитальной стеной на две части. Вход с запада и юга. Второй этаж ранее представлял собой единый объем (ныне разделен на два). Башня перекрыта сомкнутым четырехлотковым сводом, покрытым железной кровлей с высоким шпилем. Наружное решение здания лаконично. Основной архитектурный акцент сделан на главном (западном) фасаде. Первый этаж здесь украшен портиком с четырьмя полукруглыми колоннами, которые поддерживают архитрав с треугольным фронтоном. В центре между колоннами - входная дверь, по бокам - два одиночных оконных проема, имеющих прямоугольные очертания. На окнах и двери сохранились старинные литые решетки. Второй этаж украшен по углам лопатками с дорическими капителями, в центре - "итальянское окно".
 
Покровская церковь при Никольском монастыре построена в 1766 г. Она имела два престола: в честь Покрова Божьей Матери и в честь святителя Дмитрия Ростовского.
Церковь находится вне монастырской ограды и представляет собой трехчастный пятикупольный храм с шатровой колокольней. Постройка асимметрична относительно продольной оси. Абсиды боковых приделов различны по рисунку и размерам. Трапезная, по-видимому, не раз перестраивалась. Наименьшим изменениям подверглись: алтарь, четверик и колокольня. Алтарь решен в виде пятигранной абсиды, соединенной с храмом тремя арками. Храм - двусветный, перекрыт сомкнутым сводом с нечеткой вершиной. С трапезной он соединен широкой аркой (ныне заложена кирпичом). Собственно трапезная сейчас представляет собой вытянутое в ширину помещение, перекрытое цилиндрическим сводом с распалубкой на южной стене. Северный неф перекрыт сомкнутым сводом, абсида - полусферой. Нижний ярус колокольни имеет сомкнутый свод, боковые помещения - вспарушенный (северное) и цилиндрический (южное).
Наружная трактовка церкви соответствует времени ее возведения: в декоре фасадов, особенно в оконных наличниках отчетливо прослеживаются черты архитектуры русского барокко. Характерно, что поздние пристройки не контрастируют со старинными элементами здания: те же угловые рустованные лопатки, тот же абрис наличников и т.п.
Под сводом храма в некоторых местах сохранились небольшие куски настенной живописи.
Вокруг Покровской церкви располагалась ныне утраченная каменная ограда, а рядом каменная кладовая, возведенная где-то около 1770 г. Кладовая - это небольшой прямоугольный объем, покрытый четырехскатной кровлей. Ранее кладовая была перекрыта сомкнутым четырехлотковым сводом. Оконные проемы на северной стене постройки, скорее всего, поздние. Дверной проем с южной стороны искажен современной досчатой дверью. Архитектурная трактовка наружных фасадов крайне лаконична. Декор почти отсутствует. Лишь под кровлей по периметру стен протянут ступенчатый карниз.
 
В начале 1920-х гг. Никольский монастырь (Тихонова пустынь) как церковное учреждение был закрыт, иноки изгнаны, а в 1929 г. на его базе была организована МТС, начальная школа и жилье для рабочих и учителей. В 1936 г. в связи с антирелигиозной кампанией были сняты кресты, часть колоколов, разрушено большинство глав и почти во всех зданиях культового характера произведена внутренняя перепланировка в соответствии с хозяйственными потребностями МТС. Тогда же начата разборка церковной ограды на металлолом и щебень для фундаментов новых построек.
В конце 1944 г. ансамбль монастыря был объявлен памятником культовой архитектуры и позднее принят на гос. охрану республиканского значения. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. областное управление по делам архитектуры неоднократно обращалось к руководству Тимирязевской МТС, райисполкома и областного управления сельского хозяйства о выводе с территории комплекса мастерских и проведения ремонта памятниковых зданий. Однако все просьбы и требования о сохранении памятника оставались на бумаге, а в 1961 г. по ходатайству местных властей ансамбль Никольского монастыря Распоряжением СМ РСФСР No 3954-р от 14.08.61 г. снимается с гос. охраны и исключается с учета памятников. С этого момента разрушение культовых построек комплекса ускоряется как в связи с хозяйственной деятельностью, так и в силу естественных причин.
В 1973 г. монастырь вновь объявляется памятниковым ансамблем и ставится на гос. учет. Однако никаких мер по ремонту и выводу зданий из аварийного состояния ни районное отделение "Агрохимия" (правопреемник МТС и Сельхозтехники), ни совхоз Тимирязевский, на балансе которого находятся здания ансамбля, не предпринимают.
В настоящее время в части зданий комплекса располагаются всевозможные механические службы, в части - жилье. Общее состояние строений полу аварийное или близкое к аварийному.

______________________________________________________________________________________________

 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.tihon-luh.ru 
Игумен Аристарх. Летопись монастыря. М., 1878, 20 с.
Святые места Ивановской области.
По святым местам России.
 С.И. Фудель. Воспоминания // Новый мир, 1991, № 4, стр. 192-193.
 Архив Ивановской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.

 

ВложениеРазмер
35762043 (1).jpg469.52 КБ
35762043 (2).jpg178.93 КБ
35762043 (3).jpg692.42 КБ
35762043 (4).JPG44.74 КБ
35762043 (5).jpg78.11 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru