Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский монастырь

В 2007 году исполнилось 850 лет одной из старейших обителей России - Свято-Боголюбского монастыря, находящегося на территории древней Владимирской земли. 
Этот юбилей - особо значимое для нас событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда - из Боголюбова града, Боголюбова монастыря.
 

В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери - в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города - Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона - первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым после св. равноапостольного великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Её иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром - он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14 по н.ст.) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек - Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14 по н.ст.) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.) 

Летом 1174 года князь был убит руками заговорщиков - врагов земли Русской - за деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.

После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель московский митрополит Петр, будучи ещё на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. В 1552 г. сюда приезжал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. По церковному преданию в Боголюбском монастыре была совершена дьяконская хиротония прп. Серафима Саровского. Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

 

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855-1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России - вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я. М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К. А. Тона. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии. В 70-х гг. XIX века собор был расписан внутри масляной живописью в академическом стиле артелью потомственного иконописца И. И. Шорохова с братьями.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года).

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах - хранилища и склады.

По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается более 120 насельниц, обязанности настоятельницы исполняет монахиня Георгия (Курчевская), духовником обители и настоятелем монастырских храмов является архимандрит Петр (Кучер). При монастыре также проживают дети, которые получают здесь необходимое в наше время духовное воспитание и проходят обучение в общеобразовательной монастырской школе.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершается строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. По преданию там тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Он был чудесным образом спасен, и выстроил по обету храм в честь Преображения Господня.

За пять лет, начиная с 2001 г., по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведен монастырь с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас заканчивается восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

 

Для восстановления и устройства Суздальского Ризоположенского женского монастыря и его скита в с. Санино Суздальского района были направлены сестры из Боголюбской обители, и приложены немалые труды и средства.

Благодаря мудрому духовному руководству архимандрита Петра, детально вникающему во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, Свято-Боголюбский монастырь восстал из руин и сегодня является одним из духовных центров Русской земли. Обитель, входящую в состав «Золотого кольца» России, посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням.
  
 
 Боголюбский замок
Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

 
 
 
Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни)        
Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует Сергей Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Николай Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.
  
 
Возрождение монашеской жизни 
В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила: центральное весом около 2 т и девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Отреставрированы росписи, в 2002 году изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII века, в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
 
 
Архитектурный ансамбль монастыря 

Боголюбский собор (1855-66, арх. К. А. Тон) и колокольня
Рождественский собор (1751)
Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
Боголюбский собор (1866)
Надвратная колокольня (1841)

 
                                       часовня на месте убиения св. князя Андрея                                                
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. Но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

Верующие жители поселка Боголюбово и окрестных деревень обратились к властям с просьбой об открытии Свято-Боголюбского собора для совершения в нем богослужений. В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Православной Церкви, и здесь организован мужской монастырь, настоятелем которого назначен схиигумен Никодим, после него некоторое время служил архимандрит Иероним (Деркач).

В конце июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были обнесены вокруг собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем поставлены на паперти, и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, 14 января 1997 года, в Боголюбскую обитель были переведены по благословению Святейшего патриарха Алексия и с согласия правящего архиерея митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 63 сестры и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в целях церковного устроения. 

Таким образом, в Боголюбской обители разместился женский монастырь, духовником и настоятелем храмов которого был назначен архимандрит Петр, а настоятельницей была утверждена насельница Покровского Суздальского женского монастыря монахиня Елена (Богдан). С ноября 2010 года и по настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Антония (Шаховцева).

25 мая 1997 г.  архиепископом  Владимирским и Суздальским Евлогием (с 18 июля 2013 года – митрополит), был освящен престол в трапезном Благовещенском храме (XVII в.), в котором периодически теперь совершаются будничные богослужения. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в самом соборе Боголюбской иконы Божией матери.

Молитвами и трудами духовника обители архимандрита Петра за истекшие годы обитель неузнаваемо преобразилась. За одно лето 1997 г. собор был полностью отштукатурен и побелен снаружи самими сестрами, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около двух тонн, и еще девять малых боковых. Под руководством опытного реставратора силами насельниц обители восстановлена роспись собора.

Надо сказать, что многие из сестер при поступлении в обитель продали свои квартиры и вложили деньги в кассу монастыря, как это делали и раньше благочестивые люди, которые хотели отречься от мира и всего житейского, вступив на иноческий путь. На эти средства были куплены в Екатеринбурге гранитные и мраморные плиты, и уже к Пасхе 1999 года в Боголюбском соборе был выложен полированным гранитом пол, сделана мраморная белоснежная солея, алтарный пол, престол, жертвенник, горнее место. По проекту архимандрита Петра во всех храмах обители были сделаны новые мраморные престолы из цельных полутораметровых плит, украшенные священными изображениями, выполненными в технике гальванопластики. Гранитом выложены ступени и входы двух притворов собора, архиерейских покоев, сестринского корпуса, Благовещенского храма, колокольни.

Были отлиты  новые колокола, весом 1050, 2500 и 8000 кг, которые оглашают окрестности праздничным звоном. Возведены многочисленные хозяйственные постройки: гостиница для паломников, трехэтажный дом для детского приюта, гаражи, склады, сенохранилище, скотный двор; заново отремонтировано и обустроено здание старой монастырской бани, монастырский кирпичный забор и угловые башни. Изготовлены и установлены четверо металлических ворот. Главные ворота – святые – оформлены и украшены аркой, в боковых нишах которых написаны иконы Спасителя и Божией Матери. Построена рядом сторожка для дежурных. На территории обители проложено около километра дорог с асфальтовым покрытием, шириной, в среднем – 6 метров, общая площадь – 6000 кв.м. Вся территория монастыря расчищена от хлама, разобраны старые сараи, на их месте посажен фруктовый сад. Разбиты клумбы и газоны, устроен небольшой огород.

Купола Рождество-Богородицкого, Благовещенского, Успенского храмов и Боголюбского собора окрашены в голубой Богородичный цвет. Произведен как наружный, так и внутренний ремонт монастырских зданий. Выложена плиткой площадь перед Рождество-Богородицким храмом. Отштукатурена и побелена колокольня. Устроенный в ее среднем ярусе храм в честь Успения Пресвятой Богородицы частично отреставрирован: в нем сделаны пол, иконостас, балкон для клироса, и 27 августа 2001 года храм был освящен малым освящением.

Полностью отштукатурен и побелен снаружи и изнутри Благовещенский храм; в нем проведено водяное отопление. В нижнем этаже этой церкви находится трапезная для приезжающих богомольцев. Отстроен практически заново Иустиновский корпус, отремонтирован настоятельский (архимандричий) корпус. Здание старого гаража реконструировано под постройку в стиле XVIIвека, и в ней разместились иконописная, швейная и столярная мастерские.

Осенью 2002 года в соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери был установлен новый трехъярусный резной позолоченный иконостас.

В настоящее время в Боголюбской обители подвизается около 170 сестер. Жизнь в монастыре идет размеренной чередой – ее насельники работают на многоразличных послушаниях, восстанавливают кропотливым трудом святую обитель и трудятся над устроением и внутренней своей храмины – души, созидая ее в обитель Духа Святаго. 

Благодаря мудрому руководству духовника Свято-Боголюбского монастыря архимандрита Петра, детально вникающего во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, монастырь восстал из руин. Сегодня это самый большой из 28 монастырей Владимирской епархии. Обитель, входящую в состав «Золотого кольца России», посещают многочисленные экскурсионные группы. Обитель является одним из духовных центров Русской земли. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников за советом, назиданием, словом утешения. Здесь помолившись в святом месте, они ощущают умиротворение и покой в мятущихся душах, унося с собой в сердцах крупицы Божественной благодати. 


 
 СТОЯНИЕ ЗА ВЕРУ
О судьбах насельников Боголюбского монастыря известно крайне мало. Настоятель обители, архимандрит Александр, скончался мученически. Принял от рук безбожников мученическую кончину и иеромонах Боголюбского монастыря Владимир. Келья его находилась под Благовещенским храмом в юго-западном углу. После разгона монастыря он служил в селе Павловском Суздальского района и как-то на Пасху обходил дома своих прихожан. Зайдя в один из домов, он увидел на стене рядом с иконами портрет Ленина и стал укорять хозяина за такое кощунство. (Возможно, что портрет и был повешен именно с целью спровоцировать священника на обличение). И за это о. Владимир был расстрелян.

Святитель и исповедник, епископ Афанасий (Сахаров), причисленный в 2000 году к лику святых, был последним настоятелем Свято-Боголюбского монастыря до его закрытия в 1923 г.

Родился он 2 июля 1887 г. в семье благочестивого суздальского мещанина Григория Сахарова и его жены Матроны Андреевны. При крещении был назван Сергием в честь преп. Сергия Радонежского. Отец его в скором времени скончался, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, которая сумела вырастить его истинным христианином и ревностным поборником Православия. По окончании духовной семинарии Сергий поступил в МДА, во время обучения в которой был пострижен в монашество в 1912 году с наречением имени Афанасий и посвящен в иеромонаха. До 1918 года отец Афанасий работал преподавателем во Владимирской духовной семинарии, был избран делегатом на Поместный Всероссийский Собор. С 1918-20 гг. состоял членом Владимирского Епархиального совета.

20  января 1920 года возведен в сан архимандрита и назначен наместником Владимирского Рождества-Богородицкого монастыря. 18 июня 1921 года назначен на должность настоятеля Свято-Боголюбского мужского монастыря, а 27 июня 1921 года хиротонисан во епископа Ковровского.

Не прошло и года как он 17.03.1922 г. за деятельное сопротивление обновленческому движению был арестован, и с тех пор началась его «одиссея» узника тюрем и концлагерей. Каждый раз после очередного тюремного заключения его ненадолго освобождали, чтобы затем вновь арестовать. Но и в заключении владыка Афанасий не переставал благодарить Бога, называя тюрьму «карантинным изолятором от обновленческой эпидемии». Несмотря на тяжелые испытания, он постоянно молился, тайно совершал богослужения, писал богословские труды, вел переписку и занимался духовным окормлением своей многочисленной паствы. Духовные чада моральной и материальной помощью поддерживали своего духовного отца. Одними из наиболее близких были насельники закрытого Свято-Боголюбского монастыря: иеромонах Дамаскин и протоиерей Иосиф Потапов.

Отстаивая чистоту Православной веры, святитель Афанасий, как новый св. Максим-исповедник, ревностно стоял за Истину Христовой Церкви. В 1954 году владыка Афанасий писал: «27 июня (ст. ст.) исполнилось 33 года моего архиерейства, за это время я провел на епархиальном служении 2 года 9 месяцев и 2 дня; на свободе, но не у дел — 2 года 8 месяцев и 2 дня; в изгнании — 6 лет 7 месяцев и 24 дня; в узах и горьких работах — 21 год 11 месяцев 12 дней...»

После освобождения в 1955 году владыка Афанасий поселился сперва у своих духовных чад в г. Тутаеве Ярославской области, а затем переехал в г. Петушки Владимирской области, где и скончался 28 ноября 1962 года. Погребен был на городском кладбище. В 2000 году были обретены его мощи, и святитель Афанасий канонизирован в лике святых.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). Из послужного списка: родился он в 1882 г. в семье крестьян, обучался в церковно-приходской школе, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь 1 июля 1911 г., перемещен в Яшеезерскую пустынь 4 апреля 1913 г., где и пострижен в монашество 22 июня того же года. Рукоположен в иеродиакона 12 мая 1913 года, перемещен в Боголюбовский монастырь 4 сентября 1914 г.

В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. Поскольку в Усть-Выми было очень трудно тогда достать продовольствие, то епископ Афанасий послал о. Дамаскина в отстоящий в 35 верстах от города женский монастырь за продуктами. Но достать продуктов не удалось, зато он возбудил подозрение, и через день после возвращения о. Дамаскина из поездки в комнате у еп. Афанасия был произведен обыск. Конфисковали облачения, богослужебные сосуды, церковные свечи и церковное вино. 3 июля иеродиакона Дамаскина арестовали. Его обвинили в том, что, во-первых, он привез еп. Афанасию облачения, которые могут смущать народ (хотя богослужение совершалось на квартире только для ссыльных), а во-вторых, что по приезде не явился в ГПУ (хотя он сходил в отделение милиции и получил право на жительство). 4 июля его препроводили в тюрьму г. Усть-Сысольска, но вскоре о. Дамаскин был освобожден по письменному прошению владыки, направившему заявление прокурору Коми-области. Еп. Афанасий и о. Дамаскин поселились в пригороде г. Усть-Сысольска Искаре. С.И. Фудель[1] в своих воспоминаниях пишет: «Они занимали одну большую светлую комнату. В ней был стол, два небольших диванчика, стоявших за занавесками спинками друг ко другу, и в углу у икон небольшой столик, служивший престолом для Литургии. /…/ О. Дамаскин, келейник, был человек исключительно преданный ему /еп. Афанасию – ред./, но человек болезненный. Иногда у него делались какие-то приступы неудержимой тоски. Он тогда от всех убегал, странствовал где-то по улицам и полям, неодетый, без шапки. Приходилось его искать и вести домой. /…/ Молящимся мы его /еп. Афанасия/ видели только во время всенощной и обедни, но, конечно, они с о. Дамаскиным вычитывали все установленные на день службы богослужебные правила».

В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием во иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

В феврале 1925 года они вернулись во Владимир. Иеромонах Дамаскин служил в Троицкой церкви г. Владимира, бывшей кафедральным храмом еп. Афанасия. В этом храме он отпевал мать святителя, Матрону Андреевну, скончавшуюся 29 ноября 1930 года. (Еп. Афанасий в это время был в Туруханской ссылке). Отец Дамаскин был арестован 3 ноября 1931 года и осужден на срок предварительного заключения и выпущен, а 23 апреля 1932 года арестован вновь и приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

С 1935 г. о. Дамаскин проживал в г. Рыбинске Ярославской области. Служил тайно в с. Кстово вместе со святителем Василием (Преображенским). 5 ноября 1943 года они были арестованы по обвинению в том, что являлись сторонниками Истинной Православной Церкви, вели активную антисоветскую деятельность и организовали подпольную домашнюю церковь. Свт. Василий был приговорен к пяти годам ссылки, скорее всего о. Дамаскин был сослан вместе с ним. По окончании срока ссылки он добровольно остался жить в Усть-Сысольске, откуда в 1955 г. приезжал навестить еп. Афанасия, жившего в Тутаеве. В ночь на 17-е июня о. Дамаскин уехал от еп. Афанасия в Рыбинск, а 18-го июня скоропостижно скончался.

Епископ Афанасий описывает блаженную кончину о. Дамаскина в письме к протоиерею Иосифу Потапову от 24 июня 1966 года: «По приезде в Р/ыбинск/ о. Дамаскин был бодр и жизнерадостен. Обошел многих своих знакомых. Вечером по своему обыкновению рано лег спать. Утром около 3-х часов хозяйка услыхала стон. Подошла к нему. Он еще раз простонал и испустил дух. Ни на что не жаловался, только говорил, что очень устал от езды и хотел поскорее возвратиться домой. Его анатомировали. Говорят: сердце совсем износилось. Врачи думали, что он только что возвратился из лагеря. Отпевание было 21-го. Было много народа, много слез. Отпевали три священника полным монашеским чином»[2].

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, по благословению которого женился и епископ Афанасий сам совершал его венчание, а затем и посвятил в сан священника.

Многие из братии разъехались по своим домам и родственникам, у кого же их не было – вели скитальческую жизнь. Одна из пожилых прихожанок вспоминала, что в середине 30-х годов, когда она училась в школе (школа тогда занимала большой братский двухэтажный монастырский корпус). Как-то вечером в темном коридоре она столкнулась с пожилым бородатым мужчиной, одетым в белый холщовый подрясник. Мужчина был худой и высокий. Завидев девочку, он быстро ушел по лестнице наверх. Она же, испугавшись, побежала в класс, и учительница рассказала ей, что действительно, на чердаке и в подвалах школы живут несколько монахов из разогнанного монастыря. Некоторые из учителей их также случайно видели, а, возможно, кто-либо из богобоязненных сторожей и уборщиц приносил им тайно продукты и одежду.

Вот все, что нам пока известно о судьбе монастырской братии. Поэтому просим Вас, боголюбивые посетители сайта – если кто располагает более подробными сведениями – поделиться этой информацией с нынешними насельницами обители.
 
ОПИСАНИЕ ПОСТРОЕК ОБИТЕЛИ
После чудесного явления Божией Матери князю Андрею, по Ее повелению им была начата постройка белокаменного храма, здесь же князь решил устроить и свою загородную резиденцию.

Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 гг. По замыслу Андрея Боголюбского это был не большой, но хорошо укрепленный замок по примеру западноевропейского, окруженный мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. 

Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбовских высот, – в  древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы. 

Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (еще и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был центром дворцового ансамбля. И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились». Церковь была украшена золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены были драгоценными камнями и жемчугом. 

Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана. 

Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжавшие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. 

Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом. Хоры были высоко подняты, отчего пространство собора казалось необычайно просторным и устремленным ввысь.

Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой, – резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены. 

Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры.

Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Над резным убранством Боголюбовского собора трудилось около 20 мастеров.

 Камни цоколя выдавались вперед карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями. Современники по праву сравнивали этот храм по красоте с постройками царя Соломона. Храм Покрова-на-Нерли был выстроен по образцу дворцового, но в меньших размерах.

Проходили века, от ветхости рушились княжеские постройки, белые камни разбирались на строительство новых зданий. В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать узкие щелевидные окна храма для «большей светлости», чтобы вставить стекла. В таком виде простоял собор еще 28 лет и в 1722 году рухнул.

В 1756 году храм был построен вновь. Но перевелись на Руси тогда древние умельцы-камнесечцы, утеряны были секреты строительства белокаменных храмов, да и не было у монастыря таких богатств, какими обладал некогда великий князь Андрей Боголюбский, чтобы восстановить былое великолепие во всей красоте и величии. 

Мастера старались сохранить все, что было возможно – основание старого собора с фигурным цоколем, стены, сложенные до половины из белого камня на прежнем фундаменте, несколько резных масок на западной стене и прочее, что осталось от храма, «измечтаного всею хытростию».

В 1891 году крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации.

Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок. 

Сохранилась лестничная башня – свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 года. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской проймы, где белеет церковь Покрова-на-Нерли.

После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 году Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба. 

Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных.

Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка – резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVIIвека. Внутри нее находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св.блгв.кн. Андрей Боголюбский.

Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна – Богородичный столп – окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери*. Предположительно, что их было две, и они служили опорами для сени церковного крыльца.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 году на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году. В 1804 году она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного была разобрана в конце XVIIIвека, а на ее месте в 1842 году построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором – храм Успения Божией Матери, а в третьем – звонница с колоколами. Самый тяжелый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов (около 8 тонн). Высота всего здания – 58 метров. 

Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образа: свв.блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними – образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами. Каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св.блгв. князю Андрею Боголюбскому. В память этого события  19 мая 1855 года в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

За год до этого, в феврале 1854 года Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 года); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 года). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. 

В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 году. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской  кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 году).

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.

В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми. В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 году в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и, украшенная росписью, братская трапезная с полом из соснового паркета. 

После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нем живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус – дом архимандрита, построенный в 1786 году. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две келлии и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 года в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

К югу от собора стоит двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVIIвека, второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. С 1863 по 1879 годы в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (Иаков Евдокимович Михайлов), подвизавшийся в Боголюбском монастыре после ухода на покой с Владимирской кафедры. В верхнем этаже этого здания была устроена небольшая домовая церковь для подвижника-архиерея в честь его небесного покровителя мученика Иустина. 

После того как преосвященный незадолго до своей кончины уехал из обители, в 1883 году церковь была упразднена. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем были покои для проживания приезжавших архиереев. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 года этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем проживают насельники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.

В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трехэтажная гостиница для приезжающих богомольцев. Рядом с ней находился странноприимный дом, на месте которого в 1960-е гг. была перестроена поселковая поликлиника.

В 2013 году после закрытия Боголюбовской поселковой больницы, располагавшейся в здании бывшей монастырской гостиницы, эта постройка была возвращена монастырю и в настоящее время используется по своему прямому назначению – в ней располагается гостиница для приезжающих богомольцев.

Кроме всего описанного, в обители находилась еще одна достопамятная постройка – небольшая часовня, поставленная с южной стороны Рождество-Богородицкого храма, на том месте, где трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея. Внутри, на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина. 

От часовни сохранился до наших дней один лишь фундамент и часть стены. В 2008 году часовня была восстановлена.
  

 О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ                                                                                            
1 июля – день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Это особая святыня Владимиро-Суздальской земли и одна из древнейших русских икон. В этом году Православная Церковь отмечает 855 лет со дня явления Пресвятой Богородицы благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. Как известно, икона была написана по повелению святого князя после ночного видения ему Богоматери на том самом месте, где позднее князем был основан Боголюбский монастырь и выстроен  город Боголюбов.

Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в греческом церковном искусстве XI-XII вв. Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством.

На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), св. Крестителя Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено св.блгв.вел. князем Андреем Боголюбским 18 июня ст.ст./ 1 июля н.ст. В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году вел. князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы.

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список Боголюбской иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона кремлевского Сретенского собора. С особым почитанием Боголюбской иконы в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, подаренной Петром стольнику Б. Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Составление службы Боголюбской иконы относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре. Старейший список службы датируется 1704 г.

Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в XVII-XIX вв.

Первый – это иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками ко Господу.

Второй – Божия Матерь изображена вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским.

Третий вариант – «Моление о народе», Божия Матерь изображена с молящимся перед Ней сонмом святых – московских святителей, благоверных князей и др.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году г. Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!», и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.

Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.

Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними – священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.

Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре. Одно из этих чудесных исцелений было описано во Владимирских Епархиальных ведомостях за 1877 г.: "Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона. Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, за тем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано. Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним, – и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно. Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда".

Возвращаясь к истории возникновения крестного хода, можно отметить, что в том же 1771 году жители Москвы, узнавшие о том, что город Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало безпокойство светских и духовных властей. Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

Следующая массовая вспышка холеры, сопровождающаяся также народными волнениями, произошла в России в 1830-31 гг. Несмотря на все меры, предпринятые правительством по борьбе с эпидемией, одними медицинскими средствами ее погасить не удалось. Поскольку любое заболевание – это посещение Божие или в наказание за грехи, или для вразумления для людей, то по повелению царя Николая I по всем храмам Российской империи был разослан текст особой молитвы для ежедневного чтения на литургии об избавлении от напасти. Осенью 1831 года опять же по повелению царя приказано было отслужить по всем храмам России благодарственные молебны за исцеление и прекращение эпидемии холеры.

В разгар этой эпидемии в с. Тейково, тогда принадлежавшее Владимирской губернии, выехал губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевской. Он был родом из этих мест – имение Хметевских находилось в селе Березовик (теперь это Ковровский район). С 25 мая по 30 июня 1831 года Хметевской пребывал в Тейково, где под его руководством была устроена инфекционная больница. Тогда же в Тейково был доставлен и один из списков Боголюбской иконы, после совершения молебнов перед которым, эпидемия прекратилась. За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 г. он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

А от Боголюбской иконы Божией Матери и ее многочисленных списков продолжали совершаться чудеса. В том же 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии после молебнов перед Боголюбской иконой также прекратилась эпидемия холеры. Известными списками Боголюбской иконы Божией Матери кроме вышеперечисленных, являются Тарусский в Калужской области, Зимаровский в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеление от губительных поветрий – холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию. Божия Матерь питала служащих Ей.

В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме, как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню. Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны. Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены. Обстановку того времени отражает небольшая заметка из Суздальской районной газеты.

Действие происходило в селе Сельцо Яневской волости: «22 марта собранием граждан сельца по некоторым политическим, а главное, по продовольственным соображениям, было постановлено не принимать духовенство Боголюбского монастыря, сопровождающее икону Богоматери Боголюбивой. На другой день 23 марта вновь было созвано собрание граждан, на котором явившиеся женщины, предводительствуемые гр. А. Тарасовым, настойчиво требовали принятия иконы и духовенства, причем тут же организовали свое отдельное собрание под предводительством Тарасова и, выбрав сборщиком В. М-на, собрали с желающих принять священников по 2 руб. с дому»*.

Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении. После закрытия в 1923 г. Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени. В Боголюбской обители, в большом соборе стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно накануне дня празднования Владимирской иконы Божией Матери. На крестный ход выносится один из списков Боголюбивой иконы. 2 июня вечером сестры Боголюбской обители с духовенством и богомольцами торжественно направляются с иконой в храм свв. равноапостольных Константина и Елены Свято-Алексеевского монастыря г. Владимира.

В течение целого месяца Боголюбская икона по древней традиции пребывает в городе – ее носят крестными ходами во все приходские храмы, а 30 июня вечером – накануне дня памяти Боголюбской иконы, ее торжественным крестным ходом возвращают в обитель.

На этот крестный ход, совершаемый ежегодно, собирается около 4-х тысяч человек со всей России. Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек. Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию основания обители. В настоящее время и храм, и монастырь полностью возрождены из руин, завершена и реставрация росписи соборного храма. Все это сделано на наших глазах буквально за последние 10-12 лет благодаря неустанным трудам настоятеля монастырских храмов и духовника обители архимандрита Петра (Кучера) с сестрами. Монастырь является одним из духовных и культурных центров современной России.

Не пора ли сделать самое главное – восстановить историческую справедливость и вернуть древнюю Боголюбивую икону из музея в соборный храм Боголюбской обители, для которой он собственно и был выстроен?! В Боголюбском соборе можно разместить древнюю святыню и создать надлежащие условия для ее сохранности. Нельзя держать светильник под музейным спудом, но надо поставлять его на «свещнице, да светит всем», как говорится в Евангелии. Будущее Росси зависит от нашего благоговения к нашим святыням, от нашего отношения к вере и спасению.

Закончить это повествование о древней Боголюбской иконе хочется словами из проповеди духовника Свято-Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера): «Поэтому и сегодня, может быть, как никогда ранее, в наше последнее, апокалиптическое время генерального наступления на Русскую Православную Церковь всех сил трансмирового зла, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться об исцелении от еще одной страшной болезни – чумы безбожия, богоборчества и богоотступничества. Ибо на наших глазах происходит невиданный еще в истории Церкви по мощи, масштабу и многообразию форм штурм Святого Православия.

Молитвами Пресвятой Богородицы да защитит Господь Русскую землю, укрепит Православную веру и возродит былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси нас!»


  
 СТАТЬЯ О СВЯТОМ КНЯЗЕ АНДРЕЕ БОГОЛЮБСКОМ
Россия начиналась не с Москвы. В Новгороде и Киеве, Владимире и Суздале складывалось по камушку основание будущей империи. Еще прежде святого Даниила Московского, Ивана Калиты и Дмитрия Донского жили на Руси князья, желавшие объединить раздробленное Отечество. Первым русским некоронованным самодержцем можно по праву назвать святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Именно ему суждено было сместить центр Русского государства из Киева во Владимир, чтобы уже оттуда спустя полтора столетия первосвятитель Петр перенес митрополичью кафедру в Москву.

Боголюбов монастырь, основанный князем Андреем на месте явления ему Божией Матери, — один из древнейших на Русской земле. За долгие века он стал свидетелем не только славы и могущества Русского государства, но и его поругания и разорения. В наши дни монастырь, словно птица Феникс, восстает из пепла, призывая народ к покаянию, чтобы Господь, как и встарь, помиловал и спас Россию.

В 1131 году Цареградский Патриарх Лука Хризоверг прислал в Киев в дар великому князю Юрию Долгорукому икону Матери Божией. Икону бесценную, самим святым апостолом и евангелистом Лукой писанную. Увидела Богородица ту икону и прорекла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Родшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет!»

С пением и молитвами встретили киевляне знаменитый образ Владычицы Небесной. Торжественно перенесли икону в храм женского монастыря великокняжеского села Вышгород.

Спустя четверть века Вышгород перешел по наследству второму сыну Юрия Долгорукого, князю Андрею, прозванному за пытливый ум и благочестие Боголюбским. Когда князь задумал перебраться подальше от Киева, на север Руси, в землю Суздальскую, то икону решил взять с собой. Образ Владычицы Небесной для него был всех сокровищ дороже.

В десяти верстах от Владимира лошади, на которых везли икону, внезапно встали. Ни кнут, ни угрозы не могли их сдвинуть с места.

Князь упал на колени перед образом и начал молиться:

– Не угоден Тебе, Царица Небесная, путь мой. Если будет воля Твоя, я вернусь в Киев…

Не успел он промолвить эти слова, как увидел Пресвятую Деву, окруженную нежным сиянием.

 – Воля Моя – оставь икону во Владимире, – услышал князь чудный голос. – А на сем месте в память об увиденном воздвигни храм в честь Рождества Моего.

Исполнил князь пожелание Царицы Небесной, построил на месте видения храм Рождества Богородицы, вокруг которого вскоре разросся городок, названный в честь него Боголюбовым. А в славном граде Владимире повелел возвести Успенский собор, в который и была внесена икона, взятая им из Вышгорода. С тех пор она стала именоваться Владимирской. В память же о чудесном явлении Богородицы князь приказал написать другой образ Матери Божией. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в том молитвенном виде, как Она явилась князю Андрею.

Княжеский замок в Боголюбове, благодаря мудрому правлению сына Долгорукого, год от года становился все более важным политическим и духовным центром Ростово-Суздальской земли. Здесь в княжеских палатах подписывались мирные договоры, составлялись угрожающие послания далеким и близким соседям. Здесь решалась судьба Владимирской земли и всей Руси.

Вполне понятно, что у Андрея Боголюбского было много врагов, причем не только за стенами княжеского замка. Старшие дружинники роптали – не приглашает, мол, на пиры, не берет на охоты. Бояре сетовали – не советуется в делах государственных и, вопреки старшинству древнейших городов – Ростова и Суздаля, возвеличил незнатный Владимир...

Летом 1174 года против князя Андрея был составлен заговор. Заговорщиков было двадцать человек. Причем двое из них — инородцы, особенно облагодетельствованные князем. В ночь с 28 на 29 июня пьяная толпа убийц пробралась ко дворцу, вырезала охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя – ключник Анбал накануне предательски похитил княжеский меч…

Святой Андрей и в старости обладал недюжинной силой – одного из нападавших он сразу опрокинул на пол…

Почти все удары убийцы нанесли князю со спины. Посчитав его наконец убитым, заговорщики бросились вон из опочивальни. Но святой Андрей был еще жив. Он кое-как спустился по узкой винтовой лестнице, созывая стражу.

На его зов возвратились убийцы.

– Что я вам сделал? Бог отомстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой… – были последние слова умирающего князя.

Во времена царствования Петра Первого, в 1702 году, мощи князя Андрея были обретены нетленными, и Церковь причислила его к лику святых. Ныне святые останки почивают в Успенском соборе города Владимира.

Праведное дело, начатое первым собирателем Руси – святым благоверным князем Андреем, подхватили и завершили московские князья и цари. Вот почему в Боголюбове, в колыбели русского самодержавия, бывали Иоанн Грозный и Петр Великий, царь-мученик Николай Второй…

Последний русский царь, посетивший обитель в 1913 году, еще не ведал, что смерть его будет такой же, как смерть первого русского некоронованного царя. Невероятно, но убийство императора и его семьи совершится в такую же теплую летнюю ночь, в день памяти благоверного князя Андрея Боголюбского!

 

Свято-Боголюбов монастырь… Голубые купола белоснежного собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, увенчанные золотыми крестами, путник заметит издалека. Дивный собор могучими размерами напоминает московский храм Христа Спасителя. Не спеша осеним себя крестом и войдем в ворота тихой обители.

Величав собор. Внутри его поддерживают шесть могучих колонн. На одной из них, увешанный драгоценными крестиками на серебряных и золотых цепочках, камнями и кольцами, – список чудотворной Боголюбской иконы Матери Божией.

В ранние века на Руси икон не писали – святые образа привозились к нам из Византии. Боголюбивая, или Боголюбская, икона стала одной из первых. Богородица на этой иконе изображена во весь рост, руки Ее подняты к небу. В деснице Пречистая Дева держит развернутый свиток с молитвой к Сыну Божиему о благословении места сего и земли Русской. Над главою Богородицы нарисованы клейма пяти икон, сопровождавших князя Андрея по дороге во Владимир: Спасителя, Божией Матери, святого пророка Иоанна Предтечи, святых архангелов Михаила и Гавриила.

В 1395 году Владимирской и Боголюбской иконам суждено было прославиться на всю Русь. В тот суровый год азиатский завоеватель Тамерлан, покорив многие народы, вторгся на Русскую землю. Ради спасения Отечества в Москву торжественно перенесли Владимирскую и Боголюбскую иконы.

– Куда отходишь от нас, Пречистая? Зачем оставляешь нас сиротами? – плакал народ во Владимире и Боголюбове, прощаясь с образами…

Матерь Божия заступилась за Русскую землю. В день встречи икон у стен Москвы Пресвятая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы. И огромное татарское войско без боя, спешно свернув шатры, ушло на восток.

Владимирская икона находилась в Москве, а Боголюбивую, по настоятельным просьбам владимирских жителей, вернули монастырю, что на обрывистом берегу реки Клязьмы. Прежде чем проститься с чудотворным образом, столичные иконописцы сделали с него точный список (копию) и торжественно поместили в кремлевском соборе. С тех пор икона, оставшаяся в Москве, почиталась как оберегающая русских царевичей.

Страшная беда обрушилась на Владимир в 1771 году – город поразила моровая язва (чума). Не день и не два умоляли верующие внести во Владимир Боголюбскую икону. Но городское начальство, думая, что при стечении большого количества народа эпидемия усилится, некоторое время сомневалось. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир. Толпы неизлечимо больных жителей, надеясь на милость Владычицы Небесной, шли и шли под Ее благословение. Лишь троих человек не удалось спасти от смерти…

– Боже мой, Боже мой! – восклицал лекарь-протестант, препятствовавший поначалу крестному ходу. – Да ведь это чудо, чудо!

После октябрьского переворота 1917 года икона, праздник которой установлен 18 июня (1 июля по новому стилю), почти до самой Великой Отечественной войны находилась в приходском храме Боголюбова. Когда же на храм повесили замок, ее передали музею, и, к сожалению, до сего дня древняя икона еще не возвращена в обитель.

Сладкий запах ладана разливается под куполами Боголюбского собора. Чисто и проникновенно поют на левом клиросе монахини.

На высокой мраморной солее установлен трехъярусный позолоченный резной иконостас, за которым в открытых Царских вратах виден мраморный престол. Прямо над ним, под сводами главного алтаря, во времена, когда собор возрождался после безбожных десятилетий, на забеленной известью фреске, изображающей Господа Иисуса Христа, вдруг отчетливо проступил лик царя-мученика Николая Второго…

Рассказывают, что гранитный пол в Боголюбском храме выложен на деньги первых насельниц монастыря, поселившихся в обители в конце ХХ века. Чтобы собрать необходимые средства, сестры продали собственные квартиры.

Когда же был построен собор-богатырь? В 1855 году исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому. В память этого события в монастыре заложили первый камень будущего соборного храма. Московская купчиха Анна Герасимовна Алексеева с сыновьями преподнесла обители 30 тысяч серебром на постройку собора. И уже через одиннадцать лет, 20 мая 1866 года, тогдашний архиерей Владимирский епархии святитель Феофан Затворник освятил храм, сложенный по проекту губернского архитектора Я. М. Никифорова.

В начале 70-х годов XIX века потомственный иконописец, крестьянин из села Боголюбово Иван Шорохов, вместе с братьями расписал собор.

Уныло выглядел в безбожные времена Боголюбский храм, приспособленный властями под хранилища и склады. (От прежних фресок сохранились лишь фрагменты в северном притворе храма.) Фрески сохранились на 60-65%, но были забелены известью и покрыты слоем пыли и грязи, но святые изображения просматривались сквозь этот слой. Местами от стен отлетела штукатурка и виднелась кирпичная кладка.

В конце июля 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в монастырь. Святейший Патриарх Алексий перед гробом святого Серафима, предсказавшего безбожные времена и духовное пробуждение России, просил преподобного благословить оживающую обитель.

В память об этом событии архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил в нижнем помещении собора первый на Владимирской земле храм в честь преподобного Серафима Саровского.

Трудно поверить, что еще совсем недавно на монастырской земле ютились средняя школа, больница, почта, отделение милиции и даже консервный завод… Нынче на месте ветхих сараев и выгребных ям зеленеет фруктовый сад, разбиты клумбы, изумрудная трава вокруг – словно причесана…

Монастырские дорожки ведут к самому древнему храму, построенному в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Закладывал белокаменный собор в 1157 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Рождественский собор был центром дворцового ансамбля. Князь понимал толк и в живописи, и в архитектуре, потому гостей и послов из византийских и западных земель он всегда приглашал на высокие соборные хоры полюбоваться красотой Божиего храма.

Церковь сверкала золотом, полы – позолоченной медью, иконы – драгоценными камнями и жемчугом. Падавшие сквозь узкие оконца солнечные лучи отражались в храмовом одеянии, призванном напомнить человеку о красоте грядущего Царствия Небесного.

Поднимемся по каменным винтовым ступеням лестничной башни на второй этаж. Чудесный вид открывается из окна, выходящего на южную крепостную стену и безмятежную пойму, где вдалеке белеет, точно трепетная птица, церковь Покрова на Нерли.

Больше 30 храмов и монастырей построил за свою жизнь князь Андрей Боголюбский. Храм Покрова на Нерли, сложенный в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами, был особенно дорог ему.

Праздник Покрова Божией Матери, воплотивший в себе веру русского народа в небесное заступничество Пресвятой Богородицы, был учрежден Андреем Боголюбским. С тех пор праздник этот, совершаемый 14 октября (по новому стилю), даже Греческой Церковью не отмечается с такой радостью и торжеством, как Церковью Русской.

У подножия винтовой лестницы Рождественского храма, там, где погиб князь-мученик, нынче горит негасимая лампада, пламенеют красные цветы. А каменный пол никак не просветлеет от пролитой княжеской крови.

Монастырская колокольня ненамного выше соборного храма. Построили ее в 1842 году на месте надвратной церкви в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя основателя монастыря. Самый тяжелый колокол весил 498 пудов (около восьми тонн).

В 1884 году колокольню украсили куранты, через каждые четверть часа вызванивавшие мелодию гимна «Боже, царя храни».

Большевики не пощадили ни одного монастырского колокола. Сначала сбросили самый большой – благовест, а затем остальные. Они падали на него и разбивались, изливая прощальный погребальный звон.

Недавно на монастырскую колокольню были подняты колокола, весом полторы, две с половиной и восемь тонн. На башню Богородице-Рождественского храма осенью 2004 года были подвешены семь колоколов, специально изготовленных к 850-летию обители. Гудит, гудит над Русью радостный перезвон, наполняя сердце благодатной надеждой!

Прежде Боголюбов монастырь считался мужским. Однако Промыслом Божиим с января 1997 года, по благословению Патриарха Алексия II, обитель становится женской. Нынче в монастыре в посте и молитве подвизается более ста двадцати насельниц.

Кто-то спросит: а случаются ли нынче в монастыре чудеса? Только слепой не заметит в заново рожденном монастыре явленное Божие чудо! Известны и другие чудесные знамения милости Божией. Зимой 1997 года в обители вдруг замироточили иконы. Первой покрылась каплями прозрачной благодатной росы храмовая икона преподобного Серафима Саровского. В том же году, в первое воскресение Великого поста, выступило миро на Иверской и Боголюбской иконах Божией Матери, великомученика Пантелиимона, святителя Николая Чудотворца, святых Царственных мучеников. А перед самым захватом террористами московского театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года обильно мироточила копия Боголюбской иконы Божией Матери, а слеза на лике князя Андрея появилась 14 мая 1998 года, когда служили вечернее богослужение в честь свв. благоверных князей Бориса и Глеба. Господь словно говорит нам – все святые рядом, скорбят о наших грехах, о погибающем в пороках мире и молятся за нас.
  
Где находится, как доехать:
601270, пос. Боголюбово,
Суздальский район,
Владимирская область,
Свято-Боголюбский женский
монастырь
т.: 8 (919) 029-00-57
 
Телефон монастырской 
гостиницы:
8 (919) 029-00-58
 
Телефон экономки монастыря монахини Никоны:
8 (980) 750-01-67
 
Электронная почта:
info@sv-bogolubovo.ru
Номер кошелька в системе Яндекс.Деньги:
410011450620679
 
КАК ДОБРАТЬСЯ
на общественном транспорте - от Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом или ежедневными автобусами до г. Владимира. Далее городским общественным транспортом - на любом автобусе - до ВХЗ (Владимирского хлебозавода), а там уже можно воспользоваться гораздо большим количеством маршрутов (до монастыря в Боголюбово примерно 6 км). 

С Владимирского вокзала также можно добраться на такси. 
Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала. 
На личном транспорте из Москвы по трассе Е22 / М7

  
 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Игумен Аристарх. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год. М., 1878, 20 с.
А. В. Маштафаров. Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 465-471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
Святые места Владимирской области.
По святым местам России.
 С.И. Фудель. Воспоминания // Новый мир, 1991, № 4, стр. 192-193.
 Архив Владимирской Епархии. Фонд еп. Афанасия (Сахарова): письмо еп. Афанасия к прот. И.А. Потапову от 24.06.1995. – оп. V/1, д. 3, № 33.

 

ВложениеРазмер
301142_main.jpg348.81 КБ
514938_main.jpg248.62 КБ
45546090 (2).jpg135.31 КБ
45546090 (3).jpg255.8 КБ
45546090 (4).jpg145.87 КБ
45546090 (6).jpg216.22 КБ
45546090 (7).jpg114.41 КБ
45546090 (8).jpg123.43 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

отзыв паломника

Нам удалось подняться на колокольню!

Красивый перезвон колоколов в честь Пасхи. Огромный заряд позитива!
На майские праздники в 2016 году мы ездили во Владимир. Сам город старинный и красивый. Наполнен множеством памятников архитектуры. Об этом мои рассказы еще впереди. Сегодня я хочу поделиться историей посещения Боголюбского монастыря в рамках этой весенней поездки. 
Здесь находятся Свято-Боголюбский Женский Монастырь и Церковь Покрова на Нерли.

Это место стоит посетить, так как место очень красивое и достойное отдельного внимания.

Раньше, где-то в 12 веке, на месте Боголюбского монастыря находился княжеский дворец Андрея Боголюбского. Сейчас здесь действующий женский монастырь. Монахи перестроили дворец под свои нужды, изменив вид зданий. Поэтому большинство построек монастыря - датировано 18 веком. Одни из самых старейших сохранившихся построек - двухъярусная лестничная башня и примыкающая к ней галерея, где князь погиб от руки врагов. Они сохранили почти первозданный вид. А в сохранившейся галерее расположена музейная экспозиция. Мы кстати в нее не попали. День то был праздничный - Пасха. Зато мы попали на колокольню, куда по словам монахинь пускают не часто.

 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru