Святой источник Трифона Вятского

Кировская область » Киров » Первомайский район

Уже на протяжении не одного столетия, в городе Киров, на склоне коренного берега р. Вятки, бьют несколько родников.
 Один из них - Святой источник в честь преподобного Трифона, архимандрита Вятского, над которым сооружена красивая рубленная из дерева часовня, находится на территории Вятского Успенского Трифонова монастыря. 

 

По преданию в этом месте преподобному Трифону явилась Матерь Божия и он ископал здесь колодец. 
Родник благоустроен, над ним возведена надкладезная часовня, снаружи вода выведена в трубу, слив декорирован бутовым камнем, внутри часовни обустроен колодец. К источнику постоянно приходят верующие.
 
В публикации «Отчёт Вятской городской управы горного инженера А. Н. Рябинина 1904 г.» Вот что говориться об этом источнике: «Отделённый от Соборной горы оврагом за горой, размытый монастырский холм с Успенским монастырём на нём обнаруживает также обильное истечение ключей у подножия Собора. Часть ключевой воды выбивается здесь фонтаном в часовне, омывая поставленный в ней крест, а часть обращается на нужды монастырского общежития. Приток монастырских ключей достигает по моему замеру свыше 26000 вёдер в сутки. Вытекая по водостокам из-под стен монастыря, ключевые и сточные воды образуют постоянные и сильные заболачивания почвы монастыря, что могло бы быть весьма легко устранено сбором этих вод в один желоб и отвод за лилию ж/д.» 

Родник благоустроен, над колодцем возведена красивая рубленная из дерева надкладезная часовня, снаружи которой вывод воды заключен в каменный грот, декорирован бутовым камнем, рядом установлены деревянные скамейки, в летнее устроены газоны с цветами.
 

Чуть ниже по склону построена купальня с купелью. К источнику постоянно приходят верующие.
 
Где находится, как доехать:
Координаты:
N58° 36'3.79"
E49° 41'27.83"

   
ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ВЯТСКИЙ
Трифон явился миру как яркий церковно-политический деятель, родившийся в с. Малонемнюжском на реке Мезени Архангельской области, стал основателем первых монастырей в вятской земле, к которой относился и наш край. Постриг (в миру Трофим) принял около 22 лет в Пыскорском монастыре. Оттуда, не поладив с братиею, ушел на р. Мулянку, где встретил пермских остяков – предков удмуртов «и нача им учителну повесть творити» - проповедовать.

В 1580 г. Трифон ушел в Вятские земли, где основал Успенский монастырь в г. Хлынове (Киров), который вскоре стараниями своего игумена, бившего челом русским царям Ивану Грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову, стал богатейшим в крае… 
А жизнь его настоятеля оказалась тесно переплетенной с виднейшими личностями эпохи. Жил преподобный и на землях, принадлежащих Строгановым, был знаком с представителями этого известного рода. Поздняя его деятельность относится к периоду смутного времени на Руси. Среди повествований об этом периоде есть и три, содержащих упоминание о том, что юный Григорий Отрепьев (лжедмитрий) «остался после отца своего млад зело с материю своею…и по некоем времени случися ему беседа Вятские области града Хлынова Успенского монастыря со игуменом Трифоном, той же игумен Трифон увеща его бытии мнихом. И по совету того игумена пострижеся во иноческий образ и наречеся имя ему Григорей»… Причастность Вятского игумена к столичным событиям Смутного времени остается невыясненной.

Скончался преп. Трифон после трудов, скитаний, гонений на себя со стороны братии и представителей властей в родном монастыре в 1612 или 1613 году.

В 1912-13 гг. в Вятке прошли празднования по поводу 300-летия со дня смерти вятского игумена. Торжества совпали с 300-летием дома Романовых.
 Очень серьезно к дате подошли светские и церковные научные круги: в 1910 г. был создан юбилейный комитет, Вятской ученой архивной комиссией (ВУАК) велись активные исследования жизни, деятельности и истории почитания преп. Трифона Вятского, для чего, в частности, и был создан специальный Трифоновский церковно-археологический музей. Особенно насыщенной по сбору материала о вятском игумене была деятельность преосвященного Павла, епископа Глазовского, председателя юбилейного комитета, и протоиерея И. М. Осокина, смотрителя Вятского духовного училища, действительного члена ВУАК, члена комитета музея. 
Последнему принадлежит ряд статей о преп. Трифоне, публикация одной из рукописей жития этого святого, приобретенной, кстати, в 1911 году от старообрядки вдовы Аграфены Семеновой Мыльниковой, проживавшей в починке Вожьяке Сарапульского уезда (на земле Ижевского завода), Якшур-Бодьинской волости. Он же стал одним из первых исследователей истории почитания преп. Трифона Вятского (ТВУАК. Вятка, 1912. Вып I-II). Интересны итоги его исследования, которые мы дополним своими данными.

Дело в том, что документов об официальной канонизации преп. Трифона Вятского нет.

Исследователи начала XXв. были склонны считать, что ее и не было. Некоторые связывают этот факт с сомнением церковно-государственных кругов в политической благонадежности Вятского игумена, постригшего Гришку Отрепьева и посещавшего Чудов монастырь в Москве, когда тот был ядром оппозиции Борису Годунову. 
Так или иначе, но еще в начале XX века преп. Трифон Вятский не чтится общецерковно, его имени даже не было в месяцеслове… Однако местное почитание развивалось быстро. Еще по своей смерти Трифон Вятский оставил духовное завещание братии монастыря, в котором просил: «Бога ради, по моем животе мене грешного не забудите, но поминание творите в литиях и панихидах больших и менших». Панихиды, как и положено по усопшему, совершались очень долгое время (в некоторых местах даже наряду с молебнами в н. XX в.) Позднее начали собирать воспоминания о вятском игумене, не ранее 1663 г. было написано его житие. При этом, видимо, кое-какие автобиографические записи оставил по себе и сам преподобный – в 1601 г. в его келье хранилась рукопись - «житье архимандрита Трифона от рожденье его, и как он летал со ангилом, не видя ни неба, ни земли». Так благоговейная память о почившем стала основой местного почитания его как святого.

В 1684 г. при строительных работах в монастыре мощи игумена были обретены «изсохша в нетлении», 6 лет находились в особой часовне, а затем были сокрыты под спудом во вновь устроенном Успенском Соборе. Тогда же, в XVII в., на гроб игумена было положено его изображение, которое стало и первой его иконой...

Уже в 1710 г. священник Малонемнюжской Воскресенской церкви просил преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важского, дозволить устроить на родине преп. Трифона Вятского часовню и установить в ней список с иконы из Вятского монастыря.

Вятский Успенский монастырь стал центром почитания преп. Трифона Вятского. Отсюда шли по епархии крестные ходы. Среди икон крестного хода в документах упоминается и икона преп. Трифона Вятского, впервые, по данным протоиер. И. Осокина, под 1820 г.

Готовясь к 300-летию памяти преп. Трифона Вятского, Павел, епископ Глазовский, выяснял, в каких местах, кроме Вятской епархии, почитается этот святой. Оказалось, что именно в тех местах, где бывал преподобный - с. Малонемнюжском и соседней с ним деревни Архангельской епархии и четырех селах Пермской епархии – на реках Чусовой и Муллянке. 
Причем из рапорта Преосвященному Павлу от причта с. Нижнее Муллы следовало, что никаких сведений среди местного населения о преп. Трифоне Вятском не сохранилось, и он не почитался в этих местах, где даже икон его не было. И только протоиерей И. Осокин, в 1902 и 1903 гг. приезжавший в Нижнее Муллы на места подвигов преподобного, установил здесь его почитание. При содействии местного крестьянина Георгия Каменских на берегу р. Муллянки, где была найдена пещерка, отождествленная протоиереем И. Осокиным с землянкой преп. Трифона Вятского, была устроена часовня, рядом находился источник. «Трифоновский» источник почитался и близ сел Успенского и Нижнее-Чусовские городки Пермской епархии.

Что касается Вятской епархии, то преп. Трифон Вятский также почитался не повсеместно. «Собранные сведения, - писал протоиерей И. Осокин в 1911 г., - показали, (что) в 326 церквах Вятской епархии память преп. Трифона совсем не почитается, хотя в некоторых из них имя его, а также имя блаж. Прокопия (Вятского) произносится на отпустах церковных служб. Если общее число церквей епархии 890, то нужно признать, что 36% церквей Вятской епархии еще не чтут своего местного святого». 
Данные протоиерея И. Осокина говорят также о том, что на территории Глазовского уезда память преп. Трифона Вятского чтили в 30 церквах, не почитали в 16. По Сарапульскому уезду эти цифры соответственно 73 и 67. Как видим, на севере современной Удмуртии почитание этого местного святого было более развито. Это, конечно, связано с тем, что на р. Чепце прочно бытовало предание, зафиксированное впервые Г. Е. Верещагиным в 80-е гг. XIX в., о пребывании здесь самого преп. Трифона Вятского. Согласно этому преданию, у реки была каменоломня, которую и посетил преподобный. Застал он здесь мужиков, которые не могли добыть крупный камень. Святой сказал им, что завтра с Божией помощью камень добудут. Так и вышло, а на месте, где был камень, забил родник… Однако преп. Трифона Вятского вместо благодарности мужики ругали, не веря его святости. Тогда преподобный скатил в реку камень да и уплыл на нем.

В 1887 г. здесь, при починке Каменное Заделье у источника, была устроена часовня «деревянная на каменном фундаменте» 4 на 4 сажени в 7 окон. 
В ней помещались большой крест, иконы Спасителя, Божией Матери и преп. Трифона. А в 1913 г. (очевидно, в связи с 300-летним юбилеем) была выстроена деревянная церковь с одним престолом во имя преп. Трифона Вятского. Тогда празднества перенесены были в храм. При часовне же молебны служились в Духов день и на Успение.

Кроме того, часовня, в которой особо чтили память преп. Трифона 8 октября, находилась в починке Унтем прихода Иоанно-Богословской церкви с. Игры Глазовского уезда.

Поворот в истории почитания преп. Трифона Вятского произошел в связи со следующими событиями 1901 года. 29 июня в Синоде был заслушан доклад Преосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, который изучал агиографию. Он был обеспокоен тем, что «в календари и месяцесловы, издания частных лиц, а равно в научныя и назидательныя сочинения… вносятся нередко имена местно чтимых русских святых не канонизованных, каковыя имена, по неведению, могут быть даны новокрещаемым и за сим таковым святым могут быть совершаемы… молебны, тогда как на месте упокоения их совершаются только панихиды, или даже и панихид не совершается…». 
Синод, в свою очередь, желая прояснить положение с местночтимыми святыми, 10 августа 1901 г. предписал епархиальным архиереям представить данные о почитании неканонизированных святых. Поэтому 27 сентября Вятская духовная консистория направила по благочинным округам циркулярные указы о том же. Таким образом, выяснилось, что неканонизированного преп. Трифона Вятского почитают в 1 округе Вятского уезда, 1, 2, 4, 6 округах Глазовского, 2, 3 Уржумского, 2 округе Нолинского и 1, 4, 5 Яранского уезда. Местами в этих округах почитаются также неканонизированные преп. Прокопий, Вятский Чудотворец и Симеон Верхотурский. Синод, принявший к сведению эти данные, в 1903 году издал «Верный месяцеслов всех русских святых», где впервые официально под 8 октября значилось «Преставление преподобного архимандрита Трифона Вятского в 1612 году». Служба и акафист преподобному впервые были изданы стараниями юбилейного комитета к 8 октября 1912 г.

Память преподобного Трифона Вятского, Русской Православной Церковью, празднуется 21 (8 ст. ст.) октября.
  

ИСТОЧНИК ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА - ГЛЯДЕНОВСКАЯ ГОРА - ТУТ! 

   Молитва перед погружением в Святой источник: 
Господи! 
Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. 
Очисти меня грешнаго (раба Божия..., рабу Божию...) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

Аминь.
  
   Молитва после купания. 
Господи! 
Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Аминь.
  
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры! Святой источник  - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное). 
 

  

_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Статья Дарьи Смоленцевой
Родники и источники Кировской области.
http://www.ruist.ru/index.php/kirovskaya-obl
Святые места Кировской области.

 

ВложениеРазмер
1461237270_chasovnya-rodnik-svyatoy-istochnik-prepodobnogo-trifona-arhimandrita-vyatskogo-pervomayskiy-rayon-gorod-kirov-kirovskaya-oblast.jpg126.59 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

преподобный Трифон Вятский

Святой преподобный Трифон почитаем на православной земле как Вятский Чудотворец. Его молитвами ко Господу получали исцеление болящие дети и взрослые. К нему приходили страждущие за помощью и получали её. Много чудес по воле Божьей сотворил при своей жизни Трифон. Часть из них описана в житии святого.

В городе Орлове преподобный Трифон исцелил сына Иакова Строганова. По окончании Божественной службы в церкви Строганов подошел к преподобному и сказал: «Воистину ты Божий избранник, во всем подобный древним святым. Прошу тебя Господа ради, помоги мне. У меня сначала было много детей, но Божиим изволением все они умерли. Остался один только сын Максим, но и тот заболел. Прошу тебя: помолись о нем Господу. По твоим святым молитвам Господь дарует ему здравие. Я буду во всем помогать тебе». Блаженный ответил: «То, о чем ты просишь, дело не наше, а Божье. Я же грешен и недостоин взять на себя такое великое дело. Но велика благодать Божия». Вслед за тем препо­добный помолился о выздоровлении отрока, и Господь исцелил его.

В селе Никольском жил приказной человек Максим Федоров. Его сын, двух­летний младенец Тимофей, сильно заболел и уже был при смерти. Когда Максима не было дома и с больным ребенком оставалась жена его Иулиания, женщина богобоязненная и нищелюбивая, св. Трофим посетил дом Максима. Иулиания сильно обрадовалась и просила преподобного помолиться о ее больном сыне. Блаженный молился всю ночь, а наутро взял ладан, покадил сначала святые иконы, а потом и младенца. И тотчас младенец получил исцеление, весело начал играть, как будто и не был болен. Иулиания со слезами благодарила целителя, предлагала ему от своего имения, просила не покидать их дома. Но блаженный отвечал ей: «Не ради меня, грешного, получил исцеле­ние сей отрок, но ради веры твоей Господь спас его».

В народе шла молва о чудесах преподобного. Многие приходили к прп. Трифону. Он исцелил бесноватую женщину Иулианию и бесноватого Игнатия. Очень поучительно было исцеление от глазной болезни крестьянина Григория. Страдая болезнью глаз, Григорий много лет ничего не видел. Слыша о чу­десах святого, он сказал себе: «Пойду и я к преподобному, помолюсь образу Святой Софии, Премудрости Божией, чтобы Господь и мне даровал исцеление». Образ же Святой Софии находился в устроенной преподобным часовне и более других почитался богомольцами.

Придя к подвижнику, Григорий со слезами просил его молитв. Видя твердую веру болящего, преподобный помолился о его исцелении, окропил глаза его святою водою, и тот прозрел. Но через некоторое время, по диавольскому вну­ше­нию, Григорий усомнился в чуде, которого удостоился, и думал так: «Не Пре­муд­рость Божия помиловала меня, не ради молитвы Трифона я получил исцеление. Болезнь прошла сама собою, и я стал видеть». За такое неверие Гри­горий опять ослеп. Тогда, поняв свое прегрешение, он начал каяться и пла­кать: «Увы мне, увы! За мое неверие я впал в слепоту». Он снова попросил отвести себя к преподобному. Раскаялся и вновь, по молитве святого, получил прозрение. Преподобный же наставлял его: «Чадо, ты видишь, что милость Бо­жия подала тебе прозрение, верь сему. Ведь ничего не бывает без воли Бо­жией, но все от Бога, по вере нашей и добрым делам. Не будь же маловерен и не согрешай, чтобы не случилось с тобою худшее».

Трифон обладал даром предвидения. Когда Григорий Строганов, разгневанный на преподобного, велел заковать его в железо, святой предрек: «Вскоре и сам ты перенесешь то же!» Действительно, на четвертый день из Москвы пришли царские посланные, они взяли Григория и сковали. Вспомнил тогда Григорий о пророчестве святого; приказал снять с него оковы и, припав к ногам подвижника, умолял о прощении и просил, чтобы он помолился о прекращении царского гнева.

Не только чудеса исцеления совершал Трифон по молитвам к Господу. Однажды в Пыскорском монастыре на соляных промыслах иссяк соляной раствор. Работы знающих людей не помогли. Тогда настоятель и братия решили обратиться к преподобному. Напомнив им слова Писания: Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144:18, 19), преподобный пригласил братию к молитве и сам молился с ними. Потом велел очистить трубы в соляных вар­ницах, и соляной раствор появился снова и гораздо обильнее, чем прежде.

Чудеса в наши дни
Святой Трифон, почивший несколько сотен лет назад и отошедший ко Господу в Царствие Небесное, продолжает помогать верующим и сегодня. К нему с молитвой в Успенский кафедральный собор, где покоятся мощи святого, приходят паломники из разных уголков Вятского края и других регионов России!

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru