Святой источник Иринарха затворника

Ярославская область » Борисоглебский район » село Кондаково
Ежегодно перед праздником Илии пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова - родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха.
 

 

Иринарх (Ростовский, Борисоглебский, Затворник, до пострига Илья; июль 1547(1547) — 13 января 1616) — преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 13 января и 23 мая (собор Ростовских святых). Преподобный Иринарх родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В 6 лет пророчески сказал, что будет монахом и будет носить вериги. В Кондаково прошли 18 лет его юной жизни, наполненной молитвой и воздержанием.Стремясь к уединению для молитвы, он часто уходил в глухие места. Одно из таких мест впоследствии стало знаменитым на всю Россию – колодчик, вырытый его руками в лесной чаще вблизи Кондаково, обладает целебными свойствами и привлекает множество паломников и по сей день.


 
До тридцати лет Иринарх занимался торговлей, затем принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. В нём он обрёк себя на суровое затворничество и более 30 лет он не снимал вериг. Господь наделил Иринарха даром провидца и целителя. Он начал ходить босой и в рубище, чем навлек на себя гнев братии монастыря. Здесь его посетил знаменитый юродивый Иоанн Большой Колпак, сподвижник Василия Блаженного. Он предсказал Иринарху большой успех его подвигов. С того времени Иринарх постепнно увеличивал тяжести носимые на теле Он носил тяжести или “праведные труды” , сохранявшиеся в Борисоглебском монастыре: 142 креста, тяжелый камень, множество цепей, железное кольцо на голове, железный пояс, и имел железную палку и кнут для самобичевания. Все это по весу составляло 9 пудов 34 фунта. Спал Иринарх по 2-4 часа в сутки на березовом комле, к которому приковал себя цепью. Так он подвизался тридцать с лишним лет. Из-за конфликта с братией непривычной к такой суровой аскезе, Иринарх вынужден был на один год оставить Борисоглебовский монастырь и жил в Авраамиевом Богоявленском монастыре, где был назначен келарем. Затем Иринарх вернулся в родной монастырь и продолжил свои аскетические и духовные подвиги. 


 
В Житии Иринарха отдельная глава повествует о чудесном видении Иринарху “О видении Московскаго царства и о разорении и о посечении и иных градов во 7117 [1608-1609] году”. (Эта же глава перереписывалась отдельной повестью. (Напр. “Выпись о чуде о видении разорения Московского царства 1608 года”. ОР РГБ. Ф. 354. № 93.)) Видение было скорее всего в 1608 году, поскольку о разорении Ростова в 1609 году говорится, как о событии следующего года. Иринарх после тяжких трудов и молитв, не давая себе уснуть, впал в “тонок сон”. Ему представилась Москва и все Русское государство в разорении, в огне и во власти ляхов. Проснувшись, Иринарх горько зарыдал, и тут явился ему “свет пресветлый” и “глас неведомый” трижды пообещал, что так, “по глаголу сему да будетъ роду сему лукавому и непокоривому”, а затем приказал идти в Москву и поведать об увиденном самому царю. Преподобный, вняв гласу, на время оставил свой подвиг затворничества и отправился пешком в Москву вместе со своим учеником Александром. О пришествии затворника объявил царю некий сын боярский именем Симеон, “и рад бысть царь, ...целова его любовно”. Иринарх отказался от почестей и объявил о грозном видении, после чего по просьбе царя дал благословение и ему и царице. Иринарх отказался от любезного предложения царя задержаться в столице и даже отпустил предоставленный ему царский возок. (Источник информации: Кузнецов Б.В. Видения Смутного времени Портал Слово )
 
За благословением на борьбу с врагами инородцами и оккупантами России к Иринарху приезжали Михаил Скопин-Шуйский и организаторы народного ополчения Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Ещё при жизни Иринарх нашёл преданного ученика, инока Александра, который и написал житие своего учителя. Незадолго до смерти Иринарх призвал своих учеников, Александра и Корнилия, и дав им последние наставления, преставился на 69 году жизни 13 января 1616 года и был погребен в выкопанной им самим могиле. Мощи Иринарха находятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вскоре после смерти Затворника было написано его житие по его же завещанию иноком Александром, который, будучи в учениках у Иринарха, 30 лет неотступно находился при нем.
 
Еще при жизни преподобного было многолюдно у этого колодчика. А по его кончине установилась традиция приходить сюда крестным ходом из Борисоглебского монастыря. Крестный ход продолжался целую неделю. Монастырская братия и многочисленные паломники шли от храма к храму: Литургия, молебен, лития и дальше, к следующему храму, с остановками на ночлег. Известно, что уже тогда люди съезжались сюда со всех концов Русской земли. В крестном ходе участвовали и люди, «известные в государстве». Эта благочестивая традиция была прервана октябрьским переворотом и возобновилась с возрождением Борисо-Глебского монастыря. С 1997 года Иринарховский крестный ход стал ежегодным. В 2008 году он прошел уже в двенадцатый раз. Пустынька обитаема и в настоящее время. Покой насельника стоит беречь. Может быть, именно его молитвы в очередной раз помогут России.
 
Где находится, как доехать:
Для того, чтобы добраться на святой источник в Кондаково в из Санкт Петербурга:

маршрут: 
Из Петербурга наиболее красивая и познавательная дорога с небольшим количеством автомашин лежит через Череповец: 
Санкт -Петербург - А114 - на Тихвин - Пикалево - Череповец - далее на Р104 - Пошехонье (отличное и недорогое место для ночлега) - Рыбинск - Углич (красота, которую стоит посмотреть) - из Углича - Р-153 до Новоселки - поворот направо на Кондаково. 
В Кондаково проезжаем все село за храм - справа указатель на источник прп. Иринарха - если машина повышенной проходимости - можно проехать еще 1 км через поле. 
Если машина городская - лучше оставить в поле на ровном месте и идти пешком в сторону низины и леска. У указателя будет тропинка вниз и дальше вы все увидите. 

  
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Киселев А.В. «Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.»
Кучин Н.П. «Костромской край: города и веси». Кострома, 1999.достопримечательности Ярославской области
Памятники природы Ярославской области
Достопримечательности Ярославской области.
 

ВложениеРазмер
45456 (1).jpg161.94 КБ
45456 (2).jpg57.61 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru