Святилище Трехостровское

Святилище Трёхостровское — древнее святилище эпохи позднего бронзового века, воплощающее культ огня. Является уникальным археологическим памятником, не имеющий аналогов среди известных объектов на юге России.

Реконструкция этого памятника говорит о наличии близости культовых традиций населения позднего бронзового века Волго-Донского региона религиозным представлениям населения Северной Индии и Ирана, нашедшим отражение в индоарийской и зороастрийской мифологической литературе. 

 

История

Святилище находится на правобережном плато малой излучины Дона, в 7 км к северу от станицы Трёхостровской Иловлинского района на территории природного парка «Донской».

Внешне это сооружение представляет собой искусственный холм высотой 3 м и диаметром около 150 м, окруженный рвом, ширина которого колебалась от 24 до 32 м, а современная глубина — 2 м. Диаметр сооружения по внешним краям рва колеблется в пределах 200 м. Центральная возвышенная часть его повреждена несколькими ямами, оставшимися от кладоискательских раскопок, проводившихся в начале XX века местным населением. В результате этих раскопок из глубины на поверхность были перемещены крупные обломки стекловидного шлака с остатками сожжённого дерева, спекшейся массы красноватого суглинка.

С 1997 по 2003 год святилище исследовалось учёными из Волгоградского государственного университета совместно с Институтом физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. В результате комплексных исследований была разработана модель предположительных технологических и конструктивных особенностей памятника, времени его возведения и назначении.

Строительство данного сооружения осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе на площади диаметром около 100 м был срезан гумусный слой, и аккуратно перемещен на периферию и уложен на землю в виде кольца шириной до 15 м, за которым начал сооружаться ров. Из верхнего слоя были изготовлены блоки, затем использованные для возведения в центре специальной печи. Образовавшийся котлован после снятия верхнего слоя грунта и некоторого его углубления был заполнен жидким глинистым раствором, поверх которого уложены ветки деревьев.

На втором этапе в центре круглого котлована, залитого глинистым раствором и выстланного ветками, была возведена печь. Материалом для неё служили блоки, изготовлявшиеся в простых формах, сделанных из прутьев. Своеобразная печь представляла собой круглую конструкцию диаметром до 40 м. Высота её могла достигать нескольких метров. Печь была заполнена деревом, доставленным из поймы Дона, после чего сверху она была закрыта крупными обломками известняка и подожжена. Для поддержания процесса горения в стенке печи были сделаны вентиляционные отверстия. Температура горения в печи, по данным химических анализов шлаков, могла достигать 1100—1300 °С.

Процесс горения в печи поддерживался достаточно долго. Но в какой-то период печь была разрушена, её фрагментами была занята большая часть площадки, покрытой глинистым раствором и ветками деревьев. После этого весь развал, начиная от внутреннего края рва, был засыпан грунтом, вынутым ранее из рва, который представлял из себя супесь зеленоватого цвета. Образовавшейся насыпи была придана определённая форма. От рва она круто поднималась вверх, затем шла практически горизонтально земле, а в центральной части имела куполообразное возвышение. После придания сооружению такой формы вся его поверхность была покрыта щебёнкой из известняка. Таким образом, все сооружение внутри рва приобрело белый цвет.

 

Одной из задач, стоявших перед экспедицией, было установление времени возведения исследуемого памятника и соотнесение его с какой-либо из археологических культур. Сложность заключалась в том, что в процессе раскопок не было обнаружено ни одного артефакта. Отобранные образцы для радиоуглеродного датирования были отправлены в разные лаборатории: Института географии РАН, Бета-аналитическую лабораторию в Майами, штат Флорида (США), университета Аризоны (США), Дарден Худ, штат Пенсильвания (США), Потсдам (Германия). Были получены следующие результаты: три даты пришлись на поздний бронзовый век в пределах XV—XIII вв. до н. э. и шесть дат на скифское время VII—IV вв. до н. э. Проведенные независимые палеопочвенные исследования подтверждают более раннюю дату возведения сооружения.

В 2002 году было проведено обследование округи святилища, что позволило выявить следы нескольких поселений срубной культуры, которые, в случае отнесения святилища к позднему бронзовому веку, являются синхронными ему. Возможно, население этой культуры и возводило исследуемый объект.

Учёные опровергли высказывающуюся ранее версию о производственном назначении святилища. Химические анализы образцов показали, что данное сооружение не являлось печью для выплавки железа, а отнесение его к бронзовому веку вообще снимает этот вопрос.

 

Легенды

Со святилищем связано несколько легенд. Первая о том, как Бог Арай получил на нём Священный Огонь для всего Арийского народа. Вторая о Белой деве, которая появлялась на нём и предупреждала казаков о наступлении врага.

В 2009—2010 годах телекомпания НТВ сняла документальный фильм «Волгоградская область. Точка уничтожения Земли?» из цикла передач «Таинственная Россия», в котором рассказывает о святилище. Сценарий к документальному фильму написал волгоградский драматург и краевед Юрий Войтов.

 

Категория: Археологические комплексы

где находится, как доехать:

Координаты: N49 9.816 E43 55.446.

Регион: Волгоградская область

Дополнительная информация: 
дер.Трехостровская, Иловлинский р-н.

 

Описание:
Капище Трехостровское - святилище в Задонье

Святилище в Задонье является одним из 3х объектов единого комплекса в форме треугольника (на карте). Это капище является одним из наиболее ярких древних сайтов (объектов) Волгоградской области.

В последние годы место становится весьма популярным среди различных исследователей, интересующихся древностями, путешественников, туристов и тд.

 

СВЯТИЛИЩЕ ТРЁХОСТРОВСКОЕ                                                                                                     
Жители станицы Трёхостровской благодаря археологам Волгоградского государственного университета вправе гордиться соседством с достопримечательностью мирового значения. Здесь обнаружено огромное святилище индоиранских огнепоклонников, появившееся здесь ещё до новой эры.

Большой курган диаметром примерно в 200 метров на берегу Дона давно привлекал внимание и местных жителей, и ученых, и многочисленных чудаков. Одни видели в нем посадочную площадку инопланетян, посещавших нашу планету много веков назад, другие считали, что перед ними загадочное погребение могущественных правителей древности.

В конце XIX века некий Петр Авдеев решился поискать в кургане золото, но, перелопатив огромное количество земли, смог вывезти оттуда лишь несколько возов древесного угля. В 20-е годы прошлого столетия тайну попыталась раскрыть серьезная археологическая экспедиция. Однако ученым пришлось уехать раньше времени из-за откровенно враждебного отношения к ним местного населения, считавшего раскопки «святого места» продолжением богоборческой политики советской власти.

Несколько лет назад здесь начали раскопки археологи Волгоградского университета под руководством профессора Анатолия Скрипкина. Они и выяснили, что верхние пласты земли скрывали храм в честь бога огня Агни.

Это было довольно сложное сооружение, в центре которого древние строители возвели печь высотой более пяти метров. Ее дно и стены были выложены белым камнем, обладающим термоизоляционными свойствами. Когда каменная емкость полностью заполнялась дровами, ее поджигали, засыпав сверху слоем щебня-известняка. Благодаря этой хитроумной уловке огнепоклонников, сооруженная ими печь не горела, а лишь тлела, а густой дым разносился на многие десятки километров.
За постоянством дыма следили, пополняя запасы дров в гигантской печи, доверенные лица племени. Их поселения обнаружены неподалеку от храма, в балках Хлебная и Качалинская.

Исследования храма идут уже не один год, но он по-прежнему таит немало загадок. Главная из них связана с возрастом святилища. На раскопках до сего времени не обнаружено ни осколков керамики, ни костей, по которым обычно определяется возраст древнего сооружения. Археологам пришлось заказать радиоуглеродное исследование углей из древних кострищ в лабораториях России, Германии и США. Итоги анализов оказались достаточно противоречивыми. Судя по одному научному заключению, придонскому храму огнепоклонников примерно 3300 лет, по второму — 2800—3000 лет, а по третьему — «всего» 2500. Есть и другие вопросы, на которые пока не удалось ответить волгоградским археологам. Надо полагать, что со временем исследователи археологического наследия Нижнего Поволжья все же смогут найти ключ к этим загадкам древности.
10 лет назад научная экспедиция, куда входили доктор исторических наук, профессор ВолГУ А.С. Скрипкина, кандидаты исторических наук Т.В. и А.О. Алексеевы из Института физико-биологических проблем почвоведения РАН и другие известные ученые, приступили к раскопкам святилища. Досконально исследовав это место, они сошлись на том, что здесь было культовое сооружение, подобных которому нет во всей Европе. Был воссоздан и внешний вид памятника.

Река Медведица

Согласно данным исследований, памятник этот представлял собой полусферическую грунтовую насыпь с обломками известняка, окруженную рвом глубиной 2 метра с шириной от 24 до 32 метров и диаметром по внешнему кругу 200 метров. Центральная его часть возвышалась над степной поверхностью на 2 метра.

Храм огня, а, по предположениям ученых, так называлось это сооружение, начинался с рытья котлована, который затем заливался жидким раствором глины, что, по всей видимости, соответствовало акту закладки алтаря. Во всем этом заложена идея, по которой священный огонь не должен гореть на естественной поверхности, между огнем и землей должен быть алтарь – центр Земли, через который поддерживается миропорядок, жизнь и гармония.

Исследователи полагают, что сооружение имело значение для большого количества людей, об этом свидетельствуют громадные размеры. В эпоху поздней бронзы (этим временем датируется святилище) волго-донские степи были плотно заселены племенами, о чем свидетельствуют уже изученные погребальные и бытовые памятники на территории нынешнего парка Донской.

Неподалеку от святилища находится Румын-гора, куда со всех уголков съезжаются уфологи. Находиться более 20 минут здесь невозможно: начинает болеть голова. Современные космоэнергеты утверждают, будто именно здесь встречаются энергетический поток, движущийся ввысь, с потоком, движущимся из космоса в недра земного шара.

А еще здесь можно услышать рассказы о том, что когда-то здесь приземлялись и стартовали летательные аппараты из дальних миров. Но в науке этот факт не зафиксирован, как, впрочем, и потоки энергии. Но вот особая энергетика и в самом деле ощущается.

Летом в станицу Трехостровскую съезжаются многочисленные отдыхающие из Москвы, Питера, других городов и весей. Едут, чтобы набраться сил и острых ощущений. Возможно, в обозримом будущем здесь проложат тропу для экскурсий. А пока это место для диких путешественников, которые не боятся встреч с духами предков.

 

____________________________________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.

Скрипкин А.С. Археологическое наследие Волгоградской области, 2013, с. 8.
 Скрипкин А.С. Археологическое наследие Волгоградской области, 2013, с. 74—80.
 Блазин В. Древние легенды донской земли (рус.) // Журнал «Губернские Вести» № 5. — Волгоград, 2011. — С. 65.
 Инга Иванова. После гибели Гипербореи древние арии обосновались на территории Волгоградской области. gorvesti.ru. Городские вести (27 августа 2012). Проверено 7 апреля 2018.
 Яков Викторов. Легенды древнего храма покажут по ТВ. gg34.ru. Город героев (1 апреля 2011).

Скрипкин А.С. Археологическое наследие Волгоградской области. — Волгоград: Издатель, 2013. — 288 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9233-1055-9.
Энциклопедия аномальных зон России.
В. Чернобров "Энциклопедия загадочных мест Земли" 
группа Космопоиск Вконтакте.

 

ВложениеРазмер
26403466 (1).jpg23.19 КБ
26403466 (2).jpg22.41 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Лёд, солнце, вода, растения

Поклонение свету, солнцу могло прийти на Дон как от иранцев, так и от бурят-монголов.

Волгоград (Сарай-город): сарай - дворец; сары - жёлтый (тат.).
Саркел (хазарская крепость): "сары кала" - желтый город (тат.).
Киев (Самватос). Кыя - скала; кый - нечто земное; ике - два (прим.: руки) (тат.)? Сәмави - небесный: сәма - небо; hава - воздух. Төс - цвет (тат.).

Дөнья - мир, вселенная (тат.). Дон - река (осет.).
Басу - поле; ступать. Алан - поляна (тат.).

1. Бай - богатый, изобилующий. Ядь - рука; сила, мощь; ут - свет. Даhи - гениальный (тат.). Уд - росток (удм.); ото - роща (мар.).
2. Зәр - золото. Төс - цвет. Тора - языческий храм, капище у тюрков Поволжья и Западной Сибири (расположенное обычно на возвышенных местах); город (тат.). Тора - пространство (мар.).
3. Ий, ийсус - лёд (мар.). Су - вода. Үсү - расти (тат.). Прим.: таяние льда.
Хәррас - хранитель. Харрә - горячий. Кар - снег; эрү - таять. Ис - душа, дуновение. Төс - цвет (тат.).
4. Маэ - вода. Һомай - миф. птица, дарующая счастье (с её образом связан ряд легенд и поверий). Ата - отец; ядь - рука; сила, мощь (тат.).

1. Төз - прямой (о вертикально стоящих предметах), прямолинейный; стройный, хорошо выстроенный, правильный (о рядах). Ханә - дом (тат.).
2. Синә - грудь. Гогылдау - гоготать (тат.), дышать.
3. Сәр - голова (прим.: купол, солнце). Һава - воздух (тат.). Кава - небо (мар.).
4. Маэ - вода. Эчү - пить. Итү - поступать; ядь - рука; сила, мощь (тат.).

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru