Родник Кипун в селе Лопьял

Источник под названием Кипун расположен на окраине деревни Лопьял Уржумского района Кировской области. Родник издревле почитается народом мари, которые населяют эти места.

 

ВЯТСКИЕ МАРИ (МАРИЙЦЫ) - ТУТ!  

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ВЯТСКИХ МАРИ - ТУТ! 

СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ НА НЕМДЕ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО УРЖУМСКИЙ РАЙОН - ТУТ!

 

По местным преданиям родник Кипун всегда считался сакральным и священным объектом природы у марийцев. В глубокой  древности мари были язычниками, и до сих пор многие обряды и языческие моления сохранились в среде этого народа. Даже когда многие были обращены в православие – марийцы оставались по сути двоеверцами: могли посещать церковь, проводили моления в юмото (рощах), и ходили к своим священным родникам. В Кировской области несколько таких сакральных марийских родников, которые особо выделялись марийцами и почитались ими.

Например, общеизвестны Кугерский источник, родник в д. Пумарь, родник Семык (у камня Чембулат), источник Шумиха, источник Мари-Ушем и другие. 
В марийской мифологии особое место выделяется воде, считается, что вода – основа жизни, первая суша появилась среди бескрайнего моря, а реками, ручьями и родниками повелевают боги и духи.

Родник Кипун в селе Лопьял

Марийцы полагали, что у каждого родника и источника есть свой дух – мать воды – вюд ава, поэтому старались хорошо вести себя у источника, не мусорить там, не осквернять этого места, пользоваться водой только по назначению. До сих пор среди мари сохраняется особый обряд омовения в роднике, когда произносится молитва на марийском языке, человек с этими словами трижды брызгает на себя из источника воду, набрав её в ладони. Считается, что такое омовение снимает  многие болезни, сглаз и порчу (что и ныне случается по причине распространения магии и колдовства среди мари).
С христианизацией Уржумского края у родника была построена часовня, а сам источник был освящен по православной традиции. Но это ничуть не умаляло марийского почитания Кипуна, так как в религиозном сознании марийского народа вполне совмещались разные верования, моления многим богам и духам. Такой религиозный синкретизм (двоеверия) приводил даже к тому, что и мари-язычники почитали Христа, Богородицу и некоторых святых: Николая Чудотворца, Иоанна Воина, святителя Василия Великого и святого Георгия Победоносца. 
На родник Кипун марийцы приходили в дни своих праздников, а также особенно на родительские дни – когда там почитали усопших предков (в том числе, и по христианской традиции). В часовне обязательно зажигались свечи и проводились моления.

 
По своему типу лопьяльский источник относится к родникам восходящего типа – по этой причине он и назван Кипун, то есть вода в месте выхода как бы кипит, то есть с силой выдавливается наружу. Для этой местности это не редкость, тут, по правому берегу Вятки, проходит Вятский увал, где много водоносных пластов. Перепад высот на холмах и горах создает давление под землей, из-за чего воду как бы выталкивает из-под земли. Аналогичные источники есть в соседних районах (например, родник Ревун в селе Сорвижи).
После революции начались гонения на все религии, по этой причине часовня у родника была разрушена и больше не восстанавливалась. Но сами марийцы продолжали отмечать свои праздники у Кипуна, правда, не так открыто. По местным данным моления продолжались до 50-х годов прошлого века, скорее всего, при правлении Хрущева они были запрещены.

 

Родник Кипун в селе Лопьял

Районная санэпидемстанция проводила анализы воды в источнике – оказалось, что вода там достаточно чистая, в ней очень мало примесей. Дебет источника около двух литров в секунду, вода в Кипуне не имеет запаха и цвета, и очень приятна на вкус. Как указывают местные жители – вода из родника может месяцами стоять в стеклянной посуде и не портиться. 
Родник Кипун расположен на восточной окраине села, он дает начало ручью, который впадает в речку Уржумка (правый приток Вятки). 
Также недалеко от деревни есть еще один источник – он расположен около местного кладбища в лесном массиве.
 
Само село Лопьял – очень древнее, считается, что селение было основано в 1509 году, когда эти края входили в состав Уржумского княжества (у него было другое название). А само село Лопьял появилось уже позже – в 1740 году, когда приняли решение о строительстве тут храма. 
Также село Лопьял известно тем, что тут родился известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов (его отец преподавал тут в земском училище). Сейчас в селе действует музей Васнецова.
Недалеко от села был найден могильник 9-10-го века, где были найдены украшения (бусы, височные кольца, браслеты и другое). Считается, что тут проживали племена пермско-азелинской культуры – это нынешние предки удмуртов, коми и мари.
Надо отметить, что в Уржумском районе огромное количество памятников археологии (более сорока) различных эпох – правый берег Вятки был местом движения различных народов: пермских племен, финно-угров, тюрков, славян.

Родник Кипун в селе Лопьял

  
Где находится, как добраться:
Село Лопьял, Уржумский район, Кировская область
Координаты села и источника:
56.950173, 49.981553
Добраться до села можно от трассы Уржум – Киров (33Р-002),

От города Уржум следует ехать на юг - Богданово - Лялькино - Ашлань - Лопьял.

     
    
____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Виноградов О. « Васнецовские села: село Лопьял» // Вятка: Краевед. сб. Вып. 9. Киров, 1991. С. 190 — 191.
Альманах «Уржумская старина», 1998, №9 – Д.Казаков.
Краеведческий сайт Уржумского района.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 
Фото Сергея Чиндина.
официальный Сайт Правительства Кировской области

 

 

ВложениеРазмер
Родник Кипун в селе Лопьял93.32 КБ
Родник Кипун в селе Лопьял35.93 КБ
Родник Кипун в селе Лопьял108.88 КБ