Родник Бабань каша

Бабань каша

Родник «Бабань каша», священный источник село Кирюшкино
Кирюшкино – одно из старейших мордовских сёл Оренбуржья, основано в 1754 году. Основателем села Кирюшкино является Горбунов Кирилл Савельевич с товарищами. 
Первые жители села поселились на жительство вблизи большого родника на западной стороне речки Кондузла.  

 ​ 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РЕКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ВОДОПАДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

В этих местах он нашел три родника, которые получили название «Покш лисьма» («Большой родник»), «Вишка лисьма» («Малый родник») и «Бабань каша» («Бабья каша»).
Местное население - мордва (эрзя) источник «Бабань каша» считает священным. Название заимствовано у мордовского обрядового праздника на котором варили кашу - главное обрядовое блюдо. Источник расположен на южной окраине села Кирюшкино, у подножия правого склона долины реки Кондузла. Родник оборудован.               
 

Родник Бабань каша

В Кирюшкино сохранились языческие традиции исцеления родниковой водой – мордва всегда верила в её чудодейственную силу. Ею лечили болезни, окропляли дом, двор, домашнюю скотину от нечисти и сглаза. При этом произносились заговоры. 
 
Общие молебные дни определяли старцы.
 И тогда собирался народ у родников, чаще всего у «Бабань каши». Варили в больших котлах кашу из пшена и проводили ритуалы. Люди просили Бога о том, чтобы вода в родниках не иссякала, чтобы урожай был хорошим, чтобы родные и близкие были здоровы.
 
За водой к родникам в Кирюшкино едут люди из дальних мест и поныне. Не иссякает здесь вода. Набранная родниковая вода может простоять в домах несколько лет, пока не потребуется. 
 Традиции посещения и празднования продолжаются, и по сей день. Все жители села посещают «Бабань кашу» и знают, что именно здесь их предки совершали моления.
И, конечно, у родника теперь не проводят обрядов, но стало традицией встречаться здесь после посевной, праздновать Троицу, Иван – травник, окончание уборочной страды.

Собирается народ непременно большими компаниями. Места здесь всем хватит. На полянке над родником оборудовано место для отдыха. Здесь и столы, скамейки, место для костра.
Поляна всегда ждёт своих гостей. Деревья щедро дарят нам свою прохладу, родник напоит чистой волшебной водицей, а взамен мы должны с уважением, бережно относится ко всему, что нас там окружает.
  

Родник Бабань каша

ИСТОРИЯ СЕЛА КИРЮШКИНО БУГУРУСЛАНСКОГО РАЙОНА.
Основателем села Кирюшкино является Горбунов Кирилл Савельевич с товарищами. Первые жители села поместились на жительство вблизи большого родника на западной стороне речки Кунтузлы. Избы строились низкие с малыми окнами. Пол, если деревянный не из досок, а из плахи расколотые пополам и обтесанные.. Пол не мылся, его скоблили косырями. Печки были глинобитные. Керосиновых ламп не было, освещались избы лучинами. Труб не делали. Печи топились по чёрному, дым из печки выходил в трубу. Когда топится печь двери открывают, чтобы дым мог выходить из избы. Из потолка валилась сажа. После появились полудымки. Мужчины и женщины имели одежду, зимой кафтан и чапан, шуб и тулупов редко было. Мужчины не умели выделывать овчин.
Женщины-мордовки ходили в национальных костюмах. Узкая длинная до пят холщевая рубашка. Вместо пояса надевали пулакш. Молодушки надевали на голову белую косынку с украшениями, на затылки висят длинные две широкие ленты разных цветов. Сапоги для женщин тоже были особой формы. Население работало очень много, всякая работа производилась в ручную. Никаких машин не было. Сельхозинвентарь, сбруя и орудия, соха, бороны были деревянные. Уборка урожая сопровождалась большими трудностями. До глубокой осени серпами производилась жатва.
Люди того времени в Кирюшкино были все не грамотные: примерно пастух отмечал коров, свинец, овец не на бумаге, а на липовой палке.
 В 1850 годах была построена церковь. Появились грамотные люди: поп, псаломщик. Народ был весьма религиозный. Было много больших и малых праздников . Среди людей царило суеверие.
В то время кашу варили в котлах около родника, сначала помолятся Богу, а потом кушают эту кашу. Поэтому этот родник и называется «Бабань-Каша» и это название сохранилось до наших дней.
В 1860 года стали появляться люди, которые умели читать по-славянски. Эти люди передавали знания славянского чтения другим.
В 1870 года появилась в селе церковно-приходская школа. Здание школы было не большого размера. Ребят было много. Учебники больше были религиозного характера: Евангелия, Псалтырь. Полезных учебников были только книга для чтения «Наше родное» и задачник. Перед началом занятий обязательно ученики все классом становились на молитву, дежурный читал молитву, а остальные молились и пели.
В 1880 году Кирюшкино стало большим селом. Постройки были все деревянные, с соломенной крышей. В летнее время часто были пожары. Люди стали  все грамотными и культурными
Село Кирюшкино живет и процветает. В этом году ему исполняется 260 лет. 
(История села Кирюшкино Бугурусланского района / сост. Г.К. Инжеватова; Кирюшкинская сельская библиотека. – Бугурусланский район, 2014).
    
Где находится, как доехать:
Родник «Бабань каша», священный источник село Кирюшкино.
Координаты: 53.560993 52.288036

  
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Братья и сестры!  Святой источник - это место особого благоговейного поведения. 
Запрещается: 
1. Распивать спиртные напитки. 
2. Курить. 
3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 
4. Выгуливать и купать животных. 
5. Громко разговаривать и включать музыку. 
6. Разжигать костры вблизи источника. 
7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).
     

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Книга А. Чибилёва «Природное наследие Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство, 1996 г.
Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Оренбургской области / сост. А.С.Паженков. — Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды. — Оренбург: «Экотон», 2010. — С. 117. — 259 с. — 200 экз.
Из книги Олега Бедулы "Живые родники", 2011 г.
Родники и источники Оренбургской области.
Матвеев В., Ильина И., Задульская О. // « Охраняемые природные территории Оренбургской области / Сост. Захаров А. С., Горелов М. С.. — Оренбург: Кн. изд-во, 1995. — С. 155—156. — 352 с. — ISBN 5-7575-0465-X.
"Святых ключей чистейшая слеза". Сборник путеводитель по святым родникам Оренбургской митрополии. Авторы: Игумен Агафангел (А. В. Семенов), Благовещенская Н. В., Ипатова О. И.. 2013 год.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ») 

 

ВложениеРазмер
Родник Бабань каша826.54 КБ
Родник Бабань каша63.54 КБ