Река Малый Инзер

 Оп

Второй рекой легендарного похода мая 2000 года – была река Малый Инзер, ну, а порог Айгир – это просто мечта начинающего водника, который впервые попал на Урал!

Ма́лый Инзе́р — река в России, протекает в Белорецкого района Башкортостана, сливаясь с Большим Инзером позле посёлка Инзер образует реку Инзер.

Длина реки составляет 96 км, площадь водосборного бассейна 1060 км².

По данным государственного водного реестра России относится к Камскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Сим от истока и до устья, речной подбассейн реки — Белая. Речной бассейн реки — Кама. По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов: Код водного объекта в государственном водном реестре — 10010200612111100019607 Код по гидрологической изученности (ГИ) — 111101960 Код бассейна — 10.01.02.006 Номер тома по ГИ — 11 Выпуск по ГИ — 1 Оп Описание маршрута р. М.Инзер Маршрут проходит в районе на стыке горной Башкирии и Челябинской области. Восточную часть Башкирской АССР занимают Уральские горы.

Высшая точка района - гора Яман-Тау, 1640 м., находится в верховьях рек Большой и Малый Инзер. Все реки относятся к бассейну реки Белая. Лесом покрыто 40% территории; растут сосна, ель, береза, тополь, дуб, осина.

Животный мир - марал, волк, заяц, лисица, и другие обычные для средней полосы животные. В реках встречаются таймень, хариус, голавль. Водятся пресмыкающиеся, неприятности доставляют кровососущие насекомые, из них весной наиболее опасен клещ. Оп 25% населения - башкиры. Род занятий - охота, рыболовство, пчеловодство /хорошо известен башкирский мед/, заготовка леса, животноводство. Есть русские и татарские поселения. Река Мал. Инзер -- преобл. шир. 30 -- 40 м (на перекатах 50 -- 90 м), глуб. 0,5 -0,7 м, ск. течения 0,8 м/сек.

Дно гравийно-галечниковое с валунами и глыбами. Поймы узкие, залесенные.

 

СПЛАВ ПО МАЛОМУ ИНЗЕРУ

Туристская характеристика района

2. 1. Рельеф Горы Южного Урала образовались, как и весь Урал, более 300 млн. лет тому назад. В течение последующих 200 млн. лет горы под действием внешних сил были сильно разрушены, выровнены и превращены в плоскогорья. Позднее на Южном Урале произошли новые движения. Они выразились в резких поднятиях разрушенных хребтов, в сбросах и разломах между ними к северу от 53-й параллели (где р. Белая пересекает горы); к югу от нее произошло общее поднятие Южно-Уральского плоскогорья - Зилаирского плато. Усилилась деятельность рек, которые глубоко врезались в поднимавшиеся равнины и горы и образовали глубокие долины и ущелья. Южный Урал делится по особенностям рельефа на две части - северную и южную. Северная, более высокая и гористая, доходит до поперечного течения реки Белая.

Она заполнена многочисленными горными хребтами, которые вытянуты с СВ на ЮЗ и составляют горную систему. Осью ее является хребет Уралтау. Он протянулся в восточной части Южного Урала на 500 км, имея в ширину от 5 до 30 км.

Самая высокая вершина его достигает 1067м (г. Арвяк-Рязь, южнее города Белорецк); средняя высота хребта 800 - 900 м, а прилегающие долины лежат на 400 - 500 м ниже. Уралтау состоит из нескольких параллельных гряд и небольших отрогов, которые разделены широкими ложбинами. Очертания их выровненные, мягкие; только на некоторых вершинах поднимаются небольшие сопки и гребни из сланцев, кварцитов и конгломератов. Уралтау является водоразделом между бассейнами рек Белой и Урала. Долина реки Белой отделяет к западу несколько параллельных более высоких и скалистых цепей. Самые высокие хребты в этой полосе - Зигальга и Машак, а самые высокие горные массивы - Ямантау и Иремель. Они сложены очень твердыми кварцевыми песчаниками и глинистыми сланцами. Для рельефа их очень характерны ступенчатые склоны, широкие нагорные террасы и каменистые вершины.

Склоны горных массивов покрыты хвойным лесом до высоты 1100 м, а выше этой линии преобладают каменные россыпи. На нагорных террасах и сопковидных вершинах еще сохранились стенообразные скалы (останцы), составляющие гребень некоторых гор. Западнее идет полоса передовых горных цепей, имеющих среднюю высоту значительно ниже 1000 м, и лишь немногие вершины поднимаются выше.

Горные цепи отделены друг от друга более широкими продольными долинами рек, а узкие поперечные долины разделяют каждую цепь на хребты и массивы. Главными хребтами являются Зильмердак, Юрматау, Колу, Каратау. Чем дальше на запад, тем ниже горы. Изменяются и горные породы: здесь больше известняков. Восточнее хр. Уралтау протянулась цепь передовых восточных хребтов Южного Урала: Ирендык и Крыктытау.

Они сложены не только осадочными, но и вулканическими породами. Горы сильно разрушены, вершины их плоские, но там, где обнажаются вулканические породы, появляются скалы, гребни. Оп Дорожная сеть Южный Урал пересекают две железнодорожные магистрали: Уфа - Златоуст - Челябинск и Уфа - Карламан - Инзер - Белорецк - Магнитогорск - Сибай. Железнодорожная линия на участке Белорецк - Карламан введена в строй действующих в 1977 - 1978 гг.

Улучшенные грунтовые дороги шир. 5 - 10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с добавками 5 - 15 см, состояние дорог удовлетворительное.

Большинство грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие дороги, связывающие ближайшие населенные пункты с местами лесоразработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетворительном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов (преобладающие уклоны 7 -15', макс. до 35').

Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузоподъемность 5 -15 т, на остальных от 1 до 15 т (преобладают с грузоподъемностью 3 - 5 т). В 2000 году отремонтирована и покрыта гравием дорога Ассы - Бриш - Искушта. Оп Характеристика реки Малый Инзер

Река берет начало на восточном склоне хребта Нары.

Абсолютная высота истока реки 710 м, устье - 246 м. Средний уклон реки равен 4,25 м/км. М. Инзер протекает в узкой горной долине и имеет ярко выраженный характер горной реки с большими уклонами и большими скоростями течения весенних полых вод.

Долина реки от истока до впадения реки Беркутья прямая, выражена слабо, ширина ее достигает более 1 км. После впадения ручья М. Казавда долина местами суживается до 300 м.

В долине встречаются заболоченные участки. Ширина реки от 10 м у реки Беркутья до 40 м у устья. Глубина реки в меженный период 0,2 - 0,6 м, встречаются ямы глубиной более 1,5 м. Скорость течения в межень 0,3 - 0,5 м/с, а в половодье превышает 2,5 м/с. Река вскрывается обычно в середине апреля. Весенний ледоход длится 4 - 7 дней. П

родолжительность весеннего паводка от 21 до 40 дней. Максимальные уровни наступают через 8 - 16 дней после вскрытия реки. Начать сплав можно от моста у д. Бердыгулово или от пос. Айгир. На реке между ними препятствий нет, поэтому удобнее от пос. Айгир. Выше Бердыгулово на реку попасть невозможно, так как это территория Южно-Уральского заповедника.

Основные препятствия реки - пороги "Айгир" и "Синие скалы" расположены в 2 км ниже пос. Айгир. Начало сплава на высоте 380 м, средний уклон 6 м/км. Оп Лоция реки М. Инзер

Наименование Берег Расстояние от начала сплава, км

пос. Айгир левый порог "Айгир" 2

руч. Катаскин левый 8,5

хут. Катаскин левый 8,5

мост ж/д 11

мост ж/д 13,5

д. Реветь правый 13,9

р. Реветь правый 13,9

руч. Салдыс левый 16,5

д. Кумбино правый 18,8

мост ж/д 22

устье 22,5

ДОЛИНА РЕКИ МАЛЫЙ ИНЗЕР Оп АЙГИРСКИЙ ПОРОГ

Порог “Айгир”. Категория сложности – 3 К.С.. (рядом с ж/д станцией Инзер).

Порог начинается на правом повороте реки. Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и видимую впереди каменную осыпь на левом берегу. В этом месте железная дорога вплотную подходит к реке. Разведка порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий участок спокойной воды.

На правом повороте слабый прижим к осыпи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0.5-0.8м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две бочки, отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует прямой участок.

Здесь основная струя идет по центру с серией прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличивается и достигает 1-1,5 м. Примерно в 100 м. после поворота, по центру реки, немного ближе к левому берегу расположены две большие бочки высотой 1,5 – 2 м. При большой воде они вырождаются в вал.

Обойти их можно, сместившись к правому берегу. Далее следует прямой участок с хаотическими валами, который переходит в порог “Синие скалы”. Оп ПОРОГ СИНИЕ СКАЛЫ

Порог “Синие скалы”. Категория сложности – 3. Река делает небольшой левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами образуется последовательно несколько косых бочек и небольших уловов после них. По центру – серия валов высотой 1 – 1,5 м.

Пороги “Айгир” и “Синие скалы” проходятся вместе. “Синие скалы” являются второй ступенью порога “Айгир”. Стоянки расположены по левому берегу в начале порога “Айгир”, ниже насыпи до “Синих скал” и в 0,5 км ниже “Синих скал”. После порогов “Айгир” и “Синие скалы” начинается шивера. Шивера № 1. Шивера № 1. Категория сложности – 2. После порога следует довольно бурная шивера, которая тянется примерно на 5 километров, постепенно ослабевая.

Основное препятствие – валы высотой 0.5 – 1 м и редкие бочки. От порога “Айгир” до поселка Инзер 1 ч 30 мин ЧХВ. Ниже ж/д станции Малый Инзер впадает в Большой Инзер. Дальнейший сплав до поселка Ассы технически прост. Оп СПЛАВ ПО МАЛОМУ ИНЗЕРУ

2 мая После завтрака собрали рюкзаки и пошли вдоль железной дороги на платформу, где останавливается рабочий поезд до станции Айгир. Расстояние в 1,5 км прошли за 25 мин ЧХВ.

После прохождения реки Б. Инзер в обеих группах по одному участнику не смогли продолжить поход из-за отсутствия времени. Из нашей группы это была Гайфуллина Д. В виду этого мы немного изменили экипажи судов. Экипаж К-2 : Широков, Мельников, а экипаж К - 4: Кривозубов, Мусиенко, Скрябина + Ишмурзин Г. из параллельной группы. К - 2 параллельной группы мы отправили в город вместе с отъезжающими, а остальные участники этой группы продолжили поход на К - 4.

В 11. 00 подошел поезд и примерно через 30 - 40 мин мы выгрузились на ст. Айгир. Спустились к реке и на краю поселка собрали катамараны. Порог "Айгир" расположен примерно в 1,5 километрах ниже одноименной железнодорожной станции. Прошли это расстояние за 10 мин ЧХВ. Оп Порог "Айгир". Категория сложности - 3.

Порог начинается на правом повороте реки. Ориентиром порога можно считать скалы на правом берегу и видимую впереди каменную осыпь на левом берегу.

В этом месте железная дорога вплотную подходит к реке. Разведка порога проводится по левому берегу. Начинается порог серией прямых валов небольшой (40-50см) высоты. Затем следует короткий участок спокойной воды.

На правом повороте слабый прижим к осыпи на левом берегу, в центре хаотические валы высотой 0. 5-0. 8м. В конце поворота залитые камни у левого берега образуют две бочки отстоящие одна от другой примерно на 30 м. Далее следует прямой участок. З

десь основная струя идет по центру с серией прямых валов. Река поворачивает налево, высота валов увеличивается и достигает 1-1,5 м. Примерно в 100 м. после поворота, по центру реки, немного ближе к левому берегу расположены две большие бочки высотой 1,5 - 2 м. При большой воде они вырождаются в вал. Обойти их можно сместившись к правому берегу. Далее следует прямой участок с хаотическими валами, который переходит в порог "Синие скалы". Оп Порог "Синие скалы". Категория сложности - 3. Река делает небольшой левый поворот, на правом берегу отвесные скалы. Под скалами образуется последовательно несколько косых бочек и небольших уловов после них. По центру - серия валов высотой 1 - 1,5 м. Пороги "Айгир" и "Синие скалы" проходятся вместе. "Синие скалы" в общем то являются второй ступенью порога "Айгир".

Стоянки расположены по левому берегу в начале порога "Айгир", ниже насыпи до "Синих скал" и в 0,5 км ниже "Синих скал". Мы решили пройти пороги походным порядком без разведки. Для этого зачалились на левый берег перед порогом, подождали пока участники параллельной группы встанут на фото и видеосъемку и прошли пороги по центру тандемом с взаимной подстраховкой (фото № 19, 20, 21). После прохождения встали на стоянку в районе "Синих скал". После обеда часть группы совершила подъем на скалы хребта Караташ, с которого открывается красивый вид на десятки км (фото № 22). Оп

3 мая Занесли катамараны и рюкзаки к началу порога "Айгир" и походным порядком прошли пороги "Айгир" и "Синие скалы". После них начинается шивера. Шивера № 1. Категория сложности - 2. После порога следует довольно бурная шивера, которая тянется примерно на 5 километров, постепенно ослабевая. Основное препятствие - валы высотой 0. 5 - 1 м и редкие бочки.

От порога "Айгир" до поселка Инзер 1 ч 30 мин ЧХВ. Ниже ж/д станции Малый Инзер впадает в Большой Инзер. Дальнейший сплав до поселка Ассы технически прост. От пос. Инзер до пос. Ассы 2 ч ЧХВ. В Ассах мы зачалились на поляне правого берега в 50 м ниже автомобильного моста.

Дежурные стали готовить обед, а часть группы пошла искать машину. В прошлом году доделали дорогу Ассы - Бриш - Искушта с гравийным покрытием и мы решили попытаться добраться до р. Лемеза не разбирая катамараны.

Машину нашли часа через 2. Это оказалась грузовая "TOYOTA". Водитель вывалился из машины и попросил поправить пошатнувшееся после двухнедельного запоя здоровье. Остальные машины были либо сломаны, либо заняты на работе.

Мы спустили гондолы, не разбирая катамараны погрузили их сверху на тент и привязали. За это время водитель под чутким руководством некоторых участников группы поправил здоровье, но немного перестарался, в результате чего его загрузили в кузов, а за руль сел один из участников группы.

Дорога от пос. Ассы идет к пос. Бриш и от него поднимается на верх, затем идет по верхам и спускается к пос. Искушта. После подъема от пос. Бриш на верх водитель очнулся и настойчиво попросился за руль своей машины. Дальше он повел машину под контролем нашего водителя. В пос. Искушта, переехав через мост, выгрузили катамараны и рюкзаки, так как до берега Лемезы можно доехать только на "Урале". Затем мы накачали катамараны, привязали рюкзаки и сплавились по речке, протекающей через поселок.

При впадении в Лемезу речка разбивается на протоки в которых много завалов. Пройдя по Лемезе около 300 м встали на ночевку на правом берегу. Оп ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПОНТ СТАНКЕВИЧА (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)

Есть у нас в группе известный фантазер и балагур Андрюха Станкевич, болтает себе и болтает - вреда почти никакого, и однажды он до чрезвычайности прославил нас на Урале... Собрались мы впервые на категорийку - р. Малый Инзер, а до этого опыта ни у кого не было. Встречаем в Уфимском поезде группу из Казани, один из них даже на пятерке бывал в Саянах. Ну, мы давай расспрашивать их обо всем: - А каску всегда на реке одевать надо? - А привязываться к кату для страховки нужно? - А на пороге много людей за раз смывает за борт? - А может лучше обноску сделать? Мне как Капитану было стыдно перед ними за свою команду. Те отвечали: - Ничего страшного на Айгире нет! Ну, обольет пару раз хорошенько на бочках, сливик один попадется, да и после порога еще километра четыре шиверка. Так нас более-менее успокоили. Прошло семь дней, для нас же прошла целая эпоха, в течение которой мы и стали настоящей Командой. На станцию Инзер - на обратном пути - пришла уже бывалая команда, обстрелянная и обтертая в странствиях.

И, как нарочно, тут же на вокзале встречаем наших попутчиков, которые из-за непогодья застряли на Большом Инзере, и не прошли Айгир. Когда они узнали, что мы прошли этот порог, то поинтересовались как там на пороге? На это Станок ответил короткой, но уникально емкой по своей сути фразой: - Да-а-а, Фигня-я-я, троечка... Причем, надо было видеть - как он это произнес. У него был вид морского волка, который прошел категорийки вплоть до шестерки, а троечек и четверочек - так тех и не пересчитаешь.

Да и сказано это было с таким выражением лица - вполоборота к собеседникам - и между делом, словно и не надо было Кочующих отвлекать по таким пустякам, каким является Айгирский порог. После этого та команда посмотрела на нас с явным уважением, будто не мы, а они прошли туристское крещение. Оп ГЛАВНОЕ - ПРЕДУПРЕДИТЬ БЛИЗКИХ (ИНЗЕР - МАЙ - 2000)

Снялся Гриша с маршрута на Большом Инзере на три дня раньше срока, дела видимо какие-то в Казани. Но перед тем торжественно пообещал, что обзвонит всю нашу родню и предупредит, чтоб не беспокоились, если мы на денек-другой задержимся, и вообще сообщит, что у нас все в порядке...

Проходит несколько дней, прежде чем вернулись мы в родные края. Приезжает домой Станкевич, а там ему рассказывают вот что. ...Звонит парень, что он, мол, от Андрея, и говорит примерно так: - Здравствуйте, я друг Андрея ... Далее пауза, поскольку Гриша всегда излагает неторопливо, потом следует продолжение: - Я сегодня один приехал с Урала... Снова пауза, у родителей начинает ёкать сердце, не случилось ли чего с единственным сыном. Гриша же в это время продумывает очередную фразу: - Понимаете... Далее - заминка, а родителям уже мерещится - черт знает что, мать хватает валидол. Гриша продолжает: - Понимаете... Я снялся с маршрута чуть пораньше, а остальные...

ТУТ ОН СНОВА ДЕЛАЕТ ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПАУЗУ, СЛОВНО СМАКУЕТ,

- Остальные приедут в Казань... только 9 мая, а так ВСЕ... то есть ... ВСЁ у них в порядке, все походом довольны... У родичей отлегло.

Как хорошо вовремя сообщить приятную новость.

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Сайт Википедия

http://www.skitalets.ru/

water/ural/inzer_melnik/

http://img-fotki.yandex.ru/

get/ http://yarejka.livejournal.com/

 http://yuzhnyj-ural.ru/images/phocagallery/

 

ВложениеРазмер
inzr (1).jpg217.95 КБ
inzr (2).jpg189.62 КБ
inzr (3).JPG69.93 КБ
inzr (4).jpg83.05 КБ
inzr (5).jpg99.73 КБ
inzr (6).JPG131.6 КБ
inzr (7).jpg52.07 КБ
inzr (8).jpg194.37 КБ
inzr (9).jpg38.9 КБ
inzr (10).jpg33.03 КБ
inzr (11).jpg54.22 КБ
inzr (12).jpg234.17 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru