Река Клевень

Кле́вень — река в Брянской и Курской областях России и в Сумской области Украины.

Правый приток реки Сейм (бассейн Днепра).
Длина 113 км, площадь бассейна 2660 км². 
Долина в верховьях V-образная, ширина от 2-2,5 до 3,5-4 км. 
 

 
Пойма двусторонняя, местами заболочена, её ширина 1-1,5 км.

Русло умеренно извилистое и на отдельных участках канализировано. 
Ширина реки увеличивается от 3-15 м (в верховьях) до 30 м (в низовьях), глубина 1,5-2,5 м.

Уклон реки 0,5 м/км. Питание снеговое и дождевое. 
Замерзает в начале декабря, вскрывается в начале апреля.

Перед ледоставом бывают ледовые образования.

На Клевени построено 11 шлюзов-регуляторов в долине, которые образуют мелиоративную систему «Клевень».


 
Река берёт начало недалеко от хутора Хинельский, на территории России (Брянская область).

Течёт сначала на юг, дальше — преимущественно на юго-запад (местами — на юг).

Впадает в Сейм у южной окраины села Камень.
 
В верхнем течении по реке проходит российско-украинская граница.

В верхнем течении реку пересекает автомобильная дорога М3.
 
Основные притоки: 
Локня, Эсмань (правые), 
Обеста, Берюшка (левые).
 


 
СПЛАВ ПО РЕКЕ КЛЕВЕНЬ
Если вы байдарочник-вампир – вам сюда: на Клевень почти не попадает солнечный свет, в таком густом тоннеле из деревьев течёт эта река. Если не вампир – тоже сюда: река чистая, глубокая и безлюдная. Да и участки с солнечным светом тут, конечно же, есть.
Куда: Вязенка – Яцыно (22 км.)
Когда: 23.06.2017
 
Клевень – одна из самых северных наших рек. По ней проходит граница с Россией, около Глухова она становится полностью украинской, течёт по Сумской области и впадает в реку Сейм ниже Путивля. Я засматривался на неё давно, но этим летом, отдыхая в бабушкиной резиденции в соседнем Кролевце, наконец-то выбрался сюда.
Ребята из сумского турклуба в 2009 году ходили Клевень от Шалыгино до Вязенки (http://www.brodyaga.org/club/forum/forum61/topic791/). Я же решил исследовать участок ниже.
Вязенка расположена на оживлённой автотрассе, которая пересекает здесь Клевень по мосту (51°25′29.4″N 33°55′23.8″E). К реке можно доехать многочисленными автобусами из Сум, Глухова или Путивля. Киевлянам есть смысл добраться региональным поездом до Шостки и ехать автобусом оттуда. Но мне автобус не понадобился: меня забросила верная группа поддержки.
 
Перед мостом в Вязенке (если ехать из Глухова) свернули налево, а оттуда – направо на грунтовку к реке (51°25′38.2″N 33°55′22.8″E).
 
На огромном заливном лугу можно устроить техническую ночёвку. Второй вариант точки старта – само село Вязенка (51°25′33.4″N 33°55′03.5″E), куда надо свернуть направо с трассы и немного проехать вниз по течению реки.
Берега невысокие, но обрывистые, что усложняет посадку в лодку. Но полоски твёрдого дна у берега хватает на то, чтобы стоять по колено в воде. Дно в Клевени в основном песчаное, вязкого ила замечено не было.
Стартую в 12:30. Река широкая, течения нет: скоро плотина. Вскоре после автомобильного моста – остатки деревянного подвесного мостика (51°25′35.7″N 33°54′46.2″E). Прохожу под ними у правого берега.


 
Река поражает обилием зелени. Конечно, зелень летом есть на всех речках. Но тут она – и по берегам (деревья), и над водой (те же деревья, но склонившиеся или упавшие), и на воде (кувшинки и лилии) и под водой (всевозможные водоросли разной формы листьев и разной степени густоты). Местами похоже на Рось или соседнюю Ивотку, но полного аналога в наших широтах не подберёшь. В воде большое количество упавших деревьев, но ни одно из них не перекрывает реку наглухо.
Погода пасмурная, солнечных бликов на воде нет, а потому она просматривается до дна, хотя глубина тут около 2 метров. Часто видны стайки рыб, иногда попадаются и крупные особи. Они тут непуганые: рыбаков по берегам почти нет, а рыбацких вымосток на 20 с лишним км. – буквально 2-3.
Дело в том, что подобраться к берегам Клевени с «большой земли» – задача непростая. Даже если проберёшься через густые заросли, выход к воде будет крайне неудобным для рыбалки. Да и густые водоросли тоже не на руку рыбакам. По той же причине здесь нет отдыхающих на «Жигулях» с шансоном. Но у такой изоляции есть и минусы: далеко не везде можно не то что встать на ночёвку, но даже просто причалить к берегу по техническим нуждам.
 
Подхожу к первой плотине (51°25′09.7″N 33°54′16.5″E). Всё в этом мире имеет свою цену, и этот шлюз – не исключение: он стоит 139 тыс. грн. А ещё он легко и бесплатно обносится справа. На правом берегу в сторону Вязенки – большой луг с пасущимися коровами. А вниз по течению долго тянется поляна, удобная для стоянки. Правда, около самого шлюза, судя по кострищам и залежам пустых бутылок, часто отдыхают местные.
За плотиной появляется течение, причём довольно стремительное. Глубина уменьшается не сильно – есть как минимум 1 метр. А вот стены деревьев практически смыкаются, оставляя течению реки узкую полоску.
Я опасался, что поход здесь и закончится. Никто ведь не отменял формулу «много деревьев + узкая река = непроходимые завалы». Но Клевень в течение следующих 500 метров лишь дважды оскалилась заторами из коряг: первый (51°25′04.4″N 33°53′56.5″E) и второй (51°25′09.5″N 33°53′39.5″E).


 
Оба раза протаскивал байдарку сверху, прилагая усилия и проявляя чудеса эквилибристики. Обнос – не вариант из-за обрывистых берегов и большой глубины.
Группе из нескольких человек проще перетащить байдарки, частично или полностью разобрав завал. Топор на маршруте лишним не будет.
Ещё один способ – полукилометровый волок по полевой грунтовке на правом берегу от плотины до входа в реку (51°25′10.4″N 33°53′39.2″E). Остальные коряги и деревья оставляли проходы для лодки, так что я отделался лёгким испугом.
 
Село Стрельники за зеленью почти не видно – о нём возвещает деревянный автомобильный мост (51°25′32.1″N 33°51′32.3″E), гармонично вписавшийся в пейзаж с деревьями и водорослями…
…и милый деревянный домик, достойный музея народной архитектуры в Пирогово.
Снова расширение реки – и снова плотина (51°25′07.8″N 33°50′50.3″E). Стоит больше миллиона гривен: оно и понятно, ведь в комплекте идёт бетонный автомобильный мост в рабочем состоянии.

Вид с плотины вниз по течению настораживает: стремительное течение ведёт в узкий тоннель из деревьев, где исчезает во тьме. Обношу слева и смело иду во тьму.
Показать этот участок на фото оказалось задачей непростой: моя верная подводная мыльница ругалась на недостаток освещения и исполняла что-то в стиле загадочного последнего кадра группы Дятлова. Окружающий мир как будто отменили – здесь своя атмосфера.
 
Непроходимые завалы, конечно же, есть – но опять-таки, всего два: первый (51°25′11.6″N 33°50′39.0″E) и второй (51°25′07.6″N 33°50′32.4″E). Способы борьбы с ними аналогичны способам на предыдущей плотине: полукилометровый волок или сложное перетаскивание. Волок можно сделать по левому берегу от плотины до впадения в Клевень ручья (51°25′10.9″N 33°50′29″E), но он не спасёт от третьего завала (51°25′40.5″N 33°49′58.9″E), находящегося в 2,5 км. за шлюзом.
Для упавших духом есть хорошая новость: больше завалов на реке не будет. Ну, то есть, будут – но проходимые.
 
Царство тьмы не вечно: не доходя села Кагань, Клевень выходит на свет божий и резко меняется (51°26′12.1″N 33°49′32.9″E). Теперь это – обычная равнинная река, что-то вроде Ирпеня в нижнем течении или Тетерева в верхнем.
Но местные фишки в виде обильной подводной растительности и обрывистых берегов остаются в силе. Пешеходный мост в селе Кагань, просматриваемый на картах, полностью разрушен (51°26′48.6″N 33°49′23.7″E). На правом берегу до и после Кагани тянется огромный луг, где хватит пространства и местным коровам, и заезжим байдарочникам.
 
За селом Кагань очень чётко просматривается впадение в Клевень правого притока Эсмань (51°26′58.5″N 33°48′42.1″E). В Сумской области две реки с таким названием: эта течёт из Глухова, а вторая находится в Кролевецком районе и впадает в Реть недалеко от Десны.
Архитектурные памятники села Волокитино оставил на следующий раз: сейчас целью была всё же Клевень. А посмотреть тут есть на что: Золотые ворота бывшей усадьбы Миклашевского и построенная им же нарядная кирпичная богадельня, ныне школа. Вот вам пока фото из Википедии:
 
Раньше здесь были ещё Покровская церковь и фарфоровый завод Миклашевского, но они не пережили большевиков. Продукция фарфорового завода гуляет по коллекциям – вот вам, например, Жанна д'Арк.
К автомобильному мосту в Волокитино (51°26′56.4″N 33°47′29″E) река подходит, сильно расширившись. Пассажиры рейсового пазика с интересом наблюдали за непривычным плавающим объектом.
До автомобильного моста в Волокитино  Клевень течёт по лугам, а после него берега вновь одеваются в броню из деревьев. Из-за большой ширины реки непроходимых завалов тут нет, но нет и выходов на берег.
Исключение – рыбацкая вымостка из старых дверей справа (51°26′40.1″N 33°47′06.1″E). К ней ведёт автомобильная грунтовка из села Щербиновка.
На окраине Щербиновки – ещё один выход справа (51°26′18.9″N 33°46′58.8″E). Но его, скорее всего, придётся делить с местными обитателями: это – коровий водопой.
До плотины между сёлами Антоновка и Яцыно река течёт в искусственно выпрямленном русле, течения нет.


 
Плотина (51°25′39.1″N 33°45′09.7″E) легко обносится слева, но посадка в байдарку осложнена наклонными бетонными плитами. Через 700 м. после плотины причаливаю к поляне на левом берегу (51°25′25.5″N 33°44′42.6″E), чуть не доходя автомобильного моста (51°25′24″N 33°44′38.4″E). Сюда есть съезд с автотрассы около знака «Яцыно» (51°25′18.4″N 33°44′43.7″E).
Группа поддержки забирает меня как раз вовремя: пасмурное небо наконец-то разродилось затяжным проливным дождём. Из-за дождя не успели заглянуть в Яцыно, где есть два памятника архитектуры: Николаевская церковь XIX в. (51°25′19.5″N 33°45′29.4″E) и помещичий дом. Вот их фото, украденные с ukrainaincognita.com:
 
Выводы. 
Клевень приятно удивила. Во-первых, тёмно-зелёными коридорами. Во-вторых, малым количеством непроходимых завалов при огромном количестве деревьев по берегам. В-третьих, хорошей глубиной в летний период, ведь подобные малые реки часто подходят для сплавов только весной. По этому критерию Клевень похожа на свою соседку Ивотку, хотя и не дотягивает до последней по красоте пейзажей и «детскости» маршрута. Если дополнить Клевень участком реки Сейма между сёлами Камень и Мутин, а также архитектурными экскурсиями в Глухов, Волокитино и Яцыно – получится динамичный нескучный поход на 3-4 дня.
 
  
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Клевень — статья из Большой советской энциклопедии. 
Маштаков П. Л. Список рек Днепровского бассейна. СПб.,1913.
https://waterslonique.livejournal.com/40437.html
Топоров В. Н., Трубачёв О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. Москва: Изд-во АН СССР, 1962. — С.15, 210.
Географічна енциклопедія України: в 3 т / Редкол.: А. М. Маринич и др. — К.: Українська радянська енциклопедія, 1989—1993. — ISBN 5-88500-015-8. (укр.)
Клевень // Каталог річок України / сост.: Г. І. Швець, Н. І. Дрозд, С. П. Левченко; ред.: В. І. Мокляк. — Київ : Вид-во АН УРСР, 1957. — 192 с. — 3000 экз. (укр.)
Кудрявцев Н. В. Клевень // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Памятники природы Брянской области.
Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.
Сайт Википедия

 

 

ВложениеРазмер
680962_original.jpg590.79 КБ
682481_original.jpg508.29 КБ
683479_original.jpg473.22 КБ
688442_original.jpg546.73 КБ
718612_original.jpg262.91 КБ