Река Ижма

река Ижма

И́жма (Изьва, коми И́зьва) — река в Республике Коми, левый приток реки Печоры.
Длина — 531 км, площадь бассейна — 31 000 км². 
Ижма берёт начало на юге Тиманского кряжа, течёт на северо-запад. В верховьях берега покрыты лесом, в нижнем течении по берегам больше лугов и болот. 
Русло извилистое, в верхнем и среднем течении в русле есть пороги и каменистые перекаты. Самый большой порог — Селем-Косьет (Сердечный) — находится ниже Сосногорска. От устья Ухты Ижма судоходна. В нижнем течении Ижма сильно расширяется, течение ослабевает, река начинает образовывать протоки, заводи и большие острова. Впадает в реку Печору возле села Усть-Ижма.
Крупнейшие притоки — Седью, Ухта, Кедва (левые); Айюва, Сэбысь (правые).

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОМИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОМИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!

ОЗЕРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!

КЛАДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!

    

 

Населённые пункты
В верхнем течении протекает через посёлок Верхнеижемский, в среднем течении, в месте впадения в Ижму реки Ухты, расположен город Сосногорск, называвшийся до 1957 года Ижма. Город Ухта находится в 8 километрах от Сосногорска выше по реке Ухте. В устье притока Сюзью на левом берегу Ижмы находится деревня Аким.

                                                           Река Ижма

Река Ижма
Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Тянется от Чёшской губы Баренцева моря на юго-восток до истоков реки Вычегды. Длина кряжа составляет около 900 км. Разделяет Двинско-Печорский бассейн на две части.
В Тиманском кряже выделяют северную, среднюю и южную части.
Северная часть ограничена долиной реки Пижма Мезенская, состоит из невысоких гряд Косминский Камень, Тиманский Камень и других, высота достигает 303 м. Северная часть расположена в пределах тундры и лесотундры.
Средняя часть ограничена долинами рек Пижма Мезенская и Пижма Печорская, является наиболее высокой частью кряжа, высшая точка — Четласский Камень (471 м).
Южная часть представляет собой плато, расчленённое долинами рек несколько отдельных возвышенностей (высота до 300—350 м). Южная часть располагается в пределах тайги.
Полезные ископаемые: россыпи титановых минералов (Ярега), бокситы (Четласский Камень), агаты, связанные с девонскими базальтами; месторождения нефти (Нижнечутинское и Ярега под Ухтой, Лаявож), газа и конденсата (Войвож и Омра), битумы и горючие сланцы, торф, строительные камни.

                                            Сплав по Ижме, республика Коми                

Река Ижма

Наиболее доступный многодневный тур - сплав по реке Ижме - начинается из города Сосногорска, буквально в 200 м от железнодорожного вокзала. Занимает на байдарках 10 дней, на катамаранах или резиновых лодках - 15. Путешествие 1 к.с. привлекательно для семейного, школьного и молодежного летнего отдыха. Река чередуется несложными перекатами и продолжительными плесами. Обилие песчаных кос, пляжей, заливных лугов. Все это позволяет легко определиться с биваком туристским группам даже с небольшим опытом путешествий. Охотничьи и рыбацкие избы, чаще всего имеющие рядом срубленную баньку по-черному, позволяют переждать непогоду, организовать групповую помывку. Кроме того, у любителей фитотерапии в любой летний месяц есть прекрасная возможность для сбора лекарственных трав в экологически чистой зоне.

                                                            Река Ижма

Река Ижма

Данные водного реестра 
По данным государственного водного реестра России относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Печора от впадения реки Уса до водомерного поста Усть-Цильма, речной подбассейн реки — Печора ниже впадения Усы. Речной бассейн реки — Печора.
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 03050300112103000075588
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 103007558
Код бассейна — 03.05.03.001
Номер тома по ГИ — 03
Выпуск по ГИ — 0
Средний расход в 154 км от устья 203 м³/сек. Питание главным образом снеговое. Замерзает в середине ноября, вскрывается в середине мая.

                                                                                   Река Ижма

Река Ижма
Памятники археологии: бассейн реки Ижма

Памятники у с. Ижма: Ижма V-VI расположены на берегу озера Вад (правый берег Ижмы). Найден кремень. Датировка затруднена.
Поселение Тулуп 2 расположено на правом берегу р. Ижма. Материалы шурфовки памятника позволяют отнести к чужьяельской культуре периода раннего металла.
Материал, собранный с местонахождений Тулуп 3, 4 не датирует памятники.
Местонахождение Тулуп 1 по наличию смешанной отщепно-пластинчатой техники предположительно можно отнести к финалу неолита, началу эпохи бронзы.
Местонахождение на бору Вужъяг находится на левом берегу р. Ижма. Материал датировке не подлежит.
Памятники у р.Лямчино. На правом берегу р. Ижма при впадении р.Лямчино выявлены два археологических памятника, один из которых можно датировать эпохой бронзы, другой - эпохой раннего средневековья (ванвиздинское время).
Местонахождение напротив пос. Ыргеншоп. На левом берегу р. Ижма обнаружен ряд пунктов с подъемным материалом, датировка которых затруднена.
Местонахождения у с. Диюр: Диюр 3, 4 расположены на левом берегу р. Ижма, Диюр 2 - на правом. Материал с местонахождения Диюр 2 датировке не поддается. Материал местонахождения Диюр 3 предварительно относится к эпохе раннего железного века. Кремневый материал с местонахождения Диюр 4 имеет мезолитический возраст.
На левом берегу р. Ижма, напротив д. Галово найдены:
Галово 3. Подъемный материал относится к медно-бронзовому веку.
На Галово 4 выявлена жилищная впадина, поднятый материал не позволяет датировать памятник.

                                    бассейн реки Печора и реки Ижма

Река Ижма

Памятники у с. Ижма:
- на правом берегу р. Ижма обнаружена стоянка Усть-Ижма 2. Вероятная датировка памятника - медно-бронзовый век.

На реке Ижме в ходе разведочных работ Т.В. Истоминой в 1986 г. выявлены следующие памятники:
Местонахождение напротив с. Усть-Ухта. Комплекс находится на правом берегу р. Ижма, напротив ее притока р. Ухта:
- пункт 1. Кремневые пластины эпохи мезолита.
- пункт 2. Крупная пластина. Датировка затруднена.
Местонахождение Порожск расположено на левом берегу р. Ижма. Кремневый материал не позволяет датировать памятник.
Местонахождение Косью расположено на левом берегу р. Ижма. Кремневый материал датировке не подлежит.
Местонахождение у р. Лек-Ижман (правый приток Ижмы), найдено 11 пунктов. Датировка в широких пределах - поздняя бронза - ранний железный век.
Комплекс местонахождений у пос. Том расположен на правом берегу р. Ижма. Датировка в широких пределах - поздняя бронза - ранний железный век.
Комплекс местонахождений у ручья Вылыс-Том (правый приток Ижмы) располагается на правом берегу Вылыс-Тома. Найдено 8 пунктов. Датировка - неолит - ранний железный век.
Комплекс памятников напротив лесопункта Лек-Леса (п. 1-16), правый берег Ижмы. Пункты 3, 7, 8 датируются мезолитом, п.6 - неолит - эпоха бронзы, п.12 - эпоха бронзы, п.10 - ранний железный век, датировка остальных затруднена.
Комплекс местонахождений у р. Морошкой. Выявлено 5 пунктов. Датировка - мезолит, эпоха бронзы.
Комплекс памятников у р. Зерью (правый приток Ижмы). Выявлено 9 пунктов, семь на правом берегу р. Зерью, на левом - 2. Датировка пунктов затруднена, предварительно п.п.1, 5 датируются эпохой бронзы.
Комплекс памятников у деревни Ласта, расположен на правом берегу р. Ижма, выявлено 9 пунктов, датировка затруднена, предположительно п.п.VII и VIII можно отнести к раннему железному веку, п.II - к эпохе бронзы.
Местонахождение у р. Сэбысь (правый приток Ижмы) - выявлено два пункта. Датировка не определена.

 

Отчет о рыбалке: 10 июня - 12 июня, Седью, Ижма, река

Река Ижма

Дата рыбалки:    10 июня 2011г. - 12 июня 2011г.
Водоем :    Седью, Ижма, река
Место - область/район:    Республика Коми
Подробное описание места:    Сплавлялись на лодке от пос. Седью до Сосногорского района (около 50 км. в обшей сложности).
Описание дороги:    - не указано -
Погода:    Первый день - ясно, температура +20...+24, давление 748 мм.рт.ст., ветер северо- западный 1-2 м/с., луна - 66%, растущая. Второй день - облачно, температура +8...+12, давление 744 мм.рт.ст, ветер северный 5м/с, луна - 77% растущая.
Состояние водоема:    Уровень воды в реках Ижма и Седью выше "средне- июльского" (по моим наблюдениям) на 60-80 см.
Способ ловли:     Спиннинг
Моя снасть:    Shimano Beastmaster 240ML, катушка Shimano BIOMASTER 4000 RA, плетенка Daiwa.
Мои приманки:    Воблеры, попперы, вращалки, колебалки.
Насадка:    - не указано -
Прикормка:    - не указано -
Какую рыбу ловил :    щука, окунь
Активность клева/рыбы:    Малек бесится, прыгает как сумасшедший. За двое суток - ни одной поклевки.
Мой улов:    полный ноль
Самая большая рыба    - не указано -
Замечания по технике ловли, лучшие приманки.    - не указано -
Как успехи у других рыболовов?    Видели на протяжении всего пути только двух пролетевших мимо нас на катере с тремя (!!!) моторами двух мужиков.
Подробный отчет о рыбалке    Приехали в точку высадки на авто утром в пятницу 10.06.11. Погодка отличная была. Начали сплав с периодическими остановками в "щучьих" местах. Злой как собака, не буду описывать много всего, но за двое суток ни разу даже попытки клева!!! Кидали и воблеров и попперов и блесны разные - все тщетно... Менял размеры, тип, цвета приманок. Ночевали в избе. На второй день погода испортилась катастрофически, кидать приманку при таком сильном ледяном ветре было практически невозможно.
Общее резюме:    Подитожим: первый раз в жизни провел двое суток на реке и не поймал ВООБЩЕ ничего! Кроме случайно зацепивщегося за воблер ерша :) Примерно посчитал, что только я, за всю рыбалку сделал около 1100 забросов. Странно как-то...

Отчет о рыбалке: 23 июня - 25 июня, Седью, Ижма, река
Дата рыбалки:    23 июня 2011г. - 25 июня 2011г.
Водоем :    Седью, Ижма, река
Место - область/район:    Республика Коми
Подробное описание места:    Ближе к устью реки Седью. Ижма от устья р. Седью до Сосногорска.
Описание дороги:    Асфальт, хорошая дорога до поселка.
Погода:    Ясно, +24...+28. Ветер юго-восточный, южный от 2м/с до штиля. Давление 750мм.рт.ст. Влажность 30-50%. Луна : предноволуние, видимость 34%.
Состояние водоема:    Уровень воды приблизился к уровню середины лета прошлого года. По реке Седью уровень за 2 недели упал приблизительно на 1 метр (!!!). Течение 1-2 м/с. Вода крисстально прозрачная.
Способ ловли:     Спиннинг
Моя снасть:    Shimano Beastmaster 240ML, катушка Shimano BIOMASTER 4000 RA, но ловил какой-то китайской Wolf - понравилось на удивление, плетенка Daiwa (черная нетонущая).
Мои приманки:    Воблер, поппер, вращалки, колебалки, резина.
Насадка:    - не указано -
Прикормка:    - не указано -
Какую рыбу ловил :    щука
Активность клева/рыбы:    Щука почти не активна, сидит по кустам, не высовывается. Хариус более активен, прыгает редко, берет на муху, но до 100% активности далеко.
Мой улов:    5-10 килограмм
Самая большая рыба    щука, 3,5 кг.
Замечания по технике ловли, лучшие приманки.    - не указано -
Как успехи у других рыболовов?    Видел троих, но они ловили хариуса, говорят берет, сколько - не знаю.
Подробный отчет о рыбалке    Приехали вечером 23-го июня на обычное место, немного проплыли, заночевали, весь следующий день (24.06.11) пытались завоевать щуку, видели как стоит в кустах, но не проявляет никакой клевной активности. Я сам несколько раз в броднях заходил в кусты (траву) и выгонял оттуда щуку - с перепугу аж из воды выпрыгивает. Но вот чудо! С 5-ти утра 25.06.11 щука начинает себя показывать, причем только довольно крупные экземпляры (2-3,5 кг.) Итог: мною поймано 4 штуки от 2 до 3,55 кг. Общий вес 9,8 кг. Фото не делал, т.к. сломался затвор, снял видео (ужасно неудобно - две руки всего, а напарник по берегу шнырял). Видео "вываживания" мною самой большой на этот раз щуки на Ютубе по ссылке: 
Общее резюме:    Подождать бы еще недельку, вот тогда начнется "жара" (всмысле рыбы) :) А вот жара и палящее солнце в прямом смысле - в лодке по пол дня-день переносится плохо. 

 

      Ижемский край – центр коми-зырянской культуры

Фольклор ижемских коми
Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами: обрядовая поэзия – в свадебных плачах, похоронных причитаниях и уникальных колыбельных причитаниях и плачах раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор в образной поэтической форме освещают быт северного земледельца. 
Величальные песни, трудовые импровизации, обрядовые причитания в Ижемском песенном фольклоре занимают исключительное место. Ижмо-колвинский эпос – уникальное явление, которым в свое время удалось доказать наличие у коми-зырян такого фольклорного жанра как эпос.
Былички о Яг Морте – лесном человеке все еще будоражат умы и фантазии ижемских жителей. 
В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.
Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, вы¬полненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками.
Сувениры – хорошая память о стране. Однако следует помнить, что сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. 
В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.
К сожалению, в 21 веке полностью забылась переработка оленьих шкур в кожу (замшу – замшеделие ) посредством специального дубления – традиционного ремесла северных коми. В свое время (первые сведения о замшевых избах – «няр карка», в Ижемской волости относятся к 70 годам 18 века) замшеделие качественно изменило хозяйственный уклад, резко повысив товарность оленеводства. Центрами замшеделия были Ижемская и Красноборская волости Печорского уезда. 
Узорное вязание. 
При орнаментировании мастерицы придерживались традиционных норм: пользуются определенным набором узоров и цветовых сочетаний, располагая их на вещи в устоявшемся порядке. 
Народные промыслы ижемских мастеров и мастериц наиболее ярко выражены в изделиях из оленьего меха. Малицы, парки, пимы, меховые тапочки, панно из лоскутков оленьих шкур. 

                                   река Ижма, золотая осень

          
У ижемских коми наиболее распространенным видом одежды являлась малица («малича») – глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами. В сильные морозы ижемцы надевают «совик» – глухую одежду из оленьего меха, такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. Совик надевают поверх малицы. 
Богатством ткани, особенностью кроя выделяются ижемские рубахи сос-рукава. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние или односторонние складки женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков. Подол украшали кружевом или самодельной бахромой. По традиции, широко бытующей у населения до сих пор, одежду умершего человека раздают близким и знакомым. 
Большим разнообразием отличаются головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин. 
Особенный интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты-ижемки – «юр ной» представляет собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Согласно старинным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза. Хотя головные уборы – составная часть народного костюма, стали исчезать из употребления в начале ХХ века по всей Республике Коми, пожилые ижемки все еще носят и сохраняют их бытование.
Народное творчество ижемских мастеров и мастериц наиболее ярко выражено в изделиях из оленьего меха. Малицы, парки, украшенные национальными узорами, чаще всего интересуют работников этнографических музеев. Другое дело пимы, меховые тапочки, имеющие высокий спрос у гостей района. Обувь из оленьих шкур, сшитая вручную по проверенным веками технологиям, продолжает оставаться востребованной как у сельчан, так и у горожан Республики Коми. Кроме бытовых вещей, пользующихся рыночным успехом, мастерицы-ижемки освоили и производство сувенирных панно из лоскутов оленьих шкур, коми-ижемских игрушек. Цех ПСК «Ижемский оленевод» по производству меховых и кожаных изделий, объединяющий всех надомников-мастеров, расположен в селе Сизябск. Изделия мастеров и мастериц этого центра продаются на всех районных и малых фольклорных праздниках и ярмарках народного творчества.

Ижемский край – своеобразный, неповторимый уголок Коми земли.
Села здесь славятся своими плотниками, столярами, резчиками по дереву... От прадеда к правнуку, от бабки к внучке тянется связующая нить мастерства. Изготовленные Д.Д.Чупровым из Бакура нарты отличаются стремительностью линий каркаса, изяществом, прочностью каждой детали. Его нарты были увезены для одного из музеев Франции. Пимы, сшитые в мастерской колхоза «Ижемский оленевод и Ко», пользуются большим спросом не только в России, но и за рубежом.
История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.
Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

                                     в краеведческом музее  села Ижма

Праздник Луд
Еще сохранились в памяти старожилов местные календарные праздники, в каждой деревне свой «храм праздник», но самый зрелищный – районный праздник «ЛУД». В настоящее время проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля – в канун начала сенокосной страды. «Видзе пыран лун водзын» – «перед днем, когда заходят на луга». Фиксированное место и время праздника – междуречье рек Ижма и Куръя –  «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. 
Главные темы праздника – тема растительности и очистительной силы воды. Праздник открывают «Вoрэта» – танцевальные шествия с песнями по улицам сел, с последующим переходом на остров. Здесь, на острове, проходят выступления фольклорных коллективов всего района, конкурс народного костюма «Мича ижемка», где молодые женщины представляют не только народный костюм, но и определенные знания по традиционной культуре; импровизированное представление знакомств потенциальных женихов и невест из разных сел в хороводе невест, посвящение в гармонисты. Обязательным танцевальным элементом праздника являлись различные парные соединения рук и проход танцующих под ними как сквозь «ворота». 
Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них – «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности. 
В преддверии праздника на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег). Надо отметить, что в настоящее время по Республике нигде не зафиксировано столь массового гуляния, обязательными действиями в которых являются скачки на лошадях. Лошадь, по представлениям древних коми, – животное священное, которое олицетворяет солнце. Естественно и такое почитание лошади. Такое явление, которое осталось и сохранилось до наших дней – уникально. 
Сохранилась мифологическая основа праздника. Мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), крадения (крали топор, который потом приходилось выкупать), омовения (купание после восхода солнца), топтания (подготовка площадки), и т.д. 

                                        река Ижма около села Ижма

День оленевода имеет давние традиции, этот праздник приурочен к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища. Отмечается в церковный праздник Ильин день. Особенно популярны оленьи бега – обязательный атрибут праздника. Большого профессионального мастерства требуют и лов оленей для упряжки, бросание аркана в цель и топора (тынзея) на дальность, прыжки через нарты, которые включены в состав национальных видов игр спорта. 

 

Литература. 
Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.
Широкую известность в Республике Коми и в России получили книги писателя Якова Рочева и, поэта Владимира Попова. В Республике Коми многие знакомы с творчеством поэта Якова Чупрова, писательницы Альбины Ануфриевой, историков Андрея Терентьева и Николая Рочева, удостоенного Государственной премии РК. Во всех 25 школах района изучают коми язык. Журналист и краевед Хатанзейский Н.К. издал две книги об истории и современности Ижемского края.

                                   деревянный храм в селе Ижма

Религия. 
Паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. 
Христианский церковный календарь, включающий храмовые праздники, – неотъемлемая часть традиционной духовной культуры коми народа. Идея ее возрождения связывается сегодня не только с сохранением и развитием родного языка, фольклора, но и с восстановлением православных храмов.
Традиция проведения заветных и храмовых праздников сохраняется в отдельных коми селах до наших дней. Каждый из этих праздников может быть назван  этнографическим памятником: праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (7 апреля н. ст.) в селе Сизябск на реке Ижме; праздник Чудотворной иконы Параскевы-Пятницы (приурочивается к девятой пятнице после Пасхи) в селе Кривое на реке Вашке; «Крест лун» (8 сентября н. ст.) в селе Усть-Кулом на реке Вычегде; День поминовения угодника Оникея (17 ноября н. ст.) в селе Латьюга на реке Мезени и другие.
Со времен первых православных миссионеров и Первосвятителей сохранилась традиция строить на северных землях Благовещенские храмы как символ «просвещения, яко же и Благовещение спасения нашего б начало». Один из самых известных храмов во славу Благовещения Пресвятой Богородицы был в селе Сизябск на реке Ижме. К его постройке приступили в 1843 году. Когда каменную однопрестольную церковь вчерне достроили (в 1846 г.), случилось несчастье — в день поднятия креста главный купол вместе со сводом обрушился. 23 августа 1854 года, после восстановления свода, храм был освящен.
Почему был выбран именно Сизябск, ответить не трудно. Из этого села ижемские оленеводы – православные христиане – отправлялись после праздника Благовещения на летовку в тундру, где нередко  встречались с  ненцами и хантами во время кочевья. В одной из песен ижемских коми поется:
С Благовещенного мы выехали
первого прихода, 
Со славного сизябского мы выехали базара, 
По оленьей тропе мы поехали,
проложенной ненцами, 
В черную мы поехали тундру...
Величественное каменное строение Благовещенского храма венчали легкие купола: четыре купола в знамение четырех Евангелий окружали центральную главу храма.
Купол над алтарной частью – в честь Богоматери. Внутри храм расписан фресками на евангельские сюжеты. В восточной стене его был когда-то искусно выполненный цветной витраж с изображением Пресвятой Девы Марии, которое каждое утро словно оживало в лучах восходящего солнца. Старожилы рассказывают, что раз в год, на Благовещение, «когда солнце играет», Дева Мария озаряла прихожан храма своей радостью. Матери говорили своим дочерям: «Смотрите, как вам Богородица улыбается!»
В Сизябске Благовещение называют «самым большим праздником у Бога... если этот праздник возвеличивать будешь, то Ен выносливый и невидимый тебе обязательно поможет и спасет... сам того знать не будешь...»
И действительно, Благовещение – один из великих праздников как в церковном, так и в народном календаре. Размышляя над символикой старинной иконы Благовещения, П.А. Флоренский писал: «Праздник Благовещения, космически, – праздник весеннего равноденствия: хотя в настоящее время празднование Благовещения отстало от равноденствия на  13 дней, но во втором веке равноденствие считалось 24 марта, то есть праздником весны. И, как в моменте весеннего равноденствия заключена, как в зерне, вся полнота космического года, так же в праздники Благовещения Пресвятой Девы содержится, как в бутоне, вся полнота церковного года». В прошлом Благовест считался не только началом весны, но и началом года. Богородица почиталась, как «всех времен года благословение».
По поверьям ижемских коми, уже в начале апреля на реках Ижме и Печоре можно услышать крик кукушки, которая не только «благовестит» о приходе весны, но и предупреждает о том, что до наступления Благовещения нельзя начинать новую большую работу – иначе Бог накажет. Первый весенний гром – это небесная кара тем, кто нарушает этот запрет. Легенда рассказывает: «Однажды кукушка свила на Благовест себе гнездо и снесла выводок. После этого у нее гнездо вместе с выводком теряться стало. С тех пор и кукует: кукку-колъны! кукку-пукты-колъны!..» (оставляю пропажу, оставляю на произвол судьбы). Говорят, если хозяйка на Благовещение будет мыть пол, то дом провалится под землю – хорошая хозяйка в этот день и решето не тронет...

Туризм в Ижемском районе Коми
Туристический потенциал Ижемского района достаточно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры коми этноса, некоторые из них являются уникальными.
Оценка потенциала региона с позиций возможности включения его в агротуристический бизнес, наличие разнообразных рекреационных ресурсов дает возможность развивать сразу несколько направлений туризма и таким образом формировать полифункциональный рекреационный туристический центр и предлагать туристические программы для приезжих из других регионов.
Этнографический туризм, краеведение привлекают в район немало ученых, исследователей, туристов. Вот только познакомиться с бытом оленеводов-ижемцев летом весьма сложно. На их выпасы к Карскому морю летают только вертолеты. Поэтому, любителям этнографии лучше приезжать в Ижму зимой, когда оленеводческие чумы стоят в борах-беломошниках, а олени добывают ягель из-под рыхлого, ненастующегося снега.
 

Тур с посещением зимних стойбищ оленеводов Ижемского района рассчитан на ценителей культур малых народов севера, знакомит с бытом оленеводов, а так же с соревнованиями в национальных видах спорта – прыжках через нарты, метание тынзея (аркана), метания топора на дальность. Ижемский район – единственный в Республике Коми, где развиваются эти виды спорта не только в самостоятельном режиме, но и на базе спортивных школ. Изюминкой зимнего ижемского тура можно назвать катание на оленьих упряжках – тройках или четверках обученных оленей. 
В чуме всегда удивляет предельная рациональность. Каждая вещь имеет свое, оговоренное веками место. Не удивительно. Чум – передвижной дом быстрой сборки, разборки и погрузки. Сколько не пытались заменить его современными вагончиками, балками, палатками – не смогли. Даже ученые не нашли более практичного, ремонтируемого из подручных средств аналога передвижного дома. В течение веков выработаны технологии, где от оленьей шкуры остаются даже не лоскуты, а узкие полоски, но и они имеют свое утилитарное назначение. 

Сэбысь – этно-промысловый заказник

Часть бассейна притока Ижмы реки Сэбысь объявлена заказником, где разрешены охотничий и рыболовный промыслы для коми-ижемцев.
Территорию заказника ЮНЕСКО признала частью сохранившихся девственных лесов Европы. В 90-х годах прошлого столетия здесь геологи обнаружили нефтеносные пласты. Начались судебные тяжбы за сохранение охранной территории от посягательств нефтяников. Ижемцам удалось отстоять право на сохранение заказника. Да и природа помогла: разведочная скважина на Сэбыси не дала нефти на предполагаемой глубине. 
Сегодня по территории заказника «Сэбысь» проходят охотничьи тропы – «путики» и экологические тропы, разработанные местными туристами, а также экологами из деревни Ласты. Эти познавательные туры пользуются успехом в основном у школьников-ижемцев и их ровесников – школьников из соседних районов. 
Для любителей приключений и активного отдыха сплав по Сэбысю на байдарках – прекрасная возможность во время отпуска соприкоснуться с северной природой, ощутить себя ее частицей. Десятидневный тур с рыбалкой с различными снастями, а осенью – еще и охотой на боровую дичь оставит впечатления на весь год. Для любителей ягод июль и август – время сбора голубики, черники, смородины, морошки, а сентябрь – брусники.
Сваренное в тайге варенье зимним вечером в городской квартире к чаю – оригинальный подарок близким и знакомым. Для тех, кому не по душе байдарки и физические нагрузки, есть возможность доехать до таежных избушек на моторной лодке, порыбачить и осенью поохотиться вместе с проводником – инструктором. Кому по душе таинственное и мистическое, могут посетить древнее языческое святилище ижемцев и ощутить на себе влияние чего-то неземного, космического. 

 Черная Кедва
Для любителей спортивной рыбалки реки, берущие начало с Тиманского кряжа – Белая и Черная Кедва, всегда будут привлекательны спортивной ловлей хариуса, щуки, крупного окуня. Во время недельного путешествия-сплава по одной из этих рек можно усладить всю свою рыбацкую натуру, испытать все спортивные способы рыбалки и спортивные снасти. Ловля нахлыстом, спиннингом, на поплавочную и «хитрую» удочку редко бывает безуспешной. Если верховья этих рек богаты хариусом, то в нижней части, перед впадением в Ижму более активна щука и крупный окунь-горбач. 
Верховья Черной Кедвы (Тиманский кряж) – места непуганых птиц и зверей, уголок еще нетронутой природы – рай для любителей спортивной охоты, фотоохоты и рыбалки. 

Ижемские многодневки
 1. Вниз по Ижме-реке (водный тур). Наиболее доступный многодневный тур – сплав по реке Ижме начинается из города Сосногорска, буквально в двухстах метрах от железнодорожного вокзала. Занимает на байдарках – 10 дней, на катамаранах или резиновых лодках – 15. 
Путешествие первой категории сложности привлекательно для семейного, школьного и молодежного летнего отдыха. Река чередуется несложными перекатами и продолжительными плесами. Обилие песчаных кос, пляжей, заливных лугов. Все это позволяет легко определиться с биваком туристским группам даже с небольшим опытом путешествий. Охотничьи и рыбацкие избы, чаще всего имеющие рядом срубленную баньку по черному, позволяют переждать непогоду, организовать групповую помывку. Кроме того, любителям фитотерапии в любой летний месяц есть широкое поле для сбора лекарственных трав в экологически чистой зоне. 

2. Ираель – Ижма – Усть-Цильма (Велотур). Маршрут второй категории. Интересен для любителей путешествий на колесах по неизвестным уголкам Европейского Севера. Стал реальным лишь в последние годы. После завершения строительства дороги и мостов в Усть-Цилемский район. От железнодорожной станции Ираель до Ижмы, а затем Плоткина Носа, где организована постоянно действующая паромная переправа, дорога асфальтированная, в большей части покрытие хорошего качества. За паромной переправой дорожный ковер грунтовый, тем не менее, позволяющий перемещаться на велосипедах с незначительными потерями в скорости. 
Велотур позволяет за достаточно короткое время познакомиться с двумя этнически уникальными районами республики и их самобытной культурой, а также архитектурными и историческими памятниками деревянного зодчества, сохраненными в различных деревнях этих районов. Этот же тур реально совершить на мотоциклах или автостопом. Следует учесть: после сдачи дороги движение транспорта на этом участке весьма насыщено.
 Туризм возрождает, сохраняет, популяризирует характерный облик национальной провинции, традиционные ремесла, культурно-бытовые традиции; обеспечивает занятость сельского населения, тем самым предотвращая миграцию из сельской местности и деградацию села; представляет собой перспективное, новое, специфическое направление туристской деятельности; в конечном итоге способствует развитию провинции, повышению уровня и качества жизни в сельской местности, пополнению местных бюджетов.
Ижемский район расположен вдалеке от промышленных зон Республики Коми. Щедрые леса, рыбные реки и озера, радующие глаз окрестности деревень манят отдохнуть от ежедневной суеты, приобщиться к вечным таинствам природы и незамысловатой сельской жизни. Завораживает своей первозданной красотой и своеобразием вся Ижемская природа. Охотников и грибников манят сосновые боры, чистые озера и быстрые речушки.
Богатое историческое прошлое Ижемской земли должно привлекать туристов не только со всей России, но и из-за рубежа.

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Государственный водный реестр РФ: Ижма. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 3. Северный край/ Под ред. Н. М. Жила. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 612 с.
Ижма (река в Коми АССР) — статья из Большой советской энциклопедии  (Проверено 31 августа 2009)
Ижма, река Архангельской и Вологодской губерний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Проверено 22 февраля 2009 г.
Сайт Википедия.
http://www.komi.com/
http://www.fion.ru/
Ижемский район [Текст]: Визитная карточка. – Сыктывкар: ОАО «Коми республиканская типография», 2004. 
http://varandej.livejournal.com/

ВложениеРазмер
Река Ижма71.39 КБ
Река Ижма48.69 КБ
Река Ижма65.65 КБ
Река Ижма70.01 КБ
Река Ижма322.15 КБ
Река Ижма63.61 КБ
IzhmaR (6).jpg208.69 КБ
IzhmaR (7).jpg69.55 КБ
IzhmaR (8).jpg115.55 КБ
IzhmaR (9).jpg108.9 КБ
IzhmaR (10).jpg88.06 КБ
IzhmaR (11).jpg68.8 КБ

Комментарии

Ижма река.

Прочитал всё. Интересно! Посещение останавливает Заказник... Наверняка волокита с разрешением. Очень интересна река Сула. Хочу туда. Да и разрешения не надо.

про Заказник...

если это не заповедник, а парк или заказник, то по опыту можно договориться с егерями на месте, либо оформить пропуск, либо просто заплатить налом - режим не такой строгий как в заповедниках, 

да и в заповедниках бывает, что можно откупиться...

а река конечно отличная!!!

Зака́зник

Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты

Что охраняется в нашем: таежные леса с целью поддержания экологического и гидрологического баланса, охотничьи и рыболовные угодья.

Заказник

Для посещения заказника Сэбысь специального разрешения не надо