Путешественник Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов

Вся Россия и, наверно, все путешественники мира внимательно наблюдают за легендарным полетом Фёдора Конюхова на воздушном шаре!
Уникально, как в 21 веке можно делать новые географические открытия, ставить рекорды покорения всех стихий, совершать немыслимые подвиги по освоению затерянных уголков земли!
Имя Фёдора Конюхова неразрывно связано со многими известными свершениями, как в туризме, так и в географии!
Надеемся, что полет вокруг земного шара будет у Фёдора Конюхова удачным, и принесет славу российскому туризму!
Конюхов намерен превзойти рекорд американского путешественника Стива Фоссетта, который первым в одиночку облетел Землю на воздушном шаре за 13 дней 18 часов 33 минуты.

Проект получил одобрение президента России Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина, он проходит при поддержке Русского географического общества и его первого вице-президента Артура Чилингарова.

Перелет будет проходить над тремя океанами и тремя континентами. Максимальная скорость полета шара «Мортон» будет превышать 300 километров в час, высота полета — от пяти до 10 тысяч метров.

 

                                         Фёдор Конюхов на воздушном шаре                                                                

Кругосветка российского путешественника Федора Конюхова на воздушном шаре «Мортон» стартовала. Летательный аппарат оторвался от земли с аэродрома австралийского города Нортхем в 7.33 (2.33 по московскому времени). По словам руководителя запуска англичанина Дона Камеруна, взлет прошел идеально.

Примерно через 14 дней Конюхов  приземлится в пустынном районе Австралии. Исполинский двухтонный шар, специально изготовленный для путешественника британской фирмой Cameron Balloons, отслужит свое, а гондола впоследствии займет почетное место в создаваемом «Мортоном» музее путешествий, который расположится в строящемся столичном жилом комплексе «Петр I».

Изначально старт должен был состояться почти месяц назад, но по настоянию метеорологов он неоднократно откладывался. За это время нам удалось пообщаться с Федором Конюховым, который все эти дни буквально жил на стартовой площадке в районе небольшого аэродрома Нортхема, находящегося примерно в 100 км от Перта, столицы штата Западная Австралия. 

Все оборудование не помещалось в нескольких ангарах. В отдельном помещении хранился воздушный шар, имеющий внушительные габариты. Его вес вместе с весом гондолы при старте составил примерно 10 тонн. На борту воздушного судна находится 34 баллона с пропаном по 250 кг каждый. Путешественник будет сжигать по одному каждую ночь, чтобы удерживать шар на необходимой высоте. Также к гондоле прикреплено несколько мешков с песком для балласта, которые, как во времена Жюль Верна, помогут регулировать высоту полета. Кроме того, к ней прикреплено несколько панелей солнечных батарей, дающих дополнительную мощность для работы многочисленного оборудования.

Стоит особо отметить, что сама гондола представляет собой полимерный куб размером 2 на 1,8 м. Каждый квадратный сантиметр полезной площади отдан под технику. В распоряжении пилота есть топчан, который на время перелета станет для него и рабочим кабинетом, и столовой, и спальней. Хотя, по признанию путешественника, о полноценном сне говорить не приходится. Чуть ли не ежеминутно необходимо следить за показаниями приборов и датчиков, а также постоянно общаться с представителями многочисленной команды, которая ведет полет с земли. У путешественника не будет возможности выпить горячего чая, так как из-за паров пропана открытый огонь запрещен. Безусловно, на борту есть еда, которая, как у космонавтов, расфасована по пакетам и подписана по названиям блюд. Но, по признанию протоиерея-путешественника, двухнедельный строгий пост ему вполне по силам.

 

Вот, некоторая часть хроники путешествия Ф. Конюхова на воздушном шаре:
 14 июня 2016 - Шар "МОРТОН" пересек 163 градус Восточной долготы и находится в воздушном пространстве Новой Зеландии. Прошедшей ночью пилот Фёдор Конюхов покинул зеленый континент в надежде замкнуть круг и вернуться на гостеприимную Австралийскую землю. На выходе в океан в радио эфире звучали напутствия диспетчеров: "Good luck Fedor". Спустя час шар пролетел над островом Lord Howe. Теперь наземная команда работает с диспетчерами Новой Зеландии (Окленд). Получено разрешение на эшелон FL 260 (26000 футов) или 7924 метра. Нас устраивает этот эшелон на эти сутки.  

Теперь, когда шар "МОРТОН" находится над океаном, у нас появилась возможность перевести дух и оглянуться на пройденные 5000 км и трое суток полета. Ответить на некоторые вопросы, которые поступают в штаб.
 

15 июля в 12:00 UTC шар «МОРТОН» пересек 180 меридиан и вышел в Западное полушарие. Федор пересек линию перемены дат и попал назад в прошлое, у него снова четверг!

Пилот сообщает, что температура воздуха слегка повысилась. Стало чуть теплее, чем при полете над континентом. Скорость шара 160-170 км/час. Самочувствие у пилота хорошее, над головой красивое небо с половинкой Луны. Впереди огромный океан, до Чили 10 тысяч километров.
 
 
17.07.2016 - За прошедшие сутки у Фёдора были сложные маневры. Во второй половине дня на горизонте пилот увидел кучевые облака (cumulonimbus), высота 10-11 км. Это выше эшелона полета шара "Мортон".

Принял решение уйти вниз, что означает поворот налево и попытаться обрулить. Скорость упала, но шар пошел в сторону от кучевых облаков. Взял пеленг на облако, начал расходиться с ним как с судном в океане. Все прошло успешно. Только закончил маневр, и ночь.

Ночь в слепую, по верхушкам облаков. Снег, кристаллы льда, на гондоле слой наледи в несколько сантиметров, турбулентность, качает так, что баллоны с пропаном бьются друг о друга. Гондола висит на стропах и раскачивается как люлька, внизу 8 километров. Видимость нулевая. Приходилось сбросить полупустые баллоны, уж очень они себя вели беспокойно. Это помогло.

Под утро шар (облегченный) пошел вверх на 8200 км. Отказал клапан стравливания излишнего давления на баллоне с кислородом. Еще бы 10 минут и рванул аварийный клапан. Это означает конец полета на высоте, нужно спускаться (по инструкции) на 3000 метров и готовиться к посадке.  Пришлось выскакивать на гондолу и вручную стравливать давление с 5 бар до 3 бар. Проблема не решена, пилоту придется до конца полета вручную регулировать давление в баллоне с жидким кислородом, который вывешен за бортом. А холодный фронт не кончается. Облачность до горизонта.
 


 
18 июля в 11:30 (UTC) воздушный шар "МОРТОН" и пилот Фёдор Конюхов завершили пересечение Тихого океана от континента до континента.

Фёдор Конюхов стал вторым пилотом в истории, которому удалось в одиночку пересечь Тихий океан на воздушном шаре любого типа.

История. На сегодняшний момент всего два пилота успешно пересекали Тихий океан в одиночку.

1995 год. Северное полушарие. Американский пилот Стив Фоссетт. Корея (Сеул) - Канада. Тип шара - Розьер (R150). Расстояние - 8748 километров. 102 часа.

2001 год. Южное полушарие. Американский пилот Стив Фоссетт. Австралия (Нортхэм) - Бразилия (Байя). Тип шара Розьер (R550). Перелет через Тихий океан был выполнен в рамках попытки облететь вокруг света. Из-за технических проблем шар приземлился в Бразилии спустя 300 часов после старта. Общее пройденное расстояние 19260 км.

2002 год. Стив Фоссетт пересек Тихий океан в рамках успешного кругосветного полета.

В это сложно поверить, но после Стива Фоссетта никто не пересекал Тихий океан в одиночку на воздушном шаре любого типа (тепловой, газовый или комбинированный).
 
 
19.07.2016 - Светового дня хватило пилоту, чтобы пересечь большую часть территории Южной Америки.  

Территорию Чили шар "МОРТОН" преодолел за 1 час 05 минут!

Гряду Анды перелетел за 2 часа. Гора Аконкагуа оказалась справа по борту.

Общее время полета над Аргентиной - 9 часов 20 минут.

Полет над Уругваем длился 4 часа.

Полет над Бразилией длился ровно 30 минут.

Итого: 4 страны и целый континент за один день.  

 

20.07.2016 -  СЛОЖНАЯ НОЧЬ НАД АТЛАНТИКОЙ

Середина Атлантики. Ночь началась с относительно благоприятного прогноза на ближайший маршрут полета.  Выглядело так, как будто полету Федора не угрожал никакой атмосферный фронт, и наземная команда сфокусировалась на сильном циклоне, в настоящее время развивающемся в Индийском океане, и с которым воздушный шар может встретиться завтра, когда прилетит в Индийский океан.

Траектория полета была только немного южнее от прогнозируемой, скорость около 200 км/час и высота 8000 метров. Температура воздуха: бодрящие минус 35, наледь продолжает образовываться по всей гондоле, особенно в углах,  за исключением небольшого пространства вокруг самой печки. Было так холодно, что кислородные маски от дыхания Федора тут же замерзали в камень.  Он приспособился менять две маски между собой, нагревая одну на груди в куртке, пока дышит через другую.

В штабе звякнул спутниковый телефон, принимая сообщение. Федор сообщил, что он залетел в облака, в град и сильную турбулентность, которая задувает пилотные огни горелок. Ситуация была очень тревожной, и короткий полночный телефонный звонок специалисту-метеорологу из Бельгии подтвердил, что верхушки облаков значительно выше текущей высоты полета воздушного шара.  Если попытаться взлететь выше, то это приведет к дальнейшему снижению температуры и, возможно, снизит производительность горелок.  Если спуститься ниже, то это замедлит воздушный шар и спускаться пришлось бы глубже в плохую погоду, поэтому рекомендуемым вариантом было оставаться на этой же высоте, несмотря на тревожную обстановку в ужасных погодных условиях. Метеоролог предсказал, что это может продолжаться около двух часов, и действительно, согласно прогнозу, воздушный шар, спустя это время, вылетел в чистое небо. Скорость по-прежнему была 200 км/час.

 

21.07.2016 - МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ ПРОЙДЕН. ШАР «МОРТОН» ЛЕТИТ НАД ИНДИЙСКИМ ОКЕАНОМ

Федор Конюхов вышел на заключительный этап полета, но отдыхать на данном этапе не получится. Судя по прогнозу, перелет через Индийский океан будет самым сложным этапом кругосветки.

Вчерашний день начался со значительного стравливания гелия, по мере того, как он нагревался солнцем. Это было необходимо делать в течение последних нескольких дней, так как топливо расходуется, и вся конструкция становится легче. Если не стравливать гелий, то воздушный шар будет подниматься на такую высоту, которая будет небезопасной для пилота, даже при том, что он дышит кислородом, который хранится в сжижженном состоянии в 100-литровом цилиндре.

Во второй половине дня воздушный шар «Мортон» летел на «комфортной» крейсерской высоте около 8500 метров (чуть ниже вершины Эвереста), и Федору, следуя точным советам инженеров Cameron Balloons, удалось освободить ото льда три обледеневших пилотных запальника, и все горелки снова заработали. Это очень важно, так как через несколько часов воздушный шар войдет в мощный циклон, который Федору придется «перепрыгивать».

Пересечение системы низкого давления займет около 24-х часов и потребует постоянной высоты около 9000 метров. В результате этого воздушный шар сместится на юг до 65-го градуса южной широты, прежде чем повернет на север, к Австралии. Стив Фоссет столкнулся с аналогичными условиями в последней части его успешного полета вокруг света, хотя в его случае струйное течение было дальше к северу. То есть Фёдор сейчас уходит в полярное струйное течение, вместо субтропического. Траектории там сложные и температура воздуха может опускаться до -50 С, в связи с высотой и близостью к Антарктиде.  По собственным словам Федора, он находится в режиме выживания.

 

21  июля. Фёдор Конюхов продолжает полет над Индийским океаном. Хотя, если быть точнее, полет уже проходит над Южным океаном, так как шар пересек 50-ый градус южной широты и находится в "неистовых пятидесятых" широтах. Мощная струя полярного струйного течения гонит шар "МОРТОН" на юго-восток, в сторону Антарктиды. По прогнозу Фёдор будет спускаться на юг, до 60-го градуса южной широты, и только затем шар изменит направление движения. Вниз уйти нельзя, на нижних эшелонах бушует циклон.

На закате Фёдор позволил шару спуститься до 7500 метров и запустил горелки. Запуск прошел успешно, и это является очень хорошей новостью. После рекордной высоты были опасения, что горелки так обмерзли, что просто не запустятся. Кислорода на такой высоте мало и каждый запуск это очень напряженная работа. Если горелки не заработают, шар ночью спустится до поверхности океана.

Позже Фёдор позвонил в штаб и сообщил, что готовится к самой холодной ночи за все время полета.

"Шар находится близко к Антарктиде, где еще господствует полярная ночь (в южном полушарии сейчас зима). Здесь очень одиноко и тоскливо. Это место так далеко от цивилизации, что лучше об этом не думать. Дай Бог дожить до рассвета".

 

22.07.2016 - КУРСОМ НА АВСТРАЛИЮ - 

24 часа назад, около 01:00 UTC (по Гринвичу) 21-го июля шар «Мортон», пилотируемый Федором Конюховым, залетел в обширную зону бурной грозовой активности. Он находился на высоте 8500 метров, но верхушки грозовых облаков были высоко над ним, и не было никакой возможности перелететь их ночью на одних горелках. Федор рассчитал, где он должен пересечь зону циклонической активности, учитывая метеопрогноз и высоту, на которую он может подняться. Поэтому интенсивность грозовой активности, с которой он столкнулся, стала для него неприятной неожиданностью. Находиться среди возвышающихся вокруг тебя кучево-дождевых облаков, с практически непрерывными электрическими грозовыми разрядами, и скоростью ветра от 60 до 90 узлов (см. windyty.com) на поверхности моря над Южным океаном, это – не самая заветная мечта воздухоплавателя.

Сотрудники ЦУП приготовились к худшему, и обсудили ситуацию с экспертами Австралийской администрации по безопасности на море (Australian Maritime Safety Authority), а Федор в это время пролетал через описанную выше погоду.

Напряжение в Центре управления полета было чрезвычайным, при том, что сами мы находились на земле и в полной безопасности!

Сочетание факторов также привело к тому, что за последние полтора дня гондола Федора никак не обогревалась.  Вся его вода замерзла и могла быть разморожена только с помощью основной горелки. Не стоит забывать, что пилот, при таких низких температурах, так же должен получать необходимое количество жидкости, в том числе и для того, чтобы избежать обморожения. Некоторое оборудование, особенно с сенсорными экранами, отказало при сильном холоде.

В данный момент воздушный шар "МОРТОН" летит именно так, как предсказал Дэвид Дехено (David Dehenauw – главный метеоролог проекта из Бельгии). Достигнув 60-го градуса южной широты, шар повернул к Западной Австралии и мчится к ней со скоростью 220 км/час.  

 

23.07.16 - КРУГОСВЕТКА ЗАКОНЧЕНА!

Российский путешественник Федор Конюхов в субботу, 23 июля, завершил кругосветный перелет на воздушном шаре и благополучно приземлился в Австралии. Путешественник приземлился в 160 км от австралийского города Нортхэм, из которого он стартовал 11 июля.
Ранее сообщалось, что примерно в 13.01 по местному времени (08.01 мск) он достиг на воздушном шаре меридиана западноавстралийского города Нортхэм, таким образом побив предыдущие мировые рекорды скорости кругосветного путешествия на воздушном шаре.
Швейцарец Бертран Пикару и англичанин Брайан Джонс в 1999 г. совершили кругосветное путешествие на воздушном шаре – путь из Швейцарии в Египет вокруг света занял у них 19 дней, 21 час и 55 минут. Американец Стив Фоссетт преодолел в 2002 г. маршрут (которому приблизительно следует Конюхов) за 13 дней, 8 часов и 33 минуты. Российский путешественник пролетел свыше 34 700 км пути примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Эти 11 суток он провел в кабине размером 2 х 1,8 м. Перед полетом он сообщал, что планирует спать в общей сложности 4 часа в день, время от времени ложась отдохнуть на 30-40 минут. Во время полета шар достигал скорости в 240 км/ч и поднимался на высоту в 10 600 м.

 

БИОГРАФИЯ
Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Отец - Филипп Михайлович, потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать - Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.

С детства проявлял стремление путешествовать и открывать для себя все многообразие мира. Первую экспедицию осуществил в 15 лет – пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке.

К 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, выражая свое видение мира в картинах и книгах.

В 1983 году принят в Союза художников СССР (самый молодой на тот момент). 
С 1996 года член Московского Союза Художников (МСХ) секция "Графика", с 2001 года, также, состоит в секции МСХ "Скульптура".

Лауреат Золотой Медали Российской Академии Художеств, Почетный Академик Российской Академии Художеств, автор более 3.000 картин. Участник российских и международных выставок.

Член Союза Писателей РФ. Автор девяти книг.

Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан.
Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный Мастер Спорта.

Награжден орденом Дружбы народов СССР. Премией UNEP "GLOBAL 500", за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО "За честную игру".

Занесен в энциклопедию "ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА". Действительный член Российского Географического Общества.

Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия). Почетный Гражданин села Чкалово, Приазовский район, Запорожской области, Почетный Гражданин Запорожской области, Украина, Почетный Гражданин Приазовского района Запорожской области, Почетный Гражданин села Кирилловка, Акимовский район, Запорожской области.

Награжден орденом Украинской Православной Церкви ВМЧ. Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Первый путешественник в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты:

Северный географический (три раза)

Южный географический

Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане

Эверест (полюс высоты)

Мыс Горн (полюс яхтсменов)

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест).

C 1998 года Заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной Академии.

19 декабря 2010г. Федор Конюхов принял сан священника.

19 мая 2012г. в составе российской команды «7 Вершин» Федор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета). Федор Конюхов стал первым священником Русской Православной Церкви, совершившим восхождение на Эверест.

2012 год был юбилейным для отечественного альпинизма – отмечалось 30-тилетие первого восхождения на Эверест команды СССР (май 1982), а также 20-тилетие первой российской экспедиции на Эверест (май 1992).

Женат. Жена Ирина. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внучка Кейт, внук Итэн, внук Аркадий, внук Блэйк.

 


ЭКСПЕДИЦИИ

1977 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.

1978 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Витуса Беринга; Археологическая экспедиция.

1979 Второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский; Автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде установленных на Командорских островах.

1980 Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1981 Пересечение Чукотки на собачьей упряжке.

1983 Лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.

1984 Сплав на плоту по реке Лена; Участие в международной регате на Кубок Балтики-84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1985 Экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К. Арсеньева и Дерсу Узала.

1986 Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты "Комсомольская Правда". Группа достигла полюса - 27 января 1986г. 

1987 Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс).

1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988 — группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988 и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988.

1989 (весна) Участник первой российской, автономной экспедиции "Арктика", под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989.

1989 (лето-осень) Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград; Руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989.

1990 (весна) Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути - 72 дня.

1990 (осень) - 1991 (весна) Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте "Караана" (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор - Сидней (Австралия) за 224 дня; старт 28 октября 1990г. - финиш 08 июня 1991г.

1991 (лето-осень) Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка - Москва; Съемки документального фильма "Через Красную Неизвестность" телеканалом SBS (Австралия); старт 05 августа 1991г. финиш 15 сентября 1991г.

26 февраля 1992 Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы "Семь вершин мира".

14 мая 1992 Восхождение на Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы "Семь вершин мира".

1993 - 1994 Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече "Формоза" (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь - финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА». 

1995 - 1996 Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды - массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Герклес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. — достиг Южного полюса 6 января 1996. Достиг Южного полюса за 64 дня, в одиночку, автономно.

19 января 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы "Семь вершин мира".

09 марта 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы "Семь вершин мира".

18 февраля 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы "Семь вершин мира".

17 апреля 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы "Семь вершин мира".

26 мая 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы "Семь вершин мира".

1997  Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.

1998 - 1999 Участие в американской одиночной кругосветной гонке "Around Alone 1998/99" на яхте Open 60 "Современный Гуманитарный Университет" (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.

2000 (март) Участник самой протяженной в мире гонки на собачьих упряжках Iditarod, через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном, 1800 км. Получил приз Национального Банка Аляски - "Red Lantern".

2000 – 2001 Первое, в истории России, участие во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке "Vendee Globe" на яхте Open60 "Современный Гуманитарный Университет.

2002 (весна) Организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах "По следам Великого Шелкового Пути-2002". Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов; старт 04 апреля 2002  — финиш в Элисте 12 июня 2002.

2002 Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке "УРАЛАЗ". Установлен мировой рекорд - 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос 3.000 миль; cтарт 16 октября 2002 — финиш 01 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк.

2003 (март) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем, на 100 футовом макси-катамаране "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте - 9 суток.

2003 (апрель) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем 100 футовом макси-катамаране "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Ямайка (Montega Bay) - Англия (Lands End). Протяженность маршрута 5.100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте -16 суток.

2004 (февраль) Одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85 футовой макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) - Барбадос (Порт Сент Чарльз). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси яхте под управлением одного человека - 14 дней и 7 часов.

2004-2005 Одиночное кругосветное плавание на 85 футовой макси-яхте «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса «макси» через Мыс Горн. Четвертое успешное одиночное кругосветное плавание.

2005 (декабрь) – 2006 (январь) Проект «Вокруг Атлантического океана». Фёдор Конюхов с российским экипаж осуществил переход на яхте Торговая сеть «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия. Общее количество пройденных миль – свыше 10.000 морских миль.

2006 (апрель) Организация испытаний экспериментального полярного буера (тримаран на лыжах под парусом) «Современная Гуманитарная Академия» на восточном побережье Гренландии.

2007 (май) Пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль Полярного круга. Установлен рекорд пересечения Гренландии на этом маршруте – 15 суток и 22 часа.

2007-2008  Участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды – «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (Западная Австралия),  в категории – яхтсмен одиночка, нон-стоп. Макси-яхта «Торговая сеть Алые Паруса» - 102 суток.

2009 (весна) 13 мая 2009 в столице Монголии Улан-Баторе стартовал II этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути 2009» по маршруту Монголия – Калмыкия (Элиста).  

2011 (весна) Экспедиция "9 высочайших вершин Эфиопии".

19 мая 2012 в составе российской команды «7 Вершин» Федор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета). Федор Конюхов стал первым священником Русской Православной Церкви, совершившим восхождение на Эверест.

2013 (апрель-май) Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013.

2013-2014 (декабрь-май) Совершил Тихоокеанский переход на весельной лодке от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время - 160 дней по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба), преодолел 9 400 морских миль (17 408 километров).

2015 (март) Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объемом 3950 кубических метров - 19 часов 10 минут.

2016 (январь) Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» объемом 3950 м3 -  32 часа 20 минут.

2016 (февраль) Совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье 2016». Пройдено 800 км по маршруту г.Петрозаводск, Республика Карелия (национальный парк «Водлозерский») – г.Северодвинск, Архангельская область (национальный парк «Онежское  Поморье»).
  
 

Духовная деятельность
22 мая 2010 года принял сан иподиакона. Хиротесию совершил во время визита в Запорожье митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодан). 23 мая 2010 года в Запорожье рукоположен в сан диакона епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленниковым).[] В связи с принятием сана принял решение временно прекратить путешествия:

«    Я уже сорок лет путешествую, как Моисей по пустыне. Мало времени осталось, чтобы помолиться. … Будучи зрелым человеком, понял, что в мире нет одиночества. Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А ещё я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь.    »
20 июня 2010 года стало известно, что Конюхов в августе отправится в новую экспедицию в Эфиопию по просьбе правительства Эфиопии, поставившего перед путешественником задачу проложить удобный маршрут, который в будущем, возможно, будет использоваться туристическими организациями.
19 декабря 2010 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в Свято-Никольском храме Запорожья епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленниковым) рукоположён в сан священника. Приписан к Запорожской епархии (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата).
  

Семья
Отец Филипп Михайлович (1916—2015), потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии;
Мать Мария Ефремовна (1916—2010), уроженка Бессарабии;
Брат Павел Филиппович (род. 1956);
Брат Виктор
Сестры Александра и Нина;
Жена Ирина Анатольевна Конюхова (доктор юридических наук, профессор);
Сын Оскар Конюхов — исполнительный директор Всероссийской федерации парусного спорта с 2009 по 2012 год;
Дочь Татьяна;
Сын Николай;
Внуки — Филипп, Полина, Итэн, Аркадий, Блэйк, Кейт.
  

                             Фёдор с женой ириной и сыном Николаем                                                                         


Интересные факты
Первую экспедицию осуществил в 15 лет — пересёк Азовское море на вёсельной лодке.
В 1989 году принял участие вместе с младшим братом Павлом в советско-американском велопробеге Находка-Ленинград.
Радиолюбительский позывной Федора Конюхова — R0FK.[]
В честь Федора Филипповича проводится X Международная олимпиада по основным наукам по географии.
В честь Федора Конюхова ежегодно в июне проводится детская парусная регата «Кубок Фёдора Конюхова в классе Оптимист» на озере Тургояк, Челябинской области.
С 2014 года в городе Тобольске вручается премия имени Федора Конюхова.
 
 
НА ВЕСЛАХ ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН
12 декабря 2012, в свой день рождения Федор Конюхов официально представил новый проект – переход через Тихий океан на весельной лодке. Фёдор Конюхов планирует пересечь Тихий океан на гребной лодке по маршруту континент – континент в режиме нон-стоп, без заходов в порты и без сопровождения.   

В декабре 2012 состоялся визит в Англию, входе которого был окончательно утвержден дизайн 9-ти метровой лодки (рабочее название лодки «К9») и принято решение строить лодку на восточном побережье Англии (рядом с городом Ипсвич).

Разработкой дизайна занимался Филиппа Моррисона, он же проектировал 7-ми метровую гребную лодку «УРАЛАЗ» для Федора Конюхова на которой он пересек Атлантический океан за 46 суток и установил мировой рекорд. Проект оказался очень успешным и по чертежам лодки УРАЛАЗ были изготовлены более 20 океанских лодок.

За последние 10 лет проекты океанских весельных лодок претерпели сильные изменения, но что касается дизайна лодки и обводов корпуса, Федор Конюхов решил сохранить классический дизайн, повторяющий формы предыдущей лодки «УРАЛАЗ». Новая лодка имеет корпус 9 метров длины, ширина корпуса 1.6 метра, 5 водонепроницаемых переборок, два типа рулевого устройства (стационарный и аварийный), достаточно большие объемы для хранения продуктов и оборудования, при этом вес лодки Тургояк меньше лодки УРАЛАЗ, так как корпус выполнен из углеволокна.   

 

Новая лодка Тургояк построена из прочного материала углеволокна (carbon) путем формирования в матрице. Подробнее о строительстве здесь.

Менеджером по строительству лодки и её техническому вооружению выступал англичанин – Чарли Питчер. Стоит отметить, что сам Чарли дважды пересекал Атлантический океан в одиночку на весельной лодке за 52 дня и за 35 суток. В 2013 года он стартовал с Канарских островов и спустя 35 суток финишировал на Антигуа, установив новый мировой рекорд для одиночек. Подробнее здесь.

 

Менеджером проекта выступает другой известный океанский гребец, организатор гонок через океаны на весельных лодках – Саймон Чак (Simon Chalk). Этот англичанин имеет в своем активе 6 переходов через Атлантический океан и 2 перехода через Индийский океан на весельных лодках. Подробнее здесь.

Федор Конюхов: «организация такого масштабного проекта как пересечение Тихого океана - это супер-задача и нам нужны профессионалы высокого уровня. Если сравнивать Атлантику – здесь маршрут в 3 тыс. миль, который возможно преодолеть за один сезон. Тихий океан на участке Чили,  восточное побережье Австралии, имеет протяженность маршрута почти 9 тыс. морских миль. Мы ориентируемся на 180-200 дней в океане и понятно, что в один сезон я не уложусь. Стартовать планирую летом (декабрь в Южном полушарии), а финишировать поздней осенью, штормов на подходе к Австралии мне не избежать. Лодка должна выдержать колоссальные нагрузки, и мне потребуются самые современные технологии, последние разработки в области океанских весельных проектов. Поэтому я пригласил в проект действующих океанских гребцов – Саймона и Чарли, к тому же они оба являются строителями лодок, каждый строил лодку для своих гребных марафонов. Мне также важен опыт Саймона как организатора гонок через океан, логистика Англия – Чили – Австралия достаточно сложная и нам потребуется его опыт».

 

Название весельной лодки - Тургояк

Генеральные партнеры проекта: Сейхо Моторс (Челябинск), Золотой Пляж (Миасс) и Солнечная Долина (Миасс).

Официальный партнер проекта: компания АКРОС

Партнеры проекта: Современная Гуманитарная Академия, Туроператор Библио-Глобус.

Информационные партнеры проекта: Телекомпания НТВ, информационное агентство ИТАР ТАСС, телекомпания Первый Образовательный.

Старт экспедиции. Первый раз Фёдор Конюхов стартовал 14 декабря 2013 из чилийского города Кон Кон (Con Con), регион Вальпараисо, но из-за неполадок с бортовыми аккумуляторами вынужден был вернуться в Кон Кон. Второй старт состоялся 22 декабря 2013, также из Кон Кона. Расчетное время запланированное для пересечения Тихого океана  - 180-200 суток. Район финиша – восточное побережье Австралии, ориентировочно город Брисбен. 

31 мая 2014 года в 13:13 по местному времени (Брисбен) весельная лодка Тургояк коснулась побережья восточной Австралии, город Мулулаба. Фёдор Конюхов пересек самый большой океан на планете на весельной лодке, от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время - 159 дней 16 часов 58 минут.

Стартовав 22 декабря 2013 из чилийского города Кон Кон (регион Вальпараисо) Фёдор Конюхов преодолел 9 400 морских миль (17 408 километров) за 159 дней.

Встреча прошла при большом стечении людей, местных жителей, гостей. После прохождения иммиграционных формальностей Фёдор Конюхов ступил на берег. Изначально планировалось, что он зайдет в яхт-клуб, находящийся в устье реки Мулулаба, но Фёдор принял решение уйти в берег и финишировать на городском пляже.

 

Закончился глобальный проект. Фёдор Конюхов – единственный россиянин пересекший Атлантический   океан и Тихий океан на весельной лодке. Пересечение Атлантики состоялось в 2002 году за 46 дней.  

В яхт-клубе Мулулаба состоялась пресс-конференция, на которой Фёдор рассказал о своем переходе. Ответы на вопросы будут опубликованы позже.

Посол России в Австралии Владимир Морозов зачитал приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина адресованное Фёдору Конюхову.

Мэр города Мулулаба подарил Фёдору доску для серфинга, Фёдор в свою очередь подарил ему весло, с которым прошел 17 тысяч километров.
 

экспедиция Гренландия - Северный полюс - 2013                                                                                   

СТАТЬЯ ПРО ФЕДОРА КОНЮХОВА – ВОЛК-ОДИНОЧКА
(автор Владимир Снегирёв)
Он покорил несколько высочайших пиков планеты, однако альпинисты категорически отказывают ему в праве называться своим. На яхте он трижды обогнул Земной шар, но и яхтсмены считают его чужаком. Пешком он дошёл до Северного и Южного полюсов, однако многие полярные путешественники при встрече не подадут ему руки. В своих интервью он легкомысленно привирает, что воевал во Вьетнаме, а теперь работает над кандидатской диссертацией. Но первый раз он выехал за границу спустя 15 лет после окончания боевых действий в Юго-Восточной Азии, а чтобы написать диссертацию, надо обладать знаниями хотя бы в объёме средней школы.
Кто же он -- всем известный бродяга Фёдор Конюхов?

Зазвонил телефон, и он тут же, словно боясь, что его опередят, схватил трубку:
-- Алло! Это КГБ? С вами говорит Фёдор Конюхов. С Диксона. У меня есть для вас важная информация. Но они, -- он поднял на нас свои лихорадочно блестевшие глаза, -- они способны на всё. Поэтому встречайте меня в Москве (?) прямо у трапа самолета. Да, да, у трапа! Я сообщу важные сведения, очень важные! -- скороговоркой повторил он и, выслушав недолгий ответ, повесил трубку.

Мы оцепенело молчали. Нас было четверо -- Шпаро, Шумилов, Конюхов и я. Полчаса назад Дима Шпаро по просьбе Фёдора заказал для него междугородний телефонный разговор с отделом КГБ города Находки, откуда родом Конюхов. Нам до последнего момента казалось, что Федя, требуя этот разговор, блефует: ну что он, в самом деле, мог "настучать" чекистам на нас? Да и уж больно дико это выглядело: вчера клясться в братской любви, а сегодня угрожать доносом. Чертовщина какая-то. Наваждение. Дурной сон. Но нет, все наяву: только что раздался звонок, он схватил трубку, и ничуть не стесняясь, произнес те самые слова. О, боже...

Вот уже вторые сутки меня не покидало ощущение, будто мы попали в кошмарную ловушку. Конфликт, неожиданно вспыхнувший вчера, казался таким диким, таким нереальным, что сознание отказывалось воспринимать его.

Предыстория такова. Весной 1987 года мы начали в очередной раз "пробивать" идею похода на лыжах от берегов СССР через Северный полюс в Канаду. Предыдущие попытки оканчивались неудачей: или наши власти смотрели на эту затею косо, или канадцы находили предлог отказать в поддержке. А тут у нас в стране подули иные ветры: то, что вчера было нельзя, теперь стало можно, да и по другую сторону Ледовитого океана отношение к советским поменялось. Теперь, после целого ряда переговоров, увязок и утрясок, в Оттаве кивнули головой: валяйте к нам через полюс. Только поставили одно непременное условие: в команде должно быть не менее четырех канадцев. Семь советских (эту цифру мы сами назвали) и четыре канадца.

Ну, с нашими-то, как в то время казалось, всё ясно: по меньшей мере десять человек из состава постоянно тренировавшихся участников полярной экспедиции вполне могли войти в маршрутную группу. Отобрать из десяти семь -- невелика задача. С канадцами же дело обстояло куда сложнее -- их надо было найти, проверить, убедиться в том, что справятся с маршрутом длиной 2000 км. Почти год ушёл на эти поиски.

И вот, после совместных тренировок на Памире и в Канадской Арктике, после сомнений, споров, тревог, новых переговоров, компромиссов и опять переговоров, канадская четвёрка наконец была определена.

В феврале 88-го канадцы прилетели в Москву и вместе с нашими ребятами отправились к месту старта: чемпион Канады по лыжам честолюбивый Ричард Вебер, претендовавший у них на роль лидера (он вместе с М.Малаховым в 1995 году впервые в истории дошёл автономно до Северного полюса и вернулся на лыжах в точку старта, см. "ВВ" N 15, 16, 18. -- Прим. ред.), священник Лори Декстер, инженер Макс Бакстон и программист Крис Холоуэй.

Старт первой интернациональной лыжной экспедиции через полюс было намечено провести с большой помпой. Молодежное турбюро "Спутник" организовало авиационный спецрейс для журналистов на архипелаг Северная Земля, откуда предполагалось начать маршрут. Впервые в истории не только наша пресса, но и двадцать западных корреспондентов оказались вначале на Диксоне, а затем на острове Среднем и мысе Арктическом, куда ещё вчера и наших-то соотечественников пускали с большой оглядкой. Несколько телевизионных групп, кинохроника, тьма фотокорреспондентов готовились запечатлеть начало "полярного моста". Пресса вылетела на Средний заранее. Сама же экспедиция неожиданно задержалась на Диксоне. Мало кто знал о подлинных причинах этой задержки. 
Выше я написал, что отобрать семь человек из десяти нетрудно. Это действительно так -- если... если речь идет о каких-то абстрактных человеческих единицах. Это казалось несложным, когда старт был далеко, в тумане, когда все силы и мысли отнимали организационные заботы. Но вот все готово к тому, чтобы отправиться в путь. Но с кем? Как определить, какие из твоих десяти пальцев на руках оставить, а без каких можно обойтись?

Время шло, а Дмитрий всё медлил с решением. Собственно говоря, отобрать из десяти семь он должен был ещё в декабре, после тренировочных сборов в тундре канадского острова Элсмир, но ни тогда, ни позже Шпаро не решился отсечь трёх неудачников. Если бы он знал, чего будет стоить такая нерешительность... Если бы знал...

Всё было абсолютно ясно только с пятью участниками. Сам Шпаро, а также Юра Хмелевский, Вася Шишкарев, Анатолий Мельников и Владимир Леденев девять лет назад вместе проложили лыжню к полюсу. Все они считались ветеранами экспедиции, их участие в предстоящем трансарктическом походе было как бы предопределено.

Далее шел Михаил Малахов -- шустрый, темноглазый парень из Рязани (будущий Герой России -- Прим. ред.). В его пользу было и медицинское образование, никто другой не мог на маршруте выполнять обязанности врача.

На седьмое, последнее оставленное квотой место претендовали четверо -- Беляев, Федяков, Кондратко и Конюхов.

Драма заключалась в том, что все эти ребята имели практически одинаковые заслуги перед экспедицией, все участвовали в ночном переходе через Полюс недоступности, все яростно рвались и в этот новый маршрут. Кому же отдать предпочтение?

Существуют определенные методики, психологические тесты, проверенные практикой критерии отбора людей для выполнения ими той или иной работы -- космонавтов, водолазов, зимовщиков... Пойди мы по такому -- назовем его формальным -- пути, и -- ни-ка-ких проблем! У кого выше работоспособность и восстанавливаемость? Кто психологически наиболее устойчив и совместим с остальными? Кто лучше овладел английским языком (жить в одной палатке с канадцами предстояло три месяца)? И так далее... Складывай набранные очки, расставляй четверку "по ранжиру" -- вот и вся недолга.

Но в том-то и дело, что такой путь для Шпаро был исключён. Потому что речь шла о его близких друзьях, соратниках, единомышленниках, каждый из которых положил на алтарь экспедиции одинаково много и физических, и нравственных сил. Ну какой тест определит, кто лучше -- Саша, Толя или Валера, если вот уже восемь лет и тот, и другой, и третий без остатка тратят себя на тренировках и в организационных хлопотах?

Федя пришёл в экспедицию года на два позже, но ведь и давалось ему -- жителю дальневосточной глубинки -- всё гораздо труднее. Кто знает, где в последние годы бывал он больше -- дома, в Находке, или в Москве? Художник по профессии, бродяга по натуре, добряк-бессеребренник по характеру, косноязычный, с виду хилый и непутёвый (бородёнка, патлатая причёска), он быстро расположил к себе всех ребят своей покладистостью, готовностью всегда прийти на помощь, бесхитростным своим житьём.

Но, однако, и сказать, что Фёдор заслуживал первого места в той четверке -- нет, этого не мог бы никто. Может быть, только за исключением самого Фёдора: чем ближе приближался старт, тем чаще Конюхов бубнил, что ему немыслимо будет остаться вне маршрутной группы, что, дескать, он тогда за себя не ручается, и все такое...

Ну, говорил и говорил, подумаешь... Остальные трое тоже, наверное, про себя нечто подобное думали, только вслух этого не произносили.

                                                         картина Фёдора Конюхова                                                                      

Незадолго до отправления в Арктику седьмым участником Дмитрий назвал Беляева. Вроде наконец определились. Но, однако же, в Диксон полетели все десять. Было такое впечатление, будто Шпаро еще что-то замышляет.

Сам Дмитрий ходил мрачнее тучи и избегал встречаться глазами с оставшимися тремя. Кажется, интуитивно он чувствовал: надвигается какая-то беда.

В последний день февраля, посовещавшись с канадскими участниками, он за ужином сказал мне:

-- Канадцы не возражают против того, чтобы советских на маршруте было не семь, а восемь. Они согласились, что восьмым может пойти Толя Федяков.

Что ж, новость была хорошей, и я порадовался за Толю.

-- Но как на это посмотрит МИД Канады? -- напомнил я Дмитрию. -- Ведь ты лучше меня знаешь, каким жестким было их условие.

-- Сейчас пойду заказывать разговор с Маклейном, -- сокрушенно вздохнул Шпаро.

Мистер Маклейн в канадском МИДе возглавлял сектор СССР и стран Восточной Европы. То-то ему сейчас в Оттаве предстояло удивиться: звонок из крохотного советского поселка Диксон, находящегося рядом с полюсом, голос Дмитрия, с трудом подбирающего нужные английские слова. Наверное, на это тоже рассчитывал Шпаро: захваченному врасплох, поднятому с постели Маклейну легче будет согласиться с "вариантом восьми", чем спорить или возражать. Так и получилось. 
На следующий день, 1 марта, около девяти вечера все наши участники экспедиции собрались в просторной комнате библиотеки аэропорта.

-- Завтра вылетаем на Средний, -- объявил Дмитрий. -- Послезавтра -- старт. Сейчас нам надо обсудить некоторые оставшиеся проблемы. Начнем с состава маршрутной группы. Хотя, -- он сделал паузу и с нарочитым равнодушием пожал плечами, -- говорить-то тут особенно не о чем. Ричард Вебер категорически отказывается расширять состав группы за счет увеличения советской квоты. Единственная уступка, которую он сделал, -- согласился на восьмого участника с нашей стороны. Как вы помните, восьмым в нашем внутреннем списке стоял Федяков... Таким образом, мы вынуждены огорчить Валеру и Фёдора.

При этих словах Конюхов, сидевший рядом со мной на диване, вскочил, как подброшенный:

-- Нет, парни, я должен идти. Понимаете, должен! Давайте пригласим Ричарда и поговорим с ним -- я знаю: он согласится. Парни!

Фёдор тяжело дышал, тон его был просительным.

-- Парни! -- опять повторил он, чуть не плача. -- Вы же знаете, я не буду вам в тягость.

Воцарилось неловкое молчание. Никто не знал, как на это следует реагировать. Ну, не гладить же его по головке: успокойся... Наконец Леденев, тогда более других благоволивший к Фёдору, пробормотал:

-- Поговори сам с Ричардом -- может, он и согласится...

Хотя все понимали, что цена этому совету -- грош. Во-первых, Конюхову трудно было говорить с Вебером по причине полного отсутствия в Федином лексиконе английских слов (за год подготовке он в этом деле так и не сдвинулся с мертвой точки). А во-вторых, все мы уже и Ричарда успели узнать: этот канадец умел стоять на своем.

-- Тогда у меня другая просьба, -- не сдавался Фёдор. -- Возьмите меня с собой на мыс Арктический, где будет старт. Я пойду оттуда один, без вас, сам по себе.

Фёдор вышел на середину комнаты, голос его дрожал, лицо пылало, слезы текли из его глаз.

-- Да, я пойду один. Я могу... Я не имею права вернуться домой вот так, бесславно. Я должен... Парни, не бросайте меня!

Все молчали. Только ещё один неудачник -- Валера Кондратенко -- вдруг тихо, но твердо сказал:

-- Я молчу по поводу своей судьбы. Но, по-моему, Фёдор несправедливо стоит в нашем списке девятым. Он заслуживает более высокого места.

В комнате опять повисла гнетущая, просто невыносимая тишина.

Вдруг дверь отворилась, и один за другим вошли все четыре канадца. Будто они подслушивали за дверью и вот теперь, в самый кульминационный момент, захотели разрядить обстановку. Дима объяснил канадцам суть дела. Когда он закончил, слово попросил священник Лори:

-- Но если мы включим Фёдора тринадцатым, то почему бы не пойти и дальше и не расширить состав до четырнадцати, пятнадцати участников и так далее?

-- Даже двенадцать -- и то много, -- добавил Крис. -- Мы, разумеется, видим, что Фёдор -- сильный, надежный парень. Но... -- он сокрушенно развел руками. -- И потом, не все зависит только от нас. Ричард вчера разговаривал по телефону с мистером Маклейном, и тот высказывался категорически против расширения состава.

Шпаро кивнул, подтверждая эти слова. Но тут вдруг Малахов подбросил хворосту в угасший костер:

-- Давайте вернемся к обсуждению кандидатур, потому что считаю: список участников не отражает их реальных возможностей.

-- Нет! -- твёрдо возразил Шпаро. -- Обсуждение закончено.

Да, продолжение дебатов -- тем более в присутствии канадцев -- и вправду выглядело нелепо.

И тут произошёл взрыв.

Фёдор опять вскочил с дивана, выбежал на середину комнаты, лицо его горело, глаза стали совсем безумными. Он заговорил -- только теперь не просительным, а угрожающим тоном:

-- Ах так! Тогда я уничтожу вашу экспедицию. Вы меня плохо знаете. Уничтожу! Уничтожу!

И он стремглав выбежал вон.

Я почему-то сразу подумал, что Фёдор рванул за боевым карабином, припасённым для похода (на случай встречи с белыми медведями), и что шутить он не намерен, а намерен и вправду совершить нечто из ряда вон выходящее. Как-то я сразу поверил в то, что Фёдор уже перешел ту грань, за которой начинается подлинное безумие, за которым человек не отдает себе отчета в словах и поступках. Убьет!

Наверное, и все другие почувствовали то же самое, потому что затихли -- в ошеломлении, в ожидании того страшного, что неминуемо должно произойти.

Еще через мгновение за дверью раздался грохот, послышался чей-то испуганный крик "Берегись!", Фёдор вбежал в комнату с каким-то железным предметом в руках и, широко размахнувшись, хрястнул им по дверному косяку. А потом замахнулся на кого-то из ребят. Я сначала подумал, что это у него охапка лыжных палок, и только позже, когда Фёдора утихомирили, узнал, чем он хотел сокрушить наши черепа. В слепой ярости он, оказывается, схватил канадский теодолит на треноге, цена которого, кстати, 12 тысяч долларов.

Жаль, конечно, было эти 12 тысяч, но, с другой стороны, подумать только, что было бы, попадись ему на глаза боевое оружие...

После яростной борьбы, из которой кое-кто вышел окровавленным, его скрутили. Он, впрочем, долгого сопротивления не оказал, а как-то враз сник, опять забормотал что-то, захныкал. Да и у нас не было никакого желания дать ему сдачи. Понятно было всем, что парень этот -- вовсе не тот Федька Конюхов, в котором души не чаяли, а другой человек -- не совсем здоровый, "с приветом", ну что с него взять?.. Даже, вроде бы успокоившись, он продолжал нести чудовищную чушь:

"Подожгу дом Хмелевского".

"Повешусь".

"Убью ваших родственников".

"Буду судиться".

"Добьюсь, чтобы вас всех посадили. Я такое про вас знаю".

Потом, вырвавшись, он убежал от нас куда-то в ночь, в ледяные торосы, начинавшиеся сразу за крохотным поселком. Его искали, боялись, как бы не замерз, не наделал бы глупостей. А обнаружив и уговорив вернуться в тепло, долго-долго, много часов, до самого утра, по очереди пытались достучаться до его души, убедить, успокоить. Сашу Шумилова из штаба экспедиции специально отрядили не отходить от Феди ни на секунду, он и не отходил...

Да только всё это было напрасно.

Конюхов слушал нас, но слышал только себя.

"Я должен идти".

Утром он попросил заказать ему телефонный разговор с КГБ города Находки...

Конечно, надо отдать ему должное: путешественник он уникальный. И кажется,
я понимаю, почему он всегда один. Вылет из Диксона на Северную Землю было решено отложить на полсуток. Никто, конечно, всю ночь не спал. Думали, как поступить.

По существу это был самый настоящий террористический акт по отношению ко всем участникам международной экспедиции. Конюхов словно приставил нож к горлу каждого: "Или берёте меня с собой, или я повешусь (варианты: убью кого-то их вас, сожгу дом, искалечу детей)". Самое неприятное заключалось в том, что все мы поверили: он действительно был способен натворить бед. Ну как можно отправляться в трехмесячный путь, оставив на земле такую "мину"

Что делать? Запереть Фёдора в психбольнице? Сдать его в милицию как мелкого хулигана? Отправить на материк в сопровождении надежных ребят из маршрутной группы?

Канадцы держались особняком, сочувственно поглядывая в нашу сторону, понимая, в какой капкан мы все угодили. А время шло, и летчики недоуменно спрашивали, почему не летим, и с Северной Земли бомбардировали радиограммами: что случилось, из-за чего задержка?

После долгих, мучительных разговоров, советов, раздумий и сомнений Дмитрий наконец принял решение, и оно, это решение, в той ситуации было, кажется, единственно верным. Пошептавшись с канадцами, Шпаро снова собрал общий сбор. Это было 2 марта в 14.00.

Не глядя на Конюхова, начальник экспедиции произнес:

-- Фёдор сожалеет о случившемся и хочет сказать об этом всем.

Встал Конюхов:

-- Парни, я персонально извиняюсь перед каждым из вас. -- Он помолчал немного, и видно, решив, что каяться уже довольно, снова запел прежнюю песню:

-- Только не бросайте меня. Я обещаю делать самую тяжелую работу, только не бросайте...

Дмитрий нахмурился ещё больше.

-- Самое главное, -- тяжело вздохнув, выдавил он, -- состоит в том, что Фёдор все-таки извинился перед всеми. Я хочу теперь обратиться к тем, кто настроен к поступку Фёдора наиболее нетерпимо. Традиции русской культуры учат нас быть сострадательными. Найдите в себе силы посмотреть на всё это иными глазами.

-- Далее. -- Голос Димы окреп. -- Поскольку на маршрут СССР -- Канада мы не можем взять 13 человек, я предлагаю включить Фёдора в группу с условием, что он идёт только до Северного полюса. А чтобы на полюсе не возникло недоразумений, мы можем составить документ, где будет указано, что в Канаду идут восемь плюс четыре, а до полюса их сопровождает 13-й участник. Можно сказать, запасной. Как я понял канадских ребят, они в принципе согласны с таким вариантом, однако боятся: а не случится ли что-нибудь с Фёдором на маршруте? Я беру ответственность за то, что ничего похожего не будет.

После того как Дмитрий с явным облегчением закончил свой монолог, слово один за другим попросили канадцы. Все они в той или иной форме высказали тревогу по поводу происшедшего, хотя и постарались выражаться максимально дипломатично. Чувствовалось, что никому из них не улыбалась перспектива включения в группу 13-го участника. Однако, с другой стороны, кажется, они тоже смирились с тем, что иного выхода нет.

-- Но если он возьмёт с нами старт, то пойдёт не до полюса, а до конца, -- задумчиво произнес Ричард. -- Или нам вообще отказаться от идеи "полярного моста" и разъехаться по домам, или...

-- Я не подведу, -- снова захныкал Фёдор.

Канадцы, отойдя в сторонку, собрались в кружок и стали совещаться. Фёдор сел на диван, закрыл ладонями лицо и зарыдал. Теперь всё зависело от канадцев. Всё -- это значит судьба трансполярного перехода, о котором газеты растрезвонили по всему свету, в подготовке которого, помимо нас, участвовали высокопоставленные дипломаты двух стран, политики, министры, общественные деятели. Идея "полярного моста" пришлась как можно кстати на заре перестройки, с ней уже сжились по обе стороны Арктики, её воплощения с восторгом ждали. И вот...

Спустя несколько невероятно долго тянувшихся минут Ричард повернулся к нам, поднял руку.

-- Вы знаете, что по условиям проведения перехода все экспедиционные расходы после полюса, в том числе на территории Канады, несём мы? -- сказал он без всяких вступлений. -- Но у нас очень мало денег. Доставка же одного человека внутрь Канады с места финиша, то есть с острова Элсмира, обойдётся нам в 8 тысяч долларов. Если вы заплатите за Федякова и Конюхова 16 тысяч, и если мистер Маклейн не будет против, тогда -- пожалуйста.

На следующие сутки с мыса Арктический в присутствии полусотни советских и зарубежных корреспондентов на север отправились 13 лыжников. Спустя три месяца те же 13 человек -- изрядно помороженные, бородатые и исхудавшие -- благополучно ступили на канадские камни. Впервые океан был пересечён на лыжах. На маршруте никаких чрезвычайных происшествий не произошло. Конюхов вел себя так, будто ничего не случилось, но барьер, возникший между ним и остальными нашими ребятами, остался навсегда. Простить его не смогли. 

Следующей весной Фёдор Конюхов пошёл на Северный полюс с другой группой. Ещё через год он объявил о своём намерении достичь полюс в одиночку, однако несколько вертолётных "подбросок" скомпрометировали его проект, хотя на полюс Фёдор и ступил ещё раз. А едва отдышавшись, он с помощью спонсоров арендовал яхту и в ноябре 1990-го один отправился на ней из Сиднея в кругосветное плавание. Затем Конюхов взобрался на Эверест. Отправился в одиночное путешествие к Южному полюсу. Участвовал в гонках яхтсменов-одиночек вокруг света.

Конечно, надо отдать ему должное: путешественник он уникальный. И кажется, я понимаю, почему он всегда один.

 

В ноябре 1992 года Ф.Конюхов и еще трое россиян отправились из Владивостока в кругосветное плавание на яхте. Дошли до Тайваня. Там спонсоры купили Фёде другую, более комфортабельную яхту. Он расстался со всеми, с кем стартовал в "кругосветку", нанял экипаж из местных жителей и поплыл дальше на новом судне. Трое других россиян вернулись на Родину только через полтора года. Об их приключениях, о том, как зарабатывали в портах деньги на продолжение плавания, можно, наверно, книгу написать...

 
ФЕДОР КОНЮХОВ И ПРАВОСЛАВИЕ
Путь Федора Конюхова к вере

Федор КонюховЯ был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже — он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу — там иконы появились.

Федор Конюхов о бессмысленном риске

Не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта — грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия — это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, — бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».

Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.

С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта — хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.

“Нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу”

 
Освящение яхты перед кругосветным плаванием                                                                               


Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться.
Когда к полюсу идешь, тащишь за собой 135 килограммов груза, всё время вверх, два месяца, при минус 50 градусах, преодолевая встречный ветер, то думаешь: на земном шаре ни у кого не может быть такой тяжёлой работы, как тащить это. А когда меня перевернуло, и я читал молитвы, то понял, что вот это и есть самая тяжелая работа.

 

И только через нее мне открылся Господь.

Это случилось, когда я попал в ураган “Даниэль” (скорость ветра 130 миль в час). Потом я узнал, что мои шансы выжить были равны нулю. Яхта шла на автопилоте, потому что все время должна быть на волне, как серфинг. У меня вышел из строя автопилот, и я встал на руль. Но так ты долго ее на такой скорости не удержишь, ты же устаешь. У меня в глазах уже фиолетовые круги идут, я допускаю ошибку и яхта – уходит с волны и ложится на бок.

Я на палубе. Волны бьются, пыль одна стоит, дышать невозможно. Я держусь и знаю, что сейчас если яхта перевернется – захлопнет меня – и всё. Отдаю спасательный плот. Но при таком ветре он отрывается и взвивается вверх, как змей, правда, привязанный. Я должен его посадить, как змея и тяну, тяну к себе… И вдруг веревка обрывается и он отлетает. Всё, я остался без плота. Вода, правда, теплая, с тропиков идет ураган. А сам я привязан. Волна пройдет, собьет меня в воду, я выкарабкиваюсь и держусь за борт, но вот-вот потеряю сознание… А потом наступает тишина. Я контроль потерял.

Ничего не вижу, глаза отказали, все седое – вода, небо… И звуки песни: хор поет, стараюсь прислушаться, слова разобрать, а они поют шепотом… Как будто и женщины и мужчины, нет различия, а слова разобрать не могу. Музыка такая… не орган, не трубы, не гитары, очень красивая музыка. Не какая-то какофония, когда намешано всего, нет. Она льется… Никогда я такой музыки не слышал… И голоса слушаю, слушаю, чтобы слова разобрать, и не могу. Не то, чтобы на немецком или на английском, или на русском поют, нет, но непонятно…

Волна проходит, сбивает меня в воду, я снова выкарабкиваюсь, воду соленую глотаю, и так пить хочется. А знаю, что в яхте есть бутылки с водой. Чувствую, надо забираться в яхту. Она всплывает, я открываю люк. Только за собой закрыл, яхта перевернулась.

Она наискосок лежит, но из люка выбраться уже нельзя. Внутри всё вверх дном, 120 литров солярки вылилось вовнутрь… Все книги, продукты, всё, что есть – смешано, воды по пояс. Я нашёл фонарь, бутылки с водой, 100-200 бутылок у меня всегда на яхте стоит.

Выпиваю бутылку, догола раздеваюсь, потому что соляр начинает разъедать всё, рубашку, трусы. На мне только крестик, ещё от деда остался…

Внутри всё закрыто, работать не возможно. Самое главное, я понял, что осталось последнее – это молиться. Всё сделано. Но никто не может помочь. Хотя все знают, все следят. Вода сбивается с соляркой в желчь такую, дышать невозможно, все время будет подходить и меня ждет медленная смерть от удушья. Но там, где у меня кровать, есть ниша, там больше воздуха, и я туда забираюсь, сделал из матраса гнездо такое себе. Беру с собой бутылки с водой, иконку Николая-чудотворца (она у меня на спасательном жилете, металлическая) и начинаю читать молитвы. И слышу удары, бух, бух, вот-вот яхта разломается, удар за ударом. Я молюсь, молюсь…

По статистике, на пути к этой вершине каждый третий альпинист погибает. Мы с Женей Зиноградским на высоте 8 тысяч метров сидим, вдыхаем перед последним восхождением. Там спать нельзя, можешь задохнуться, воздуха не хватает. Думали, что в 12 часов ночи выйдем, но пурга помешала. Собрались в два ночи выходить, чтобы успеть до вершины дойти и спуститься до темноты (а подошли часов в 5 вечера). Сидим, ждем, ветер рвёт палатку. А вокруг там, на восьми тысячах, мертвых человек тридцать – как в бою лежат, все альпинисты. Высохшие. Там же мумиями становятся, там не хоронят. Как погиб, так и лежит. Мы сидим с Женей и думаем – дойдем мы до вершины? Может быть 30 человек уже прошло, а мы как раз попадаем в десятку смертников?

Мозги чистые, всё вспоминается до мелочей… Даже когда я в детстве случайно ласточку из рогатки убил… Я случайно в нее попал. Бабушка говорила, что ласточек нельзя трогать – это грех. Сидишь и всё до последнего вспоминаешь. Кому-то слово сказал плохое, с кем-то поссорился, кого-то обманул, воробья убил, вспоминаешь всё, вот это и есть исповедь. Чувствуешь, что час твой подходит и не знаешь, вернёшься или нет. И думаешь, как ты предстанешь перед Всевышним, и хочется всё это кому-то рассказать…

Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова — великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример — правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…

Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала — подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу — еще один морской и в то же время древний христианский символ.

Пожелание Федора Конюхова сыну Николаю, внуку Аркадию и внуку Итэну из Северной Атлантики

29 ноября 2004 года:

Николай, Аркадий и Итэн, вам необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро людям.

Будучи обижаемым, ты не должен гневаться, будучи хвалимым, ты не должен превозноситься. И еще тебе говорю, что злом никогда не победишь зла, если кто-либо причинит тебе зло, то окажи такому добро, тогда твое добро победит его зло.

Будь молчалив: умением говорить выделяются люди из мира животных, умением молчать выделяется человек из мира людей. Чем больше ты будешь молчать, тем больше тебя будут слышать. Молчать лучше, чем говорить.

Постоянно заботься о том, что ты мыслишь в уме своем, что было бы угодно Богу. Поступая так, ты легко победишь всякий грех.

Сын и внуки мои! Для чего вы родились? Родились не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвига. Начинайте же, трудитесь и не ленитесь.

С детства приучай себя к работе и правильно распределяй время суток. Тогда ты обязательно сумеешь сделать за день очень много дел, если постараешься. И если делать свою работу с удовольствием, она никогда не будет раздражать, а значит, ты все успеешь.

Дети и внуки мои, не осуждайте других людей. Думайте о себе почаще. Предавайте себя в волю Божию . Живите с молитвою. Чаще налагайте на себя крестное знамение. Советую чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой. Перед иконами пусть горит лампада.

Учись также любить и прощать старых и немощных. Если тебе что-нибудь будут говорить неприятное или обидное, говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушай их, а просто помоги им. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать надо , что бы они ни сказали и ни сделали.

Не придавай значения снам; не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого, они только расстраивают человека, опутывают мысли.

Любую боль, коварство, напасть, гнев осилишь, вооружась любовью.

И чем дальше движется время, тем ты будешь становиться старше.

Всегда носи нательный крест, крест нательный должен обязательно быть на шее христианина.

Приступая к выполнению каждого доброго дела (а злых дел никогда не совершай!), проси на это у Бога благословение через молитву. Что бы ты ни делал, будь всегда с молитвой, и милость Божия да будет с тобою.

С малых лет ставь себе жизненную цель и иди к ней, нo придерживайся этих слов: «Истинное удовлетворение дает не само достижение цели, а преодоление препятствий на пути к ней».

Очень полезно заниматься чтением слова Божия.   Прочитай хоть раз всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит тебя без милости.

Твои руки всегда должны быть простерты к воздаянию, и то, что ты отдашь нищим, — тебе воздастся с избытком от Божественных Даров.

В любых условиях оставайся аскетом и будь требователен к себе.

Никогда не гневайся, будь кроток, как Моисей или Давид, скромен, как Иаков и милостив более Авраама. Ибо Авраам раздавал милостыню от многих богатств своих, а ты благодействуй нищим от своих возможностей.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут несомненно быть делом.

Не пристраивайся к жизни, а иди своей дорогой.

Всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут быть, несомненно, делом.

Будь энтузиастом. Я люблю таких. Они побеждают. Именно энтузиазм выводит человека на стезю достижений. Во всех моих путешествиях именно энтузиазм выводил меня из тяжелых, смертельных передряг.

Слушай своих родителей и беспрекословно почитай их. Что поставят, то и кушай, что дадут, то и носи, принимай с благодарностью и носи благодарно.

Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а кормчий — Сам Спаситель.

Настоящая жизнь быстро проходит, и смерть приближается к нам. Смерть может внезапно настигнуть нас, когда мы совсем еще не готовы. Человек по этому всегда должен усердно исполнять заповеди Божий. Потому в настоящей жизни ничем не надо гордиться и ни к чему не надо иметь пристрастие.

 

 
_____________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://konyukhov.ru
https://vk.com/fedor_konyuhov
http://veter.turizm.ru/40/volk.shtml
сайт Википедия
Черноусько Л. Фёдор Конюхов: Взойти на Эверест? Это очень просто! // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 1998. — № 01. — С. 40—43.
http://www.pravmir.ru/fedor-konyuxov-puteshestvennik-i-diakon/
http://podolsk-news.ru/
http://www.pravmir.ru/dnevnik-nastoyashhego-muzhchiny/
Использованы фото и картины из архива Фёдора Конюхова.

ВложениеРазмер
270A2983_612 (1).jpeg117.41 КБ
270A2983_612 (1).jpg178.91 КБ
270A2983_612 (2).jpg79.89 КБ
270A2983_612 (3).jpg250.01 КБ
270A2983_612 (4).jpg55.5 КБ
270A2983_612 (5).jpg177.68 КБ
270A2983_612 (6).jpg134.98 КБ
270A2983_612 (7).jpg87.81 КБ
270A2983_612 (8).JPG30.3 КБ
270A2983_612 (9).jpg107.9 КБ
270A2983_612 (10).jpg51.92 КБ
270A2983_612 (11).jpg140.76 КБ
270A2983_612 (12).jpg95.08 КБ

Комментарии

Отправить комментарий