Почитаемые камни Тверской области

Аномальные зоны Тверской области

Название «Камень» — даже на самых крупномасштабных картах не найти в нашей тверской местности. Но это место существует в Весьегонском районе, про него знают жители окрестных деревень и оно считается одним из интересных в районе. Своим названием место обязано огромному валуну, который находится на берегу речушки Суховетка.

Ныне берега этого водотока сплошь покрыты лесом. Дойти до этого камня возможно по старой дороге от заброшенной деревни Поповка. Этот камень, видимо, был предметом почитания далеких предков-язычников. У них эти камни считались сакральными.

  

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ОЗЕРА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

  

Со временем язычество переродилось в христианство. К Святому камню приходило множество паломников. В 1853 году рядом с камнем появилась небольшая часовня святой Параскевы Пятницы. Дождевая вода, которая скапливалась в углублениях камня считалась целебной — паломники верили, что это не вода от дождя, а целебная влага сочится из самого валуна. Есть немало свидетелей и очевидцев чудес и явлений в этом необычном месте.

Со временем Святое место заслуживало большего внимания, чем часовенка и зажиточные крестьяне задумали возвести на берегу Суховетки святую обитель. В складчину была выкуплена земля и в 1892 году возвели и освятили деревянную церковь, получившую названия Святой Мученицы Параскевы.

А через 3 года Святейший Синод учредил на этом месте Параскево-Пятницкую женскую обитель. Основу этой монастыря составляли послушницы Вышневолоцкого Казанского монастыря. Из окрестных сёл и деревень потянулись к святой обители женщины, готовые посвятить свою жизнь служения Богу. Сообщество быстро росло и к 1915 году в ней уже было 12 монахинь и 80 послушниц.

Теперь эта была полноценная обитель под названием Троице-Пятницкий монастырь. Настоятельница монастыря, заручилась поддержкой и благословениям отца Иоанна Кронштадтского на возведения нового каменного храма. Сначала ее заботами построено ряд 2-х этажных зданий и несколько хозяйственных построек. Епархиальный архитектор Алексей Петрович Федоров разработал проект большого каменного храма. Строительство его началось в 1899 году и продолжалось 10 лет.

Уже к 1920 году число монахинь и послушниц монастыря лишь росло. К этому времени произошли большие перемены в стране и обитель, практически, преобразовалась в трудовую коммуну, лишь монастырский устав по-прежнему строго соблюдался. Но к 1929 году монастырь все же закрыли, имущество конфисковали, а монахинь выгнали из обители.

В 1930-1940 годах в бывшем монастыре организовано производство валенок, которые шили и для нужд армии.В жилых постройках монастыря, одно время, находился детдом, а потом большой трехпрестольный храм был взорван в 1941 году. Битый кирпич был вывезен в поселок Кесьма для построения армейского аэродрома, который так и не появился.

Рядом с храмом возникла деревня Камень, но после разграбления храма и ликвидации детского дома деревня быстро исчезла так же как и монастырь. Территория деревни быстро заросла и в высокой траве урочища остались лишь фундаменты домов и среди леса небольшие участки фруктового сада. В 2003 году на Камне вновь появилась часовня, а на месте утраченного собора установили поклонный креcт.

 

***

Среди исследователей, обративших, в разное время, свое внимание на проблему изучения культовых камней, сложилось устойчивое мнение, что частота встречаемости таких памятников имеет устойчивую динамику к снижению при движении от Балтийского моря к Востоку европейской части континента. 

Предпринятые учеными попытки ведения статистики сакральных валунов дают следующую картину. В Эстонии к концу 80-х гг. 20 в. насчитывалось около 1100 культовых камней. В республике Беларусь на момент 1998 г. известно было более 300 культовых валунов. В настоящее время там описано уже более 500 объектов. В Северо — Западном регионе России на территории Ленинградской, Псковской, Новгородской областей взяты на учет не менее 250 объектов. Большое количество к.к. известно на территории современной Тверской области. На этом фоне весьма неоднозначным является вопрос о распространенности к.к. на территории Верхней Волги в Костромской, Ярославской и Ивановской области. 
 
Долгое время бытовало мнение, что поклонение камням здесь встречается лишь в единичных случаях. Например, один из «пионеров» изучения к.к. — С. Н. Ильин (автор этих строк имела честь знать его лично), искренне и убежденно считал, что на территории Ивановской области их просто нет. Будучи жителем г. Шуи (Ивановская область) он проводил свои изыскания в Тверской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. областях, считая другие регионы малоперспективными в этом отношении. 

В настоящий момент на территории Ивановского Поволжья известно около 30 культовых валунов. Один из самых интересных и редких по типу к.к. (хотя вопрос о классификации и типологизации к.к. остается открытым) находился в д. Арсеново Ильинского р-на Ивановской области. Он представляет собой обломок грубой гранитной плиты с изображением неясного происхождения в виде лабиринта из выпуклых полос, находящих одна на другую. Даже внешнее описание этого камня наталкивает на проведение аналогий с некоторыми тверскими камнями, описанных Ф. Н. Глинкою, но утраченных для науки. Арсеновский валун цел и находится сейчас в музее поселка Ильинское-Хованское. 

 В архиве Костромской области есть любопытный документ, который гласит, что «…у священника Богословского уезда есть камень, обтесанный, длиной в 1 1/4 вершка, шириной в 1 вершок … с четырьмя углублениями в виде точек, под которыми проведена черта. От точек вырезаны линии через весь камень». В этом же документе упоминается и «…камень величиной с барана, серый, как бы опоясаный крестообразно кругом веревкой», в конце 19 века камень этот находился в одном из храмов Чухломы. 
В с. Большое Боброково Нерехтинского района в начале ХХ в. рядом с деревянной церковью находились три обтесанных валуна. По нашим, непроверенным пока, сведениям на камнях имелись надписи, прочитать которые никто из местного населения не мог. По свидетельству выходцев из этого села, камни эти составлены в форме стола. 
 В ходе полевых сборов, проводимых в 1989—2004 гг. Академией Финляндии, в рамках проекта по исследованию финно-угорского языкового субстрата Ярославской области под руководством Арьи Альквист, в научный оборот было введено большое количество фактического материала. В рамках этого проекта было зафиксировано не менее сорока четырех объектов носящих название «Синий камень». 
 
 Речь идет о камнях названных в работе А. Альквист — Мирскими камнями, а точнее — о камнях- чашечниках. Как, совершенно справедливо, утверждает финская исследовательница, ранее они не были известны на данной территории.
  
 
   
Бельский каменный алтарь

Большой, вросший в землю плоский камень серо-коричневого гранита, прямоугольной формы, явно обработанный рукой человека лежит у основания Соборной горы («Соборки») со стороны озера Весёлого (Банного), в полутора-двух метрах от глубокой воронки давно высохшего родника. Ближе к горе, в трёх-четырёх метрах от него, стоял ещё один, тоже вросший в землю камень конической формы, и вместе они образовывали створ, ворота с дорогой между ними.  Второй камень, к сожалению, не сохранился до наших дней, хотя его помнят ещё в 80-е гг.

Соборная гора в Белом была местом проведения древних общеплеменных событий, обрядов и ритуалов — собраний- «соборов», что и дало когда-то название этим священным горам и холмам, не даром в средние века на ней был сооружён Троицкий собор.
 
 
Валун Большой Борок                                                                                                                                Почитаемые камни Тверской области

В усадьбе Большой Борок сохранились:

Благовещенская церковь (1796 г.) - церковь действующая, хотя и в посредственном состоянии. Восстанавливается на средства прихожан;

Усадебный комплекс: главный дом (кон. 18 - нач. 19 вв.) с флигелем и хоз. постройками - здания в плохом состоянии и продолжают разрушаться;

Регулярный липовый парк (18 в.). В этом парке нами найден огромный, непонятным образом расколотый, валун
 
 

Древнее городище Илов - Иловль                                                                                                           Почитаемые камни Тверской области

Памятник датируется концом 3го — началом 2го тысячелетия до нашей эры, получается ему более 4х тысяч лет.

Курганы городища до сих пор хранят свои тайны.
 
 
Камень на реке Шлина

Крупный валун-перстовик с ямочками-дырочками разного диаметра и канавками находится на реке Шлина.

Восток Селигерского озерного края обращён к Вышнему Волочку и «Государевой дороге. Туда течёт, собирая воды многих озёр, Шлина — главная река Фировского района. На её левобережье в окружении десятков поселений каменного и бронзового веков врос в землю вероятно самый большой в Тверской области камень-валун. 

На его поверхности многие тысячи лет назад выбиты различные магические знаки, в том числе, по мнению учёных-археологов, изображение ряда созвездий.
 
 
Камень Труфанково                                                                                                                     мегалиты Тверской области

Необычный камень со свастичным орнаментом неизвестного происхождения из Максатихинского района.
 
 
Рудаевское каменное гнездо - кромлех под Тверью                                                                               Почитаемые камни Тверской области 
 
 

                               Камень на истоке Волги - исток Волги -  место силы                                      мегалиты Тверской области

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ ТВЕРСКОГО КРАЯ

Урочище Камень (Весьегонский р-н)

Камень расположен на первой предпойменной террасе правого берега лесной речки Суховетки в 2,5 км к югу от деревни Костиндор. Рядом с камнем недостроенная (по сост. на октябрь 2011 г.) часовня. Сам факт наличия часовни свидетельствует о почитании камня.

Костиндор. Камень и часовня ()                                                                                   Почитаемые камни Тверской области

Вот что поведала о камне местная бабуля. Рядом с этим камнем был небольшой монастырь или часовенька. Камень почитается святым. Из центра этого гигантского камня, по преданию, бил святой источник. Люди ходили молится к камню. Но как то раз, кто-то очень сильно нагрешил и вода прекратила течь.

 

Камни в Удомельском р-не

Камень и источник в Деревяжихе

Деревяжиха. Навес рядом с родником и камнем (фото А.Крючкова)Деревяжиха. Навес рядом с родником и камнем (фото А.Крючкова)

«Деревяжиха — название урочища в лесу, что неподалеку от недавно прекратившей своё существование деревни Рябиха Брусовского с/о. Когда-то в этом урочище была одноимённая деревенька в два двора, получившая своё название, по уточнению краеведа Н.А. Архангельского, от имени-прозвища мужика,который её основал — Деревяга. Она упоминается в «Книге Бежецкой пятины» XVI века. Потом деревенька заглохла и исчезла. По местным преданиям, в Смутное время здесь было большое сражение. После битвы тела погибших, не считаясь с их нацинальностью, были похоронены в одном месте, а в качестве надгробных камней были поставлены небольшие прямоугольные плитки одинакового размера. Исчезли они в конце XX века.

До 30-х гг. XX века в урочище стояли три часовни, четвёртая — в Рябихе. Одна из часовен была выкрашена в голубой цвет. Самая маленькая по размерам часовня была срублена слепым человеком, который объявился в здешних местах сразу после революции 1917 года. Никто его толком не видел, т.к. от людей он таился. Слышали лишь стук топора, когда он рубил часовню. Часовня была уже почти готова, когда он умер. В ней не было ни окон, ни дверей, а вместо входа был прорублен лаз в метр высотой. Достраивать и переделывать часовню никто не стал. Так и влезали в неё — на коленях или согнувшись. Позже часовни разобрали, а брёвна пошли на хозяйственные нужды. Из части брёвен срубили скотный двор, но скотина там не прижилась, дохла.

Деревяжиха. Первая часовня (фото А.Крючкова)Деревяжиха. Первая часовня (фото А.Крючкова)

Говорят, что в часовнях были иконы поразительной красоты. Их приписывают кисти А.Г. Венецианова и его учеников. На одной из икон изображались ад и рай: у одной чаши весов стоял ангел, у другой — чёрт. В котёл с горящей смолой черти бросали грешника.

Одной из главных достопримечательностей этого места и по сей день остаётся камень-следовик. Это валун большого размера, на нём — две пары углублений небольшого размера, похожих на следы человеческих ног, причём одна пара — явно отпечаток детских ступней. По преданию, это следы Николая Чудотворца. Возле следовика — родник, над которым сооружён деревянный настил с дверцей. Считается, что умывшись водой со следа, можно исцелиться от многих болезней». (Из книги «Удомельские легенды и предания» (сост. А. Намзин), Удомля, 2011. С. 23)

 

Деревяжиха. Следы на камне. (фото А.Крючкова)                                                                              мегалиты Тверской области

Юринский камень-следовик

«На территории Котлованского сельского округа существовала деревня Юрино, исчезнувшая в 60-х годах ХХ века. Дорогу, ведущую к ней, уже навсегда поглотил лес. В деревне когда-то стояла церковь, а недалеко от неё – родник, заключённый в колодезный сруб. По поверью, во время нашествия «литвы» (Смутное время, XVII век. А.Н.) в этом колодце была утоплена бочка с золотом. На сруб сверху был положен камень-следовик, на нём и по сей день видны следы животных и людей. Говорят, человеческие следы на нём – это следы грешников, которых ставили босыми ступнями на раскалённый камень. Местные жители не раз пытались сдвинуть камень со сруба, и даже при помощи гусеничного трактора, но никому это так и не удалось».  (Из книги «Удомельские легенды и предания» (сост. А. Намзин), Удомля, 2011. С. 24)

 

Христов камень

«За Сельцом Карельским, на просеке у края леса, лежит огромный валун, называемый Христов камень. По преданию, в него ударила молния и оставила на нём трещины в виде креста. Пастухи издавна кладут на него убитых ими змей, веря, что это обезопасит стадо от укусов гадюк. Кто идёт в лес по грибы или ягоды, тот обязательно кладёт на камень дар – горбушку хлеба. Возвращаясь из леса, обязательно насыпает горсть ягод или кладёт на него гриб».  (Из книги «Удомельские легенды и предания» (сост. А. Намзин), Удомля, 2011. С. 22)

 

Дивий камень

В своей книге «В поисках Дивьего камня» тверской краевед Алексей Сергеевич Попов со слов своего отца приводит интересную легенду о происхождении слова Удомля:

«Особенно хорошо мне запомнился рассказ о Дивьем Камне, затаившемся где-то здесь, за дальним лесом, надёжно укрытом от людских глаз глухоманью и топкими болотами. Местная молва приписывала ему таинственные и волшебные свойства. Говорили, что и не камень это вовсе, а прекрасная девушка, которую злой волшебник-отец хотел разлучить с её возлюбленным – Удомлей. Но она сбежала от отца, и тогда, чтобы разлучить их, он в гневе обратил дочь в гранитную глыбу, а её жениха — в озеро. Горько стал плакать Удомля, и его слёзы выплеснулись из озера и ручейком устремились к заколдованной невесте. Так они и соединились навеки. И тот, кто найдёт Дивий камень и скажет заветное слово, тот и снимет проклятие, расколдует камень, и он снова превратится в прекрасную девушку».  (Цит. по кн. «Удомельские легенды и предания» (сост. А. Намзин), Удомля, 2011. С. 16)

 

Загодочные камни на берегу реки Шлина (Фировский р-н)                                                                 мегалиты Тверской области

А. Платов, ссылаясь на книги Бурова В. А. (Лето в Новгороде. Из варяг в греки на байдарке. М. 1994; «А погост Жабня пуст…». М., 1994), упоминает камень-перстовик на берегу реки Шлины: «…крупный валун-перстовик с ямочками-дырочками разного диаметра и канавками найден В. А. Буровым в Фировском районе Тверской области»

Возможно, именно это камень позже трансформировался в воображении журналистов в нечто невообразимое:

«Восток Селигерского озерного края обращен к Вышнему Волочку и «Государевой дороге». Туда течет, собирая воды многих озер, Шлина — главная река Фировского района. На ее левобережье в окружении десятков поселений каменного и бронзового веков врос в землю самый большой в Тверской области камень-валун, притащенный сюда древним ледником. На его поверхности многие тысячи лет назад выбиты различные магические знаки, в том числе, по мнению ученых-археологов, изображение ряда созвездий. Если гипотеза подтвердится, то это — самая древняя в мире карта звездного неба, датируемая, по окружающим святилище стоянкам древних охотников и рыболовов, III—II тысячелетиями до н.э.» (См.)

Береги реки Шлины, действительно, пестрят камнями,  

Шлина. Расколотый камень на берегу (фото А.Хорошева) А в русле реки встречаются вот такие красавцы:

 Фантазия людей доходит даже до такого:

«В тверской области, Фировском районе между двух рек – Шлина и Шлинка и населенными пунктами — деревнями Заречье и Труд. Где то лежит камень правильной прямоугольной формы, размером с автомобиль. Ученые до сих пор не могут определить характер происхождения этого камня».

Ну что же, одной загадкой больше — одним поводом больше её разгадать.

 

Бельский каменный алтарь (Бельский р-н)                                                                                    Аномальные зоны Тверской области

Большой, вросший в землю плоский камень серо-коричневого гранита, прямоугольной формы, явно обработанный рукой человека лежит у основания Соборной горы («Соборки») (г. Белый) со стороны озера Весёлого (Банного), в полутора-двух метрах от глубокой воронки давно высохшего родника. Ближе к горе, в трёх-четырёх метрах от него, стоял ещё один, тоже вросший в землю камень конической формы, и вместе они образовывали створ, ворота с дорогой между ними.  Второй камень, к сожалению, не сохранился до наших дней, хотя его помнят ещё в 80-е гг.

Соборная гора в Белом была местом проведения древних общеплеменных событий, обрядов и ритуалов — собраний- «соборов», что и дало когда-то название таким священным горам и холмам, не даром в средние века на ней был сооружён Троицкий собор.

Как предполагает бельский краевед, кандидат искусствоведения В. Барыбин:

«Наш камень мог быть алтарём индоевропейцев-литовцев – охотников Неманской культуры, не разрушенный пришедшими сюда в VI-VII веках земледельцами – славянами-кривичами. Они могли установить культ и капище Рода и рожаниц на самой горе – над более древним каменным алтарём у родника. Причём, необходимо отметить, что в самом названии «кривичи» мы слышим отзвук имени древнего и высшего литовского божества – Кривейто, тождественного славянскому Роду.» (http://www.tverlife.ru/)

Андреапольская частная коллекция камней (дер. Хотилицы, Андреапольский р-н)

Вот как описывает уникальный музей камней Михаила Наумовича Евсеенко В. Кириллов:

«…Чересовское городище. Ореховские курганы. Тридцатиметровый Житовский мост. Холодный ручей, из которого брали воду для варки качественного торопецкого пива. Беклешихинская горка, возвышающаяся на 312 метров над уровнем моря. Речки Любутка и Гостилиха, по которым проходил путь «из варяг в греки». Памятник выдающемуся гидростроителю, дважды Герою Социалистического Труда А.П. Александрову. Все это, как и многое другое, вполне может быть занесено в туристический маршрут. Если таковой появится на географической карте района, надеюсь, не обойдет он стороной и усадьбу Наумыча, где любезного к родной истории путешественника привлечет краеведческая беседка и, обязательно, музей камня под открытым небом.

- В детстве мы играли в камушки, не задумываясь, чем они нас притягивают, — рассуждал Наумыч, когда мы покинули беседку. — А притяжение есть. Они обладают терапевтическим и психологическим воздействием. А если подойти с исторической точки зрения, каждый из них несет отпечаток минувших времен. Представишь, что на нем сидел или стоял возле него Петр Первый, Александр Пушкин, Александр Невский, и дух захватывает. Недавно прочел, что победа Невского над немцами в Чудской битве тоже связана с камнем. Согласно историческим свидетельствам, враг был разгромлен возле «Вороньего камня».

Известно, некоторые камни почитались нашими предками, служа объектами культового поклонения. Были также камни, указывающие направление торговых путей. Добавлю к этому, что, имея разные формы и цвета, камни способствуют развитию творческого воображения. Этот называется «Пушкин», — Наумыч показал на гранитный камень, форма которого удивительно совпадала с профилем поэта.

 

Камень "Пушкин" (фото В.Кириллов)

- А вот там — «Звезда». Четкий рисунок звезды проступает на нем,когда выпадает роса. Дальше идут «Сова», «Дракон», «Улыбающийся удав», «Сандалии Понтия Пилата»… Имена камней не всегда определяются их формой. Взять «Пророков камень». Это кварцевый аметист, цветовая гамма которого меняется в зависимости от погоды. Обнаружил я его около Пророкова мха, на окраине Святых лесов, справа от которых протирается Оковский лес. Почему леса назывались Святыми, и Святой называется гора, на которой стоит мой дом? Скорее всего, древние люди поклонялись этим местам. Это — «Черный камень», поглотитель негативной человеческой энергии. Зато «Целитель душ», что у бани, отдает позитивную энергию. Посидев на нем, настраиваешься на хорошую мысль. Главврач районной больницы Валерий Иванович Гайдов может подтвердить… Это жернов с Ляховской мельницы. Дальше крест из песчаника, поднятый со дна Лобненского озера…

 

Крест из Лобненского озера

- Странно, почему он оказался в озере?

- То-то и оно, что странно. Песчаник в наших местах не часто встречается. Возможно, в древности на этом месте находилось литовское захоронение. Но, скорее всего, это был приграничный или дорожный камень, относящийся к периоду войн России с Литвой…

Видимо, эта находка подвигла Наумыча поставить хотилицкий «въездной камень». На нем обозначены название деревни и ее старинный герб. Прежде он этим никогда не занимался, покорпеть пришлось изрядно. Активно содействовали установке камня художник Евгений Ефимов, оформивший эскиз, руководитель поселении Александр Николаевич Михайловский, местные жители Александр Васильевич Александров, Анатолий Рудольфович Орлов, Александр Геннадьевич Солдатенков, директор районного краеведческого музея Валерий Викторович Линкевич.

…Слушая рассказ Наумча, я мысленно возвратился к публикациям краеведческого альманаха «Отечество». Из них следует: камнесобирательство — явление не новое. Этим занимался в начале ХIХ-го века русский поэт и декабрист Ф.М. Глинка. И не где-нибудь занимался, а на тверской земле, в сельце Кузнецово Бежецкого уезда. Владелицей села была Авдотья Павловна Голенищева-Кутузова, судя по фамилии принадлежавшая к семейству, одному из представителей которого принадлежало село Хотилицы. Женившись после сибирской ссылки на Авдотье Павловне, Федор Николаевич в 1830-х гг. каждое лето проводил в имении супруги, изучая его окрестности. Самый известный найденный им камень «Степан» хранится в Тверском краеведческом музее. Как пишет краевед А.С. Попов, Федору Николаевичу принадлежит и первое исследование на эту тему — «Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в тверской Карелии, в Бежецком уезде», увидевшее свет в 1837 году.

Однако легенды о камнях значительно позже этих времен. Одну из них повторил Наумыч:

- Есть у меня даже камень с отпечатком Божьей ножки, — он остановился у гранитного валуна, на котором отчетливо просматривался след человеческой стопы…» (В. Кириллов «Наумыч и Камни»)

 

Камни в Максатихинском р-не

Камень-следовик с «отпечатком стопы Иисуса» в 300 м к СВ от дер. Кочки.

Труфанково. Камень со следом «Иисуса» (фото Г.Климов) Труфанково. Камень со следом «Иисуса» (фото Г.Климов)

Труфанково. Камень со следом «Иисуса» (фото Г.Климов)

К этому камню можно пройти по грунтовой дороге, пересекающей два ручья – Мельничный и Лосинец. Второй из них, а также влажный участок перед самой деревней делают дорогу от большака Огрызково – Труфанково проезжей лишь для автотранспорта с хорошей проходимостью. В деревне Кочки, расположившейся на возвышении среди влажного луга, имеется заметная колея, указывающая на возросшую популярность камня, ставшего, как и Китеж-град (см. ниже), туристическим объектом.

Если еще несколько лет назад к камню вела едва заметная тропка, а сам он был скрыт среди зарослей ив, молодых берез, ольхи и елей, то сейчас он лежит на небольшой полянке, по краям обозначенной четырьмя памятными деревянными крестами. Считается, что камень с отпечатком босой человеческой ноги примерно 38-го размера обладает серьезной энергетикой. Замечено, что прикосновение к нему иногда может вызывать плохую погоду: небо начинает хмуриться, усиливается ветер, часто льет дождь.

Камень «Алатырь» (неподтверждённое название). Находится в лесу между дер. Труфанково и р. Мологой.

Труфанково. Камень «Алатырь» (фото Г.Климов)

Аномальные зоны Тверской области

Там же краевед В. А. Ратова, по его мнению, нашёл и следы легендарного града Китежа. Также, помимо многочисленных погребальных сопок Ратовым здесь были обнаружены следы древних святилищ, курган «Великого князя», священный ручей с обрядовой поляной, камень с «рельефом медведя и письменами»

 

 

Камень-следовик и источник в дер. Ново (Кувшиновский р-н)

 

«Близ деревни Ново сохранилась одна из самых интересных и редких реликвий – Дивьев камень. Это валун, на котором видны следы, похожие на ступню человека — «дивьи», «божьи стопы». Считается, что на этом камне оставила след сама Богородица, и с тех пор поблизости забил родник с исцеляющей водой.

 

Когда-то рядом стояла церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». В настоящее время о храме напоминают лишь остатки фундамента с пещерой-склепом, где жил отшельник. Существует предположение, что идея создания картины философа, поэта и археолога Н.К. Рериха (1874-1947) «У Дивьего камня неведомый старик поселился» (1910) навеяна легендой об этом отшельнике» («Литературная карта Тверского края. Кувшиновский район» )

«С ним (камнем — прим. ред.) связаны многие удивительные факты. Например местные жители давно заметили, что в округе на несколько километров не встречаются змеи.» (См.)

Из книги «В поисках Дивьего камня», А.А.Попов (издательство Московский рабочий, 1981)

«Вблизи села Хитицы, на западной стороне его находится большого размера камень, на котором как будто бы высечены следующие изображения: крест, лосиный рог и медвежья лапа, еще камень с высеченными на нем знаками наподобие кочерыжек, вил, костылей с крюками наверху, трезубцев и серпов и камень с четырехугольником наподобие «Степана» в селе Тутань, на реке Тьме в 30 верстах от Твери…»

* * *

«Возле деревни Новой (Тверская область) находится камень с крестом, вилами, следом длиной более полуметра. По компасу след, вилы и крест указывают на север. По сообщению местной жительницы «камень не простой, а с пониманием. Все видит, все знает, только вот разговаривать не умеет».

* * *

«В одном из писем псковский пенсионер И. И. Солнцев» сообщал о так называемом «Ключ-камне», который лежал в болоте возле деревни Краснодубье… Большой валун с особенно гладкой верхней частью, на которой был прочерчен знак — огромный, около 80см. в длину ключ. Два других камня, которые лежали рядом — со стрелкой компаса и следом ступни найти не удалось. Камни располагались в небольшом удалении друг от друга в северо-восточном направлении. Первым за «Ключом» находился камень со следом ноги человека(длина 35см, глубина следа 3-4см.). На третьем камне была выбита стрелка, она имела вид точной компасной стрелки шириной в толстой части примерно 7-9см, длиной 33-37см.»

* * *

«Знаменитый краевед С. Н. Ильин из города Шуя нашел и описал много святых камней, в том числе — 25 на берегах озера Селигер, из которых — 11 следовики. Найденный им следовик «Божья ножка» хранится в краеведческом музее Твери. По мнению С. Н. Ильина, следовики обозначали границы племенных земель.»

 

 

«Сад камней» на Моркином городище                                                                                                  

«Моркино городище» — городище на высоком (ок. 15 м) обрывистом плато на правом берегу Волги недалеко от одноимённой деревни (Калининский р-н). На противоположном берегу находится знаковое для тверской археологии село Избрижье.

"Моркино городище". Вид с противоположного берега Волги  

С городища открывается потрясающий вид.

На этом прекрасном утесе расположен невиданный сад камней разнообразных размеров и форм.

Аномальные зоны Тверской области

Некоторые валуны содержат весьма любопытные рисунки…

 

 

 

* * *

В завершении сегодняшней экскурсии отправимся на север Тверской области — в Бежецкий район.

«Бежецкие Круги»

 

«’Бежецкие Круги’, о которых еще академик Б. А. Рыбаков говорил, как о памятнике уникальном, были открыты российскими археологами сравнительно недавно. Значительно дольше этот памятник разрушается ищущими поживы частными лицами… Впрочем, пойдем по порядку.

Итак, памятник находится в Бежецком районе Тверской области и включает несколько «каменных кругов», каждый из которых представляет собой концентрические круговые выкладки из небольших камней. Камни сильно вросли в землю и в настоящее время лишь чуть-чуть возвышаются над ее поверхностью. Пространство между каменными кольцами заполнено землей вперемешку с серебряными монетами (что и привлекает к памятнику самодеятельных кладоискателей). Монеты датируются временами правления царей Ивана III, Ивана Грозного и Бориса Годунова; количество их огромно — только по очевидно неполным данным местной милиции за последние четверть века отсюда были похищены многие сотни монет. Погребений под «кругами» не обнаружено.

Памятник до сих пор не изучен окончательно, а между тем он стремительно разрушается «кладоискателями». Мне довелось разговаривать с изучающими ‘Круги’ археологами Бежецка, и я вполне понимаю, почему они так не спешат в полном виде публиковать материалы исследований…» (А. Платов. «Мегалиты Русской равнины»)

 

                                                                      Валдай                                                                            Сплав по рекам Осуга и Тверца

  
МАГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ НА КАМНЯХ

Знаки магии

Говоря о священных камнях вообще, следует отметить, что следы — «божьи», «бесовы», «великаньи» и т. д. — это лишь один (хотя и самый распространенный) из мотивов выбитых на них изображений. Достаточно известны, например, изображения руки; в Восточной Европе такие камни есть в Белоруссии, в Литве, в Новгородской земле{83}. Иногда выбитые на камне знаки могут представлять собой схематические изображения различных предметов (топора, гриба и т. д.); встречаются и изображения символические — простые и сложные кресты, круги, овалы… Как и в случае со следами, эти символы на камнях образуют параллель с северными петроглифами; так, например, знаки на некоторых камнях Тверской области многие специалисты сопоставляют (по начертанию и, предположительно, по возрасту) со знаками, выбитыми на скалах Скандинавии{84}.

На некоторых культовых камнях подобные изображения могут иметь, вероятно, жертвенный характер — в тех случаях, когда одно и то же изображение повторено много раз, но несколько в разном «стиле» и, вероятно, в разное время — т. е. разными людьми. Возможно, такие изображения выбивались на священном камне по обету или, напротив, в качестве сопутствующей некой просьбе жертвы. Определенная параллель в этом отношении может быть прослежена, с одной стороны, с балтскими камнями-чашечниками, число маленьких неглубоких чашек на которых может достигать многих десятков, а с другой — опять-таки со скандинавскими петроглифами (на одном участке скалы может быть изображено до десятка и даже более ладей).

 

4.3. Изображение руки на огромном валуне в Демянском районе Новгородской области (рис. С.?Н.?Ильина)? 4.4. Петроглифы Скандинавии (неолит — начало бронзы)
Прекрасным примером могут послужить камни не столь давно открытого Б. С. Короткевичем и А. Г. Фурасьевым святилища на берегу озера Воловжа в Невельском районе Псковской области{85}. На этом уникальном святилище (к слову, представляющем собой искусственно измененный холм с интереснейшей топологией) находится сразу несколько культовых камней. Один из камней несет 7 подковообразных изображений размером от 5 до 15 см и глубиной до 2 см, на другом выбито 5 подков размером до 8 см.

Известны и культовые камни, на поверхности которых выбиты целые комплексы изображений, — как правило, это очень большие почитаемые валуны. Один из самых знаменитых таких памятников в европейской России — это камень Щеглец, находящийся в Новгородской области возле села Мытно, на берегу реки Вишеры. Впервые этот камень был упомянут И. В. Аничковым еще в 1915 году{86}; позднее его подробно исследовали и описывали А. А. Формозов{87} и многие другие исследователи. На огромном валуне, лежащем при впадении в Вишеру небольшого ручья, выбито сложное изображение общим размером (по горизонтали) чуть менее метра. Каменная картина состоит из пары стоп, пары ладоней, двух изображений луков (которые иногда считают изображениями грибов, а именно — мухоморов, указывая на кружки на «шляпке» правого гриба), и сложного круга, рассеченного длинным крестом, с двумя косыми крестиками в нижнем левом секторе.

 

4.5. Изображение на камне Щеглец
Последний знак обычно называют «солярным символом»; действительно, общая его форма схожа с распространенным по всей Европе символом «креста в круге» (иногда называемого «кельтским крестом»), однако в данной композиции — на мой взгляд — его функция сложнее. Учитывая трудоемкость изготовления рисунка (он выполнен в точечной технике), нельзя предполагать, что рисунок содержит случайные элементы, — следовательно, горизонтальная линия рассекающего круг креста намеренно удлинена таким образом, что фактически делит всю композицию на две части: верхнюю и нижнюю. К сожалению, о том, что это может быть за граница, нам остается только догадываться. Так, например, можно предположить, что это — граница между Нижним миром (где обитают предки, представленные стопами, и духи, представленные ладонями) и миром Средним (где растут грибы?) или даже Верхним (если эти грибы — мухоморы)…

 
Известны в России и почитаемые камни с выбитыми надписями или не дешифрируемыми комбинациями знаков, надписи напоминающими. К сожалению, в большинстве случаев четко определить, что изображение является именно надписью, оказывается возможным лишь для достаточно поздних памятников (таких, например, как главный камень Тиуновского святилища, речь о котором пойдет ниже). Несколько больше известно камней, «надписи» на которых могут быть как просто рядом (переплетением?) неких символов, так и полустершейся реальной надписью, выполненной тем или иным древним письмом (например, руническим{88}). Сообщения о таких памятниках встречаются еще в XIX веке; так, например, в 1880 году близ деревни Замошье Осташковского уезда Тверской губернии крестьянами был обнаружен валун с изображениями «наподобие кочережек, вил, костылей с крюками наверху, трезубцев и серпов»{89}. В наше время в Центральной России обнаружен и описан ряд таких камней, знаки на которых выглядят подобно руническим надписям и очень напоминают только что приведенное сообщение крестьянина из деревни Замошье.

 

4.6. Напоминающие руническую письменность знаки на камне близ озера Уклейно в Тверской области. Прорисовка Д.?И.?Маланина, 1981 год
Как уже упоминалось, изображения на священных камнях вырубались на протяжении почти всего того времени, когда им поклонялись, — вплоть до последних веков ушедшего тысячелетия. В большинстве своем памятники, о которых говорилось в этой главе, принадлежат эпохам неолита и бронзы; некоторые из них, вероятно, могут быть соотнесены с началом железного века. Гораздо меньше известно священных камней, изображения на которых были созданы значительно позднее, в историческое время. И существует только один такой камень, изображения на котором по сложности композиции могут сравниться с петроглифами Белого моря — это камень Тиуновского святилища, открытого около десяти лет тому назад вологодским археологом И. Ф. Никитинским{90}. Изображения тиуновского камня уникальны — не только по своему позднему возрасту (железный век и Средневековье), но и теми глубинами мифологической информации, которая заложена в его рисунки.

 
Лестницы между мирами

Тиуновское святилище находится на одном из притоков р. Кокшенги возле д. Тиуновской Тарногского района Вологодской области и представляет собой два крупных камня, расположенных почти в метре друг от друга по линии запад — восток. Восточный камень — плоская двухметровая плита неопределенной формы. Второй — западный — камень в поперечнике достигает 3 м, а в высоту — почти полтора метра. Камень имеет куполообразный верх и четыре скругленные грани, ориентированные по сторонам света; как показали результаты раскопок, такая ориентация была придана камню искусственно. На ровных участках поверхности этого камня — с четырех сторон и сверху — и нанесены рисунки и надписи.

4.7. Общее расположение рисунков и надписей на камней Тиуновского святилища (здесь и далее— прорисовки И.?Ф.?Никитинского)
Трассологические исследования изображений, проведенные первооткрывателем святилища и Н. Н. Скакуном, позволили определить способы их нанесения и, соответственно, возраст. Большинство изображений (собственно языческая их часть) выполнены в технике процарапывания достаточно мягким железным резцом, что и позволяет говорить о том, что эти изображения как минимум моложе бронзового века. Вторая часть изображений (православные кресты) нанесены значительно позднее с помощью железного инструмента с твердым, хорошо закаленным лезвием. Эти изображения явно принадлежат времени, когда в эти места добралось наконец христианство — т. е. они вряд ли могут быть старше XIII–XV веков. Значительно точнее могут быть датированы нанесенные на камень надписи, имеющие разный возраст. Наиболее раннюю акад. В. Л. Янин датирует концом XIII–XV веком{91}, наиболее позднюю — XIV–XVI веками.

4.8. Изображения лестниц, связывающих в шаманской традиции Верхний, Средний и Нижний миры, в верхней части северо-восточного фаса тиуновского камня?
Поскольку надписи прямо связаны с изображениями и однозначно были выполнены людьми, поддерживавшими и использовавшими святилище (т. е. язычниками), такая их датировка позволяет утверждать, что святилище функционировало еще как минимум в XV веке — т. е. во времена, когда эпоха открытого «двоеверия» на Руси уже закончилась или приближалась к концу. Изображения на камне, имеющие мифологическое, культовое и магическое содержание, оказываются, таким образом, бесценным подспорьем в работе по возрождению древней сакральной Традиции.

4.9. Воин с колчаном и копьем, олень и звезда. Один из рисунков на западном фасе тиуновского камня?
И. Ф. Никитинский в своих работах дает подробный и, несомненно, добротный анализ этих надписей и изображений{92}. Вероятно, нет смысла полностью повторять этот анализ здесь, но мне хотелось бы высказать некоторые мысли по поводу трактовки двух особенно, на мой взгляд, интересных сюжетов.

Итак, во-первых, меня — как и многих других исследователей — очень заинтересовало изображение некой постройки и антропоморфной фигуры рядом с ним (см. илл. 4.10). Процитирую работу И. Ф. Никитинского:

«Восточная сторона камня имеет большой сюжетный рисунок. В средней его части находится стилизованное изображение дерева, корни которого опираются на горизонтальную линию, а ствол (длиной около метра) венчается кроной в виде шестигранника с крючками на четырех углах. В нижней части ствола дерева в разные стороны отходят линии, которые можно считать корнями […] Чуть южнее, рядом со стволом и кроной дерева, имеется сюжетный рисунок […] Сюжетный рисунок состоит из антропоморфной фигуры и крупной сложной постройки, изображенной за фигурой и несколько севернее ее. По общему виду строение напоминает юрту или чум, и венчается главоподобным верхом и изображением христианского креста, о котором, учитывая результаты трасологического анализа, можно однозначно сказать, что он был пририсован к постройке позднее».

Вместе с первооткрывателем святилища мы считаем само изображение этой постройки языческим, как бы «освященным» позднее пририсовкой христианского креста для придания сходства с православной церквой. На наш взгляд возможны две интерпретации рисунка. Во-первых, если считать дерево символическим изображением Древа Мира, а три горизонтальные линии, которые пронзает его ствол, — тремя классическими мирами Традиции, то саму постройку, находящуюся на третьей линии (т. е. в мире богов), было бы естественным трактовать как жилище богов. С другой стороны, многие исследования указывают на то, что сама по себе шатровая форма русских православных храмов (а именно такую форму имеет изображенное на камне строение) является привнесенной в церковную традицию из Традиции языческой. Подходя к анализу рисунка с этой точки зрения, можно, вероятно, пытаться трактовать его как изображение традиционного языческого храма. Если это так, то перед нами — одно из крайне немногих сохранившихся аутентичных изображений храмовой постройки русского язычества.

4.10. Антропоморфная фигура, постройка и надпись на восточном фасе тиуновского камня
Еще один фрагмент, о котором мне хотелось сказать здесь несколько слов, — сюжетный рисунок, расположенный на южном фасе главного камня святилища (см. илл. 4.11) и сопровождаемый кириллической надписью. Наиболее вероятное прочтение надписи — «кром»; д-р филологических наук А. А. Амосов датирует ее серединой XV века.

На рисунке изображен некий человек, стоящий, воздев руки к небу, поджав одну и закрыв один глаз. Эта специфическая поза не была прокомментирована ни И. Ф. Никитинским, ни другими авторами, писавшими о Тиуновском святилище, между тем она хорошо известна в истории европейского шаманизма. Так, например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой Луга» или «позой Кухулина». Символическая «одноногость» и «одноглазость» человека (шамана, мага), стоящего в этой позе прямо связана с чрезвычайно архаическими культами богов Смерти и магии (сравн. одноглазого Одина в скандинавской Традиции, одноногую Бабу-Ягу — в славянской, одноногих Стражей Иного Мира в валлийском эпосе и т. д.). В древности считалось, что маг, принимающий «позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом и в Ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленый, а закрытым — Иной Мир (мир духов){93}.

Таким образом, данное изображение, на наш взгляд, является именно изображением шамана (мага) в сакральной позе и прямо связано, соответственно, с традиционным северорусским шаманизмом.

Обратимся теперь к надписи, сопровождающей рисунок. Точное ее значение исследователями изображений Тиуновского святилища выяснено не было, однако все они отмечают несомненность существования связи между надписью и самим рисунком. Этот вывод получает теперь дополнительное косвенное подтверждение: ведь шаман, изображенный рядом со словом КРОМ, видит своим закрытым глазом КРОМешный мир, мир теней и духов… Исходя из этого предположения, очень интересно, не делая никаких безапелляционных выводов, рассмотреть самое слово надписи.

4.11. Антропоморфная фигура и надпись на южном фасе тиуновского камня
Итак, слово это звучало как кромъ или, возможно, кромь. В любом случае оно является однокоренным с такими русскими словами, как кромешный, укромный, закрома и т. д. Этимологически основа кром связана с основами таких глаголов, как крыть, скрывать, закрывать и, соответственно, прилагательных сокрытый, сокровенный, существительных крыша, крона, кровля, покров. К той же основе восходят названия древних псковской (Кром) и московской (Кремль) цитаделей. В целом, об исходном корне *kro/krъ можно говорить как о несущем свойство закрытости.

Соответственно, содержащие этот корень существительные кромъ или кромь следует трактовать следующим образом:

кромъ — то, что скрывает (тот, кто скрывает)

кромь — то, что сокрыто

Сугубо лингвистически оба эти варианта равноправны, поскольку сама надпись допускает как одно, так и другое озвучание. Однако значение надписи кардинально меняется в зависимости от того, какой именно вариант имеет место быть. Если читать надпись как кромъ, то, учитывая, что надпись находится в непосредственной близости от изображения человека — предположительно шамана/мага, — следует отнести значение «тот, кто скрывает» именно к нему. Тогда можно предполагать, что мы имеем дело с северорусским термином, обозначающим шамана или языческого жреца — КРОМЪ — «тот, кто скрывает». Тот, кому есть, что скрывать…

Однако более интересным мне представляется второй вариант озвучивания надписи — кромь, «то, что сокрыто». Здесь следует вспомнить еще одно существительное этого ряда — кромка. Памятуя о шаманских представлениях о существовании «изнаночного», закрытого или сокровенного мира, мира духов, называемого иногда кромешным, мы можем выдвинуть второе предположение: КРОМЬ — имя этого мира.

Впрочем, можно допустить и то, что оба эти предположения равно верны. Тогда КРОМЪ — это русское обозначение шамана или мага — человека, которому доступна КРОМЬ…

 

 

______________________________________________________________________________________________

 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия Космопоиска – Вадим Чернобров.
https://megalithica.ru/
Достопримечательности Тверской области.

Аномальные зоны Тверской области.

 

ВложениеРазмер
Почитаемые камни Тверской области145.43 КБ
Почитаемые камни Тверской области55.27 КБ
Почитаемые камни Тверской области205.64 КБ
мегалиты Тверской области399.67 КБ
сакральные камни Тверской области441.21 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Основные типы священных камней

Основные типы священных камней
Камни-чашечники. 
Камни, имеющие небольшие (несколько сантиметров в диаметре) углубления. Некоторые исследователи считают, что такие камни имеют отношение к культу предков и Нижнему миру. Использовались как жертвенники и являлись частью святилищ.
Камни с изображениями. 
Весьма почитаемы были камни с изображениями (рисунками, следами, так называемые «следовики»).
Идолы. 
Это камни, которым искусственно придавалась некая особая форма (форма креста, к примеру).
Менгиры. 
Это высокие (от 1 до 9 метров в среднем) столбообразные камни. Бытует мнение, что такими камнями обозначались Места силы.
Круги и лабиринты. 
Целая система камней, распложенных особым образом. Древние считали, что при помощи определенного расположения камней можно «стягивать» силы природы в одном месте.
Астрономические сооружения. 
Помимо своих мистических свойств обладали еще одним – привязкой к астрономии. Благодаря таким сооружениям древние люди следили за небесными светилами, предсказывали затмения и дни солнцестояния. Ярким примером такого сооружения является Стоунхендж.

аватар: Кэп

блудный камень

В Тверской области за Торжком (350 км от Москвы), откуда я родом, есть поверье про блудный камень. Лежит он в лесу - здоровенная каменюка, но там всюду много таких. А этот...

У нас мужик всю жизнь в лес ходил, весь излазил, а тут натыкается на этот камень - и всё. По какой дороге ни идёт, опять к камню этому возвращается. Неделю в лесу проплутал, на деревьях ночевал, от волков и медведей хоронился. Насилу нашли его.

А тётя Нина, бабка-травница, в позапрошлом году? Кругом, говорит, дорога была - и вдруг раз, и нет дороги. Она вокруг болота, а болото не кончается. А ведь она в этом лесу семьдесят лет прожила! Вот она легла возле блудного камня и час читала молитву, и только после этого вышла.

А ведь там, особенно в ягодный сезон, такие тропы натопчут, что захочешь, не заплутаешь. И вот поди ж ты...

Специально этот камень не найдёшь, я сама сколько раз пыталась. А вот если случайно на него наткнёшься, то уже не выйдешь. Понятно, что леший кружит, а вот почему? То ли гнездо у него там, то ли охранять это место приставлен... 

аватар: Кэп

Камень с выемкой в форме копыта

Камень с выемкой в форме копыта.

Находится в городе Торжок (Торжокский район Тверской области) в середине улицы Луначарского, на левом берегу Иорданского ручья в его нижнем течении.

Представляет из себя большой валун ледникового происхождения, на одной из сторон которого четкий след копыта 3 см. х 4 см., глубина 2 см. - 2.5 см.

На противоположной стороне две сходящиеся под углом прямые, которые образуют фигуру, напоминающую циркуль.

На вершине камня большая выемка неправильной формы, приближающаяся к овалу приблизительно на 20 см. - 30 см, глубина 5 см. - 7 см. с пробитым с одной стороны стоком.

С данным камнем связана легенда о пастухе и Водяном, записанная от информаторов 1915 - 1919 гг. рождения.

   

Камень с выемкой в форме кисти человеческой руки.

Находится в городе Торжок (Торжокский район Тверской области) на левом берегу Иорданского ручья рядом с устьем.

Представляет из себя сравнительно небольшой валун, размерами приблизительно 50 см. х 30 см. и 35 см. - 40 см. высотой. На нем выбито изображение небольшой ладони, по-видимому, детской.

Это делалось с целью поправить здоровье больного ребенка или, как профилактическая мера, для здорового. Происхождение этой традиции - попытка "подзарядить" ребенка крепостью и долговечностью камня.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru