Почитаемые камни Нижегородской области

Ничто не может быть более постоянным, чем прочные и большие камни. Это знали и понимали люди еще задолго до появления промышленных цивилизаций. Только из камня можно построить то, что гарантировано переживет своих строителей.
    Где-то камни считаются святыми, где-то, наоборот, проклятыми. Из них построены пирамиды, храмы в Перу и Центральной Америке. Они использовались и строителями Стоунхенджа, Караунджа, многочисленных дольменов. Из них же установлены во многих местах каменные бабы и истуканы острова Пасхи. Огромный вес и точнейшая подгонка колоссальных мегалитов иногда поражают своей нереальностью. А может просто камни и люди когда-то хорошо понимали друг друга?

  
 
      Культ священных камней идет из глубины веков и истории финно-угорских народов, мордвы, потомков легендарной Гипербореи. Камни почитались всегда, везде и в любых древних и современных религиях.
По преданиям под многими из них спрятаны клады, на некоторых оставлены следы, магические знаки и т.д. 
 
   Нашими предками камни использовались еще и как хранители информации, способные  запоминать состояние человека.
    На современном языке в таком качестве камень можно сравнить со сверхсовременным компьютером с огромной картой памяти. Волхвы умели взаимодействовать с силой и сознанием камня, передавать ему свою энергию. Так формировалась мощь Мест Силы. На положительно настроенных, энергетически активных пересечениях магнитных линий Земли ставились огромные валуны с мощнейшим зарядом, способным воздействовать на Человека и окружающую среду.
   Камень в народной традиции - объект почитания. У древних славян покровителем камней считается Велес.
 Велес приходил к людям в человеческом теле. Следовательно, был рожден от земной женщины и являлся Родовым Богом и Предком. Он учил людей и давал сокровенные знания Волхвам, следовательно, можно предположить, что один из аспектов и граней его Знаний - это как раз донесение информации о цивилизации камней.
  
      У восточных славян широко известно почитание священных камней, особенно характерное для Белоруссии и Русского Севера. Священными Камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы.         
    Расположенные на берегу озера, реки, у источника или среди деревьев, священные камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камней и обливались ею для исцеления от болезней.

     Камни - это живые существа, обладающие душой и выполняющие свою миссию на Земле, с ними можно разговаривать.
  У каждого по знаку зодиака есть свой камень. Камень - это амулет, защитник, друг, предсказатель и указатель выбираемой дороги и судьбы (вспомните сказку про камень на перепутье). Но камень может быть и проклят, поэтому надо научиться понимать его, относиться к нему с уважением, и тогда камень поможет и Вам.
    
 
Какие встречаются камни в Нижегородской области
 
Какие бывают камни по происхождению, составу и т.д. - это огромная научная тема, в тонкостях которой иногда путаются и профессиональные геологи.
  Но если бегло посмотреть происхождение и классификацию горных пород, то можно узнать, что горные породы (камни) бывают по происхождению трех типов: осадочные, метаморфические и магматические. Последние типы горных пород иногда в просторечии называют еще коренными.  
  Что касается коренных пород, то с собственными Нижегородской области в этом не особо повезло. Они, конечно, есть, но спрятаны очень глубоко, на глубинах до 2000 метров. Именно такой слой осадков накопился на среднерусской платформе за миллиарды лет с момента затвердевания расплавленной когда-то коры планеты Земля.
Воротилово - эпицентр падения в древности огромного метеоритаПравда и здесь есть свое исключение - это 80-километровый в поперечнике метеоритный кратер с центральным подъемом, имеющий название Пучеж-Катунский кратер или Воротиловский выступ. Расположен он в районе современного Горьковского моря с центральным подъемом в районе села Воротилово. Это самая настоящая гранитная каменная гора высотой 1500-1600 метров, образовавшаяся в результате удара огромного астероида (бытующая еще ранее теория, что это древний вулкан, сейчас опровергается).     
Но даже и так, вершина этой горы сейчас находится на глубинах около 400 метров, и если бы кто-то захотел добывать в Нижегородской области собственный гранитный щебень, то пришлось бы снимать эти 400 метров. Не думаю, что кто-то на это согласится, даже при условии подтверждения предположения о найденных там кристаллах технических алмазов.

    Тем более, находки больших крепчайших магматических камней в Нижегородской области особенно примечательны. Так откуда же они появились у нас? Наедяться на то, что они "всплыли" с огромных глубин даже в районе Воротиловского выступа не приходится, и ответ здесь один: все эти коренные камни - граниты, конгломераты, кварциты и т.д. - пришельцы, и попали к нам вместе с ледниками, которые неоднократно приползали к нам то со Скандинавии, то с района современной Новой Земли, то с Полярного Урала.

  Их часто можно встретить во многих районах Нижегородской области, как в южных, так и в северных. Много их в Семеновском, Дивеевском, Первомайском, Ковернинском, Борском и Городецком районах.
  

Священный камень Тараташ (Краснооктябрьский район)                                                                          
   Священный камень Тараташ (Траташ, Такташ), что можно перевести как «застывший камень», - один из почитаемых нижегородскими татарами мест. Находится он в Краснооктябрьском районе Нижегородской области, около полутора километров на северо-восток от села Актуково, на берегу речушки Сухая Пара.

Сам камень представляет собой выход на поверхность известняковой глыбы (ракушечника) и имеет размер надземной части примерно 1х0,5 метра, в высоту достигает максимум 20 см. По форме напоминает лежащую человеческую фигуру.
Несмотря на свои размеры, камень стал объектом множества легенд и местом паломничества местного мусульманского населения. В частности, одна из легенд гласит:
«В старые времена в татарской семье жил очень злой и вредный ребёнок. В один день, опасаясь наказания за свой очередной скверный поступок, он убежал из дома в степь. Мать безуспешно долго звала его назад но, в конце концов, переполненная гневом, послала ему проклятье, от которого ребёнок окаменел и в виде камня простоял долгие годы, принося беды посмевшим его обидеть».

  Наступили революционные «времена перемен». В 1939-1940 годах начальство Кзыл-Октябрьского района решило ликвидировать данный «пережиток прошлого», выкопав Камень из земли. Видимо, они представляли Тараташ подобным многим «каменным бабам» в степи и думали достаточным  будет подкопать под ним землю для его падения. На деле же рабочие несколько дней подкапывая Камень, так и не добрались до его основания. И только с помощью трактора смогли его лишь уронить. С тех пор Камень начал сползать с горы к речке и родилась ещё одна легенда, что когда камень Тараташ достигнет реки внизу горы, тогда и настанет Ахырзаман - «конец времени». Можно ли понимать «конец времени» как «конец света», и что именно произойдет - нигде не пишется.
   Особо интересно, что данный миф очень молод, можно сказать, он родился на глазах еще живущих людей.
До сих пор считается, что брать мелкие камни отсюда нельзя - они приносят несчастья. Местные жители приведут не один пример несчастных случаев, связанных, по их мнению, с Камнем. Это и несколько аварий на трассе неподалёку, и утонувшие подростки, и гибель баранов, пасшихся возле Тараташа. В свою очередь, местные жители всячески стараются задобрить «каменного мальчика», укрывают камень полотенцами и платками, дабы высушить слёзы Камня, оставляют монетки и цветы. Камень уже не пытаются расколоть или увезти, вместо этого вокруг него выстроили железную ограду с куполом-мечетью, наверное, чтобы отводить злую энергию в небо.
 
В случае непогоды или массовых болезней у Камня проводятся массовые моления. Для «профилактики болезней» раньше пригоняли к Камню стада скота в полном составе и приносили жертвы.
А на склоне холма, на оголенных участках легко можно найти обломки раковин белемнитов (чертовых пальцев). Все говорит о том, что здесь когда-то плескалось Юрское море.
 

 
Брунихин Камень — Каменное Святилище (Кромлех) — Нижегородский кромлех                                           

Сокольский край богат заповедными уголками с удивительной  и загадочной  историей. Одним из самых загадочных и таинственных из них является «Урочище каменное святилище», где в лесу, посредине заросшей сейчас  поляны, находится большой валун, именуемый  «Камень с личиной» (на безусловно обработанной верхней поверхности этого камня выбито "лицо").

Камень погружен глубоко в землю. Вокруг камня выложен из камней поменьше большой круг очень похожий на "керексуры" (каменные выкладки), которые часто можно встретить, например, на Алтае и в Монголии (можно сказать, что это Нижегородский кромлех).

Камень погружен глубоко в землю. Вокруг камня выложен большой круг из камней поменьше, очень похожий на "керексуры" (каменные выкладки), которые часто можно встретить, например, на Алтае и в Монголии (можно сказать, что это Нижегородский мегалитический памятник).

"Кто и для чего создал уникальный каменный комплекс, затерянный в глухих лесах Сокольского района Нижегородской области? Ясного ответа нет. Есть предположение, что камни эти использовались в качестве древнего святилища представителями исчезнувшего ныне народа меря.

Но этот сложный артефакт мог возникнуть и в более древние времена, когда мерян ещё и в помине не было на данной территории. А схожесть комплекса с астрономической картой Солнечной системы и довольно строгое расположение по сторонам света говорит о том, что это всё дело рук не обычных первобытных людей, а достаточно высокоразвитой цивилизацией, существовавшей в этих местах."

Осмотр Святилища подтверждает - это действительно древнее святилище / капище.

В дополнении к предыдущим описаниям хочется добавить только следующее - в структуре камня много кварца, свойства кварца в мегалитостроении мы сейчас описывать не будем..
 
 
Георгиев камень — Белый камень Сухаренки                                                                                        

Про камень можно сказать следующее: это прямоугольная обработанная глыба из чистого белого камня – известняка, служившая раньше, или чьим-то надгробием или неким сакральным объектом. Тем более, лежит он на территории кладбища Егорьевской церквы.

Несмотря на это, Белый камень в Сухаренках таит в себе немало загадок: на нём не только искусная резьба, но и непонятные слова и знаки. Никто ещё не смог их перевести, есть только упоминание о том, что это могут быть рунические надписи.

 Больные люди и бездетные женщины, видимо ,не признающие более традиционных способов избавления от своих проблем, нанесли камню значительный урон. Вместо того, чтобы просто просить его о помощи или, в крайнем случае, прикладываться к нему больным местом (в их случае головой), они его обглодали, обскребли, оббили и обтесали. Размолотый порошок  они принимали внутрь в надежде от него исцелиться и «забеременеть».
Более разумному населению, признающему только душевный или контактный (но не поедательский) диалог с камнем, в конце концов, это надоело, и над камнем построили маленькую часовенку, а сам камень поместили под стекло.

Камень теперь можно увидеть только с разрешения служителей Егорьевской церквы, рядом с которой он и находится. Убедившись в Ваших невандальных наклонностях, Вам всегда дадут ключ от этой часовенки.
 
 
Грановой камень — Молянский валун                                                                                            

Находится этот огромный гранитный валун в урочище Моляны у реки Канерга к юго-востоку от села Кавлей. Размеры валуна поражают, для Нижегородской области это огромная редкость. Как он попал сюда? 
Камень имеет крупнозернистую кристаллическую структуру, гранитный конгломерат. Какой он точной величины сказать невозможно, для этого его как минимум надо полностью выкопать. Поверхностные замеры дают приблизительные размеры 3,1 х 2,6 метра, но приподняв с одного края дерн, видно, что под землей он еще расширяется. Даже приблизительные подсчеты дают вес этого камня в  26 тонн.

Само понятие  "урочище" - подразумевает, что здесь было или были поселения людей. Действительно, небольшая чистая речка Канерга (возможно несколько столетий назад она была гораздо полноводнее), чистейшие родники и ручьи, высокие и сухие берега, удобные пашни, лес - всё говорит о том, что здесь жили люди и речь, возможно, может идти и не только о мордве-эрзя, а и ещё более древних народах.

Особой изюминкой этого урочища является огромный камень-валун, вокруг которого и расположено древнее мордовское святилище, представляющее собой округлую поляну диаметром около 80 метров.  Посередине поляны лежит древний камень размером 3,1х2,6 метра, что носит имя «Грановой». Возможно, так его назвали потому, что он лежит на границе земель поселений Гари и Кавлей.
Издавна  это мольбище было крупным религиозно-культурным центром для, населявшей окрестные земли, мордвы—эрзи. Сюда приходили люди для проведения обрядов летнего цикла, связанных с земледелием и охотой, из сегодняшних Ардатовского, Вознесенского и Дивеевского районов. Позднее, при появлении среди местного населения русских православных переселенцев, на Камешек, как ласково называют его жители окрестных сёл, стали приходить праздновать Троицу, гуляния проходили с Семика до Духова дня. На камень ставили еду для празднования. В 20 – м веке на Кавлейском камне на весенний мясоед  уже просто проходили народные гулянья, на кои собиралась молодежь со всех окрестных сёл и ночами пели песни под гармонь.

Найти камень можно легко: немного не доезжая до села Кавлей, на бугре, где когда-то стояла усадьба Лобисов, есть грунтовая отворотка на юг к реке Канерга.

Урочище Моляны и Грановой (Молянский) камень - удивительное мистическое и сакральное  место силы Нижегородской области, стоит на нем обязательно побывать. 
 
 
 
 Камень Вергар — Сатинский валун                                                                                            Валун находится в 64-м квартале Сатисского участкового лесничества, в вершине ручья Вергар (Чёрный волк), на его левом берегу, который является истоком реки Сухой Алатырь, в 760 метрах северо-восточнее Старого мольбища — городища «Пургасово городище» и бывшего кордона «Бородин», между рабочим поселком Сатис и бывшим посёлком Зелёный городок и в 11 километрах южнее Серафимо-Понетаевского женского монастыря. 
Издревле такие места считались местами силы, да и сегодня к этим валунам приходят люди с просьбами о помощи.
Люди со всей округи, ныне Ардатовского, Арзамасского, Дивеевского, Шатковского, Лукояновского и Первомайского районов, приходили к этому священному камню и урочищу и проводили обряды и ритуалы. То есть была у них до принятия христианства вера, (подобная ведической или трансформированное ведическое миропонимание), которая несправедливо называется ныне языческой. В основе этой веры был культ камней, деревьев, солнца и различных явлений природы».

Камень, действительно, внушает уважение и страх. Размер его просто огромен – буквально с легковой внедорожник. Удивляет ещё одна особенность этого камня. Как и многие другие, он окопан, но в отличии от остальных, не немного, а довольно на большом расстоянии вокруг. Образовавшиеся в результате земляных работ, валы образуют круг диаметром приблизительно двадцать метров. Благодаря этим валам образовалось небольшое болотце вокруг камня от скапливающейся дождевой воды. Всё говорит о том, что когда-то вокруг камня была культовая поляна.

Есть и ещё одна загадка - на одной из сторон камня имеются какие-то непонятные знаки в виде галочек и букв.
В их естественном образовании приходится сильно сомневаться, уж больно ровные и осмысленные у них края и углы. Так что же это - петроглифы?  Скорее всего - Да!! По мнению Саровских краеведов, это могут быть рунические знаки и для точного установления этого нужны дополнительные исследования.
 
 
Камень Поломное                                                                                                                            

То, что там может быть, именно, два огромных камня - нет ничего удивительного. Камней в тех краях всегда было предостаточно и они буквально валялись кучами на краях полей и дорог и только в настоящее время их почти все оттуда вывезли, видимо, для продажи на украшение современных особняков, ну а эти слишком огромные и не доступны для техники.
 
 
Камень-следовик озера Светлояр                                                                                        

Камень-следовик находится на берегу легендарного озера Светлояр.

Камень лежит на высоком бугре, рядом с церковой. Недалеко есть ещё один камень.

 
 
 Разинский Камень — Панзелский валун                                                                                               

«Разинский камень. Высотой он, пожалуй, метра полтора, а в ширину – все три. Мохом порос, с виду очень тяжелый. И говорят про него, что будто бы под этот камень спрятал Степан Разин огромные богатства. Поэтому и зовут этот камень Разинским. Многие здесь разинский клад искали, под камень подкапывались. Один мордвин глубже всех вырыл яму, укрепил ее сосновыми досками и дальше подкапываться стал. И тут все его укрепления вдруг рухнули. Тем и кончилось его дело, потому что сам искатель клада погиб. После этого подкопа камень ушел глубоко в землю, опустился в подкоп словно в чашу. Но его все равно хорошо видно: уж очень он большой!». Так описывал этот камень В.Н.Морохин в своём труде «Легенды и предания Волги-реки».

В наше время территория вокруг Разинского или Панзеловского камня признана геологическим и природно-историческим памятником. Сам камень представляет собой крупный гранитный валун размером 3,5 на 2,5 метра. Валун, скорее всего, был принесён сюда Донским ледником около 600 тысяч лет назад. Валун лежит в яме, образовавшейся от многочисленных подкопов под камень, и сейчас под камнем видны несколько глубоких подкопов. Сокровища Стеньки Разина до сих пор не дают покоя многим кладоискателям.

Лес вокруг Разинского камня тёмный – осиново-липовый и придаёт этому месту давнего поклонения мордовского и русского народа мрачную и несколько нервозную атмосферу.
 
 
Саровский валун — Дальняя пустынька                                                                                                        С именем Серафима Саровского в Нижегородской области связано несколько камней, но самый священный и почитаемый из них был Большой молитвенный камень за Дальней пустынькой, на котором Серафим стоял на колениях в молитвах 1000 дней .
Дальняя и Ближняя пустынька находятся в вверх по течению реки Саровки от Саровской пустыни (закрытая территория ядерного центра – города Сарова) и являются одними из самых главных святых мест, которые связаны с именем преподобного Серафима Саровского. Здесь он совершал свой подвиг молчальничества.

"Когда старец Серафим ушел в отшельники, он решил испытать себя стоянием на камне, совершить подвиг столпничества, как это делали раньше христианские аскеты. Недалеко от своей кельи в лесу за Дальней пустынькой отец Серафим нашел Большой камень, оставшийся со времен ледника. На нем перед иконой Святой Троицы, закреплённой на дереве, он стоял на коленях в течение 1000 дней. Ночью Серафим продолжал молится в своей келье на Малом камне".

Большой камень, на котором батюшка Серафим молился 1000 дней, представлял из себя валун с плоской поверхностью. После кончины угодника Божия камень разделили на части: одна из них, оставленная в Сарове, пребывала в монастырской келии преподобного, другая была передана в Дивеево, остальное же разобрали паломники. Со временем был утрачен и Малый камень.
К канонизации Серафима Саровского и приезду Николая II в 1903 году в Сарове место подвигов преподобного было восстановлено. Привезенный сюда ещё в 1890 г. новый Большой камень, похожий на предыдущий, облагородили и устроили резную сень над ним.

Но во времена советской власти часовни были разрушены, камень был сброшен в глубокий ров, который специально выкопали бульдозером.
В 1990 году возникла идея опять восстановить место моления отца Серафима. Для этого в лесу нашли большой валун, который тоже был похож по внешнему виду и структуре на камень старца Серафима. Камень был перевезён и над ним снова была сооружена красивая деревянная часовенка с резными столбами – сень и установлен большой крест.

А в 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу (Саров) памятник преподобному Серафиму Саровскому, молящемся на камне . Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу.
К сожалению, попасть в закрытый город Саров возможно не всем. И можно лишь удовольствоваться просмотром, имеющихся в интернете, фотографий и панорам.

Удивляет, что подлинный камень после смерти преподобного Серафима разбили на части сами же верующие, причём, ещё за долго до наступления Советской власти. Зачем они это сделали и как, в таком случае, могут помогать исцеляться осколки уничтоженной Святыни, непонятно. В знамение, что камень повелел разбить (с помощью огня) сам Серафим Саровский для лечения некой женщины, явившись после своей смерти своему почитателю Мотовилову, что-то не верится.

Кроме того, на Ближней пустыньке, где Серафим провёл последние годы своей жизни, раньше был ещё его источник с купелью. В Советские времена источник и купель были разрушены, засыпаны и затоплены.

Зато у Дивеевских источников, свободных для всеобщего посещения: Казанский, Пайтелеймона и Умиление установлен огромный валун (см. 1 фото обложку), символизирующий тот самый Святой Большой разбитый и уничтоженный молитвенный камень Серафима, что был когда-то за Дальней Пустынькой.

 
 
 
Большой Дальний Серафимов камень 4 — Царский Скит                                                                        

Дальний (Большой камень) почти на метр возвышается над землёй, в длину более двух метров.

Этот камень находится почти в 5 километрах к Западу от Царского Скита и Ближних камней.
 
 

Серафимов Малый камень 1 - Медвежий в Царском Ските                                                                   

Ближних камушков, которые расположены совсем рядом от скита, в настоящее время четыре. Самый Большой из них по странному стечению обстоятельств называют Малым камнем. Видимо, такое название прижилось только из-за того, что Малый (Ближний) камень просто не намного возвышается над землей в отличии от Большого (Дальнего).

Возможно, что именно Малый (Ближний) камень ,вообще, самый большой из всех найденных до сих пор ледниковых камней Нижегородской области. Это буквально осколок скалы и какой его точно размер никому не известно (поверхносная часть камня лишь видимая «вершина айсберга» и большая его часть находится под землей). Но даже видимая часть «Малого камня» достаточно сильно впечатляет.
 
 
Шандровский камень                                                                                                                

Этот огромный валун находится между селений Шандрово и Салдаманов Майдан. На полевой дороге, соединяющей эти два села напрямую, есть отворот в сторону востока, огибающий большие овраги, в ближайшем из которых и лежит Шандровский камень.

Камень поражает своими размерами, но, по свидетельствам местных жителей, раньше он был ещё гораздо больше - с их слов - размером "с дом".  Возможно, детские воспоминания немного все преувеличивают, но то, что камень могло со временем замыть землёй вполне возможно.
Камень похож на огромный куб или буханку хлеба, и некоторые считают, что такую форму ему придали древние поклонники.

Есть одна загадка: перед камнем лежит явно отколотый, почти такой же камень с плоской поверхностью, сверху образуя таким образом ровную плиту - площадку.

Камень и плита - это алтарь (ало + тарка), т.е. нижнее место, так должно быть и верхнее место - это  вписывается в историю  древних племён Восточной Европы. Всё говорит о том, что здесь могло быть древнее капище-святилище.
Из под камня вытекает небольшой родник.
  
 
Святые камни в Старцевом углу (Сеченовский район)

   На самой границе Нижегородской области и республики Мордовия есть Святое место, где когда-то была Спасо–Преображенская Старцево-Угловая пустынь.
Со Старцевым углом связано много легенд: о его основании, ушедшей под землю церковью на Святой горке, о молнии, открывшей еще один источник при установке мраморного креста, есть и легенда, связанная с находящимися здесь Святыми камнями.
   Сейчас в Старцевом углу восстановлено и благоустроено несколько родников.  У одного из них - у источника Николая Чудотворца - лежит три камня: один большой и два поменьше.
О них известно, что они лежат здесь уже очень давно. Еще в 30-х гг. прошлого века здесь была купальня, и большой камень тогда уже был. В начале 60-х годов часовня была сожжена, а купальня разорена. Камень же сохранился.
    Есть этот камень здесь и сейчас, но со временем к нему добавились еще два камня поменьше.
Именно, с этим большим камнем и связана следующая легенда:
"На самом большом из них, приглядевшись, можно увидеть ровные ложбинки - отпечатки ног, какие мог бы оставить человек, стоявший на коленопреклоненной молитве. Сколько же старцев веками молились здесь, что каменная твердь уподобилась воску под их ногами. И какой же силы была их молитва!   Православные с верой и благоговением вступают на этот камень, чтобы омыть свое тело, имея надежду на исцеление своих недугов."
    Сейчас Старцев угол становится часто посещаемым многими паломниками местом, а сверху над Никольским источником строится церковь Сошествия духа Святаго.
  Любой из вас может приехать сюда, найти эти камни и разглядеть "отпечатки колен" на самом большом из них. А, набрав ведрами воды из Никольского источника, Вы можете встать на этот камень для омовения.
  Лично меня сама аура Старцева угла сильно удивила, и я уже три раза ездил туда, чтобы погулять по его тропинкам мимо всех родников, испить воду из них, походить вокруг Святой горки, искупаться в купели и постоять у Святых камней. И это несмотря на приличное расстояние, которое, впрочем, преодолевается довольно легко по хорошим дорогам.
 
 
 
Эрзянский Алтарный камень предков (Лукояновский район)
  
Этот культовый камень этнической группы мордвы-эрзя находится по дороге на Новоселки, недалеко от недавно построенного этнопарка "Эрзянь Мастор" в священной роще (Репештя) Лукаш (Лугакужо).
  Посмотрев красивые резные скульптуры в "Эрзянь Мастор", памятник предкам и испив воды еще из одной древней Эрзянской святыни - источника (ознумалей) Лукаш, надо проехать еще чуть дальше в сторону Новоселок, где Вы увидите указатель на рощу Лукаш. 
А, добравшись до середины рощи, до следующей таблички "Памятник природы и культа Эрзи Лукаш", останется совсем немного пройтись по тропе к Алтарному камню предков.
  Это небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы. Рядом с ним имеется табличка и столик для подношений.
Как часто бывает в подобных местах, и на этой святыни всегда лежат монетки, а на соседних деревьях могут быть повязаны ленточки.
   Действительно, приносили ли на этом камне раньше жертвы или нет?  Ответить на это сможет только сам камень. Оставьте ему что-нибудь в подарок на столике и он Вам все расскажет.
  
Александровский камень на хуторе Баронский (Гагинский район)
На хуторе Баронском, на территории бывшей усадьбы барона Жомини есть два гранитных камня, перед которыми установлена табличка, повествующая о следующем:

"Сей камень воздвигнут в лето 1814 г. по велению Государя Александра I в ознаменовании пожалования усадьбы барону Жомини за заслуги перед Российской империей"
   Камни эти нельзя назвать ни святыми, ни почитаемыми, но вот то, что они достопримечательные, то это точно. Правда об их истории рассказывается и пишется  много противоречивого. 
  Большой камень лежал когда-то в нескольких километрах от Баронской усадьбы в усадьбе Пашковых, отделанная при своем строительстве красивым Борнуковским камнем. Но как он появился там,  сейчас  об этом уже  никто не знает.
   Большой камень был лишь совсем недавно перевезен в усадьбу Жомини и, следовательно, заложить Александр I приказывал не его. В свете этого считается, что Александр I приказал заложить ,именно, малый камень из этих двух, который лежит здесь очень давно, но не так заметен.
Но и здесь не все понятно. По некоторым утверждениям на хуторе Баронском раньше тоже был  свой огромный камень и логично было бы предположить, что тот камень и был Александровский. Но куда он исчез и где находится сейчас никто ответить  не может.
    Не смотря на всю эту неразбериху, огромный камень впечатляет и Вы его обязательно заметите, если захотите посетить усадьбы Пашковых и Жомини. Благо эти усадьбы сейчас становятся довольно известными туристическими достопримечательностями Нижегородской области.
   Ну, а если Вы будете там с экскурсоводом, то обязательно спросите  его, что он знает об истории этих камней. Как и откуда они сюда попали и куда делся настоящий Александровский камень? А может пропавший Большой камень с баронской усадьбы просто вернулся на место, пролежав какие-то годы в усадьбе Пашковых? И он действительно Александровский? Ну, а если ответ экскурсовода Вас не удовлетворит, задайте их самим камням на прямую, они то точно знают кто они, как и откуда здесь появились.
  

Камень святого Макария у Почаинского оврага (Нижний Новгород)
    Почайна — малая подземная река, текущая около стен Кремля в Нижнем Новгороде по каменной трубе. Главный источник воды в городской черте Нижнего Новгорода в ранний исторический период.
Считается, что имя ей дал Юрий Всеволодович, основатель города. Напомнила она ему Киев - там между гор к Днепру спускалась такая же небольшая чистая речушка - Почайна. Он и дал нижегородской речке такое же имя. Имя старинное русское, со смыслом. Почайна - от слова "чаять" - поджидать. Место для дозоров, для застав - самый первый рубеж города на Дятловых горах. В настоящее время об этой речке напоминает только название улицы Почаинской и Почаинский овраг, сама река была убрана в коллектор в середине ХIХ века. 
   По легенде, место зарождения реки укрыто камнем, если сдвинуть камень и выпустить речку на свободу, то придёт страшное горе в Нижний. Данное предзнаменование предписывают преподобному Макарию Желтоводскому. Отсюда и название этого мифического камня.В XIX веке краеведы записали эту легенду так:
Плыл святой Макарий вниз по реке по Оке, плыл вниз до самого Нижнего и пристал здесь на речке Почайне.
Вышел он на берег, но жители его не приняли. Не понравился почему-то Макарий нижегородским бабам, стиравшим здесь в ту пору белье, и прогнали они его от Нижнего руготнею да вальками.
— Будь же проклят этот город, — сказал Макарий, — пусть эта речка во время светопреставления станет большой рекой и потопит город!
   Апокалипсическая тематика, связанная с камнями, в легендах присутствует часто. Это мы видели и в случае с Татарским камнем «Тараташ», предвещающим  «конец времени», это мы увидим и в случае с камнем в урочище «Тот Свет» и камнями Серафима Саровского у Царского Скита. Последние тоже предвещают всемирный потоп.
   Высота, на которой находится старая часть Нижнего Новгорода, равна около ста метров и если учесть, что извергающаяся вода из отодвинутого Макарьевского камня у начала Почаинского оврага должна обязательно стекать в море, то для подъема уровня мирового океана до высоты более 100 метров из под этого камня должно валится столько воды, сколько ее сейчас нет во всех ледниках и озерах всего мира вместе взятых.
  Поиски же мифического Макарьевского камня у основания Почаинского оврага не увенчались успехом.
   На месте истока бывшей реки Почайна сейчас можно найти только небольшой кусок застывшего раствора размером чуть более метра, перекочевавшего сюда, скорее всего, вместе с остальным мусором с какой-то ближайшей стройки.
Но прислушиваясь к предупреждениям Святого Макария, давайте на всякий случай не будем трогать его.
   За затопление половины мира нас точно не похвалят.
   
Камень у ручья Чермазлейка (Первомайский район)
    Раньше этот безымянный гранитный валун располагался на левом берегу ручья Чермазлейка - левого притока реки Алатырь в поселке Безводный, на территории которого сейчас существует садоводческое товарищество «Первомаец». Когда-то здесь была усадьба дворянина Королькова, который не случайно выбрал это место у камня и основал здесь хутор Безводный.
     Этот гранитный валун был местом паломничества мордвы, а затем у него затворничал и молился схимонах Марк.
     А в начале XXI века гранитный валун вместе с еще одним таким же валуном был перевезен из Безводного в город Первомайск, для украшения административного здания завода  ОАО «Транспневматика», где и покоится  сейчас.
  
 
Алатырь камень (Первомайский район)
   Находится этот камень к югу от  поселка  Стеклянный Первомайского района и примечательного «Золотого столба» – точки, где когда-то сходились границы трёх губерний: Нижегородской, Пензенской и Тамбовской.
 «Золотой столб» – точка, где сходились границы трёх губерний: Нижегородской, Пензенской и Тамбовской
    Названием своим он связан с рекой Алатырь, исток которой тоже находится совсем рядом с п. Стеклянный, к югу от дороги под проходящей мимо ЛЭП.  Этот исток реки Алатырь  отмечен еще одним гранитным валуном, но размером гораздо более меньшем.
  
Валун у истока реки Алатырь Исток реки Алатырь
   Медвежий, Алатырь-камень Присаровья,  Алатырь-камень, Алатырь «Бел-горюч камень» - вот такие ему иногда присваивают названия.
   Алатырь (Латырь) в средневековых русских мифах — «отец всех камней», целебный и чудодейственный «пуп земли», расположенный в таинственной северной цивилизации Гиперборее. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Камни (валуны), расположенные в истоках реки Алатырь и ее притоках, есть отражение памятных мест предшествовавших верований.
Бел-Горюч Алатырь-Камень (Латырь) – священный камень у язычников-славян. Упоминается во многих преданиях, былинах, сказках, сказаниях, летописях, заговорах и молитвах и т.д. Часто упоминается в славянских мифах о сотворении мира и играет не последнюю роль в рождении Богов.
   Что характерно, древне-русское слово Алатырь переводится еще и как янтарь и действительно, « Латырь» - Латвийский камень.
  
Исполин Алатырь камень (Медвежий)
    Дорогу  к нему легко можно найти по подсказкам сайта "Саровский краевед". Начинается она именно от «Золотого столба» и едет на юг принимая левее. Лесная дорога приблизительно через полтора километра круто сворачивает на восток – все, дальше придется идти около 400 метров без всякой дороги, по заросшему лесу с какими-то ямами.
   Имея координаты, камень легко отыскать. К тому же, он обозначен высокой поленницей, сложенной одним местным патриотом. Камень огромен и то же, как и многие, окопан. Сохранились пока еще и лавочки у этого камня, где можно посидеть и поговорить с камнем о своем и о его житье-бытие.
  
 
Зубной камень у д. Комкино, Безымянный камень у Смирново, Камень на старом кладбище в с. Суворово (Дивеевский район)

   Просматривая в интернете любые материалы, так или иначе связанные с почитаемыми Нижегородскими камнями, я натолкнулся на две интересные публикации, в одной из которых  «Народные рассказы о Святых камнях в Нижегородском крае - Ю.М. Шеваренкова (Нижегородский госуниверситет)» упоминается неизвестный мне ранее Безымянный камень в Смирново:
«..о камне известно лишь, что он упал с неба и к которому приходили за «краденной водой» исцеляющий детей».  
 В этой же статье упоминается и еще какой-то камень в лесу за селом Кременки Дивеевского района:

«Еще в 60-е гг. он представлял собой место паломничества  для жителей близлежащих Русских деревень, так и для паломников из Мордовии, но сейчас об этой святыни помнят лишь, что она помогала от зубной боли».
А в статье «Камень, дерево, родник: на стыке культур - Дмитрия Юрьевича Доронина»  тоже упоминается о двух неизвестных ранее камнях, один - Камень на старом кладбище в с. Суворово. 
О этом камне в статье Доронина написано буквально несколько слов :
 «камень, видимо поклонный, утрачен, поскольку кладбище это давно исчезло».
 
Второй - Зубной камень на поле  у д. Комкино.

«Валун около метра длиной, выступает из земли на 40-50 см. Очевидно, связан с мордовской лечебной традицией, хотя текстов на эрзянском языке нами не зафиксировано. Камень грызли от зубной боли. На камне заметны следы сколов – видимо, кусочки камня забирали с собой для лечебной практики. При лечении на камне читали текст заговора (приводится информантом не полностью)»
– «Святого Антипия» 5:
«Пойду, благославлясь,
Из дверей, да в сени,
Из сеней – во двор,
Выйду во чисто поле,
Во чистом поле – Матерь Пресвятая Богородица.
Под Богородицей – три камня лежит,
Три камня лежит,
/Имярек/ ворожит…
/…………………...../
Матерь Пресвятая Богородица,
Дай мне три камешка погрызть!
Святой Антипа, помолись за зубы
Рабы Божьей /имярек/.
Будь моё слово…
И зубы у меня не болят,
И ничего у меня не болит.
Будь моё слово крепко как
Белый Горюч-камень Алатырь.
Кто мои печати снимет –
Тому считать лес в лесу.
Аминь.
 
   Конечно,  в этом случае захотелось найти эти камни.   Сразу возникает вопрос: а об одном и том же «Зубном» камне пишут Шеваренкова и Доронин?
    И тот и этот камень помогает от зубной боли, но по одной публикации он лежит в лесу за с. Кременки, а по другой - на поле у д. Комкино?
    Поскольку расстояние между Кременки и Комкино небольшое, то можно было бы предположить, что «Зубной камень» лежит между ними, где-то на краю леса и поля, коль уж если есть  несоответствия о том, где он лежит - в поле или в лесу.
   В пользу того, что это один и тот же камень говорило еще и то, что ни о каких других камнях,  лечащих зубы, в Нижегородской области не известно, а тут вдруг сразу два камня, да еще в одном месте. Но в заклинании упоминается ТРИ КАМНЯ!!! «Под Богородицей – три камня лежит,
Три камня лежит, /Имярек/ ворожит»…
  Это почему такая несправедливость к жителям других районов? Почему зубную боль можно унять, если только грызть именно эти три камня? Или только в Дивеевском районе и соседней Мордовии до 60 -х годов не работали стоматологи и местным жителям просто некуда было деваться?
   В общем, по «Зубному камню» вопросов возникает немало: один он, два или их три; где он или они лежат - на поле или в лесу; за Кременками или у Комкино??? – не понятно...
   К тому же, при любых других попытках найти что-либо о «Зубном камне» в интернете все поисковики отсылают к настоящим зубным камням, которые образуются на зубах и к тому, как с ними бороться, а не к тем «Зубным» камням или камню, которые надо грызть при зубной боли.
   Оставив попытку что-то выяснить о Смирновском камне (тот самый, который упал с неба и к которому ходили за «краденной водой») на лучшие времена, я летом 2015 года в одной из своих поездок по югу Нижегородской области для начала решил заехать в д. Комкино и что-то выяснить о «Зубном камне». Именно, этот ориентир давался в более подробном описании этого камня в статье Доронина. 
   Заехав в самую середину села, я заметил двух, вполне приличных и далеко немолодых с виду, местных жителей, мирно сидевших на лавочке у одного из домов. На мой вопрос: не слышали ли они о каком-то камне, лежащем где-то поблизости и помогающем при лечении зубов, я получил практически сразу ответ: никакого камня рядом здесь нет!!
     Мое разочарование усилило еще и то, что оба они упомянули и стали отсылать меня к  известным мне камням у Царского скита и камню на Каменной горе за Суворовым. Ну разве могут такие осведомленные о почитаемых камнях люди не знать о камне, который лежит у них под боком или у них не было никогда проблем с зубами??
  Ну что мне больше всех надо? - рассудил я. У меня самого зубы такие, что может позавидовать любой молодой, разгрызть маленький и обглодать большой камень я еще всегда успею.  Уточнив полевую дорогу в Суворово, мимо брошенного села Смолино с еще стоящей Троицкой церковью, я отправился  искать Суворовский камень.
    В Суворове история практически повторилась – ни два пастуха у Суворовского карьера, ни молодые люди у кладбища с могилами четырех Суворовских мучениц ни о зубном, ни о Суворовском (на старом кладбище) камнях ничего не слышали.
    Как и в случае с Комкинскими жителями, эти тоже отсылали меня на «Каменную гору» - в урочище «Тот Свет» к камню, на который у меня были и так точные координаты.  И здесь делать было больше нечего, уточнив ,на всякий случай, дорогу, я отправился на «Тот Свет» к камню, о котором я расскажу в следующей главе.
   Но что самое интересное, что история с «Зубным камнем" на этом не закончилась. Догадавшись, наконец, я напрямую задал вопрос об этом камне на сайте «Саровский краевед» и на удивление получил от А. Демидова ссылку на статью С. Моругова, именно, об этом камне, опубликованную у них.
   Как я понимаю, именно  посылы к настоящим зубным камням помешали мне раньше натолкнуться на эту статью.
   Мытарства С. Моругова, проведшему буквально криминальное расследование в поисках этого пресловутого «Зубного камня», просто поражают своим упорством.
    Был бы стимул - «мотив», как говорят те же криминалисты. У всех есть свое хобби - кто =-то рыбу ловит, кто-то кораблики клеит, кто-то водку пьет, а кто-то «Зубные камни» ищет…
    Автору этой публикации повезло больше, чем мне и с помощью местного мальчика он все-таки отыскал камень, очень похожий на описание Доронина и даже сфотографировал его.
     Тот ли это камень или нет - со стопроцентной вероятностью пока не доказано. Остаются еще вопросы и с камнем «упавшим с неба» у Смирново и с камнем на старом кладбище у Суворова, как и не понятно, есть ли еще один зубной камень в лесу за Кременками или их все-таки было три?
    Ответы на эти вопросы, особенно, важны именно в свете такого прикладного назначения этого камня, или камней, что могло бы стать хорошей, бюджетной альтернативой сильно удорожавших в последнее время услуг стоматологов. 
А может это они стерли почти все упоминания и даже память об этом, или об этих своих конкурентах?
Уверен и надеюсь, что только Саровские краеведы способны рано, или поздно ответить на все поднятые в этой главе вопросы.
=============
P.S.
Побывав летом 2016 года еще раз в д. Комкино и вдоволь нагулавшись по ее окресностям я в первую очередь налюбовался красотами его карьера.
Карьер у Комкино Цветные пески Комкинского карьера Карьер у Комкино, заполненный водой реки Пуза
  
Ну, а затем я обнаружил еще один, небольшой, размером около 50-60 см. камень - еще одного из претендентов на один из трех зубных камней у д. Комкино.
Будет ли когда-то обнаружен третий "зубной камень" неизвестно. Наверно эту задачу все-же однажды решит кто-то из уставших от непрекращяющейся у него зубной боли. Ведь только найдя его и погрызя он сможет унять эту боль...
Я же этот обнаруженный мной камень  не грыз, потому что, как я уже писал, зубы у меня на удивленье очень здоровые и стимула-мотива искать еще и третий зубной камень у меня в настоящее время пока нет.
Но то что зубных камня все-же должно быть три, в качестве доказательства, повторю еще раз отрывок из заговора:
Во чистом поле – Матерь Пресвятая Богородица.
Под Богородицей – три камня лежит,
Три камня лежит,
/Имярек/ ворожит…
==
 
  
Камень в урочище «Тот Свет» на Каменной горе (Дивеевский район)
 

    Как я уже писал в предыдущей главе, этот камень, в отличии от «Зубного», довольно хорошо известен и найти его не составило особого труда, особенно, по подсказкам суворовских жителей.
Есть об этом камне и несколько публикаций в интернете. О нем же пишет и уже упоминаемый ранее Д.Ю. Доронин в своей статье «Камень, дерево, родник: на стыке культур»
Вот какую выдержку можно привести об этом камне:
  «Камень на Каменной горе (в 3 км от с. Суворово): мотив оборотности убитого ребёнка в камень и мотив камня конца света, т.обр., традиционное знание вокруг этого валуна очень схоже с фольклором о почитаемом татарском камне Тараташ (у с. Актуково, Краснооктябрьский р-он). Под камнем скрыт родник, на месте которого он и вырос, дети ходят слушать – как шумит вода под камнем, и как бьётся его сердце. Также есть предположение о сакральном значении камня, связанным с почитанием расщепленных камней (камней с желобами). Считается, что поперечный желобок на камне – это поясок убитого мальчика. Часть фольклора вокруг этого камня пересекается с мифологией Алатырь-камня»
   Из этой выдержке можно понять следующее - в этот камень, с опоясывающим желобом, превратился когда-то убитый ребенок. Как и камень Тараташ, камни у Царского Скита или камень у истока реки Почайна, это камень тоже "конца Света"  - если его отодвинуть, то из под него хлынет вода и затопит весь свет.
   Почему высокую гору, с которой открываются замечательные виды на всю округу, называют «Каменной» это понятно - именно из-за этого огромного валуна, волею судьбы оказавшегося на ее вершине.
   А вот почему урочище называют «Тот Свет» не очень понятно. Камень «Конца Света» на «Том Свете»? Будем считать, что это была просто чья-то шутка.
  По свидетельству тех же самых местных жителей, у камня в землянке когда-то жил какой-то отшельник. Именно, он обкопал камень и насыпал небольшой курган рядом с ним.
  Получается, что и на «Том свете» рядом с камнем «Конца Света» жить можно.

  
Святой камушек Серафима в Кутузовском Скиту (Кулебакский район)

  
   Камень Серафима в Кутузовском скиту был известен и почитаем еще до появления здесь Кутузовского скита, считающимся самым дальним у Серафимо-Дивеевского монастыря.
  Считается, что раньше он служил только местным жителям – к нему они устраивали крестные ходы, ходили по обету, лечили детей и бесноватых.
  Но как это часто бывает, он постепенно стал  христианской святыней и теперь не только местные жители и монахини приходят к этому Святому камню, но и все паломники, приезжающие в Кутузовский скит, обязательно навещают его, а заодно и Святой колодец с прудиком монаха Иоанна, на которые от скита есть специальный указатель.
 
Указатель на святые прудок, камень, колодец в Кутузовском скиту

  Этот камень у Кутузовского скита тоже связывают с именем преподобного Серафима.

 «По преданию будучи послушником Прохором, преподобный Серафим, проходя в Муром по этим местам, оставил в лесу небольшой камешек, пророчески предсказав, что место это будет свято. С тех пор камень этот стал расти, превратившись в большой валун, источая исцеления с верою приходящим»

   В общем, это очень похоже на легенды, связанные и с другими Серафимовыми камнями. Считается, что этот Святой камень Серафима у Кутузовского скита, как и Серафимовы камни у Царского скита ,тоже «растет» - в это верующие истинно верят.
 Об этом камне известно еще и то, что в годы гонений на церковь этот камень пытались увезти с этого места с помощью крана и тракторов - камень крутился, но с места не сдвинулся.
Растущий святой камушек Серафима в Кутузовском скиту, фото 4 Растущий святой камушек Серафима в Кутузовском скиту, фото 2

   Лично на меня общение с этим камнем произвело очень хорошее впечатление и я уже несколько раз к нему ездил. И это не смотря на не очень хорошую 12-ти километровую лесную дорогу без какого-либо покрытия.
    Конечно, попутное посещение Казанского источника в Гремячево, прудика Иоанна и самого Кутузовского Скита дополнительно усиливает эти впечатления.
 
 
«Камень с личиной». «Брунихин камень»(Сокольский район)                                                       

Сокольский край богат заповедными уголками с удивительной  и загадочной  историей. Одним из самых загадочных и таинственных из них является «Урочище каменное святилище», где в лесу, посредине заросшей сейчас  поляны, находится большой валун, именуемый  «Камень с личиной» (на безусловно обработанной верхней поверхности этого камня выбито "лицо").
 
А вот и 
   Камень погружен глубоко в землю. Вокруг камня выложен из камней поменьше большой круг очень похожий на "керексуры" (каменные выкладки), которые часто можно встретить, например, на Алтае и в Монголии (можно сказать, что это Нижегородский Стоунхендж).
  Следы, обнаруженных кострищ вокруг камня, свидетельствуют о том, что урочище выполняло функции святилища  традиционной  религии. Расположен он чуть более  километра к северу от середины дороги Куртюга—Ятово. Это одно из немногих дошедших до нашего времени древних финно-угорских святилищ.

Об этом безусловно почитаемом раньше камне, верней Святилище, наиболее подробно написано в интересной статье "Каменная загадка Ятовской горы"  Егора Верещагина.

Упорству и настойчивости автора этой статьи и его другу Андрею Зотникову в поисках этого камня могут позавидовать любые другие "Камнеискатели", среди которых и уже упоминаемые мною "Саровские краеведы" и вездесущие "Геокэшеры", благодаря подсказкам которых можно найти многие из заинтересовавших Вас  объектов, в том числе и некоторые из описанных здесь камней.

Вот некоторые выдержки из статьи Верещагина, которую, конечно, желательно прочитать полностью:

"Кто и для чего создал уникальный каменный комплекс, затерянный в глухих лесах Сокольского района Нижегородской области? Ясного ответа нет. Есть предположение, что камни эти использовались в качестве жертвенного святилища представителями исчезнувшего ныне народа меря.
  Но этот сложный артефакт мог возникнуть и в более древние времена, когда мерян и в помине не было на данной территории. А схожесть комплекса с астрономической картой Солнечной системы и довольно строгое расположение по сторонам света говорит о том, что это все дело рук не обычных первобытных людей. Люди ли вообще тут постарались?"

   Далее автор долго и подробно описывает все мытарства, которые им пришлось преодолеть со своим другом в поисках этого Святилища и который они, в конечном случае, все же нашли.
Но не смотря на подробное описание дороги к этому камню, координат камня в этой  статье я не нашел.

  И в этом случае, как и в некоторых других, я воспользовался подсказками Геокэшеров, которые в игривой форме зашифровали координаты этого камня.
  Для того, чтобы их точно рассчитать - нужно по дороге к камню остановиться у памятника героям Чернобыля в Дмитриевском и, прочитав надпись на его обратной стороне и сосчитав буквы и знаки по определенным формулам, вычислить эти координаты - ну прям как дети.
 
Древнее святилище  Древнее святилище «Камень с личиной
  Осмотр Святилища подтвердил - это действительно древнее мольбище или капище. Камень покоится на подложенных под него других огромных камнях, а вокруг него выложен круг из камней поменьше.
Предположить, что в настоящее или недавнее время здесь были какие-то люди, увлеченные выкладыванием керексур из огромных камней и их обработкой, верится гораздо меньше чем в увлечения тех, кто подобные места ищут. Ну не сами же Геокешеры их выложили!!
Кроме того, совсем рядом с камнем - святилищем есть  довольно большой развал из небольших камней - что это раньше было: бывшая каменная кладка типа Монгольского-Бурятского обо или тура, небольшой курган или что-то еще теперь наверно уже не узнать....

   В дополнении к предыдущим описаниям хочется добавить только следующее - в структуре камня много кварца, не хочется что-то утверждать, не являясь профессиональным геологом, но ,по-моему, это не гранит, а какой-то кварцит,  но только не кварцито-песчаник (те самые - ,в основном, красные камни, которые наиболее чаше встречаются в этих краях).
   Этот камень скорее серый, чем красный и в нем хорошо просматриваются прозрачные вкрапления кварца. Такие камни я видел, например, на Урале. А может он пришел к нам оттуда?
Вообще Сокольский район богат своими достопримечательными камнями о которых я постараюсь написать ниже и о которых есть достаточно много других публикаций -это Камни загадочного озера Текун,  Разбойничий камень у деревни Галкино на берегу Горьковского моря и т.д.  Да и в статье Егора Верещагина упоминается помимо "Камня с личиной" еще о двух других достопримечательных камня в Сокольском районе, вот выдержки и о них:
Первый из них они даже посетили с помощью проводников - "Брунихин камень", лежащий в овраге возле села Зубово С этим камнем связана незамысловатая деревенская легенда:
"...ранее он якобы стоял на краю оврага; какая-то женщина по имени Бруниха полезла вниз за грибами, и валун в этот момент скатился вниз. Когда это было и было ли на самом деле – никто сказать сегодня не может, но на одном из склонов оврага можно увидеть подобие следа".
 
Второй - "Самый большой в этих краях валун находится в нескольких километрах от села Мамонтово.Его обнаружили в 1990 году, когда делали дорогу: строители не смогли справиться с исполином. Чуть позже камень решили установить в центре села как памятник погибшим во время войны: чуть подкопали, обвязали тросом, подогнали 16-тонный кран..А он как в землю врос! Так и остается валун на своем месте – и постепенно уходит вниз в результате многочисленных подкопов".
---------------
 
  К сожалению, по их подсказкам в поездке, в которой мы нашли камень с личиной, отыскать "Брунихин" камень нам не удалось. Вот как это было:

 Облазив все овраги рядом с заброшенной деревней Зубово, которую посещают сейчас только  редкие дачники, и набрав полные корзинки грибов, отыскать большой камень, лежащий, именно, на дне оврага - не удалось, что ,впрочем, нельзя сказать о многочисленных мелких. Расспросы дачников, которые были только в одном доме, тоже ничего не дали.    
Ими было высказано предположение, что Брунихин камень лежит где-то дальше, ближе к Горьковскому морю, в которое "впадает" их овраг?!. Может мы буквально не дошли до него каких-то 100 метров.
  Но и в этом случае, без "трофея" мы не уехали и, благодаря подсказке этих же дачников, мы отыскали довольно большой камень недалеко от их дома, немного в стороне от оврага, оставшийся на поверхности с времен прокладки газопровода, мимо Зубова к соседним поселкам.
   
Большой камень у села Зубово (Сокольский район)
   Может это и есть "Брунихин" камень? Но тогда почему он не в овраге, а рядом с ним?
------------
 Найти  "Мамонтов" камень, в ту поездку 2015 года мы не предпринимали, но летом 2016 года мы легко нашли его по подсказкам жителей села Мамонтово.
(Описание этого действительно впечатляющего "Мега-валуна" представлено в следующей главе)
   
Мега валун - "Мамонтов камень" (Сокольский район)
 
В предыдущей главе уже упоминалась статья "Каменная загадка Ятовской горы"  Егора Верещагина в которой была приведена информация еще об одном огромном камне в Сокольском районе. Вот что о нем писалось: 
Второй - "Самый большой в этих краях валун находится в нескольких километрах от села Мамонтово.Его обнаружили в 1990 году, когда делали дорогу: строители не смогли справиться с исполином. Чуть позже камень решили установить в центре села как памятник погибшим во время войны: чуть подкопали, обвязали тросом, подогнали 16-тонный кран..А он как в землю врос! Так и остается валун на своем месте – и постепенно уходит вниз в результате многочисленных подкопов".
Но сами авторы статьи этот камень у Мамонтово не видели. Мне же повезло побывать на нем лишь летом 2016 года.
Вот как это было:
Въехав в село Мамантово и добравшись до его автобусной остановки, я для начала уточнил у трех сидящих рядом с магазином на лавочке женщин - а есть ли вообще такой огромный камень у Мамонтово? На удивление, все они о нем слышали и подтвердили его историю, а именно:
Нашли его строители дороги в соседнюю деревушку Трушино в еще 1990 году. Это дорога до сих пор является просто песчаной - грунтовой и строители лишь сгребали техникой дорожную насыпь и натолкнулись на лежащий под землей камень. Затем глава местного поселения захотел переместить этот камень на площадь в село Мамонтово и сделать из него памятник. Для этого он просил местных жителей обкопать его, но отрыв камень лишь наполовину на этом дело и закончилось. Кроме того, одна из женщин рассказала, что ее дети ездили к этому камню на велосипедах и показывали ей его фотографии. Женщина высказывала свое крайнее удивление его размерами сказав, что он «как остров».
Свернув на крайнюю улицу и найдя начало дороги на Трушино, я еще раз уточнил местоположение этого камня у хозяйки последнего дома. Как выяснилось, она об этом камне  тоже хорошо знает, и сама принимала участие в его откапывании.
Камень лежит приблизительно посередине пути из Мамонтово в Трушино, слева и совсем рядом с дорогой. Дорога без покрытия, песчаная, но с насыпью, которую построили те самые рабочие, что нашли это чудо, проехать по ней можно и на простой машине. Такого подробного описания оказалось вполне достаточно, что бы через  10-15 минут найти этот «камушек». Координаты «Мамонтового камня»  составили: N 57° 16.913', E 043° 38.734'.
Гигантский мега  валун буквально поражает своими размерами и мощью – действительно «как остров», настоящий камень "Мамонт", а как водитель я бы его сравнил с автобусом  «Газель»
  
 Камень-гора 
 
 В приведенной мною публикации говорится, что камень пытались забрать 16 тонным краном? Странные люди, даже по самым приблизительным расчетам  зная объем «Газели» и минимальную плотность камня  в любом случае получатся более высокие значения веса. Не случайно на камне написано красной краской цифра 79 -  что это означает 79 тон? Если да то это уже гораздо ближе к истине. Для его перемещения нужно подгонять 100 кран и платформу с «Ураганом» - это работа была под силу только «СпецТяжАвтоТрансу», ну или строителям Перуанских и Египетских храмов.
 
 
 
 Жителям села Мамонтово явно не хватило в свое время, искусства древних строителей в перемещении с помощью одной только мускульной силы огромных мегалитов и даже 16 тонный кран им в этом не помог!  
Камень конечно, очень огромный - воистину «Мамонтов» и гораздо больше Мега валунов Присаровья, таких как камни Разина, Алатырь, Грановой, Вергар и даже больших Серафимовых камней Царского скита, но все же он раза в полтора меньше Исполина «Синь камня» за Поломным (см. описание "Синь камня" у Поломного ). Тем более что этот великан, законно претендующий на самый большой камень из найденных в настоящее время в Нижегородской области, я видел всего за день до этого «камушка».
Есть и еще одна особенность этого камня, которая меня сильно удивила: Рассматривая его текстуру  сразу видно, что камень не гранит, не кварцит или какой либо конгломерат, а характерные дырочки на нем, как на сыре, и остальная равномерная  текстура делают его очень похожим на застывшую лаву. Я конечно не геолог, но вулканические камни видел не раз.
В свете этого, очень хотелось бы получить комментарии специалистов по вопросу происхождения этого мега  валуна. В любом случае происхождение  «сырных» дырочек не понятно – результат это эрозии или это воздушные пузырьки возникающие при остывании расплавленных пород?
Особенно это интересно в связи с тем, что «Мамонтов»  камень расположен в аномальной зоне Воротиловского выступа или Пучеж-Катунского метеоритного кратера. А что если это камень из разрушенной и расплавленной гигантским взрывом коренной породы от упавшего здесь метеорита или это камень от существующего здесь в древности вулкана (вторая версия происхождения Воротиловского выступа)? Но тогда как же он  «всплыл» с коренных глубин? Если же его сюда занес ледник, то тогда откуда? Подобных камней я на Нижегородской земле не видел!
Надеюсь, что ответ на эти вопросы мы когда-то узнаем.
   
Разбойничий камень в деревни Галкино (Сокольский район)
 
 
На уже упоминаемом выше Разбойничьем камне в д. Галкино мне довелось побывать лишь в мае 2017 года. Вот что я узнал о нем от местной жительнице, рядом с домом которой он сейчас лежит:
Достопримечательный когда-то камень имеющий двухступенчатую форму - удобный для сидения и лежания на нем. Раньше он лежал на самом берегу Горьковского моря, но сейчас оттащен немного назад к ближайшему от его первоначального местоположения домовладению. По легендам на нем когда-то любил сидеть местный разбойник, а еще совсем до недавнего времени, когда камень нагревался летом на солнце, местные бабушки лечили с помощью него радикулит - если сесть на нижнюю ступеньку и откинутся спиной назад, на покатую вторую ступеньку, то спина прогревалась и боль стихала.
 
 

Камни озера Текун (Сокольский район)
 
    Легендарное озеро Текун (Текунское) - еще одно интересное и загадочное место в Сокольском районе на самой границе Нижегородской и Костромской областей.
    Древнее озеро, бывшее когда-то огромным, с момента своего образования во время таяния последних ледников. За тысячи лет озеро заросло и сейчас это только небольшое зеркало посреди удивительно-живописного клюквенного болота. Об озере ходят легенды и сказки, вот одна из них:

    "По легенде, разбойники утопили в нем награбленные богатства. Было это не то при Екатерине II, не то при Павле I… Банда атамана по кличке Фатеич вселяла ужас в души плававших по Волге купцов. Нападали разбойники неожиданно, грабили купеческие суда и быстро скрывались на болотистых берегах лесного озера. Там у них было построено нечто вроде крепости – с двумя сторожевыми башнями на сваях. Пробраться в нее можно было только по воде или каменной дороге (она сохранилась до сих пор), соединенной с крепостью перекидным мостом. Такую силу забрал Фатеич, что не боялся даже царских солдат. Брал он только золото и бриллианты, остальное – одежду, съестные припасы – раздавал бедным. И озерная крепость всегда служила надежным укрытием ему и его банде. Сгубила грозного атамана, конечно, женщина".
  Еще одна загадка этого озера – к нему идет мощенная булыжником дорога по самому болоту. Кто и зачем построил эту дорогу ни кому не известно. (см. мои коментарии в продолжение главы о камнях озера Текун) 
  
   Есть  легенды и о том, что на этом озере есть  какое-то святилище с нечто похожим на языческий алтарь:
  
«Старожилы говорят, что капище языческое на этом озере было, и баб курганных можно разыскать. Только вот те, кто туда уходит, не возвращаются»...
   -------
   Конечно, может возникнуть предположение, что это то же самое капище «Каменное урочище» с «камнем с Личиной» ,о котором я писал в одной из предыдущих глав.
   И действительно, на одном из сайтов о легендах и загадках озера Текун приводится фото, именно, камня с личиной!
   Но от Текун озера до камня с личиной только по прямой неменее 20 километров!! На этом основании никак нельзя связывать Камень с личиной с этим озером.
     
   Доказать то, что на озере Текун есть именно свое капище, пока еще никому не удалось. Поэтому, остается только два варианта: либо это Святилище есть, либо  кто-то случайно или по глупости связал «Урочище каменное Святилище», именно, с озером Текун, введя людей в заблуждение.
   По крайней мере, один  такой «пострадавший» уже нашелся. В интернете имеется описания одиночного похода выходного дня, совершенного одним туристом, который помимо поиска самого озера Текун пытался отыскать на его берегах и этот камень-Святилище.
  
   Есть и отчет все тех же любителей природы и приключений Гекэшеров. В своем отчете
«Поездка на озеро Текун. Тайник «Сокровища атамана Фатеича» они очень интересно описывают свою поездку на это озеро. На озеро, на котором они мечтали побывать еще в детстве, когда приезжали в эти края в д. Родинка к своей бабушке.
 
И они тоже упоминают о каком-то ритуальном камне у этого озера. Вот что они пишут о нем и об остатках древней и, неизвестно кем построенной, каменной дороге:
 
«Ходят также слухи, что в районе Текуна есть какой-то ритуальный камень, здесь дорога значительно тверже, это остатки древней каменной кладки. Конечно, она уже давно заросла, но камни местами видны». 
 
   Геокешерам удалось все-таки отыскать один камень «На обочине замечаем большой валун».  Именно, у этого камня и был спрятан их «Тайник», который они благополучно и «добыли». 
Тот ли это ритуальный камень или нет, никто не знает.

    Что интересно в обоих рассказах - и у туриста, и у геокэшеров упоминается и еще один «Загадочный» камень с не совсем литературным, но глубоко устоявшимся местным названием «Жопа», названный так за свою характерную форму.
  Об этом сообщает любознательному туристу, попавшийся ему по дороге на озеро, местный дед, ответивший на его вопрос, что никакого святилища здесь нет, а только есть камень с этим названием.
 Об этом же камне и упоминают и «Вездесущие» геокешеры.  По их информации, полученной ими от знакомого местного жителя, возившего их на озеро, этот камень с нелитературным названием лежит: 
 
 «…примерно на полпути от Сафроновой Пожни к Родинке на обочине этой дороги можно найти довольно большой валун, который известен здесь под названием «Камень-жопа».
 
  Добыть фотографию этого камня для определения его сходства с его названием  пока еще никому не удалось…Так что, эта глава еще не закончена…
-------------------
Продолжение главы о камнях озера Текун
После публикации основного текста статьи я получил комментарий от RaFaeL с ссылкой на очередную статью гэокешеров, в которой с прискорбием сообщалось, что какой-то мужик, местный житель Летней Базы вывез камень с нелитературным, но емким названием Жопа и положил его для украшения своего участка в Летнюю Базу. 
Об этом с горечью пишет все та же  девушка геокешер – автор статьи «Поездка на озеро Текун. Тайник «Сокровища атамана Фатеича» - этот камень был ей очень дорог как и все прочие воспоминания о детстве, к которым все нормальные люди всегда относятся с трепетом. 
Вот что пишется в этой статье:

Лежал в лесу по дороге на Софрониеву Пожню камушек. Камушек не совсем обычный. Скорее даже - наоборот. И необычны были даже скорее не размеры камня (в лесах много камней и побольше этого), а сколько его форма. Основная часть камня, будто айсберг, скрывалась под землей. А сверху можно было видеть две ярко выраженных «половинки», сомнений в идентификации которых не возникало ни у кого. Поэтому сам камень, (а следом и место вокруг него) так и  назывался – «амень Ж..» (здесь цензура). Именно здесь, вокруг него было полно земляничных полян. Именно сюда вся деревня ходила за земляникой, а особенно мы, дети, так как от деревни было рукой подать, да и дорога простая – не заблудишься. Смутно вспоминаются легенды о заснувшей на земляничной поляне великанши, да и вросшей в землю под тяжестью своего веса. Камень был своего рода местной достопримечательностью, а жители считали его чем-то само собой разумеющимся и относящемся непосредственно к их деревни. Ни какого-то особого поклонения Камню не было. Ни кто не привязывал здесь на деревья ленточки, не бросал монеты и не умывался водой из естественных углублений Камня. Но ни кому не пришло бы в голову что-либо сделать с камнем или как-то его потревожить….

……Совершенно случайно в тот-же вечер мы узнали, что один местный житель, из соседней деревни Летняя База пригнал к камню трактор и увез его к себе на участок. Лежит теперь этот камушек и украшает его огород. И не было, выходит, ни какой великанши. Никто не проснулся что бы защитить местную реликвию….

Действительно, как у этого вандала хватило совести забрать то, что было для многих памятью о их бывших селениях Родинка и Софрониева Пожня и давно ушедшем детстве? Разве мало других камней в избытке валяющихся по берегам Горя-Моря?
 
Мне же удалось побывать на озере Текун лишь в конце августа 2016 г.
Целью поездки было выбрано не только получение собственных фото озера Текун и окружающих его камней, но и подтверждение информации о судьбе «Нелитературного» камня, а так же составления собственного мнения об теориях происхождения легендарной «Каменной» дороги к озеру Текун и возможных древних святилищах на его берегах.
Для исполнения задуманного необходимо было уточнить дорогу к этому легендарному озеру, потому что не смотря на огромное количество публикаций об озере Текун, в основном переписанных друг у друга, ни где не было ни какого описания самой дороги к нему.
Да и в описаниях же геокешеров и в рассказе одиночного туриста  (в отличии от других «авторов» действительно побывавших на загадочном озере) были лишь подсказки. Есть  в Интернете и опубликованный файл с записанным треком велосипедистов отправившихся однажды на Текун, но открыть его можно только с помощью определенной программы, которой у меня не было. 
Понятно, что дорога на озеро идет от Летней Базы через бывшую Сафрониеву Пожню или  от Родинки и тоже через Софрониеву Пожню, но где находится отворот с дороги Летняя База – Богословка к этому озеру непонятно.
Для ответа на эти вопросы мы сначала остановились в Пелегово , где местные жители подтвердили судьбу «Нелитературного» камня, а затем посоветовали ехать сразу в Софрониеву Пожню по широкой песчаной дороге-насыпи от Летней Базы - эта дорога разбита лесовозами в стиральную доску, но с их слов  проехать по ней можно даже на машине 2х4. Что касается отворота на озеро Текун, как потом выяснилось, они сказали какой-то бред сразу вызвавшей у меня недоверие. С их слов, отворот на Текун находится в километре не доезжая до Софрониевой Пожни от Летней Базы.
Для подтверждения, опровержения или дополнения полученной информации я не поленился и заехал еще по грейдерной дороге и в Родинку, в надежде все же «стартануть» на Текун от нее и найти еще лежащий на дороге Родинка-Софрониева Пожня "Легендарный Камень"- может его не украли? 
Попавшийся разумный местный житель опять подтвердил, что камень «Жопа» увез житель Летней Базы на своем лесовозе-манипуляторе и сокрушаясь добавил, что этот камень лежал здесь тысячи лет, а этот нехороший человек его забрал. Он даже назвал фамилию этого варвара, запоминать которую я не собирался, для меня этот «водила»  теперь может только ассоциироваться с названием камня который он похитил. 
Все, искать «Нелитературный» камень больше смысла нет – теперь этот камень лежит на участке одного из жителей Летней Базы -  водилы лесовоза по фамилии Жопа.
Кроме того, этот же житель умирающей деревни Родинка поведал, что мост в Софрониевой Пожне окончательно разрушен и перейти Шомохту можно только где-то не доходя до него, со стороны Родинки, по оборудованному охотниками мостику. 
Место поворота на озеро Текун он назвал более реалистичным –  недалеко от Софрониевой Пожни и дальше от нее по дороге на Богословку, но где именно выяснить не удалось.
Еще он тоже посоветовал нам не тратить время на пеший марш Родинка-Софрониева Пожня, а сразу ехать через Летнюю Базу на  другой берег Шомохты к Софрониевой Пожне и идти на Текун уже от нее. Он, как и жители  Пелегово снова подтвердил, что дорога Летняя База - Софрониева Пожня разбита, но твердая и проехать по ней можно даже на простой машине - с чем я в конечном итоге и согласился.
Изрядно напрыгавшись на песчаных кочках, испачкавшись в огромных, образовавшихся после последних дождей лужах, с ходу преодолев пару сыпучих подъемов мой «экспедиционный» Баргузин 2х4 вскоре уже стоял на отвороте к разрушенному мосту на Сафрониеву Пожню. Все - дальше шел ужасно грязный участок, соваться куда можно было только на хорошо подготовленной машине 4х4.
Собравшись, мы отправились дальше пешком. К сожалению, житель Родинки не предупредил о скором отвороте налево с указателем «Дорогиня-27 км.» и мы ошибочно свернули на него. Как выяснилось, на обратном пути отворот на озеро Текун находится приблизительно в двух километрах к востоку от Софрониевой Пожни (в сторону Богословки) и даже имеет соответствующий указатель – озеро Текун 3 км..
 
Вскоре поняв свою ошибку и сойдя с дороги ведущей в Костромскую область, мы по каким-то просекам и бездорожью, придерживаясь восточно-южного направления и прочесывая лес все же вышли на нужную нам дорогу. 
Первые два километра дороги на озеро Текун сильно разбиты глубокими колеями от лесовозов и тракторов, ведущих на вырубку, которая находится приблизительно в полутора километров к западу от северной оконечности болота окружающего озеро Текун. Последний участок, ведущий уже окончательно только к Текун-озеру сразу отличим от всех предыдущих дорог – он не разъезжен, не имеет глубоких колеей и покрыт лишь иголками и небольшой травой. 
Так где же та самая легендарная каменная дорога, неизвестно кем построенная? Конечно, камни встречаются и на лесовозном и на последнем участке, но настоящая «Каменная дорога» начинается только вдоль берега болота и длится всего каких-то пару сотен метров, а не  пять километров, как пишут некоторые любители дешевых сенсаций не удосужившихся лично проверить услышанную от куда-то информацию.
 
Много камней рядом и с самой дорогой, на краях вала. Некоторые каменные поля можно принять и за существовавшие здесь когда-то древние Святилища (на фото видно, что большой камень немного сдвинут неведомой силой).
 
 

 
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://megalithica.ru/
http://www.turizmvnn.ru/article/pochitaemye-i-dostoprimechatelnye-kamni-nizhegorodskoy-oblasti/
 Земцева Т. «Культовые камни как памятники природы и культуры»
Памятники природы Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Священные камни Поволжья.

  

ВложениеРазмер
3768601 (1).jpg244.26 КБ
3768601 (2).jpg268.47 КБ
3768601 (3).jpg198.73 КБ
3768601 (4).jpg217.45 КБ
3768601 (5).jpg239.91 КБ
3768601 (6).jpg63.95 КБ
3768601 (7).jpg201.67 КБ
3768601 (8).jpg256.92 КБ
3768601 (9).jpg231.77 КБ
3768601 (10).jpg240.79 КБ
3768601 (11).jpg208.58 КБ
3768601 (12).jpg317.75 КБ
3768601 (13).jpg237.77 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

марийские камни

рассказывая про камни Нижегородской области стоит упомянуть, как минимум, 

о четырех камнях которые располагались в культовых марийских местах - 

это камень-следовик у озера Светлояр, где есть и кюсото - марийская роща, раньше там проживали марийцы, которые поклонялись духу камня, потом христианские культы сменили языческие.

Также камень-конь в междуречье Ветлуги и Керженца.

и ветлужский камень - в правобережье Ветлуги - по информации  - Воскресенский р-н НГО.

Камень около села Хмелевка - недалеко от Васильсурска (древнее марийское городище).

Вероятно, были ещё камни, не зря в архивах Моркинского р-на РМЭ есть указания, что народ мари, уходя на восток, от движения славян - увозил с собой некоторые священные камни, про это было написано в статье про Кожлаерские камни.

Вопросов тут конечно больше чем ответов.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru