Почитаемые камни и мегалиты Ленинградской области

Почитаемые камни Ленинградской области

 Рубежный камень — Граничный валун
При размежевании земель не только копали ямы, засыпая углём, и делали затёсы ("грани") на приметных деревьях – всё это, конечно, уже сгинуло в глубине веков. Существовали пограничные знаки ещё одного рода – попавшие на межу камни, на которых также высекали русский крест, шведскую корону (3 короны) и "пояс" – линию между ними, олицетворявшую границу.
  

 


По этим признакам можно было бы опознать пограничные камни, которых в межевой записи указано двенадцать. Но к сожалению, значительная часть валунов, вероятно притащенных в эти края ледником, состоит из т. н. гранита-рапакиви – "гнилого камня"; некоторые такие валуны настолько разрушились, что их можно разбирать руками. Разумеется, на таких камнях никаких символов не сохранилось; кроме того, большая часть камней лежит в глухих местах: посреди лесов и по краям болот – там на многие километры вокруг нет населённых пунктов и людей, которые могли бы помочь в поисках. Многие ориентиры, указанные в межевой записи, давно исчезли: поля и дороги заросли, а леса, наоборот, вырубили или расчистили под сельхозугодья. Многие камни при этом были сдвинуты с места и – возможно – перевёрнуты. 

На сегодняшний день группе исследователей из Петербургского университета удалось посетить все упоминаемые в порубежной записи камни; по их словам, "однозначно идентифицированы как пограничные 4 камня, плюс к этому Мама-камень". Другие – лежат вроде бы на описанных местах, но символов на них нет – то ли стёрло время, то ли – забыли выбить в своё время; наконец, камень в окрестностях дер. Кемск пока не обнаружен, а камень у дер. Борисово на Оредеже при мелиорации полей в начале 1970-х был сброшен в реку.
Граничный камень находится близ урочища Мама-камень, поблизости с самим Мама-камнем.
Интересно, что в окрестностях с. Рождествено якобы сохранился т.н. "Папа-камень", о котором в начале 1990-х гг. рассказывала работавшая в набоковском музее ныне покойная А.П. Бирцева и который своими глазами видела рождественский библиотекарь Н. Моисеенкова. Но потом найти его не смогла...
 
 
КАМЕНЬ НА РЕКЕ ОРЕДЕЖ                                                                                                                   
Категория: Мегалиты - Синь-камни - Валуны
Дополнительная информация:
Описание:
Камни на реке Оредеж
 
 

КОБРИНСКИЙ КАМЕНЬ
Кобринский камень - Валун на Кобринском ручье                                                                     
Валун находится в глухом Княжеском лесу близ деревни Кобрино, на одноимённом ручье.
Этот заросший мхом камень один из множества подобных валунов Гатчины, некоторые из них имеют отметки, чаши и т.п.
 
 
ЛАБИРИНТ ОСТРОВА КРУТОЯР                                                                                                       
Лабиринт остров Крутояр
Лабиринт находится на острове Крутояр вблизи Выборга. Крутояр – второй по размеру остров архипелага Питкяпааси, на котором сохранились развалины одноименной финской деревни и каменный лабиринт.
Лабиринт размерами 9,5 х 7,6 м находится поблизости от вершины острова на высоте 20 м., имеет ширину каменных дорожек 20–50 см., ориентацию по сторонам света и вход на север со стороны береговой линии Финского залива. В нем обрушена лишь примыкающая к входу справа часть внешней дуги.
Был впервые описан в 1913 г. финским археологом Арне Тальгреном. Время создания в разных источниках варьируется от неолита до средневековья.
Есть несколько упоминаний и данных, согласно которым в этом районе находится от 5 до 10 такого рода достопримечательностей. Упоминается в связи с этим и два острова – Крутояр и Южный Виргин.
Сегодня остается только гадать, - для чего же наши предки создавали лабиринты? Это остается одной из великих тайн истории. У исследователей есть несколько версий. Одни считают лабиринты культовыми сооружениями. - так как спиралевидные изображения лабиринтов встречаются на полу некоторых средневековых церквей Швеции. Вроде как таким образом верующие зашифровывали свои христианские идеи. 
Другие ученые относят лабиринты скорее к проявлениям язычества.  Мол, наши предки строили и использовали лабиринты как алтари. Такая витиеватая форма и сложность прохождения вовсе не случайны. Души умерших должны были при проведении обрядов заблудиться и никогда больше не тревожить мир живых.   
По легендам лабиринты также являлись входом подземное царство или потусторонний мир. Открыться сей мир может не каждому, а лишь тем, кто знает заклятие или случайно оказался поблизости в момент, когда вход оказался открытым. 

Структура лабиринта на острове Крутояр относится по классификации ученого А.Куратова к биспиральному типу. Как и многие другие, находится лабиринт рядом с берегом со входом со стороны моря. Лабиринт ориентирован по сторонам света, вход на север, в сторону береговой линии побережья Финского залива. Дорожки, выложенные камнями очень узкие и тому, кто пожелает прогуляться, будет весьма непросто. 
Проходя лабиринт, надо двигаться попеременно во все стороны, постоянно меняя направление и радиус окружности перемещения, то плавно, то резко, стараясь не оступиться на узкой дорожке, и все это находясь на небольшом участке земли. Как вам такая тренировочка на внимание и координацию движения? 
Да и нагрузка на вестибулярный аппарат неплохая. Те, кто уже пытался пройти лабиринт отмечали, что делать это лучше не задумываясь. В любом случае, - прохождение лабиринта занятие весьма занимательное. Говорят, кто делал это не единожды, уверяет даже о некоем изменении восприятия мира. Может эту цель и преследовали наши предки? Вопрос риторичен… 
  
 
ЛЮБШАНСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Любшанское городище
Любшанская крепость древняя каменно-земляная крепость (городище) на территории Древней Руси в устье Волхова. Археологический памятник датируется рубежом VI— VII веков, воздвигнут на месте более древнего поселения, около 700 года перестроена на каменном основании словянами и прекратила своё существование к X веку вследствие изменения гидрологического рельефа местности.
Городище (крепость) расположено практически напротив Староладожской крепости через р.Волхов в 2-х километрах от неъ, а также напротив знаменитого комплекса курганов "Олегова могила".
Сейчас здесь периодически ведутся археологические раскопки.
 
 
МАМА-КАМЕНЬ                                          Мама-камень                                                  
При размежевании земель не только копали ямы, засыпая углём, и делали затёсы ("грани") на приметных деревьях – всё это, конечно, уже сгинуло в глубине веков. Существовали пограничные знаки ещё одного рода – попавшие на межу камни, на которых также высекали русский крест, шведскую корону (3 короны) и "пояс" – линию между ними, олицетворявшую границу.
По этим признакам можно было бы опознать пограничные камни, которых в межевой записи указано двенадцать. Но к сожалению, значительная часть валунов, вероятно притащенных в эти края ледником, состоит из т. н. гранита-рапакиви – "гнилого камня"; некоторые такие валуны настолько разрушились, что их можно разбирать руками. Разумеется, на таких камнях никаких символов не сохранилось; кроме того, большая часть камней лежит в глухих местах: посреди лесов и по краям болот – там на многие километры вокруг нет населённых пунктов и людей, которые могли бы помочь в поисках. Многие ориентиры, указанные в межевой записи, давно исчезли: поля и дороги заросли, а леса, наоборот, вырубили или расчистили под сельхозугодья. Многие камни при этом были сдвинуты с места и – возможно – перевёрнуты. 
Всё же, одному из таких пограничных камней "повезло" больше других: народное предание сохранило его название – МАМА-камень, а точные топографические карты – его местоположение. Хронологически первым об этом камне в литературе упомянул в середине XIX века академик П.Кёппен (со ссылкой на своего информатора – кобринского пастора Ф.Берга). Он писал, что такие пограничные камни финские крестьяне называют valkea kivi –"белый камень", хотя цвет валунов – серый. В описании границы XVII века он назван Плоским: "...до Плосково камени до Мамы три версты..."; там сообщается, что он лежал на границе Суйдовского и Орлинского погостов. Затем в середине XX в. о нём писал гатчинский краевед А.Лбовский, упоминая о том, что по преданию, в районе Мама-камня происходила битва русских со шведами (действительно в том районе во время т. н. Малой (Первой) Северной войны 1656-58 гг. происходили локальные стычки). И что по данным фольклористов, именно здесь, на берегу лесной речки Ракитинки родилась народная песня "Под ракитою зеленой Русский раненый лежал".

В середине 1990-х годов сотрудники газеты "Гатчинская правда" предприняли с помощью местных лесников поиски этого камня; нашли, о чём и рассказали в своей газете. С тех пор там побывало множество людей, да вот незадача: если в XIX веке на камне ещё сохранялись крест и короны, то ныне, кроме нескольких зубчиков, напоминающих слово "МАМА", ничего не наблюдается. Что и подтвердила недавно группа петербургских исследователей, с 2002 года занимающихся (и весьма небезуспешно!) поисками описанных в межевой записи рубежных камней. На сегодняшний день группе в составе А.И.Резникова из Петербургского университета, Ольги Стёпочкиной, Николая Воробьёва и Сергея Малахова удалось посетить все упоминаемые в порубежной записи камни; по их словам, "однозначно идентифицированы как пограничные 4 камня, плюс к этому Мама-камень". Другие – лежат вроде бы на описанных местах, но символов на них нет – то ли стёрло время, то ли – забыли выбить в своё время; наконец, камень в окрестностях дер. Кемск пока не обнаружен, а камень у дер. Борисово на Оредеже при мелиорации полей в начале 1970-х был сброшен в реку.
Интересно, что в окрестностях с. Рождествено якобы сохранился т.н. "Папа-камень", о котором в начале 1990-х гг. рассказывала работавшая в набоковском музее ныне покойная А.П. Бирцева и который своими глазами видела рождественский библиотекарь Н. Моисеенкова. Но потом найти его не смогла...
 
 
МЕГАЛИТЫ ОСТРОВА ГОГЛАНД                                                                                                            
Мегалиты острова Гогланд
Гогланд (пер.швец.) «высокая земля» - горы острова являются наиболее высокими точками над уровнем моря в радиусе более 120 км. В настоящее время Гогланд относится к территории России и входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. После 1940г года остров стал практически необитаемым. 
На острове археологами были обнаружили следы стоянок, существование которых относят к каменному веку (5-7 тысяч лет до н.э.). Кроме того, приблизительно к этому же времени относят и мегалиты, найденные на острове: сейды, камни-чашечники, каирны и каменные башни (гурии).
Сейды Гогланда – крупные валуны, которые являются красным гранитом, установлены на небольшие светлые или белые камни. Эти конструкции расположены по всему острову и в основном на вершинах сопок.  Иногда сейдам сопутствуют другие валуны и камни. И тогда можно обнаружить некую систему – например, сейд и камни расположены в линию или крест. К сожалению мы никогда не узнаем, как выглядели эти системы изначально – на острове не раз проходила борьба за территорию, а последняя была во время Второй Мировой Войны. Многие мегалиты на острове оказались разрушены, а те, что сохранились, уже никогда не будут прежними. В настоящее время на острове обнаружено около 20 сейдов, но по мнению исследователей когда-то их было около 100.
 
 

ОЛЕГОВ КУРГАН  Олегов курган - курганная группа на берегу р.Волхов                            
«Олегова могила» — сопка 5-III в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. В научной литературе именуется также «Полая сопка», «сопка Ходаковского».
В 1820 году она была частично раскопана Зорианом Доленга-Ходаковским (А.Чарноцким). Во время исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датирующийся VIII — началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». В дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились.
Фольклорные исследования фиксируют по отношению к сопке 5-III рассказы о земляной могиле, насыпанной «по горсти» и о похороненном Рюрике (последнее, возможно, имеет литературное происхождение). «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там „сопки“, начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда» (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.) «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит — вот здеся, кто говорит — в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят» (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)
Связь с князем Олегом (Вещим). В летописях: В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093—1095 гг., смерть князя Олега описывается следующим образом: «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе» — Комиссионный список Новгородской первой летописи младшего извода (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109).
Напротив, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова» — Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.
Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега; однако ни в одном из них это предание не конкретизируется.
Предположения: Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского» (5-III).

Предположения о сопке 5-III. В 1950 г. о возможном захоронении князя Олега в сопке 5-III пишет С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говоря: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как „Олегова могила“». Но при этом С. Н. Орлов не приводит никаких записей подобных преданий. В современных фольклорных исследованиях, также нет подобных сведений.
В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название „Олегова могила“ было присвоено насыпи 5-III в 20 — 40-е гг. XX в. и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.».
Г. С. Лебедев в своей книге «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана „Олегова Могила“, центральная, самая монументальная из сопок ладожской „сакральной зоны“. Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции». 
 
ТИВЕРСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Тиверское городище - Древний город Тиверск
Тиверское городище находится в 2х км от деревни Васильево, близ Балахановского озера, вниз по Вуоксе. Здесь сохранились остатки старинной крепости, множество каменных развалов и валов.
По некоторым источникам Тиверск пережил эпоху расцвета в XIV веке, когда был оплотом ведической оппозиции, считается, что тут находились священные объекты.
  
  
РЕВИЗСКИЙ СТОЛБ                 Ревизский столб                                                                                       
Ревизский столб первой половины XVIII века. 
Памятник крепостнической эпохи.
 На камне написано: "Село Яблоницы. 
Крепостная собственность. 
Ревизских душ 101. Земли 164 десятины". 
Таких столбов в России сохранилось только два. Поставлен на охрану Постановлением СМ РСФСР №624 от 04.12.1974.
 
 
МЕНГИР НА КОЛОМКАХ                      Менгир на Коломках.                                                                   
В Волосовском районе Ленинградской области можно увидеть очень много интересных камней, так как район находится на Ижорском плато, где жили древние племена. 
На одном из древних курганных могильников в западной части Волосовского района весной 2009 года был зафиксирован крупный вертикально поставленный камень. Ввиду внешнего сходства объект условно назван менгиром. Валун высотой около 1,8 м расположен на северной границе могильника. Плоская грань камня направлена вдоль границы могильника.
Расчётный вес Камня около 8 т. В местном фольклоре этот камень упоминается в связи с Русалками — недалеко от могильника, также расположен небольшой непересыхающий пруд под названием Макиш. Сам могильник обычно называют «Коломками», что является распространенным названием для многих могильников Ижорской возвышенности. Камень является местным ориентиром, могильник обычно упоминается как «Коломки у Камня».
Искусственная постановка камня сомнений не вызывает, но для курганных и Жальничных могильников Ленинградской области это явление не характерно. Обычно в ногах и изголовье ставились вертикально небольшие плиты, высотой не больше 0,5 м.
Самые ранние, из зафиксированных на момент опроса, упоминания этого камня относятся к началу ХХ в. Очень схожий объект есть в Латвии, где на кладбище в Ленце (муниципалитет Раискумс) также возвышается вертикально поставленный камень.
Однако можно предположить и другую версию: это мог быть поминальный камень (плоскость камня, обращённая к могильнику, это вполне допускает), в XIX в. по каким-то причинам свернутый в сторону могильника.

 

БЕСОВ КАМЕНЬ                                                                                                                          
Бесов камень (камень-Колдун, Чёртов камень, Pirukivi, Церковный камень, Большой камень, Велесов камень)
Бесов камень находится в Ленинградской области в Волосовском районе, к югу от Таллиннского шоссе, между д. Сельцо и д. Кандакюля.
"Бесов камень" - это огромный валун высотой 4-5 м, в обхвате - 38 м. Расположен он в лесу среди заболоченной местности, однако несмотря на это полностью лежит на поверхности (вероятно расположен на островке из коренных пород - известняков). На вершине валуна имеется уступ напоминающий сиденье (или ступень?) и выбито некое неясных очертаний изображение, на северной стороне валуна выбито два косых креста размерами примерно 40х30см.
Нижние грани камня имеют сколы, подтверждающие предание о том, что в период искоренения веры "скверных арбуев" была предпринята попытка уничтожить камень, для чего он был обложен деревьями, подожжен и обливался водой из окрестных болот - что должно было по мысли блюстителей православной веры расколоть камень перепадом температур. Однако похоже от него откололись только небольшие нижние части. Предположительно на камне были языческие символы-узоры, однако при обследовании его в 2003 году удалось рассмотреть только два косых креста на северной стороне камня и несколько неопределенных знаков на вершине (по некоторым сведениям христиане выбили на камне буквы православных молитв - на вершине есть несколько меток напоминающих буквы латиницы, впрочем, возможно, это уже следы современных посетителей).

На вершине камня латиницей выбиты монограммы AJ, AB, JU. Возможно, эти монограммы являются сокращенными формулами лютеранских молитв и были нанесены здесь в XVII—XIX вв. Местные финны называли камень Сууркиви (что в переводе просто «Большой камень») и Кирккокиви — «Церковный камень». На одной из граней камня имеется аркоподобная выемка, напоминающая вход в церковь. Скорее всего, эта особенность и послужила основанием для названия «Церковный камень». В современных сообщениях камень часто называют Велесовым, есть современная легенда о происхождении названия районного центра Волосово от имени Велеса (Волоса). В настоящее время Бесов камень стал достаточно известной туристической достопримечательностью, к камню приставлена лестница, по которой на него можно подняться. На вершине в дар камню оставляют монеты.
Камень описан в книге «Памятные места Ленинградской области»: «В болотистом редколесье Бегуницкого лесничества между деревнями Сельцо и Кандакюль было произведено обследование и фотографирование большой гранитной глыбы, глубоко утонувшей и обросшей мхом за много тысячелетий. Солидными размерами она превосходит любой из камней на территории Волосовского района. Возвышающаяся над поверхностью болота часть этой громадины имеет форму неправильного прямоугольника. Насколько глубоко находится остальная часть камня под моховым покровом, сказать трудно, однако, четырёхметровая жердь, опускавшаяся в щель у юго-западного края камня два года назад, дна не достала (в настоящее время эта щель забита жердями). Силы природы ориентировали этот гранитный массив по сторонам света. Причем наибольшая сторона периметра, длиной около 8 метров, обращена на север, другая 4-метровая озаряется солнцем с востока, южная граница протянулась на 5 метров и западная имеет в длину тоже 5 метров. Вершина посланца Скандинавских гор неравномерна: в наиболее высокой точке она достигает 3,5 метра, а в том месте, где на неё взбираются любознательные туристы, не превышает 2,5 метра, здесь естественные ступени ведут к вершине». 

Легенды, связанные с камнем:
Местное жители рассказывают, что ночью или в бурю здесь можно услышать как бесовский хохот, так и церковное пение из-под камня.
Согласно легендам, когда-то этот камень был церковью, но прихожане и священник не отличались особой праведностью, и Бог за грехи обратил их храм в камень.
Старожилы упоминают место, где стоит камень, как блудное, и не рекомендуют туда ходить.
Согласно легендам, «плохого человека камень к себе не подпускает». Можно плутать, а камень так и не найти.
Окрестности "Бесова камня" изобилуют другими памятниками, невдалеке расположен курганный могильник из примерно сотни насыпей высотой до 2 м.
  
 
ЧЕРТОВ КАМЕНЬ
Чёртов камень (Пирукиви) (Pirukivi) находится во Всеволожском районе Ленинградской области, между населенными пунктами Токсово и Хиттолово. Координаты камня: lat=60.1927 lon=30.5527.
Этот валун с плоской вершиной, ледникового происхождения. Склон холма обращен в сторону озера Кавголовского. Камень имеет размеры 2,5×1,5×1 м. Имеет ступенчатую структуру в сторону водоема. По собранной информации краеведа А. Крюкова в 1980-х гг место, в котором находится валун, расположено недалеко от старинной дороги и имело название Чертова Пирушка. Камень ассоциируется с образом чёрта; название местности Хиттолово на русский переводится как "Чёртово".
Легенды, связанные с валуном Чёртов камень:
- По преданию, в древности на этом валуне сидел чёрт и соблазнял проходящих и проезжающих здесь людей. Чёрт исполнял желания людей, но счастья это им не приносило.
- По рассказам, собранным краеведом А. Крюковым, на дороге, проходящей у холма, на котором стоит Чертов камень, время от времени люди видели чёрта в образе всадника, движущегося по дороге медленно, словно объезжая свои владения. Чёрт был в человеческом образе, «только большой и страшный». Человека, оказавшегося на его пути, ждало несчастье, люди предпочитали бежать от него.
  
 
КОНЬ-КАМЕНЬ                                                                                                       
Конь-камень (фин. Hevoskivi) — валун из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9×6 метров, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. Находится на острове Коневец на Ладожском озере, в 7 км от прибрежного посёлка Владимировка Громовского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области.
В историческом отношении валун представляет собой одно из редких сохранившихся финно-угорских святилищ (следовиков). Предполагается, что некогда рядом с ним проводились языческие ритуалы.
Форма камня отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и его название. Легенда о том, что карелы использовали остров Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня, появилась в описании жития Арсения Коневского, которое было составлено в XVI веке, примерно через сто лет после смерти подвижника. Автор — коневский игумен Варлаам.
Конь-камень дал название и самому острову Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари (фин.Rantasaari) — Прибрежный остров.
 
 
ИЛЬИН-КАМЕНЬ
Валун находится на южном берегу Ижоры,на краю карьера,между деревнями Ивановка, Покизен-Пурская и Юля-Пурская в Пудостьском сельском поселении. Самая высокая точка от земли 2,6 метра ,если обойти камень вокруг и измерить окружность,то выходит 15,8 метра. В камне просверлено отверстие.
Валун расположен на южном берегу реки Ижора, в нескольких километрах восточнее истока. Местное название камня — Ильин камень. Валун пирамидальной формы, высотой около 2,5 м расположен на вершине холма, стоящего в основании небольшого мыса, образованного изгибом реки. На настоящий момент часть холма, на котором стоит камень, срезана карьером, на самом камне имеются следы сверления, вероятно, камень пытались уничтожить мелиораторы в 1960-е гг.
Среди сакральных объектов западной части Ижорского плато можно выделить особую группу мест, объединенных «ильинской» топонимикой. Можно предположить, что «ильинские» топонимы произошли от названия древнейшего Ильинского Замошского погоста, основанного не позднее третьей четверти XIII в., центра, откуда в XIII веке распространялось христианство в западной части Ижорского плато (что фиксируется изменением погребального обряда).
 
 
Остров Кильпола (Kilpolansaari)                                                                                   
Остров Кильпола - остров в Ладожском озере, площадью 6 Х 8 км. (дословно —кильпи- Щит, ла- ля- окончание от личного имени (место где жил род Кильпи).
Остров известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел. До войны 1939 года на острове был обнаружен каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки).
Остров и прилегающие районы имеет очень древнюю историю, в районе поселка Тиурулу обнаружены стоянки людей каменного века от IV-V тыс. д.э.. Здесь располагались поселения карел, одни из самых древних земледельческих поселений в Северном Приладожье. До 40-х годов прошлого века на Кильполе проживали десятки семей, были проложены дороги между хуторами, а через протоки перекинуты мосты. На острове располагалось подворье Коневского монастыря и даже несколько деревень принадлежащие монастырю. Всё это было сожжено огнём советско-финских войн. Последние семьи покинули остров уже в 50-е годы, во времена насильственной коллективизации и проводившейся тогда политики укрупнения колхозов и уничтожения хуторов. Людей с имуществом переселяли с острова в ближайшие посёлки. Всё, что невозможно было взять с собой, просто сжигалось. Теперь только старые фундаменты, заросли малины, редкие кусты смородины и, до сих пор плодоносящие, яблони напоминают о былом присутствии людей на острове.
В наше время на Кильполе проводились археологические раскопки. Хотя нельзя назвать их полномасштабными, но и они дали учёным представление о жизни и быте древних карел, проживавших на острове. На южной оконечности, северней мыса Саханиеми, в раионе мыса Кярмеламменниеми, в 1941-44, был сторожевой пункт наблюдения.
 
 
Древние строения Выборгского залива                                                                    
Выборгский залив — глубоко вдающийся в берег залив в северной части Финского залива Балтийского моря. Получил своё название по городу Выборг, расположенному в самой северной части залива.
Мыс Южное Копье (Keihasniemi). Судя по финской карте, вдоль всего северо-восточного берега полуострова от самого мыса Keihasniemi (ныне Южное Копье) были нарезаны земельные участки, на которых располагались многочисленные постройки. Берег выложен гранитом, ближе к оконечности мыса - длинный гранитный причал. Немного восточнее расположена небольшая, также выложенная из камней, закрытая гавань с небольшим проходом для лодок. От пристани ступени ведут на берег, где дорожка идет мимо фундаментов разрушенных зданий.
Загадочная башня Тура на о.Верхолаз (Korkeasaari). Внешне башня действительно здорово напоминает классическую шахматную туру. История ее нам неизвестна. На некоторых картах она отмечена как памятник XIV века. Расположение окон наводит на мысль, что возможно раньше по внутренней стене башни наверх шла спиральная лестница. Хорошо видно, что башня многократно перестраивалась и ремонтировалась - некоторые швы между камнями заделаны современным раствором, наверху видна бетонная площадка на металлических рельсах. Камни верхнего яруса скреплены металлическими скобами.
Некоторые объекты явно более древнего происхождения, что наводит на мысль, что здесь были какие-то древние сооружения.
 
   
 
___________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://dostoyanieplaneti.ru/regions/sssr/rossiia/sieviero-zapadnyi-fiedieralnyi-okrugh/lieninghradskaia-oblast
Сакральные камни Ленинградской области.
https://megalithica.ru/leningradskaya-oblast.html
Аномальные зоны Ленинградской области.
Памятники археологии Ленинградской области.

   

ВложениеРазмер
Besov.JPG301.09 КБ
Gogland2.png1.01 МБ
Kilpola.jpg230.76 КБ
Kobrins.jpg371.75 КБ
KonnK.jpg173 КБ
Krutoyar.jpg548.89 КБ
Mama2.jpg892.35 КБ
Mengir.jpg42.03 КБ
Olegow2.jpg4.25 МБ
Oredezh2.jpg896.36 КБ
Revizskyi.jpg107.15 КБ
RubezhnyiK2.jpg1.3 МБ
Vyborg.jpg142.65 КБ

Комментарии

аватар: andrejbushev

Забыли Варашев камень на Ладоге

Забыли Варашев камень на Ладоге - http://heninen.net/variskivi/

аватар: Кэп

обязательно учтем...

обязательно учтем когда будем обновлять статью!

интересных камней и каменных сооружений там предостаточно, 

наверно в одной статье это не уместить...

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru