Почитаемые и уникальные камни Кировской области

Поскольку на территории Кировской области в древности проживали финно-угорские народы: чудь, мари, удмурты, коми, то здесь сохранились священные места этих народов, в том числе почитаемые камни и молельные рощи.
Также языческие обряды сохранялись до недавнего времени и среди русского населения, поэтому имелись факты почитания камней и среди вятичей.
Следует указать, что в Кировской области есть природные интересные камни, например, реликтовые шары – Жуковлянские валуны.
 

 
Так как часть р. Марий Эл, а также восточные части Нижегородской области раньше входили в Вятскую губернию, то в статье отметим почитаемые камни и в этих регионах России.
К сожалению, некоторые камни, о которых упоминалось в летописях, рассказах и легендах не сохранились до сегодняшнего дня.

 

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

                                                                  карта Кировской области                                       

 

  
Святые марийские камни.
Чаще всего такие камни устанавливаются народом мари в честь почитаемых героев, богатырей или марийских вождей древности. Центральным камнем, конечно, является камень Чембулат около реки Немда в Кировской области.

 

ГЛАВНЫЙ КАМЕНЬ - ЭТО КАМЕНЬ ЧЕМБУЛАТ ОКОЛО НЕМДЫ.

Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда, святилище Чембулат              

Всемарийское святилище, место проведения мировых молений мари - Туня кумалтыш.

На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").


Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
     Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.

Около святилища происходят аномальные явления, наблюдаются НЛО, есть блудные места, рядом находятся места силы, на берегу Немды есть пещеры.

 
Культовые камни есть у всех народов. У марийцев тоже есть культовые камни, возле которых они собираются, устраивают моления, просят об исцелении. 

Камни бывают разные, большие, средние и маленькие. Маленькие могут быть амулетами, оберегами. Как они действуют (в представлении народа)? Благодаря той силе, которую в них вложили (боги, духи, знающие люди). 

Большие "камни" - это скалы, горы, природные образования, которые в старину привлекли внимание людей необычными формами и размерами. Самый знаменитый "камень" такого рода у марийцев - камень Чумбылат в Советском районе Кировской обл. Это (как считается) место погребения и поклонения легендарному марийскому герою Чумбылату. Кстати, 21 июня там должно состояться большое ежегодное моление, так что ещё будет повод рассказать о нём подробней.

Как рассказала И.Степанова, до взрыва утеса моления посещало до 8 тысяч человек. На нынешнее прибыло более сотни верующих, что меньше, чем в прошлые годы, так как из-за особенностей лунного календаря МТР проведение моления пришлось на 11 июня, тогда как обычно оно проходит в начале июля. Ключевое понятие для просящего у богов и святых МТР марийца – перке, что переводится на русский язык как достаток. «Одним куском хлеба или блином могут насытиться многие, если на то будет воля Бога. Пусть материального будет мало, но – достаточно, - пояснила собеседница. – Поэтому мы просим и на хлеб перке, и на здоровье, и на деньги, и на скотину, и на пчел».
Обращения к Богам и святым МТР весьма действенны. Так, по словам И.Степановой, в прошлом году ее сестра обратилась к Чумбылату с просьбой помочь решить «квартирный» вопрос. «В течение года вопрос решился положительно, и теперь она приехала совершить благодарственную молитву, - отметила она. – Когда просишь о чем-то, надо потом обязательно прийти и поблагодарить за помощь – контакт между человеком и Богом должен быть». В этот момент разговора автор очерка понял, что ему – при благоприятном раскладе – придется через год везти на Немду хлеб, свечу, а то и гуся пожирнее…
Впрочем, верующие не должны перекладывать свои заботы на плечи богов и святых. Каждый человек должен неустанно трудиться над решением своей проблемы. «Человек должен работать, конкретизировать свои мысли, соблюдая ритуалы – тогда придет благополучие», - подчеркнула И.Степанова.

 Как рассказал карт Мари-Турекского района Марий Эл Михаил Айглов, другим ключевым понятием МТР является внутренняя энергия всех вещей и явлений природы «Ю». Она пронизывает все сущее, является основой всего, благодаря потоку этой энергии осуществляется контакт человека с Космосом (по мнению автора этих строк, этот феномен марийской культуры аналогичен дао китайцев, брахма индусов). По его словам, концентрировать Ю могут не только карты, но и колдуны (ю-зо!), направляя ее на злые дела. Так, до сих пор такие ворожеи наводят порчу на людей. Очистить себя и черпать космическую энергию лучше всего на природе, тогда как городская среда лишает человека контакта с ней, убивает его.         

 

 

Проф. И. Н. Смирнов в монографии "Черемисы" упоминает два таких камня в Вятском крае. Вот, например, "шудугушский" камень (назовём его так). Смирнов пишет: «В Яранском уезде жители д. Шудугуш приносили жертвы камню, который в настоящее время находится, как нам рассказывали, на дворе у одного жителя г. Коз[ь]модемьянска».

Что это был за камень? Какие жертвы ему приносили? По какому поводу? Ничего этого мы не знаем. Равно как и того, зачем и как забрал его козьмодемьянский житель. Какова дальнейшая судьба этого культового камня? Может, до сих пор лежит в чьём-нибудь дворе...

Конечно же, марийцы молились не самим камням, а духам, с которыми они каким-то образом связаны. Проф. Смирнов пишет: «Как бы ни было низко умственное развитие черемис, мы не в праве предположить, чтобы они обращались с своими мольбами к безжизненному камню, который находится весь в их власти. Они предполагают, очевидно, что в камне есть дух, который, подобно другим духам, может быть полезен или вреден».

 

 

Священное место - могила марийского героя и целителя Акпатыра.                                                По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.
Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.
После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.
Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.
В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.
С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

 

 

Болтушина гора - камень Болтуша (Полтыша)            Камень в честь Полтуша                                      

Князь Болту́ш  (мар. Полтыш) (ок. 1513—1553) —  это марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории.
 Этимология имени происходит от марийского «полтыш» — застёжка, бляха.                                            
Возможно, князь получил свое прозвище от какой-нибудь замечательной золотой или серебряной пряжки, украшающей его парадное одеяние.  Есть также версия, что его имя произошло от татарского – балта (топор).
Он был Военачальником луговых мари, возглавлявшим борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Черемисских войн. В 1552 основал крепость Шанчара на Большой Кокшаге (нынешний Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине т. н. Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. "Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля"

Священное место, отмеченное аномальными явлениями. Есть легенды о зарытом кладе на этой горе, который защищен заклятиями.

 

КУЛЬТОВЫЙ КАМЕНЬ И ПОЛЯНА У ДЕРЕВНИ ПОМЯЛОВКА

Культовая поляна у деревни Помяловки - почитаемое место, использовавшееся на рубеже 19-20 веков для проведения тайных культовых обрядов местной молоканской общиной.                                                  
Расположена на пригорке у деревни Помяловка (ныне - улица Помяловская деревни Куршино). Поляна ограничена с юга - оврагом и склоном, поросшим сосновым лесом, а с севера - краем поля, вдоль которого имеется полевая дорога. Общая площадь поляны - около 200 кв. м.

Из сохранившихся объектов выделяется почитаемый камень - глыба аллювиального конгломерата размером 1,3 х 1,0 х 0,5 м. Глубина погружения его подземной части не обследована.

Поверхность поляны и близлежащего поля представляет мощный пласт суглинков, без каменистых пород, что позволяет предположить, что глыба была привезена сюда людьми на повозке. Изображений на поверхности камня, вероятно, не было (для точной проверки камень необходимо приподнять).
По воспоминаниям, духовные христиане-молокане деревни Помяловка собирались здесь вокруг камня во время каких-то праздников, украшали его цветными лентами, пели песни.
В настоящее время культовое значение деревенской святыни утрачено: никаких обрядов на ней не производится.
  
Почитаемый камень
Тип: культовый объект
Расположение: возле ул. Помяловской д. Куршино
Статус: местный
Принадлежность: Администрация Кулыжского сельского поселения,   культовый камень                               
 

 

Белый камень у деревни Быз

Впервые описание почитаемого Белого камня возле деревни Быз давалось в исследовательской работе ученицы многопрофильного лицея г. Вятские Поляны Е. Шабровой, после эколого-биологической экспедиции лицеистов 2008 года. В этой работе указывалось, что камень представляет собой крупную глыбу известкового туфа, которая возвышалась раньше на вершине крутого берега р. Вятки, камень являлся местом поклонения марийцев, в первые годы советской власти камень был сброшен вниз прямо к воде.                                                

До камня можно добраться так: доехать до деревни Быз (например, спустившись в неё с объездной полевой дороги, начинающейся у д. Матвеево и тянущейся вдоль водораздельной возвышенности, или проехав через д. Куршино), а оттуда либо по тропинке напрямик направиться по лугам прямо к Вятке, либо подняться из Быза до объездной дороги и, немного проехав по ней, спуститься к Вятке через бывший колхозный сад.
Исторические предания говорят, что в старину жители деревни Быз в основном занимались рыболовством и разбоем на реке Вятке. Со времён средневековья дошла до нас поговорка "Пронеси, господи, Бызы и Заструги", чётко обозначающая места на Вятке, где жили лихие мужики. Деревня, расположенная на склоне, у подножия которого раскинулись обширные заливные луга, сегодня переживает не лучшие времена. Это сейчас преимущественно дачное поселение, оживающее летом.

Сам Белый камень лежит под крутым обрывом, представляющим собой частично осыпавшееся и заросшее геологическое обнажение, в котором встречаются прослойки белого известняка.
Сейчас уже трудно узнать, действительно ли Белый камень являлся объектом поклонения местных марийских или удмуртских племён. За далью веков эту сакральную тайну трудно подтвердить.
Жители деревни Куршино, утверждают, что видели, как уже в советское время здесь тайно устраивали моления члены небольшой местной молоканской общины.
Молокане - это одно из течений духовных христиан, которые, как и старообрядцы, не приняли каноны официальной православной церкви. Во второй половине 19 века в юго-восточной части Вятской губернии количество молокан было значительным. Возможно, адепты этой молоканской веры, избежавшие миссионерского влияния, частично оказались и на территории нашего района. Поскольку молокане, считающиеся сектой, были под запретом, то у них не было своих храмов, преклонение иконам отрицалось, общее чтение молитв происходило тайно у кого-то дома или на природе возле каких-то примечательных объектов.

Камень, конечно, сегодня уже не белый, и даже не серый, а скорее чёрный, из-за тины, ила, мхов на поверхности этой каменной глыбы. Точнее, это не один, а несколько крупных камней, лежащих рядом. О том, что когда-то камень был белым, можно видеть по редким светлым проплешинам на его боках. В половодье камень, видимо, оказывается полностью под водой. Вокруг камня густые ивовые заросли, на стволах которых по цвету коры можно определить уровень затопления. Вид на реку Вятку практически закрыт. Поэтому вряд ли с реки камень сейчас увидишь..
По химическому составу это известковый туф. На обрыве, в толще геологического обнажения не просматривается слой известняка такой мощности. Возможно, он находится выше, но присыпан, и камень первоначально был там, а потом обрушился вниз. Тогда он, находясь на возвышении, действительно мог представлять собой красивое зрелище.
Никаких признаков простейшего благоустройства возле камня не обнаружено (если не считать маленького сиденья у тропинки прямо напротив).
Вероятно, это место было выбрано для сакральных целей ещё и потому, что рядом с камнем, чуть повыше на 10 метров, вытекает достаточно мощный ручеёк.
Чуть повыше этого места, если подняться на небольшое плато и пройти 40 метров, есть ещё один водный источник. Здесь расположен благоустроенный родник, вытекающий прямо из-под старого дерева. Один из жителей деревни Куршино уверял меня, что вода из этого родника целебная: когда у него была ангина, то прошла она только когда попил отсюда водицы...

 

НИКОЛАЕВ КАМЕНЬ 

Николаев камень. На Вятской земле много таинственных мест, полных загадок и покрытых толстым слоем «пыли истории». Река Великая является одним из них. В жаркое лето 2010г. Река Великая обмелела и показала своё дно. Огромные валуны, верхушки которых иногда лишь торчали из воды, обнажились полностью.

На одном из валунов было отчётливо видно углубление, напоминающее отпечаток ступни. Следообразные отметки на камнях находили во многих местах мира - в Австралии, в обеих Америках, в районе Средиземного моря, в Индии, Китае, Британских островах, в горах Кавказа, Алтая, Саян, в Северной Германии, Скандинавии, Финляндии. В России больше всего загадочных камней выявлено в северо-западных районах Тверской, Новгородской, Ленинградской областях.

В научной и краеведческой литературе ландшафтные объекты данного типа обычно называются почитаемые или культовыми камнями и составляют особую группу камней – «камни –следовики». О камнях-следовиках известно с незапамятных времен. В древних легендах многих народов говорилось, что когда-то, давным-давно камни были мягкие, и живые существа оставляли на них следы. Ещё Геродот упоминал о существовании в древней Скифии камня с отпечатком ступни Геракла (в четвертом томе «Историй»). В «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин писал о следовиках как о «Памятниках каменносечного искусства древних славян» бронзового и раннего железного века. Большинство следовиков имеют естественное происхождение, но есть и такие, что были выбиты или «подправлены» человеком, они представляют собой древние наскальные изображения. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров.

Их контуры могут быть как размытыми, так и очень четкими. Чаще всего на валуне присутствует один след, но известны камни, на которых есть по два и даже три отпечатка. Размер следов обычно соответствует размеру ноги мужчины, женщины или ребенка. Это могут быть следы босых ног или ног в обуви. Историки и археологи предполагают, что историко-культурные камни - следовики, могли служить указателями на тропах, порубежными знаками, разделявшими в древности владение родов и племён, памятниками героям далеких времен. Однако большинство исследователей разделяют мнение об их культовом предназначении. В культовых и ритуальных целях следовики были в роли алтаря.

Расположенные на берегу озера, реки или источника, среди деревьев, священные камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди считали следовики священными и целебными. А если такой камень лежал у края водного потока, то и вода почиталась как «живая». Вода из родника, который бил рядом с камнем , считалась лечебной. По поверьям мордвы следы на камнях оставляла Анге-Пятай, мать богов, когда сходила с неба на землю. Следовик выступал своеобразной «дверью» в невидимый мир таинственных сил, которым поклонялись древние. Эзотерики считают, что камнями-следовиками обозначались особые природные места- «Места силы». В таких местах наблюдается особая энергетика и особая атмосфера местности, которая положительно воздействовала на организм человека. Под ними, как правило, располагались выходы руды, или подземные источники, или разломы земной коры. Такие места называли сакральными (от латинского sacri-священный).

Символ камня в Христианстве, один из наиболее ярких и понятных для верующих. Камень вечен, ему не страшны бури и ветры. Несомненно, наличие в Священной земле культовых камней позволяло ввести камни в христианскую культовую традицию. В святом писании «живые камни» символизировали верующих, чтящих Бога Отца и Сына. Камень, именуемый как твердыня, стал достойным символом отражающим слово Божье. «Краеугольный камень» и «Камень основания» явился символом Христа. Так же камень известен, как символ Голгофы. Христианство наделило камень божественным участием.

В основании Ковчега Завета лежал священный камень. Скрижали с заповедями представляли собой две каменные плиты. Христианские алтари высекали из камня. В христианской культовой традиции камни–следовики связывают с «божественным персонажем» или святыми: Богом, Иисусом Христом, Богородицей, святым Николаем, ангелами, пророком Ильей, которые либо спускались с небес, либо возносились, и камни плавились под их ногами. Например, о камне, что лежал у деревни Виданы, (Республика Карелия), говорили, будто след образовался от прикосновения ноги святого Николая. Переходя через реку, он наступил одной ногой на камень (где остался след) и перешагнул на другой берег с целью войти в часовню, носящую его имя. Священные камни находились в почитаемых местах, которые в народе назывались прощей. Христианское отношение к святыням базировалось на личной вере в бога.

Сами по себе святыни просто вещь. Но они были ценны связью с Богом, святыми, и им полагались некоторого рода почитания. Церковь допускала отношение к святыням, как чему-то, через чего Бог по молитвам христиан, по нужде человека мог явить свою милость, дары и благодать. Значительная их часть признавалась христианским духовенством и находилось под его опекой. Над некоторыми следовиками строили часовни и храмы. И в мусульманской религиозной традиции есть место камню.

Недалеко от знаменитого храма Кааба в Мекке, где арабы поклоняются своему высшему божественному символу - священному Черному камню, лежит белый валун с углублением, похожим на человеческий след, который тоже служит объектом поклонений. Согласно легенде, на камне стоял сам Авраам (Ибрагим), являющим праотцом не только всех евреев, но и арабов. Гигантский отпечаток ноги на гранитной скале в Цейлоне, мусульмане приписывают Магомету. Судьба почитаемых камней различна. Одни следовики, являясь историческими памятниками, известны на весь мир и привлекают людей со всех концов света, другие - были уничтожены или забыты. Следовик на р. Великой является большой ценностью только не для кладоискателей, а для археологов. Почитаемых и культовых камней на Вятской земле сохранилось не так много. Камни, со своим природным окружением, хранят богатейшую информацию, над которой еще стоит поработать современным исследователям.

 

Это полуприродная-полурукотворная стела (каменный обломок с Чумбылатовой горы), установленная в посёлке Советском. Узнал я о ней из старой газеты. Кое-какие моменты в этой истории надо уточнить: кто привёз камень, кто обработал, почему его дважды переустанавливали на другое место, готова ли табличка и проч. Пока же вот:

ЧУМБЫЛÁТ КӰ Чумбылатов камень — памятный камень в пгт. Советский, Советский р-н, РМЭ. Полное название (на табличке (по состоянию на 2009, не прикреплена)): Чумбылат шнуй курык гыч кондымо Кумалтыш кӱ «с Чумбылатовой святой горы принесённый молельный камень», рус. Камень поклонения со священной горы Чумбылат. Первоначально установлен перед зданием райиспокома в ознаменование дружбы с Советским р-ном Кировской обл. Позднее перенесён к Советскому районному краеведческому (?) музею Республики Марий Эл, где 26.4.2005, в День национального героя, состоялось его официальное открытие. Позднее в связи с переездом музея школы-интерната (?) перенесён на новое место. Ежегодно в День национального героя здесь поминают предков (Пехметова, С. Чумбылат кӱ, йӱлам пеҥгыдемдыше лий! // Марий Эл. - 2009. - 31 июль).

 

 

УДМУРТСКОЕ МОЛЕЛЬНОЕ МЕСТО АКТАШ - БЕЛЫЙ КАМЕНЬ                                                                          

Деревня Кузебаево.  Великая (Будзын) куала (молельня) располагается на берегу реки в лесу. Обрядовые действия здесь проводят в честь семейно-родовых богов. Территория святилища – прямоугольной формы, огорожена. В пределах участка стоит срубная постройка (куала). Прежде в куале хранили святыню мудор в виде берестяного или лубяного ящика. Снаружи перед куалой установлен длинный стол со скамейками для трапезы.

Помимо трёх основных святилищ, в деревне имелись и другие сакральные объекты. Место моления Акташ - Белый камень, посвящённое злому богу, действующему после захода солнца, располагалось возле деревни в логу (тюрк. Акташ ‘белый камень’). Там молились при проводах в армию и когда случались болезни и несчастья в семье. Из других почитаемых мест следует упомянуть гору Заччагурезь ‘гора Зачча’, на которой молодёжь проводила обряд гурезь сектан ‘угощение горы’; место для поминовения умерших предков йыр-пыд сётон; два места куркуяськон, куда выбрасывали личные принадлежности умершего человека.

 

КАМЕНЬ В УДМУРТСКОЙ РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ

Каменные предметы. На культовых памятниках древних и поздних удмуртов (жертвенное место Чумойтло, конец I - начало II тыс., святилище Большая Пурга, ХѴІ-ХХ вв.) встречаются отдельные находки кремневых орудий и об-
ломков точильных камней, что служит показателем их использования в ритуальных целях. Прослежены случаи использования каменных изделий и в погребальном обряде. Так, в мужских погребениях средневекового времени помещали кресало, трубочку для трута и кусок кремня для высекания огня. Отдельные факты сопровождения умерших мужчин и детей фрагментами точильных камней, кусками кремня и кресал выявлены и в могильниках ХѴІ-ХІХ вв.*
В этнографической литературе сохранились упоминания об использовании кремня и огнива в родильной обрядности удмуртов при наречении младенца.
Ворожец (карт) во время высекания огня перечислял имена: при каком имени трут загорался, такое имя и получал новорожденный [Бехтерев 1880, 9: 156].
Некоторые разновидности каменных предметов применялись в качестве лечебных средств. По поверьям удмуртов, белемниты ("чертовы пальцы") являются пальцами водяного — Вумурта, который часто их ломает, но каждый раз они у него отрастают снова. Порошком, наскобленным от белемнитов, присыпали ранки.
Белемниты темного или беловатого цвета находили в реке. Будучи мертвыми
пальцами, они всегда холодны, даже если бы их стали держать на печке, чем и
отличаются от "громовых стрел" (удм. гудыри-пукыли), которые имеют весьма
сходную форму, но принимают на себя температуру среды. Громовые стрелы
находят в лесу и на поле. От белемнитов они отличаются еще и цветом — всегда
желтоватые. Третий вид камней оригинальной формы инкӧлъы/гудыри кӧльы (букв.:
небесная галька, или громовая галька) хранился у удмуртов для счастья. Упо-
треблялись они знахарями для высекания огня над раной. Как правило, послед-
ние две группы предметов являлись орудиями каменного века, а именно: крем-
невыми нуклеусами, обломками ножей и скребков, а также целыми и обломан-
ными наконечниками стрел. В отличие от удмуртов русские все эти три разно-
видности камней безразлично называли "чертовыми пальцами" или "громовы-
ми стрелами" [Первухин 1888, I: 73-74].
Отношение к каменным предметам варьировалось в каждой местности: у
елабужских удмуртов в одних деревнях (д. Утчан) их держали дома; а в других
(д. Асаново) выпаханные громовые стрелы домой брать не полагалось, это счи-
талось опасным делом, так как, высекая огонь из небесной гальки (инкӧлъы),
можно было легко устроить пожар, ибо полагали, что огонь ходит за громовой
стрелой [Потанин 1884а: 221-222].

 

Памяный камень погибшим пожарникам чернобыльцам в Кирове                                                                  

 

РЕЛИКТОВЫЕ КРУГЛЫЕ КАМНИ - ЖУКОВЛЯНСКИЕ ВАЛУНЫ

Это огромные реликтовые шары, оставшиеся на территории Вятского края со времен древнего оледенения.
Место это недавно стало памятником природы и настоящим туристским брендом Кировской области!
Где находится: Кировская область, Котельничский район,
Между селом Карпушино и д. Жуковляне.                       Жуковлянские валуны                                           Загадочные места и аномальные зоны Кировской областиСкопище гигантских реликтовых камней в Котельничском районе Кировской области, известное под названием "Жуковлянские валуны", получит статус памятника природы, сообщает пресс-служба облправительства в пятницу.

"Объект "Жуковлянские валуны", представляющий собой скопление порядка 1300 крупных шаровидных камней диаметром от 0,5 до 1,5 м, расположен на площади около 10 га между селом Карпушино и деревней Жуковляне", - говорится в сообщении.

В схему развития особо охраняемых природных территорий регионального значения этот объект сейчас включен под названием "Реликтовые шары".

"Новый статус позволит сохранить этот уникальный природный объект Котельничского района", - отмечает пресс-служба правительства.

Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" замдиректора Кировского областного природоохранного центра Владимир Новоселов, специалисты считают, что происхождение Жуковлянских валунов связано с Ледниковым периодом.

Обнаружены валуны были в прошлом веке при разработке Жуковлянского песчаного карьера.

В настоящее время достаточно большое количество валунов утеряно.                                              
Когда-то на месте этих, поражающих своими масштабами крупных шаровидных конкреций известкового песчаника располагались поля сельхозназначения, где выращивали и убирали хлеб. Однако в период с 1980-го по 1982-й годы здесь проводились работы по выкапыванию песчаного карьера, для строительства железнодорожного пути от станции Ронжино к станции Свеча. Но железнодорожной ветке не суждено было появиться: работы пришлось прекратить из-за обнаруженных в почве древних камней разного размера. 

 

КАМЕНЬ ЖЕЛАНИЙ - ЖУКОВЛЯНСКИЙ КАРЬЕР                                                                                        

Так называется камень, который встречает гостей Жуковлянского карьера.

С этим камнем связана легенда о том, что если к нему прикоснуться и загадать желание - оно сбудется, при этом, обязательно, желание должно быть искренним, содержать светлые помыслы.

А еще народная молва гласит, что каждый может, среди множества камней, найти "свой" камень, ровно в полночь, прикоснуться к нему и узнать свое будущее, но... концовка этой истории такова - как только прикоснешься - сам превратишься в камень.

Говорят, что камней в карьере становится то меньше (вывозят), то больше - может это желающие узнать свою судьбу?

 

ЦЕЛУЮЩИЕСЯ КАМНИ                                                                                                        
Есть в Жуковлянском карьере множество скульптур, создателем которых является Природа. К одному из таких ваяний можно отнести камень с названием "Целующиеся камни".

Когда идешь по одному маршруту, то камень предстает пред тобою в виде кресла с красивой спинкой (первое фото), здесь даже можно удобно отдохнуть.

Однажды с экскурсией изменили путь и пошли по другому маршруту, а одна маленькая девочка бежала и кричала: "Смотрите, смотрите, камни целуются!!!".

С экскурсантами посмеялись, они тут же стали фотографироваться и говорить, что наверное эти камни приносят любовь.

Верить-не верить, каждый решает сам, но многие делятся результатом веры в любовь, посылаемую Целующимися камнями: одинокие люди, попросив камни о любви - обрели её, пары, бывшие в разлуке - воссоединились....  

 

 

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ НА ИСТОКЕ ВЕТЛУГИ

Ветлуга начинается от слияния  рек Большая Быстрая и Большой Матюг. Первая берет начало в Шабалинском районе, исток второй расположен в Котельничском. Они сливаются вместе у с. Круглыжи Свечинского района. Ветлуга истекает  с большого и глубокого чистейшей воды омута. В настоящее время на этом месте установлен специальный большой камень, означающий начало реки Ветлуги.                                                          

 


 Первоначально село называлось по названию одной их этих рек –  Матюги. А первым русским населенным пунктом на свечинской земле была деревня Мулинская (в настоящее время Мулы), что расположена примерно в 3-х километрах от села Круглыжи также на реке Быстрой. Кстати, это место облюбовали под стойбище еще древние возможно, марийские (черемисские) племена во времена каменного века (П. Стародубцев «Земля свечинская»). Заселение наших мест русскими проходило с севера, северо-запада и с запада выходцами из Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств, и первые русские поселения появились по берегам рек Ветлуги, Быстрой, Матюга и Ацвежа.

 

 

УРОЧИЩЕ СЕРЫЕ КАМНИ - УРЖУМСКИЙ РАЙОН                                                                                           

Урочище «Серые камни»

Фед. округ: Приволжский 
Кировская область, Уржумский район 

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО - ПРОВОДИЛИСЬ МАЁВКИ ГДЕ УЧАСТВОВАЛ РЕВОЛЮЦИОНЕР С.М.КИРОВ (в честь которого назвали область!)

Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 10 га 
Год создания: 1962 
Статус: Региональное значение 
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден решением Исполкома Кировского облсовета, № 571, 28.09. 1962 г.
Перечень основных объектов охраны: выходы серых известняков казанского яруса пермской системы

Географическое положение: 
в 1,5 км от деревни Белая речка, юго- восточнее города Уржума

Широта: 57.089 Долгота: 50.051 (градусы)

 

                                                      памятный камень ПП Пижемский                                                 

 

ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ ЧЕМБУЛАТ НА БЕРЕГУ НЕМДЫ - СКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС                                         

рядом расположен символ Марийского края - скала Чембулат, на скале угадывается суровое мужское лицо (видны глаза, нос, подбородок). ОН по воле судьбы обращает свой взор на юг, где буквально в километре (за Немдой) расположены гора и марийское мольбище Чембулат, а ведь в сущности скала Чембулат смотрит на весь Марийский край, который расположен на юг от Кировской области.

Про Чембулата можно рассказывать долго - это народный герой, марийский князь и заступник народа перед богами, марийское этническое сознание выделяет, что души умерших, которые при жизни пожертвовали собою и показали храбрость в борьбе за свободу своего народа, должны быть увековечены в сознании людей и в истории народа. На основе этого возникла народная вера в святых или в "земных божеств" и общенародный культ жертвоприношения в их честь.

Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.

  Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.

  Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.

здесь расположен символ Вятской земли - знаменитый восьмиметровый скальный останец "Часовой" - это обточенный ветром и водой останец отколовшейся когда-то от известнякового массива глыбы. Это результат проявления исключительно редкой у нас формы поверхностного карста.

   Часовой как бы на страже стоит в месте, где кончаются скалы, и "провожает" всех, кто пришел сюда водным путем. Скала "Часовой" - уникальное творение природы в долине реки Немды. Карстовый останец и правда будто охраняет красоту этих мест, других дивных уголков Вятского края. Нам остается только следовать его мудрой стойкости.                                             Камень Часовой                                                            

  Немда

 

 

БУРЖАЦКИЙ КАМЕНЬ-УТЕС НА НЕМДЕ                                                                                         

       В одном из красивейших мест в Кировской области, в бассейне реки Немды, расположен Государственный природный заказник "Пижемский".

  Причудливо извиваясь, течет река через перекаты по территории нескольких районов. Недалеко от города Советска впадает Немда в Пижму и вместе с ней - в Вятку.  

  Недалеко от деревни Фокино расположился Береснятский ботанико-геологический комплекс.   

  Подобно былинной скале возвышается над Немдой известняковый Буржатский утес высотой 30 метров, а в полукилометре от него весело звенит 7-метровый Береснятский водопад                                              

  Внизу под Буржацким утёсом на реке Немда расположился маленький порожек - Буржацкий перекат, где местные рыболовы пытают счастье на удочки и спиннинги.

  Вокруг Немды в этих местах живописные многоярусные леса, у берегов - лиственный подлесок, а выше стройно стоят сосновые боры. Река синей лентой обтекает пойменные луга и убегает к вятским горам.

 

 

КАМНИ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБНАЖЕНИЯ ОКОЛО ГОРОДА КОТЕЛЬНИЧ

Это место - овраг, находится в 7 км от Котельнича.

Место очень красивое и приятное (в эмоциональном плане).

На дне оврага бьют ключи, а искусственно созданная запруда позволила появиться водоемам.

Берега обваливаются, вскрывая почву и осадочные породы пермского периода.

Благодать! Здесь можно было бы создать место отдыха. 

 

 

 

КАМЕННЫЙ ЛОГ - ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ                                                                                                    

Каменный лог

Фед. округ: Приволжский 
Кировская область, Нолинский район 

Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Палеонтологический
Общая площадь: 172,71 га 
Год создания: 1962 
Статус: Региональное значение 
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден, решение Исполкома Кировского облсовета, № 498, 29.10. 1990 г.
Перечень основных объектов охраны: крупное местонахождение пермских примитивных хвойных - кордаитов

Имеются красивые выходы скальных пород Пермского периода.
Географическое положение: 
в 9 км к с-з г. Нолинск

Широта: 57.57 Долгота: 49.88 (градусы)

 

 

"БУМ-ГОРА - легендарный холм на севере Кировской области, куда согласно древним мифам, в 16-м веке ушло чудское племя. Про этот холм существует устойчивое поверье, что если достаточно сильно по нему ударить, раздастся гул (как из огромной пустой ёмкости) - отсюда, вероятно, и название холма."

Эта гора находится в самом п. Первомайском и стоит: наверху стоит крест в память о древнем поселении и красиво свалены круглые булыжники, вообще непонятно откуда взявшиеся. До Первомайского же можно добраться через Слободской или через Боровицу. 

Загадочная Бум-гора
Загадочная Бум-гора

 

 

ЗАВЕТНЫЙ КЛАДОВОЙ КАМЕНЬ - КЛАД ПУГАЧЕВА                                                                                  

Действительно, о факте обнаружения на территории Фаленского района кладового камня времен пугачевского восстания известно давно.

Об этом событии писалось еще в газете «Вятские Губернские ведомости» 30.09. 1879 года. Известный земский деятель, химик-самоучка и изобретатель, выходец из крестьян Котельничского уезда Захар Степанович Бобров (см. о нем в 6-ом томе Энциклопедии Земли Вятской), представил губернатору опочный камень четырехугольной формы, размерами 4 х 2 х 1 вершка (17,8 х 8,9 х 4,45 см.). Все грани камня покрывала хорошо сохранившаяся надпись следующего содержания: « Сей камень заветный кладеная сия поклажь сибирским Пугачевыми воинами 28 человеками да сей поклажи златого казною червонною монетою 56 тысяч каждой червонного щитая по пяти рублей, а поклажи серебром 44 тысячи монетами каждой монету щитая по рублю да это сей камень щестливой раб найдет, тот казну нашу возьмет, да это нашь заветь исправить тот и казну нашу разделити нашу казну возмите и по себе делите. Друг друга необите есаул Макаров атаманом Сухопаровым нами завещено тако по вместо нашей казны положите по завету нашему 30 аршин тонкова холста да каждого полуаршин по три монеты да черного петуха над сим холстом и деньгами станут стоять сторожа строчные годе понайдению нашей поклажи в ту яму положите исправной и завет а по наиден то сего камня ищите отговорщика и отговорщик знает управляться с нашим со сторожами. Слушаться отговорщика. Кладена поклажа 1774 году мая 4 числа». 
Камень, после ознакомления с ним губернатора, был передан в Вятский публичный музей и помещен в экспозиции. Там он находится и сейчас. Недавно я побывал во вновь открытом после реставрации краеведческом музее, и мне удалось даже сфотографировать этот экспонат, поэтому могу приложить к своей статье и фотографию.
Первоначальное местонахождение камня, несмотря на предпринятые меры, Боброву выяснить так и не удалось. Однако он узнал о множестве народных преданий о живших здесь разбойниках и зарытых ими кладах.
Так история с кладовым камнем начинает обрастать невероятными преданиями и легендами.
К сожалению, книга А. Фокина ни на каплю не приблизила нас к разгадке тайны, а еще более запутала ее. Автор допустил ряд ошибок.
Во-первых, А. Фокин ошибся в определении расстояния между местом нахождения камня и деревней Макаровщина. Захар Бобров нашел камень на территории прихода села Верхосвятицкого. Села с таким названием на современной карте нет. Но мы-то знаем, что Верхосвятицким называлось раньше село Ильинское. На самом деле расстояние между местом нахождения камня и д. Макаровщина более 50 километров.
Далее А. Фокин пишет, что село Верхосвятицкое и д. Макаровщина находятся на одной и той же дороге, но мы-то опять же знаем, что это не так.
Во-вторых, А. Фокин приводит в своей книге пересказанную ему народную легенду, якобы записанную Н. П. Шулеповым, о том, что клад привез и закопал у деревни Макаровщина уроженец этих мест пугачевский есаул Макаров. И этот есаул якобы и основал деревню Макаровщина. Ничего не могу сказать про есаула Макарова, существовал ли такой на самом деле и был ли он уроженцем этих мест – не знаю. Но чин есаула в пугачевской армии был очень высоким. Что же здесь делал пугачевский есаул 4 мая 1774 года, если основные силы восставших во главе с Пугачевым 5 мая штурмовали крепость Магнитную (ныне г. Магнитогорск)?
Для объективности следует отметить, что разрозненные отряды восставших действовали по всему Уралу и Поволжью. Главарь любой небольшой шайки грабителей мог назвать себя пугачевским есаулом.

  Могу привести факты из той же статьи в газете Вятские Губернские ведомости. «Кладовой памятник… первоначально был найден назад тому лет 20 женщиной дер. Политенки, близ села Верхосвятицкого и передан был его бывшему того села священнику… Жещина, первоначально нашедшая камень, вскоре после того ушла на богомолье в Саровскую пустынь и там умерла, оставив неизвестным место нахождения памятника… Сын священника, не зная места, где найден памятник, распорядился выбросить его на двор, как не нужную вещь, откуда детьми он переброшен был в одворицу диакона. От диакона памятник перешел к крестьянину, от которого Бобров и получил его естественно без всяких указаний о первоначальном месте нахождения его, которое, таким образом, остается неизвестным».
Вот собственно и все. Неоспоримыми фактами можно признать лишь наличие самого кладового камня (см. фото) и то, что найден он где-то недалеко от деревни Политёнки. Хотя, наверное, и старожилы уже не помнят, где была такая деревня. Могу привести справочные сведения. Деревня Политёнки, другое название – Махневская – находилась на межуездном тракте Нолинск – Глазов между деревнями Вогульцы и Сюрны. В 1873 г. в ней было 8 дворов, а в 1891 г. остолось только 2 двора (крестьяне Балезин и Оверин), а 1926 г. деревни уже не существовало.

 

САД УДИВИТЕЛЬНЫХ КАМНЕЙ -  КАРЬЕР, АНАЛОГИЧНЫЙ ЖУКОВЛЯНСКОМУ.                                           
Еще один замечательнейший карьер, со скоплением больших округлых камней, подобных Жуковлянским, находится на юго-западе от Жуковлянского карьера.

Направление примерно 10 км. на юго-запад от Жуковлянских камней.

Его разрабатывали примерно 30-40 лет назад, для строительства автомобильной трассы, историю предстоит выяснить. Он зарос ивняком, березой, осиной.                                                                                       

Здесь особое состояние природы, не похожее на другие места. Обстановка еще более сказочная, нежели в Жуковлянском карьере.

Даже есть свой старик--мудрец.Это лирика!

Что касается уникальности, то камней множество, они тоже округлые, но не такие большие как Жуковлянские. Возраст камней, возможно, близок к 253 млн.лет.

Гальки в камнях нет.Рядом пролегает территория с кремневыми камнями.                                    

 

 

КАМНИ НА БОГАТЫРСКОЙ ГОРЕ - СЛОБОДСКОЙ РАЙОН

СЛОБОДСКОЙ РАЙОН КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Здесь есть Особо охраняемая природная территория "Подчуршинская «богатырская» гора". 
Чуршинское городище представляет собой правильной овальной формы холм, доминирующий над окружающей местностью на многие километры.

Есть легенды о происхождении городища, вот одна из них: однажды с запада пришли двенадцать богатырей во главе с Онохой, насыпали холм и основали на нем городище. Они стали воевать с Никулицей, самым сильным из соседних богатырей.

А воевали они, перекидываясь палицами с городища на городище. Вскоре они помирились, Оноха посватался к дочери Никулицы. Никулица согласился отдать дочь, но лишь при условии, что богатыри, братья Онохи, привезут ему самоцветные камни до двенадцатых петухов, иначе он повесит Оноху, а богатыри окаменеют. Богатыри привезли камни, но петух пропел, когда они были у ямы, из которой таскали глину для холма. На этом месте они окаменели, и над ними образовалось озеро.

Оноха украл дочь Никулицы и убежал с ней на свое городище. Никулица напал на городище, сжег его, убил Оноху, а кости закопал на этом месте. Дочь Никулицы потерялась на этом же городище.
Сегодня на этом городище лежат 9 камней, подобных Жуковлянским, которые символизируют вышеописанных богатыре. 
Эти камни привезены туда от с.Шмелево Свечинского района в конце 90х годов прошлого столетия, по инициативе краеведа С.Серкина. 
Помню, что лежали эти камни напротив села Шмелево, на обочине федеральной трассы и вызывали неподдельный восторг всех, кто их видел впервые.

 

 

 

КОТЕЛЬНИЧ - ГОРОД РЕЛИКТОВЫХ КАМНЕЙ

 

Валковский останец «Пупыш»


Фед. округ: Приволжский 
Кировская область, Богородский район 
Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 4,95 га 
Год создания: 1990 
Статус: Региональное значение 
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден, решение Исполкома Кировского облсовета, № 498, 29.10. 1990 г.
Перечень основных объектов охраны: эрозионный останец
Краткое описание геологического объекта Валковский останец «Пупыш»: 
Валковский останец «Пупыш» - продолговатый холм, состоящий из пласта песчаника. Весенние воды речки Мырмыг аккуратно обточили и округлили его, дав ему форму правильно возведенной человеческими руками красивой насыпи.
Географическое положение: 
в устье долины р. Мырмыг у д. Валки и с. Ошлань
Широта: 57.917 Долгота: 50.5 (градусы)
Дополнительные сведения:
Впервые Валковский останец «Пупыш» был обследован еще в 1890 году известным вятским археологом А. Спицыным в связи с поисками Ошланского городища.

  

Валун «Чёрный»                                                                                                                                     

Фед. округ: Приволжский 
Кировская область, Подосиновский район 

Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0,01 га 
Год создания: 1990 
Статус: Региональное значение 
 Валун «Чёрный» - фото

Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден решением Исполкома Кировского облсовета, № 498, 29.10. 1990 г.
Перечень основных объектов охраны: окатанный обломок горной породы

Краткое описание геологического объекта Валун «Чёрный»: 
Валун «Чёрный» - это окатанный обломок горной породы, принесенный ледником с Кольского полуострова.

Географическое положение: 
левый берег р. Пушма, в 250 м ниже бывшей д.Будрино

Широта: 60.19 Долгота: 47.35 (градусы)

 

 

Валун «Гранитовый»                                                                                                                 

Фед. округ: Приволжский 
Кировская область, Подосиновский район 

Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0,01 га 
Год создания: 1990 
Статус: Местное значение 
 Валун «Гранитовый» - фото

Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден решением исполкома Совета народных депутатов № 498 29.10.1990 г.
Перечень основных объектов охраны: обломок гранита размером 130х95х90 см

Географическое положение: 
левый берег реки Пушмы у д. Серкино, в устье р. Нижняя Волосница

Широта: 60.175 Долгота: 47.333 (градусы)
 
 
Валуны в русле р.Пушмы

Фед. округ: Приволжский 
Кировская область, Подосиновский район 

Категория: Памятник природы 
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0,4 га 
Год создания: 1990 
Статус: Местное значение 
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден решением исполкома Совета народных депутатов № 498 29.10.1990 г.
Перечень основных объектов охраны: валуны

Краткое описание геологического объекта Валуны в русле р.Пушмы: 
Валуны: гранитовый (270х150х150 см), с несколькими неокатанными гранями и небольшим гладким желобом, напоминающим след шнура; диоритовый (100х70х60) см.

Географическое положение: 
русло р.Пушма, ниже д.Потемино на протяжении 250 метров

Широта: 60.225 Долгота: 47.142 (градусы)
 

  

ГРАНИТНЫЙ ВАЛУН В ФИЛЕЙКЕ (г.Киров)                                                                                             

Ниже слободы Филейки, у Большой горы, есть место, где на левом берегу река обнажает внутреннее строение Вятского увала на протяжении около 1 километра и высотой до 60 метров. Этой земле, которую «показала» людям река, более 230 миллионов лет. Здесь 48 слоев различных красноцветных пород из далекой палеозойской эры. Есть на Филейке еще один «сюрприз» из прошлого. На глинистых склонах оврага неподалеку от слободы Филейка живет скромное невысокое растение. Листья его, широкие, покрытые волосками, жаждут только одного – прохлады. И холодные родники дарят ему воду, охлаждают почву, а заросли ив защищают от солнечных лучей. Это растение – государственный памятник природы. Называется оно Кортуза Маттиолли из семейства первоцветных и является реликтом доледниковой эпохи. Несколько лет назад это растение росло уже только у одного родника на небольшой площади 50 квадратных метров.
На одной из лужаек близ трамплина лежит гранитный монолит. 
Место это на языке археологов назы­вается "городищем", а поскольку оно было расположено в поле y деревни Наговицинской, то и получило своё полное название "Наговицинское го­родище". Культурный слой Наговицинского городища всего 60-70 сантиметров. Но этого достаточно, чтобы реконструировать особенности быта, экономики, социальных отношений племён 7-3 века до нашей эры.

 

КАМЕННОЕ УРОЧИЩЕ ШАЙВЫЛ (ШАЙМЫ)

Так оно зовется по - удмуртски, но больше известно как Шаймы. Это каменная пуга, вырезанная долинами рек Лумпун и Унинка. Здесь реки совсем близко подошли друг к другу, образовав этот высокий и узкий, не более километра шириной, водораздельный увал. Старый хвойный лес укрывает его склоны. Поверху идет дорога из Уней на Порез. По обе стороны от дороги находятся большие, песчано – гравийные карьеры. Раньше здесь добывали гравий. Но потом добычу прекратили из-за угрожающе вздыбившихся конгломератовых останцев. Шаймы находятся на расстоянии двух километров от районного центра.                                                   
  Здесь открыто месторождение волконскоита, превосходной природной краски. Так же здесь встречается охра, а так же совершенно чёрный песчаник, содержащий до 54% марганца.
  Словом, любой шаймовский карьер – это уникальный геологический памятник, показывающий внутренне строение пуги.

 Унинский район расположен на юго-восточных территориях Кировской области. Его земли богаты хвойными и смешанными лесами, которые занимают 97 тысяч га его территории, а также водными ресурсами – здесь насчитывается 14 небольших рек и более ста прудов. Нерудными богатствами региона являются глина, известняк, а также песчаник и гравий. На территории Унинского района находятся два памятника природы, среди которых главным считается урочище под названием Шайвыл (Шаймы).                                             
Урочище Шайвыл, еще известное под названием «Шаймы», находится в 2,5 км от поселка Уни. Урочище представляет собой пугу, которая сформировалась долинами рек Лумпун и Унинка. Из-за того, что реки расположились близко друг к другу, здесь образовался высокий и узкий водораздельный увал, склоны которого укрывает хвойный лес. По верху этого увала идет дорога, а по ее сторонам находятся старые карьеры, в которых когда-то добывали песок и гравий. Эта добыча прекратилась, в связи с вздыбившимися останцами. 
  В этом урочище был найден минерал волконскоит необычной окраски и не тускнеющий на солнце. Еще здесь встречается охра, а также чёрный песчаник, который имеет совершенно черную окраску и содержит до 54% марганца.
    
Как доехать, Где находится Урочище Шайвыл?
Поволжье → Кировская область → Уни
Как добраться: Урочище расположено в 2,5 км. к юго-западу от поселка Уни Унинского района Кировской области. Добираясь до объекта из Кирова на автомобиле, следует двигаться по трассе Р169 (Киров—Малмыж—Вятские Поляны) в южном направлении. 
У села Плотники свернуть налево, напрямик через Богородское, мимо Спасского, Пореза, Багей. Либо ехать на прямом автобусе Киров – Уни. 
Расстояние до Кирова составляет 190 км.

  

КАНЬОН С КАМНЯМИ И ВОДОПАДОМ У ДЕРЕВНИ КУРШИНО                                                     

 

 

________________________________________________________________________________________________________

 
Источник информации и фото:
Команда Кочующие

https://vk.com/zhykovlyanskie
Энциклопедия Кировской области / отв. ред. Н. И. Домрачев.-  г.Киров, 2005.
Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Достопримечательности Кировской области
История сел и деревень Вятского края.
Памятники природы Кировской области.

  Памятники геологии Кировской области.

 

ВложениеРазмер
955255821 (1).jpg150.83 КБ
955255821 (2).jpg95.7 КБ
955255821 (3).jpg180.26 КБ
955255821 (4).JPG151.62 КБ
955255821 (5).jpg454.5 КБ
955255821 (6).jpg64.46 КБ
955255821 (7).jpg200.84 КБ
6rhot7A4Oro.jpg444.58 КБ
8mjCh-sh8rU.jpg350.62 КБ
546888888888888.jpg378.98 КБ
5468888888888881.jpg303.64 КБ
5468888888888882.jpg368.92 КБ
rAPbFkmvDUU.jpg65.18 КБ
lrUAWuIDh6o.jpg434.94 КБ
ABmTE2YGt8c.jpg196.95 КБ
odKcCwS02W0.jpg233.6 КБ
Px7XI0Q6U5E.jpg139.86 КБ
Rx7-IFFR-6U.jpg210.33 КБ
vCERpa3iBLQ.jpg165.17 КБ
45542678881.jpg138.75 КБ
435469 (1).jpg369.76 КБ
435469 (2).jpg265.75 КБ
435469 (3).jpg276.47 КБ
435469 (4).jpg273.24 КБ
аватар: Кэп

такое мнение...

думаю, что это только самое начало рассказа про почитаемые и сакральные камни Кировской области -  ведь таких объектов на Вятской земле существует намного больше!

Дело в том, что ледник двигался по территории области и конечно много сюда принес камней и валунов,  это должно сохраниться и до наших дней.

Все это было объектом поклонения древних народов, просто со временем много забылось и стерлось в памяти людей, хотя возможно забыто не всё.

поэтому просим поддержать данный проект - 

кто имеет информацию или фото таких объектов (камни, валуны, мегалиты) просим присылать на наш сайт, авторство будет обязательно указано!

электронный адрес:

Хафизов Ахат -

Hafizow@yandex.ru

 

аватар: Гость

о Жуковлянских камнях

Очень удивило "ледниковое происхождение" Жуковлянских камней, потому как этот объект первично исследован и есть Геологическое заключение, которое является основанием для документирования особо охраняемой природной территории.
https://vk.com/zhykovlyanskie А еще в этой группе можно ознакомиться с валунами и глыбами, находящимися на территории Котельничского и близлежащих районов.

аватар: Кэп

спасибо!!!

спасибо за ссылку - 

обязательно заглянем и прочитаем!

и добавим в основную статью дополнения по вашим материалам!

аватар: Гость

о Жуковлянских камнях

Если Ваша команда еще не была в этом месте, приглашаем, организуем экскурсию, только заранее предупредите.

аватар: Кэп

можете написать...

можете написать ваши телефоны или др. контакты - 

мы эту информацию вставим в статью про Жуковлянские камни, 

на нашем сайте, 

если народ захочет, то к вам обратятся,

по возможности и мы постараемся приехать и посмотреть это место.

аватар: Гость

о Жуковлянских камнях

Вся информация о Жуковлянских камнях размещена в ВК https://vk.com/zhykovlyanskie, там описан проезд до места, история, есть выкладки из исследовательской работы. Вопросы (любые, связанные с Жуковлянским карьером) можно задавать через ЛС https://vk.com/id210455135 или по телефону 8-912-7165220. Если кому-то нужна помощь в организации размещения в Котельниче с ночлегом (т.к. у нас еще есть Соколиная гора, заповедник Нургуш, динопарк, палеонтологический и краеведческие музеи)или организация экскурсий - пишите, звоните. Лично я профессионально этими вопросами не занимаюсь, но помогу всегда.

аватар: Кэп

спасибо!

спасибо за информацию!

знающий краевед и проводник никогда не помешает!

обязательно обратимся как будем в ваших краях!

тем более, что места у вас очень интересные!

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru