Племя меря на озере Неро, мерянская топономика

Озеро Неро

Территория, на которой стоит Ростов, и, кроме нее, громадные пространства вокруг – исконные земли мери. Меря – одно из финно-угорских племен, аборигенов северо-востока современной России, причем среди прочих племен – явно одно из самых сильных. 
Меря поставлена киевским летописцем, автором «Повести временных лет», с Ростовым в особую связь. Она впервые упоминается в «доисторической», недатированной части «Повести» (составленной непонятно когда; первая датированная запись – 853 год): на «Ростовском озере» меря сидит, говорится там, и на Клещине озере меря же. 

СТАТЬЯ ПРО ОЗЕРО НЕРО - ТУТ!

 

                                                                     карта озера Неро                                               

Озеро Неро
Летопись в этом месте явно подкорректирована позднее для пущей понятности – мерянское название озера, «Неро», заменили на «Ростовское озеро», что выглядит анахронизмом. Но, похоже, подредактировали не только это. А мы пошли на поводу. Однозначная связь Неро с мерей, проведенная летописцем, заставила историков говорить о том, что озеро было «глубинной, сакральной» территорией мери, «наиболее плотно населенной» по сравнению с другими. Ниже мы увидим, что это не так. Но сначала – несколько слов об истории мери как таковой.

 

Меря считается народом историческим, то есть он "обязан" появиться с тех пор, как его упоминули письменные источники, и никак не раньше. 
Впервые меря упоминается готским историком Иорданом 6-го века, как припоминание о народе merens в составе империи Германариха (4 век). Затем племя поминается русскими летописями, а в 907 году исчезает и из них. Составленное императором византийским   Константином до 959 года сочинение «Об управлении империей» знает мордву, но не мерю. Из этого делают вывод, что меря очень быстро ассимилировалась со славянами. Вывод, как мы увидим ниже, поспешный.

Мерянская археологическая культура прослеживается вполне четко. Чего не скажешь о ее происхождении, как и о происхождении народа мери. Керамика эпохи неолита свидетельствует, что озеро Неро обживалось людьми задолго до Рождества Христова. Осколки керамики ямочно-гребенчатой культуры находят и возле нынешнего кремля, и возле Яковлевского монастыря на реке Ушице, и даже на острове напротив города, где, как полагают, впоследствии была табуированная зона мерянского святилища. Наверное, самым ярким неолитическим артефактом из Ростова стал каменный топор, стилизованный под морду медведя (рисунок 1). 

Племя меря на озере Неро

Он обнаружен сразу за средневековым крепостным валом, на северной его оконечности. Поскольку медведь был культовым зверем именно финно-угров, эта находка, на наш взгляд, ставит точку в споре, считать ли неолитические племена финно-угорскими или нет. На наш взгляд, да.

Но большинство археологов сделать это не решается, и говорит о том, что единая этноязыковая группировка поволжско-финских народов прослеживается лишь с раннего железного века, с таких известных культур текстильной керамики, как Дьяковская и Городецкая. Предполагается, что внутри этих культур сидели неразделенными позднейшие меря, мещера, мурома, мордва, мари. 
Сама грань  между очень похожими (до полного сходства) культурами – Дьяковской и Городецкой – грань, существующая, на мой взгляд, лишь в умах археологов, объявлена свидетельством наличия двух диалектов (как будто диалекты связаны с формой горшков-?). 
Далее была яркая эпопея поисков мери на позднедьяковских памятниках, окончившаяся, конечно же, полной победой: вещи, начиная с 6-го века (со времени свидетельства Иордана) объявлялись уже не дьяковскими, а мерянскими, и вся недолга. Так же легко разобрались с «ассимиляцией» - вещи после 10-го века, пусть даже мерянские по облику, объявляются славянскими или «пережиточными». Почему мы написали этот абзац с такой иронией? 
Во-первых, как уже говорилось, мы считаем мерю очень древним народом, с самых истоков Дьяковской культуры – точно. Но, самое главное, мы думаем, что меря едва ли не до 13-го века играла важную роль в жизни Ростовского княжества. И мы намерены показать это на всем массиве фактов ниже.

Меря, судя по данным археологии, обладала высокой материальной культурой. Прошло время огульного приписывания мере и другим финно-уграм чуть ли не первобытного состояния до прихода славян. Однако, началась другая крайность. Послушать иных, оказывается, меря отличалась завидной предприимчивостью. Это она открыла Великий волжский торговый путь. И в сношениях с варягами, пришедшими в Восточную Европу поживиться от этой торговли, меря якобы выступала активной стороной. Варягов дальше то ли озера Неро, то ли Тимерева (возле Ярославля) не пускали, зато сами на юг, чуть ли не в халифат, ездили. Это, конечно, неправда. Вот чего в мере не было, так это предприимчивости и коммерческой жилки. Именно поэтому состояние мери до прихода варягов можно охарактеризовать как бытие традиционного общества – достаточно высокоразвитого, но замкнутого, неактивного, лишенного пассионарности. 
Торговали варяги сами, зато меря обслуживала торговую инфраструктуру (сельское хозяйство, ремесло, ремонт утвари и проч.) Желающим представить мерян как прирожденных купцов я могу лишь напомнить пассаж из Ибн-Фадлана, который видел в Булгаре в 922 году именно варяжских торговцев, а не каких-то иных. Дальше Булгара, впрочем, варягов действительно не пускали, но уже сами булгары (а ныне казанские татары), предпочитавшие самостоятельно плавать за товарами до устья Волги, где роль посредников играли уже хазары.

 

                       мерянская вышивка, которая очень напоминает марийскую                   Племя меря на озере Неро

Религия мери также выглядит религией устоявшегося (и застоявшегося) традиционного общества. Верховным богом считался творец мира Шкабас, но на первом плане фигурировал, как правило, его помощник, которого мы знаем под искаженным славянами именем Велес. 
Подлинный корень имени мерянского бога – «Велезь» или «Волозь», что значит первое – «народ, род», второе – «природа, мир». Так, известны финно-угорские боги «Велезь-шкай» («Хозяин народа») и «Волозь шкай» («Хозяин природы»). Велес представлялся, вероятно, в образе медведя (вспомним неолитический каменный топор в форме медведя) и считался в одной из ипостасей злым богом, которого надо задабривать. Недаром еще в 19-м веке в Ростове говорили – «Он злой, как Велес». В то же время под влиянием варягов Велес трансформировался в покровителя торговли.
Про мерю можно рассказать еще много интересного. Так, литьем металла у них занимались женщины, которые сидели в большом «женском доме» (нечто вроде мануфактуры) и безо всяких особых приспособлений лили металл в формы. Мужская, кузнечная металлургия появилась у мери лишь под воздействием варягов.

 

                                 древние находки в музее ростовского Кремля                                   Племя меря на озере Неро

Варяги и основание «Ростова-1» (Сарского городища)
Варяги проявили интерес к выгодам, которые несла в себе торговля с востоком, достаточно рано. Если основание такого опорного пункта, как Старая Ладога (он считается древнейшим, но мы думаем, что вместе с ним были и другие) относится к середине 8-го века, то разведки и рейды должны были осуществляться как минимум с конца 7-го – начала 8-го. Первичное проникновение варягов опиралось на два-три пункта - Рюриково городище, Старую Ладогу, и Сарское городище возле озера Неро, в земле мери, которое в этом рассказе нас и будет интересовать.

О ранних этапах деятельности варягов в земле мери может рассказать только археология. Проникновение варягов, скорее всего, было мирным. 
Следов войн или какого-то геноцида не улавливается. Напротив. Варяги избирают местом для построения своей крепости излучину реки Сары. И мерянское население, прежде рассеянное по громадным территориям, вдруг собирается в непосредственной близости от варяжской крепости, Сарского городища.

                                                         народ меря, меряне                                       Народ меря, меряне

Разберемся и с посылом о «глубинной территории» мери возле озера Неро. Если мы взглянем на карту расселения мерянских племен, то увидим, что колоссальная их концентрация – на юге, у Волги. И севернее лишь два островка – у Неро и у Белого озера . Как раз там, где сели варяги. Так кто к кому пришел? Варяги прибыли в места, заселенные мерей, чтобы установить там дань, как пишут российско-советские историки? Или варяги выбрали точки пустынные, лишь бы удобнее было в плане логистики, а уж меря сама к ним подобралась? 
Конечно, все убеждает в последнем. Собственно, о давнем знакомстве мери с регионом говорит лишь само название озера, «Неро» (ср. «Нерль»). Обычно эти корни выводят от «нер/няр» - «заболоченная низменность». Но даже с названием не все так просто. Колебания ранней летописи («Ростовское озеро») говорят о том, что мерянское и варяжско-славянское название появились едва ли не одновременно, и на равных конкурировали друг с другом. То есть меря дали имя этому «болоту» лишь когда сами его впервые увидели – не раньше конца 7-го века, одновременно с варяго-славянами, также давшими своему городу (Сарскому городищу) имя «Ростов», а озеру – «Ростовское».

                                                  легендарный град - Ростов Великий                                                Озеро Неро

Сделав столь сильное заявление, автор этих строк вмешивается в жестокую дискуссию. Древнейшая история Ростова – одна из главнейших загадок российской истории. Ростов как город упоминается летописями уже в 862 году. Рюрик, говорит летопись, пришедший на Русь вторично, после изгнания его «новгородцами» и оформления правильного договора с ними, стал раздавать земли своим варяжским вассалам, одного из которых посадил в Ростов (никто не поручится при этом, что там не сидел его наместник прежде). Однако, археология говорит, что на месте современного Ростова еще сто лет не наблюдается ничего варяжского, а стоит лишь заурядное поселение мери. Зато в нескольких километрах от современного города расположено огромное и богатое Сарское городище. 
Археологи раскололись на два лагеря. Одни полагают, что ранний Ростов – это и есть Сарское городище. Впоследствии город перенесли на его современное место. Другие продолжают активно копать в Ростовском кремле, в историческом ядре современного Ростова, надеясь отыскать следы славяно-варяжской жизни с момента летописного упоминания, с середины 9 века. Сарское же городище, в их понимании – племенной центр мери, который появился прежде славяно-варяжского Ростова, и, по мере развития последнего, захирел.

Усилиями московской школы (а в Ростове орудуют именно москвичи) победила вторая точка зрения. Как мы видели, издаются книги, где вовсе игнорируется варяжский пласт. Само же городище умудрились удревнить даже до 6-го столетия, лишь бы оно оказалось основано раньше варяг, и тянуло бы на «племенной центр» мери – очевидно, среди полной пустыни. 
Конечно, все «ранние» даты Сарского городища, будь то 6-й или 7-й века, нельзя воспринимать серьезно. Археологи просто берут в вилке дат (время бытования предмета, от – до) самую раннюю, или самую позднюю – это уж как им выгодно. Поэтому где у археологов написано «7-й», там может быть и «8-й». Середина 8-го века и есть время основания Сарского городища. А до основания тут было голое поле. Кто-то пришел сюда, и сходу выстроил крепость по заранее продуманному плану: насыпал валы, выделил военную и торговую зоны. Эти «кто-то» и были варяги, а само городище мало отличается как от Рюрикова, так и от собственно скандинавских поселений.

 

                                       мерянские археологические находки на берегу озера Неро                          Племя меря на озере Неро
Солидный мерянский пласт культуры Сарского можно связать как раз с ремесленниками из числа местного населения. В частности, здесь тоже есть следы литья металла женщинами, как принято было у мери, но именно здесь происходит отход от этой традиции: варяги учат мерю настоящему кузнечеству. 

Итак, с одной стороны мы видим огромный по тем временам военно-торговый город, называемый нами сегодня «Сарское городище», а современники звали его, более чем уверен, Ростов. А что видит археология в это же самое время, в 9-м веке, на месте современного Ростова? Многочисленные попытки откопать в нынешнем Ростове столь же древние варяжско-славянские артефакты, как на Сарском, потерпели крах. На месте современного Ростовского кремля где-то с 7-го века было мерянское селище. Причем его основали люди, которые хотели быть поближе к Сарскому-Ростову, так что хронологическое совпадение не случайно. Вещи, оставленные этими людьми, напоминали таковые же, мерянского облика, с Сарского городища. Богаты остатки зверей и рыб – поселок стоял среди дикой природы. В общем, обычное поселение охотников и рыболовов, снабжавших Сарское городище едой, и получавших оттуда в обмен предметы роскоши.

 

 

      Карта Окско-Волжского междуречья (приблизительно до 1350 года)

с показанием мест обитания мерян и соседних племен                   Народ меря, меряне

 

Перенос Ростова к берегу озера Неро
И вот «вдруг» (опять это «вдруг») мерянский поселок у берега озера Неро превращается в нечто совсем другое. Прямо поверх мерянского слоя, без перерыва, встает типичный древнерусский город. Когда это происходит? Несмотря на то, что раскопками в Митропольичем саду кремля затронута лишь окраинная часть города (его основная территория жалась еще ближе к озеру), ответ есть. Самая древняя мостовая (яркий признак древнерусской урбанистической культуры) срублена, судя по дендрохронологической дате, в 963 году. То есть Ростов упоминается в летописях уже 100 лет, Сарское городище существует 150, а город на месте нынешнего Ростова еще только появляется! Конечно, это свидетельствует о том, что «Ростов» 9-го – первой половины 10-го века располагался на Сарском городище – других-то кандидатов нет. 
Очень важно, что вскоре после 960-х годов Сарское городище приходит в упадок: предметов позднее самого начала 11-го века там нет. То есть люди продолжали по инерции жить на Сарском всего 50 лет, а, с учетом размытости датировок древних предметов, вообще можно говорить об одномоментном покидании Сарского городища. Что это, как не перенос города?

Название городища как «Ростова» забылось быстро, и именно по той причине, что и новый населенный пункт назвали так же, «Ростов». "Народное" имя городища – Сарское – появилось достаточно рано. Так, в апреле 1216 года члены одной из коалиций знаменитой Липицкой битвы встретились, как говорит летопись, именно на «Сарском городище». Но разве в этом народном названии не читается отголоска слова «кесарь» («царь»), то есть верховный правитель? Конечно, мне могут возразить, что имя городища взялось от названия реки – Сара, а откуда имя реке взялось – Бог ведает. Но мне кажется, что тут, вопреки распространенному правилу, именно река получила название от городища, а не наоборот.

Что же произошло у озера Неро незадолго до 963 года? Это было время правления княгини Ольги. Если вспомнить новгородскую историю, Ольга явилась на Рюриково городище (947 год), чтобы установить абсолютно новый порядок власти на той территории. 
Летописец лаконично говорит, что Ольга установила «погосты и дани», то есть систему налогообложения. Академик В. Янин доказал, что Ольга сделала не только это. Из числа общин, претендовавших на первенство, она выделила три, группировавшихся вокруг острова на реке Волхов. А эти общины основали собственно Новгород - новый город относительно Рюрикова городища.
Итак, остановимся теперь на берегах озера Неро, где славяне, меря и потомки ославянившихся варягов около 963 года строят «новый старый» Ростов. Есть мнение, что место для стройки выбрано странное – мол, сакральным оно было, табуированным. Действительно, нынешний Ростов находится как раз напротив острова, представляющего из себя лежащую в воде скалу, которая считалась священной, посвященной Велесу. 
Как же могли отвести славяно-варяжскому князю место для резиденции на этом священном участке? Да никак. Мы полагаем, что на самом деле исследователи допустили подмену понятий. Факт, что современному Ростову предшествовало обычное мерянское поселение, говорит о том, что берег озера табуирован явно не был. Сакральным, очевидно, считался только сам остров. Стремясь доказать, что в Митрополичьем саду якобы находилось святилище Велеса, исследователи дошли до смешного. Так, обнаруженный там при раскопках слой навоза объявили почему-то остатками жизнедеятельности непременно священных животных, живших при храме, или даже «одной из статей выплачиваемой дани». Получается, что дань платили навозом?!

 

                                    Ростов Великий:  мерянские орудия охоты и рыболовства                   Народ меря, меряне

 

Ранний «Ростов-2», видимо, не был обнесен сколь либо мощными оборонительными укреплениями. И вообще, настоящая крепость в Ростове появилась лишь в 17-м столетии. «Обстоятельства, приведшие к возникновению города на месте рядового мерянского поселка на малопригодном для большого поселения низком подболоченном участке побережья, лишенном естественных оборонительных рубежей, едва ли поддаются объяснению. Возможность занять более удобное место на озерном берегу не была реализована. Видимо, в основе столь странного предпочтения лежали какие-то субъективные причины, которые, спустя тысячу лет, понять невозможно», - пишет в связи с этим археолог А. Леонтьев. Однако, с нашей точки зрения все не так уж загадочно. Русские поселились на тех землях, которые им отвела община мери. Ниже мы увидим, что еще долго русским князьям приходилось с нею считаться – вплоть до восстания 1071 года. Конечно, меря постаралась дать варяго-славянам неугодья, а у тех просто не было выбора. Так что князьям нарочно дали местность, где просто невозможно поставить нормальную крепость – чтобы чрезмерно не усиливались.
В конце 10 века единая «Киевская Русь» стала дробиться, и в 988 году Владимир Креститель отдает город своему сыну Ярославу, будущему Мудрому. Ярослав был тогда еще очень молод (он родился около 978 года), и это пожалование носило чисто номинальный характер. Тем не менее, князь правил своим уделом до 1010 года. С эпохой Ярослава Мудрого археологи связывают начало расцвета материальной культуры Ростова. В 990-е годы появляются первые усадебные постройки, что свидетельствует: знать сформировалась и обживалась. Но долгое (до конца 11 века) бытование лепной керамики может говорить о том, что его население во многом состояло из этнических мерян. О том же могут свидетельствовать амулеты из костей бобра, которые исчезают как раз тогда, когда в Ростове действовали святители Леонтий и Исайя (см. ниже). А вот самый ранний нательный крест – это лишь 1070 годы, что тоже совпадает по времени с деятельностью этих святителей.

 

                                              находки на Сарском городище                                   Племя меря на озере Неро

САРСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Сарское городище — укреплённое поселение VII — начала XI веков в Ярославской области.
Сарское городище находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, к югу от станции Деболовская. 
Племенной центр мери, выполнял также торговые и военные функции. Имел сложную, дважды обновлявшуюся систему укреплений, на его территории обнаружено большое количество предметов вооружения.
По преданиям, в Сарском городище в деревянном тереме жил легендарный ростовский богатырь Алёша Попович.

Археологические материалы
Исследовалось П. С. Савельевым в 1854 г., Н. К. Рерихом в 1903 г., Д. Н. Эдингом в 1924—1925 и 1929—1930 гг., А. Е. Леонтьевым в 1972—1973 и 1980 гг. Городище состояло из трех площадок, каждая из которых была защищена отдельным валом. В Х в. площадь городища достигала 3 га. Среди находок — два клада дирхемов начала IX в., финские и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом.
Вблизи находился мерянский могильник. На противоположном берегу реки исследован небольшой сезонный лагерь для воинов и торговцев, проходивших здесь с торговыми караванами по Волжскому пути.

Основные занятия жителей Сарского городища:
ремёсла: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное, обработка кости, кожи, камня;
разведение лошадей, крупного рогатого скота и свиней;
земледелие;
промыслы: охота и рыболовство.

Торговля
Результаты раскопок свидетельствуют о важной торговой функции поселения — обнаружено большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова, а также разнообразных изделий: оружия и орудий труда, украшений и предметов из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси.
 

                                  расселение народа меря  в  окрестностях  Ростова Великого                     Племя меря на озере Неро

МЕРЯНСКИЕ ТОПОНИМЫ У РОСТОВА ВЕЛИКОГО
В книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии», к которой мы будем обращаться ниже, в сообщении о селе Вепрева пустынь говорится:
«По рукописи, в древности на этом месте будто бы поселился какой-то христианский проповедник, обративший в христианство княгиню Римну, жену князя Мери, за что и был убит вместе с Римной».
Как видим, здесь топонимическая легенда пытается объяснить само название племени меря от имени князя Мери. Эта же попытка предпринята и при объяснении названия деревни Мерековницы Карашской волости:
«В названии деревни явно слышится наименование народа меря. Согласно преданию, в старину на месте этой деревни было жилище Сидонии Мерековицы, легенда о которой существует и до наших дней».
Яркие примеры ложных топонимов – приведенные в книге А.А.Титова объяснения названий сел Шулец и Сулость при реке Солоть:
«Название села Шулец мерянское, но по Хлебниковскому летописцу оно происходит от имени когда-то жившей здесь княгини Шулы, жены ростовского князя Печегда»;
«Хотя название Сулость чисто мерянского происхождения, однако местное предание утверждает, что название произошло оттого, что на этом месте жил князь и волшебник Ласт, имевший дочь Прозору-Сулу».
Гидронимы – названия рек и озер – считаются наиболее стойкими топонимами и именно от них ведут свою родословную многие населенные пункты Ростовского края. 
Это удобно проследить на примере села Кустерь Зверинцевской волости, расположенного на реке Касти:
«По Хлебниковскому летописцу, на этом месте жила вдова Костяниха, имевшая двух дочерей, родную и не родную, по имени Кустя (об этих сказочных лицах существует легенда); в XV в. это место было вотчиной кн. Ивана Ивановича Пужбольского, по прозванию «Брюхо». У гр. Уварова («Меряне и их быт») Кустерь помещена в число селений, носящих мерянские названия».
От мерянского слова «пужбол», обозначающего поселение на реке, образовалось сначала название села, а позднее фамилия проживавших здесь князей Пужбольских.
Явно мерянского происхождения и название озера Неро.
Мы уже упоминали легендарного князя Мери. Из преданий, собранных А.Я.Артыновым, следует, что у князя Мери была дочь Нера, которую украла волшебница Зеюла. Тогда влюбленный в Неру витязь Звенислав отправился в Дамассковую дебрь, принес оттуда волшебной земли, из которой был сотворен первый человек, высыпал ее в озеро и образовался остров, на котором Звенислав и нашел свою возлюбленную Неру. Здесь, как и во многих других ростовских преданиях, характерно соединение славянских (Звенислав) и мерянских имен, что может свидетельствовать о мирном и долгом совместном проживании этих народов.
По другому преданию, название «Неро» образовалось в результате отрицания – «не Ростов»: будто бы какой-то завоеватель долго разыскивал город в лесных дебрях, наконец увидел его перед собой с берега озера и только хотел сказать, что это не Ростов, как меткая стрела ростовца пронзила его грудь, не успел завоеватель произнести название города до конца.
Но как же на самом деле возникло название «Неро»?
Скорее всего, его субстратом является угро-финское слово, обозначающее болото, болотистую местность. Заметим, что так же объясняется и сходное название реки Невы. Кроме того, слово «нер» переводят как «вода», от него, в частности, образовалось слово «нерест». Возможно, в какой-то степени справедливы оба объяснения, имеющие общий, «водный» источник происхождения.

                                             монастырь недалеко от места мерянского святилища                     Озеро Неро

В истории образования названия озера есть еще одна загадка – наличие второго имени «Каово». Как считают многие исследователи, у него тоже мерянское происхождение: «ава» с мерянского (и с марийского) обозначает «мать», «ка» – один; таким образом, «Каова» переводится как первая мать или, в переносном значении, «главное озеро». Уникальное количество мерянских топонимов показывает, что на берегах Ростовского озера (еще одно название озера Неро) находился эпицентр расселения мерян в этих местах, поэтому статус «главного озера» был вполне оправдан.
Об этом же свидетельствуют и археологические данные. 
В соответствии с ними меряне появились на берегах Неро в VII веке. Всего сейчас известно на Ростовской земле 20 мерянских поселений, в том числе и знаменитое «Сарское городище». А возле Плещеева озера (бывшее Клещино), окрестности которого входили в единую мерянскую территорию, таких поселений всего 12, причем меньших размеров и несравнимо беднее на археологические находки.
Вот что писал о поселениях на берегу Неро в своей монографии «Археология мери» А.Е.Леонтьев, который и сейчас продолжает археологические раскопки на территории Ростовского края:
«Наиболее заселенным было западное побережье, где выявлены две группы поселков на коренном берегу и тяготеющие к ним поселения в пойме. Особняком стояло Сарское городище. Восточное побережье было освоено слабее, но в расположении известных памятников также можно видеть указание на существовавшие локальные группы поселений. В целом плотность заселения была такова, что с места любого из высоко расположенных поселений можно было видеть не только ближние, но и дальние поселки на противоположном берегу озера».
Все это в совокупности дает основание считать, что для мерян Ростовское озеро действительно было «главным озером».
Явно мерянского происхождения впадающие и вытекающие из озера реки, хотя и существуют предания, иначе объясняющие происхождение этих топонимов. Так, название впадающей в Неро реки Воржи якобы произошло от слова «ворожить», чем занимались жившие здесь языческие колдуны. А.А.Титов в своей книге писал о селе Ворже на берегу одноименной реки, что в XV веке здесь, среди полей, засеянных рожью, стоял терем князя Василия Юрьевича Шемяки: «У кого в то время пропадала жена или дочь, то обыкновенно говорили отыскивающим: «ищи во ржи княжой», отсюда, якобы, и образовалось название селения Воржи.
Но как уже говорилось выше, наиболее стойкими топонимами являются гидронимы, от которых и ведут свои названия многие ростовские селения, а не наоборот. Не исключение и село Воржи. Е.В.Плешанов в статье «К вопросу о происхождении названия «Ростов», опубликованной в сборнике «История и культура Ростовской земли» (Ростов, 1998), писал: «Мордовское слово «Воржами», очень похожее на гидроним Воржа (речка, впадающая в Неро с востока), означает «навещать роженицу» с угощением. А ведь солнце «рождалось» над Неро со стороны села Воржи для тех, кто справлял обряд его встречи на западном берегу, на месте будущего Ростова».

                                            озеро Неро в начале зимы                                          Озеро Неро

Этот же автор перечисляет разные варианты происхождения названия реки Сары, впадающей в озеро Неро с юга, и в частности пишет: «Вариант с окончанием -ра более стойкий потому, что в мордовском языке сохранилось древнее название Волги Ра, заимствованное из иранских языков... В вепсском языке (он тоже относится к финно-угорским языкам. – М.С.) сохранился аппелятив Сара в значении «развилина», «разветвление», что находит соответствие в украинском слове «растоки» – место, где река разделяется на рукава. Дельта Сары как раз разделяется на два рукава».
Так, может, и название «Ростов» образовалось от слова «растоки»? Еще одна версия, которая тоже имеет право на существование.
Что интересно, по-марийски, сар – война, военный, то есть городище было укреплено на случай военных действий, или предназначено для военных.
Э.М.Мурзаев в «Словаре народных географических терминов» переводит слово «Сара» как заболоченная река. А вот исследователь С.А.Образцов в статье «Городок на Саре» («Русь», № 2-99) хотя и признает, что Сара – мерянского происхождения, но в данном случае, по его мнению, произошла обратная операция – река получила имя по названию основанного на ее берегу города Сара. И приводит целый список однокоренных названий: Саранск, Сарапул, Саратов, Сарицыно (позднее Царицыно), Сараево и др. Далее автор делает следующий вывод: «Смысловое значение слова «сар» во всех угро-финских и тюркских языках одно и то же и означает верх над чем-либо: над водой – остров, над равниной – возвышенность, над городами – столица и т.д. В нашем случае г. Сара – поселение, возвышающее над всеми другими поселениями в мерской земле, т.к. в нем находился верховный правитель, т.е. племенной центр».
Возможно, версия близка к истине, хотя и нарушает представление о первичности гидронимов.
Свое объяснение образования названия «Городец на Саре» находим в книге А.А.Титова:
«Древнее земляное укрепление, во время язычества в этом месте стояло капище Велеса... По одной рукописи, городок построен каким-то баснословным царем Саром, сыном древнего князя, который был внуком новгородского князя Вандала».

                                           наконечники копий - Сарское городище                                          Народ меря, меряне

 

Вряд ли это предание имеет историческое основание, но характерно, что оно связывает историю возникновения местного названия с новгородской историей.
Векса, как считают исследователи, переводится – исток из озера. Объясняя название села Вексицы, А.А.Титов приводит легенду, по которой название образовалось благодаря Шуши – дочери ростовского воеводы Громилы, будто бы воскликнувшей, войдя в построенный для нее терем: «Я весь век сидеть здесь буду». «Однако легендарное происхождение названия Вексиц едва ли справедливо, – замечает А.А.Титов. – Вексицы, очевидно, название финское, тем более, что в Финляндии, в Выборгской губернии, известная своим водопадом река также называется Вуокса».
Добавим, что река Вуокса вытекает из озера Сайма, что подтверждает изложенную версию о происхождении этого названия. Возможно, именно по названию этой реки меряне, переселившиеся в эти края, и дали название реке, вытекающей из озера Неро. Именно так произошло с названием протекающей у Переславля-Залесского реки Трубеж, названной так славянами по имени левого притока Днепра. Тогда же, заодно, сюда «перекочевало» и название южнославянского города Переяславля.
Сливаясь с рекой Устье, Векса образует впадающую в Волгу реку Которосль (иначе – Которость), в названии которой тоже находят мерянские корни, объясняя его примерно как «главный водный путь к Ростову».

Финское слово meri переводится как море, большое озеро. Не так ли образовалось название племени меря – по озеру, на берегах которого обосновалось это племя? В таком случае, и топоним «Неро» мог возникнуть как видоизмененное «меря». Больше того, получает еще одно подтверждение версия, что призванные новгородцами «варяги из-за моря» могли быть росами-русами, проживавшими на одной земле с меря, возле озера Меря. Но вряд ли эта версия может быть доказана более убедительными доводами, чем этимологические изыскания.
Однако в любом случае обилие топонимов мерянского происхождения еще раз доказывает древность Ростовской земли, а то, что они сохранились после исчезновения племени меря, – еще одно убедительное свидетельство в пользу его мирной ассимиляции славянами. Причем ростовцы наследовали от мерян не только географические названия, но и многие мифологические образы и языческие представления.

 

                                           Спасо-Яковлевский монастырь на берегу озера Неро                       Озеро Неро

ВНАЧАЛЕ БЫЛО ЯЗЫЧЕСТВО
Один из «локальных вариантов» славянской мифологии находится в ростовских преданиях. В них же нашло отражение и влияние на славянское язычество «верований родственных и соседствующих со славянами народов», в нашем случае – племени меря. В тех же преданиях – история борьбы на Ростовской земле язычества с христианством.
Опять обратившись к книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии», дадим несколько комментариев к топонимам, так или иначе связанным с языческими временами. В качестве отправной точки возьмем информацию о селе Ангелово Воржской волости – родине известного ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Вот самое начало этой информации:
«В прежние времена называлось Чертово (от слова «черт»). Существует предание, что до принятия Русью христианства в этом месте поселились христиане, пришедшие из Новгорода с князем своим Переем-Тучей, который принял христианство от св. Андрея Первозванного».
 «Легенда о верховном жреце этого идола Киче сохранилась и до нашего времени. Принявши христианство, Владимир велел уничтожить не только идола, но и все жилища жрецов сжечь; но обаяния прошедшего были еще живы; привидения и «нечистые силы» водились еще долго, так это место получило название Чертово городище».
Имя Кича – верховного жреца идола Велеса – упоминается и в других топонимических преданиях из книги А.А.Титова. Так, в информации о селе Кильгине Карашской волости сказано:
«По Хлебниковскому летописцу, в древности тут жил Велесов верховный жрец Кича, крещеный потом святителем ростовским Леонтием и названный Петром».
В информации о Мосейцеве Нажеровской волости читаем:
«По преданию, на этом месте в XI в. стоял терем верховного жреца Кичи, сын которого Круглец был крещен свят. Леонтием, назван при крещении Моисеем и рукоположен был сначала в диакона, затем в священника».
Неоднократное упоминание Кича в ростовских преданиях представляется нам не случайным, знаменательным.
Е.В.Плешанов в статье «К вопросу о происхождении названия «Ростов», к которой мы уже обращались, сделал интересное, хотя и спорное замечание:
«В легенде о введении христианства в Ростове при епископе Леонтии фигурирует верховный жрец Велеса – Кича. Окончание -а в этом имени является признаком женского рода. К тому же заметно сходство с Кече-авой – матерью солнца у марийцев. А это важно, так как указывает на то, что поиски марийских и мокшанских параллелей мерянским названиям является верным направлением».
Вряд ли верховный жрец Велеса мог быть женщиной, но созвучие его имени Кич (Кича) с марийским божеством Кече-авой (мать-солнце) может действительно оказаться не случайным – в ростовском язычестве явно наблюдается переплетение славянских и мерянских корней.
С белорусскими преданиями о богатырях-волотах перекликается и предание о древнем поселении под Ростовом – Городце на Саре, где тоже стояло капище Велеса и «воевали «паны», перекидывая камни, топоры и плахи в Борисоглебскую слободу».
Назовем еще несколько топонимических преданий из книги А.А.Титова, в которых присутствуют отголоски язычества:
Селище Зверинцевской волости: «По рукописи Артынова, в начале X в. на этом месте жил отшельник Крепкосмысл, обративший в христианство Пимну, дочь языческого верховного жреца, за что он и был убит вместе с новообращенной».
Турово Дубровской волости: «По одному предположению, название деревни происходит от имени языческого бога Тура или Ярила, а по Хлебниковскому летописцу, на этом месте жил мерянский волшебник Тур, по прозванию «Железный клык», убитый потом ростовским князем Вихреславом».
Сытино Вощажниковской волости: «Согласно рукописи, на месте деревни жил ростовский боярин Сота, вместе с дочерью замученный язычниками за исповедание христианской веры».
Поклоны Зверинцевской волости: «По преданию, на этом месте находилась священная роща, под огромным дубом стояла божница идола Ярилы или Ярсита. По другой рукописи, на месте с. Поклон стояла божница Грома и здесь же жил его верховный жрец, принося в жертву идолу пленных людей».
Мятежово Шулецкой волости: «По Хлебниковскому летописцу, на этом месте «сметеся великий жрец Богомил», когда убил свою дочь за исповедание христианской веры, а потом, смотря на ее труп, убил и себя».
Волосово Дубровской волости: «По рукописи Артынова, на месте деревни было жилище жрецов; недалеко от него находилась пещера, в которой главный жрец Велеса, или Волоса, заключил ростовского князя Вихреслава, о котором до сих пор существует особое повествование».
В последнем случае имя языческого бога Велеса-Волоса прямо зафиксировано в названии деревни.

 

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://sudar-mb.narod.ru/page/book2/page3.htm
http://archeologia.narod.ru/rostov/rost1.htm
http://www.vidania.ru/ozero_nero.html
Баниге В. С., Брюсова В. Г., Гнедовский Б. В., Щапов Н. Б. Ростов Ярославский. Путеводитель по архитектурным памятникам. / Под ред. архитектора, кандидата искусствоведения В. В. Косточкина. — Ярославль, Книжное изд-во, 1957. 192 с., план.
http://www.admrostov.ru
Тюнина М. Н. Ростов Ярославский. (Путеводитель по городу и окрестностям). — Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1979. 240 с.
Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. — М., Искусство, 1987. (Серия «Дороги к прекрасному»).
Маркин В. Два драгоценных озера России // Наука и жизнь, 1991, № 11 — С. 16-22

 

Комментарии

аватар: Кэп

мерянско-марийская топонимика

как уже писалось в данной статье и в статье про родственность (и даже идентичность) мари и меря -

на основе анализа топонимов верхнего Поволжья - очень многие топонимы и гидронимы этих краев очень похожи на марийские слова, при этом такие данные подтверждают многие исследования.

Одновременно есть ряд мерянских топонимов, которые не укладываются в марийские названия, однако следует отметить, что нужно сравнивать не современный марийский язык с мерянскими топонимами, а древний марийский язык, ведь со времен летописного упоминания о народе меря прошло почти тысяча лет, а за это время любой язык претерпел существенные изменения.

В исследовании марийского языка обнаружено, что за последние 500 лет очень многие марийские слова существенно изменились, или были заменены словами из татарского, чувашского и русского языка. Взять к примеру топор - по-марийски это будет: товар! Слово явно русского происхождения, ведь ковать железо марийцам долгое время запрещалось, поэтому такой нужный инструмент в лесу - всегда покупался у русских!  Мало кому известно, что и в Казанском ханстве - татары также запрещали ковать железо инородцам (империи всегда живут по схожим законам!), поэтому у восточных и южных мари старое название топора - балта. А селение Балтаси - было изначально не татарским а удмуртским, при этом название Балта - не основание считать татар коренным населением.

Аналогично схожесть мерянских и марийских топонимов следует проводить на основе более глубоко изучения древне-марийского языка, скорее всего, мерянский язык будет диалектным вариантом общемарийского языка если отсчитать тысячу лет назад!

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru