Пещера Усть-Канская

Большую мировую известность в 1954 году приобрела пещера Усть-Канская. Данная пещера представляет собой обширный сухой грот, расположенный в правобережной горе-скале «Белый Бом» на высоте почти 52 м от подошвы горы. 
Длина Усть-Канской пещеры составляет 17 м, высота — 12 м. При раскопках в Усть-Канской пещере были найдены каменные и костяные орудия труда. Все находки из Усть-Каннской пещеры хранятся в Эрмитаже и в Алтайском краеведческом музее города Барнаула.
   

  
Физико-географическая характеристика 
Пещера находится в 3,5 км восточнее села Усть-Кан на правом берегу реки Чарыш, вблизи тракта на Усть-Коксу на горе Белый камень. Пещера имеет 17 метров в длину и 12 в высоту. Входное отверстие пещеры располагается на высоте около 50 метров над землей и отлично видно с дороги «Усть-Кан — Усть-Кокса». 
От подножия горы до входного отверстия пещеры можно подняться по деревянным ступенькам. Усть-Канская пещера считается уникальным природным и историко-культурным памятником, благодаря сделанным здесь археологическим находкам.
  


Археологические находки 
Началом серьёзных археологических исследований пещеры считается 1954 год, когда археолог С. И. Руденко открыл и исследовал здесь палеолитическую стоянку. Мировую известность этот раннепалеолитический памятник получил благодаря тому, что это первая подобная стоянка древних людей, выявленная на территории Северной Азии. 
Коллекция ископаемых костей из Усть-Канской пещеры принадлежит 17 видам млекопитающих и 12 видам птиц (як, винторогая антилопа, лошадь, кулан, шерстистый носорог, раннеплейстоценовые полёвковые (Prolagurus ternopolitanus, P. pannonicus, Mimomys intermedius, M. pusillus, Allophaiomys deucalion Kretzoi, A. pliocaenicus Kormos, Microtus gregaloides, Microtus hintoni, Altaiomys ustkanicus) и другие животные), орудия труда (резцы, скребки, наконечники) со следами обработки, остатки очагов. 
С конца 1990-х годов археологи из Института археологии и этнографии СО РАН ежегодно проводят здесь исследования.

По мнению учёных, Усть-Канская пещера на протяжении многих веков использовалась как место для стоянки. Вход в пещеру расположен на южном склоне горы, что обеспечивает сухое и теплое состояние пещеры, сам склон довольно крутой, что даёт защиту от животных и посторонних людей. У подножия горы бьют многочисленные родники. Из результатов исследований найденных останков фауны и флоры, а также из анализа пещерных отложений, был сделан вывод, что в окрестностях пещеры существовали открытые сухие степные пространства при относительно тёплом климате.
Все находки из Усть-Канской пещеры хранятся в Эрмитаже и Алтайском краеведческом музее в Барнауле.
  
Легенды о пещере 
Гора, в которой находится пещера, именуется алтайцами как «Алмыс Туу Боом», что в переводе означает «Гора Алмысов». Название связано с легендой, согласно которой, в ночь на полнолуние стены пещеры расходятся, и в мир людей выходят мифические алмысы — полулюди-полузвери.
  
Где находится, как доехать:
Пещера Усть-Канская, Протяженность ходов: 17 м
Административный район: Усть-Канский
Туристический район: Горный Чарыш
 Усть–Канская пещера находится в 3-4 километрах от села Усть-Кан по трассе на Усть-Коксу. Пещера расположена на правом берегу реки Чарыш в скальном массиве Белый Камень. Если ехать из Усть-Кана, то гора Белый Камень видна слева от трассы еще до выезда из села. Вход в пещеру расположен на высоте около 50 метров от подножия горы и также хорошо виден с дороги. К входу ведет лестница.
Усть-Канская пещера является всемирно известным особо-охраняемым историко-культурным объектом, а весь скальный массив Белый Камень вместе с прилегающей территорией объявлен памятником природы государственного значения.
  


 
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЩЕРЫ
Описание
Пещера находится в скале Белый камень(Алмыс-Туу Боом), сложенной известняками, непосредственно у самого русла реки. Вход в пещеру находится на отметке 54 м от уреза воды р. Чарыш.

Усть-Канская пещера, по существу, представляет собой обширный грот длиной 17 м и шириной около 9 м в наиболее расширенной ее части. Входное отверстие в пещеру по дну шириной около 8 м при высоте до 4 м. Наибольшая высота потолка пещеры около 12 м.
Дно пещеры имеет уклон в меридиональном направлении, с севера на юг, ко входу в пещеру. В северной половине наблюдается значительный уклон дна пещеры в широтном направлении, с востока на запад, в направлении падения слоев известняков, слагающих гору.

По типу Усть-Канская пещера относится к категории теплых пещер. Своим входом она обращена на юг, что усиливало термические условия, благоприятные для пребывания в ней человека.
Наконец, она была абсолютно суха. Атмосферные осадки не проникали в пещеру. Из нее открывался обширый вид на широкую в данном месте долину Чарыша.

Руденко Сергей Иванович считал, что весьма благоприятным, условием для проживания в ней людей было расположение ее, при крутом обрыве скалы под входом в пещеру. Человек и животные могли проникнуть в пещеру только по узеньким тропкам по западному или восточному склону горы.
 

Усть-Канская пещера  - Находки
Раскопки под рук. С.И. Руденко дали коллекцию фауны (1700 костей и их фрагментов), принадлежащей крупным млекопитающим, грызунам и птицам. Выделено 17 видов из отрядов хищных, непарнокопытных, парнокопытных, зайцеобразных и грызунов, а также 12 видов птиц.
«Хищные представлены шестью видами, из которых по крайней мере один — пещерная гиена — вымерший. Остальные — лисица, волк, бурый медведь, барсук и горностай — водятся на Алтае и в настоящее время. Зайцеобразные представлены только одним очень мелким видом зайца-толая.

Из грызунов обнаружены остатки длиннохвостого суслика, алтайского сурка и какой-то полевки, определенной по одной бедренной косточке.
Непарнокопытные — вымерший волосатый носорог, лошадь и кулан, еще уцелевшие местами в Монголии и Тибете, — свидетельствуют о наличии в районе в период заселения пещеры человеком приречных зарослей и открытых пространств степей.
Основную массу остатков составляют парнокопытные. Их по крайней мере четыре вида: газель, близкая к дзерену, крупный баран типа архара, винторогая антилопа и як. В настоящее время дзерен живет несколько восточнее, ареал архара захватывает и сейчас этот район, винторогая антилопа вымерла вовсе, а дикий як уцелел лишь в Тибете.
Куриные представлены четырьмя видами, водоплавающие — пятью, из них часть пролетных».
 
С.И. Руденко отметил сочетание в одном орудийном комплексе архаичных по форме каменных изделий с грубой обработкой поверхности и орудий сравнительно меньших размеров с более тщательной отделкой. Он датировал стоянку теплой, сухой фазой верхнего плейстоцена, предшествовавшей последнему оледенению Алтая.
Для того времени это была древнейшая стоянка эпохи палеолита в Северной Азии. Позже эти материалы были пересмотрены в работе Н.К. Анисюткина и С.Н. Астахова.
Культурные остатки залегают в многослойных пещерных отложениях, мощность которых достигает 2 м. Большая часть материалов относится к периоду 300—30 тыс. лет назад (мустьерское время), часть — 14—10 тыс. лет назад (поздний палеолит).
  
Усть-Канская пещера – находки:
Каменную индустрию пещеры составляют три компонента: позднепалеолитический, включающий долотовидные орудия, резцы, ретушированные пластины, скребки; слой с признаками переходного периода, где преобладают леваллуазские изделия(полученные скалыванием качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки), скрёбла, ретушированные отщепы, встречаются зубчато-выемчатые формы.
Несмотря на сухость пещеры и относительно хорошую сохранность большинства костей, С.И. Руденко не нашёл ни остатков дерева, ни углей. Отсюда он заключил, что она служила временным убежищем охотников и притом, по всей вероятности, в летнее время. Охота была основным занятием обитателей пещеры.
  
Современный взгляд
В 2006 году при проведении стационарных комплексных исследований в Усть-Канском районе отрядом экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН, возглавляемой академиком А.П. Деревянко, выдвинуто следующее предположение.
Интенсивность заселения Усть-Канской пещеры (54 м над современным урезом воды) приходится на эпоху так называемого ранневюрмского (ермаковского) оледенения — 100-50 тысяч лет назад. В это время Усть-Канскую котловину и нижнюю часть её склонов заполняло подпрудно-ледниковое озеро. И человек жил в пещерах на горных склонах над подпрудными озёрами и ледниками.
После спуска подпрудного озера освободились склоны и значительная часть днища котловин. В период 50—24 тыс. лет назад (т.н. каргинское время) здесь были более лучшие условия существования для древнего человека.
Оптимальные условия для расселения по днищу котловины существовавшие в это время сменились несколько более суровыми условиями 23–10 тысяч лет (т.н. сартанское время).
Однако, оледенением была захвачена только зона гольцов и подпрудного озера в это время не было. Озёра существовали в виде остаточных водоёмов, и не исчезают, до сей поры. Необходимость для древнего человека подниматься в высокие пещеры и селится там, в эти периоды отпала.
Это объясняет резкую «потерю интереса» к расселению в верхних слоях Усть-Канской пещеры и малочисленности находок.

Усть-Канская пещера  - История
В 1954 году впервые обратил внимание на Усть-Канскую пещеру С.И. Руденко при проезде с р. Урсул, где работал основной отряд Горноалтайской археологической экспедиции, в с. Катанду, к катандинскому отряду.
8 и 12 июля 1954 года рекогносцировочная разведка с заложением небольшого шурфа, проведенная в этой пещере по его поручению И. М. Павлюченко, дала благоприятные результаты.
При первом посещении 8 июля почти на поверхности в пещере было обнаружено несколько каменных отщепов.
При разведке 12 июля на расстоянии 5 м от входа в пещере заложили шурф площадью 1 м2 на глубину 0,5 м. Культурный слой начинался на глубине 5—10 см от поверхности. В рыхлом, с камнями и щебенкой грунте найдено несколько отщепов и пластин, скребло и нуклевидное рубящее орудие, а также мелкие осколки костей животных.
В конце июля для раскопок в пещере С.И. Руденко направил отряд во главе с И. М. Павлюченко.
С 5 по 9 сентября раскопки продолжил С.И. Руденко.
После удаления со дна пещеры слоя птичьего помета (голубиного) ее площадь разбили на квадраты и пронивелировали, после чего приступили к раскопкам…

Широкая публикация материалов раскопок в своё время сделала Усть-Канскую пещеру хрестоматийным объектом по палеолиту Евразии. Автор открытия отметил особую архаичность каменного инвентаря, но по ряду причин не смог доказать мустьерский возраст стоянки, и она вошла в историю как самый ранний из позднепалеолитических памятников Алтая.
В 1970 году накопленные данные по раннепалеолитическим памятникам в Северной и Центральной Азии побудили Н.К. Анисюткина и C.Н. Астахова вновь вернуться к изучению Усть-Канской пещеры: производились зачистки стен прошлых раскопов, закладывались новые шурфы в отложениях пещеры, пересматривался возраст коллекции из раскопа 1954 г.
В 1979 году стратиграфию памятника изучали геологи С.М. Цейтлин и В.А. Панычев. Они уточнили разрезы пещеры и выделили до десятка слоев осадочных отложений.

Исследования Усть-Канской пещеры проводили В.Т. Петрин, А.Н. Зенин, Л.М. Чевалков (1998, 1999-2007).
С 1999 году в пещере начались исследования, организованные группой ученых из Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) и НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова под общим руководством академика А.П. Деревянко. Обнаруженные культурные слои дали каменные артефакты, фаунистические остатки, зольные пятна, угольки и т.д.
В 2000 году было проведено комплексное исследование отрядом А.В. Постнова. Участие в его работе приняли представители различных научных дисциплин. Коллекция остатков позвоночных раскопок, полученная в результате исследований, (4905 определимых фрагментов) дополнила список видов Усть-Канской пещеры редкостными представителями фауны Алтая.
    
Разное о пещере
Никаких легенд, связанных с этой пещерой, в прошлом не было. Истории о полулюдях-полузверях — алмысах, которые якобы жили здесь в пещере, никоим образом не может быть приписана прошлым сказаниям алтайцев.
Алмысы у телеутов — покрытые шерстью люди, которые, по преданиям, когда-то жили на Алтае. А Радлов Василий Васильевич в словаре тюркских наречий определяет алмыса — как злого духа, служителя Эрлика.
В сочинениях авторитетных исследователей культуры алтайцев — Вербицкого Василия Ивановича, Потанина Григория Николаевича, Анохина Андрея Викторовича, никаких легенд про алмысов нет.

А вот что написал по поводу пещер Потапов Леонид Павлович: «Культ пещер в сущности является отражением культа богини Земли. Сама пещера первоначально мыслилась, как чрево матери-Земли, свидетельством чего являются, в частности, сохранившиеся до нашего времени названия отдельных пещер «эхын умай", т. е. «материнское чрево»… Г. Мэнэс… указывает на представление о горном ущелье, как материнском чреве, распространенное… также у алтайцев…».
Следует также отметить некорректную ссылку на мифологический словарь некоторых авторов. Алтайские албасты (не алмысы!!!) — злые демоны, связанные с водной стихией.
А хозяев скал или пещер алтайцы в XIX веке, что отмечал Г. Н. Потанин, называли ээлю.
Скорее всего, что легенды о проживании в Усть-Канской пещере алмысов придумали в постсоветское время для туристов и путеводителей.

 

  

____________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Сердюк Н. В. Древние полёвки (Arvicolinae, Cricetidae, Rodentia, Mammalia) из плейстоцена Центрального Алтая // Палеонтологический журнал, 2010, № 3, с. 88—98.
 Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 2. 
Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Второе издание. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 58. 3. 
Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С. -Петербург, 1883. 
 Постнов А.В. Комплексные исследования Усть-Канской пещеры: методический аспект// В сборнике: Культуры и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения. Сборник музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томский государственный университет; Томск,
http://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/peshchery/1331-ust-kanskaya-peshchera
Достопримечательности Алтая.
http://www.skitalets.ru/
Взлом горы Небо - Автор: Валерий Иванченко (Новосибирск)
Пещеры Алтая.

ВложениеРазмер
yst-kanpesh01.jpg280.29 КБ
yst-kanpesh02.jpg261.41 КБ
yst-kanpesh06.jpg166.44 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Легенда про Алмысов

В алтайских горах археологи изучают древнее обиталище снежного человека - пещеру Алмыс-Туу-Бом. Ученые признают, что в древности в ней проживали не предки современного человека, а какие-то иные существа

При всем уважении к алтайскому фольклору, посвященному алмысу, на сегодняшний день в этом удивительном крае есть только один объект, который косвенно может подтвердить былое существование этого мифического существа. Это пещера Алмыс-Туу-Бом. Ее название дословно переводится как "пещера снежного человека".

Последние несколько лет изучением таинственной пещеры занимаются специалисты Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Несколько дней в составе последней экспедиции, состоявшейся нынешним летом, провели корреспонденты "Итогов".

На топографических картах гора, где расположен грот, не имеет названия. Русскоязычные местные жители называют этот грот "пещерой на Белом Камне", поскольку грот хорошо просматривается с далекого расстояния в массиве известняков, резко выделяющихся своим белым цветом на фоне окружающих темно-зеленых гор. Сама пещера представляет собой обширный сухой грот с куполообразным сводом. Длина грота около 16 м, ширина около 13 м.

Коренные жители, как мы уже сказали, называют этот памятник Алмыс-Туу-Бом. Алтайцы верят, что легенда о страшном снежном человеке не могла родиться на пустом месте. Ученые сегодня пытаются понять, что в легенде могло быть правдой, а что - чистым вымыслом.

Вот что говорит по этому поводу руководитель экспедиции кандидат исторических наук Александр Постнов: "Легенда об алмысе настолько популярна, что даже была опубликована на алтайском языке. Интересно то, что с некоторыми позициями легенды можно согласиться. Конечно, археологическими данными не подтверждается факт людоедства в пещере (здесь не найдены кости людей), и, тем самым, враждебный к людям характер у древнейших обитателей пещеры не фиксируется, но мы все-таки должны согласиться, что на ранних этапах истории эта пещера населялась не людьми современного вида, а кем-то иным. Кем - неандертальцами? Или, может быть, троглодитами? Честно говоря, пока нам это непонятно".

В любой эмпирической науке - и археология не является в данном случае исключением, - хотя и прилагаются все усилия, чтобы найти истину в том или ином вопросе, все же сознается факт, что никогда нельзя быть уверенным в том,что обнаружили именно ее, истину. "Всегда есть возможность, - говорит Александр Постнов, - для появления конкурирующих теорий, которые из-за их предполагаемости верно было бы называть гипотезами. Пример пещеры Алмыс-Туу-Бом показывает, что сколько исследователей сюда придет, столько родится и самых разнообразных мнений как о ее возрасте, предназначении, так и о существах, в ней проживавших".

Долгое время раскопки в этой загадочной пещере вообще считались безнадежными. Гору Белый Камень в советское время хотели использовать для добычи известняка и даже провели здесь несколько взрывов. Это антропогенное вмешательство породило среди ученых легенду о том, что культурный слой в пещере уже уничтожен, а исследователи, посещавшие пещеру и видевшие полузасыпанные глыбы известняка на полу, утверждались в этой мысли сами и уверяли других.

Однако исследователи сюда все-таки пришли, и, как оказалось, не зря. Выводы, которые были сделаны в результате нескольких последних экспедиционных сезонов, иначе как сенсационными не назовешь. Благодаря находкам, сделанным в этой алтайской пещере, можно строить версии о переселении народов на территории Сибири.

Археологи полагают, что самым древним местом появления человека на территории Сибири и Дальнего Востока является именно Горный Алтай. Отсюда, спускаясь по предгорьям и горным долинам, первые пришельцы проникали в глубь Сибири, обживая новые территории и приспосабливаясь к суровой природе и климату того времени.

Заселение Горного Алтая древнейшими людьми могло проходить через Среднюю Азию, где рано сложились благоприятные условия для жизни человека. Древние люди двигались сюда, на Алтай, вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня. В Средней и Центральной Азии в тот период времени климат был более влажный и мягкий, чем теперь. Повсюду шли дожди, текли многочисленные реки, в низинах тянулись цепи озер, от которых ныне сохранились жалкие остатки - соленые водоемы или сухие бессточные впадины. В Сибири периоды полного оледенения сменялись значительным потеплением. Последние раскопки более глубоких слоев в пещере Алмыс-Туу-Бом позволяют предположить, что человек здесь появился не 40 тысяч лет, как считалось до недавнего времени, а полтора миллиона лет тому назад!

Вполне возможно, что действовал настоящий коридор переселения древних людей из Алтая в Европу. Он проходил по южной границе зоны лесов Урала и Поволжья, где в последнее время археологи все чаще находят места стоянок с изделиями, удивительно похожими на алтайские. Можно сказать, что то было первое Великое переселение. Хотя и на Алтае продолжали жить и развиваться те, кого дальние дороги пока не манили. Кто были те люди? Может быть, те, кого современные алтайцы называют алмысами? Наука пока не знает ответа.

Однако именно в таких природных закрытых комплексах, как пещера Алмыс-Туу-Бом, не подверженных внешним влияниям, археологи сегодня находят интересные предметы с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. Так, верхние слои пещеры относятся к периоду верхнего палеолита, а нижние - к среднему. Археологи обнаружили здесь различные каменные предметы: остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и птиц возрастом 15-20 тысяч лет.

Похоже, что обитатели пещеры владели какой-то особенной технологией обработки камня. Их орудия не были оббиты грубым образом, а именно обработаны, словно отшлифованы на самом современном шлифовальном станке. Некоторыми каменными ножами, например, вполне можно побриться. После вмешательства инженеров, физиков и представителей других наук, весьма далеких от археологии, выяснилось, что предки алтайцев действительно не оббивали камень, а обрабатывали его огнем и водой. Поэтому их каменные орудия оказались столь совершенными и отличными от других. Древние алтайцы вообще показали себя неплохими знатоками природы. Они знали, какие камни поддавались такой обработке, а какие нет.

Археологи предполагают, что обитатели загадочной пещеры могли вести кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. А такие пещеры закрытого типа скорее всего использовали в качестве приюта во время кочевий, для хранения и заготовки мясных туш, для создания новых или ремонта старых орудий.

Судя по находкам, в этой пещере могли жить в древности сильные и смелые охотники. Но еще не факт, что они были людьми. Об их силе и смелости свидетельствуют найденные здесь при раскопках многочисленные остатки костей диких животных, таких, например, как пещерная гиена, носорог, волк, медведь, лисица, барсук, горностай, архар, дикая лошадь. Коллекция останков представителей древней фауны в настоящий момент тщательно изучается. Но, предварительно их оценивая, можно отметить, что кости крупных млекопитающих несут на себе совсем небольшие следы воздействия древнего человека, то есть их не предавали обработке огнем. На это, в частности, первым обратил внимание приезжавший на Алтай профессор-антрополог Тернер из университета Аризоны.

Широкое входное отверстие пещеры давало возможность его обитателям осматривать расстилающуюся внизу долину на большое расстояние, видеть стада мамонтов, носорогов, диких быков и лошадей. Пещера к тому же по своему расположению была удобным местом и для защиты от нападения враждебных племен.

Пытаясь сегодня разобраться в прошлом алтайской пещеры, ученые не скрывают, что она представляет собой уникальный геоархеологический объект для палеореконструкций культурно-исторических и геолого-климатических процессов, происходивших в данной местности. "Совершенно очевидно, - говорит Александр Постнов, - что без дальнейшего изучения пещеры Алмыс-Туу-Бом любые экскурсы в палеолитическое прошлое Северной Азии теряют полноту и убедительность своих выводов. К тому же сегодня мы не сомневаемся, что именно территория Горного Алтая была тем коридором, по которому происходили миграции носителей древнейших культурных традиций. Поэтому слабая изученность этого удивительного объекта предполагает острую необходимость возобновления исследований пещеры на современном уровне, археологических работ на протяжении нескольких полевых сезонов с привлечением широкого круга специалистов гуманитарных и естественно-научных дисциплин".

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru