Пещера в Пощупово

Этот уникальный памятник истории расположен близ Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово.

Пещера, вырытая в глинистой почве, до середины XX века была никому не известна.

Даже монахи, жившие в монастыре на момент революции 1917 года, не знали о её существовании.

После обильных проливных дождей в 1930-е годы произошёл провал, через который открылся проход в пещеру.
 

Когда возникла монастырская пещера, и с какой целью она была создана - неизвестно. Некоторые исследователи связывают появление подземелья со временем распространения христианства и сопротивлением этому проникновению вятичей, которые вырыли пещеру для своего укрытия и для того, чтобы прятать в ней языческих идолов. Другие относят строительство ко времени татаро-монгольского нашествия 1237 года. 
 
Пещера, как подземное убежище, была тщательно замаскирована в густой дубовой роще и имела выход, к водному источнику. Изначально протяженность пещеры составляла не менее пятисот метров. Другой источник утверждает, что длинна этой "Исторической пещеры" приблизительно равна 8 километрам. 
На другом берегу реки Оки пещера должна была войти в подземный ход Солотчинского монастыря. Грандиозное сооружение не было доведено древними строителями до своего первоначального замысла.
Над входом в пещеру устроена деревянная крепь, а сама закрыта для посетителей, без консервационно-реставрационных работ она может разрушиться в любой момент от протечки грунтовых и поверхностных вод.
Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.
Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет.

 


 
Где находится, как доехать:
Адрес:
Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово     
Координаты: 54.814257, 39.710045
Телефон:
+7 (4912) 24‑04-33; +7 (4912) 24‑04-19
Режим работы:
ежедневно, 5:30 - 22:00
 
 
Узники земляной тюрьмы. Тайны пощуповской пещеры
Земля, особенно рязанская, хранит, как известно, тайны. Иногда это драгметаллы, иногда бренные останки далеких предков, а порой «из-под земли» раскручивается целая история в детективном ключе. Именно такая история связана с пощуповской пещерой.
 
Все слова записаны
Хотя возраст самой пещеры возле купальни в Пощупове не установлен, самые осторожные историки говорят про XVII век, а самые смелые — про домонгольское время. Наша детективная история начинается в 1975 году. Тогда в Рязанском отделении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) встретились два по-своему замечательных человека: рязанский архитектор и краевед Николай Смирнов и прибывший из Москвы реставратор Брягин.
Последний в ту пору как раз закончил работу над восстановлением иконы XVII века «Вход Господень в Иерусалим», доставленной к нему из Входоиерусалимской церкви, что на улице Затинной. В тесной комнатушке, принадлежащей Обществу, краевед с реставратором засиделись: пили чай, вели дискурс об иконописи... Тут-то столичный гость и поведал, что сотрудничает с одной «очень известной и очень могущественной организацией».
— Да ну?! — опешил краевед.
— Да! — улыбнулся Брягин. — У вас в Рязани интересные попадаются находки...
Далее выяснилось, что совсем недавно упомянутая организация снаряжала в Пощупово спецэкспедицию. Лазали в пещеру, что у источника. Что искали — толком не знали сами; подозревали, что где-то сокрыты древнейшие иконы! Вот только нашли-то вместо икон человеческие мумии...
— Ой! — вырвалось у краеведа.
— Четырнадцать штук, одна к одной, — посерьезнев, добавил московский гость.
Может быть, слова произносились несколько и другие, но суть разговора Смирнов записал, поскольку сам в то время очень интересовался пещерой в Пощупове. Он даже сделал ее подробное описание и чертеж, которые до наших дней сохранились в архиве Рязанского госуниверситета.
 

Красный террор?
Весь XIX век никакой пещеры и видно не было, и даже монахи о ней не знали. Народному преданию о подземном ходе, якобы соединяющем Солотчинский и Пощуповский монастыри, не верили. А в 1930-х размыло грунт на склоне холма, спускающегося к купальне в Пощупово, в земле открылся прогал, в прогал устремились наиболее любопытные люди того времени — пионеры. Они ничего не нашли, но обронили улики — несколько копеек тех лет, по которым их и «вычислили» позднейшие исследователи.
Жаль, что кроме оброненных копеек, не осталось никаких материальных свидетельств того, что же происходило в Пощуповском монастыре в 1930-е годы. Известно только, что в 1930-м насельники монастыря во главе с настоятелем Зосимой Мусатовым были арестованы и осуждены к ссылке в Казахстан. Свидетельств о том, кто добрался до места назначения, не осталось. Известно также, что именно в ту пору исчез из монастыря чудотворный образ Иоанна Богослова, и с того времени местонахождение его неизвестно.
Вот эти факты: исчезновение ценнейшей иконы, арест монахов, из которых ни один не вернулся из назначенной ссылки, — если их сопоставить, привели краеведов к мысли о массовых расстрелах, которые ЧК, вероятно, проводила возле монастыря. Дожди, размывшие грунт, пришлись тогда очень кстати: тела жертв достаточно было затащить поглубже в пещеру, да вновь присыпать, как было... А для сокрытия следов сохранили ближайший ко входу грот да пару боковых тупиковых ходов от него, в которые и запустили дотошных пионеров: вот, мол, ребята, смотрите, ничего тут интересного нет.
Случаи массовых расстрелов, в том числе представителей религиозных конфессий, в Рязани известны. Но, возможно, спецэкспедиция нашла тела совсем других узников...


 
За единый «азъ»
Почему возможно? Да потому что результаты той спецэкспедиции до сих пор где-то лежат под грифом «секретно», и обнародовать их могущественная организация не спешит. Значит, посмотрим вторую версию.
Дело в том, что понять «на глаз», сколько лет в земле пролежали останки человека, не так-то просто. Может, 50 лет — если это расстрелянные монахи. А может, 300 лет — если это узники, заточенные в Пощуповской пещере в XVII веке за старую веру.
В 1666 году, когда на церковном соборе в Москве сторонники патриарха Никона осудили главного идеолога раскола протопопа Аввакума, в земляную тюрьму Переяславля-Рязанского прислали его ученика — юродивого Федора. Где именно располагалась тюрьма, летопись не указывает, зато сообщает, что некоего «раскольника села Сысой (под Сапожком — прим. ред.) Панку Июдина» в 1678 году отправили в заточение именно в Иоанно-Богословский монастырь в Пощупове.
Дальше — больше: в 1685 году из Ростова Великого в Пощупово привозят соратника еще одного идеолога раскола Никиты Пустосвята — чернеца Сергия, «которого вкинули в земляную тюрьму»; в 1691-м — десятерых последователей протопопа Аввакума. Из приказа рязанского митрополита Авраамия архимандриту Богословского монастыря Антонию мы узнаем, что всех их «велено держать в земляной тюрьме, а кормить хлебом из монастырей поочередно».
Монастырей, а не монастыря! Т.е. пощуповского и солотчинского, ибо других монастырей поблизости не было никогда. Это строка приказа дает историкам основания полагать, что подземный ход между обителями действительно существовал (а возможно, существует поныне: вокруг Солотчинского монастыря входов в землю еще никто не искал).
Когда-нибудь, наверное, секретные архивы будут открыты, а пощуповская пещера, которая обследована пока лишь на 50 метров в глубину, раскроет другие тайны. Пока же вход в нее преграждает деревянная дверь с амбарным замком...
 


 
  Секрет потайных ходов
Исследователи «нижнего царства» делятся на две разновидности.
Существуют спелеологи – они изучают подземелья, которые были сотворены самой Природой. А их собратья-спелестологи погружаются в сумрак потайных комнат и галерей, сделанных руками человека.
Сегодняшний разговор – именно о спелестологии.
Среди рязанцев есть люди, которые в той или иной степени увлекаются этой темой. Один из них – Артём Родин. Умный и начитанный человек, он серьезно занимается краеведением, участвовал во многих экспедициях. Мой собеседник стремится постигнуть сокрытые в глубине земли тайны.
Оказывается, на территории Рязанской области существует свыше десятка рукотворных подземелий. Речь, в первую очередь, идет о старинных сооружениях, возведенных столетия тому назад. Древние объекты, как магниты, притягивают любителей спелестологии.
Одна из самых старых и изобилующих легендами пещер Рязанщины расположена близ Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово. Долгое время она была сокрыта в земле. И лишь в 1930-х годах в результате провала почвы один из участков «потайной комнаты» обнажился. Сюда-то и наведываются исследователи.  
- Я ездил в Пощупово и спускался внутрь этого объекта 4 раза, на протяжении нескольких лет. – Рассказывает Артём Родин. – Что можно сказать о данном комплексе? Протяженность подземных ходов – от 90 до 120 метров. Имеется как минимум 2 пещерные кельи, есть участок со ступенями, обрамленными деревянными жердями, попадаются артефакты – кованые гвозди. Состояние подземелья – удручающее. Несмотря на то, что в 2009 году над входом построили кровлю, влага всё же проникает вглубь. Что там было раньше? На этот счёт существуют разные версии. Некоторые считают, что под землей была древняя тюрьма. Однако я думаю, что там располагался самый настоящий подземный монастырь, наподобие знаменитой Киево-Печерской лавры. С жилыми кельями и длинными коридорами. Скорее всего, он был основан до XVI-XVII веков.
Мои коллеги из спелеогруппы «Стикс» уже не первый год расчищают Пощуповские подземелья. «Стикс» наладил контакт с настоятелем Иоанно-Богословского монастыря, и как только собирается команда добровольцев, то организуются выезды и расчистка подземелий. Но до сих пор там много завалов. Под обрушениями скрыты потаенные помещения. Что он таят – неизвестно. Пощуповские пещеры ещё ждут своих исследователей.
 
Рисковые экспедиции
Кроме загадочных ходов в Пощупово, на Рязанщине есть и другие места, знаменитые своими подземельями.
- Мы с товарищами выезжали в Касимовский район. Там, близ села Малеево, находятся обширные пещеры. Раньше в них добывали известняк. – Продолжает Артём. – Можно сказать, там, в толще недр скрылся мини-городок. Иные подземные залы тянутся вглубь на 30 метров и укреплены почерневшими от времени «колоннами» из стволов березы…
А на реке Истья в Захаровском районе, в урочище Каменные Крестцы, есть Кудеярова пещера. На поросшем травой земляном склоне торчат белые камни, а в них – лаз. Согласно преданию, в старину в этих краях орудовала шайка разбойников под предводительством атамана Кудеяра. Он грабил купеческие обозы и заступался за бедных крестьян. За атаманом охотились стражники, но он оборудовал себе неприступное логово в подземельях.
Молва гласит, что в «подземных хоромах» Кудеяра была вырублена каменная печь, а также одна из стен якобы сдвигалась, образуя тайник, в котором хранились награбленные сокровища.
На берегу реки лежала известняковая плита с непонятной надписью, под ней в XVII веке нашли большой металлический ключ…
Сама Кудеярова пещера красивая, с редкими для наших мест натеками кальцитов на стенах. В лучах фонаря они играют разными красками – эффектное зрелище. Возможно, где-то здесь действительно лежит разбойничий клад – его поиски ведутся и по сей день.

 
  
  
_________________________________________________________________________________________________________________________________________-
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Сайт Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово.
Спелестологический ежегодник РОСИ (рус.) // РОСИ-РОСС. — М, 1999. — С. 38-57.
Зубков В. В. "Касимовские известняки" // "Материалы к плану народного хозяйства Рязанской губернии. Вып.6. Полезные ископаемые Рязанской губернии.", Рязань, Ряз. Губ. План. Комиссия, 1929
Памятники природы Рязанской области.
Геологический словарь
Арефьева Т., Филимонова Т. Пещерный народец // Русский Репортёр. — 2009. — Вып. 40.
 Чернобров В. А. Энциклопедия загадочных мест. — 3-е изд. — М.: Вече, 2000.

 

 

ВложениеРазмер
tajnaya-peshera (1).jpg100.83 КБ
tajnaya-peshera (2).jpg86.73 КБ
tajnaya-peshera (3).jpg45.58 КБ
tajnaya-peshera (4).jpg57.21 КБ

Комментарии

Отправить комментарий