Паисиево-Галичский женский монастырь

Cреди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна по читается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Краспица, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

 

Монастырь на горе Краснице возник во второй половине XIV века. Его основателем был галичский боярин Иван Овин, создавший не большую ктиторскую обитель на территории своей вотчины. Первоначально монастырь назывался Никольским, но после чудесного обретения Иваном Овиным иконы Божией Матери боярин выстроил в нем храм во имя Успения Божией Матери, после чего монастырь стал называться Успенским, а за иконой, ставшей одной из главных святынь галичской земли, укоренилось наименование «Овиновская».

В первый период истории обители её не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. Но монастырю угрожали не только чужеземные враги: в 1434 году во время войны между великим князем Московским Василием Васильевичем и галичским князем Юрием Дмитриевичем он был захвачен войсками великого князя, причем Овиновскую икону Божией Матери увезли в Москву. Её вернул назад, видимо, князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как он в том же 1434 году занял Москву. По другим источникам икона сама чудесным образом вернулась в обитель.

С 30-х годов XV века история обители неразрывно связана с именем её настоятеля - преподобного Паисия Галичского. К сожалению, мы очень мало знаем об этом подвижнике: неизвестно, откуда он родом, кто были его родители, каково его мирское имя. Жизнь и деятельность преподобного в качестве настоятеля приходятся в основном на эпоху кровавой и жестокой борьбы между галичскими и московскими князьями, в ходе которой князья, совершая ужасные преступления, жгли и разоряли Русскую землю. Преподобный Паисий дожил до окончания этой долгой войны, завершившейся в 1450 году взятием великокняжеским войском Галича. Он преставился 23 мая (5 июня по новому стилю) 1460 года и был погребен в Успенском соборе своего монастыря. Церковное почитание преподобного Паисия началось вскоре после его кончины. Уже в конце XV века в официальных документах монастырь именовался как Успенский Паисиев.

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. В 40-е годы XVII века, благодари покровительству князя А. М. Львова, обладавшего в костромском крае большими имениями, в нем началось большое каменное строительство. В 1642-1646 годах был возведен холодный Успенский собор - пятиглавый, двухстолпный, трехабсидпый храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского (первый святой - небесный покровитель основатели обители, а на день памяти ростовского святителя пришлась кончина преподобного Паисия). Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению историков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни. В 1642 году был освящен теплый Троицкий храм - двухэтажный, трехглавый (причем главы на нём не были собраны в группу, как обычно, а словно выстроены в шеренгу). О значении обители в XVII веке говорит тот факт, что, когда в сентябре 1668 года на церковном соборе в Москве было решено учредить ряд новых епархий, в том числе и Галическую, Паисиев монастырь должен был стать официальной резиденцией галичского архиерея (к сожалению, после смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича это решение не осуществилось). Около 1682 года произошла канонизация преподобного Паисия Галичского в качестве общерусского святого, над местом упокоения его мощей в Успенском соборе была устроена рака.

В XVIII-XIX веках Паисиев Успенский монастырь, высоко вознесенный над Галичем и Галичским озером, оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни - Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия - являлись объектом много численного паломничества.

Монастырь вблизи Галича был закрыт новой властью в конце 1919 года (еще какое-то время в качестве приходских служили храмы, но в начале 30-х годов закрыли и их). В последующие десятилетия ансамбль бывшего монастыря понес большие утраты. Была разобрана на кирпич монастырская ограда с изящными Святыми вратами, сбиты все три главы на Троицкой церкви, уничтожено древнее кладбище. Неизвестна судьба пропавшей в это время чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (уцелел лишь один из её списков, ныне находящийся во Введенском кафедральном соборе Галича).

В послевоенное время в Успенском соборе долгое время находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви - дровяной склад. В последние десятилетия храмы были брошены, постепенно превращаясь в руины. Но даже и в таком состоянии они производили очень сильное впечатление.

В начале 70-х годов архитектор А. А. Тиц писал о дороге, вьющейся из Галича к горе Краспице, увенчанной Успенским собором: «Лента дороги ползет по глиняному косогору вверх... Сколько людей прошли за шесть столетий по этой дороге, бегущей среди полей и перелесков? Сколько дум и стремлений вызывали спрятавшиеся в зелени, ставшие частью пейзажа монастырские строения? С мольбой о простом человеческом счастье и страстном желании найти отдохновение от невыносимых житейских тягот, с трепетной надеждой и безысходной тоской многие лета и зимы брели галичане и захожие странники по дороге к обители. Трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта затерявшаяся среди ополий, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте».

Возрождение Паисиева монастыря началось в 90-е годы. Первый со времен революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года - в день памяти преподобного Паисия, когда его многочисленные участники во главе с епископом Костромским и Галичским Александром прошли к горе Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель, его первой настоятельницей стала игуменья Наталия (Василёнок). Началось трудное возрождение, уже на следующий год отмеченное поразительным открытием.

К счастью, мощи преподобного Паисия, покоящиеся под спудом в Успенском соборе монастыря, после революции не подвергались вскрытию. В 1995 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра Галичская археологическая экспедиция, возглавляемая московским историком А. Г. Авдеевым, произвела в соборе раскопки с целью обнаружения мощей пре подобного. Раскопки эти привели к результатам беспрецедентным в российской археологической практике - был обнаружен «негативный отпечаток на грунте», с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали). Вывод руководителя раскопок А. Г. Авдеева был таков: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. ...Естественнонаучного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен».

Постепенно было восстановлено разрушенное пятиглавие Успенского собора обители. 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе собора архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил первое богослужение.

К настоящему времени в монастыре полностью восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, восстанавливаются Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница для паломников, хозяйственные постройки.

В 2004 году в Паисиево-Галичском монастыре продолжались работы по строительству монастырской ограды - воссозданы Святые врата, по периметру монастырской территории установлены кирпичные столбы. В Успенском соборе обители были закончены все работы по воссозданию иконостаса; изготовлена новая серебряная риза для чудотворной Овиновской иконы Божией Матери. В пределе преподобного Паисия произведены штукатурка и побелка храма. Закончены работы по ремонту цокольного этажа Троицкой церкви.

В 2005 году продолжились работы по благоустройству обители. Проведен косметический ремонт колокольни, кровли Успенского собора. Большие работы проведены по восстановлению келейного корпуса: устроена кровля, подведены коммуникации, система отопления. Идет работа по внутреннему ремонту. Территория монастыря в 2005 году украсилась уличными светильниками, вновь посаженными декоративными растениями. Был полностью очищен монастырский пруд.

В Успенском соборе обители находится икона, выполненная галичским мастером, не имеющим рук. Икону он написал, держа кисть в зубах.


 
 ИНФОРМАЦИЯ ПРО МОНАСТЫРЬ
Паисиево-Галичский Успенский монастырь — женский монастырь Костромской епархии Русской православной церкви в городе Галиче.
Праздники: День Святой Троицы; 23 мая (5 июня) — преподобного Паисия Галичского; 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы и Овиновской иконы Божией Матери.
Монастырь основан галичским боярином Иоанн Овином второй половине XIV века как небольшую ктиторскую обитель на территории своей вотчиныи и первоначально именовался Никольским.
В память о явлении иконы Божией матери, названной Овинской, Иоанн Овин воздвиг в монастыре храм в честь Успения Божией Матери, а сама обитель стала называться Успенской. Традиционной датой явления Овиновской иконы считается 1425 год, однако современные исследователи полагают, что это могло случиться и ранее — в 1383 году.
Особую известность монастырю принесли многолетние труды подвизавшегося здесь преподобного Паисия Галичского. Поступив в монастырь, подвижник стал затем его игуменом, а затем был возведен в архимандриты. В 1460 году, пережив эпоху кровавых междоусобиц московских и галичских князей, святой Паисий преставился ко Господу и был погребен в Успенском храме обители. Уже в конце XV века монастырь, где подвизался преподобный, стал именоваться Успенским Паисиевым.
В 1642—1646 годах на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор, несколькими годами позже — «тёплый» (зимний) Троицкий храм.
В 1919 году Паисиев монастырь претерпел закрытие, хотя его храмы до начала 1930-х годов продолжали действовать как приходские.
Затем в Успенском соборе разместили инкубаторную станцию, а в Троицком храме — дровяной склад. У началу 1990-х годов монастырские храмы были заброшены, постепенно обращаясь в руины.
26 февраля 1994 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь был возрожден как женская обитель.                                             
 
ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНАСТЫРЬ
В моём посте о Галиче (Костромская область) уже была вот эта фотография: перспектива главной городской улицы в сторону вокзала и древний собор на холме, похожий издали на облако. Это Паисиево-Галичский монастырь, расположенный южнее Галича, в 2км от вокзала. Более того, из-за своего расположения монастырь - первое, что видит путник, подъезжая к Галичу с севера: белый силуэт на холме возникает минут за 15 до города.
Об этом монастыре и дороге к нему и пойдёт речь здесь. 

Так как Паисиев монастырь на самом деле довольно далеко, от вокзала, стоящего в низине, он не виден:
Тем не менее, к монастырю нетрудно дойти пешком. Перейдём вокзальный путепровод - и мы уже за городом! Люблю, когда граница города проходит по железной дороге...
Косогор, на котором стоит монастырь, называется Лисьи горы и непосредственно у железной дороги покрыт красивейшим сосновым бором:
Почему сосны такие кривые - не знаю. Похожее я видел только на балтийском взморье, где такую форму им придают ветра. А что это за растение, я не знаю - но выглядит оно действительно так:
Если идти через путепровод, пройдёшь вдоль опушки, а тропу через рощу найти сверху проще, чем снизу. За рощей, вдалеке, становятся видны купола Успенского собора - он оказывается намного дальше, чем ожидалось:
Пройдя насквозь деревеньку (возможно, административно это и часть города, не поправляйте) хорошо видишь монастырь за картофельным полем:


Когда и кем был основан монастырь, неизвестно. В начале 15в. он уже был и назывался Никольским. Основным благодетелем монастыря бы местный боярин Иван Овин, которому в 1425 году явилась чудесным образом икона Богоматери. Боярин передал икону монастырю, которым тогда управлял архимандрит Паисий Галичский, и выстроил деревянный Успенский собор. В 1450-м году, взяв Галич, Василий Тёмный попытался вывезти Овиновскую икону в Москву, но якобы икона сама вернулась в монастырь. После Василий раскаялся, просил прощения у Паисия, и в итоге сделал с иконы список. Паисий умер в 1460-м году и был причислен к лику святых, а подлинник Овиновской иконы погиб в Смуту.
Дальнейшая история монастыря была вполне типична для северных обителей. Ныне это действующий женский монастырь.
Святые ворота по виду конца 18 века. Я пришёл сюда около 6 вечера, когда монастырь был уже закрыт для посторонних. Время его работы нигде найти не удалось, а еще на двери монастыря табличка, извещающая о запрете внутри фотосъёмки и курения. Тем не менее, о том, что монастырь закрыт, я не знал - и беспрепятственно вошёл на территорию, где даже нелегально снял кадр:
Успенский собор - не модерновый новодел, а аутентичный храм 1640-х годов. Старейший храм на севере Костромской области, появившийся еще до "строительного бума" конца 17 века. Удивительное сочетание простоты и изящества, и мне кажется, позакомарная кровля  - один из самых совершенных архитектурных приёмов в истории человечества. При всей моей любви к русскому барокко, барочные церкви рядом с древнерусскими - как современные рядом с барочными.

За собором - вторая церковь: Троицкая (1650-е), совмещенная с трапезной и обезглавленная. Её я сфотографировал лишь из-за забора:
Так как на крыльце стояла молодая монашка (вряд ли старше меня) в резиновых сапогах. Я объяснил, что путешественник и хочу просто посмотреть монастырь. Как только я обратился к ней, она отвернулась, дослушав, сказала, что монастырь уже закрыт, и отвернулась вновь. Враждебности в её голосе не было - скорее, боялась смотреть в мою сторону и говорить со мной. Да и правда: на молодого мужчину смотреть в полном отсутствии посторонних - недолго и мыслям греховным поддаться... Всего лишь мыслям - но честной монахине и этого нельзя.
Я покинул монастырь. Внутри уютно, и в общем есть ощущение, что в этом монастыре всё по-настоящему.

В окрестностях:
Хороший вид на город, Шемякину гору и Галичское озеро:
Краешек старого центра. Удивительно, как даже очень целостные русские городки при взглядя издалека распадаются на беспорядочное нагромождение домиков: ведь застройка всё равно достаточно редкая, улицы, дворы и палисадники занимают в разы больше места, чем жилища:

Недавно отреставрированная церковь Михаила Архангела (1789) в селе Михайловское:

Однако Галич был для меня лишь промежуточным пунктом, где, впрочем, я провёл даже немного больше времени, чем в Солигаличе, бывшем целью этой поездки. О Солигаличе и пойдёт речь далее.
 


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ
Житие преп. Паисия Галичского
Преподобный Паисий ГаличскийЖИТИЕ. Преп. Паисий Галичский. (Память 23 мая/5 июня, и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых), игумен, а потом архимандрит в обители Успения Богоматери, располагавшейся на берегу озера, недалеко от города Галича. Неизвестно, где родился он, от каких родителей и где принял иноческий образ, ибо сего не обретается в писаниях. Неизвестно кем и когда построен Галичский монастырь. Обретается лишь в древних летописях Галичских, что при княжении Димитрия Донского († 1389), некто боярин Иоанн, прозванием Овин, жил близ города Галича, и подле его дома был монастырь с церковью ветхою во имя святителя Николая. Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал, вместо него при благоверном московском князе Димитрии Донском был выстроен новый. Пожертвования на строительство были переданы боярином Иоанном (Овином), получившим от некого незнакомца образ Пресвятой Богородицы с условием, что он построит церковь в честь Ее славного Успения. Таким образом после сооружения нового храма Никольский монастырь стал именоваться Успенским.
В 1433 году, пострадав от междоусобных распрей между великим князем московским Василием Васильевичем Темным и его родным дядей Георгием Димитриевичем Галичским, Успенский монастырь лишился и своей главной святыни — образа Божией Матери, ради которого строилась церковь Успения. Великий князь московский решил взять его с собой в Москву. Однако чудесным образом икона Пресвятой Девы вновь оказалась на прежнем месте. Это событие еще более прославило икону, к которой стали приходить на поклонение многочисленные паломники.

                                                             город Галич в прошлом веке                                       Город Галич

Преподобный Паисий, игумен Успенского монастыря, по просьбе галичского князя Димитрия Красного, сына князя Георгия Димитриевича, заказал список чудотворного образа и отправился с ним в Москву просить у великого князя покровительства для своей обители. Святого игумена торжественно, при колокольном звоне встретили великий князь, митрополит Московский Иона († 1461; память 15/28 июня) и многочисленные богомольцы. Преподобный Паисий оставил в Москве принесенный им список чудотворной иконы Божией Матери. В знак благодарности великий князь выдал преподобному Паисию охранную грамоту, предписывавшую наместникам защищать Успенский монастырь от всяких нападений и заботится о его духовном процветании. На обратном пути в монастырь преподобного Паисия сопровождали два московских архимандрита.

Преподобный Паисий подвизался в Успенском монастыре более 70 лет. Он много трудился над благоустройством обители, восстановил ее после разрушения во время княжеских междоусобиц. За строгую подвижническую жизнь и многие иноческие добродетели святитель Иона возвел преподобного Паисия в сан архимандрита.

По прошествии многих лет было извещение преподобному Паисию о скором его исходе. Начал он приготовлять себя к сему великому дню, и не только себя, но и братию, в непрестанных поучениях представляя перед очами ее неизбежный час смертный, и мытарства воздушные и Страшный суд Божий, на котором отделяются овцы от козлищ, но не разумели братия почему он так часто говорит о смерти и суде. Когда же приблизился день кончины, почувствовал преподобный малую болезнь и стал приготовляться всенощным бдением к Божественной литургии, чтобы сделаться причастником Христовых Таин в напутствии живота вечного. После причащения лицо его просветилось небесным светом, и все с изумлением на него взирали, ожидая, что будет. «Помните ли слова мои, — сказал умирающий старец, — как я всегда говорил вам, что близок день Господень великий; день жития нашего уже приклонился к вечеру: вот ныне постиг меня сей день. Молю вас, и после моего отшествия терпите здесь ради Бога, как обещались в обители Пресвятой Богородицы, соблюдая веру до конца нашего подвига, да сподобитесь неосужденно достигнути горнего Сиона и поклониться воскресшему Христу». Плакали братия, разлучаясь с добрым наставником, который, утешая их, обещал за них молиться и говорил, что будет соблюдать обитель, если братия будут соблюдать заповеди Божии.

При самом исходе простерся старец Паисий на убогом одре своем и осенил себя крестным знамением, творя предсмертную молитву: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Блаженная кончина преподобного Паисия последовала в глубокой старости 23 мая 1460 года. Келлия и вся обитель исполнилась благоухания в час его кончины, и со многими слезами погребли его братия в созданной им церкви Успения Богоматери, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери. Успенская обитель после кончины святого была названа его именем.

Город Галич

Почитание подвижника началось вскоре после его смерти — уже под 1488 г. летописи называют Галичский Успенский монастырь Паисиевым. К лику общечтимых святых преподобный Паисий был причислен в царствование Федора Алексеевича, скорее всего, в 1682 г. Тогда ему была составлена служба. В «Иконописном подлиннике» о святом Паисии сказано: «Преподобный отец наш Паисий, игумен, Галичский чудотворец, подобием сед, брада аки Макария Желтоводского, на конец раздвоилась, курчевата; ризы монашеские».

Святые мощи преподобного Паисия почивали под спудом в Успенском храме; там же находилась и чудотворная Овиновская икона Божией Матери.
В 1919 году обитель преподобного Паисия была закрыта. В последующие десятилетия оба его храма превратились в руины; была разобрана ограда со святыми вратами, подверглось уничтожению монастырское кладбище. По свидетельству старожилов, последний служивший в храме священник отец Алексий, покидая село, увез с собой его главную святыню – икону Божией Матери «Умиление»; дальнейшая судьба чудотворного образа неизвестна.

Возрождение Паисиево-Галичского монастыря началось лишь в 90-е годы ХХ века. 5 июня 1992 года сюда впервые за многие десятилетия из Галича пришел крестный ход, возглавлявшийся епископом Костромским и Галичским Александром. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель; ее настоятельницей стала игумения Наталия (Василенок). 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе Успенского храма монастыря состоялось первое богослужение. Ныне паломники, посещающие обитель, могут вновь благоговейно поклониться великой святыне Паисиево-Галичского монастыря и всей древней Костромской земли – почивающим под спудом в Успенском храме святым мощам преподобного Паисия, Галичского чудотворца.
  


ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Монастырь на горе Краснице возник во второй половине XIV века. Его основателем был галичский боярин Иван Овин, создавший не большую ктиторскую обитель на территории своей вотчины. Первоначально монастырь назывался Никольским, но после чудесного обретения Иваном Овиным иконы Божией Матери боярин выстроил в нем храм во имя Успения Божией Матери, после чего монастырь стал называться Успенским, а за иконой, став шей одной из главных святынь галичской земли, укоренилось наименование «Овиновская».

pais-02В первый период истории обители её не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. Но монастырю уг рожали не только чужеземные враги: в 1434 году во время войны меж ду великим князем Московским Василием Васильевичем и галичским князем Юрием Дмитриевичем он был захвачен войсками великого князя, причем Овиновскую икону Божией Матери увезли в Москву. Её вернул назад, видимо, князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как он в том же 1434 году занял Москву. По более поздней легенде икона сама чудесным образом вернулась в обитель.

                                                   на берегу Галичского озера                                  Город Галич

С 30-х годов XV века история обители неразрывно связана с именем её настоятеля — преподобногоПаисия Галичского. К сожалению, мы очень мало знаем об этом подвижнике: неизвестно, откуда он родом, кто были его родители, каково его мирское имя. Жизнь и деятельность преподобного в качестве настоятеля приходятся в основном на эпоху кровавой и жестокой борьбы между галичскими и московскими князьями, в ходе которой князья,

совершая ужасные преступления, жгли и разоряли Русскую землю. Преподобный Паисий дожил до окончания этой долгой войны, завершившейся в 1450 году взятием великокняжеским войском Галича. Он преставился 23 мая (5 июня по новому стилю) 1460 года и был погребен в Успенском соборе своего монастыря. Церковное почитание преподобного Паисия началось вскоре после его кончины. Уже в конце XV века в официальных документах монастырь именовался как Успенский Паисиев.

На протяжении нескольких столе тий все строения монастыря были деревянными. В 40-е годы XVII века, благодари покровительству князя А. М. Львова, обладавшего в костромском крае большими имениями, в нем началось большое каменное строительство. В 1642-1646 годах был возведен холодный Успенский собор — пятиглавый, двухстолпный, трехабсидпый храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского (первый снятой — небесный покровитель основатели | обители, а на день памяти ростовского святителя пришлась кончина преподобного Паисия). Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению историков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни. В 1642 году был освящен теплый Троицкий храм - двухэтажный, трехглавый (причем главы на нём не были собраны в группу, как обычно, а словно выстроены в шеренгу). О значении обители в XVII веке говорит тот факт, что, когда в сентябре 1668 года на церковном соборе в Москве было решено учредить ряд новых епархий, в том числе и Галическую, Паисиев монастырь должен был местом пребывания галичского архиерея (к сожалению, после смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича это решение не осуществилось). Около 1682 года произошла канонизация преподобного Паисия Галичского в качестве общерусского святого, над местом упокоения его мощей в Успенском соборе была устроена рака.

В XVIII-XIX веках Паисиев Успенский монастырь, высоко вознесенный над Галичем и Галичским озером, оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни — Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия — являлись объектом многочисленного паломничества.

Монастырь вблизи Галича был закрыт новой властью в конце 1919 года (еще какое-то время в качестве чале 30-х годов закрыли и их). В последующие десятилетия ансамбль бывшего монастыря понес большие утраты. Была разобрана на кирпич монастырская ограда с изящными Святыми вратами, сбиты все три главы на Троицкой церкви, уничтожено древнее кладбище. Неизвестна судьба пропавшей в это время чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (уцелел лишь один из её списков, ныне находящийся во Введенском кафедральном соборе Галича).

В послевоенное время в Успенском соборе долгое время находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви — дровяной склад. В последние десятилетия храмы были брошены, постепенно превращаясь в руины. Но даже и в таком состоянии они производили очень сильное впечатление. В начале 70-х годов архитектор А. А. Тиц писал о дороге, вьющейся из Галича к горе Краспице, увенчанной Успенским собором: «Лента дороги ползет по глиняному косогору вверх... Сколько людей прошли за шесть столетий по этой дороге, бегу щей среди полей и перелесков? Сколько дум и стремлений вызывали спрятавшиеся в зелени, ставшие частью пейзажа монастырские строения? С мольбой о простом человеческом счастье и страстном желании найти отдохновение от невыносимых житейских тягот, с трепетной надеждой и безысходной тоской многие лета и зимы брели галичане и захожие странники по дороге к обители.

Город Галич

Трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта затерявшаяся среди ополий, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте».

Возрождение Паисиева монастыря началось в 90-е годы. Первый со времен революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года — в день памяти преподобного Паисия, когда его много численные участники во главе с епископом Костромским и Галичским Александром прошли к горе Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель, его первой настоятельницей стала игуменья Наталия (Василёнок). Началось трудное возрождение, уже на следующий год отмеченное поразительным открытием.

К счастью, мощи преподобного Паисия, покоящиеся под спудом в Успенском соборе монастыря, после революции не подвергались вскрытию. В 1995 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра Галичская археологическая экспедиция, возглавляемая московским историком А. Г. Авдеевым, произвела в соборе раскопки с целью обнаружения мощей преподобного. Раскопки эти привели к результатам беспрецедентным в российской археологической практике — был обнаружен «негативный отпечаток на грунте», с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали). Вывод руководителя раскопок А. Г. Авдеева был таков: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. ...Аналогией подобному отпечатку, насколько мне известно, может быть только Туринская плащаница (если только такое сравнение вообще корректно). Во всяком случае, естественнонаучного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен».

Постепенно было восстановлено разрушенное пятиглавие Успенского собора обители. 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе собора произошла первая служба, проведенная архиепископом Костромским и Галичским Александром.

К настоящему времени в обители восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, совершаются богослужения. В июне 2002 года в главном приделе храма была совершена первая Божественная литургия. Восстанавливаются Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница, хозяйственные постройки.

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Паисия Галичского;

- чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери Овиновской.

Адрес: Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, 11.

 

ГОРОД ГАЛИЧ

Множество статей на нашем сайте было про древний Галицкий тракт, соединявший Казанское царство с Галицким княжеством. В разное время называли этот путь по-разному, много легенд и преданий было про эту старинную дорогу, много интересных туристских мест и маршрутов около неё!
И вот, пришла пора рассказать о конечном пункте старинного тракта – городе Галиче Мерьском, который находится не так далеко от нас – в Костромском крае!
Галицкий тракт – свидетель многих исторических событий, жизнь Заволжья на огромном пространстве промелькнула здесь почти за целое тысячелетие!
Есть множество оснований считать, что в древности – этот тракт почти весь был марийским, даже название племени: меря, что обитали на берегах Галичского озера – напоминает: мари. А многие ученные считают, что племена меря, как и другие финно-угры, принимали непосредственное участие в этногенезе марийского народа, расположившись на огромных лесных землях в междуречье Ветлуги и Вятки!

На древней карте так указано – марийцы (черемисы) владели землёй от Казанского ханства до Галицкого княжества! 

Галич - это славная древняя земля, в судьбе которой, как в зеркале, отразилась вся жизнь нашей страны. Нет в ее истории такой даты, к которой не имели бы отношения наши земляки. Давным–давно, когда значительно понизился уровень озер и стали просыхать заболоченные равнины Заволжского края, на берегу Галичского озера и в его окрестностях начал устраивать свои стоянки человек.  
    Крутые склоны берегов Галичского озера в это время заросли лесом, а внизу, около зеркала воды, образовались песчаные холмы – дюны, на которых и встречаются первые следы проживания человека. 
    Много лет назад при рытье карьера у станции Рассолово на пятиметровой глубине были найдены кости мамонта, бизона, шерстистого носорога и пещерного льва. Все эти находки были переданы в зоологический музей Ленинграда.
    Доселе известны стоянка в селе Быки, расположенная на высокой дюне, стоянка на Песках или пляже близ Умиленья, стоянка около села Брюхово на реке Вексе. Кроме того, в литературе названы стоянки «у села Фрола и Лавра» и две стоянки на устьях впадающей в озеро с восточной стороны речки Середней. 
    Отдельно от всех обозначена стоянка у села Туровского на Заячьей горке, при устье речки Лыкшанки. Раскопками В.А.Городцова (1929 г.) здесь было открыто 9 землянок и хорошей выделки посуда красноватой глины с ямочно – гребенчатым орнаментом. Эта стоянка прославилась еще раньше находкой в речке Лыкшанке клада медных орудий, среди которых были медный топор с вислым обухом и медные идольчики оригинального вида.
    В VI  и начале IХ столетиях со Среднего Урала на запад и потом на юг устремились восточно-финские угорские племена. 
    Одно из них - «меря», по летописным известиям, заселяло и область Галичского озера.
    По мнению профессора П.П.Смирнова, первым городом на Галичском озере мог быть только мерянский городок, занимавший одну из прибрежных возвышенностей, быть может, ту самую, на которой впоследствии были сооружены укрепления Балчуга. Этот городок на Галичском озере в ХI – ХЦ столетиях становится одним из центров славянской колонизации края, почему и получает свое славянское название в память южного Галича на Днестре, но в отличие от последнего получает название Галича – Мерьского. 

                                                 церковь святителя Василия Великого                                Город Галич

    В 1245 году Галичский удел стал самостоятельным княжеством. Родоначальником первой династии галичских князей был внук Всеволода Большое Гнездо – Константин Ярославич Удалой, родной брат Александра Невского. Как о Константине Ярославиче, так и о потомках его,  весьма мало известий.

    В 1237 году на Русь вторглись монголо–татары. Во главе полчища завоевателей стоял хан Батый. Татары с черемисами совершали грабительские набеги на Галичский уезд, захватывали население и уводили его в плен.
    Русское правительство создало вдоль границы оборонительный рубеж. Территория Галичского уезда была разбита на военно-административные районы – осады. В центре осады был город, за стенами которого жители могли сесть в осаду – отсидеться, как тогда говорили. 
   Уже в это время начались ссоры между московскими и ростовскими князьями за права наследования Галичского удела. Только твердая рука московского князя Дмитрия, прозванного позднее Донским, смогла остановить междоусобицу.
    Положительные известия о галицких князьях из рода Ивана Даниловича Калиты начинаются с конца Х1У века. По духовному завещанию Димитрия Донского Галич достается его сыну Юрию, который стал родоначальником второй династии галичских князей.

 

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
 Н. А. Зонтиков, Игум. Ферапонт (Кашин). // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 464-470. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3. 
Святые места Костромской области.
http://varandej.livejournal.com/283988.html
http://kostromka.ru/

ВложениеРазмер
490766797 (1).jpg151.78 КБ
490766797 (2).JPG71 КБ
490766797 (3).jpg101.3 КБ
490766797 (4).jpg191.13 КБ
490766797 (5).jpg101.92 КБ
490766797 (6).jpg96.17 КБ
490766797 (7).jpg115.7 КБ
490766797 (8).jpg161.02 КБ
490766797 (9).jpg516.44 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru